площадь карьера михайловского гока

Видео:Взрыв в карьере Михайловского ГОКа по добыче железной руды, Курская облСкачать

Взрыв в карьере Михайловского ГОКа по добыче железной руды, Курская обл

Сердце железного города. 60 лет назад в карьере МГОКа добыли первый ковш руды

«И когда казалось – правь надеждам тризну, из-под Курска прямо в нас настоящею земной любовью брызнул будущего приоткрытый глаз. » Так о Михайловском месторождении написал Владимир Маяковский. Спустя годы «приоткрытый глаз» превратился в око земли, его видно даже из космоса. Благодаря ему появился город Железногорск, для которого 10 июня – дата особая. Именно в этот день 60 лет назад случилось знаменательное событие: был добыт первый ковш железной руды. Мы решили вспомнить, с чего все начиналось, какие рекорды ставили и до сих пор ставят на Михайловском ГОКе и при чем тут древние морские ящеры.

площадь карьера михайловского гока

Первая руда пошла на сувениры

То, что на территории Курской губернии происходит что-то аномальное, подметили давно. Еще в 1773 году академик Петр Иноходцев, исследуя курскую землю, обратил внимание на необычную «аномалию поля земного магнетизма». Однако первые серьезные изыскания провели больше века спустя. Результаты оказались настолько ошеломительными, что вызвали недоверие у западных ученых. С проверкой в Курск прибыл директор Парижской магнитной обсерватории, профессор Муро. Его исследования подтвердили правильность предположений российских геологов о залегании в Курской губернии богатейших месторождений железных руд. Были сделаны первые скважины. Но, видимо, бурили не там, где надо, поэтому до руды тогда дойти не смогли. Идею даже хотели похоронить. Не сдавался лишь профессор Московского университета Эрнест Лейст. Он в одиночку на свои средства продолжал работу еще 14 лет. О ее результатах в 1918 году стало известно Льву Красину, члену Президиума Высшего совета народного хозяйства. В 1920 году, несмотря на разруху и Гражданскую войну, Ленин подписывает постановление «О развертывании буровых работ в районе Курской магнитной аномалии». На сегодня Курская магнитная аномалия – это мощнейший железорудный бассейн планеты, считающийся одним из крупнейших в мире.

Непосредственно Михайловское месторождение было открыто в 1950 году. 3 августа 1957 года было принято правительственное решение о начале строительства горнорудного предприятия по добыче богатой железной руды Михайловского рудника. В сентябре того же года была создана дирекция строящегося Михайловского железорудного комбината во главе с директором Иваном Митрофановым. А параллельно приступили к стройке Железногорска. Сейчас в это трудно поверить, но в те годы на месте города были просто поля, луга да небольшие деревеньки. И толчок в развитии Железногорска даст именно разработка карьера.

«10 июня 1960 года в 16:40 добыт первый ковш богатой курской руды. 20 июня того же года прогремел первый в истории карьера взрыв, и началась промышленная добыча железной руды», – писала официальная пресса тех лет. За сухими строчками – начало целой эпохи. Тогда все понимали, насколько это было важнейшим из свершений: есть руда – значит, расти и развиваться комбинату, быть городу.

В архивах зафиксировано, что первый ковш руды поднял экскаватор №8, за рычагами которого сидел молодой машинист Николай Клименко. Тогда же он скажет: «Заслуга в добыче первых тонн принадлежит всему горняцкому коллективу и в том числе нашей бригаде во главе с Фролом Кемайкиным. А мне – курскому парню – просто доверили поднять «на гора» первый ковш железных камней » Тогда для горняков это стало долгожданным праздником. По этому случаю прямо в карьере провели митинг, грузовики, украшенные цветами, торжественно вывезли первую руду Михайловского месторождения Кстати, один из самосвалов с той самой первой рудой приехал в рабочий поселок. Железный груз был разобран на сувениры.

площадь карьера михайловского гока

Фрол Кемайкин – человек-легенда

В компании «Металлоинвест» бережно хранят память героев-первопроходцев. А на Михайловском ГОКе передают из поколения в поколение славные трудовые традиции. В конце мая в Железногорске в сквере горняков-первопроходцев установили бюст Фролу Кемайкину – Герою Социалистического Труда, легендарному бригадиру экскаваторной бригады, добывшей первый ковш железной руды Михайловского месторождения. Официальное открытие скульптуры состоится 10 июня, в тот самый день, когда 60 лет назад горняки дали старт развитию крупнейшего предприятия региона.

Кемайкин еще при жизни стал человеком-легендой, примером труженика и созидателя. Однажды став первым, Фрол Сергеевич каждый день подтверждал это право: ответственно работал, учил молодежь, помогал людям. Трудовую деятельность Фрол Сергеевич Кемайкин начал в 1943 году в колхозной кузнице – сначала молотобойцем, затем кузнецом. После службы в армии окончил курсы машиниста экскаватора и был направлен на Атасуйский железный рудник Карагандинской области, где проработал до 1958 года. Тогда по приглашению он переехал в Курскую область, на Михайловский железорудный комбинат. Экипаж Кемайкина не раз действовал в сложных условиях, на самых трудных участках. Так что почетное право добыть первую руду эта бригада получила вполне заслуженно.

Ветераны комбината хранят воспоминания о том, каким был карьер в первые годы освоения. Первопроходцы рассказывают, что карьер тогда был настолько мал, что с одной стороны на другую можно было добраться, просто перешагнув по лестницам. «Когда я пришел сюда работать, карьера, по сути, практически не было, – рассказывает Валерий Черкаев. – Можно было разговаривать, стоя на разных его «бортах». И прекрасно друг друга слышали».

Добычу первой руды на Михайловском ГОКе ветеран-первопроходец комбината Михаил Чепелев считает одним из самых радостных событий в жизни. Как он вспоминал, курская земля упорно не хотела отдавать людям свое сокровище. То карьер начнут затапливать грунтовые воды, то путь к руде внезапно преградит 200-метровая известковая плита, которую пришлось взрывать Но ветеран помнит до сих пор и то горячее, искреннее стремление всего коллектива поскорее добыть и дать стране первый ковш долгожданной курской руды.

площадь карьера михайловского гока

Квартира в кузове самосвала

За 60 лет карьер разросся так, что, стоя на смотровой площадке, взглядом окинуть этот подземный город с марсианскими пейзажами сложно. По дорогам, причудливо обвивающим карьер, длина которого почти шесть километров, а ширина около трех, движется техника. Только сверху гигантские машины кажутся не больше муравья, а железнодорожные составы напоминают гусениц.

Сейчас глубина карьера составляет 385 метров! Представьте: если на дне разместить двенадцать девятиэтажных домов, поставленных друг на друга, крыша последнего как раз доберется до верхней части. А вот Эйфелева башня там «потеряется» – ее высота всего 324 метра.

В первые годы разработку Михайловского месторождения начинали экскаваторы с емкостью ковша всего 0,5 куба. Сегодня, реализуя стратегию развития и постоянно повышая эффективность производства, Металлоинвест последовательно приобретает для МГОКа современную технику. В карьере трудятся экскаваторы с объемом ковша от 12 до 25 кубометров. Ковш одного из мощнейших экскаваторов Hitachi по своим размерам сопоставим с комнатой площадью 14 квадратных метров.

Вывозят руду большегрузные самосвалы. Самые первые из них были грузоподъемностью 5–7 тонн. Мелочь по сравнению с современной техникой! А это самосвалы грузоподъемностью от 130 до 220 тонн! Грузоподъемность, например, 180-тонного «БелАЗа» позволила бы ему провезти три новейших российских танка «Армата»!

За смену большегруз проезжает по извилистым дорогам около 150 километров. Это больше, чем расстояние от Железногорска до Курска. В кузове самого большого самосвала, площадь которого 42,5 квадратных метра, можно без труда разместить стандартную двухкомнатную квартиру панельной пятиэтажки! А вот колесо от «БелАЗа» в такую квартиру, где высота потолков, как правило, два с половиной метра, не поместится: его диаметр – 3,6 метра.

площадь карьера михайловского гока

Как это работает

Чтобы руда, добытая в карьере, стала востребованной на мировом рынке продукцией, ей приходится проделать длинный путь. Постараемся простым языком объяснить, как это происходит. Сначала она делится на две части: богатая (то есть с большим содержанием железа в кусках кварцита) направляется на дробильно-сортировочную фабрику. А бедная – на обогатительную фабрику. Здесь руду сначала измельчают, превращая в железорудный концентрат, размер частичек которого не превышает 44 микрона. Для сравнения – толщина человеческого волоса составляет 40–90 микронов.

Далее концентрат смешивается со специальными добавками – бентонитовой глиной и известняком. На фабрике окомкования полученная масса комкуется, получаются сырые окатыши диаметром примерно 12 миллиметров. Их легко раздавить пальцами. По конвейерной ленте их отправляют в печь, которую еще называют сердцем фабрики. Там окатыши обжигают при температуре почти 1300 градусов, после чего они способны выдержать давление пресса массой 270 килограммов.

Железорудные окатыши – один из наиболее востребованных видов продукции на российском и зарубежном рынках. Это готовое сырье для металлургических заводов, предназначенное для выплавки металла, которое отвечает передовым стандартам отрасли и требованиям даже самых взыскательных партнеров комбината. Так, курская руда есть в металле, из которого сделаны мост на остров Русский (Владивосток), вокзальный комплекс Олимпийского парка в Сочи, стадион ФК «Краснодар», мобильная башня обслуживания космодрома «Восточный».

Михайловский ГОК – это сложное инновационное и наукоемкое производство, на котором ежегодно внедряются новые технологии, реализуются масштабные проекты. Была построена 3-я обжиговая машина, внедрена технология тонкого грохочения, благодаря чему удалось существенно повысить качество железорудного концентрата. Также Металлоинвест ведет на МГОКе строительство дробильно-конвейерного комплекса, который будет доставлять руду с самых нижних горизонтов прямо на поверхность. По размерам и конфигурации конвейер станет уникальным в России: угол наклона составляет 37 градусов, высота подъема – 215 метров.

площадь карьера михайловского гока

Останки плиозавра и уникальная фауна

Михайловский карьер – это не только крупные залежи железа. Богат рудник и необычными находками. Например, здесь были обнаружены фрагменты скелета морской рептилии, предположительно, плиозавра, жившего на нашей планете 120 миллионов лет назад. Тогда на территории Курской области плескался океан.

В длину плиозавры достигали 16 метров (из них около двух метров – только голова!) и весили около 12 тонн. Это были самые настоящие морские чудовища – с сильной мускулистой шеей и острыми зубами. Из-за огромных мощных челюстей они были грозой для других ящеров – плезиозавров и ихтиозавров. Скелет древнего животного пополнил коллекцию Железногорского краеведческого музея.

В 2017 году при подготовке проектной документации для развития комбината Металлоинвест пригласил археологов исследовать территорию. Тогда было сделано сенсационное открытие: ученые обнаружили археологический объект, который предварительно датируется III–V веками и относится к киевской археологической культуре раннеславянского круга древностей. Компания «Металлоинвест» даже была награждена Почетной грамотой Главгосэкспертизы России за вклад в сохранение объектов культурного наследия.

Удивительные открытия дают исследования ландшафтов МГОКа. В прошлом году ученые Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина зарегистрировали там богатое разнообразие флоры и фауны. Хотя, казалось бы, промышленная зона, кто там может обитать? Но выяснилось, что территорию облюбовали как типичные, так и редкие виды. В ходе ботанических исследований выявлено множество растений, грибов, лишайников. На территории карьера и отвалов обнаружено 645 видов беспозвоночных, 577 видов насекомых, на водоемах – 15 видов рыб, 7 видов земноводных, 4 вида пресмыкающихся. Также ученые зафиксировали 149 видов птиц, из которых восемь занесены в Красную книгу России. Рядом с карьером Михайловского ГОКа обитают 17 видов млекопитающих. Все это говорит об экологическом благополучии территории. А к этой теме у руководства Металлоинвеста и МГОКа особое отношение. Каждый новый производственный объект, внедряемая технология рассматриваются не только с точки зрения экономики, энергоэффективности, безопасности труда, но и экологии.

Видео:ГИГАНТСКИЙ КАРЬЕР ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ. МИХАЙЛОВСКИЙ РУДНИК. «МГОК» ЖЕЛЕЗНОГОРСК, СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА.Скачать

ГИГАНТСКИЙ КАРЬЕР ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ. МИХАЙЛОВСКИЙ РУДНИК. «МГОК» ЖЕЛЕЗНОГОРСК, СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА.

Михайловский ГОК в Курской области — стоит ли посетить?

Видео:Железногорский железорудный карьер / Михайловский ГОКСкачать

Железногорский железорудный карьер / Михайловский ГОК

Что такое Михайловский ГОК?

Аббревиатура «ГОК» расшифровывается как горно-обогатительный комбинат.

В Интернете много информации о данном комбинате, описанной с научной точки зрения. Я постараюсь объяснить простым языком. По сути, это месторождение железной руды, которую добывают и пребразуют в соответствующее сырье.

Видео:В карьере Михайловского ГОКа начал работать ещё один 240-тонный самосвалСкачать

В карьере Михайловского ГОКа начал работать ещё один 240-тонный самосвал

Где находится МГОК?

Михайловское железнорудное месторождение одно из самых крупных в России. Находится оно недалеко от города Железногорска Курской области.

На карте это выглядит вот так:

площадь карьера михайловского гока

Видео:Взрыв в карьере Михайловский ГОКСкачать

Взрыв в карьере Михайловский ГОК

Стоит ли посещать МГОК?

Мое мнение — стоит, но есть свои нюансы.

площадь карьера михайловского гока

Вам стоит посетить ГОК, если вы:

  • живете в соседней области (напоминаю, что ГОК находится в Курской области)
  • хотите разнообразить выходные или просто любите покататься на машине
  • собираетесь просто полюбоваться видом

Вам НЕ стоит туда ездить, если вы:

  • живете слишком далеко
  • плохо переносите дорогу
  • не хотите гнать машину по плохой дороге и грунтовке (ниже расскажу более подробно)
  • планируете отдых в ГОКе

Видео:Михайловский ГОКСкачать

Михайловский ГОК

Поездка в ГОК

Мы сознательно поехали в ГОК, потому что от Орла до карьера всего 1,5 часа неспешной езды. Более долгой дороги карьер не стоит. Объясню почему.

После съезда с трассы дорога на ГОК тянется еще приблизительно 2-3 км. Съезд с трассы не пропустит даже невнимательный, так как на развилке установлена стела «Рудник», как на фото ниже.

площадь карьера михайловского гока

По мере приближения к смотровой площадке дорога значительно ухудшается вплоть до грунтовки. Окна машины в этот момент лучше закрыть — пыли будет много. Грунтовый настил ярко рыжего цвета, как ржавчина.

площадь карьера михайловского гока

Сама смотровая площадка достаточно небольшая — асфальтированная местность и перила.

площадь карьера михайловского гока

площадь карьера михайловского гока

А теперь основное.

площадь карьера михайловского гока

Объяснить это могу только одним — добывают железную руду с помощью взрыва, о чем написано на информационном стенде.

площадь карьера михайловского гока

Тем, кто решится ехать, советую взять с собой бинокль. ГОК находится на определенном удалении от смотровой площадки и обычным взглядом рассмотреть получается далеко не все. Размеры, конечно, впечатляют.

Меня поразило, что по всему карьеру построена железная дорога и по ней передвигаются длинные составы. С другой стороны, а что еще ожидать? Нужно же как-то транспортировать добытый материал.

Помните пункт, про отдых на природе? Так вот, развести костер и пожарить мясо вы там точно не сможете. Во-первых, слишком негде, во-вторых, слишком пыльно.

Лично нам — понравилось. И прокатились, и новое место посмотрели. Хотите ли поехать вы? Решать только вам.

Видео:Михайловский ГОКСкачать

Михайловский ГОК

Михайловский ГОК видео

Прошу прощения за качество видео. Весной постараюсь записать более качественное и информативное.

Видео:ЖЕЛЕЗНОГОРСК Курская область Карьер Михайловского ГОКа Russia Travel GuideСкачать

ЖЕЛЕЗНОГОРСК Курская область Карьер Михайловского ГОКа Russia Travel Guide

Зачем туристам ехать к железорудному месторождению в Железногорске

В США и Европе промышленный туризм развивается с XX века: в Великобритании желающие могут попасть на завод Bentley, в Германии — увидеть, как собирают самолеты Airbus или готовят шоколадки Ritter Sport. Таких программ — десятки. В России же сегмент промтуризма только начинает развиваться. Этим летом туристов начали принимать на одном из предприятий «Металлоинвеста» — Михайловском горно-обогатительном комбинате имени А. В. Варичева.

До Железногорска из Москвы можно добраться на машине или поезде Москва — Курск (шесть и семь часов пути соответственно). Одна беда — на станцию Михайловский рудник состав приходит в 5:19 утра. Для экскурсии рановато — значит, нужен отель. Один из вариантов — гостиница «Железногорск». Это самый удобный вариант, поскольку сейчас экскурсия начинается с Дворца горняков, который находится буквально в 100 метрах от отеля. Скоро в гостинице будет оборудован информационно-туристский центр, который станет новой стартовой точкой всех экскурсий.

площадь карьера михайловского гокаФото: Маша Берлинер

Все экскурсионные маршруты , разработанные на МГОКе, начинаются с посещения музея Михайловского месторождения. Тут гостям рассказывают о Курской магнитной аномалии, открытой в 1773 году российским астрономом Петром Иноходцевым, и о начале промышленного освоения Михайловского железорудного месторождения.

Здесь же, в здании Дворца горняков, недавно появился симулятор работы на экскаваторе — с помощью VR-очков и двух джойстиков, которые идентичны настоящим органам управления, можно «погрузить» в самосвал необходимое количество руды. Время, как и в реальной рабочей смене, ограничено, реалистичность — максимальная. С первого раза получается не у всех.

Дальше гостей МГОКа ждет инструктаж, после которого каждый участник экскурсии расписывается в журнале посещений и получает спецодежду. Тут все серьезно: каска, куртка, штаны, ботинки с металлическим носом, очки, беруши и респиратор. Внутри фабричных помещений опасно, очень шумно, на последнем этапе производства дышать без специальной маски нельзя, а туристов с астмой туда не пускают. О диагнозе нужно заранее рассказать экскурсоводу и учитывать наличие заболевания при выборе программы.

Переодевшись, едем на вторую точку маршрута — карьер Михайловского ГОКа.

Видео:Пресс-тур на «Михайловский ГОК им. А. В. Варичева»Скачать

Пресс-тур на «Михайловский ГОК им. А. В. Варичева»

Гранд-карьер

Смотровую площадку на краю карьера открыли совсем недавно, установив здесь оформленную в фирменном стиле «Металлоинвеста» арка.

площадь карьера михайловского гокаФото: Маша Берлинер

С этой точки большие шагающие экскаваторы и 240-тонные БелАЗы кажутся крошечными, их размер — не больше ногтя. Конечно, это оптическая иллюзия — техника находится очень далеко и глубоко: длина Михайловского карьера — 5,9 километра, ширина — 2,6, а самая глубокая его точка — 383 метра. Для сравнения: высота башни «Федерация» в столичном Сити — 374 метра.

площадь карьера михайловского гокаФото: Маша Берлинер

Кстати, про БелАЗы. Одну из таких машин, проработавшую в карьере почти 14 лет, установили прямо на смотровой. Теперь 130-тонный БелАЗ, как замечают сотрудники МГОКа, — любимый арт-объект гостей предприятия, фото, сделанное рядом с ним и опубликованное в инстаграме, — must have для промышленного туриста. Действительно, как не сфотографироваться с машиной, высота колеса которой 3,6 метра и в чей кузов может поместиться однокомнатная квартира? Один такой БелАЗ за год перевозит количество руды, которого хватило бы на изготовление всех металлических конструкций Крымского моста или сразу девяти Эйфелевых башен.

площадь карьера михайловского гокаФото: Маша Берлинер

«Место для смотровой площадки и БелАЗа выбрали так, чтобы можно было увидеть все виды карьерных работ: справа работают шарошечные буровые станки ( предназначены для бурения скважин, в которые закладывают взрывчатку. — Прим. ред. ), прямо под нами руду грузят в вагоны-самосвалы, а вдалеке находится дробильно-конвейерный комплекс, где породу дробят, а затем поднимают наверх», — говорит Ольга Харланова, начальник управления корпоративных коммуникаций МГОК.

Карьер на первый взгляд похож на американский Гранд-каньон. Но Ольга Харланова дает понять, что это не совсем правильное сравнение: каньон в штате Аризона — хоть и огромное, но все-таки природное образование, а карьер в Железногорске — результат усилий тысяч людей, которые приходят сюда на работу уже больше 60 лет. Каждый день.

«Михайловское месторождение появилось в 50-х благодаря богатой руде, однако быстро стало понятно, что ее очень мало, она покрывает месторождение тонким слоем, — рассказывает Игорь Исайко, который долгое время работал на комбинате геофизиком. — Но работу по разработке карьера останавливать не стали, потому что главное достоинство нашего месторождения не в богатой руде, а объемах других руд с содержанием железистых кварцитов и магнетитов». Эти минералы окрашивают месторождение в разные цвета: там, где больше магнетитов, карьер темно-серый, а оранжевый оттенок его стенкам придают окисленные железистые кварциты.

После осмотра карьера выезжаем на следующий этап производства — фабрики обогащения и окомкования.

площадь карьера михайловского гокаФото: Маша Берлинер

Видео:Промышленный туризм на Михайловский ГОК набирает популярностьСкачать

Промышленный туризм на Михайловский ГОК набирает популярность

«Жареные» окатыши

На этих фабриках в огромных цехах, пройдя через десятки сложнейших агрегатов, руда превращается в концентрат.

«Сначала продробленная ( измельченная. — Прим. ред. ) руда попадает в так называемые “мельницы” — барабаны, в которых специальные шары размалывают ее в порошок, — рассказывает начальник цеха обогащения Евгений Хатюхин. — Затем руду смешивают с водой и прогоняют получившуюся массу через магнитные барабаны. Этот процесс называется обогащением. После еще одного этапа измельчения мы получаем так называемый железорудный концентрат — средний диаметр одной частицы — 44 микрона ( сопоставимо с толщиной человеческого волоса . — Прим. ред. )».

Породу, которая не пригодна для использования, отправляют в так называемое «хвостохранилище», которое находится в нескольких километрах от карьера. «Хвостами» на МГОКе называют породу, из которой пока нельзя получить концентрат. «Но технологии не стоят на месте, и в будущем и из этих отходов можно будет “достать” железо», — поясняет Хатюхин.

После обогащения концентрат попадает на фабрику окомкования. Здесь «рождается» один из основных видов продукции, которую выпускает Михайловский ГОК, — окатыши — небольшие шарики диаметром от 8 до 12 мм. Процесс их производства напоминает приготовление клецок из муки. Но если клецки варят, то окатыши — «жарят»:

«На фабрике концентрат смешивают с различными добавками, например, флюсом и бентонитовой глиной, — говорит Юрий Сорокин, заместитель главного инженера фабрики окомкования. — Дальше эта масса идет в барабаны-окомкователи. Так мы получаем те самые “окатыши”. И наконец, окатыши проходят через óбжиговую машину».

Фабрика окомкования, где установлены обжиговые машины, появилась на МГОКе в 1976 году. Первые две машины выпускали по 3,2 миллиона тонн окатышей в год каждая, после модернизации их суммарная мощность выросла до 10 миллионов. В 2015 году на фабрике открыли обжиговую машину №3. В результате Михайловский ГОК теперь занимает первое место в России по выпуску железорудных окатышей.

площадь карьера михайловского гока3-я обжиговая машина Фото: Михайловский ГОК

Почему МГОК не может продавать концентрат без дополнительной обработки? Тогда не пришлось бы строить дополнительные огромные цеха для производства окатышей. Понять это поможет еще одна кулинарная аналогия: если в небольшую сковороду разбить много яиц, яичница, скорее всего, снизу подгорит, а сверху останется слишком жидкой. Здесь то же самое: окатыши лучше, чем концентрат, плавятся в доменной печи, так как жар равномерно распределяется в пространстве между «шариками». К тому же такой продукт проще перевозить на большие расстояния — он не разлетится и не впитает слишком много влаги.

Металл, полученный из руды Михайловского месторождения, использовали для строительства несколькb[ объектов, знаковых для российской экономики последних лет, говорит Ольга Харланова: «Мост на остров Русский, вокзальный комплекс Олимпийского парка в Сочи и мобильная башня обслуживания на космодроме Восточный. Кроме того, мы поставляем окатыши на Магнитогорский металлургический комбинат, а это предприятие отгружает стальные листы на Челябинский трубопрокатный завод. Там производили трубы для проекта ”Северный поток — 2”».

Видео:Лучшая экскаваторная бригада рудоуправления Михайловского ГОКаСкачать

Лучшая экскаваторная бригада рудоуправления Михайловского ГОКа

Касатики и счастье

Маршрут «В сердце карьера» заканчивается в центре современного искусства «Цикорий». Если в Москве с десяток подобных мест, то для Железногорска это уникальное культурное пространство и, как пишут коллеги из «Афиши», «единственное место в городе, где можно выпить флэт-уайт».

«Цикорий» находится в здании бывшей пекарни, которая когда-то принадлежала дедушке основательницы центра Александры Дорофеевой. Идея проекта у выпускницы МГУ и Эстонской академии художеств родилась из урбанистической концепции «третьего места» — городского пространства, не связанного с домом и работой. Таких площадок, тем более имеющих отношение к современной культуре, в Железногорске раньше не было. Концерты, мастер-классы и выставки, которые устраивали местные власти во Дворце культуры и техники , были рассчитаны на дошкольников или тех, кому больше 30, а не на молодежь.

площадь карьера михайловского гокаАлександра Дорофеева и Валерия Солодникова Фото: Маша Берлинер

Сначала «Цикорий» был местом, где собирались единомышленники создательницы, которые хотели менять пространство вокруг себя, а не ехать за призрачным успехом в столицу.

В 2020 году «Цикорий» получил звание «Институции года — 2020» на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow. После этой победы на проект обратили внимание московский центр «Гараж» и фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» — в здании пекарни сделали перепланировку и ремонт, починили крышу. Теперь здесь регулярно проходят биеннале и кинопоказы.

Сегодня в «Цикории» проходит организованная совместно с Михайловским ГОКом выставка «Где найти касатиков?». Касатики, как объясняют кураторы, — это выдуманные существа, которые рождаются из железной руды в Михайловском карьере, и одновременно — « нематериальные единицы счастья».

площадь карьера михайловского гока«Эволюция касатиков», художница Юлия Матвиенко Фото: Маша Берлинер

По мнению Александры Дорофеевой, программа промышленного туризма на МГОКе может привлечь в Железногорск новые рабочие и творческие силы: «Недавно я побывала на Северском трубном заводе ( один из старейших уральских металлургических заводов, расположенный в городе Полевскóй. — Прим. ред. ), там у меня возникло сильное желание остаться в городе и служить этой “силе”. Будет круто, если у кого-то такое желание возникнет во время визита в Железногорск, и этот “кто-то” с этим желанием справиться не сможет».

🔥 Видео

Как на самом деле произошел обвал карьера Восточный. Съемка с карьера.Скачать

Как на самом деле произошел обвал карьера Восточный. Съемка с карьера.

В карьере МГОКа строится дробильно-конвейерный комплексСкачать

В карьере МГОКа строится дробильно-конвейерный комплекс

Михайловский ГОК. г. Железногорск. Курская областьСкачать

Михайловский ГОК. г. Железногорск. Курская область

Михайловский ГОК вышел в число мировых лидеров по производству железорудного сырьяСкачать

Михайловский ГОК вышел в число мировых лидеров по производству железорудного сырья

Взрыв в карьере Михайловский ГОК 26.04.19гСкачать

Взрыв в карьере Михайловский ГОК 26.04.19г

Михайловский ГОК: погрузка рудыСкачать

Михайловский ГОК: погрузка руды

Карьер Михайловского ГОКа, г. ЖелезногорскСкачать

Карьер Михайловского ГОКа, г. Железногорск

Экскурсия в подразделения Михайловского ГОКа для школьников городаСкачать

Экскурсия в подразделения  Михайловского ГОКа для школьников города

Карьер Михайловского ГОК. Работа техники.Скачать

Карьер Михайловского ГОК. Работа техники.
Поделиться или сохранить к себе: