площадь кабинета маммографии санпин

Содержание
  1. Требования к помещениям и оборудованию рентгеновского кабинета
  2. Требования к помещениям для размещения рентгеновских аппаратов
  3. Требования к составу и площади рентгеновского кабинета
  4. Требования к процедурной рентген-кабинета
  5. Требования к фотолаборатории
  6. Прочие требования к помещениям и оборудованию рентген-кабинетов
  7. Площадь кабинета маммографии санпин
  8. Состав и площадь рентгеновского кабинета/помещений рентгеновского кабинета
  9. Рентгеновский кабинет в здании: основные требования
  10. Помещение для размещения рентгеновского оборудования
  11. Процедурная рентгеновского кабинета
  12. Размещение рентгеновского аппарата
  13. Фотолаборатория
  14. Иные требования к помещениям рентгеновского кабинета
  15. Начало и окончание работы в рентгеновском кабинете
  16. Необходимые формальности
  17. Какие новые требования к условиям труда с 2021 года (СанПин СП 2.2.3670-20)
  18. Новый СанПин
  19. Какие отношения охватывает новый регламент
  20. Требования к рабочему месту
  21. Особенности условий труда женщин
  22. Контроль за условиями труда

Видео:Новые требования к помещениям лечебно-профилактических учреждений и их содержанию | 24.11.21Скачать

Новые требования к помещениям лечебно-профилактических учреждений и их содержанию | 24.11.21

Требования к помещениям и оборудованию рентгеновского кабинета

Содержание:

Оснащение рентгеновского кабинета и размещение в нем аппаратуры осуществляется по проекту, разработанному организацией, у которой есть лицензия, позволяющая заниматься проектированием средств радиационной защиты и размещением генерирующих источников ионизирующего излучения.

Рентгеновский кабинет представляет собой комплекс помещений, у каждого из которых есть определенное назначение. Ко всем помещениям и размещаемому в них оборудованию предъявляется ряд нормативных и технических требований, которые будут рассмотрены далее.

Видео:Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организацияхСкачать

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях

Требования к помещениям для размещения рентгеновских аппаратов

Рентгеновские кабинеты (помимо рентгеностоматологических) не допускается оборудовать в жилых зданиях, а также в зданиях детских учреждений. Рентген-кабинеты разрешается размещать в поликлиниках, которые функционируют в жилых домах, если смежные с ними помещения нежилые. Также рентгеновский кабинет может находиться в пристройке или в цокольном этаже жилого здания, если у него есть отдельный вход.

Помещения с рентгеновским оборудованием по возможности размещаются:

  • централизованно – в виде рентгеновских блоков или отделений на стыке поликлиники и стационара (за исключением рентгеновских кабинетов туберкулезного, инфекционного и акушерского профилей, иногда – кабинетов флюорографии);
  • в торцевых частях здания;
  • изолировано от помещений, откуда может протекать вода (душевых, бассейнов, процедурных);
  • изолировано от палат для детей и беременных.

Рентген-кабинет не должен быть проходным. Вход в него оборудуется отдельно от входа в поликлинику или стационар.

Видео:Кабинет маммографии перенесли в центр городаСкачать

Кабинет маммографии перенесли в центр города

Требования к составу и площади рентгеновского кабинета

В состав рентгеновского кабинета входят, как минимум, 3 изолированных помещения:

  • процедурная, где размещается рентген-аппарат и выполняются работы с ним;
  • комната управления рентгеновским оборудованием;
  • кабинет врача.

Также в состав кабинета могут входить фотолаборатория, комнаты для раздевания и ожидания, комната для персонала и т. д.

Требования к площади отдельных видов помещений рентгеновского кабинета изложены в Приложении 5 к СанПиН 2.6.1.1192-03.

В этой таблице представлены требований по площади процедурных в зависимости от типа используемого рентгеновского аппарата.

Тип рентген-аппарата

Минимальная площадь, м2

Требуется использовать каталку

Не требуется использовать каталку

Рентгенодиагностический комплекс (РДК) с полным набором штативов (ПСШ, стойка снимков, стол снимков, штатив снимков)

РДК с ПСШ, стойкой снимков, штативом снимков

РДК с ПСШ и универсальной стойкой – штативом, рентгенодиагностический аппарат с цифровой обработкой изображения

РДК с ПСШ, имеющим дистанционное управление

Аппарат для рентгенодиагностики методом рентгенографии (стол снимков, стойка для снимков, штатив снимков)

Аппарат для рентгенодиагностики с универсальной стойкой-штативом

Аппарат для близкодистанционной рентгенографии

Аппарат для дальнедистанционной рентгеноскопии

Аппарат для маммографии

Аппарат для остеоденситометрии

Здесь можно увидеть требования по составу и площади помещений рентгеновского диагностического кабинета.

Тип помещения

Минимальная площадь, м2

Общие помещения кабинета (отделения)

Кабинет заведующего отделением

10 (+3 кв.м на каждого дополнительного сотрудника)

Комната просмотра результатов (снимков)

Кабина для приготовления бария

Кладовая запасных частей

Кладовая предметов уборкиПомещение временного хранения рентгеновской пленки (не более 100 кг)Комната личной гигиены персоналаУборные для персонала и пациентов

3 на одну кабину

КомпьютернаяИнженернаяФлюорографический кабинет для массовых обследований

Флюорографический кабинет для диагностических снимков

— комната управления (при отсутствии защитной кабины)

— кабина для раздевания*

— кабинет врача (для аппаратов с цифровой обработкой изображения)

Кабинет рентгенодиагностики методом рентгеноскопии и рентгенографии (1, 2 и 3 р.м.)

— кабина для раздевания*

Кабинет рентгенодиагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта (1 р.м.)

— уборная для пациентов

— кабина для раздевания с кушеткой*

Кабинет рентгенодиагностики методом рентгенографии и/или томографии (1, 2 и 3 р.м.)

— кабина для раздевания*

Кабинет рентгенодиагностики заболеваний молочной железы методом маммографии

— процедурная спец. методов (при необходимости)

— кабина для раздевания*

кабинет рентгенодиагностики заболеваний мочеполовой системы (урологический)

— процедурная со сливом

— кабина для раздевания с кушеткой*

Кабинет (бокс) рентгенодиагностики инфекционных отделений

— тамбур при входе в бокс (шлюз при входе в бокс)

— уборная при ожидальной

Кабинет топометрии (планирования лучевой терапии)

— кабина для приготовления бария

Блок диагностики заболеваний сердца и сосудов

— комната временного пребывания больного после исследования*

Блок для диагностики заболеваний легких и средостения

— комната просмотра снимков*

— комнат, ;а личной гигиены персонала*

— комната хранения грязного белья*

Блок диагностики заболеваний урогенитальной системы

— комната приготовления контрастных средств*

— уборная для пациентов

Блок диагностики заболеваний репродуктивных органов (молочной железы)

Кабинет рентгеновской компьютерной томографии

Кабинет РКТ для исследования головы

Кабинет РКТ для рутинного исследования

— кабина для раздевания

Кабинет РКТ для рентгенохирургических исследований

— комната приготовления контрастных средств

— уборная для пациентов

** Не требуются при использовании оборудования для цифровой флюорографии и рентгенографии.

А в этой таблице представлены данные по составу и площади помещений рентгеновского терапевтического кабинета.

Тип помещения

Минимальная площадь, м2

Кабинет для близкодистанционной рентгенотерапии

— процедурная с 2-3 излучателями

— процедурная с 1 излучателем

— кабинет врача (смотровая)

Кабинет для дальнедистанционной рентгенотерапии

— кабинет врача (смотровая)

Требования к процедурной рентген-кабинета

Процедурной называется помещение рентгеновского кабинета, в котором размещается источник ионизирующего излучения и выполняются рентгеновские процедуры и исследования.

При проектировании процедурной рентгенодиагностического или рентгенотерапевтического кабинета необходимо учитывать следующие требования:

  • Расстояние между стенами комнаты и рабочим местом сотрудников за защитной ширмой (малой) должно быть от 1,5 метров.
  • Расстояние между стенами комнаты и рабочим местом сотрудников за защитной ширмой (большой) должно быть от 0,6 метра.
  • Между поворотным столом-штативом или столом снимков и стенами комнаты должно быть расстояние минимум 1 метр. От стойки снимков до самой ближней стены должно быть не меньше 10 сантиметров.
  • Минимальное расстояние между смотровым окном и рентгеновской трубкой – 2 метра. Для стоматологических и маммографических аппаратов этот показатель сокращается до 1 метра.
  • Между элементами стационарного оснащения кабинета должен быть предусмотрен технический проход для персонала шириной не менее 0,8 метра. На размещение каталок для пациентов отводится пространство размером минимум 1,5х2 метра. Для ввоза каталки и других технологических нужд в процедурной должно быть не менее 6 м2 свободного пространства.

В процедурной должна быть установлена раковина с подводом горячей и холодной воды (требования не относится к процедурным кабинетов флюорографии и рентгенооперационным). Для кабинетов, где проводятся урологические рентгеновские исследования, также существует требование по обязательному размещению видуаров.

Требования к фотолаборатории

Фотолаборатория рентгеновского кабинета должна в обязательном порядке иметь «темную комнату», Если в ней есть проявочный автомат, также нужно оборудовать «светлую комнату», где будут обрезаться, сортироваться и маркироваться сухие снимки.

Требования по минимальной площади «темной комнаты» фотолаборатории:

  • для снимков малого формата ­–­­ 6 м2;
  • для снимков крупного формата ­–­­ 8 м2.

Между оборудованием «темной комнаты» должны быть проходы для персонала шириной не менее 1 метра. Дверной проем должен иметь ширину 0,9-1 метр.

Для отделки стен фотолаборатории рядом с раковиной и устройством для фотообработки используется светлый кафель. Высота плиточного фартука – не менее 2 метров от пола. Остальные участки стен должны быть отделаны материалами, которые подвергаются многократной влажной уборке.

Входную дверь, окно и передаточный люк в фотолаборатории должны быть защищены светонепроницаемыми шторами (чтобы фотоматериалы не засвечивались).

Использование цифрового оборудования отменяет необходимость обустраивать в рентгеновском кабинете фотолабораторию.

Видео:Новый СанПиН при содержании придомовых территорий и мест общего пользования в МКДСкачать

Новый СанПиН при содержании придомовых территорий и мест общего пользования в МКД

Прочие требования к помещениям и оборудованию рентген-кабинетов

Пол помещений фотолаборатории должен изготавливаться из искусственных или натуральных материалов с электроизоляционными качествами.

Пол в предоперационной, рентгенооперационной, фотолаборатории должен быть водонепроницаемым, безыскровым, антистатичным (при использовании линолеума необходимо заземление его основания).

Двери из фотолаборатории, а также из комнаты управления и процедурной открываются «на выход», из комнаты управления в помещение процедурной – в сторону процедурной (для облегчения эвакуации).

Потолок и стены рентген-кабинета должны быть гладкими, устойчивые к частому мытью, не дающими световых бликов.

На все используемые при отделке рентген-кабинета материалы должны иметься санитарно-эпидемиологические заключения, разрешающие использовать их в общественных и жилых зданиях.

Окна в рентгеновском кабинете желательно ориентировать на северо-запад. На окно кабинета рентгеноскопии устанавливают системы затемнения для защиты от солнечных лучей.

При включении анодного напряжение при входе в процедурную и комнату управления рентген-кабинета должна автоматически загораться табличка «Не входить!» бело-красного цвета. Она располагается над дверью или на высоте 1,6-1,8 метра от пола.

Приток воздуха в помещение рентгеновского кабинета должен осуществляться в верхнюю зону, а вытяжка – по 50 % (+-10%) снизу и сверху.

При строительстве новых рентгеновских кабинетов в проекте предусматривают автономную вентиляцию. В уже эксплуатируемых помещениях (кроме отделений компьютерной томографии и рентген-отделений инфекционных больниц) возможно использование общеобменных систем приточно-вытяжной вентиляции. В кабинетах с рентгеновским оборудованием допускается установка кондиционеров.

Подробные требования к воздухообмену, температурному режиму, освещенности рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических кабинетов изложены в Приложении 6 к СанПиН 2.6.1.1192-03.

Видео:Новые санитарные требования к медицинским кабинетамСкачать

Новые санитарные требования к медицинским кабинетам

Площадь кабинета маммографии санпин

Основные требования к помещениям рентгеновского кабинета и к размещению в нем рентгеновского оборудования

Рентгеновский кабинет в отличие от иных кабинетов медицинских учреждений представляет собой не одно помещение, а несколько помещений (изолированных друг от друга комнат), каждое из которых имеет свое назначение и по площади соответствует установленным нормативным требованиям, а также отвечает всем иным санитарным и гигиеническим требованиям. На последних мы подробно и остановимся.

Видео:Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организацииСкачать

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организации

Состав и площадь рентгеновского кабинета/помещений рентгеновского кабинета

Рентгеновский кабинет включает в себя как минимум 3 изолированных помещения, одно из которых служит процедурной (помещение, в котором непосредственно проводятся работы с использованием источников ионизирующего излучения), второе — комната управления (комната, в которой расположено оборудование, управляющее ИИИ) и третье — кабинет врача. В зависимости от назначения рентгеновского оборудования или специфики деятельности медицинского учреждения рентгеновский кабинет может включать в себя фотолабораторию, ожидальную, кабину для раздевания, комнату персонала и проч. (подробная информация о видах рентгеновских кабинетов изложена в статье «Проект рентгеновского кабинета»).

Приложение 5 к СанПиН 2.6.1.1192-03 устанавливает состав и площади помещений рентгеновский кабинетов. Так, на основании информации Приложения 5 к СанПиН 2.6.1.1192-03 приведем ниже в таблице 1 площадь процедурной с разными рентгеновскими аппаратами, в таблице 2 состав и площади помещений рентгенодиагностического кабинета, в таблице 3 — состав и площадь помещений кабинета рентгенотерапии.

Площадь процедурной с разными рентгеновскими аппаратами

Рентгеновский аппаратПлощадь, кв. м (не менее)
Предусматривается использование каталкиНе предусматривается использование каталки
Рентгенодиагностический комплекс (РДК) с полным набором штативов (ПСШ, стол снимков, стойка снимков, штатив снимков)4540
РДК с ПСШ, стойкой снимков, штативом снимков3426
РДК с ПСШ и универсальной стойкой-штативом, рентгенодиагностический аппарат с цифровой обработкой изображения3426
РДК с ПСШ, имеющим дистанционное управление2416
Аппарат для рентгенодиагностики методом рентгенографии (стол снимков, стойка для снимков, штатив снимков)1616
Аппарат для рентгенодиагностики с универсальной стойкой-штативом2414
Аппарат для близкодистанционной рентгенотерапии2416
Аппарат для дальнедистанционной рентгенотерапии2420
Аппарат для маммографии6
Аппарат для остеоденситометрии8

Состав и площади помещений рентгенодиагностического кабинета

14
6
6
6
9

14
6
6
3
9

по табл. 1
по табл. 1
6
3
8
9

по табл. 1
6
8
3
4
9

по табл. 1
6
3
8
9

6
8
3
8
9

по табл. 1
6
8
4
9

1,5
6
3
по табл. 1
6
8
9

по табл. 1
6
3
8
9
3

48
8
6
8
8
8
9

32
8
6
6
6
8
6
9
13
4
4

26
6
8
9
5
3

8
4
6
9

18
7
8
8
9

22
8
8
8
9
4
6

36
7
10
8
8
9
10
5
3
12
12

Наименование помещенияПлощадь, кв. м
(не менее)
Общие помещения отделения (кабинета)
Кабинет заведующего отделением12
Комната персонала10 (+3,5 кв. м на каждого дополнительного сотрудника)
Комната просмотра результатов (снимков)6
Кабина для приготовления бария3
Ожидальная6
Материальная8
Кладовая запасных частей6
Кладовая предметов уборки3
Помещение временного хранения рентгеновской пленки (не более 100 кг)6
Комната личной гигиены персонала3
Уборные для персонала и пациентов3 на одну кабину
Компьютерная12
Инженерная12
Кабинет рентгенодиагностики
Флюорографический кабинет для массовых обследований

— процедурная
— раздевальная
— ожидальная
— фотолаборатория**
— комната персонала

Флюорографический кабинет для диагностических снимков

— процедурная
— комната управления (при отсутствии защитной кабины)
— фотолаборатория**
— кабина для раздевания*
— кабинет врача (для аппаратов с цифровой обработкой изображения)

Кабинет рентгенодиагностики методом рентгеноскопии и рентгенографии (1,2 и 3 р.м.)

— процедурная 1
— процедурная 2
— комната управления
— кабина для раздевания*
— фотолаборатория**
— кабинет врача

Кабинет рентгенодиагностики заболеваний желудочно- кишечного тракта (1 р.м.)

— процедурная
— комната управления
— фотолаборатория
— уборная для пациентов
— кабина для раздевания с кушеткой*
— кабинет врача

Кабинет рентгенодиагностики методом рентгенографии и/или томографии (1, 2 и 3 р.м.)

— процедурная 1
— комната управления
— кабина для раздевания*
— фотолаборатория**
— комната персонала

Кабинет рентгенодиагностики заболеваний молочной железы методом маммографии

— процедурная
— процедурная спец. методов (при необходимости)
— кабина для раздевания*
— фотолаборатория**
— кабинет врача

Кабинет рентгенодиагностики заболеваний мочеполовой системы (урологический)

— процедурная со сливом
— комната управления
— фотолаборатория**
— кабина для раздевания с кушеткой*
— кабинет врача

Кабинет (бокс) рентгенодиагностики инфекционных отделений

— тамбур при входе в бокс (шлюз при входе в бокс)
— ожидальная
— уборная при ожидальной
— процедурная
— комната управления
— фотолаборатория**
— кабинет врача

Кабинет топометрии (планирования лучевой терапии)

— процедурная
— комната управления
— кабина для приготовления бария
— фотолаборатория**
— кабинет врача
— уборная

Рентгенооперационный блок
1. Блок диагностики заболеваний сердца и сосудов

— рентгенооперационная
— комната управления
— предоперационная
— стерилизационная*
— комната временного пребывания больного после исследования*
— фотолаборатория**
— кабинет врача

2. Блок для диагностики заболеваний легких и средостения

— рентгенооперационная
— комната управления
— предоперационная
— стерилизационная*
— цитологической диагностики*
— фотолаборатория**
— комната просмотра снимков*
— кабинет врача
— комната медсестер*
— комната личной гигиены персонала*
— комната хранения грязного белья*

3. Блок диагностики заболеваний урогенитальной системы

— рентгенооперационная
— комната управления
— фотолаборатория**
— кабинет врача
— комната приготовления контрастных средств*
— уборная для пациентов

4. Блок диагностики заболеваний репродуктивных органов (молочной железы)

— рентгенооперационная
— комната управления
— фотолаборатория**
— кабинет врача

Кабинет рентгеновской компьютерной томографии
1. Кабинет РКТ для исследования головы

— процедурная
— комната управления
— генераторная/компьютерная
— фотолаборатория**
— кабинет врача

2. Кабинет РКТ для рутинного исследования

— процедурная
— комната управления
— генераторная/компьютерная
— фотолаборатория**
— кабинет врача
— кабина для раздевания
— просмотровая

3. Кабинет РКТ для рентгенохирургических исследований

— процедурная
— предоперационная
— комната управления
— генераторная/компьютерная
— фотолаборатория**
— кабинет врача
— просмотровая
— комната приготовления контрастных средств
— уборная для пациентов
— комната медперсонала
— комната инженеров

Состав и площадь помещений кабинета рентгенотерапии

Наименование помещенияПлощадь, кв. м (не менее)
1. Кабинет близкодистанционной рентгенотерапии
— процедурная с 2-3 излучателями16
— процедурная с 1 излучателем12
— комната управления9
— кабинет врача (смотровая)10
— ожидальная6
2. Кабинет дальнедистанционной рентгенотерапии
— процедурная20
— комната управления9
— кабинет врача (смотровая)10
— ожидальная6

Видео:Важные изменения для стоматологий в 2021 г.Скачать

Важные изменения для стоматологий в 2021 г.

Рентгеновский кабинет в здании: основные требования

Согласно гигиеническим требованиям СанПиН 2.6.1.1192-03 рентгеновские кабинеты целесообразно размещать централизованно, в составе рентгеновского отделения, на стыке стационара и поликлиники. Отдельно могут быть размещены рентгеновские кабинеты инфекционных, туберкулезных и акушерских отделений больниц и, при необходимости, флюорографические кабинеты приемных отделений и поликлинических отделений.

По общему правилу рентгеновское отделение (кабинет) не допускается размещать в жилых зданиях и детских учреждениях. Исключение составляют рентгеностоматологические кабинеты (аппараты), возможность размещения которых в жилых зданиях регламентируется специальной главой правил СанПиН 2.6.1.1192-03, а также «Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010» СП 2.6.1.2612-10 и Изменением 1 к СП 2.6.1.2612-10. Не допускается размещение в жилых зданиях дентальных рентгеновских аппаратов с пленочным приемником изображения.

В стоматологических и рентгеностоматологических кабинетах, смежных с жилыми квартирами, допускается размещение рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, суммарная номинальная рабочая нагрузка которых не превышает 40 мА-мин/нед. (подробная информация по данному вопросу изложена в статье «Размещение рентгеновского оборудования в стоматологической клинике»).

Допускается функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается также размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому, а также в цокольных этажах, в случае, если вход в рентгеновское отделение (кабинет) отдельный от входа в жилой дом.

Как закреплено в п. 3.3 СанПиН 2.6.1.1192-03, рентгеновское отделение, обслуживающее только стационар или только поликлинику, должно размещаться в торцовых частях здания. В таком случае отделение не должно быть проходным. Входы в рентгеновское отделение для пациентов стационара и поликлинического отделения выполняются раздельными.

Важно: в силу п. 3.4 СанПиН 2.6.1.1192-03 не допускается:

  • Размещать рентгеновские кабинеты под помещениями, откуда возможно протекание воды через перекрытие (бассейны, душевые, уборные и др.);
  • Размещать процедурную рентгеновского кабинета смежно с палатами для беременных и детей.

Видео:Новые санитарные правила СанПиН 2.1.3684 - 21Скачать

Новые санитарные правила СанПиН 2.1.3684 - 21

Помещение для размещения рентгеновского оборудования

Согласно п. 2 Приложения 7 к СанПиН 2.6.1.1192-03 выбор помещений, входящих в состав рентгеновского кабинета (отделения), осуществляется администрацией медицинского учреждения совместно с рентгенорадиологическим отделением (РРО) (или иной организацией, аналогичной по функциям РРО) региона и согласуется с учреждением санитарно-эпидемиологического надзора. При этом применительно к отдельным помещениям рентгеновского кабинета медицинской организацией должны быть соблюдены специальные требования, установленные СанПиН 2.6.1.1192-03. Однако, на практике такого согласования выбранного помещения с Роспотребнадзором уже нет и заявления о согласовании размещения рентгеновского кабинета более не подаются.

Видео:Проведение уборки Виды уборокСкачать

Проведение уборки  Виды уборок

Процедурная рентгеновского кабинета

Процедурная — специально оборудованное помещение рентгеновского кабинета, в котором размещен рентгеновский излучатель и проводятся рентгенологические исследования или рентгенотерапия.

Согласно п. 3.11 СанПиН 2.6.1.1192-03 высота процедурной рентгеновского кабинета должна обеспечивать функционирование технического оснащения, например, потолочного крепления рентгеновского излучателя, штатива, телевизионного монитора, бестеневой лампы и др. Рентгеновская аппаратура с потолочной подвеской излучателя, экраноснимочного устройства или усилителя рентгеновского изображения требует высоты помещения не менее 3 м (2,6 метра согласно более новым СанПиН 2.1.3.2630-10). Высота процедурной кабинета рентгенотерапии в случае ротационного облучения должна быть не менее 3 м. Ширина дверного проема в процедурной рентгенодиагностического кабинета, кабинета РКТ и рентгенооперационной должна быть не менее 1,2 м при высоте 2,0 м, размер остальных дверных проемов — 0,9 х 1,8 м.

Требования к площади процедурной, в том числе в зависимости от рентгеновского аппарата, приведены в таблице 1, 2 и 3 выше. При этом, как закреплено в п. 3.9 площадь процедурной может быть скорректирована по согласованию с органом, осуществляющим федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, с учетом следующих требований:

  • Расстояние от рабочего места персонала за малой защитной ширмой до стен помещения — не менее 1,5 м;
  • Расстояние от рабочего места персонала за большой защитной ширмой до стен помещения — не менее 0,6 м;
  • Расстояние от стола-штатива поворотного или от стола снимков до стен помещения — не менее 1,0 м;
  • Расстояние от стойки снимков до ближайшей стены — не менее 0,1 м;
  • Расстояние от рентгеновской трубки до смотрового окна — не менее 2 м (для маммографических и дентальных аппаратов — не менее 1 м);
  • Технологический проход для персонала между элементами стационарного оборудования — не менее 0,8 м;
  • Зона размещения каталки для пациента — не менее 1,5 х 2 м;
  • Дополнительная площадь при технологической необходимости ввоза каталки в процедурную — 6 м 2 .

В соответствии с п. 3.30 СанПиН 2.6.1.1192-03 в процедурной, кроме процедурной для флюорографии и рентгенооперационной, предусматривается установка раковины с подводом холодной и горячей воды. В процедурной, рассчитанной на урологические исследования, должен устанавливаться видуар.

В процедурной для исследования детей допускается наличие игрушек (подвергающихся мытью в мыльно-содовом растворе и дезинфекции) и отвлекающего оформления.

Важно: Не допускается размещение в процедурной оборудования, которое не включено в проект, а также проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям.

Видео:Стандартное Оснащение, Документация и Рабочие Зоны Процедурного КабинетаСкачать

Стандартное Оснащение, Документация и Рабочие Зоны Процедурного Кабинета

Размещение рентгеновского аппарата

Размещение рентгеновского аппарата в процедурной производится таким образом, чтобы первичный пучок излучения был направлен в сторону капитальной стены, за которой размещается менее посещаемое помещение. Не следует направлять прямой пучок излучения в направлении смотрового окна (комнаты управления защитной ширмы). При размещении кабинета на первом или цокольном этажах окна процедурной экранируются защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня отмостки здания. При размещении рентгеновского кабинета выше первого этажа на расстоянии от процедурной до жилых и служебных помещений соседнего здания менее 30 м окна процедурной экранируются защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня чистого пола.

Информация об управлении рентгеновским аппаратом представлена в статье «Проект рентгеновского кабинета».

Видео:Обращение с медицинскими отходами в соответствии с "новым" СанПиН 2.1.3684-21Скачать

Обращение с медицинскими отходами в соответствии с "новым" СанПиН 2.1.3684-21

Фотолаборатория

В соответствии с п. 3.23 СанПиН 2.6.1.1192-03 фотолаборатория может состоять из одного помещения — «темной комнаты». При оснащении лаборатории проявочным автоматом следует предусматривать дополнительную «светлую» комнату для сортировки, маркировки и обрезки сухих снимков.

Минимальная площадь фотолаборатории («темной комнаты») для малоформатных снимков — 6 м 2 , для крупноформатных снимков — 8 м 2 . Минимальная ширина прохода для персонала между элементами оборудования в темной комнате — 1,0 м. Ширина дверного проема — 0,9 — 1,0 м.

Стены фотолаборатории отделываются кафелем светлых тонов, в первую очередь у раковины и устройства для фотообработки (кафельный фартук). Разрешается отделка кафелем на высоту 2 м с вышерасположенной отделкой материалами, допускающими их влажную многократную санитарную обработку.

Дверь из фотолаборатории, также как процедурной и комнаты управления в коридор, должна из соображений пожарной безопасности открываться «на выход» (по ходу эвакуации), а из комнаты управления в процедурную — в сторону процедурной.

Окно, передаточный люк и входную дверь фотолаборатории защищают светонепроницаемыми шторами с целью предупреждения засветок фотоматериалов.

Однако, стоит отметить, что фотолаборатория необходима при использовании пленочных рентгеновских аппаратов, которые фактически уже вытеснены современной цифровой техникой.

Видео:Как работать с медотходами по СанПиН 3684-21Скачать

Как работать с медотходами по СанПиН 3684-21

Иные требования к помещениям рентгеновского кабинета

СанПиН 2.6.1.1192-03 содержат ряд специальных правил в отношении помещений рентгеновского кабинета. Так, пол процедурной, комнаты управления, кроме рентгенооперационной и фотолаборатории, выполняется из натуральных или искусственных электроизоляционных материалов. Применение искусственных покрытий и конструкций пола возможно при наличии на них заключения об их электробезопасности. В рентгенооперационной, предоперационной, фотолаборатории полы покрываются водонепроницаемыми материалами, легко очищаемыми и допускающими частое мытье и дезинфекцию. Пол рентгенооперационной должен быть антистатичным и безыскровым. При выполнении пола из антистатического линолеума необходимо заземление основания линолеума.

Поверхности стен и потолка в процедурной и комнате управления должны быть гладкими, легко очищаемыми и допускать влажную уборку. Отделочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, допускающее их использование в жилых и общественных зданиях.

Стены в рентгенооперационной отделываются материалами, не дающими световых бликов, например, матовой плиткой.

Ориентация окон рентгеновского кабинета для рентгеноскопии и комнаты управления предпочтительна в северо-западные направления.

Окно процедурной для рентгеноскопии, при необходимости, снабжают светозащитными устройствами для затемнения от естественного освещения (прямого солнечного света).

Важным требованием, необходимым для соблюдения, является требование о размещении светового табло (сигнала) «Не входить!» бело-красного цвета, автоматически загорающегося при включении анодного напряжения, у входа в процедурную кабинета рентгенодиагностики, флюорографии и в комнату управления кабинета рентгенотерапии на высоте 1,6 — 1,8 м от пола или над дверью. При этом, допускается нанесение на световой сигнал знака радиационной опасности.

Регламентируемая кратность воздухообмена, расчетные значения освещенности и температуры в помещениях рентгеновского отделения (кабинета) приведены в Приложении 6 к СанПиН 2.6.1.1192-03. Приток должен осуществляться в верхнюю зону, вытяжка — из нижней и верхней зон в отношении 50 +/- 10%.

Во вновь строящихся зданиях вентиляция рентгеновских кабинетов общего назначения должна быть автономной. В действующих отделениях допускается наличие неавтономной общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, за исключением отделений компьютерной томографии и рентгеновских отделений инфекционных больниц. Разрешается оборудование рентгеновских кабинетов (отделений) кондиционерами.

Видео:Новый СанПин 2021 г 3. 3686-21. Санитарные правила по работе с микроорганизмами (пба) в лабораторииСкачать

Новый СанПин 2021 г 3. 3686-21. Санитарные правила по работе с микроорганизмами (пба) в лаборатории

Начало и окончание работы в рентгеновском кабинете

В соответствии с п. 3.32 СанПиН 2.6.1.1192-03 до начала работы персонал проводит проверку исправности оборудования и реактивов с обязательной регистрацией результатов в контрольно-техническом журнале. При обнаружении неисправностей необходимо приостановить работу и вызвать представителя организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт оборудования.

После окончания рабочего дня отключаются рентгеновский аппарат, электроприборы, настольные лампы, электроосвещение, вентиляция, проводится влажная уборка стен с мытьем полов и тщательная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата. Ежемесячно проводится влажная уборка с использованием 1 — 2%-го раствора уксусной кислоты. Не допускается проведение влажной уборки процедурной и комнаты управления рентгеновского кабинета непосредственно перед началом и во время рентгенологических исследований.

Видео:Должностные инструкции - Елена А. ПономареваСкачать

Должностные инструкции - Елена А. Пономарева

Необходимые формальности

По общему правилу, закрепленному в п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 в учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть следующая документация, имеющая отношение к помещениям рентгеновского кабинета и к размещению в нем рентгеновского оборудования:

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности (эксплуатация, хранение и др.) (см. также «Санитарно-эпидемиологическое заключение на виды деятельности»);
  • технический паспорт на рентгеновский кабинет (подробнее в статье «Технический паспорт на рентгеновский кабинет»);
  • Проектная документация на размещение рентгеновского оборудования;
  • Акт ввода рентгеновского аппарата в эксплуатацию, подписанный представителями организации, осуществляющей пуско-наладочные работы, и медицинской организации (для вновь поставляемых аппаратов) и акт на скрытые работы.

Видео:ПРОЕКТ СВОИМИ РУКАМИ (Как мы делали проект для Клиники)Скачать

ПРОЕКТ СВОИМИ РУКАМИ (Как мы делали проект для Клиники)

Какие новые требования к условиям труда с 2021 года (СанПин СП 2.2.3670-20)

  • площадь кабинета маммографии санпин

Видео:Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях, оказывающих стоматологические услугиСкачать

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях, оказывающих стоматологические услуги

Новый СанПин

Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20) утвердил Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.

Они вступили в силу с 01.01.2021 и будут действовать 6 лет – до 1 января 2027 года.

Одновременно утратили силу СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением от 18.05.2009 № 30. И это вполне логично, так как этот СанПин по сути регулировал только гигиенические требования к условиям труда инвалидов.

Новый СанПин 2.2.3670-20 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, соблюдение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Видео:Стоматологии могут массово закрыться из-за новых правил с 1 января 2021 годаСкачать

Стоматологии могут массово закрыться из-за новых правил с 1 января 2021 года

Какие отношения охватывает новый регламент

  • к производственному контролю за условиями труда;
  • разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников;
  • разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства;
  • к производственным зданиям, помещениям, сооружениям;
  • к организации технологических процессов и рабочих мест;
  • к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка;
  • требования к санитарно-бытовым помещениям.

СанПином 2.2.3670-20 установлены требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности – добыча полезных ископаемых, производство и переработка металлов, литейное производство, производство сварочных материалов, строительных материалов, лакокрасочных материалов, бытовой химии, комбикормов, обуви, текстильных и швейных изделий и др.

  • к устройству и эксплуатации оборудования;
  • технологическим процессам и проведению работ, в т. ч. деятельность с пестицидами и агрохимикатами;
  • организации работ с персональными компьютерами и копировально-множительной техникой.

Отдельные Приложения 1 и 2 к СП 2.2.3670-20 регламентируют соответственно:

  • Требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов;
  • Факторы производственной среды и производственные процессы, обладающие канцерогенными свойствами.

Санитарные правила СП 2.2.3670-20 не распространяются на условия труда:

  • водолазов;
  • космонавтов;
  • условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Видео:Новые санитарно-эпидемиологические требования для многоквартирных домовСкачать

Новые санитарно-эпидемиологические требования для многоквартирных домов

Требования к рабочему месту

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ

Производственное оборудование и рабочие столы должны иметь пространство для размещения ног высотой не менее 600 мм, глубиной – не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, шириной не менее 500 мм.

Про подставку для ног в новом СанПине, в отличие от прежнего, ничего не сказано.Производственное оборудование должно иметь пространство для стоп высотой не менее 150 мм, глубиной не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм. Кроме того, такое место нужно оснастить сиденьем-поддержкой.

Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.

А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).

Норматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20):

  • для пользователей персональных ПК/ноутбуков с жидкокристаллическим или плазменным экраном должен составлять не менее 4,5 кв. м;
  • для экранов на базе электронно-лучевой трубки – 6 кв. м.

Видео:РентгенолаборантСкачать

Рентгенолаборант

Особенности условий труда женщин

Прописано, что беременные женщины и в период кормления ребенка не должны выполнять производственные операции, связанные с:

  • подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса;
  • подъемом предметов труда с пола;
  • статическим напряжением мышц ног и брюшного пресса;
  • вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда).

Беременных нельзя допускать на работы:

  • на оборудовании, использующем ножную педаль управления;
  • на конвейере с принудительным ритмом работы, сопровождающиеся превышением гигиенических нормативов по показателям напряженности трудового процесса;
  • связанные с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний.

Кстати, сославшись на рассматриваемый СанПин 2.2.3670-20 Минтруда России в письме от 25.02.2021 № 15-0/ООГ-471 заключил, что этим документом каких-либо ограничений или запретов, связанных с трудовой деятельности беременных на персональных компьютерах не установлено. Поэтому делать перевод сотрудницы в положении на другую позицию работодатель не обязан.

Видео:СанМинимум за один часСкачать

СанМинимум за один час

Контроль за условиями труда

Работодатели должны осуществлять производственный контроль за условиями труда. Это касается и обычных офисных помещений. Также нужно разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Так, в производственных помещениях с постоянным пребыванием работников и помещениях для отдыха должно быть организовано предотвращение вреда здоровью сотрудников от воздействия избыточного тепла или холода.

По итогам производственного контроля и специальной оценки условий труда предприятие должно разработать и выполнять в установленные сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда для снижения рисков на здоровье в части профессиональных заболеваний, а также заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

Полностью ознакомиться и бесплатно скачать новые требования к условиям труда с 2021 года можно в КонсультантПлюс здесь.

Поделиться или сохранить к себе: