- Иркутск–2020: во что превратится центр и Октябрьский округ города
- Население Иркутска по данным Росстат
- Актуальные данные
- Статистика по годам
- О городе
- Этнический состав
- Пол и возраст
- Браки и разводы
- Смертность и рождаемость
- Миграция
- Новый генплан: Иркутск ждут глобальные перемены
- Новая стратегия развития Иркутска
- Альтернатива расширению автодорог
- Создание городских подцентров
- Три автомобильных обхода вокруг Иркутска
- Обращались к опыту других городов
- 🎬 Видео
Видео:Все службы города Иркутска брошены на захват главной площади города!!!Скачать
Иркутск–2020: во что превратится центр и Октябрьский округ города
С середины апреля в Иркутске проходят публичные слушания по проектам планировки Центрального района и Октябрьского округа. Проектировщики рассказывают, какими они видят эти территории в 2020 году, жители города и чиновники мэрии слушают.
Обсуждение идет детальное: сколько квадратных метров жилья будет построено и где именно, как будет решаться проблема парковок и гаражей, где раскинутся парки и что пойдет под снос.
Планы на будущее
Для начала нужно рассказать, каким видит будущее Иркутска Генплан. По этому документу в центре города под строительство жилых домов выделено всего 243 тысячи квадратных метров — из расчета 26 квадратов на человека. В итоге к 2020 году этот район Иркутска подойдет с 945 тысячами квадратных метров. Средняя этажность вводимых домов составит 5,4 этажа, причем более 60% зданий будут насчитывать 6-9 этажей.
— Повышение этажности вызывает у жителей города нарекания, — говорит главный архитектор «Иркутский Промстройпроект» Николай Беляков, — но свободных мест для масштабного строительства малоэтажного жилья в центре просто нет, поэтому эту рекомендацию иркутян будет трудно учесть.
Средняя плотность населения в границах жилой застройки составит 116 человек на гектар, и это значительно ниже существующей нормы в 375 человек. Но Николай Беляков отмечает, что центр города — место, притягательное для туристов, огромного количества приезжих, и такой запас по плотности вполне оправдан.
В центральной части города строительство жилого квартала планируется, продолжает Николай Беляков, в частности, на месте старой предмостной площади, по улице Краснофлотской, у здания СУЭКа и гостиницы «Русь». Согласно плану, основная застройка развернется на территории бывшего рынка «Шанхай» и площади Павла Чекотова — вплоть до улицы Карла Либкнехта.
Архитектор отдела Генплана компании «Иркутскгражданпроект» Елена Хазыкова пояснила, что основой их проектного решения по размещению жилищного фонда в Октябрьском округе стали материалы администрации города по объектам, строительство которых было запланировано здесь ранее. Кроме того, учитывались предложения Генерального плана по освоению полуострова Чертугеевский и эскизные материалы застройки Лисихи и ИВВАИУ. В итоге в Октябрьском округе проектом предусмотрено размещение нового жилья общей площадью 2,3 миллиона квадратных метров. Главным образом это будут многоэтажки: 72% — 6-25-этажных, 15% — 4-5 этажных, Малоэтажных домов планируется построить всего 13%. К 2020 году общий жилищный фонд округа составит более 5 миллионов квадратных метров.
— Наличие на территории округа большого количества маловыразительной 4-5-этажной застройки не способствует формированию индивидуального, выразительного облика этого района, — говорит Елена Хазыкова. — Округ занят некапитальной низкоплотной жилой застройкой — это значительная часть селитебных территорий Паркового, Нижней Лисихи, частично ИВВАИУ и Копая. Это жилье ветхое, сейсмически неустойчивое. Если учитывать все представленные застройщиками проекты плюс недавно построенные дома в районе ИВВАИУ и Нижней Лисихи, плотность населения превысит допустимую нормативную.
Землеотводы для строительства этого жилья производились без учета нормативной потребности в объектах повседневного пользования, уверяет Елена Хазыкова. Это и привело к тому, что размещать объекты социально-бытового обслуживания в Октябрьском округе сейчас просто негде. Ветхий жилой фонд придется снести.
Наибольший объем нового жилья, согласно проекту, будет введен в районе Лисихи. Здесь планируют возвести дома разного типа — и малоэтажные, и среднеэтажные, и даже 25-этажные. Следовательно, до 2020 года жилищный фонд Лисихи увеличится более чем в 2,2 раза.
В Нагорном районе на реконструируемых территориях возведут 329 тысяч квадратных метров жилья — и в основном это будут многоэтажки. По проекту, завершится формирование микрорайона Солнечный: намечено освоение свободных площадок в районе БайкалБизнесЦентра. Планируется, что там будет построено 145 тысяч квадратов жилого фонда. Не забыт и Чертугеевский район: 273 тысячи квадратных метров планируют застроить здесь коттеджами и малоэтажками и 268,7 тысячи квадратных метров — многоэтажными жилыми домами. Средняя плотность населения в границах этой жилой застройки составит 272 человека на гектар.
Существенной реконструкции подвергнется Парковый район, где планируется снос большинства ветхих жилых строений — в основном малоэтажек — общей площадью 119 тысяч квадратов.
В районе Копая, расположенном на периферии жилой застройки, новое жилищное строительство проектом не предусматривается.
В публичных слушаниях по проектам планировки двух наиболее населенных и сложных в архитектурном плане районов города — центра и Октябрьского округа — участвуют не только проектировщики и представители городской администрации, но и общественность. Причем участие в них иркутян весьма заинтересованное и отличается высокой активностью — порой на заседаниях присутствует до 300 жителей города. Собрания проходят эмоционально, хотя чаще всего горожане пытаются решить насущные проблемы настоящего, не заглядывая далеко в будущее: уже ведущаяся застройка Иркутска волнует людей больше, чем планируемые до 2020 года.
Если же речь идет о проектах, то в основном горожане требуют одного и того же: создания комплексных жилых микрорайонов, обеспечения соответствия нормам озеленения в расчете на каждого иркутянина и создания благоприятной социальной инфраструктуры с обязательным учетом постоянного увеличения численности населения Иркутска.
Проектировщики уверяют, что все эти требования в проектах уже учтены, что не мешает активистам спорить с инженерами. Горожан не устраивает, что в планах до 2020 года недостаточное внимание уделяется проблемам сокращающихся площадей зеленых насаждений, что некоторые подпроекты реконструкции жилых микрорайонов предусматривают точечную застройку.
После слушаний по Центральной части города членами инициативной группы была даже принята резолюция, где выражался прямой протест против принятия проекта. Правда, в протоколе проходивших публичных слушаний отмечено лишь, что общественность проект не одобрила, и названа причина этого: «градостроительные решения администрации города преследуют частные интересы, что влечёт за собой массовые нарушения гражданских прав, качественное ухудшение условий проживания жителей, а также негативные социальные и экологические изменения».
В документе, принятом инициативной группой, подчеркивается: «формальный подход к процедурам обсуждения градостроительных решений, исключающий участие общественности и возможность высказывания своих замечаний, противоречит нашим интересам и нарушает наши конституционные права и свободы». Эти же претензии члены инициативной группы предъявили и к проекту по Октябрьскому округу. Главное обвинение горожан: жители Иркутска не были оповещены о проведении слушаний, однако представители городской администрации не согласились с этим, отметив, что СМИ неоднократно информировали обо всех подобных мероприятиях. К тому же, проходившие в мэрии слушания активно посещались горожанами — свободных мест в зале заседаний не оставалось, а сами обсуждения иной раз длились по три часа.
Разработчиков проекта удивляет не то, что жители протестуют, а то, что иркутяне не смогли предъявить ни одного достаточно аргументированного замечания и предложения. Проектировщики отмечают: многие пожелания жителей или носят рекомендательный характер, или преследуют сугубо частные интересы.
Мыслим глобально — строим масштабно
Кроме всего прочего, проектировщики старались предугадать, что именно в проекте может не устроить иркутян. Так, специалисты «Иркутскгражданпроекта» и «Иркутского Промстройпроекта» еще до создания проектной документации знали, что точечная застройка вызывает наибольшие претензии иркутян. И старались проектировать, учитывая эти претензии.
Тем не менее на слушаниях этот вопрос поднимался неоднократно. Пару лет назад в Иркутске началось масштабное строительство — и без точечной застройки, конечно, не обошлось. В итоге в городе не только прижился этот столичный термин, но и сложилось определенное стереотипное мнение жителей: строительство в Иркутске пущено на самотек, и в будущем положение только усугубится.
Впрочем, говорит Елена Хазыкова, архитектор отдела Генплана компании «Иркутскгражданпроект», этот стереотип сформировался не на пустом месте. В городе, и в частности в Октябрьском округе, существует довольно много строительных площадок и отдельных уже построенных домов, которые, по сути, не были предусмотрены в Генплане города. И в проекте планировки, предлагаемом институтом, часть разработок не учитывалась, так как это привело бы к нарушению действующих нормативов. Проектировщики, приступая к работе над важным документом, еще на стадии сбора исходной информации столкнулись с большим количеством проблем, отметила Елена Хазыкова и добавила:
— Землеотводы раньше производились без учета Генерального плана города. В результате появились отводы, расположенные там, где по проекту должна быть скоростная магистраль. И сейчас невозможна реализация планируемых внутриквартальных проездов и сквозных пешеходных связей. Еще одна проблема — нецелевое использование земли: рекреационные территории часто выделялись под строительство торгово-коммерческих объектов. Кроме того, неэффективно используются промышленные и коммунально-складские зоны, территории режимных объектов.
К сожалению, не было на слушаниях инициативной группы с Чертугеевского полуострова, где несогласованная с Генпланом застройка идет полным ходом. Более активными оказались жители микрорайона Солнечный: о проблемах точечной застройки они говорили в первую очередь.
Этот же вопрос был поднят и на публичных слушаниях по проекту центральной части Иркутска. Главный архитектор «Иркутский Промстройпроект» Николай Беляков рассказал «СН», что споры, в частности, возникли по дому, строящемуся на улице Пятой Армии.
— Люди не готовы к тому, чтобы рядом с их дворами были поставлены заборы и чтобы на протяжении нескольких лет там шли строительные работы, — говорит Николай Беляков. — К точечной застройке жители города относятся резко отрицательно, их основное предложение — ориентация на комплексную застройку.
Проектные институты и сами понимают, что строить жилье целесообразнее микрорайонами. Эксперты отмечают, что в соответствии с Генеральным планом жилищное строительство предусматривается как на территориях, свободных от застройки, так и на территориях реконструируемых. Однако значительное расширение площадей — и в центре, и в Октябрьском округе — станет возможным не только благодаря сносу ветхого жилья, но и выносу за пределы территорий промышленных производств, складских баз. Только в Октябрьском округе их свыше 60, поэтому было принято решение о переносе значительной части подобных объектов.
Исторически верное решение
Иркутск — наравне с Москвой и Санкт-Петербургом — входит в число городов, памятники истории и архитектуры которых охраняются государством и ЮНЕСКО. Большинство таких памятников столицы Приангарья расположены в центральной части города. Налицо противоречие: в центре необходимо развивать социальную инфраструктуру — но при обилии охраняемых памятников и существующей нехватке площадей для этих целей это просто невозможно. Николай Беляков уверен, к этой проблеме нужно подходить творчески-бережно, чтобы не исказить исторический облик города. Именно поэтому в проекте планировки центра Иркутска заложен перенос за пределы города 26 исторически важных зданий. Это решение, отмечает Николай Беляков, общественность одобрила: ведь на месте памятников должны появиться семь детских садов на 590 мест и школа на 550 мест.
А вот предложение о создании на территории Дрожзавода поликлиники на слушаниях сразу отклонили. Аргумент один, но весомый: жители считают, что добираться до нового медицинского учреждения будет неудобно. Иркутяне внесли свое предложение: еще одно здание возвести во дворе поликлиники № 2, что находится на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. Николай Беляков отметил, что это предложение вполне приемлемо и, скорее всего, оно будет учтено в проекте. Проектировщики готовы идти на диалог, если разговор носит конструктивный характер. Так было, например, в случае с Курбатовскими банями: принято решение реставрировать их — только с существенной доработкой.
— Это должно быть что-то наподобие древнеримских терм с полным комплексом услуг по обеспечению спортивно-оздоровительного досуга, — говорит Николай Беляков. — Сегодня в центре Иркутска нет ни одной бани, а население вовсе не против их появления. Поэтому еще одну баню предлагается построить по улице Дзержинского.
Предполагается, что в каждом микрорайоне Октябрьского округа к 2020 году появятся не только детские сады и школы, но и собственный бассейн. Всего же в районе планируется построить 10 школ, 22 детских сада, 5 бассейнов, не менее 4 медицинских учреждений, а также несколько предприятий общепита, молодежных центров, клубов и химчисток.
Жилье для машин
Отдельная тема на слушаниях — многоуровневые парковки. С целью решения острой для центра Иркутска проблемы с парковочными местами архитекторы «Иркутского Промстройпроекта» выбрали наиболее приемлемый и современный вариант.
— Уже сегодня в центре существует проблема с парковками, — говорит Николай Беляков, — там, где они должны располагаться, стоят торговые центры. Например, возле торгового центра «Меркурий» по улице Рабочей свободно для движения всего 1,5 полосы дороги, остальное — занято под парковку автомобилей. И это не единственный пример.
Генплан предусматривает, что к 2020 году в Иркутске на 36,6 тысячи человек будет приходиться 13 тысяч квадратных метров торговых площадей. Но Николай Беляков уверен — в действительности это соотношение будет другим: на то же количество иркутян — не менее 100 тысяч квадратов. Естественно, что большинство торговых центров сосредоточатся в центральной части города, а посещать их будут жители всего Иркутска, значительная часть покупателей приедут на собственных автомобилях. Поэтому без нововведений в вопросе парковок не обойтись.
Николай Беляков рассказал, что уже сейчас в городе планируется создание многоуровневых парковок в 3-7 этажей, в том числе и подземных. Предположительно размещены они будут в районе Центрального рынка, стадиона «Труд», теннисного корта на улице Карла Маркса, на территории бывшего китайского рынка — всего 18 тысяч парковочных мест при необходимых 11 тысячах.
В нескольких дворах, расположенных в центре города, предлагается очистить территории от самодельных сооружений и построить подземные гаражи для населения, а сверху создать детские площадки.
Много стоянок предлагается возвести и в Октябрьском округе. Елена Хазыкова рассказала, что в районе Парковый планируется разместить 10 подземных гаражей и одну многоуровневую стоянку вместимостью 5 300 машино-мест. В Нагорной части будут построены и подземные гаражи, и многоуровневые автостоянки — в общей сложности на 5 900 мест. В Лисихе уже существующие гаражи на 4 900 машино-мест снесут и построят новые — на 7 900 машин. Изменения коснутся и ИВВАИУ: здесь гаражи на 600 мест вынесут, построят подземные и многоуровневые гаражи вместимостью 4 250 мест и, кроме того, зарезервируют площадки на 400 автомобилей.
В микрорайоне Солнечный и на полуострове Чертугеевский дополнительно построят 14 подземных и 2 многоуровневые стоянки на 5 200 мест, зарезервируют площадки на 300 мест. В районе аэропорта сохранят уже существующий гаражный кооператив, к которому добавят еще 1 000 мест.
Еще два камня преткновения
Много споров и нареканий со стороны общественности вызвал и вопрос озеленения территорий — как в центре, так и в Октябрьском округе. Жители требуют разбивки парков, скверов и зеленых площадок во дворах. Однако архитекторы отмечают, что все нормы в проектах соблюдены, только в центральной части есть небольшое нарушение: на одного горожанина запланировано 15 квадратных метров зелени при нормативе в 16.
Зато в Октябрьском округе количество зеленых квадратных метров заложено с запасом. По плану, в городе появятся несколько новых скверов и парков, в частности, предлагается благоустроить Нижнюю Набережную. Вдоль улиц Станиславского, Трудовой и Александра Невского, до территории усадьбы Сукачева, от рекреационной зоны реки Ангары, вдоль улиц Пискунова, Лебедева-Кумача до парка ЦПКиО будет создана непрерывная система озеленения. В нее войдет и территория Лисихинского кладбища, и парк, который будет создан между бульваром Постышева и улицей 30-й Дивизии — после выноса гаражных кооперативов.
Новый парк появится на освободившейся после выноса гаражей и учебного аэродрома территории ИВВАИУ. Вместе с рекреационными и парковыми зонами микрорайона Солнечный он войдет в единую систему озеленения — от реки Ангары до реки Ушаковки. В Солнечном — кроме всего прочего — планируется разместить аквапарк.
Стоит сказать, что проект планировки Иркутска до 2020 года предусматривает комплексное озеленение магистралей, улиц, бульваров, внутриквартальных территорий, территорий учреждений образования и медицины. И эти пункты на общественных слушаниях не вызвали никаких споров.
А вот вопрос с аэропортом до сих пор остается открытым. Его эксплуатация в пределах города ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части города: 45% территорий Октябрьского округа расположено в зоне шумового воздействия аэропорта.
— В этом плане район вообще проблемный, — замечает Елена Хазыкова. — На его территории расположены промышленные объекты 1-го и 2-го классов вредности, гаражные кооперативы. Линии электропередач 110 и 220 кВ проходят по жилым районам округа, идет электромагнитное загрязнение территории. При большой площади рекреационных территорий в округе мало парков, садов, скверов.
У проектировщиков есть и проблемы, связанные с тем, что некоторые территории относятся к зоне затопления паводками — на берегу Ангары, в районе частной застройки Копая, Нижней Лисихи необходимо проведение дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите территорий, а берега Солнечного и Чертугеевского нужно укреплять от размыва.
Оценивая проделанную работу, архитекторы отмечают, что принципы социальной направленности в проектах соблюдены. Согласно плану, к 2020 году город значительно преобразится и будет, наконец, отвечать всем градостроительным требованиям. Во всяком случае, коллектив проектировщиков — разработчиков проекта — приложил для этого максимум усилий.
Архитектурный план центральной части города и Октябрьского округа до 2020 года соответствует всем градостроительным требованиям. Вот только согласятся ли с этим чиновники и иркутяне? Специалисты считают, что у мэрии и горожан нет серьезных причин для отклонения проектов, а у проектировщиков — нет времени на их переработку, поэтому, вполне возможно, что облик этих районов города будет меняться в соответствии с предложенными разработками.
Общественные слушания по предложенному проектировщиками проекту планирования Октябрьского округа закончились. В ближайшее время этот документ будет рассматриваться на заседании городской Думы. Елена Хазыкова считает, что, скорее всего, он будет принят.
Заключительный этап согласования проекта по центральной части г. Иркутска пройдет 23 мая. Депутаты рассмотрят документ в начале июня. Все свои предложения и замечания по проекту планировки центра иркутяне могут направлять в администрацию города.
Видео:Иркутск - обзор и рейтинг городаСкачать
Население Иркутска по данным Росстат
Иркутск – один из крупнейших городов в восточной Сибири, считающийся наукоградом и имеющий древнюю и богатую историю. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года, он был купеческой деревней, которая жила и развивалась с торговли с Китаем. Иркутск внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из наиболее значимых в историческом значении в России.
Как развивался город Иркутск, какова численность населения в нем и как она менялась по годам и по половозрастному фактору – разберем подробно в статье, основываясь на данных, приводимых Росстатом.
Видео:Фильм Иркутская областьСкачать
Актуальные данные
На 2020 год по городу Иркутску можно привести следующие актуальные цифры и факты:
- Топоним названия возник по реке Иркут, в которую впадает Ангара – и на слиянии которых было возведено поселение, постепенно переросшее в крупный город с развитой гидроэнергетикой, авиастроением, пищевой промышленностью, наукой.
- Дата основания – 1661 год. Первоначальное назначение – острог. В преобладающем большинстве случаев, сюда ссылали каторжников и политических заключенных.
- На сегодняшний день численность города Иркутска составляет 623.562 человека, что выводит его на 5-е место в Сибири по величине.
- На сегодняшний день в состав пункта входят следующие районы – Кировский, Октябрьский, Свердловский, Куйбышевский Ленинский районы.
- Он входит в Иркутскую область, чьим административным муниципальным отдельным образованием и столицей он является.
- Президентом РФ В.В. Путиным в 2020 году был подписан указ, который присвоил звание «Города трудовой славы».
- На левобережную и правобережную часть город разделяет река Ангара, шириной приблизительно 300 м.
- В Иркутске резко континентальный климат, что дает разницу перепада температур между летним и зимним сезоном в 70°С.
Видео:ИСТОРИЯ ТИХВИНСКОЙ ПЛОЩАДИ ИРКУТСКАСкачать
Статистика по годам
Если говорить о численности города Иркутск, то вот как она изменялась за последние 170 лет:
- В 1856 году, когда была произведена первая статистическая перепись, подтвердившая 24.100 человека.
- К после революционному 1923 году увеличилось до 88.264.
- В 1831 г. их стало 113.215.
- К 1839 г. возросло более, чем в 2 раза – до 250.181.
- В 1956 г. составило 314.000.
- В 1962 г. – 385.000 человек.
- Уже в 1975 г. здесь стало проживать 516.000 людей.
- К 1985 г. – 601.000.
- К 1990 г. – 582.000.
- В 1995 число проживающих граждан снизилось еще больше, в результате чего получены данные в 581.000.
- А вот на 2000 календарный период состав здесь достиг 593.700.
- В 2005 – 582.500.
- В 2010 – 587.891.
- В 2015 – 620.099.
- На 2019 – 623.479.
За более, чем 170 летнюю историю население увеличилось в более, чем 25 раз. Правда, одновременно с этим стоит отметить, что за последние 5 лет, вплоть до 2020 года, оно практически не менялось по численности и плотности. Цифра колеблется у отметки 623.000, показывая то периодический рост, то непродолжительное падение, в пределах нескольких 100 человек.
Видео:2 регион Иркутская областьСкачать
О городе
Если говорить непосредственно об Иркутске, то на сегодняшний день можно привести следующие факты:
- Площадь составляет – 277 кв. км.
- На территории области – это крупнейший образование.
- История берет свое начало с острога, который был здесь организован с 1620 по 1650 гг. Версии историков в точной дате основания несколько расходятся.
- На сегодняшний день, городу может быть от 400 до 430 лет.
- В непосредственной близости находится водохранилище и местная ГЭС.
- Ближе всего из крупных поселений находится Улан-Удэ, а из миллионников – Красноярск.
- Располагается он на равнинной местности с небольшой всхолмленностью, окруженной лесами разных типов, а также лугами и поймами.
- На территории и в примыкающей близости находятся более 40 парков, цветников, рощ, охраняемых дендрариев.
- С точки зрения экологии, регион недостаточно благоприятный. Из-за повышенных выбросов предприятий и отраслей электроэнергетики, здесь превышены в воздухе годовые концентрации по формальдегидам, оксидам азоту, бензопирену и другим вредным химическим соединениям.
- Еще один любопытный факт – это специфическая питьевая вода. Сюда она поступает из водохранилища, которое непосредственно сообщается с озером Байкал. Однако, так как вода в нем близка к дистиллированной, то есть отличается низкими показателями минерализации, это негативно сказывается на состоянии здоровья. Регулярное ее употребление приводит к развитию остеопороза и других заболеваний. На сегодняшний день существует несколько федеральных проектов, которые призваны довести нормы минерализации до необходимых ГОСТовских уровней. Но, из-за недостатка финансирования, ни один из них не воплощен в жизнь.
- Из промышленности здесь развиты – гидроэлектростанции, авиационный завод, индустрия тяжелого машиностроения, релейный завод, пищевая промышленность.
- В Иркутске развит транзитный туризм, обеспечивающий приток, как россиян, так и гостей из-за рубежа на территорию озера Байкал.
- Здесь функционируют многочисленные профессиональные училища, техникумы, 6 ВУЗов и многочисленные филиалы. Развита наука, которая представлена НИИ, отделениями академии, РГО, научными центрами РАМН и другими организациями.
Видео:ИРКУТСК. ИСТОРИЯ. ЛЕГЕНДЫ.Скачать
Этнический состав
Обща численность города Иркутска представлена не только русскими, но также и другими национальностями, которые формируют общее население на 2010 год. Сюда входят:
- Русские – более 501.000.
- Вторые по численности идут буряты – более 12.000.
- Украинцы и татары здесь находятся приблизительно в одном процентном соотношении – около 5.000.
- Азербайджанская, киргизская, армянская диаспоры представлены жителями – чуть более 2.000.
- Наименее многочисленными являются узбеки, таджики, белорусы, тувинцы и евреи. Их насчитывается немногим более 1 тысячи.
Видео:Иркутск на картеСкачать
Пол и возраст
Что касается возрастных показателей, то вот сколько жителей по этим параметрам проживает в городе Иркутске:
- От 0 до 4 лет – 44.766.
- От 5 до 9 лет – 43.462.
- От 10 до 14 – 34.321.
- От 15 до 19 – 30.964.
- От 20 до 24 – 31.726.
- От 25 до 29 – 59.134.
- От 30 до 34 – 67.122.
- От 35 до 39 – 53.605.
- От 40 до 44 – 44.026.
- От 45 до 49 – 38.998.
- От 50 до 54 – 30.612.
- От 55 до 59 – 33.254.
- От 60 до 64 – 32.198.
- От 65 до 69 – 29.070.
- От 70 до 74 – 20.512.
- От 75 до 79 – 10.894.
- От 80 до 84 – 12.453.
- От 85 до 89 – 4.316.
- От 90 до 94 – 1.765.
- От 95 до 99 – 303.
- Более 100 лет – 61.
Что касается распределения по полу, то вот, какая статистика в городе Иркутске по этой части:
- Мужчин всех возрастов здесь проживает на 2020 год – 277.683.
- Женщин, независимо от возрастных показателей – 345.879.
Видео:Пять страшных мест Иркутска. Не для слабонервных. ИсторияСкачать
Браки и разводы
На конец 2019 года, за соответствующий календарный период, в городе Иркутске было зарегистрировано следующее количество гражданских актов о вступление в брак и разводах:
- Браков 17.584, что почти на 5% меньше, чем за предыдущий подотчетный период.
- Разводов на 2019 год было 11.770. Практически такое же, как и в 2018.
Видео:М10 (Иркутск) - СШОР (Кемерово)Скачать
Смертность и рождаемость
Что касается рождаемости и смертности в городе Иркутске, то цифры здесь выглядят так:
Прирост по данному показателю составил 779 человек за 2019 год.
Видео:Загородные дома в Иркутской области перестали пользоваться спросомСкачать
Миграция
Если говорить о переселении, то на 2019 год приведены следующие цифры:
- Число прибывших составляет около 43.000.
- Число убывших – 46.000.
Таким образом, необходимо учитывать, что несмотря на достаточно развитую инфраструктуру и функционирующие промышленные предприятия, многочисленные ВУЗы, культурные и другие развлекательные учреждения, некоторая часть горожан пытается переехать. Причем, некоторые перемещаются внутри страны, тогда как другие – реализуют перемещение в другие государства.
Видео:38 Мегастроек Иркутской областиСкачать
Новый генплан: Иркутск ждут глобальные перемены
В мае этого года стало известно, что в генеральный план Иркутска вносятся изменения. По словам главного архитектора города Сергея Александрова, в новом генплане Иркутск рассматривается как система достаточно автономных «городов», в которых можно будет не только жить, но и работать, развлекаться, ходить за покупками. Транспортную систему города тоже ждут глобальные перемены. В центральной части города приоритет будет отдан пешеходам, велосипедистам и скоростному общественному транспорту, а для автомобилистов будут созданы системы обходов и дублирующих связей.
Видео:Прогулки по старому ИркутскуСкачать
Новая стратегия развития Иркутска
Генеральный план Иркутска представляет собой некую идеальную картинку, к которой надо стремиться в течение расчетного срока — в нашем случае это 12 лет. Изменения, которые вносятся в данный документ, должны быть утверждены в конце года, но уже сейчас можно сказать, что у новой редакции генплана нет явных противников ни среди общественности, ни среди иркутских архитекторов. Идеология генплана для нашего города нова и необычна, но, как полагают разработчики, она соответствует и запросам времени, и ожиданиям граждан.
Конкурс на право внести изменения в генеральный план города выиграла Градостроительная мастерская «Линия». Главному архитектору компании Руслану Хотулеву уже приходилось работать с генпланом. С 2001 по 2007 год он разрабатывал первый в постсоветское время генеральный план Иркутска.
— Этот генплан был достаточно дробный, — отмечает специалист. — Сейчас мы решили убрать дробность и сделать генеральный план города более стратегическим, решили, что он должен отражать ярко выраженную, всем понятную идею, стратегию, которой нужно следовать.
В процессе мозгового штурма специалисты поняли, что раздвигать административные границы города — это не выход. Гораздо важнее работать над функциональной составляющей городской среды — снять нагрузку с центра города и распределить ее по районам. Создавать среду, в которой можно полноценно жить, а не тратить полдня на дорогу и на стояние в пробках.
Возьмем, к примеру, центральную часть Иркутска. Если человек здесь живет и здесь же работает, у него есть возможность ходить в свой офис пешком. Центр настолько многофункционален, что обеспечивает все нужды человека, из центра можно не уезжать неделями.
— Однако мы не можем назвать центр Иркутска идеальным местом, — продолжает Руслан Хотулев. — В центре города рабочих мест в пять раз больше, чем проживающего там трудоспособного населения. А, скажем, в Ново-Ленино, наоборот, количество работоспособного населения в четыре раза больше количества рабочих мест.
Признаки этих перекосов мы наблюдаем каждый день, когда весь Ленинский район едет на работу в центр. Происходит транспортный коллапс. Что с этим делать? От населения поступают предложения расширять дороги. По мнению разработчиков генплана, такое решение не спасет ситуацию. Расширение дорог — это идеология 60-70-х годов. Тогда предлагалось создавать широкие магистрали, улицы непрерывного движения.
— А что такое улица непрерывного движения? Это когда приходится строить пешеходные переходы, такие как возле остановки «Курорт Ангара», — рассуждает Руслан Хотулев. — Все понимают, что по нормативам такие переходы нужны, а никто ими не пользуется, они неудобные.
Видео:Новый центр: обретет ли левый берег Иркутска "второе дыхание"?Скачать
Видео:Иркутск. 20 марта 2020. Пустые полки? Или нет?Скачать
Альтернатива расширению автодорог
Разрабатывая поправки в генплан, специалисты задались вопросом, у кого должен быть приоритет: у того, кто согласен передвигаться пешком или на велосипеде, или у того, кто один сел в полторы тонны металла и отправился на работу или по своим делам. Из самой формулировки вопроса уже очевидно, что разработчики больше симпатизируют представителям первой категории. Автомобилисты могут резонно возразить, что не готовы покинуть свой транспорт, чтобы терять время на долгие пешие переходы, для которых к тому же не создано условий. Однако же идеология генплана предполагает, что условия будут создаваться. Естественно, геноцид автомобилистам никто объявлять не собирается. В городе будет создаваться большое количество дублирующих связей.
— Первое, от чего мы отказались, — это от улиц непрерывного движения, — говорит Руслан Хотулев. — Мы предлагаем прекратить эти попытки создания «транспортной канализации» и начать создавать улицы для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта.
Не секрет, что общественный транспорт в Иркутске — это мешанина из маршрутов. Автобусы едут медленно, подолгу стоят на остановках и в пробках. Разработчики генплана предлагают создать базовую сеть ускоренных маршрутов.
— Ускоренных — это не значит, что они будут нестись на бешеной скорости, — подчеркивает наш собеседник. — Увеличение скорости будет достигаться за счет увеличения расстояния между остановками до одного километра (у стандартного маршрута интервал 400 метров. — Прим. авт.). У новых маршруток будет большая вместимость, ездить они будут по выделенным полосам.
Сразу же возникает вопрос, как Иркутск с его узкими улочками и обрамляющим дороги историческим наследием потянет обустройство выделенных полос.
— Действительно, на некоторых дорогах Иркутска есть очень сложные места, — замечает Руслан Хотулев. — Допустим, улица Рабочего Штаба, там есть участки, где с двух сторон дороги находятся объекты культурного наследия. Там ширина улицы 27 метров, стандартная магистральная улица должна быть 40 метров. И здесь очевидные выделенные полосы не создашь, если не отказываться от чего-то иного. Нужно говорить честно — мы не собираемся решать дилемму межу личным и общественным транспортом. Могу сказать так: общественному транспорту точно место найдется, а вот личному, возможно, нет.
— Сейчас в Иркутске появилось очень модное увлечение складными самокатами, — продолжает Руслан Хотулев. — Понятно, что ехать от конца Ново-Ленино до Академгородка на самокате или велосипеде слишком долго. Но до Академгородка можно доехать на автобусе, а дальше полтора километра до дома или работы прокатиться на самокате или велосипеде, если ускоренные автобусы будут большими низкопольными, с площадками для размещения велосипеда.
Если человек по какой-то причине не может себе позволить пройти полтора километра, то он сможет добраться до нужного места, пересев на локальный маршрут.
Для удобства пешеходов и велосипедистов будут отстроены велопешеходные мосты. Такие переходы свяжут два берега реки Ушаковки, а также Студгородок и остров Юность.
Видео:Самое аномальное место находится в ИркутскеСкачать
Создание городских подцентров
Еще один способ снизить бешеный трафик — обеспечить жителям разных районов такие условия, чтобы им не требовалось каждый день ездить в центр города. Идея в том, чтобы создать три подцентра — три зоны развития в каждом округе, на каждом из берегов трех рек. Один в Ленинском округе — подцентр на базе железнодорожной станции «Иркутск Сортировочный», второй в Свердловском округе на базе железнодорожной станции Кая и третий подцентр — начало предместий Марата и Рабочее (территория Фортуны и СИЗО).
— Надо создать условия, чтобы в каждом квартале города люди не только работали, но и жили, — говорит Руслан Хотулев. — Город должен круглосуточно эксплуатироваться: городские власти потратили деньги на благоустройство территории — этим благоустройством днем пользуются офисные работники, а вечером жители.
Подцентры — это идеальные «города». А чтобы такими стать, им требуется смешанная общественно-деловая застройка.
— Когда в подцентрах будут строиться многоквартирные дома, у них обязательно первые один -два этажа должны быть нежилыми. Сейчас в нашем городе только Октябрьский округ более-менее работает в таком режиме, — замечает Руслан Хотулев.
Согласно новому генплану, усадебная застройка в начале предместий Рабочее и Марата должна замещаться более плотной застройкой многоквартирными жилыми домами, и это уже происходит.
По замыслу разработчиков, многоквартирные жилые дома должны появиться в районе Фортуны. Жителям этого района будет доступна рекреационная зона на Ушаковке, дополнительными бонусами станет хорошая транспортная доступность и соседство с центром города.
Видео:Как пройдёт день города Иркутска?Скачать
Три автомобильных обхода вокруг Иркутска
Снизить транзитный трафик в Иркутске позволят объездные пути. Обходы были запроектированы и в предыдущем генеральном плане, они не появились внезапно. Однако были и скоростные магистрали сквозь город, от которых сейчас решили отказаться.
— Автомобилисту непонятно, зачем он будет набирать километраж по обходу, когда есть возможность проскочить город по диагонали, — рассуждает Руслан Хотулев, — поэтому наша задача — создать такие условия, когда конкуренцию выигрывают обходы. Если автомобилисту нужно попасть из точки «А» в точку «Б» и он захочет ехать через весь город, то он должен будет считаться с интересами горожан, которые выбрали своим стилем жизни ходить пешком, ездить на велосипедах.
Когда обходы будут построены, город сможет сократить количество полос движения для личного транспорта, чтобы пропустить общественный.
Западный обход пройдет через пойму Иркута и район станции Кая и возьмет на себя большой объем трафика, разгрузив Иркутный мост. Южный обход разгрузит Синюшку. Северный обход снимет трафик большегрузного транспорта.
Видео:Города Иркутской области начали готовиться к Новому годуСкачать
Обращались к опыту других городов
В мае этого года обсудить генплан с разработчиками приглашали общественность — в Иркутске проходили публичные слушания. Всего было получено более 100 обращений, львиная доля которых носит локальный характер. Жителей города прежде всего интересовало, что будет происходит рядом с их домом. Идеологию генплана большинство людей одобрило.
— Так же граждане помогали нам примериться к тому, правильно ли мы выстраиваем идеологию зонирования, — говорит Руслан Хотулев. — Был вопрос, связанный с рощей Звездочка. В действующем генплане по роще проходила трамвайная линия. Мы отказались от того, чтобы магистральную улицу районного значения там трассировать, и трамвай убрали.
Интересный факт: когда при разработке нынешних изменений генплана Иркутска специалисты обратились к опыту других городов, выяснилось, что наш генеральный план очень похож на аналогичный документ, созданный московскими архитекторами. Столица испытывает те же проблемы, что и Иркутск, и решать их планирует схожим образом.
🎬 Видео
Прокуратура выявила грубые нарушения в бюджете Иркутска на 2020 годСкачать
Истории и легенды городов Сибири. ИркутскСкачать