Видео:Никогда не делай эти 9 вещей в зале. (Правила поведения)Скачать
Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта.
Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 26.07.2019 г.) статьей 24. предписывается обеспечение безопасных для человека условий труда, быта и отдыха, осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зданиях общественного назначения в соответствии с санитарными правилами. Эти требования в полной мере относится к объектам спорта.
Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта» (далее – Санитарные правила, СП 2.1.2.3304-15).
Статья 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения. Под спортивным сооружением понимается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных и спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. К ним относятся стадионы, дворцы спорта, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения, бассейны.
Требования СП 2.1.2.3304-15 на бассейны не распространяются, проектирование, строительство, режим эксплуатации бассейнов регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». В данной статье рассматриваются требования к объектам спорта за исключением бассейнов.
Санитарные правила предназначены для нормативного регулирования обеспечения безопасных условий людей при нахождении на объектах спорта и направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.
Санитарные правила включают:
-требования к участку размещения объекта спорта;
— требования к открытым плоскостным объектам спорта;
— требования к крытым спортивным сооружениям: зданиям и помещениям;
— требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму объектов спорта;
— требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта;
— требования к организации производственного контроля за эксплуатацией объектов спорта.
Рассмотрим основные положения Санитарных правил подробнее.
1.Важное гигиеническое значение имеет правильное размещение спортивных сооружений, способствующее улучшению условий для занятий физическими упражнениями и спортом, усилению их оздоровительного эффекта. Спортивные сооружения следует располагать на участках, защищенных от господствующих ветров (для города Саранск — преобладающее направление ветра юго-западное), и по возможности в местах, имеющих достаточную степень озеленения: у естественного зеленого массива (лес, парк, сквер, сад) или открытого водоема — реки (как размещение стадиона «Мордовия Арена», стадион «Старт» в г. Саранск). Эти факторы в значительной мере улучшают микроклиматические условия.
Обязательным требованием является размещение объекта спорта на земельном участке за пределами промышленных объектов и производств, их санитарно-защитных зон, за пределами первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
Хозяйственная зона объекта спорта должна размещаться изолированно от мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий, иметь отдельный въезд. Для сбора мусора устанавливаются контейнеры с крышками на расстоянии не менее 25 м до зданий, спортивных площадок.
Территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.
2.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.
Открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах массового отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов. При размещении открытого спортивного сооружения в жилом районе крайне важно предусмотреть мероприятия по защите от шума проживающих в жилых помещениях. Уровни шума в жилых помещениях жилых домов при эксплуатации открытых плоскостных объектов спорта не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых зданий и территории жилой застройки.
(Для сведения, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» регламентируемыми уровнями шума на территории жилой застройки в дневное время суток являются 55 дБА эквивалентного уровня звука и 70 дБА максимального уровня звука, в жилых помещениях квартир 40 дБА и 55 дБА соответственно).
Открытые плоскостные объекты спорта оборудуются специальным не пылящим покрытием, материалы для искусственных покрытий должны быть безвредными для здоровья человека, т.е. не выделять в воздух вредные вещества и запахи.
Площадки открытых плоскостных объектов для проведения массовых самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий населением допускаются без отдельных вспомогательных помещений или строений. Для лиц, занимающихся спортом , в составе вспомогательных помещений предусматриваются раздевалки, туалеты, душевые, комната инструктора, медицинский пункт, комната для хранения уборочного инвентаря. Для зрителей оборудуются раздельные туалеты для мужчин и женщин (или биотуалеты).
В составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, хранения и сушки обуви.
3. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассмотрим на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов. Спортивные залы могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Необходимо знать, что не допускается размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации изолированного от жилой части дома отдельного входа.
Здания объектов спорта должны быть оборудованы необходимым набором вспомогательных помещений: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются наличие медицинского пункта, комнат тренеров, инструкторов, помещения для хранения спортивного инвентаря, гардеробных, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.
Помещения в здании спортивного зала должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся спортом в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские с душевыми и туалетами – спортивный зал, что исключает встречные потоки одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.
Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды.
Нормативно-расчетные показатели, требования к планировочной организации, набору и размерам помещений, площади помещений, а также единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений исходя из расчета площади на одного занимающегося спортом регламентированы строительными нормами и правилами СНиП 11-76-78 «Спортивные сооружения».
Исходя из опыта работы по контролю за содержанием мест занятий по физической культуре и спорту в рамках ранее действовавших «Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту» (ред. от 31.10.1996 г.) № 1567-76 от 30.12.1976 г. отмечается, что немаловажное значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрываются защитными решетками. При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на физиологические функции (успокаивающее и благотворно влияющее на орган зрения зеленого цвета, бодрящего и вызывающего ощущение тепла оранжевого и желтого цветов, возбуждающего красного цвета, угнетающего синего и фиолетового цветов). Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, теплым и легко моющимся.
В спортивных залах и помещениях физкультурно-спортивного назначения должно быть естественное и искусственное освещение. Без естественного освещения допускается размещение вспомогательных помещений: туалеты, душевые, раздевалки, помещения для хранения уборочного инвентаря. Осветительные приборы необходимо оборудовать защитной арматурой. Уровни искусственного и естественного освещения в помещениях объектов спорта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному т совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу и качеству материалов, а также соответствовать росто-возрастным особенностям лиц, занимающихся спортом.
Раздевальные оборудуются скамьями, шкафами, умывальниками, электросушителями для рук, мылом. В раздевальных при душевых должны быть установлены фены для сушки волос.
В спортивном или тренажерном зале, а также в душевых и раздевалках не должен храниться уборочный инвентарь, средства для уборки помещений, мусор, неисправное оборудование и перегоревшие осветительные приборы – для этого в составе спортивного учреждения должны быть специальные помещения.
4.Требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму.
Здания объектов спорта должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и канализацией. Вода хозяйственно-питьевого холодного и горячего назначения должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем водоснабжения, регламентированным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
При отсутствии в населенном месте централизованной канализации допускается на объектах спорта устройство внутренней канализации с выпуском стоков на локальные очистные сооружения, а также оборудование надворных туалетов с водонепроницаемым выгребом или установка биотуалетов на расстоянии не менее 20 м от спортивных площадок, мест общественного питания и жилой застройки.
При отсутствии централизованного водоснабжения допустима автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей.
Особое гигиеническое значение имеет создание на объектах спорта оптимальных микроклиматических условий, что обеспечивается функционированием систем отопления, вентиляции и /или кондиционирования воздуха. Системы вентиляции механической приточно-вытяжной, кондиционирования должны быть паспортизированы с ежегодной проверкой эффективности работы, очисткой и дезинфекцией.
Температура воздуха должна поддерживаться в спортивном зале и помещениях для проведения физкультурных занятий на уровне 17°С — 20° С, в раздевальных спортивного зала и медицинских пунктах — на уровне 20°С — 22° С, душевых — на уровне 25° С, в остальных помещениях — на уровне 18°С — 24° С; относительная влажность воздуха в помещения объектов спорта — 40 – 60 %, скорость движения воздуха — 0,1 – 0,2 м/сек. Важно соблюдать режим проветривания – проветривание до начала занятий и тренировок и после их окончания. Фрамуги и форточки окон должны быть в исправном состоянии в любое время года.
Качество воздушной среды помещений спортивных учреждений по содержанию вредных (загрязняющих) веществ должно соответствовать гигиеническим нормативам ,установленным ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».
4.1.Организация питьевого режима.
На объектах спорта предусматривается централизованное обеспечение лиц, занимающихся спортом, питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям. Возможна организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (установка кулеров). Конструктивное решение стационарного питьевого фонтанчика должно предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой регламентируется не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, должны быть установки с дозированным розливом воды, достаточное количество одноразовых стаканчиков, контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.
5. Требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта:
— ежедневная влажная уборка всех помещений с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в жилых и общественных зданиях;
— хранение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению;
— генеральная уборка всех помещений не реже одного раза в месяц;
— ежемесячное очищение вентиляционных решеток от пыли:
— обработка спортивного инвентаря с использованием дезинфицирующих растворов , металлические части протираются влажной ветошью без дезинфицирующего раствора:
— ежедневная очистка с использованием пылесоса спортивных ковров, не менее 3-х раз в месяц – влажная очистка с использованием моющего пылесоса;
— ежедневная влажная обработка и дезинфекция спортивных матов;
— среди способов ухода за оборудованием и спортивным инвентарем актуальным является дезинфекция с помощью бактерицидных ламп, а для дополнительной обработки наиболее загрязненных поверхностей – использование передвижных установок, совмещающих действие пылесоса и бактерицидной лампы;
— очистка оконных стекол по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год;
— хранение промаркированного уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ в специально выделенном помещении или специально оборудованном шкафу;
— проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных мероприятий против насекомых и грызунов;
-ежедневная уборка территории объекта спорта.
6.Требования к организации производственного контроля.
Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты спорта, осуществляется организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, что регламентировано санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями от 27.03.2007 г.).
Производственный контроль включает:
— наличие текста Санитарных правил на объекте спорта и доведение их содержания до работников учреждения;
— осуществление (организацию) лабораторных исследований, проведение лабораторных исследований и измерений обеспечивается специализированными аккредитованными организациями (лабораториями);
— организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала;
— контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемого оборудования, инвентаря, питьевой воды, расфасованной в емкости;
— визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
— организация производственного контроля оформляется программой (планом) производственного контроля и утверждается руководителем объекта спорта. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители объектов спорта.
К объектам производственного лабораторного контроля согласно рассмотренным Санитарным правилам относятся:
1.контроль за качеством питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по микробиологическим показателям;
2. контроль за качеством бутилированной питьевой воды;
3.контроль за качеством воды из разводящей сети горячего водоснабжения;
4.контроль за параметрами микроклимата и освещенности;
5.для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов с объектов окружающей среды на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов;
6. по завершению текущих ремонтных работ, замене покрытия полов, стен, установке пластиковых окон контроль за содержанием загрязняющих веществ в воздухе помещений объектов спорта.
Таким образом, проведение лабораторно-инструментальных исследований является объективным подтверждением выполнения на объектах спорта требований санитарного законодательства в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической безопасности.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», являясь экспертной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра № RA. RU.21НЕ18 от 15.05.2018 г. и аттестат аккредитации органа инспекции (экспертной организации) № RА. RU. 710004 от 08.04.2015 г., имеет возможность предоставления услуг по организации и проведению лабораторно-инструментальных исследований на любом объекте спорта.
Виды исследований и измерений, показатели лабораторных и инструментальных испытаний, стоимость проведения лабораторных исследований и экспертных работ по оценке соответствия проведенных лабораторно-инструментальных исследований требованиям санитарного законодательства определяются в каждом конкретном случае, возможно предоставление скидок.
Телефоны для контакта: 8(8342) 24- 80-13, 8(8342) 47- 17- 20.
Врач по коммунальной гигиене
высшей квалификационной категории Т.И. Бурлакова
Видео:РЕМОНТ КВАРТИРЫ. КАК НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ТУАЛЕТ #120Скачать
Гигиенические требования к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных учреждений и спортивным залам
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных
учреждений и спортивным залам
Физкультурно-споргивная зона размещается на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону) оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже школьного здания и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача или в пристройке. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек оборудованные вешалками для одежды.
Площади спортивных залов приняты: 9×18 м, 12×24 м и 18×30 м при высоте не менее 6 метров. Размеры и количество спортивных залов рекомендуется устанавливать из числа параллелей в школе: при наличии 2 параллелей 2 зала 9×18 ми 12×24 м; 3 и более параллелей — 2 зала 12×24 и, начиная с 4, — дополнительно зал 18×30 м. Общую площадь спортивных залов в общеобразовательных школах принимают из расчета не менее 0,9 м2 на 1 учащегося. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 м- в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 м2 каждая; душевые площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах, спортивной обуви. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса должен быть обеспечен необходимый объем (не менее б часов в неделю) двигательной активности детей, позволяющий удовлетворить их естественную потребность в движении
Гигиенические требования к микроклимату и освещению спортивных залов
Температурный режим зависит от климатических условий и составляет в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий 15-17°С, в раздевалке спортивного зала — 19-23°С, а в душевых — 25°С при относительной влажности воздуха в пределах 40-60%.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14°С проветривание зала следует прекращать.
В туалетных комнатах и душевых при спортивных залах оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.
Помещения, предназначенные для проведения уроков физической культуры должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале, душевые и уборные персонала, кладовые и складские помещения.
В спортивных залах обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Наименьший уровень освещенности должен соответствовать в спортивных залах (на полу): при люминесцентных лампах — 200 лк (13 Вт/кв.м), при лампах накаливания — 100 лк (32 Вт/кв.м).
Не следует использовать одновременно в спортивном зале люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Требования к санитарному состоянию и содержанию спортивного зала
Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.
Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки) должен выделяться в соответствии с назначением помещений: спортивный зал, душевая и т.д., и храниться в специально отведенном месте. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную маркировку (ярким красным цветом) и храниться отдельно. Инвентарь для мытья санитарных узлов промывают с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие моющие средства, а также приготовленные рабочие растворы, хранятся в специально отведенном месте, недоступном для детей.
Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом. Стекла окон и светильники должны быть защищены от ударов мячом сеткой.
Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций здания по периметру зала деревянными панелями на высоту не менее 1,8 метров. Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Состояние раздевальных комнат. Раздевальные комнаты должны быть оборудованы шкафами или крючками для одежды и скамейками. Раздевальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть оборудованы туалетными комнатами и душевыми кабинами, оснащенными индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, деревянными решетками для мытья, а также полочками для туалетных принадлежностей. Полы душевых, туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Не должны использоваться цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.2. Гигиеническая оценка организация уроков физической культуры
Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма. При проведении занятий на лыжах (уроки, экскурсии, походы, соревнования) необходимо учитывать температуру воздуха и состояние погоды (ветер, снегопад) Для учащихся 1 -4 классов предельной температурой является -17 градусов (при отсутствии ветра) и -10 градусов (при наличии ветра) Для учащихся 5-11 классов соответственно -20 градусов и -13 градусов. Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.
Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. В учебном расписании физкультуры нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах могут допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по всем предметам, кроме физической культуры (за исключением лыжной подготовки или плавания).
В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности для занятий физической культурой дети делятся на три медицинские группы — основную, подготовительную и специальную.
Комплектование специальной группы (группы физической реабилитации — ГФР) имеет ряд особенностей. Оно должно проводится каждый учебный год заново на основе возраста, показателей физической подготовленности, состояния здоровья детей. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле — мае текущего года, визируются школьным врачом и печатью детского лечебно-профилактического учреждения.
Основная — Дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при достаточном физическом развитии и физической подготовленностью. Занятия по учебным программам физической культуры в полном объеме; занятия в спортивной секции; участие в соревнованиях и тестовых испытаниях соответственно возрасту.
Подготовительная — Дети с недостаточным физическим развитием, слабо подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по учебным программам в полном объеме, занятия в секции ОФП. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания.
Специальная — «А» (ГФР «1») — дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы ГФР «2» — дети — реконвалесценты любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. Занятия физической культурой га специальным учебным программам, утвержденным директором школы и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)
«Б» — дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья. Занятия проводятся в кабинетах ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные занятия по согласованию с лечащим врачом
Подгруппа «1» — дети, ранее отнесенные к специальной группе «А», имеющие от 3 и более функциональных изменений в организме или хронических заболеваний в стадии полной клинической ремиссии, нуждающиеся в восстановительном лечении с противопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Наполняемость 5-7 человек, длительность пребывания в данной группе от 0,5 года и более. Перевод в подготовительную группу из данной подгруппы проводится после клинического обследования в поликлинике и разрешения участкового педиатра.
Подгруппа «2» — дети — реконвалесценты (выздоравливающие) любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. Дети, перенесшие любое острое заболевание или обострение хронического являются дезадаптированными к школьному режиму и физическим нагрузкам. До сих пор большинство этих детей освобождались от занятий по физическому воспитанию в школе на сроки от нескольких недель до нескольких месяцев, а затем начинали занятия по программе подготовительной, а чаще основной групп, что негативно сказывалось на их здоровье.
Формирование данной подгруппы зависит от сезонных факторов, уровня заболеваемости и других причин. Подгруппа «Б» в разное время может состоять от 2 до
12-15 человек. Средний срок пребывания от 14 до 22 дней, перевод в подготовительную или основную группу проводится совместно врачом и учителем физкультуры.
Специальная — «А» (ГФР «1») — дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы ГФР «2» — дети — реконвалес-центы любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. «Б» — дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья
Занятия физической культурой га специальным учебным программам, утвержденным директором школы и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)
Занятия проводятся в кабинетах ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные занятия по согласованию с лечащим врачом
131. (+132) Требования к размещению общеобразовательных учреждений
2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 — 170 м.
2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда с 15 до 25 м.
2.1.4. Расстояние от сооружений для хранения легковых автомобилей до общеобразовательных учреждений определяется санитарными правилами, устанавливающими размеры санитарно-защитных зон и санитарную классификацию объектов.
2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности: в 1 климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени обучения — 0,3 км, для обучающихся III ступени — 0,4 км; в климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени обучения — 0,4 км, для обучающихся III ступени — 0,5 км. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения — 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени — не более 50 минут (в одну сторону).
2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II — III ступеней не должен превышать 15 км.
2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
2.2.3. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него — зелеными насаждениями.
2.2.4. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.6. Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.
2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.
2.2.9. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации — к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.
2.2.11. Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле — 10 лк.
2.2.12. Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.
133. (+132) Требования к участку
2.1.1. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.
2.1.2. ДОУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При строительстве ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м.
По условиям аэрации участки ДОУ во всех климатических районах размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.
Уровень шума на участке для вновь строящегося ДОУ не должен превышать 60 дБА.
2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.
2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка — не менее 10 лк на земле.
2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м кВ на 1 место, при вместимости до 100 мест — 35 м кВ на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м кв на 1 место.
2.1.6. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
— зона игровой территории;
2.1.7. Зона застройки включает основное здание ДОУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ, не допускается.
2.1.8. Здания ДОУ проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве ДОУ в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание ДОУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.
2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:
— групповые площадки — индивидуальные для каждой группы — из расчета не менее 7,2 м кв на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м кв на 1 ребенка дошкольного возраста;
— общую физкультурную площадку.
2.1.11. Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечно мерзлыми грунтами) — дощатым.
2.1.12. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м
2.1.13. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх — турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.
Допускается устанавливать серийно выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей, и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.
2.1.14. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.
В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы;
— не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;
— не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;
— не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.
Групповые площадки ограждают кустарником.
По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы — не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники — 5 м от здания ДОУ.
2.1.15. Общая физкультурная площадка состоит из:
— зоны с оборудованием для подвижных игр;
— зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;
— ямы для прыжков;
В ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м кв, при вместимости свыше 150 мест — две площадки размером 150 м кВ и 250 м кв.
2.1.16. Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
2.1.17. Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.
2.1.19. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.
2.1.22. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
134 Здание ДОУ включает:
— групповые ячейки — изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;
— специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;
— сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);
— служебно-бытовые помещения для персонала.
2.2.3. Здания ДОУ не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с Центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.
2.2.4. Все основные помещения ДОУ размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод.
2.2.6. Высота от пола до потолка основных помещений ДОУ — не менее 3 м.
2.2.8. В планировочной структуре зданий ДОУ необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-ом этаже, для детей дошкольного возраста -не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании ДОУ.
2.2.9. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.
2.2.10. Площади помещений групповой ячейки:
— раздевальная (приемная) — площадью не менее 18 м кв ;
— групповая (игровая) — площадью не менее 50 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м кв на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м кв);
— буфетная — площадью не менее 3,8 м кв;
— спальня — площадью не менее 50 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м кв на 1 ребенка, для дошкольников — не менее 2,0 м кв).*
— туалетная — площадью не менее 16 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м кв на 1 ребенка).
Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории.
2.2.11. Питание детей организуют в помещении групповой.
Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка в ДОУ, построенных по старым типовым проектам.
2.2.13. Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов, палат изолятора, кухни, заготовочных и доготовочных цехов, обращенных на азимуты 200-275° для районов южнее 60-45° с.ш. и на азимуты 91-230° для районов южнее 45° с.ш.
2.2.15. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя — сверху.
2.2.17. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.
Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста — 0,5 м, для душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) — 0,3 м.Туалетная для групп ясельного возраста оборудуется в одном помещении, где устанавливаются: 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальная раковина для персонала, шкаф для горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф.
.В старшей и подготовительной группах — 4 детских и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза, 1 полотенцесушитель. Детские унитазы оборудуют закрывающимися кабинами без запоров. Размер кабины для детского унитаза — 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабин — 1,2 м (от пола), не доходящие до уровня пола на 0,15 м.
В ДОУ, построенных по старым проектам, допускается медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета и изолятора.
2.3.1. Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.
2.3.4. Для отделки потолков в помещениях с обычным режимом эксплуатации используют меловую или известковую побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски.
2.3.5. Полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов; плинтуса — плотно прилегать к стенам и полу.
2.4.2. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.
В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.
2.4.4. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы — для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30° — для детей старшей и подготовительной групп.
Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей
2.4.7. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:
— столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места,
— для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;
— четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;
— двухместные столы — не более чем в 3 ряда;
— расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м;
— расстояние первого ряда столов от светонесущей стены — 1 м;
— расстояние от первых столов до настенной доски — 2,5-3 м (угол рассматривания должен составлять не менее 45°).
Размер настенной доски — 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом — 0,7-0,8 м
На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
2.4.13. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь:
— высоту ограждения от пола — 95 см;
— ложе с переменной высотой от пола — на уровне 30 см и 50 см.
2.4. 14. Длина кровати для детей 3-7 лет составляет — 140 см, ширина — 60 см и высота — 30 см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
2.4.15. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3
2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.
Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5%, в раздевальной — не ниже 1,0%.
2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.
2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Групповая (игровая) 300.
2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек.
Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.
2.3.3. Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.
При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.
2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.
Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.9. Для обучающихся II-III ступеней допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов-парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступеней и не менее 45 градусов для обучающихся 6-7 лет.
2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).
2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м,18х30 м при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16-32 кв.м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв.м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв.м.
В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества обучающихся учреждения. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная, площадью 27 кв.м, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 кв.м, склад хранения костюмов, площадью 10 кв.м.
2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв.м на одно место.
2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.
2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек, площадью не менее 3 кв. м.
Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
— между рядами двухместных столов — не менее 60;
— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70;
— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 — 70;
— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
— от первой парты до учебной доски — 2,4 — 2,7м;
— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
— высота нижнего края учебной доски над полом — 80-90;
— угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условиий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 — 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
📽️ Видео
Обзор раздевалки, санузла с душевой и спортзала!Скачать
САМЫЙ НЕУДОБНЫЙ САНУЗЕЛ #187Скачать
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
Раскрываю 8 новых решений для ванной, которые будут в тренде в 2023 годуСкачать
КОГДА ПРИШЕЛ В НОВЫЙ ФИТНЕС-КЛУБСкачать
Нужно ли сносить коробку санузла? Все плюсы и минусы!Скачать
Перепланировка ванной и туалета. Как можно?Скачать
Случайно или специально врезался в CLS 🤦🏻♂️?Наберите тут 100 к лайков ,если ждете продолжение 🔥Скачать
🧨ТАКОГО ТУАЛЕТА Я ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ🤪 #туалет #дачаСкачать
Почему нужно ходить в душ перед бассейном НА САМОМ ДЕЛЕ #swimmingСкачать
КАК НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ТУАЛЕТ #541Скачать
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ВЛАДЕЛЬЦЫ СПОРТЗАЛА. Как открыть спортзал. БизнесСкачать
Я был удивлëн как после такого стал чистый воздух. 👍Скачать
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЕНТИЛЯЦИЮ ИЗ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ ТРУБЫ!Скачать
Душевая, раздевалка и туалет в спортклубе Спортхаус г. Симферополь (Горус ул. 60 лет октября, 37)Скачать
Как быстро убраться : 5 секретов профессиональных уборщиковСкачать
🏠 📐 Расширение туалета и ванной. Как согласовать санузел по закону на 100?Скачать
Перепланировка санузла: расширение, объединение, устройство нового санузла. Технические требованияСкачать