Видео:Лекция по ПДД РБ Приложение 4. Глава 2 Рулевое управление - СпринцинСкачать

Определение размеров рулей
Площадь пера руля зависит от типа судна и его назначения. Суммарную площадь обычных обтекаемых рулей без каких-либо специальных средств (пропульсивных наделок, шайб и др.), увеличивающих давление на руль, можно определить по формуле 
где — коэффициент, зависящий от назначения судна,
количества гребных винтов, скорости и других факторов; L— длина судна между перпендикулярами, м; d — наибольшая осадка судна, м.
Для одно- и двухвинтовых судов значение ц принимают следующим:
Суда µ
Большие грузовые одновинтовые морские. 0,015—0,019
Большие грузовые и пассажирские двухвинтовые морские:
с одним рулем. 0,015—0,021
с двумя рулями. 0,020—0,022
Танкеры. 0,013—0,019
Быстроходные лайнеры. 0,012—0,017
Малые грузовые и пассажирские. 0,017—0,023
Каботажного плавания. 0,023—0,033
Рыболовные. 0,025—0,055
Морские буксиры . . . . 0,030—0,060
Лоцманские и паромы . 0,025—0,040
Число рулей на судне обычно зависит от качества гребных винтов. На одновальных морских судах применяют, как правило, один руль за гребным винтом. Двухвинтовые морские суда снабжают одно- и двухрулевым устройствами. Если требуется обеспечить повышенную поворотливость судна, то лучше устанавливать поворотные насадки или рули за каждым гребным винтом, а при трехвальных установках — рулевой комплекс Энкеля за средним винтом и обычные обтекаемые рули за бортовыми гребными винтами (рис. 5).
Рис. 5. Рулевой комплекс Энкеля: А — три руля в диаметральной плоскости;
Б — бортовые рули.
Рулевой комплекс Энкеля состоит из трех рулей, расположенных за одним винтом: средний руль — в диаметральной плоскости, левый и правый рули смешены в корму и отстоят от среднего на некотором расстоянии. Они имеют разные углы поворота: средний 45°, левый 75° и правый 90°. Расположение рулей под разными углами позволяет при их перекладке создать повышенный момент вращения судна.
При трехвальной установке предусматривают также бортовые рули, левый с отклонением +55°, правый +60°.
Достаточность площади пера руля, полученной путем расчета по формуле (6), проверяют при испытаниях самоходных моделей на управляемость с рулями, которые для этих целей выполняют в двух-трех вариантах. Во время испытаний измеряют диаметр циркуляции, момент на баллере и силу давления воды на руль. Испытания обычно проводят на крупномасштабных моделях (масштаб 1: 10) в открытом водоеме или бассейне.
Если руль установлен за рудерпостом обтекаемой формы, соответствующей форме пера руля, площадь пера уменьшают на величину F =(bк — b)hp — проекция рудерпоста на диаметральную плоскость (рис. 6). Уменьшенная площадь пера руля должна быть Fp≥0,8Fp. Для судов, работающих в узкостях, и для судов, руль которых не работает в потоке гребного винта, площадь пера руля, полученную по формуле (6), увеличивают на 20%.
Рис. 6. Геометрические характеристики рулей: а — балансирного; б — полубалансирного; в, г — небалансирного; д — носового небалансирного.
1 — профиль пера руля; 2—кронштейн; 3 — рудерпост.
После определения площади пера руля переходят к определению геометрических размеров и выбору его профиля (рис. 6).
Высотой пера hp называется расстояние, измеренное по оси баллера между нижней кромкой пера и точкой пересечения оси баллера с верхней частью контура руля (см. рис. 6).
Перо руля должно быть по возможности выше и уже, т. е. прямоугольный руль должен иметь относительное удлинение 
Относительное удлинение судовых рулей составляет Л. = 0,5 Ч- 3,0.
При назначении высоты руля hp следует помнить, что чем больше относительное удлинение т. е. чем больше высота пера по сравнению с его шириной, тем меньше плечо давления воды на перо руля, а следовательно, и момент на баллере руля, от которого зависит выбор мощности рулевой машины.
Высота hp руля назначается конструктивно в зависимости от осадки судна и условий размещения руля в подзоре кормы. Однако она не должна быть меньше диаметра гребного винта. При полной осадке в грузу руль должен быть погружен в воду во избежание ударов волн.
Нижняя кромка пера руля должна быть всегда выше нижней кромки киля (основной линии); чем больше возможен дифферент на корму, тем больше должно быть отстояние нижней кромки пера от киля. Это необходимо для предотвращения возможности поломки руля при задевании за грунт.
Ширина пера руля b зависит от его формы и представляет собой размер по диаметральной плоскости, перпендикулярной к оси баллера. Для рулей прямоугольной формы 
У рулей непрямоугольной формы за расчетную ширину принимают среднюю ширину на уровне центра тяжести площади 
При выборе типа руля следует отдавать предпочтение балансирным и полубалансирным рулям, так как на их перекладку затрачивается меньшая мощность, чем на перекладку небалансирных рулей.
Профилем руля называется контур сечения его горизонтальной плоскостью, перпендикулярной к оси баллера. Расстояние между крайними точками по длине профиля называется хордой профиля. Длина хорды в данном сечении равна ширине пера.
Форма профиля пера (рис. 7) характеризуется ординатой профиля t и относительной толщиной 1 профиля.
Рис. 7. Профили рулей: а — NACA; б — НЕЖ; в — ЦАГИ.
Ординатой профиля t называется расстояние между двумя точками профиля, измеренное в направлении, перпендикулярном хорде профиля. Наибольшая ордината является его максимальной толщиной tmax. Отношение этой толщины профиля к длине хорды называется относительной толщиной профиля.
Все существующие профили разделяются на тонкие 
В практике проектирования рулей пользуются относительной толщиной профиля t = (0,12÷0,21)b.
Положение руля относительно набегающего на него потока характеризуется углом перекладки руля αр, т. е. острым углом между хордой и диаметральной плоскостью. Максимальный угол αр max перекладки руля от диаметральной плоскости рекомендуется принимать для профилированных рулей равным ±35°,
Наилучшими для рулей являются профили: типа НЕЖ, полученные построением по формуле Н. Е. Жуковского; типа ЦАГИ, предложенные аэродинамической лабораторией ЦАГИ; типа NACA, предложенные американской аэродинамической лабораторией. В табл. 1 приведены относительные координаты профилей.
| Отстояние X сечения профиля руля от его передней кромки, % от b | Профили | ||
| ЦАГИ | НЕЖ | NACA | |
| Y, % максимальной толщины профиля | |||
| 0 | 0 | 0 | 0 |
| 0,25 | 10,32 | 6,80 | 7,20 |
| 0,50 | 14,54 | 10,75 | 10,28 |
| 0,75 | 17,85 | 12,85 | 12,45 |
| 1,00 | 20,50 | 14,75 | 14,10 |
| 1,25 | 22,70 | 16,50 | 15,80 |
| 1,75 | 26,39 | 19,20 | 18,55 |
| 2,50 | 31,00 | 22,60 | 21,80 |
| 3,25 | 34,80 | 27,00 | 24,55 |
| 5,00 | 40,95 | 31,10 | 29,60 |
| 7,5 | 46,20 | 36,90 | 34,99 |
| 10,0 | 48,25 | 40,95 | 39,00 |
| 15,0 | 49,80 | 46,00 | 44,55 |
| 17,5 | 50,00 | 47,50 | 46,30 |
| 20,0 | 49,80 | 49,00 | 47,78 |
| 25,0 | 48,10 | 50,00 | 49,50 |
| 30,0 | 46,10 | 49,50 | 50,00 |
| 40,0 | 38,70 | 47,00 | 48,35 |
| 50,0 | 29,40 | 40,85 | 44,00 |
| 60,0 | 21,80 | 33,35 | 38,03 |
| 70,0 | 15,10 | 24,00 | 30,50 |
| 80,0 | 9,18 | 15,00 | 21,85 |
| 85,0 | 6,75 | 11,10 | 17,08 |
| 90,0 | 4,47 | 7,50 | 12,06 |
| 95,0 | 2,52 | 3,00 | 6,70 |
| 100,0 | 1,02 | 0 | 1,05 |
Указанные профили различаются распределением их относительной полноты и расстоянием от передней кромки профиля до его максимального сечения. Профили типа НЕЖ применяют для рулей быстроходных судов, профили типа NACA — для рулей, расположенных за гребными винтами судов, имеющих умеренную скорость, профили типа ЦАГИ — при двухвальной установке с одним рулем, расположенным в диаметральной плоскости.
Видео:W140 за 80к. Самодельный деревянный руль.Скачать

Тема 3.1. Рулевое устройство.
Назначение: обеспечение управляемости судна, т.е. его способности двигаться по определённой траектории.
Конструкция рулевого устройства.
Общее расположение одного из вариантов рулевого устройства представлено на рисунке.
Рис. 3.1.1. Схема рулевого устройства:
1- перо руля; 2 – фланцевое соединение; 3- опоры баллера;
4 – голова баллера; 5 – рулевой привод; 6 – рулевая машина;
7- штурвал; 8 – рулевая передача; 9 – баллер; 10 – гельмпортовая труба;
11 – петля пера руля; 12 – штырь; 13 – петля рудерпоста;
14 – рудерпост; 15 – пятка ахтерштевня.
Основным элементом, создающим необходимое для маневра усилие, является перо руля 1. Для поворота пера руля на некоторый угол относительно ДП служит баллер 9 – вал переменного по длине диаметра. Участки с увеличенным по сравнению с расчётным диаметром предусматриваются в местах расположения опор баллера 3 для повышения ремонтопригодности. Для соединения баллера и пера руля чаще всего используют либо фланцевое соединение 2, изображённое на рисунке, либо конусное соединение. Баллер руля входит в кормовой подзор корпуса судна через гельмпортовую трубу 10, обеспечивающую непроницаемость корпуса, и имеет не менее двух опор 3 по высоте. Нижняя опора располагается над гельмпортовой трубой и имеет сальниковое уплотнение, препятствующее попаданию воды в корпус судна. Верхняя опора располагается непосредственно у головы баллера, обычно она воспринимает массу баллера и руля, поэтому на баллере делают кольцевой выступ.
Необходимое для поворота руля усилие на баллере создаётся посредством рулевого привода. В состав рулевого привода входят: рулевая машина 6; средства передачи крутящего момента от рулевой машины голове баллера 4 (рулевой привод — румпель или сектор 5); рулевая передача 8; а так же система дистанционного управления рулевым приводом – устройство для передачи команд по перекладке руля с ходового мостика (от штурвала 7) на органы управления рулевой машины.
По распределению площади пера руля относительно оси вращения выделяют следующие типы рулей (рисунок 3.1.2):
Рис. 3.1.2. Классификация рулей по распределению площади:
1 – перо руля; 2 – противоледовый выступ; 3 – баллер;
4 – рудерпост; 5- кронштейн.
— небалансирный (обычный) (рис. 3.1.2, а), ось вращения которого близка к передней (носовой) кромке пера руля (отстоит от неё на расстояние, равное радиусу опоры руля);
— балансирный (рис. 3.1.2, б), ось вращения которого смещена ближе к центру гидродинамического давления (отстоит от передней кромки на расстояние, большее радиуса опоры руля), при этом часть площади пера, находящаяся в нос от оси вращения, называется балансирной;
— полубалансирный (рис. 3.1.2, в), у которого распределение площади в нижней части пера руля соответствует балансирному, а в верхней – обычному рулю;
— подвесной (рис. 3.1.2, г), выделяется в классификации традиционно и является тем же балансирным рулём, отличающимся тем, что непосредственно на пере руля опоры не размещаются.
Балансирные и полубалансирные рули характеризуются коэффициентом балансирности kd :

где: Fd — часть площади пера руля, находящаяся между передней кромкой и осью вращения (балансирная), м 2 ; F – полная площадь пера руля, м 2 .
Для балансирных рулей обычно kd = 0,21¸0,23, для полубалансирных kd = 0,15.
Достоинство балансирных и полубалансирных рулей: вследствие меньшего отстояния центра давления от оси вращения момент на баллере требуется меньше, чем у небалансирных.
Недостаток – крепление таких рулей к судну сложнее и менее надёжно.
По форме профиля выделяют следующие типы рулей:
— плоские однослойные, из-за своей низкой эффективности применяются редко – в основном на несамоходных судах;
— профилированные двухслойные (обтекаемые), состоящие из наружной обшивки и внутреннего набора. Набор формируется из горизонтальных рёбёр и вертикальных диафрагм, сваренных друг с другом. Гоизонтальные рёбра крепятся к основе пера руля – рудерпису, представляющему собой массивный вертикальный стержень. Рудерпис изготавливается вместе с петлями для навешивания пера руля на рудерпост. Конкретную форму профиля руля как правило подбирают экспериментально, соответственно, именуют профили по названию лабораторий, в которых они разработаны.
Рулевые приводы, их виды, конструкция и требования к ним.
Рулевой привод предназначен для непосредственного выполнения перекладки руля и контроля его положения.
В составе рулевого привода можно выделить (достаточно условно) следующие элементы:
— устройство для передачи крутящего момента от рулевой машины к баллеру (иногда называемое собственно рулевым приводом);
— рулевая машина – силовая установка, создающая необходимое усилие для поворота баллера;
— рулевая передача, осуществляющая связь между постом управления и рулевой машиной;
Выделяют следующие основные виды рулевых приводов:
— механические (ручные), к которым относятся румпельно-штуртросовые, секторно-штуртросовые, секторные с валиковой проводкой, винтовые румпельные;
— имеющие источник энергии (гидравлические, электрические, электрогидравлические).
Механические приводы применяются только на малых судах и в качестве вспомогательных рулевых приводов.
Требования к рулевым приводам содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 1, раздел III «Устройства, оборудование и снабжение», п. 2 «Рулевое устройство» и том 2, раздел IX «Механизмы», п.6.2 «Рулевые приводы»). Среди основных требований можно выделить следующие:
1. Все суда должны быть снабжены главным и вспомогательным рулевыми приводами, действующими независимо один от другого.
2. Главный привод и баллер должны обеспечивать перекладку руля с 35 0 одного борта на 30 0 другого борта не более чем за 28 с при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода.
3. Вспомогательный привод должен обеспечивать перекладку руля с 15 0 одного борта на 15 0 другого борта не более чем за 60 с при максимальной эксплуатационной осадке и скорости хода, равной половине максимальной эксплуатационной скорости переднего хода или 7 уз (в зависимости от того что больше).
4. На нефтеналивных судах, газовозах и химовозах валовой вместимостью 10000 и более, на прочих судах вместимостью 70000 и более, а также на всех атомных судах главный рулевой привод должен включать в себя два (или более) одинаковых силовых агрегата. Соответственно, для них должны быть предусмотрены две независимых системы управления с ходового мостика.
5. Управление главным приводом должно быть предусмотрено с ходового мостика и из румпельного отделения.
6. Управление вспомогательным приводом должно быть предусмотрено из румпельного отделения, а в том случае если он действует от источника энергии – должно быть предусмотрено также независимое управление с ходового мостика.
7. Конструкция рулевых приводов должна обеспечивать переход при аварии с главного привода на вспомогательный за время не более 2 мин.
8. Должен быть обеспечен контроль положения руля.
Выделяют следующие типы рулевых приводов:
— Продольно-румпельный, в котором одноплечий румпель, насаженный на головку баллера, расположен в продольном направлении (рис. 3.1.3, а);
— Поперечно-румпельный, в котором румпель представляет собой двуплечий рычаг (рис. 3.1.3, б) – название при этом условно, т.к. румпель может находиться как вдоль, так и поперёк ДП судна;
— Секторный, в котором насаженный на головку баллера сектор поворачивается ведущей шестернёй рулевой машины (рис. 3.1.3, в).
а) 

Рис. 3.1.3 Типы рулевых приводов:
а – продольно-румпельный; б – поперечно-румпельный; в секторный.
В настоящее время на крупных судах получил распространение поперечно-румпельный привод с совмещённой с ним четырёхплунжерной гидравлической рулевой машиной.
Выделяют следующие типы рулевых передач:
— валиковая, при которой связь между постом управления и исполнительным механизмом (например, золотником гидравлической рулевой машины) осуществляется посредством системы стальных валиков (отрезков труб), соединённых между собой с помощью шарниров или конических зубчатых передач;
— гидравлическая, в которой используется объёмный гидропривод;
— электрическая, состоящая из системы самосинхронизирующихся двигателей – при вращении штурвала в роторе передающего двигателя (генератора) возбуждается ток, вызывающей вращение ротора приёмника, соединённого с исполнительным механизмом рулевой машины.
Из различных типов рулевых машин наибольшее распространение получили электрические и электрогидравлические рулевые машины.
Наиболее распространёнными на современных судах являются электрогидравлические четырёхплунжерные рулевые машины с поперечно-румпельным рулевым приводом. Конструкция такой ЭГРМ с механической обратной связью приведена на рисунке 3.1.4.
Рис. 3.1.4 Электрогидравлическая рулевая машина (ЭГРМ)
Два идентичных исполнительных механизма ИМ (приводимых в действие электродвигателями 11 от двух электрических линий управления) работают на один выходной управляющий элемент – шток 12. Перемещение штока h (являющееся заданием на перекладку руля) с помощью рычагов BD и FG, соединённых в точке С, и штанги 17 передаётся насосам регулируемой подачи 8, приводимых в действие электродвигателями 7. Насосы согласно полученным перемещениям е1 и е2 регулируемых органов создают подачу Q1 и Q2 соответственно.
При работе насосов в цилиндрах рулевой машины 6 создаётся перепад давлений р1 – р2, в результате чего баллер 3 посредством плунжеров 5 и румпеля 2 поворачивается, и руль 1 перекладывается на некоторый угол a.
При этом обратная механическая связь 4 возвращает посредством рычагов DB и FG штангу 17 в исходное среднее положение, в котором суммарное перемещение регулируемых органов насосов е = 0. Давления в полостях цилиндров выравниваются, перемещение руля останавливается и поддерживается заданный угол a. Таким образом, данная ЭГРМ с механической обратной связью представляет собой автономную следящую систему, включённую последовательно замкнутому контуру электрической системы управления.
Указатели положения руля на мостике получают электрический сигнал от датчика 14, приводимого в действие рычагом 13, соединённым со штоком 12.
Для согласования нулевых положений штанги и управляемых органов насосов служит регулировочное устройство, состоящее из винтовых соединений 15 и 16 на концах штанги NL. Серьги AB и HG компенсируют взаимное перемещение рычагов.
В случае отказа дистанционной системы управления рулевая машина приводится в действие штурвалом 10, соединённым с редуктором 9.
Видео:Как устроены рулевое управление и усилитель руля?Скачать

Полу-балансирный руль
Балансирный руль — это руль у которого площадь пера руля расположена частично в нос от оси вращения, то есть от баллера. Часть пера руля расположенная в нос от оси вращения, называется балансирной. Перо руля имеет обтекаемую форму с максимальным сужением в хвостовой части. У балансирного руля ось вращения проходит через перо руля и точка приложения сил давления находится ближе к оси вращения, поэтому для его перекладки нужна меньшая мощность.

Полубалансирные рули устанавливают как правило по полуподвесной схеме. При такой схеме в верхней части, перо руля поддерживается баллером, а средняя часть насаживается на штырь, установленный на рудерпост в нижней части обтекателя. Такая схема установки полубалансирного руля позволяет почти вплотную приблизить перо руля к рудерпосту и до минимума уменьшить вихреобразование в зазоре между рудерпостом и пером руля. Рудерпост имеет максимально обтекаемую форму для уменьшения сопротивления и берёт на себя значительную часть нагрузки от потока воды.

Перо руля делается пустотелым. Оно состоит из рамы, которая обшивается стальными листами. Рама руля состоит из горизонтальных рёбер и вертикальных диафрагм. Сверху и снизу перо руля закрыто торцевыми листами. Внутреннее пространство для обеспечения водонепроницаемости и защиты от коррозии, заполняется смолистым веществом или сомовспенивающимся пенополиуританом.
Полубалансирный руль, установленный по полуподвесной схеме на контейнеровозе дедвейтом 42000 тон. Перо руля и обтекатель рудерпоста имеют максимально обтекаемую форму и вместе с очень обтекаемой формой подводной части корпуса судна, позволяют значительно снизить сопротивление воды.
📹 Видео
Устройство рулевого управления автомобиля различные типы усилителей руляСкачать

Выпуск 44 / Знакомство с AUTOURBANTECH / Ремонт рулевого демпфера / ГелендвагенСкачать

Как сделать кораблик – Установка рулей (7 часть)Скачать

Как работает гидроусилитель руля автомобиля?Скачать

Подборка САМЫХ "УМНЫХ" водителей #946Скачать

Модификаця рулей, в одной минуте.Скачать

Производство автомобильного руляСкачать

Гарант Блок - штыревой блокиратор рулевого валаСкачать

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА / РАЗДЕЛ: «МАНЕВРЕННОСТЬ СУДНА»Скачать

ВЛИЯНИЕ ГРЕБНОГО ВИНТА ФИКСИРОВАННОГО ШАГА И РУЛЯ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ СУДНА / Р.: «МАНЕВРЕННОСТЬ СУДНА»Скачать

Как рулевое колесо автоматически возвращается в исходное положение?Скачать

Разновидности рулей.Скачать

Рулевое управление Устройство Принцип работы Основные неисправностиСкачать

89) Рулевой комплекс как он устроен вопросы ГОСОВ и МКК.Скачать

Рулевое управление | Science Garage На РусскомСкачать

Заготовка пера руля №13-4Скачать








