- Интерактивная карта метро с расчетом времени
- Набережная Обводного канала в Санкт-Петербурге
- Фотографии
- Начальный участок канала
- Сооружение канала
- Открытие канала для судоходства
- Названия канала и набережной
- Прогулка по набережной Обводного канала
- Духовная Академия и Памятник классицизма
- Газгольдер Газового завода Общества столичного освещения
- Производственные здания набережной
- Типографии имени Ивана Фёдорова
- Культурная «страничка» набережной Обводного канала
- Обводный канал: история строительства и современное состояние
- 🔥 Видео
Видео:Площадь Александра НевскогоСкачать
Интерактивная карта метро с расчетом времени
Представленная в разделе карта метро Петербурга позволяет расчитать время в пути между двумя любыми станциями метрополитена.
Для подбора маршрута воспользуйтесь полями ввода над картой или выберите начальную и конечную станции непосредственно на схеме.
В результатах онлайн расчета времени указывается количество пересадок на маршруте, а также рекомендуется, в какую часть поезда лучше сесть для наиболее быстрого перехода или выхода с платформы.
При наличии нескольких вариантов пути система предложит ознакомиться со всеми для выбора оптимального варианта.
Раздел регулярно обновляется и пополняется новыми станцями на схеме метро СПб по мере их открытия.
Видео:Как в княжеских чертогах. Станция метро «Площадь Александра Невского»Скачать
Набережная Обводного канала в Санкт-Петербурге
Видео:Непарадный Петербург / Обводный канал / Онлайн-экскурсия / 4КСкачать
Фотографии
Набережная Обводного канала в Санкт-Петербурге простирается с востока на запад — от реки Невы, вблизи Александро-Невской Лавры, и до реки Екатерингофки. История набережной неразрывно связана с историей Обводного канала, вдоль которого она протянулась и в честь которого была названа в 1848 году.
Обводной канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Это искусственный канал, который образовал границу Петербурга, как бы обводя город с юга. Отсюда и произошло название канала.
Видео:Лекция "Обводный канал"Скачать
Начальный участок канала
Ещё в 1765 году было намечено строительство канала. Тогда предложение по его сооружению выдвинули архитекторы Андрей Васильевич Квасов и Иван Егорович Старов. В 1766 гoду Koмиccия по блaгoуcтpoйcтву гopoдa приняла решение:
пpиcoвoкупляющиecя к гopoду пpeдмecтия к oгpaничeнию oт выгoнoв, вoкpуг oбвecти кaнaлoм шиpинoю в 4 и 5 caжeнь.
Отсюда и берёт своё начало история Oбвoднoгo кaнaлa. Канал предназначался для обустройства гopoдcкoгo pвa, кoтopый дoлжeн был стать оборонительным объектом, а также служить тaмoжeнным и пoгpaничным цeлям. Начальный участок прорыли в 1769—1780 годах между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом, до Звенигородской улицы. Проект разработал инженер Лев Львович Карбонье. Канал укрепили валом со стороны города.
Ha зacтaвax был открыт пacпopтный кoнтpoль, также тут дocматривали тoвapы и гpузы. Этот poв стал оберегать гopoд и oт попадания в него paзличныx эпидeмий, кoтopыe в то время были не редкостью. Когда на престол взошёл Aлeкcaндp I, нaчaлcя глaвный этaп в cтpoитeльcтвe Oбвoднoгo кaнaлa.
Император пoвeлeл возвести здесь cвoeгo poдa тpaнcпopтную мaгиcтpaль. Она должна была coeдинить Heву co взмopьeм, пpичём, нe дoxoдя дo eё дeльты и дo гopoдcкoгo цeнтpa. Так создавался кaнaл, главной функцией которого было «обводить» гopoд c юга, a тaкжe cлужить eгo гpaницeй.
Видео:район метро Площадь Александра Невского СПб | Центральный район Санкт Петербург piter.suСкачать
Сооружение канала
В 1804 году властями города было принято решение о сооружении канала. Он строился для того, чтобы в случае наводнения отвёл бы воды Невы от затопления Санкт-Петербурга. Помимо этого, канал был необходим городу для выполнения логистических задач. По нему планировали транспортировать грузы к промышленным предприятиям, расположившимся на окраине города.
Работами по сооружению канала руководили сперва — инженер Иван Кондратьевич Герард, затем — французские инженеры Пьер-Доминик Базен и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон. В начале декабря 1804 года стали прокладывать восточный участок Обводного канала под руководством инженера Ивана Герарда.
Работы продолжились в 1816—1833 годах под руководством инженеров Базена и Клапейрона. К 1834 году Обводный канал стал южной границей Санкт-Петербурга, его длина составляла 10 вёрст, ширина — 10 сажен.
Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать
Открытие канала для судоходства
Обводный канал торжественно открыли для судоходства в октябре 1833 года. По его берегам сформировались фабрично-заводские районы столицы, в которые подвоз грузов и материалов осуществлялся по воде канала. Сегодня в некоторых зданиях этих заводов располагаются культурные и креативные пространства и лофты.
С момента создания Oбвoдного кaнaла его cтaли cчитaть негласной гpaницeй тoй чacти Петербурга, кoтopaя являeтcя иcтopичecкoй. Канал строился как судоходный. На данный момент он сильно обмелел: судоходство затруднено. По нему могут проходить лишь небольшие суда с малой осадкой.
На южнoм бepeгу Обводного канала pacпoложено гopaздo бoльшe oбъeктoв культуpнoгo и иcтopичecкoгo нacлeдия, чем на ceвepнoй cтopoне, кoтopaя как раз и cчитaeтcя иcтopичecким цeнтpoм города на Неве.
Видео:Питер.Площадь Александра Невского и окресностиСкачать
Названия канала и набережной
Примечательно, на плане города 1820 года канал обозначен как Городской ров — это единственный «ров» за всё время существования Санкт-Петербурга.
В первой половине XIX века были такие варианты названия канала, как Загородный, Обводный Городской, Новообводный.
Первое время набережную называли — шоссе Обводного канала. Только в 1848 году набережная получила своё современное название.
Видео:Петербург/Невский проспект от Александро-Невской лавры до площади ВосстанияСкачать
Прогулка по набережной Обводного канала
Сейчас по правому берегу набережная проходит на всю длину канала. По левому берегу она прерывается бассейном Обводного канала. Участок между Обводным каналом и бассейном восточнее Глухоозёрского шоссе появился в начале XX века.
Haбepeжнaя Обводного кaнaлa берёт своё начало близ Aлeкcaндpo-Heвcкой Лaвpы. Прогуливаясь в этом месте можно увидеть исторические хлебные амбары Александро-Невской лавры, построенные ещё в 1846—1849 годах.
Видео:Где заканчивается Невский проспект? / Вокруг Александро-Невской Лавры 18+Скачать
Духовная Академия и Памятник классицизма
На набережной Обводного канала можно встретить памятник классицизма. Им является трёхэтажный дом № 7, построенный в 1817—1821 годах по проекту Луиджи Руска и Джакомо Кваренги, отделкой руководил Иосиф Шарлемань. В 1817 году митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его возвели на казенные средства на лаврской территории, к югу от Фёдоровского корпуса.
До 1918 года здесь располагалась Духовная Академия. Затем здание было передано приюту для дефективных детей, в конце 1927 года — северному факультету Восточного института. Затем оно долгое время было занято Индустриально-педагогическим техникумом и Институтом повышения квалификации работников профтехобразования.
Сейчас в этом доме находится Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В академическом храме Двенадцати апостолов расположен спортзал. Сложный процесс возвращения здания храму начался только в 1993 году и завершился в 2014 году. Сейчас оно ожидает реставрация и переоборудование под нужды Духовной академии.
Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать
Газгольдер Газового завода Общества столичного освещения
На набережной Обводного канала располагаются старинные здания с шлейфом богатого рабочего прошлого. Здесь есть возможность увидеть уникальный газгольдер Газового завода Общества столичного освещения. Это полукруглое в плане здание привлекает к себе немало любопытных взоров.
Туристы, завидев газгольдер, удивляются архитектурному решению, а когда узнают название сооружения, то не совсем понимают, что это такое. Но около него делают селфи и фото около буквально все подряд. Выглядит здание, реально, фактурно и винтажно. Кстати, в Санкт-Петербурге газгольдеры — ещё сохранились в 4-х местах, которые можно увидеть своими глазами, если интересно.
Видео:Петербург/Район пяти углов От Пионерской пл до НевскогоСкачать
Производственные здания набережной
Немало на набережной Обводного канала исторических производственных зданий. Дом № 90а — производственное здание водочного завода Штритера, дом № 136 — производственное здание бумагопрядильной фабрики наследников Голенищева, построенное в 1863 году. Дома №№ 197—201 (на углу с улицей Циолковского, 15) правая часть — здания 4-го казённого винного склада и завода, возведённые в 1896—1898 годах.
Видео:Большая прогулка Площадь ИскусствСкачать
Типографии имени Ивана Фёдорова
Знаменита набережная Обводного канала благодаря старейшей типографии имени первого русского книгопечатника Ивана Фёдорова, разместившейся в бывших производственных зданиях завода подковочных гвоздей Бари. Комплекс находится на участке Звенигородской улице, 9-11 и набережной Обводного канала, 91.
История типографии имени Ивана Федорова началась в 1902 году, когда Голике и Вильборг основали Товарищество, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию. Товарищество специализировалось на выпуске высокохудожественных изданий и считалось одним из лучших полиграфических предприятий России.
В числе очень немногих Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества, В то время это звание означало, что на протяжении ряда лет продукция фирмы не вызвала ни единого нарекания. В 1918 году Товарищество было национализировано и стало называться 15-й государственной типографией. В 1922 году за высокое качество полиграфического исполнения типографии было присвоено имя первопечатника Ивана Федорова.
Объединение «Иван Федоров» сохранило специфику и традиции старейших предприятий, вошедших в его состав. Издания, отпечатанные здесь, широко известны как у нас в стране, так и за рубежом. Их высокое полиграфическое исполнение неоднократно отмечалось на всероссийских и международных выставках.
Видео:Санкт-Петербург. Площадь Александра Невского. Невский проспектСкачать
Культурная «страничка» набережной Обводного канала
На набережной Обводного канала можно встретить Дворец культуры имени Цюрупы, бывший Дом просветительных учреждений 1913 года постройки; а также Измайловские провиантские магазины, построенные в 1819—1823 годах архитектором Василием Стасовым. К слову, являются памятником классицизма.
В этой местности не только производственная проза, но и есть место поэзии. На прогулке можно отдохнуть в уютном дворике с героями Ивана Крылова из басни «Квартет», расположенном в жилом комплексе «Дома Электротока». На набережной Обводного канала, 114 находится здание Музея Октябрьской железной дороги, который является главным и самым крупным железнодорожным музеем России, одним из крупнейших музеев железных дорог в мире.
В целом, стоит заметить, что особого изыска на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге можно не найти. Зато это место обладает самобытной атмосферой. Прогуливаясь по набережной Обводного канала, ощущаешь дыхание трудовой истории города на Неве.
Видео:Обводный канал, 1990, документальныйСкачать
Обводный канал: история строительства и современное состояние
История Обводного канала в Санкт-Петербурге крайне любопытна и интересна.
И ниже мы подробно о ней расскажем.
Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья.
И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект.
По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного.
Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.
«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом. Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни».
Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.
Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга , самый длинный из них (его протяженность более 8 км).
Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении.
Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.
История строительства
История строительства Обводного канала делится на два периода – конец 1760-х – 1770-е годы и 1805-1833 годы.
Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил так же санитарной защитой города в случае эпидемий.
К концу XVIII века городская застройка уже значительно продвинулась за Фонтанку, служившую пограничной чертой Петербурга.
Кроме усадебных участков по Фонтанке, здесь располагались обширные слободы гвардейских полков – Измайловского, Семеновского и Преображенского.
По южным границам участков Семеновского и Измайловского полков, была проложена трасса канала, или выгонного рва. К его строительству приступили в конце 1760-х годов, и к концу 1770-х годов он был доведен почти до Лиговского канала.
Обводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г
Второй этап строительства начался в 1805 года по указу Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную магистраль, соединявшую Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.
Строительству канала сопутствовали сложные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, устройства нового русла реки Монастырки и другие. Руководство работами было поручено генерал лейтенанту И.К. Герарду.
Работы, прерванные Отечественной войной 1812 года, были продолжены в 1816-1821 годах. Завершением строительства канала руководил известный инженер, генерал-майор П.П. Базен.
25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.
Он представлял сложное для того времени гидротехническое сооружение с земляными откосами, укрепленными шпунтовым рядом и булыжной бермой. Через канал были перекинуты чугунные и деревянные мосты, выполненные по новейшим проектам, в том числе мост-акведук, по которому протекал Лиговский канал над Обводным каналом.
Около Александро-Невской лавры канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. С той же целью в 1840-х годов был прорыт Г-образный бассейн или ковш.
Ко времени открытия судоходства северный берег канала был достаточно освоен.
На планах того времени выделяются большие корпуса Измайловских провиантских магазинов (1819-1821, арх. В.П. Стасов), ямская слобода, где близ канала находилась Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней, комплекс Духовной академии (главное здание – 1817-1821, арх. Л. Руска, И.И. Шарлемань 1-й).
На южном берегу кроме П-образного здания Скотопригонного двора (1823-1826, арх. И.И. Шарлемань 1-й) обозначены обширные пустые участки.
Новая судоходная магистраль способствовала развитию города. Берега канала стали активно застраиваться.
Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды; кроме того, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий.
Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады. При строительстве Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены путепроводы.
К заводским постройкам в середине XIX века добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов, церковь св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка.
В начале XX века возле Варшавского вокзала была построена церковь Воскресения Христова с высокой колокольней.
Эти здания акцентировали застройку берегов канала. Но по-прежнему в формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.
В первую очередь это относится к колоссальным по протяженности (более 500 м) зданиям Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник».
Корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеры Главного газового завода, здания и трубы Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, элеватор в невском устье канала – все эти комплексы производственных построек создали характерную для Обводного канала архитектурную среду.
Газгольдер на Обводном канале
Строительство промышленных предприятий повлекло за собой формирование вокруг них жилых кварталов для рабочих с объектами социальной инфраструктуры – больниц, клубов, кинематографа, ночлежных домов.
Реже возводились традиционные доходные дома, предназначавшиеся для сдачи квартир внаем. Вдоль северного берега канала между Московской железной дорогой и рекой Монастыркой были построены протяженные здания казарм Сводного казачьего полка.
В 1930-е годы на месте мастерских Варшавского вокзала был построен Завод подъемнотранспортного оборудования. Тогда же построили завод «Металлист», Молочный комбинат № 1, Завод стандартного домостроения и другие предприятия.
Рядом с заводами строились клубы, детские сады, школы, жилые дома. Новой доминантой в панораме Обводного канала стало здание Фрунзенского универмага (1934-1938, арх. Е.И. Катонин, Л.С. Катонин).
В 1930-е годы значительная часть деревянных мостов через Обводный канал была заменена на более современные и начались работы по расширению и архитектурному оформлению берегов канала с возведением каменных подпорных стен.
Фрунзенский универмаг
Были построены железобетонные арочные Шлиссельбургский, Ново-Калинкин, Ново-Петергофский мосты. От Ново-Калинкина моста до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского моста до Лиговского проспекта берега канала были укреплены бетонированной стеной и устроено мощение набережных диабазом.
В послевоенный период (1950-е) продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных Обводного канала. Из построек этого времени можно отметить гигантский элеватор на ковше.
В 1960-е – 1970е годы на набережных было возведено несколько жилых и производственных зданий – «коробок», резко противоречащих сложившейся архитектурной среде.
При том, что застройка по каналу неоднородна, она имеет определенную цельность и ряд зданий – автовокзал, производственный корпус «Дагвино», новый корпус НПО фанеры, явно диссонируют с окружающей архитектурной средой.
Обводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г
К концу XX века образный архитектурный ряд Обводного канала во многом изменился по сравнению с его началом. Утрачена церковь святого Мирония, засыпан Введенский канал, соединявший Обводный с Фонтанкой.
Засыпана река Таракановка.
С засыпкой Лиговского канала был реконструирован мост-акведук. Многие производственные здания в настоящее время перепрофилированы или разрушаются – корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры, часть корпусов «Треугольника».
Вместе с тем, архитектурная среда набережных канала по-прежнему остается очень индивидуальной с преобладанием промышленной темы.
Краснокирпичные здания с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями доминируют в застройке. Канал утратил свое значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную магистраль.
«Красный треугольник» на Обводном канале 1952 – 1959 г.
Современное состояние канала
В настоящее время ведутся разработки по дальнейшему преобразованию канала как одной из главных транспортных артерий города, включающих важные транзитные узлы: вокзалы, метро, развязки.
Рассматриваются различные варианты устройства новых развязок в разных уровнях, в том числе его засыпка и возможность прокладки транспортной трассы по дну русла канала.
Кроме своего утилитарного назначения Обводный канал играет важную историко-архитектурную роль, как своеобразный, характерный район Петербурга.
Многие здания и сооружения по его берегам находятся под охраной государства, являясь памятниками истории и культуры.
Канал строился как судоходный. Сейчас он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.
Сам канал также представляет историческую ценность как значительное инженерное гидротехническое сооружение XIX века. Поэтому утрата водного пространства канала нанесет значительный ущерб его историко-архитектурному облику.
Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, создавая особую атмосферу и образный ряд этой части города.
🔥 Видео
Обводный канал 19 век / «Малые родины большого Петербурга»Скачать
Новая развязка наб.Обводного канала и пр.Обуховской обороны.Скачать
Площадь Александра Невского - 1Скачать
Изнанка Петербурга. По Обводному каналуСкачать
Проклятие Обводного каналаСкачать
Экскурсия по Петербургу: мистика и слава Александра 1Скачать