- Александр Невский в метро
- Дорогу молодым
- Правда искусства и правда жизни
- Партия помогла
- Восемь малоизвестных фактов о петербургском метро: закрывшаяся станция, ошибка в скульптуре и панно со Сталиным
- В Ленинграде в 60-х годах была станция метро «Дачное». Ее закрыли через 11 лет после начала работы
- На станции «Площадь Александра Невского» пятерых всадников по ошибке изобразили с четырьмя конями
- Названия трех станций метро поменяли в 90-е
- «Адмиралтейская» задумывалась как пересадочная станция
- Считается, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской», но это не так
- У скульптуры рядом с «Пионерской» еще в 80-е пропал обруч. Его вернули на место только год назад
- На красной линии произошли две крупные аварии
- На красной линии планировали построить станцию «Сад 9 января»
- Метрополитен Петербурга объяснил, почему на станции «Площадь Александра Невского» у пяти всадников всего четыре коня
- 📸 Видео
Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать
Александр Невский в метро
Видео:Как в княжеских чертогах. Станция метро «Площадь Александра Невского»Скачать
Дорогу молодым
— Александр Кирович, расскажите, пожалуйста, об истории создания мозаики. Насколько я понимаю, она выросла из вашего дипломного проекта в Академии художеств?
— Действительно, всё началось с дипломной работы у Андрея Мыльникова. В 1985 году я работал над дипломом и совершенно случайно узнал об открытии новой станции метро. Набравшись смелости, я отправился в институт «Ленметрогипротранс», где мне представили архитектора Николая Ромашкина-Тиманова, который делал проект вестибюля вместе с Ароном Гецкиным (архитектор, стоявший у истоков создания метро в Ленинграде. — Прим. ред.). А саму станцию внизу оформлял Владимир Щербин — замечательный зодчий, который построил библиотеку на Московском проспекте и метро «Старая Деревня»; золотая «чешуя» — это, кстати, его придумка. Внизу на станции есть пустующая до сих пор ниша, куда предполагалось поместить скульптуру либо бюст Александра Невского. Выполнить его предложили Михаилу Аникушину, с которым я был знаком. Михаил Константинович был человеком простым: я (в то время еще студент) мог запросто прийти к нему в мастерскую. Мы договорились, что если я первым сделаю мозаику, то Михаил Константинович не будет делать бюст, и наоборот. Так вот, по задумке авторов, в вестибюле на стене около наклонного хода должно было появиться изображение, связанное с темой станции. На него-то я и претендовал. Но поскольку Арон Соломонович эмигрировал в Израиль, вопрос повис в воздухе: без него не могли ни на что решиться. На тот момент у меня были лишь живописные фрагменты будущей работы. Дело в том, что руководитель мастерской, Мыльников, не разрешил делать проект полностью: он выбирал из эскизов лучший, и далее следовало довести его до блеска. Дирекцию метрополитена возглавлял Олег Арефьев. Я показал ему несколько фотографий своего диплома и спросил: «Можно, я буду делать?» Он согласился, но многое оставалось неясным: станция уже вводилась в эксплуатацию, все статьи финансирования закрыты, а тут какая-то мозаика. Но я получил согласие, ушел в мастерскую и через полгода представил готовый картон. Признаться честно, меня удивляет, как мозаику смогли «протащить» через все бюрократические процедуры.
— На тот момент вы уже выпустились из Академии?
— Да, выпустился, но после защиты диплома написал заявление на имя Мыльникова с просьбой оставить меня стажироваться. Это практикуется в Академии и по сей день. Суть заключается в следующем: руководитель мастерской приглашает перспективного молодого художника, чтобы тот в течение трех лет совершенствовался и делал какие-то проекты под его присмотром. Андрей Андреевич выбрал меня. Это была большая честь, ведь Мыльников — знаковая личность в искусстве Ленинграда, да и в советском искусстве. Герой труда, лауреат Ленинской премии, профессор. Благодаря ему я остался в Академии и с 1986 по 1989 год делал гигантский картон — 5 на 12 метров. Его принесли в здание мозаичной мастерской на 3-й линии Васильевского острова, где он занял собой всё пространство. И вот за год мы сложили мозаику.
— Получается, мозаику складывали в стенах Академии? А как её транспортировали?
— Транспортировали поблочно, каждый блок размером 80 на 90 сантиметров — больший вес не поднять даже вдвоем: толщина блока мозаики 5 сантиметров, а там бетон, арматура, смальта. Потом блоки отвозили на станцию, собирали раму, идущую дугой, и уже в ней, снизу вверх, как кирпичи, наращивались эти блоки. Их проливали, приваривали друг к другу, промазывали стыки, примораживали к несущей стене. Потом стыки «расшивались» и прорабатывались смальтой, чтобы создавалось ощущение единого полотна. Это очень кропотливая работа. Но даже безотносительно технических моментов это был амбициозный проект: для мозаики батальный сюжет весьма необычен, и выполнить подобную сцену из смальты — одна из сложнейших задач.
Видео:Площадь Александра НевскогоСкачать
Правда искусства и правда жизни
— Вспоминаются батальные мозаики Михаила Ломоносова, которыми он хотел украсить могилу Петра в Петропавловском соборе. А как вы пришли к теме Александра Невского? Это личный выбор?
— Думаю, меня вело Провидение. Во-первых, поскольку я родился в Саратовской губернии, детство мое прошло в глухой провинции. Туда не доходили новые или какие-то западные фильмы, и мы смотрели старые советские о войне и об истории, поэтому моими героями были Суворов, Александр Невский, Минин и Пожарский, Чапаев. Для нас, мальчишек, эти походы в кино были настоящим духоподъемным событием: мы искренне сопереживали героям, расстраивались, когда кого-то из них убивали, радовались победам. Во-вторых, я с юности увлекался историей: читал Костомарова, Карамзина, Гумилёва. В Академии в те годы у нас больше поддерживались темы, связанные с революцией: продразверстка, матросы, коллективизация, блокада — круг сюжетов был весьма ограничен. Историческая тема, как правило, не рассматривала период до Петра. Какая-то глубокая древность, Александр Невский, варяги — интерес к этому периоду не поощрялся. А я увлекся этой древностью. Библиотечные книги Академии художеств содержали превосходные иллюстрации. Я специально искал брошюры по реконструкции, где подробнейшим образом объяснялось, что такое бахтерец, колонтарь, юшман, совня, клювец. Сравнивал зарисовки из этих брошюр с экспонатами Музея артиллерии, а также с картинами наших и западных художников. Постепенно формировалось понимание, как устроено вооружение коня, всадника.
— Хотя мозаика изображает Ледовое побоище, действие больше похоже на Невскую битву. Разве что вместо зелени снег. Почему вы не изобразили момент потопления немецких рыцарей?
— Меня консультировал Анатолий Кирпичников — знаток материальной культуры русского Средневековья. Так вот, по-видимому, потопления не было: по крайней мере, о нем ничего не говорят ранние источники. А в поздних происходит смешение нескольких событий: ведь отец Александра Невского, Ярослав, в 1234 году действительно на реке Омовже в мороз загнал немцев на лед, и они стали тонуть. Кроме того, в мозаике очень важно, чтобы персонажи читались. Если мы обратимся к древним византийским мозаикам, изображающим жития святых, мы увидим фигуры в их полноте. Даже если это сцена исцеления, не принято было изображать человека неполноценным, калекой. Поэтому если представить, что половина противников лежит на снегу, а половина провалилась под лед, исчезнет главный принцип монументального искусства, идущий еще от Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческо — принцип обобщения (Уччелло и делла Франческо — флорентийские мастера раннего Возрождения, открывшие линейную перспективу в живописи. — Прим. ред.).
— Так, здесь поподробнее, пожалуйста.
— В монументальном искусстве большое значение имеет чередование массы и «отдыха». Для своей мозаики я использовал фризовое решение композиции, а фриз — это последовательный рассказ. Взгляд зрителя идет от Александра Невского к немцам, потом обратно к мечу князя, словно бы разрубающему эту немецкую «свинью», потом — обратно к знамени немцев. Этакой змеей вьется взгляд. По закону восприятия фриза человек всегда смотрит на полотно снизу вверх и слева направо, поэтому движение пик направлено к Александру Ярославичу. Русские пики, как лес: взяли и ощетинились, а немецкие — вразнобой, что тоже показывает, какой у войск настрой и кто победит. Обратите внимание и на то, как сгруппированы фигуры противников: если посмотреть на эту работу в зеркало, то увидите, что побеждать станут немцы. Художник усиливает оптическое восприятие события: и здесь — что Пьетро делла Франческо, что моя мозаика. Важно и то, что монументальные произведения требуют осмысления исторической правды. Что такое историческая правда в живописи? Если мы вспомним памятник Александру Матросову, то изображается момент, когда он распахивает грудь и с автоматом идет на врага. А если изобразить его мертвым, лежащим на немецком пулемете, — это уже не то, ощущения значимости подвига не будет. Или, скажем, памятник Зое Космодемьянской: она в брюках, в ватнике, связанные руки. Мы знаем, что Зою немцы били несколько часов, раздев догола, но надо ли это изображать в кинофильмах, живописи, скульптуре? Я думаю, не надо. Ведь правда искусства выше правды жизни, и в живописи убедительность важнее исторической точности.
— Есть ли на мозаике другие исторические лица, кроме Александра Невского?
— Из немногочисленных летописей, дошедшим до нас только с XV века, известно, что в Ледовом побоище участвовал Андрей, единокровный брат Александра Невского. Он изображен под иконой Бориса и Глеба — одной из самых красивых икон, дошедших до нас с домонгольских времен. Кстати, рядом я изобразил Спаса, который появился у нас на знаменах лишь в XVI веке (хотя есть предположение, что подобные иконы и у Дмитрия Донского на Куликовом поле). Надо принимать во внимание, что от домонгольского периода до нас дошло ничтожное число предметов материальной культуры.
— Интересно, что и на знакомой нам с детства по учебникам истории картине Павла Корина Александр Невский изображен в западноевропейских доспехах и с двуручным мечом, который больше подходит для рыцарского турнира, чем для реального боя. Как вы относитесь к образу Александра Невского, созданному Кориным?
— Корин — художник своего времени. Триптих был создан в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Павел Дмитриевич был глубоко верующим человеком, учеником Михаила Нестерова, оформлявшего Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Кроме того, Корин — палехчанин, из иконописной династии, которая расписывала кремлевские палаты. Но и суровый характер Павла Дмитриевича, конечно, наложил отпечаток на его творчество. Он действительно создал знаковый образ: в 1944 году, на второй день после освобождения Пскова, при въезде в город была поставлена копия на картоне. Наши солдаты шли, видели Александра Невского, и их это вдохновляло. Это показательно. И Корин, конечно, следовал традиции Эйзенштейна, который снял об Александре Ярославиче фильм, где немцы впервые, еще до войны, были показаны врагами.
Видео:Невский проспект в начале 20 века.Скачать
Партия помогла
— А вам давали какие-то указания, как следует работать? Например, надзорные органы или партийные?
— Для таких социально значимых объектов, как вестибюли метро, обязательно было получить разрешение главного художника города. Им тогда был Николай Чернов, выпускник Мухинского училища по специальности «промышленный дизайн». Я пришел на прием в его кабинет на площади Ломоносова. Подаю черно-белую фотографию и говорю, что метрополитен мозаику согласовал. На что он мне отвечает: «А мы не будем эту мозаику делать, я не подпишу». Я спросил почему, и оказалось, что он недавно побывал в санатории Сочи, где видел мозаику Дейнеки, а там море, чайки, яхта, дельфины. «Вот и у нас Балтийское море — лучше его изобразите. Зачем вам эти сражения?» — сказал он. А к нам на защиту диплома, по приглашению Мельникова, приезжал Владислав Коржов, третий секретарь обкома партии. Ему настолько понравилась моя работа, что он оставил мне свой номер и сказал: «Ты позвони, если что». И вот я сижу у Чернова и понимаю, что он запретит сейчас Александра Невского, и дело не в Дейнеке: просто он боится брать на себя ответственность. Сейчас он согласует, а потом ему «прилетит»: «ты почему разрешил средневекового князя, а не Ленина?» Так был устроен партийный аппарат. У меня была с собой записная книжка, и мне разрешили позвонить от секретаря. Трубку взял сам Коржов, я ему говорю: «Здравствуйте, это Быстров. Главный художник говорит, что Александра Невского не будет». Коржов попросил передать трубку Чернову. Тот нехотя подошел, а поняв, с кем разговаривает, сразу изменил решение и все бумаги подписал. Вот так мне партия помогла поставить Александра Невского. Мозаику открыли в 1990 году, и хотя это была советская власть, её освящал протоиерей Владимир Сорокин, тогда еще ректор Духовной академии. Это был первый такой случай в истории.
Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать
Восемь малоизвестных фактов о петербургском метро: закрывшаяся станция, ошибка в скульптуре и панно со Сталиным
Какую ошибку на «Площади Александра Невского» не заметили скульпторы и архитекторы, как родилась легенда о том, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской» и какие три станции поменяли название в 90-е годы? «Бумага» собрала восемь малоизвестных фактов о петербургском метро.
В Ленинграде в 60-х годах была станция метро «Дачное». Ее закрыли через 11 лет после начала работы
Станция метро «Дачное» открылась в 1966 году. Она находилась за «Автовом», потому что тогда юг города застраивали жильем.
«Дачное» была первой открытой наземной станцией, что и стало одной из причин ее закрытия: по итогам было решено, что открытая станция не подходит Петербургу из-за климата. 5 сентября 1977 года, в день закрытия «Дачного», на юге города открыли «Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект».
Сейчас на месте «Дачного» находится здание Госавтоинспекции. Вот так раньше выглядела закрывшаяся станция.
На станции «Площадь Александра Невского» пятерых всадников по ошибке изобразили с четырьмя конями
На художественной композиции станции «Площадь Александра Невского» у пятерых всадников только четыре коня. Причем художники Эдуард Озоль, Виктор Новиков и Иван Костюхин и архитекторы станции сперва этого не заметили. Об ошибке узнали благодаря внимательному пассажиру, который написал в книгу отзывов. У композиции даже появилось народное название — «Пять мужиков и четыре лошади».
Названия трех станций метро поменяли в 90-е
Три станции метрополитена поменяли название. «Девяткино» была «Комсомольской», «Сенная площадь» — «Площадью Мира», а «Новочеркасская» — «Красногвардейской». Новые названия появились в начале 90-х.
«Красногвардейскую» переименовали из-за того, что Красногвардейский проспект стал Новочеркасским. Тогда же Сенной площади вернули историческое название, она перестала быть площадью Мира — соответственно, название поменяла и станция. А название «Комсомольская» просто не прижилось, потому что станция «фактически являлась единым целым» с железнодорожной платформой «Девяткино».
«Адмиралтейская» задумывалась как пересадочная станция
Изначально «Адмиралтейская» задумывалась как пересадочный узел Невско-Василеостровской, Ждановско-Правобережной и Красносельско-Красногвардейской. Вот так выглядел проект 1982 года:
Автор экскурсий по метрополитену Дмитрий Графов рассказал, что план «Адмиралтейской» рисовали еще в 50-х годах, тогда планировалось, что станция будет располагаться между «Василеостровской» и «Гостиным Двором».
Считается, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской», но это не так
В разных источниках, в том числе и «Википедии», говорится, что в последние годы проектировок «Нарвскую» собирались назвать «Сталинской». Однако, по словам Графова, это только легенда: название ни в одном чертеже не фигурирует.
А вот варианты «Площадь Стачек» и «Нарвские ворота» действительно рассматривали. Легенда о названии «Сталинская» связана с тем, что, по задумке, в тоннеле предполагалось разместить два художественных произведения, связанных со Сталиным: мозаичное панно и горельеф в наземном вестибюле.
В итоге панно установили. По данным сайта Citywalls, в 1961 году панно закрыли мраморной фальшстеной. А на горельефе не поставили фигуру Сталина.
В 1951 году горельеф с изображением Сталина по центру установили в Москве на ВДНХ в павильоне «Ленинград и Северо-Запад». А в Ленинграде в 1953 году появился горельеф, где в итоге изобразили группу рабочих уже без Сталина. На композиции — жители города, которые идут на демонстрацию. В центре — безымянный мужчина со знаменем.
У скульптуры рядом с «Пионерской» еще в 80-е пропал обруч. Его вернули на место только год назад
Рядом со станцией «Пионерская» еще в 1988 году установили скульптуру «Дети с жеребенком». Рядом с ногой мальчика был обруч, но через какое-то время он пропал — выяснить, где он, не удалось.
Обруч восстановили только в 2017 году — за счет Петербургского метрополитена.
На красной линии произошли две крупные аварии
В 70-е годы во время прокладки тоннеля между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» решили заморозить грунт. В результате грунт примерз к трубам, песок превратился в глыбу льда. Кроме того, для экономии денег и материалов тоннели расположили не рядом, а один над другим.
В апреле 1974 года произошла авария: поток воды затопил участок тоннелей почти до самой «Лесной». Сначала затопило нижний тоннель, а потом вода начала заполнять верхний. На дорогах рядом с «Площадью Мужества» появились провалы, стены сооружений неподалеку треснули, трамвайные рельсы лопались.
Постепенно заморозка, за счет которой построили тоннели, отошла, и к 1994 году тоннели стали деформироваться. Графов объясняет, что из-за этого «Лесная» и «Площадь Мужества» представляли собой берега, «посередине которых был провал с песком и жижей, где провисали два тоннеля». В 1995 году из-за затоплений движение поездов на участке «Площадь Ленина» — «Девяткино» полностью прекратили. Специалисты решили, что если не закрыть тоннели, то всё может рухнуть, а Политехническая улица просядет. Поэтому эти два тоннеля затопили и закрыли, а вместо них построили новые.
На красной линии планировали построить станцию «Сад 9 января»
По проекту первой очереди метро, которую составили к весне 1941 года, на красной линии должно было быть 12 станций. Среди них — станция «Сад 9 января», которую собирались расположить между «Кировским заводом» и «Нарвской», но потом от нее отказались. Поначалу отмести хотели еще одну станцию — «Владимирскую» (в проекте она называлась «Площадь Нахимсона»). Однако после войны, когда метро снова начали строить, станцию решили оставить. А вот «Сад 9 января» возвести так и не удалось: тоннели между «Кировским заводом» и «Нарвской» спроектировали таким образом, что построить станцию между ними было уже нельзя.
Видео:Камера на станции "Технологический институт" запечатлела взрыв в метро ПетербургаСкачать
Метрополитен Петербурга объяснил, почему на станции «Площадь Александра Невского» у пяти всадников всего четыре коня
Метрополитен Санкт-Петербурга рассказал, почему на панно в переходе на станции «Площадь Александра Невского» изображены пять всадников и только четыре лошади.
Петербургский метрополитен объяснил тайну пяти всадников и четырех коней на панно в переходе между станциями «Площадь Александра Невского 1 и 2».
До 1985 года изображение было размещено на торцевой стене в подземном зале станции «Площадь Александра Невского – 1» на Невско-Василеостровской линии. После открытия на оранжевой ветке одноименной станции панно перевесили в переход.
«На самом деле пятого коня не было изначально. В композицию еще в процессе создания закралась ошибка, которую художники-создатели (Эдуард Озоль, Виктор Новиков и Иван Костюхин) просто не заметили».
Ошибка была замечена одним из внимательных пассажиров, который и оставил соответствующую запись в станционной книге отзывов петербургского метрополитена.
Несмотря на визуальный казус, руководство подземки Северной столицы решило ничего не менять, а в народе картина получила название «Пять мужиков и четыре лошади».
📸 Видео
Площадь Александра Невского: прибытие на станцию метро СПб, подъем на эскалаторе, прогулка по городуСкачать
Площадь Александра НевскогоСкачать
Станция метро "Маяковская"Скачать
Петербург/Невский проспект от Александро-Невской лавры до площади ВосстанияСкачать
Станция метро Площадь Александра Невского 1/2Скачать
Подъём Александровской колонны. Вся правдаСкачать
Станция метро "Гостиный двор"Скачать
Площадь Александра НевскогоСкачать
«Москва в кино 1920-х годов». Лекция Татьяны ВоронцовойСкачать
10 мест для посещения в Санкт-ПетербургеСкачать
Где заканчивается Невский проспект? / Вокруг Александро-Невской Лавры 18+Скачать
Толкнул под поезд в метро | Напавший на подростка мужчина утром вышел из психиатрической больницыСкачать
Александр Невский в истории и культуре Санкт-Петербурга | Экскурсия | Часть 2-аяСкачать
От Площади Ленина до Площади Александра Невского через Лесную на метро.Скачать