площадь александра невского барельеф

Содержание
  1. Александр Невский в метро
  2. Дорогу молодым
  3. Правда искусства и правда жизни
  4. Партия помогла
  5. Восемь малоизвестных фактов о петербургском метро: закрывшаяся станция, ошибка в скульптуре и панно со Сталиным
  6. В Ленинграде в 60-х годах была станция метро «Дачное». Ее закрыли через 11 лет после начала работы
  7. На станции «Площадь Александра Невского» пятерых всадников по ошибке изобразили с четырьмя конями
  8. Названия трех станций метро поменяли в 90-е
  9. «Адмиралтейская» задумывалась как пересадочная станция
  10. Считается, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской», но это не так
  11. У скульптуры рядом с «Пионерской» еще в 80-е пропал обруч. Его вернули на место только год назад
  12. На красной линии произошли две крупные аварии
  13. На красной линии планировали построить станцию «Сад 9 января»
  14. Метрополитен Петербурга объяснил, почему на станции «Площадь Александра Невского» у пяти всадников всего четыре коня
  15. 📸 Видео

Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать

Станция метро "Площадь Александра Невского"

Александр Невский в метро

площадь александра невского барельеф

Видео:Как в княжеских чертогах. Станция метро «Площадь Александра Невского»Скачать

Как в княжеских чертогах. Станция метро «Площадь Александра Невского»

Дорогу молодым

— Александр Кирович, расскажите, пожалуйста, об истории создания мозаики. Насколько я понимаю, она выросла из вашего дипломного проекта в Академии художеств?

— Действительно, всё началось с дипломной работы у Андрея Мыльникова. В 1985 году я работал над дипломом и совершенно случайно узнал об открытии новой станции метро. Набравшись смелости, я отправился в институт «Ленметрогипротранс», где мне представили архитектора Николая Ромашкина-Тиманова, который делал проект вестибюля вместе с Ароном Гецкиным (архитектор, стоявший у истоков создания метро в Ленинграде. — Прим. ред.). А саму станцию внизу оформлял Владимир Щербин — замечательный зодчий, который построил библиотеку на Московском проспекте и метро «Старая Деревня»; золотая «чешуя» — это, кстати, его придумка. Внизу на станции есть пустующая до сих пор ниша, куда предполагалось поместить скульптуру либо бюст Александра Невского. Выполнить его предложили Михаилу Аникушину, с которым я был знаком. Михаил Константинович был человеком простым: я (в то время еще студент) мог запросто прийти к нему в мастерскую. Мы договорились, что если я первым сделаю мозаику, то Михаил Константинович не будет делать бюст, и наоборот. Так вот, по задумке авторов, в вестибюле на стене около наклонного хода должно было появиться изображение, связанное с темой станции. На него-то я и претендовал. Но поскольку Арон Соломонович эмигрировал в Израиль, вопрос повис в воздухе: без него не могли ни на что решиться. На тот момент у меня были лишь живописные фрагменты будущей работы. Дело в том, что руководитель мастерской, Мыльников, не разрешил делать проект полностью: он выбирал из эскизов лучший, и далее следовало довести его до блеска. Дирекцию метрополитена возглавлял Олег Арефьев. Я показал ему несколько фотографий своего диплома и спросил: «Можно, я буду делать?» Он согласился, но многое оставалось неясным: станция уже вводилась в эксплуатацию, все статьи финансирования закрыты, а тут какая-то мозаика. Но я получил согласие, ушел в мастерскую и через полгода представил готовый картон. Признаться честно, меня удивляет, как мозаику смогли «протащить» через все бюрократические процедуры.

площадь александра невского барельеф

— На тот момент вы уже выпустились из Академии?

— Да, выпустился, но после защиты диплома написал заявление на имя Мыльникова с просьбой оставить меня стажироваться. Это практикуется в Академии и по сей день. Суть заключается в следующем: руководитель мастерской приглашает перспективного молодого художника, чтобы тот в течение трех лет совершенствовался и делал какие-то проекты под его присмотром. Андрей Андреевич выбрал меня. Это была большая честь, ведь Мыльников — знаковая личность в искусстве Ленинграда, да и в советском искусстве. Герой труда, лауреат Ленинской премии, профессор. Благодаря ему я остался в Академии и с 1986 по 1989 год делал гигантский картон — 5 на 12 метров. Его принесли в здание мозаичной мастерской на 3-й линии Васильевского острова, где он занял собой всё пространство. И вот за год мы сложили мозаику.

площадь александра невского барельеф

— Получается, мозаику складывали в стенах Академии? А как её транспортировали?

— Транспортировали поблочно, каждый блок размером 80 на 90 сантиметров — больший вес не поднять даже вдвоем: толщина блока мозаики 5 сантиметров, а там бетон, арматура, смальта. Потом блоки отвозили на станцию, собирали раму, идущую дугой, и уже в ней, снизу вверх, как кирпичи, наращивались эти блоки. Их проливали, приваривали друг к другу, промазывали стыки, примораживали к несущей стене. Потом стыки «расшивались» и прорабатывались смальтой, чтобы создавалось ощущение единого полотна. Это очень кропотливая работа. Но даже безотносительно технических моментов это был амбициозный проект: для мозаики батальный сюжет весьма необычен, и выполнить подобную сцену из смальты — одна из сложнейших задач.

площадь александра невского барельеф

Видео:Площадь Александра НевскогоСкачать

Площадь Александра Невского

Правда искусства и правда жизни

— Вспоминаются батальные мозаики Михаила Ломоносова, которыми он хотел украсить могилу Петра в Петропавловском соборе. А как вы пришли к теме Александра Невского? Это личный выбор?

— Думаю, меня вело Провидение. Во-первых, поскольку я родился в Саратовской губернии, детство мое прошло в глухой провинции. Туда не доходили новые или какие-то западные фильмы, и мы смотрели старые советские о войне и об истории, поэтому моими героями были Суворов, Александр Невский, Минин и Пожарский, Чапаев. Для нас, мальчишек, эти походы в кино были настоящим духоподъемным событием: мы искренне сопереживали героям, расстраивались, когда кого-то из них убивали, радовались победам. Во-вторых, я с юности увлекался историей: читал Костомарова, Карамзина, Гумилёва. В Академии в те годы у нас больше поддерживались темы, связанные с революцией: продразверстка, матросы, коллективизация, блокада — круг сюжетов был весьма ограничен. Историческая тема, как правило, не рассматривала период до Петра. Какая-то глубокая древность, Александр Невский, варяги — интерес к этому периоду не поощрялся. А я увлекся этой древностью. Библиотечные книги Академии художеств содержали превосходные иллюстрации. Я специально искал брошюры по реконструкции, где подробнейшим образом объяснялось, что такое бахтерец, колонтарь, юшман, совня, клювец. Сравнивал зарисовки из этих брошюр с экспонатами Музея артиллерии, а также с картинами наших и западных художников. Постепенно формировалось понимание, как устроено вооружение коня, всадника.

площадь александра невского барельеф

— Хотя мозаика изображает Ледовое побоище, действие больше похоже на Невскую битву. Разве что вместо зелени снег. Почему вы не изобразили момент потопления немецких рыцарей?

— Меня консультировал Анатолий Кирпичников — знаток материальной культуры русского Средневековья. Так вот, по-видимому, потопления не было: по крайней мере, о нем ничего не говорят ранние источники. А в поздних происходит смешение нескольких событий: ведь отец Александра Невского, Ярослав, в 1234 году действительно на реке Омовже в мороз загнал немцев на лед, и они стали тонуть. Кроме того, в мозаике очень важно, чтобы персонажи читались. Если мы обратимся к древним византийским мозаикам, изображающим жития святых, мы увидим фигуры в их полноте. Даже если это сцена исцеления, не принято было изображать человека неполноценным, калекой. Поэтому если представить, что половина противников лежит на снегу, а половина провалилась под лед, исчезнет главный принцип монументального искусства, идущий еще от Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческо — принцип обобщения (Уччелло и делла Франческо — флорентийские мастера раннего Возрождения, открывшие линейную перспективу в живописи. — Прим. ред.).

— Так, здесь поподробнее, пожалуйста.

— В монументальном искусстве большое значение имеет чередование массы и «отдыха». Для своей мозаики я использовал фризовое решение композиции, а фриз — это последовательный рассказ. Взгляд зрителя идет от Александра Невского к немцам, потом обратно к мечу князя, словно бы разрубающему эту немецкую «свинью», потом — обратно к знамени немцев. Этакой змеей вьется взгляд. По закону восприятия фриза человек всегда смотрит на полотно снизу вверх и слева направо, поэтому движение пик направлено к Александру Ярославичу. Русские пики, как лес: взяли и ощетинились, а немецкие — вразнобой, что тоже показывает, какой у войск настрой и кто победит. Обратите внимание и на то, как сгруппированы фигуры противников: если посмотреть на эту работу в зеркало, то увидите, что побеждать станут немцы. Художник усиливает оптическое восприятие события: и здесь — что Пьетро делла Франческо, что моя мозаика. Важно и то, что монументальные произведения требуют осмысления исторической правды. Что такое историческая правда в живописи? Если мы вспомним памятник Александру Матросову, то изображается момент, когда он распахивает грудь и с автоматом идет на врага. А если изобразить его мертвым, лежащим на немецком пулемете, — это уже не то, ощущения значимости подвига не будет. Или, скажем, памятник Зое Космодемьянской: она в брюках, в ватнике, связанные руки. Мы знаем, что Зою немцы били несколько часов, раздев догола, но надо ли это изображать в кинофильмах, живописи, скульптуре? Я думаю, не надо. Ведь правда искусства выше правды жизни, и в живописи убедительность важнее исторической точности.

площадь александра невского барельеф

— Есть ли на мозаике другие исторические лица, кроме Александра Невского?

— Из немногочисленных летописей, дошедшим до нас только с XV века, известно, что в Ледовом побоище участвовал Андрей, единокровный брат Александра Невского. Он изображен под иконой Бориса и Глеба — одной из самых красивых икон, дошедших до нас с домонгольских времен. Кстати, рядом я изобразил Спаса, который появился у нас на знаменах лишь в XVI веке (хотя есть предположение, что подобные иконы и у Дмитрия Донского на Куликовом поле). Надо принимать во внимание, что от домонгольского периода до нас дошло ничтожное число предметов материальной культуры.

— Интересно, что и на знакомой нам с детства по учебникам истории картине Павла Корина Александр Невский изображен в западноевропейских доспехах и с двуручным мечом, который больше подходит для рыцарского турнира, чем для реального боя. Как вы относитесь к образу Александра Невского, созданному Кориным?

— Корин — художник своего времени. Триптих был создан в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Павел Дмитриевич был глубоко верующим человеком, учеником Михаила Нестерова, оформлявшего Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Кроме того, Корин — палехчанин, из иконописной династии, которая расписывала кремлевские палаты. Но и суровый характер Павла Дмитриевича, конечно, наложил отпечаток на его творчество. Он действительно создал знаковый образ: в 1944 году, на второй день после освобождения Пскова, при въезде в город была поставлена копия на картоне. Наши солдаты шли, видели Александра Невского, и их это вдохновляло. Это показательно. И Корин, конечно, следовал традиции Эйзенштейна, который снял об Александре Ярославиче фильм, где немцы впервые, еще до войны, были показаны врагами.

площадь александра невского барельеф

Видео:Невский проспект в начале 20 века.Скачать

Невский проспект в начале 20 века.

Партия помогла

— А вам давали какие-то указания, как следует работать? Например, надзорные органы или партийные?

— Для таких социально значимых объектов, как вестибюли метро, обязательно было получить разрешение главного художника города. Им тогда был Николай Чернов, выпускник Мухинского училища по специальности «промышленный дизайн». Я пришел на прием в его кабинет на площади Ломоносова. Подаю черно-белую фотографию и говорю, что метрополитен мозаику согласовал. На что он мне отвечает: «А мы не будем эту мозаику делать, я не подпишу». Я спросил почему, и оказалось, что он недавно побывал в санатории Сочи, где видел мозаику Дейнеки, а там море, чайки, яхта, дельфины. «Вот и у нас Балтийское море — лучше его изобразите. Зачем вам эти сражения?» — сказал он. А к нам на защиту диплома, по приглашению Мельникова, приезжал Владислав Коржов, третий секретарь обкома партии. Ему настолько понравилась моя работа, что он оставил мне свой номер и сказал: «Ты позвони, если что». И вот я сижу у Чернова и понимаю, что он запретит сейчас Александра Невского, и дело не в Дейнеке: просто он боится брать на себя ответственность. Сейчас он согласует, а потом ему «прилетит»: «ты почему разрешил средневекового князя, а не Ленина?» Так был устроен партийный аппарат. У меня была с собой записная книжка, и мне разрешили позвонить от секретаря. Трубку взял сам Коржов, я ему говорю: «Здравствуйте, это Быстров. Главный художник говорит, что Александра Невского не будет». Коржов попросил передать трубку Чернову. Тот нехотя подошел, а поняв, с кем разговаривает, сразу изменил решение и все бумаги подписал. Вот так мне партия помогла поставить Александра Невского. Мозаику открыли в 1990 году, и хотя это была советская власть, её освящал протоиерей Владимир Сорокин, тогда еще ректор Духовной академии. Это был первый такой случай в истории.

Видео:Станция метро "Площадь Александра Невского"Скачать

Станция метро "Площадь Александра Невского"

Восемь малоизвестных фактов о петербургском метро: закрывшаяся станция, ошибка в скульптуре и панно со Сталиным

Какую ошибку на «Площади Александра Невского» не заметили скульпторы и архитекторы, как родилась легенда о том, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской» и какие три станции поменяли название в 90-е годы? «Бумага» собрала восемь малоизвестных фактов о петербургском метро.

В Ленинграде в 60-х годах была станция метро «Дачное». Ее закрыли через 11 лет после начала работы

Станция метро «Дачное» открылась в 1966 году. Она находилась за «Автовом», потому что тогда юг города застраивали жильем.

«Дачное» была первой открытой наземной станцией, что и стало одной из причин ее закрытия: по итогам было решено, что открытая станция не подходит Петербургу из-за климата. 5 сентября 1977 года, в день закрытия «Дачного», на юге города открыли «Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект».

Сейчас на месте «Дачного» находится здание Госавтоинспекции. Вот так раньше выглядела закрывшаяся станция.

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

На станции «Площадь Александра Невского» пятерых всадников по ошибке изобразили с четырьмя конями

На художественной композиции станции «Площадь Александра Невского» у пятерых всадников только четыре коня. Причем художники Эдуард Озоль, Виктор Новиков и Иван Костюхин и архитекторы станции сперва этого не заметили. Об ошибке узнали благодаря внимательному пассажиру, который написал в книгу отзывов. У композиции даже появилось народное название — «Пять мужиков и четыре лошади».

площадь александра невского барельеф

Названия трех станций метро поменяли в 90-е

Три станции метрополитена поменяли название. «Девяткино» была «Комсомольской», «Сенная площадь» — «Площадью Мира», а «Новочеркасская» — «Красногвардейской». Новые названия появились в начале 90-х.

«Красногвардейскую» переименовали из-за того, что Красногвардейский проспект стал Новочеркасским. Тогда же Сенной площади вернули историческое название, она перестала быть площадью Мира — соответственно, название поменяла и станция. А название «Комсомольская» просто не прижилось, потому что станция «фактически являлась единым целым» с железнодорожной платформой «Девяткино».

«Адмиралтейская» задумывалась как пересадочная станция

Изначально «Адмиралтейская» задумывалась как пересадочный узел Невско-Василеостровской, Ждановско-Правобережной и Красносельско-Красногвардейской. Вот так выглядел проект 1982 года:

площадь александра невского барельеф

Автор экскурсий по метрополитену Дмитрий Графов рассказал, что план «Адмиралтейской» рисовали еще в 50-х годах, тогда планировалось, что станция будет располагаться между «Василеостровской» и «Гостиным Двором».

Считается, что «Нарвскую» планировали назвать «Сталинской», но это не так

В разных источниках, в том числе и «Википедии», говорится, что в последние годы проектировок «Нарвскую» собирались назвать «Сталинской». Однако, по словам Графова, это только легенда: название ни в одном чертеже не фигурирует.

А вот варианты «Площадь Стачек» и «Нарвские ворота» действительно рассматривали. Легенда о названии «Сталинская» связана с тем, что, по задумке, в тоннеле предполагалось разместить два художественных произведения, связанных со Сталиным: мозаичное панно и горельеф в наземном вестибюле.

В итоге панно установили. По данным сайта Citywalls, в 1961 году панно закрыли мраморной фальшстеной. А на горельефе не поставили фигуру Сталина.

В 1951 году горельеф с изображением Сталина по центру установили в Москве на ВДНХ в павильоне «Ленинград и Северо-Запад». А в Ленинграде в 1953 году появился горельеф, где в итоге изобразили группу рабочих уже без Сталина. На композиции — жители города, которые идут на демонстрацию. В центре — безымянный мужчина со знаменем.

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

У скульптуры рядом с «Пионерской» еще в 80-е пропал обруч. Его вернули на место только год назад

Рядом со станцией «Пионерская» еще в 1988 году установили скульптуру «Дети с жеребенком». Рядом с ногой мальчика был обруч, но через какое-то время он пропал — выяснить, где он, не удалось.

Обруч восстановили только в 2017 году — за счет Петербургского метрополитена.

площадь александра невского барельеф

площадь александра невского барельеф

На красной линии произошли две крупные аварии

В 70-е годы во время прокладки тоннеля между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» решили заморозить грунт. В результате грунт примерз к трубам, песок превратился в глыбу льда. Кроме того, для экономии денег и материалов тоннели расположили не рядом, а один над другим.

В апреле 1974 года произошла авария: поток воды затопил участок тоннелей почти до самой «Лесной». Сначала затопило нижний тоннель, а потом вода начала заполнять верхний. На дорогах рядом с «Площадью Мужества» появились провалы, стены сооружений неподалеку треснули, трамвайные рельсы лопались.

площадь александра невского барельеф

Постепенно заморозка, за счет которой построили тоннели, отошла, и к 1994 году тоннели стали деформироваться. Графов объясняет, что из-за этого «Лесная» и «Площадь Мужества» представляли собой берега, «посередине которых был провал с песком и жижей, где провисали два тоннеля». В 1995 году из-за затоплений движение поездов на участке «Площадь Ленина» — «Девяткино» полностью прекратили. Специалисты решили, что если не закрыть тоннели, то всё может рухнуть, а Политехническая улица просядет. Поэтому эти два тоннеля затопили и закрыли, а вместо них построили новые.

На красной линии планировали построить станцию «Сад 9 января»

По проекту первой очереди метро, которую составили к весне 1941 года, на красной линии должно было быть 12 станций. Среди них — станция «Сад 9 января», которую собирались расположить между «Кировским заводом» и «Нарвской», но потом от нее отказались. Поначалу отмести хотели еще одну станцию — «Владимирскую» (в проекте она называлась «Площадь Нахимсона»). Однако после войны, когда метро снова начали строить, станцию решили оставить. А вот «Сад 9 января» возвести так и не удалось: тоннели между «Кировским заводом» и «Нарвской» спроектировали таким образом, что построить станцию между ними было уже нельзя.

Видео:Камера на станции "Технологический институт" запечатлела взрыв в метро ПетербургаСкачать

Камера на станции "Технологический институт" запечатлела взрыв в метро Петербурга

Метрополитен Петербурга объяснил, почему на станции «Площадь Александра Невского» у пяти всадников всего четыре коня

Метрополитен Санкт-Петербурга рассказал, почему на панно в переходе на станции «Площадь Александра Невского» изображены пять всадников и только четыре лошади.

площадь александра невского барельеф

Петербургский метрополитен объяснил тайну пяти всадников и четырех коней на панно в переходе между станциями «Площадь Александра Невского 1 и 2».

До 1985 года изображение было размещено на торцевой стене в подземном зале станции «Площадь Александра Невского – 1» на Невско-Василеостровской линии. После открытия на оранжевой ветке одноименной станции панно перевесили в переход.

«На самом деле пятого коня не было изначально. В композицию еще в процессе создания закралась ошибка, которую художники-создатели (Эдуард Озоль, Виктор Новиков и Иван Костюхин) просто не заметили».

Ошибка была замечена одним из внимательных пассажиров, который и оставил соответствующую запись в станционной книге отзывов петербургского метрополитена.

Несмотря на визуальный казус, руководство подземки Северной столицы решило ничего не менять, а в народе картина получила название «Пять мужиков и четыре лошади».

📸 Видео

Площадь Александра Невского: прибытие на станцию метро СПб, подъем на эскалаторе, прогулка по городуСкачать

Площадь Александра Невского: прибытие на станцию метро СПб, подъем на эскалаторе, прогулка по городу

Площадь Александра НевскогоСкачать

Площадь Александра Невского

Станция метро "Маяковская"Скачать

Станция метро "Маяковская"

Петербург/Невский проспект от Александро-Невской лавры до площади ВосстанияСкачать

Петербург/Невский проспект от Александро-Невской лавры до площади Восстания

Станция метро Площадь Александра Невского 1/2Скачать

Станция метро Площадь Александра Невского 1/2

Подъём Александровской колонны. Вся правдаСкачать

Подъём Александровской колонны. Вся правда

Станция метро "Гостиный двор"Скачать

Станция метро "Гостиный двор"

Площадь Александра НевскогоСкачать

Площадь Александра Невского

«Москва в кино 1920-х годов». Лекция Татьяны ВоронцовойСкачать

«Москва в кино 1920-х годов». Лекция Татьяны Воронцовой

10 мест для посещения в Санкт-ПетербургеСкачать

10 мест для посещения в Санкт-Петербурге

Где заканчивается Невский проспект? / Вокруг Александро-Невской Лавры 18+Скачать

Где заканчивается Невский проспект? / Вокруг Александро-Невской Лавры 18+

Толкнул под поезд в метро | Напавший на подростка мужчина утром вышел из психиатрической больницыСкачать

Толкнул под поезд в метро | Напавший на подростка мужчина утром вышел из психиатрической больницы

Александр Невский в истории и культуре Санкт-Петербурга | Экскурсия | Часть 2-аяСкачать

Александр Невский в истории и культуре Санкт-Петербурга | Экскурсия | Часть 2-ая

От Площади Ленина до Площади Александра Невского через Лесную на метро.Скачать

От Площади Ленина до Площади Александра Невского через Лесную на метро.
Поделиться или сохранить к себе: