площадь акватории северного морского пути

Видео:Экспедиция «Два капитана» по исследованию акваторий Северного морского путиСкачать

Экспедиция «Два капитана» по исследованию акваторий Северного морского пути

Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте

Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.

площадь акватории северного морского пути

Содержание статьи:

Видео:Основные порты Северного морского путиСкачать

Основные порты Северного морского пути

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Видео:Универсальные атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь" в акватории Северного морского путиСкачать

Универсальные атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь" в акватории Северного морского пути

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

площадь акватории северного морского пути

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Видео:"История Северного Морского Пути" - Академия Сэма О'Неллы ( от Брокколи)Скачать

"История Северного Морского Пути" - Академия Сэма О'Неллы ( от Брокколи)

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

Видео:Развитие Северного морского пути (2021)Скачать

Развитие Северного морского пути (2021)

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Видео:Система экологического мониторинга МГУ на акватории Северного морского путиСкачать

Система экологического мониторинга МГУ на акватории Северного морского пути

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

площадь акватории северного морского пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Видео:Курс на север. Как развивается Северный морской путьСкачать

Курс на север. Как развивается Северный морской путь

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

площадь акватории северного морского пути

Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Видео:Экотопливо для Северного морского путиСкачать

Экотопливо для Северного морского пути

Северный морской путь

Севморпуть — это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

Размеры Северного морского пути

Северный морской путь ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Проблема льда

Главное препятствие для прохода судов — лед.

Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) — самое ледовитое море.

Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.

Айонский ледовый массив — это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.

На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

  • Западный сектор Арктики — от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
  • Восточный сектор Арктики — от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».

Альтернатива СМП — транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП — только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

Транзит
Основной объем грузопотока по СМП сформирован не за счет транзита.
Объем транзитных перевозок:

  • в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
  • в 2015 г. — 39,6 тыс т/год,
  • в 2016 г. — 214,5 тыс т/год,
  • в 2017 г. — 194,4 тыс т/год,
  • в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.

Западные компании пока отказываются использовать СМП:

  • в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
  • в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.

Тем не менее, факт налицо:
Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала — 35 дней и около 900 т топлива.
Экономия — около 1 млн долл США/рейс.
Китай уже, фактически, принял решение об использовании СМП, и планирует к 2025 г. перевозить там около 20 % внешнеторговых грузов.
Но с оговорочками:

  • у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
  • Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
  • Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.

Впрочем, преимущество РФ есть:

  • атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
  • необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
  • необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.

Понимая это, китайцы на самом деле хотят создать с РФ совместную компанию по Северному морскому пути.
Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки (северный завоз и тд).

Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.

Видео:Перспективы развития Северного морского путиСкачать

Перспективы развития Северного морского пути

СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 639-640

    Скопировать библиографическую ссылку:

    • площадь акватории северного морского пути
    • площадь акватории северного морского пути
    • площадь акватории северного морского пути
    • площадь акватории северного морского пути
    • площадь акватории северного морского пути

    СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (СМП), Се­ве­ро-Вос­точ­ный про­ход (до нач. 20 в.), глав­ная рос. мор­ская ком­му­ни­ка­ция в Арк­ти­ке, про­хо­дя­щая вдоль сев. бе­регов Рос­сии по мо­рям Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (Ба­рен­це­во, Кар­ское, Лап­те­вых, Вос­точ­но-Си­бир­ское, Чу­кот­ское) и час­тич­но Ти­хо­го ок. (Бе­рин­го­во м.), со­еди­няю­щая ев­ро­пей­ские и даль­не­во­сточ­ные пор­ты, а так­же устья су­до­ход­ных си­бир­ских рек в еди­ную транс­порт­ную сис­те­му. Ог­ра­ни­чен зап. вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ли­вы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­ле­лью 66° с. ш. и ме­ри­диа­ном 168°58 ′ 37 ″ з. д. Его дли­на от Кар­ских Во­рот до бух­ты Про­ви­де­ния ок. 5610 км, про­тя­жён­ность при­мы­каю­щих к не­му су­до­ход­ных реч­ных пу­тей ок. 37000 км. Аль­тер­на­ти­вой СМП слу­жат транс­порт­ные ар­те­рии, про­хо­дя­щие че­рез Су­эц­кий, Па­нам­ский ка­на­лы или оги­баю­щие мыс Доб­рой На­де­ж­ды. От С.-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка по СМП 14280 км, че­рез Су­эц­кий ка­нал 23200 км, во­круг мы­са Доб­рой На­де­ж­ды 29400 км.

    🔍 Видео

    План развития Северного морского пути до 2035 годаСкачать

    План развития Северного морского пути до 2035 года

    Арктический ликбез. Освоение Северного морского пути. Часть 1.Скачать

    Арктический ликбез. Освоение Северного морского пути. Часть 1.

    Как найти Северный морской путь?Скачать

    Как найти Северный морской путь?

    Плавпрактика. Путешествие вокруг света: Эпизод 7 - Панамский канал. #флот #моряки #судно #капитанСкачать

    Плавпрактика. Путешествие вокруг света: Эпизод 7 - Панамский канал. #флот #моряки #судно #капитан

    Северный морской путь: от поморских кочей до атомного ледокольного флотаСкачать

    Северный морской путь: от поморских кочей до атомного ледокольного флота

    Попытки изоляции России обернулись закрытием Северного морского пути для ЗападаСкачать

    Попытки изоляции России обернулись закрытием Северного морского пути для Запада

    Северный морской путьСкачать

    Северный морской путь

    На развитие Северного морского пути потратят 2 триллиона рублейСкачать

    На развитие Северного морского пути потратят 2 триллиона рублей

    🤔 Северный морской путь. Ямал. Интересные фактыСкачать

    🤔 Северный морской путь. Ямал. Интересные факты

    Северный морской путь: у старых проблем есть решенияСкачать

    Северный морской путь: у старых проблем есть решения

    Будущее Северного морского путиСкачать

    Будущее Северного морского пути
    Поделиться или сохранить к себе: