пилот на красной площади 1987

Видео:Немецкий пилот на Красной площади. Матиас Руст | Лекция Юрия КнутоваСкачать

Немецкий пилот на Красной площади. Матиас Руст | Лекция Юрия Кнутова

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.

пилот на красной площади 1987

Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

пилот на красной площади 1987Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. пилот на красной площади 1987Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» — два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.

пилот на красной площади 1987

Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР — незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять история повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.

Видео:Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл «Прокуроры 4».Скачать

Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл «Прокуроры 4».

uCrazy.ru

пилот на красной площади 1987

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Видео:1987, Москва, официальное соощение " Сегодня самолет Руста сел на Красной площади"Скачать

1987, Москва, официальное соощение "  Сегодня   самолет   Руста сел на Красной площади"

Что стало с немецким летчиком, который приземлился у Красной площади в 1987 году?

пилот на красной площади 1987

28 мая 1987 года произошел международный скандал. Немецкий летчик Матиас Руст приземлился на Красной площади. Он без проблем перелетел границу, влете в Москву и спикировал на Большой Москворецкий мост. Пилоту-любителю было всего 18 лет!

Скандал получился огромный. Добавляло остроты в эту историю, что в СССР в этот день отмечали День пограничника!

На самом деле, эта история не столь безобидна. Она имела далеко идущие последствия и ускорила распад СССР, который произошел спустя 4 года после этого. Но, давайте, обо всем по порядку.

Матиас родился в семье инженера-электрика, и с юных лет отец приучил ребенка к технике. В 5 лет Матиас попал на аэродром и поклялся, что станет пилотом. Желаемое сбылось — уже в 17 лет парень сдает экзамены и получает лицензию пилота.

Матиас арендовал у своего аэроклуба легкомоторный самолет Cessna 172. Это американский самолет — самый массовый за всю историю авиации! Первый самолет был выпущен еще в 1955 году и с тех пор с конвейера сошло около 44 тыс экземпляров Cessna 172.

«У Матиаса Руста была Cessna 172, а если точнее — Reims-Cessna F172P Skyhawk II, произведённая на заводе во французском Реймсе. Самый массовый самолёт в истории авиации получил такую популярность из-за своей надёжной (и в то же время достаточно простой) конструкции», — пояснил авиа блогер, автор канала Основной аэродром Алексей Деркач.

Благодаря высокому расположению крыла, из кабины Cessna 172 был хороший обзор, что очень помогало начинающим пилотам при посадке. «Добавим к этом ещё и управляемую носовую стойку шасси, которая сильно помогала при рулении на аэродроме. Ну и, конечно же, хорошие лётные характеристики и простота управления», — отметил Алексей Деркач.

«Думаю, что для такого полёта Cessna 172 была отличным выбором. Во-первых, Матиас был неопытным пилотом. Во-вторых, в условиях полёта на небольшой высоте важным был хороший обзор вниз. Ну и в-третьих, экономный двигатель позволял спокойно с запасом топлива покрыть такое расстояние», — резюмирует эксперт.

Как и зачем Руст задумал полет

Идея прилететь в Москву у молодого парня возникла почти сразу же. Он прям напрашивался на эпатажный поступок. Сперва он летал на саммит в Исландию, где встречались Рейган и Горбачев. Матиас сильно расстроился, что саммит не продвинул мирные переговоры. «Холодная война» продолжалась.

Свой мотив Руст изложил в интервью «Комсомольской правде»: «Я боялся, что, если Горбачев расслабится, соперники его уберут. Поэтому хотел прилететь в Москву, подать ему руку и сказать, что на Западе очень много людей, которые думают, что он все делает правильно».

Но полезный вывод парень сделал. Матиас понял, что спокойно может пересекать границы незамеченным. Потом, вернувшись в Гамбург, понял, что ему по силам и серьезный перелет в столицу СССР.

Когда журналист «Комсомольской правды» спустя годы спросил у Руста, зачем тот выбрал именно Красную площадь? Тот ответил искренне: «А я больше в Москве не знал ничего».

Полет по маршруту: Германия-Финляндия-Москва

Утром 28 мая Матиас вышел на старт. По его воспоминаниям, у него буквально дрожали коленки. Он с трудом преодолел свой страх и взлетел.

У города Нуммела на юге Финляндии он отключил всю связь на борту и резко сменил курс и вылетел на воздушную трассу, соединяющую Москву и Хельсинки. Финны начали поисково-спасательную операцию. Увидев масляное пятно на воде, они решили, что самолет потерпел крушение и вызвали подмогу.

Полет был непростым. Было облачно, Матиас ориентировался где он находится чисто визуально. Он замечал крупные объекты, вроде железных дорог и Чудского озера, которые он заранее отметил себе на карте.

С финских радаров самолет исчез в 14:00, но уже в 14:10 его засекли советские средства ПВО. С этого момента самолет вели зенитные комплексы. Но команду на уничтожение не давали. Конвенция о международной гражданской авиации, которую подписали СССР, США и еще 50 стран, запрещала без весомых причин уничтожать легкомоторные самолеты. Максимум, что можно было сделать — принудить к посадке.

Наши пограничные системы ПВО отработали правильно. Самолёт не миновал радары, как потом писали многие советские газеты (зачем им это было нужно писать — разберем в конце статьи).

«Его засекли части ПВО и даже поднимали на перехват несколько МиГ-21 и МиГ-23. Один из истребителей обнаружил самолёт визуально. Только сопровождать было сложно — Cessna летела низко и медленно по сравнению с МиГ-23. Ни части ПВО, ни лётчики истребителей не предпринимали никаких действий ввиду отсутствия чёткого приказа», — пояснил Алексей Деркач.

Сам Руст заметил истребители, но, по его словам, они облетели его пару раз и больше не возвращались.

Уязвимое место для систем ПВО — пространство между локационными зонами. В одном из них Руст и слетел с радаров. А вот дальше случился казус. В Пскове его приняли за своего и свободно пропустили. В тот момент там шли учения и в воздухе было много самолетов, в том числе и легкомоторных.

Ошибку поняли, но поздно — когда самолет уже подлетал к Московскому региону. Но не поняли, что самолет — иностранный! Подумали, что это советских легкомоторный самолет вылетел без заявки. И почему-то решили не докладывать — дескать, пусть сами разберутся.

«Почему самолет заметили, но не сбили? Причин здесь две. После того, как сбили южнокорейский Boeing 747, было указание не трогать гражданские самолёты. Но главная причина всё же — отсутствие приказа. Никто не хотел брать ответственность», — считает Алексей Деркач.

А сбить самолет все-таки могли. В журнале Военно-космическая оборона генерал-полковник авиации Вольтер Красковский рассказал, что маршал авиации Александр Колдунов был не в курсе, что в Москву летит иностранный самолет.

По его мнению, Колдунов бы пошел на крайние меры, если бы узнал об инциденте. Жизнь Матиаса Руста, таким образом, висела на волоске и его спасла случайность.

Прилет в Москву

В 18:30 Матиас влетел в Москву. Далее он ориентировался на гостиницу «Россия», которую заранее отметил на карте. Подлетев к Красной площади он стал искать место для посадки, но приземлиться на самой площади оказалось невозможно.

На площади было много народу, пилот дал три круга, чтобы публика поняла, что он хочет сесть, и разошлась. Но никто расходиться не собирался.

Тогда он решил высадиться на Большом Москворецком мосту. Поймав красный свет светофора, он приземлился точно в момент, чтобы не задеть автомобили. И, приземлившись, подкатился прямо к Собору Василия Блаженного.

Полет занял больше шести часов. В 12.21 пилот вылетел из Хельсинки, в 18.43 — приземлился.

Советская публика встретила Матиаса тепло, у него брали автографы, которые он охотно раздавал. Какой-то 16-ти летний советский парень, как оказалось, хорошо знал английский. Он и выступил переводчиком для Матиаса и публики. Силовики же были тут как тут, наблюдали за немцем и в 20:00 его задержали.

Суд состоялся спустя три месяца. Матиаса обвинили в хулиганстве и приговорили к четырем годам лишения свободы. Сидел в камере с учителем английского языка, которого посадили, как спекулянта. Так что Матиас не скучал и мог общаться. Но просидел только чуть больше года и попал под амнистию.

Но в Европе его ждало еще более худшее наказание. Матиасу выписали крупный счет финские власти — поисковая операция встала в копеечку. Штраф, предъявленный немцу, превысил 100 тысяч долларов. Финны же, пока Матиас летел к Москве, все это время разыскивали пропавший самолет. Они были уверены, что тот потерпел крушение и утонул. Однако, по словам Руста, штраф был в итоге уменьшен.

Как полет Матиаса Руста ускорил развал СССР

А что в СССР? Михаил Горбачев умело использовал этот инцидент, чтобы разобраться с политическими оппонентами. Он натравил прессу на главу Минобороны Сергея Соколова, и на главу войск ПВО Александра Колдунова. Оба были ярыми противниками Перестройки, гласности и горбачевских реформ, которые ускорили распад СССР. Армия была, фактически, последним оплотом прежних ценностей. И победив оппонентов, Горбачев получил полную власть для осуществления реформ.

В выборе новых кандидатов главным советчиком Горбачева был Александр Яковлев, человек, которого за глаза называли «архитектором перестройки». На посту главы Минобороны ставка была сделана на человека с хорошей репутацией, но безынициативного — Дмитрия Язова.

Советские СМИ громили генералитет за эту историю. Это, якобы, провал советской ПВО. А провал ли? Оборона рассчитана на атаку военных самолетов, а не легкомоторных одиночек.

В связи с этим есть интересная версия из серии теории заговоров. Что эта история — спланированная акция западных спецслужб, согласованная с советскими властями. Генерал и глава ВВС России 991-1998 гг. Петр Дейнекин был убежден именно в этой версии.

Документы по этой истории пока не открыты, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию. Поэтому приведу аргументы.

Маршрут Руста был уж слишком четким — он грамотно шел по «мертвым зонам» между локациями. Немецкие журналисты отмечали, что самолет Руста прилетел с почти полными баками. Значит, заправился по дороге. Да и одежду он где-то успел поменять — вместо рубашки и джинсов, в которых он вышел, в Москве был в модном красном комбинезоне.

Советским властям был нужен повод, чтобы заменить генералитет. И повод нашелся. Но верна ли эта версия — покажет будущее.

Ну а дальнейшая жизнь Руста складывалась, скажем так, разнонаправленно. Что явно свидетельствует, что агентом западной разведки он точно не был. Хотя невольным участником провокации мог стать вполне.

Что стало с Матиасом Рустом после советской тюрьмы

Итак, как только Руст вернулся домой, лицензию пилота у него отобрали. Он устроился в больницу, но там напал с ножом на медсестру, которая отказалась с ним встречаться. За это его приговорили к 4 годам тюрьмы. Но и здесь выпустили через год.

Дальше работал кем придется. Продавал одежду, обувь. Когда узнал, что сыграл свою роль в распаде Союза — приехал в Москву. Слонялся тут месяц, пытался встретиться с Горбачевым, но его не пустили.

Расстроился, уехал путешествовать по Юго-восточной Азии. Обратился в индуизм, завел себе жену-индианку, между прочим, дочь богатого торговца чаем. Чета вернулась в Германию.

пилот на красной площади 1987

Но и здесь свои странные привычки Руст не бросил. Зачем-то стащил дорогой свитер в магазине одежды, за что его крупно оштрафовали.

Оставшись верным своим привычкам, Руст продолжил зарабатывать на жизнь альтернативными способами. Играл в покер, вел курсы по йоге. И, что совсем парадоксально, оказывал услуги аналитика для инвестбанкиров. Неплохо заработал на книге — выпустил мемуары по своему полету.

Ну а самолет сперва купил японский коллекционер. Потом, практически по себестоимости, он продал его в Немецкий технический музей, где он и выставлен до сих пор.

Видео:ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ: Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл «Прокуроры 4».Скачать

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ: Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл «Прокуроры 4».

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Видео:Как валили СССР: зачем Горбачев посадил Матиаса Руста на Красной площади?Скачать

Как валили СССР: зачем Горбачев посадил Матиаса Руста на Красной площади?

Как немецкий летчик «снял» верхушку Советской Армии

Видео:Матиас Руст на Васильевском спускеСкачать

Матиас Руст на Васильевском спуске

Как немецкий летчик «снял» верхушку Советской Армии

28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет Матиаса Руста. 18-летний гражданин ФРГ прилетел в Москву из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок»

МАРШРУТ ПОЛЕТА

13 мая Руст вылетел из немецкого аэропорта Итерзен и через пять часов приземлился на Шетландских островах. Затем двигался через пункты посадки Вагар (Фарерские острова), Кеблавик ( Исландия ), Берген ( Норвегия ), Хельсинки ( Финляндия ).

Утром 28 мая он взлетел с финского аэродрома, а через 20 минут вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой и в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии. Диспетчеры запустили поиск. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве ( Эстония ) и взял курс на Москву .

пилот на красной площади 1987

Маршрут полета Матиаса Руста

В 18:30 он подлетел к Москве, сделал несколько кругов, снизился над Большой Ордынкой и, выждав зеленый сигнал светофора, сел на Большой Москворецкий мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вылез из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут он был арестован.

ПОЧЕМУ НЕ СБИЛИ?

Когда началось расследование ЧП, генералы и полковники, отвечавшие за оборону воздушных границ страны, в голос твердили: это брехня, что «Сессна» прокралась в Москву незамеченной.

И представляли документы. Из них следовало, что радиотехнические подразделения ПВО , дислоцированные в Латвии , обнаружили лазутчика ещё в 14:10. Он не отвечал на позывные «свой-чужой», ему был присвоен номер 8255. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боеготовность. Они повели нарушителя, но команды на уничтожение не получили. Хотя самолет, не отвечавший на запрос «Cвой — чужой», был сразу обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов.

Он доложил об этом дежурному по пункту управления роты капитану Осипову . Потом «Сессну» Руста засек оператор другой станции — ефрейтор Шаргородский — и тоже сообщил о ней оперативному дежурному.

Но на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15 — хотели разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Информация, хотя и с запозданием, была передана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель старшего лейтенанта Пучнина.

Он дважды облетел «Сессну» и доложил на КП, что видит «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Поступи с земли приказ сбить нарушителя границы, даже не пришлось бы стрелять — достаточно было включить огненный меч форсажа, и на землю упали бы лишь обгоревшие обломки.

пилот на красной площади 1987

Матиас Руст после получения лицензии пилота.

Генерал Кромин, командующий Ленинградской армией ПВО, колебался. Он помнил инструкцию, введенную в действие после того, как на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», якобы «по ошибке» нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты.

Сходство самолета Руста с Як-12 ввела в заблуждение и нашего летчика, и Кромина. Решили, что в небе — нарушитель режима полетов, забывший включить режим опознавания или сломавший оборудование. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа ПВО.

В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа , Андреаполь , Хотилово и Бежецк .

В районе псковского города Гдов «Сессну» обнаружили визуально. В 14:29 лётчики доложили на КП, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».

Самолёт Руста шел на небольшой высоте и с малой скоростью — примерно 140 км/ч. Наши реактивные истребители не могли «притормозить», чтобы идти рядом с ним. Они стрелой (примерно 2000 км/ч) пролетали над «Сессной», ожидая четких команд с земли. Но их не было. И пилоты уводили машины на свои аэродромы.

В районе Пскова шли учебные полеты авиаполка. Когда Руст полз к Москве, в полку произошла замена кода системы госопознования. Все летчики должны были строго в 15.00 сменить этот код. Но некоторые растяпы не сделали этого. И стали «чужими». В этом рое самолетов руководитель полетов, не разобравшись в ситуации, чохом присвоил всем истребителям признак «свой». В их числе оказалась и «Сессна» Руста. Так что к Москве он спокойно подходил под личиной «своего» (хотя и не знал этого).

пилот на красной площади 1987

Матиас Руст и его самолёт в первые минуты после приземления.

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД

Руст преподнес царский подарок Михаилу Горбачёву. У главного перестройщика страны сложились тяжелые отношения с военной верхушкой. Руководство армии во главе с министром обороны Сергеем Соколовым перешло в политическую оппозицию к Горбачеву . Но у того не было веских причин для смещения неугодных генералов . А случай с Рустом дал ему роскошный повод для этого. Собрав в Кремле высший генералитет, Горбачев рвал и метал.

— Я бы на вашем месте, товарищ Маршал Советского Союза, — обратился он к Соколову, — после такого позора написал рапорт об отставке!

В зале стало тихо, как в морге, встал Соколов и доложил:

— Считайте, товарищ Генеральный секретарь, что я его уже написал!

«Под раздачу» попал Главком ПВО страны — зам. министра обороны СССР Александр Колдунов.

Командующему войсками Московского округа ПВО генерал-полковнику Владимиру Царькову повезло — его назначили на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события). Получив выговор, он пост сохранил.

Были сняты с должностей начальник радиотехнических войск, командующий армией ПВО, командир корпуса и командир дивизии той же 6-й армии. Стал пенсионером и комбриг войск ПВО полковник Чавкин.

Всего набралась почти дюжина генералов и более 20 старших офицеров, пенсионерами стали 34 высших и старших офицеров. Двоих отправили на нары .

Подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор ПВО (хотя они первыми заметили нарушителя и доложили по команде «наверх»), были приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы.

А ещё две сотни старших и младших офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей до конца расследования ЧП ( 80% из них затем вернулись на свои посты с выговорами и очередные воинские звания получали с большой задержкой).

Впервые в истории ПВО страны «полетело» с постов такое количество офицеров.

пилот на красной площади 1987

Нарушитель воздушного пространства СССР германский пилот Матиас Руст во время судебного заседания в апреле 1987 года .

ВЕРСИИ

Поначалу превалировала версия об армейском разгильдяйстве.

Шли разговоры и о трусости высшего военного руководства, которое после скандала вокруг сбитого в 1983-м году нашим истребителем южнокорейского «Боинга», нарушившего воздушную границу СССР, боялось нагоняя из Кремля.

Позже появилась версия, что это якобы была операция западных спецслужб, согласованная с Горбачевым. Цель — сместить оппозиционную Кремлю верхушку армии.

Генерал армии Петр Дейнекин , Главком ВВС России в 1991-97 годах:

— Нет сомнений, что полет Руста был спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства СССР. На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода… Сбить «Сессну» могли столько раз, сколько было нужно.

Андрей Караулов, автор программы «Момент истины»:

— Полёт был подготовлен по прямому указанию Генерального секретаря ЦК КПСС . Когда Руст приземлился в Москве, его баки были полны. Его дозаправляли. Под Старой Руссой, прямо на дороге. Спрашиваю Руста: «Хочешь, покажу тебе фотографию, как заправляют твой самолёт?». Руст не ответил, только глаза забегали по сторонам…

Генерал-полковник Леонид Ивашов :

— За три недели до прилёта Руста министр обороны маршал Соколов докладывал Горбачёву, как работает система ПВО. Когда маршал вернулся с доклада, то выяснилось, что совсекретные документы остались у Горбачёва на столе. Наутро я понесся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи…» Горбачёв карту не вернул…».

Полковник Олег Звягинцев , бывший зам.командира корпуса ПВО:

— Когда начались разборки, я вспомнил, что дня три у нас на севере страны не менялось радиолокационное поле. Обычно оно меняется каждый день. А тут — три дня! Дежурные ПВО засекли Руста мгновенно, как только он пересёк границу. Но в отчётах записали: «стая птиц»…

Игорь Морозов , депутат Госдумы РФ , участник спецопераций в Афганистане :

— Это блестящая операция западных спецслужб. Они смогли привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения руководства страны, причем точно просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. Цель была одна — ослабить позиции Советского Союза на международной арене.

ХРОНИКИ ВОЕННОГО БАРДАКА

Вот — один из документов расследования причин пролета Руста.

«В 14.29 28.5.87 г. дежурная РЛС 922-й отдельной радиолокационной роты ( Локса ) 4-й радиотехнической бригады 14-й дивизии ПВО ( Таллин ) обнаружила воздушную цель на высоте 600 м в территориальных водах СССР, идущую курсом на береговую черту. Цель следовала по международной трассе в направлении коридора № 1, информация о цели была выдана на КП радиотехнического батальона (Тапа), 4-й ртбр и РИЦ (разведывательный информцентр ) 14-й дивизии ПВО. Информация о цели была отображена на экранах АРМ дежурного сокращенного боевого расчета КП 14-й д ПВО с 14.31.

Оперативный дежурный майор Криницкий Я. И. цель нарушителем госграницы СССР не объявил и продолжал уточнение характеристик и принадлежность вплоть до выхода её из зон видимости РЛС бригады.

Заместитель ОД КП 14-й дивизии ПВО по РИЦ майор Черных действовал безответственно. Имея реальную обстановку и зная, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, он определил её и присвоил ей номер только с 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец И. В. не потребовал четких докладов, уточнения типа и характера цели, нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение, и докладе на вышестоящий КП, и принятии решения на подъем дежурных экипажей для опознавания цели.

На КП 6-й отдельной армии ПВО по его команде цель была выдана только в 14.45. Таким образом было потеряно 16 минут времени, а главное – исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР.

Более того, ОД КП 656-го истребительного авиаполка (Тапа) лейтенант Филатов А. В., имея данные о цели с 14.31, в 14.33 привел в готовность № 1 дежурные истребители, неоднократно запрашивал разрешение на подъем истребителей, но подполковник Карпец И. В. подъем их разрешил только в 14.47.

Такие действия оперативного дежурного КП дивизии привели к тому, что было потеряно время»…

ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ

Расим Акчурин , генерал-полковник в отставке, брат известного кардиолога Рената Акчурина:

— Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР. В роковой момент проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Когда мне доложили, что пролетел легкомоторный самолет, поехал в соединения, которые его сопровождали. Если бы Руста сбили — даже его фрагментов собрать не удалось бы. Но мы не имели права применять средства ПВО по таким воздушным целям. Могли лишь принудить к посадке. Был проложен курс, велось сопровождение. Посадить его не получилось, потому что у истребителей и самолетика Руста слишком разные скорости.

ДЫРЫ ЗАЛАТАНЫ?

После строгого разбора «залета» система боевого дежурства ПВО была значительно подкорректирована. Но после падения СССР в 90-е годы, да и в начале 2000-х, из-за финансовых проблем и медленного обновления радиотехнических войск на некоторых участках воздушной границы России стали образовываться «дыры», в которые на легкомоторных самолетах, идущих на малых высотах, могли проникнуть шпионы или хулиганы. Лишь недавно над Россией удалось создать сплошное радиолокационное поле за счет постановки на боевое дежурство новых РЛС.

КАК НАКАЗАЛИ ЛАЗУТЧИКА?

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на Красной площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Но он вернулся в ФРГ уже 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко , Председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в заключении 432 дня. Потом его отправили в Германию . Там он лечился от психического заболевания и в больнице ножом порезал медсестру. Получил ещё один срок. Отсидел. Потом снова попался — на краже свитера в магазине…

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

1. Если рассчитать скорость «Сессны» и расстояние до Москвы, получается, самолёт «исчез» на 3 часа 20 минут с момента, когда он пересёк границу СССР. Это где же он летал? А может, ещё и пообедал в Старой Руссе?

2. Судя по опубликованным фото, Руст вылетел в рубашке и джинсах. В Москве он оказался в красном комбинезоне. В полёте переоделся? Но попробуйте переодеться в кабине маленького самолётика за штурвалом!

3. Почему заранее были срезаны троллейбусные провода на Большом Москворецком мосту?

4. Каким чудом полёт Руста на Красной площади сняли с нескольких точек на профессиональные телекамеры? Одна камера стояла на крыше ГУМа, а другая — на трибуне Мавзолея.

ЧТО ПИСАЛА НЕМЕЦКАЯ ПРЕССА?

Обстоятельства подготовки Руста к полету в глазах его друзей-летчиков были необычными.

— Он никогда ни о чем не спрашивал,- так утверждал товарищ Руста по аэроклубу Дитер Хельце. — Прокладывая свой маршрут перед вылетом, Матиас не обращался к опытным пилотам. Когда Руст прилетел в Хельсинки, он представил дальнейший маршрут в центр управления полетами аэропорта Мальми.

— Все было так профессионально составлено,- вспоминает начальник аэродрома Мальми Раймо Сеппанен,- что это не было похоже на молодого пилота.

Мать Руста не смогла объяснить мотив полета её сына в Москву. Ее предположение было таким: «Я думаю, его принудили к этому».

«Матиас никогда не интересовался политикой,- утверждал его отец.- Этот полет не был им запланирован, и Москва не входила в его маршрут…»

«Руста видели в Хельсинки вместе с темноволосой молодой женщиной 20 мая. Кроме того, на аэродроме Мальми стоял светло-серый «ситроен» с номерными знаками «Siegeren» и наклейкой гамбургского аэроклуба…»

«В кулуарах обсуждали: действительно ли «Сессна» Руста была переоборудована во время его остановки в Исландии? Действительно ли крылья самолета были сделаны из специального синтетического материала, который делал самолет невидимым для радаров? Была ли таким образом проверена советская ПВО?»

РЕПЕТИЦИЯ

15 мая 1941 года в 7 часов 30 минут в советское воздушное пространство вторгся германский «Юнкерс-52». Пролетев свыше 1200 километров, он приземлился на Тушинском аэродроме. Из книги Павла Судоплатова «Разведка и Кремль»: «Это привело к волне репрессий: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрелы высшего командования ВВС».

АНЕКДОТЫ

Два летчика на Красной площади. Один просит другого закурить. Тот отвечает: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!».

ЧТО СКАЗАЛ ГОРБАЧЕВ?

Генсек ЦК КПСС в телефонном разговоре сразу после инцидента, якобы, сказал одному из ближайших помощников Черняеву : «Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачеву, что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

💥 Видео

Матиас Руст на Красной площади 1987Скачать

Матиас Руст на Красной площади 1987

Что стало с немецким летчиком, который нарушил границы СССР и посадил самолет на Красной площади?Скачать

Что стало с немецким летчиком, который нарушил границы СССР и посадил самолет на Красной площади?

Mathhias Rust 28.5.1987 in the Red SquareСкачать

Mathhias Rust 28.5.1987 in the Red Square

Матиас Руст. Скандальный полет 28 мая 1987 годаСкачать

Матиас Руст. Скандальный полет 28 мая 1987 года

28 мая 1987 года немецкий пилот посадил самолет в Москве — РамблервидеоСкачать

28 мая 1987 года немецкий пилот посадил самолет в Москве — Рамблервидео

Матиас Руст садится на Красной площади 28 мая 1987 годаСкачать

Матиас Руст садится на Красной площади 28 мая 1987 года

Матиас Руст / Полёт над Кремлём / Исторический детектив / МИНАЕВСкачать

Матиас Руст / Полёт над Кремлём / Исторический детектив / МИНАЕВ

28th May 1987: amateur pilot lands a private plane near Red SquareСкачать

28th May 1987: amateur pilot lands a private plane near Red Square

Матиас Руст дает показания в суде (1987)Скачать

Матиас Руст дает показания в суде (1987)

Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл "Прокуроры"/ Рейтинг 7,8 / Документальное кино (2017)Скачать

Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл "Прокуроры"/ Рейтинг 7,8 / Документальное кино (2017)

Матиас Руст садится на Красной площади 28 мая 1987 годаСкачать

Матиас Руст садится на Красной площади 28 мая 1987 года

Аэродром КремльСкачать

Аэродром Кремль

«Однажды в истории» 28 мая 1987 года посадка немецкого самолета на Красной площадиСкачать

«Однажды в истории» 28 мая 1987 года посадка немецкого самолета на Красной площади

Пассажир снял на видео панику в салоне самолета во время сильнейшей турбулентностиСкачать

Пассажир снял на видео панику в салоне самолета во время сильнейшей турбулентности
Поделиться или сохранить к себе:
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28