Видео:Париж, площадь Согласия, конец декабря 2012Скачать
Максимилиан Волошин — биография, новости, личная жизнь
Видео:6. Экскурсии по Парижу/Площадь согласия КОНКОРДСкачать
Максимилиан Александрович Волошин
Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин). Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве — умер 11 августа 1932 года в Коктебеле (Крым). Русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Максимилиан Волошин родился 16 (28 по новому стилю) мая 1877 года в Киеве.
Отец — Кириенко-Волошин, юрист, коллежский советник (умер в 1881 году).
Мать — Елена Оттобальдовна (урождённая Глазер) (1850-1923).
Вскоре после его рождения родители расстались, Максимилиан воспитывался матерью, с которой был очень близок до конца её жизни.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.
Среднее образование начал получать в 1-й Московской гимназии. Знаниями и успеваемостью не блистал. Он вспоминал: «Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем»».
В 1893 году они с матерью переехали в Крым в Коктебель. Там Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось — ныне в нём Феодосийская финансово-экономическая академия). Поскольку пеший путь из Коктебеля в Феодосию по гористой пустынной местности был долгим, поэтому Волошин жил на съёмных квартирах в Феодосии.
Максимилиан Волошин с мамой Еленой Оттобальдовной
О взглядах и жизненных установках молодого Максимилиана Волошина можно судить по дошедшей до нашего времени анкеты.
Ответы Максимилиана Волошина на вопросы «тургеневской» анкеты 20 апреля 1898 года:
1. Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и прилежание.
2. Любимое качество у мужчины? – Женственность.
3. Любимое качество у женщины? – Мужество.
4. Ваше любимое занятие — Путешествие и разговор вдвоем.
5. Отличительная черта Вашего характера?- Разбросанность.
6. Как Вы представляете себе счастие? – Владеть толпой.
7. Как Вы представляете себе несчастие? – Потерять веру в себя.
8. Ваши любимые цвета и цветы? – Голубой, ландыш.
9. Если бы Вы были не Вы, чем бы Вы желали бы быть? – Пешковским.
10. Где бы Вы предпочли жить?- Где меня нет.
11. Кто Ваши любимые прозаики? – Диккенс, Достоевский.
С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.
В 1899 году за деятельное участие во Всероссийской студенческой забастовке был на год исключен и выслан в Феодосию под негласный надзор полиции. 29-го августа того же года он вместе с мамой почти на полгода выезжает в Европу, в свое первое заграничное путешествие.
Вернувшись в Москву, Волошин экстерном сдал экзамены в университете, перевелся на третий курс, а в мае 1900 года снова отправился в двухмесячное путешествие по Европе по разработанному им самим маршруту. На этот раз – пешком, с друзьями: Василием Ишеевым, Леонидом Кандауровым, Алексеем Смирновым.
По возвращении в Россию Максимилиан Волошин был арестован по подозрению в распространении нелегальной литературы. Из Крыма его этапировали в Москву, две недели держали в одиночке, но вскоре отпустили, лишив права въезда в Москву и Санкт-Петербург. Это ускорило отъезд Волошина в Среднюю Азию с изыскательской партией на строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги. По тем временам – в добровольную ссылку.
В сентябре 1900 года изыскательская партия, возглавляемая В.О. Вяземским, прибыла в Ташкент. В её составе – М.А. Волошин, который по удостоверению значился фельдшером. Однако он проявил такие недюжинные организационные способности, что при выходе партии в экспедицию был назначен на ответственную должность начальника каравана и заведующего лагерем.
Он вспоминал: «1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей».
В Ташкенте он принимает решение не возвращаться в университет, а ехать в Европу, заниматься самообразованием.
В 1900-е годы много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов, начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства.
С 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы. Позже, в 1908 году, польский скульптор Эдвард Виттиг создает большой скульптурный портрет М.А. Волошина, который был выставлен в Осеннем салоне, приобретен мэрией Парижа и в следующем году был установлен на бульваре Эксельман, 66, где стоит по сей день.
«В эти годы я только впитывающая губка. Я — весь глаза, весь уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан. Национальная библиотека. Кроме техники слова овладеваю техникой кисти и карандаша. Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер. Период больших личных переживаний романтического и мистического характера», — писал он.
23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья» № 137 (Великая ложа Франции — ВЛФ). В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская» № 6 (ВЛФ).
Максимилиан Волошин в молодости
С 1906 года после женитьбы на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой поселился в Петербурге. В 1907 году расстался с супругой и принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки».
С 1910 года работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», хотя сам стоял вне литературных и художественных групп.
С поэтессой Елизаветой (Лилей) Дмитриевой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество.
Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца».
В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре — «Лики творчества», а в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»).
В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».
13 февраля 1913 года Волошин в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.
Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (среди них — Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина) приступил к постройке Первого Гётеанума — культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.
В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».
События 1917 года и приход к власти большевиков Волошин воспринимал как катастрофу, он писал:
С Россией кончено. На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Нередко он подписывал свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы». Надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.
В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).
Максимилиан Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.
Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.
1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина». 19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Максимилиан Александрович Волошин (дом № 24 на бульваре Тараса Шевченко в Киеве).
Учреждены Международный Волошинский конкурс, Международная Волошинская премия и фестиваль «Волошинский сентябрь».
В 2007 году имя М. А. Волошина было присвоено библиотеке № 27, расположенной в Новодевичьем проезде в Москве.
Крымский инопланетянин. Мистика Волошина
Личная жизнь Максимилиана Волошина:
В юности дружил с Александрой Михайловной Петровой (1871-1921), дочерью полковника, начальника пограничной стражи в Феодосии. Она увлекалась спиритизмом, затем теософией, позже не без участия Волошина пришла к антропософии.
Максимилиан Волошин и Александра Петрова
В 1903 году в Москве, в гостях у известного коллекционера С.И. Щукина, Максимилиан встретил девушку, поразившую его своей своеобычной красотой, утонченностью и оригинальным мировосприятием — Маргариту Васильевну Сабашникову. Она была художницей репинской школы, поклонницей творчества Врубеля. Была известна в артистической среде как тонкий портретист и колорист. Кроме того, писала стихи (работала в направлении символизма).
12 апреля 1906 года Сабашникова и Волошин обвенчались в Москве. Но брак оказался недолгим — уже через год они расстались, сохранив дружеские отношения до конца жизни Волошина. Одной из внешних причин разрыва явилось увлечение Маргариты Васильевны Вячеславом Ивановым, с которым Волошины жили по соседству в Петербурге.
В 1922 году М.В. Волошина была вынуждена уехать из советской России, обосновалась на юге Германии, в Штутгарте, где жила до самой своей смерти в 1976 году, занималась духовной живописью христианского и антропософского направления.
Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова
Вскоре после расставания с Собашниковой, в 1907 году Волошин уехал в Коктебель. А летом 1909 года к нему приехали молодые поэты Николай Гумилёв и Елизавета (Лиля) Дмитриева – некрасивая, хромая, но очень талантливая девушка.
Вскоре Волошин и Дмитриева создали самую известную литературную мистификацию XX века: Черубина де Габриак. Волошин придумал легенду, литературную маску Черубины и выступал в качестве посредника между Дмитриевой и редактором «Аполлона» С. Маковским, но стихи под этим псевдномом писала только Лиля.
22 ноября 1909 года между Волошиным и Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Согласно «Исповеди», написанной Елизаветой Дмитриевой в 1926 году незадолго до её смерти, основной причиной стала нескромность Н. Гумилёва, который повсюду рассказывал о своём романе с Черубиной де Габриак.
Дав Гумилёву публичную пощёчину в мастерской художника Головина, Волошин вступился не за свою литературную мистификацию, а за честь близкой ему женщины – Елизаветы Дмитриевой.
Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой.
Однако скандальная дуэль принесла Волошину только насмешки: вместо символической пощёчины-вызова, Волошин залепил Гумилёву настоящую оплеуху, по дороге к месту дуэли потерял калошу и заставил всех её искать, затем принципиально не стрелял в противника. Тогда как Гумилёв дважды стрелял в Волошина, но не попал. Волошин намеренно стрелял в воздух, и его пистолет дал подряд две осечки. Все участники дуэли были наказаны штрафом по десять рублей.
Противники после поединка не подали друг другу руки и не помирились. Лишь в 1921 году, встретив в Крыму Гумилёва, Волошин ответил на его рукопожатие.
Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак) сразу после дуэли оставила Волошина и вышла замуж за своего друга детства, инженера Всеволода Васильева. Всю оставшуюся жизнь (умерла в 1928 году) она вела переписку с Волошиным.
Лиля Дмитриева (Черубина де Габриак)
в 1923 году умерла его мать Елена Оттобальдовна. 9 марта 1927 года Волошин официально женился на Марии Степановне Заболоцкой — фельдшере, которая помогала ему ухаживать за матерью в ее последние годы жизни.
Считается, что этот брак несколько продлил жизнь и самому Волошину — все оставшиеся годы он много болел, почти не покидал Крым и нуждался в постоянном профессиональном уходе.
После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта».
Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая
Библиография Максимилиана Волошина:
1900-1910 — Стихотворения
1914 — Лики творчества
1915 — Anno mundi ardentis
1918 — Иверни: (Избранные стихотворения)
1919 — Демоны глухонемые
1923 — Усобица: Стихи о революции
1923 — Стихи о терроре
1946 — Пути России: Стихотворения
1976 — Максимилиан Волошин — художник. Сборник материалов
1990 — Волошин М. Автобиография. Воспоминания о Максимилиане Волошине
1990 — Волошин М. О самом себе
2007 — Волошин Максимилиан. «Я был, я есмь. » (Составитель Вера Терёхина
Живописные работы Максимилиана Волошина:
1914 — «Испания. У моря»
1914 — «Париж. Площадь Согласия ночью»
1921 — «Два дерева в долине. Коктебель»
1921 — «Пейзаж с озером и горами»
1925 — «Розовые сумерки»
1925 — «Холмы, иссушенные зноем»
1926 — «Лунный вихрь»
1926 — «Свинцовый свет»
Образ Максимилиана Волошина присутствует в фильме 1987 года «В Крыму не всегда лето» режиссера Виллена Новака. В роли поэта снялся актер Евгений Лазарев.
Евгений Лазарев в роли Максимилиана Волошина
Видео:Площадь Согласия в ПарижеСкачать
КИММЕРИЙСКИЙ ВОЛХВ (М.А. ВОЛОШИН)
Один среди враждебных ратей –
Не их, не ваш, не свой, ничей –
Я – голос внутренних ключей,
Я – семя будущих зачатий.
( Волошин М. Пролог. 1915 )
Еще при жизни М.А. Волошин стал легендой. Сейчас легенда вырастает в миф. Тем не менее это реальная фигура в истории русской литературы и русского искусства, в цепи духотворчества.
Как Сократ показывал афинянам собственным примером, что значит быть настоящим философом, так и Волошин своей жизнью показал нам, что значит быть поэтом, художником в России. Он превратил ее в поэтическое творение, не менее интересное и захватывающее, чем лучшие его стихи. И в этом не было ничего надуманного и неестественно экстравагантного, в отличие от иных литераторов тех лет, стремившихся к популярности любой ценой. Волошин просто жил и творил. Подобно Сократу он был философом, стремящимся постичь глубинную мистическую суть и связь явлений, «в обыденном явлении жизни постигать вечное» (отсюда его увлечения восточными и западными системами, ищущими скрытое «тайное знание»).
Поэт, художник, мыслитель, мистик – Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году. Однако с 4-х до 16 лет жил в Москве.
В своей автобиографии он пишет, что с «16-ти лет – окончательный переезд в Крым – в Коктебель. Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность».
Много прекрасных строк посвятил Волошин очаровавшему его своей дикой первозданностью Киммерийскому краю – восточному Крыму.
С тех пор, как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой –
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага.
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху – разбег, а мысли – меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
«Человек рождается дважды: во плоти и в духе… Но годовщины духовного рождения… ускользают от нас…» – так судит Волошин, однако в своей автобиографии называет 1900 год годом своего духовного рождения. «Полгода, проведенные в пустыне с караваном верблюдов, были решающим моментом моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».
Когда, овеянный туманом,
Сквозь сон миражей и песков,
Я шел с ленивым караваном
К стене непобедимых льдов.
Шел по расплавленным пустыням,
По непротоптанным тропам,
Под небом исступленно-синим
Вослед пылающим столпам.
А по ночам в лучистой дали
Распахивался небосклон,
Миры цвели и отцветали
На звездном дереве времен,
И хоры горних сил хвалили
Творца миров из глубины
Ветвистых пламеней и лилий
Неопалимой купины.
Начиная с 1901 года, Волошин часто подолгу останавливался в Париже, где искал «первоисточник» европейской культуры. Там он познакомился с Хамбу-ламой Тибета, что по словам Максимилиана Александровича позволило прикоснуться к буддизму в его первоистоках. «Затем, – отмечает Волошин – мне довелось пройти сквозь близкое знакомство с магией, оккультизмом, с франкмасонством, с теософией и, наконец, в 1905 году встретиться с Рудольфом Штейнером, человеком, которому я обязан больше, чем кому-либо, познанием самого себя».
В одном из писем М.А. Волошин пишет о Штейнере – главе международного антропософского общества – следующее: «Я его впервые услыхал в 1905 году… В словах его меня прежде всего поразило то, что это было широкое обоснование и обобщение тем отдельным мыслям, убеждениям, к которым я в то время сам пришел… Но потом началась борьба и протест. Протест больше против штейнеристов, в которых я видел людей, «изнасилованных истинами», чем против него самого… Но в результате выходило, что я все же возвращался постоянно к его книгам и к его формулам…»
Жизнь Волошина за границей изобилует встречами с Рудольфом Штейнером. Последние их встречи относятся к периоду проживания Максимилиана Александровича в 1914 году в местечке Дорнах (Швейцария), где шло строительство Гетеанума, антропософского центра и где Волошину была отведена скромная роль – подручного в росписи занавеса.
Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие достижения искусства Запада — все манит и влечет Волошина, его творческий гений хочет «все видеть, все понять, все знать, все пережить». Он воспринимает историю человека, начинающейся не во вчерашнем каменном веке, а за миллионы миллионов лет, там, где земля оторвалась от солнца, осиротела. Холод сиротства в истоке.
Отроком строгим бродил я
По терпким долинам
Киммерии печальной…
Ждал я призыва и знака,
И раз перед рассветом,
Встречая восход Ориона,
Я понял
Ужас ослепшей планеты,
Сыновнесть свою и сиротство.
Подобное мироощущение является ключом к его человеческому существу, к линии его поведения, ко всему, вплоть до житейских мелочей. Отсюда та редкая в среде писателей свобода, независимость, нечувствительность к уколам самолюбия. Он всегда казался пришедшим очень издалека.
Сам Волошин в своей автобиографии говорит: «Мое отношение к миру – смотреть Corona Astralis». В пятнадцати стихотворениях цикла «Corona Astralis» поэт рисует Человека – «путника во вселенной», гибель и рождение планет, каждой частицей своего телесного состава он словно помнит великие межзвездные дороги.
Кому земля — священный край изгнанья,
Того простор полей не веселит,
Но каждый шаг, но каждый миг таит
Иных миров в себе напоминанья.
В душе встают неясные мерцанья,
Как будто он на камнях древних плит
Хотел прочесть священный алфавит
И позабыл понятий начертанья.
И бродит он в пыли земных дорог, –-
Отступник жрец, себя забывший бог,
Следя в вещах знакомые узоры.
Он тот, кому погибель не дана,
Кто, встретив смерть, в смущенье клонит взоры,
Кто видит сны и помнит имена.
Многие замечательные люди оставили свои воспоминания о М.А. Волошине. Среди них друг поэта Марина Цветаева. В своем эссе «Живое о живом», посвященном Волошину, она пишет: «Макс был знающий. У него была тайна, которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто. Она была в его белых, без улыбки, глазах, всегда без улыбки – при неизменной улыбке губ…» Цветаева делает следующий вывод: «Это был скрытый мистик, то есть истый мистик, тайный ученик тайного учения о тайном. Мистик – мало скрытый – закрытый. Никогда ни одного слова через порог его столь щедрых, от избытка сердца глаголящих уст. Из этого заключаю, что он был посвященный».
В подтверждение своих впечатлений о Волошине-мистике Марина Ивановна вспоминает свое посещение Крыма в 1914 году, когда в подполье волошинского дома начался пожар. В то время как Цветаева, ее муж и сестра бегали к морю за водой и тщетно пытались погасить пламя, Волошин был невозмутим. В перерыве между прибегами Цветаева видит: «И на этот раз, взбежав – молниеносное видение Макса, вставшего и с поднятой – воздетой рукой, что-то неслышно и раздельно говорящего в огонь.
Пожар потух. Дым откуда пришел, туда и ушел. Двумя ведрами и одним кувшином, конечно, затушить нельзя было. Ведь горело подполье!»
Гасить и возжигать… Волошин – возжигатель проявленного пламени – остался в воспоминаниях одного из своих почитателей таким: «… в иные минуты его сильной сосредоточенности от него, из него – концов пальцев и концов волос – било пламя, настоящее, жгучее. Так, однажды за его спиной, когда он сидел и писал, загорелся занавес».
Его прозрение в горний мир (именно это позволяло ему владеть огнем) выражалось и в его способности к чтению линий руки. Мудрость его при этом была такова, что он «никогда ничего не предсказывал, считая, что приподнимать завесу будущего не следует».
Мой пыльный пурпур был в лоскутьях,
Мой дух горел: я ждал вестей,
Я жил на людных перепутьях
В толпе базарных площадей.
Я подходил к тому, кто плакал,
Кто ждал, как я. поэт, оракул —
Я толковал чужие сны.
И в бледных бороздах ладоней
Читал о тайнах глубины
И муках длительных агоний.
Озаренное видение Волошина – залог подлинности его стихотворений – касалось всех сфер жизни. Очевидцы указывают на то, что он умел успокаивать, «заговаривать» боль. Описывают случай, когда он точно, без рентгеновских снимков установил место перелома руки. Поразителен и следующий эпизод.
Живя в Крыму, никому не отказывающий в приюте, Волошин не позволил одному незнакомцу заночевать в своем доме. Настойчивость, с которой Максимилиан Александрович выпроводил этого человека, удивила окружающих. «В дальнейшем оказалось, что этот человек только что совершил ужасающее, чудовищное убийство».
С 1917 года М.А. Волошин уже не покидает свой дом в Коктебеле. «Дом Поэта» был спроектирован самим Волошиным. Одно из воплощений его внутреннего мира, он был так же необычен, как и весь облик его хозяина. Дом стоял одиноко, у самой морской черты, и бросался в глаза причудливостью своих архитектурных очертаний. Приземистая четырехугольная «вышка» венчала его обычную для крымских жилищ черепичную крышу. Легкие деревянные галерейки и внешние лестницы опоясывали это строение со всех сторон. От моря отделялось оно тощим, сквозным садиком, с трудом выращенным на этой негостеприимной и скудной почве.
В доме чувствовался поэтический вкус хозяина. Там хранилось много больших камней интересной формы, раковины, стояли диковинные деревья в кадках, интересно подобранные цветы и листья; рядом с ними скульптуры и картины начала нынешнего века. В башне двусветной мастерской, в нише между двумя диванами, стоял алебастровый слепок с головы египетской царицы Таиах. В молодости Максимилиан Александрович работал бесплатно в одном из музеев Парижа, чтобы получить этот слепок.
Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена – суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы,
И здесь их голос, властный, как орган,
Глухую речь и самый тихий шепот
Не заглушит ни зимний ураган,
Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.
Кстати сказать, библиотека М.А. Волошина была огромна и уникальна, более 9 тысяч книг. Но при всей своей бескорыстности книги из своей библиотеки он давал крайне неохотно. Из-за утерянной книги мог поссориться с человеком.
«Дом Поэта» принимал ежегодно, особенно летом, множество гостей: здесь неоднократно бывали Марина Цветаева с семьей, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Алексей Толстой и многие другие талантливые люди. Условия пребывания в доме были немудрены, в одном из писем Максимилиан Александрович формулирует их так: «Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто придется «ко двору», становится полноправным членом. Для этого же требуется: радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни».
Устремившийся к общиножитию в Коктебеле, гость переступал порог дома и встречался с его хозяином. «Пишу и вижу, – вспоминала М. Цветаева, – голова Зевса на могучих плечах, а на дремучих, невероятного завива кудрях узенький полынный веночек, насущная необходимость, принимаемая дураками за стилизацию, равно как его белый парусиновый балахон, о котором так долго и жарко спорили (особенно дамы), есть ли или нет под ним штаны.
Парусина, полынь, сандалии – что чище и вечнее?»
Простота, рожденная мудростью, духовным равновесием гармонически дополнялась незаурядным интеллектом Волошина. Он был всесторонне образованным, культурнейшим человеком, с радостью делившимся своими знаниями с другими. При этом он был лишен какой-либо позы, более того, его знали как большого любителя всяческих мистификаций, эпатажа, участника всевозможных представлений, которые регулярно устраивались в его доме.
Неизменной спутницей Максимилиана Александровича была его мать Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. Она держала себя по тому времени непривычно: постоянно курила, носила широкие шаровары, ботфорты. Окружающие называли ее Пра, что по мнению Марины Цветаевой означало: «Праматерь, Матерь здешних мест, ее орлиным оком открытых и ее трудовыми боками обжитых, Верховод всей нашей молодости, Прародительнинца Рода – так и не осуществившегося, Праматерь-Матриарх-Пра».
Об отношениях матери и сына Марина Ивановна писала: «Это была неразрывная пара, и вовсе не дружная пара. Вся мужественность, данная на двоих, пошла на мать, вся женственность на сына. Если Макс позже являл чудеса бесстрашия и самоотверженности, то являл их человек и поэт, отнюдь не муж (воин)». Глубже непростые отношения матери и сына раскрывает стихотворение «Материнство», решающее вопросы родства, рождения и связи на уровне вселенских обобщений, корни которого кроются в древней философии Востока.
Мрак. Матерь. Смерть. созвучное единство.
здесь рокот внутренних пещер,
там свист серпа в разрывах материнства:
из мрака — смерч, гуденье дремных сфер.
Из всех узлов и вязей жизни — узел
сыновности и материнства — он
теснее всех и туже напряжен:
дверь к бытию Водитель жизни сузил.
Я узами твоих кровей томим,
а ты, о мать! — Найду ль для чувства слово? –
Ты каждый день меня рождаешь снова
и мучима рождением моим.
Кто нас связал и бросил в мир слепыми?
Какие судьбы нами расплелись?
Как неотступно требуешь ты: «Имя
свое скажи мне! Кто ты? Назовись. »
Не помню имени. Но знай: не весь я
рожден тобой, и есть иная часть,
и судеб золотые равновесья
блюдет вершительная власть.
Свобода и любовь в душе неразделимы,
но нет любви, не налагавшей уз.
Тягло земли: двух смертных тел союз, –
Как вихри мы сквозь вечности гонимы.
Кто возлюбил другого для себя,
плоть возжелав для плоти без возврата,
тому в свершении – расплата:
чрез нас родятся те, кого, любя,
связали мы желаньем неотступным.
Двойным огнем ты очищалась, мать, –
свершая все, что смелось пожелать,
ты вознесла в слияньи целокупном
в себе самой возлюбленную плоть.
Но, как прилив сменяется отливом, –
так с этих пор твой каждый день Господь
отметил огненным разрывом.
Дитя растет, и в нем растет иной –
не женщиной рожденный, непокорный,
но связанный твоей тоской упорной,
твоею вязью родовой.
Я знаю, мать, твой каждый час – утрата,
Как ты во мне, так я в тебе распят.
И нет любви твоей награды и возврата,
затем, что в ней самой — расплата и возврат!
«Но нет любви, не налагавшей уз…» Только узы любви признавались Волошиным, в остальном в своих действиях и суждениях он был абсолютно свободным человеком. Он противостоял тенденциям времени, истоки которого – в проявлениях насилия и произвола – уже давали себя знать. Волошин ненавидел войну и было так, что во время гражданской войны спасал белогвардейцев от их «красных» врагов и наоборот. Позиция его была однозначна:
А я стою меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
В своей автобиографии М.А. Волошин признавался: «Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чем не разочаровали, я их ожидал давно и в формах еще более жестоких». Потребностью огненного очищения наполнены строки:
Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
Говорю: «Ты прав, что так судил!»
Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи, – вот плоть моя!»
Полагаем, что пространных комментариев мастерство Волошина-поэта не требует. Эзотерический процесс соединения творческого огня поэта с огнем Высших сфер, сам процесс творчества, его условия поразительно точно переданы в стихотворении «Подмастерье» – «поэтическом символе веры» Волошина.
Мне было сказано:
Не светлым лириком, что нижет
Широкие и щедрые слова
На вихри струнные, качающие душу,
– Ты будешь подмастерьем
Словесного святого ремесла,
Ты будешь кузнецом
Упорных слов,
Вкус, запах, цвет и меру выплавляя
Их скрытой сущности, –
Ты будешь
Ковалем и горнилом,
Чеканщиком монет, гранильщиком камней.
Стих создают – безвыходность,
необходимость, сжатость,
Сосредоточенность.
…
Когда же ты поймешь,
Что ты не сын земле,
Но путник по вселенным,
Чтоб солнца и Созвездья возникали
И гибли внутри тебя,
Что всюду – и в тварях и в вещах томится
Божественное Слово,
Их к бытию призвавшее,
Что ты – освободитель божественных имен,
Пришедший изназвать
Всех духов – узников, увязших в веществе,
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и Разума –
Вселенную Свободы и Любви, –
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.
Мастером М.А. Волошин был не только в поэзии, но и в живописи. В основном, он писал пейзажи, окрестности Киммерии. Неутомимый ходок и исследователь, Волошин исходил «Киммерии печальную область» вдоль и поперек, знал и любил каждую пядь ее. Современники воспринимали его как хозяина этих мест. Его приверженность к пейзажу объясняют отчасти его слова: «…чувство родины неизбежно связано с пейзажем; пейзаж – это лик родной земли».
Свои многочисленные акварели М.А. Волошин писал не только с натуры, но и по памяти. И в том и другом случае его пейзажи более условны, чем реальны. В статье «О самом себе» он писал:
«В методе подхода к природе, изучения и передачи ее я стою на точке зрения классических японцев, по которым я в свое время подробно и тщательно работал в Париже». Волошин подчеркивает различие в подходе европейского живописца и японского. Там, где японцы фиксировали живую природу, исследуя ее пристально, не приукрашая, европейцы делали акцент на декоративности полотна. Волошина угнетало отсутствие опытного метода исследования природы как у живописцев, так, в свою очередь, и у ученых. «Точно так же, как и художник не имеет сотрудничества ученого, точно так же и ученый не имеет сейчас часто необходимого орудия эксперимента и анализа – отточенного тонко карандаша, потому что научный рисунок – художественная дисциплина, которую еще не знает современная живописная школа».
Своим художественным творчеством М.А. Волошин доказал эту теорию.
Однажды в районе Коктебеля работали геологи. Познакомившись с Максимилианом Александровичем и его акварелями, они нашли, что его не натурный, а как бы условный пейзаж «дает более точное и правдивое представление о характере геологического строения района, нежели фотография» Геологи заказали Волошину серию рисунков.
Следует отметить, что Волошин и сам был страстным геологом и археологом. Благодаря ему было точно установлено место потерянного города Каллиеры – венецианской гавани в восточном Крыму, о существовании которого в этих местах Максимилиан Александрович давно подозревал по сочинениям античных географов и апокрифическим картам.
Открытия М.А. Волошина, основанные на глубоком знании древних литературных источников, подкрепленном интуитивным видением, не ограничивались пределами Земли. Тогда как в 20-е годы наука могла только догадываться о том, что на Луне отсутствует почва, в цикле стихотворений «Lunaria» поэт писал:
. И страшный шрам на кряже Лунных Альп
Оставила небесная секира.
Ты, как Земля, с которой сорван скальп –
Лик Ужаса в бесстрастности эфира.
Интуиция редко подводила М.А. Волошина. Чувства гармонии, равновесия, стремления к «золотой середине» не оставляли места чувствам неполноты, недооцененности. Несмотря на то что при жизни произведения Волошина публиковались мало, он отмечал:
Мои ж уста давно замкнуты… Пусть
Почетней быть твердимым наизусть
И списываться тайно и украдкой,
При жизни быть не книгой, а тетрадкой
Волошин не боялся умереть. Смерть не страшила его, быть может, в иные дни в глубине влекла, как того, чей дух полон, мысль додумана. В августе 1932 года он ушел из жизни. Погребен он на горе Кучук-Енишары, впоследствии получившей название Волошинской.
Своеобразным завещанием поэта можно считать следующие строки:
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля – извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
Видео:ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ НА БАРРИКАДАХ В ЯНВАРЕ 1991 ГОДА ? ЗА ЭТО ? ПРОТЕСТ В ЭНГУРЕ - 75 км. ОТ РИГИСкачать
Максимилиан Александрович Волошин
Фото Все
Видео Все
Крымский инопланетянин. Мистика Волошина. Документальный фильм
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. «Божий бич». Библейский сюжет
Поэзия. Максимилиан Волошин (1977)
Видео:Площадь Конкорд : Тут казнили Короля / Обелиск из Египта / Секреты Парижа 📯Скачать
Максимилиан Волошин — биография
Максимилиан Волошин – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик.
Он обрел славу еще при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин. Друзья называли его просто чудаком Максом.
Детство
Родился Максимилиан Кириенко-Волошин 28 мая 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника, юриста Александра Кириенко-Влошина, потомка запорожских казаков, и немки Елены Глазер. Дед мальчика по материнской линии – Оттобальд Глазер, был инженером-полковником. Мать будущего поэта обладала сильным и волевым характером, она оставила мужа вскоре после рождения Максимилиана. Отец Макса скончался в 1881 году, когда ему было всего четыре года, поэтому мальчик вырос с мамой без отцовского воспитания. Впрочем, оно и не понадобилось, мать сама пыталась культивировать в сыне бойцовские качества характера, но у нее не получилось. Однажды Марина Цветаева отметила, что Макс растет дружелюбным и миролюбивым, «без когтей».
В шестнадцать лет Максимилиан с матерью переехали в Крым, поселились в Коктебеле. Елена все еще не теряла надежды воспитать из него бойца, поэтому подговаривала соседских мальчишек, чтобы они спровоцировали Максимилиана на драку. Матери нравилось, что подросток увлекается оккультизмом, она не ругала его за то, что он просиживал по два года в каждом классе гимназии. По мнению одного из учителей, Макс был полным идиотом, и научить его чему-либо просто невозможно. Прошло всего шесть месяцев, этот учитель умер, и на его похоронах именно Максимилиан читал вслух свои необыкновенные стихи.
В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет. Он не пропускал ни одной лекции, но учеба мало интересовала поэтически настроенного студента. Он занимался своим саморазвитием вне стен вуза. Диплом университета молодой человек так и не получил, его отчислили в 1899 году за участие в беспорядках. После этого Максимилиан больше не пытался продолжить обучение, занимался самостоятельно.
Творчество
В 1910 году Волошин выпустил свою первую книгу, которую назвал очень просто – «Стихотворения». Она состояла из первых работ поэта, тех, что стали пробой пера, в которых он стремится познать человеческое естество в единении с судьбами мира. Эта книга стала началом его творческой биографии. Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира». Эту книгу он издает в 1916 году, и тогда же навсегда оседает в милом его сердце Коктебеле, месте, которое вдохновляло поэта на написание прекрасных стихов и сонетов.
Максимилиан Волошин за столом
В период с 1918-го по 1919-й годы Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые». Особенно красочными получились те строчки стихов, в которых описывается Восточный Крым, с невероятной красотой его природы.
В 1903 году Максимилиан начал печататься в издании «Весы» и газете «Русь». Потом он сотрудничал со многими журналами и газетами – «Аполлон», «Золотое руно», «Утро России», «Русская художественная летопись», которые размещали на своих страницах его публикации о поэзии и живописи. Его статьи имеют огромную ценность и сейчас, их объем измеряется несколькими томами.
Максимилиан Волошин в газете «Русь»
После покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина в 1913 году, Максимилиан выпустил брошюру под названием «О Репине», в которой выступает против натурализма в искусстве. После этого многие журналы отказались с ним сотрудничать, Максимилиана обвиняли в том, что он оговорил почитаемого всеми художника. Однако в 1914-м Волошин снова выпустил книгу со своими статьями, которой дал название «Лики творчества».
Могут быть знакомы
Живопись
Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.
Картина Максимилиана Волошина «Париж. Площадь Согласия ночью»
В каждом новом произведении Волошина просвечивалась житейская мудрость и любовь. Во время создания своих шедевров, он думал о том, как сочетаются между собой четыре земные стихии и об их связи с космосом. Все написанные художником пейзажи сохраняли свою фактуру и плотность, даже на холсте оставались светопроницаемыми.
Волошин вдохновлялся работами классиков – живописцев из Японии, а также картинами своего товарища Константина Богаевского, художника из Феодосии. Именно его рисунки Волошин использовал в качестве иллюстраций своего первого сборника, выпущенного в 1910 году. Эммануил Магдесян, Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Максимилиан Волошин – они достойно представляют Киммерийскую школу живописи.
Личная жизнь
С детства Максимилиан был полным, маленького роста мальчиком, единственным достоинством которого была шикарная шевелюра на голове. Глядя на внешний вид молодого человека, женщины не видели в нем мужественности и силы, присущей настоящим мужчинам. Чудаковатого писателя не воспринимали, как мужчину, скорее, как подругу, с которой можно и в баню сходить, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
Максимилиан Волошин с Маргаритой Сабашниковой
Однако это женское мнение абсолютно не влияло на личную жизнь литератора, его амурная копилка пополнялась с завидной регулярностью. Первый раз Максимилиан женился на художнице Маргарите Сабашниковой, роман с которой начался в самом подходящем для этого месте – городе Париже. Они вместе бывали на лекциях в Сорбонне, во время которых Волошин и обратил внимание на хорошенькую девушку, внешность которой напоминала ему царицу Таиах.
В тот день, когда они познакомились, Максимилиан пригласил девушку в музей и подвел к статуе египетской правительницы. Он писал друзьям об этом своем открытии, о том, что до конца не понимает, как такое может быть. Художнику казалось, что статуя ожила и перевоплотилась в его избранницу Маргариту. Друзья шутили по этому поводу, и убедительно просили его не жениться на изваянии из алебастра.
Свадьба Максимилиана Волошина с Маргаритой Сабашниковой
Влюбленные поженились в 1906-м и поселились в Петербурге, по соседству с известным поэтом Вячеславом Ивановым. В его квартире раз в неделю проходило собрание символистов. Зачастую на этих сборищах присутствовали и молодожены — Максимилиан и Маргарита. Пока Волошин с увлечением декламировал свои стихи, участвовал в различных спорах и дискуссиях, Маргарита тихо беседовала с хозяином квартиры Ивановым. Она сетовала на то, что ее представление о жизни настоящей художницы не совпадает с реальностью, что ей не хватает страстей и драматизма, и что мода на дружные семейные пары давно прошла.
Постепенно между Вячеславом Ивановым и Маргаритой начали зарождаться чувства. Волошин в это время влюбился в драматурга Елизавету Дмитриеву. В 1909-м Максимилиан и Елизавета придумали для нее образ таинственной красавицы-католички, дали ей имя Черубина де Габриак. Под этим псевдонимом Дмитриева печатала свои произведения на страницах журнала «Аполлон».
Эта мистификация была раскрыта буквально через три месяца. В ноябре того же, 1909 года, Николай Гумилев дал негативную оценку поэтессе, которую услышал Максимилиан. А ведь это именно Гумилев в свое время свел Волошина и Дмитриеву. Максимилиану очень не понравилось заявление Гумилева в адрес Елизаветы, и он отвесил поэту звонкую пощечину.
Дуэль Максимилиана Волошина с Николаем Гумилевым
После этого Волошину и Гумилеву ничего не оставалось делать, как встретиться на дуэли. Максимилиан пытался отстоять честь красивой хромоногой девушки. Поединок состоялся на Черной реке, благо, никто из дуэлянтов не пострадал. После этого законная жена Волошина объявила ему, что подает на развод. Позже стало известно, что супруга Вячеслава Иванова предложила ей жить втроем, и Маргарита дала согласие.
В 1922-м в Крым пришел голод. Матери Волошина – Елене Оттобальдовне, день ото дня становилось все хуже. Обеспокоенный состоянием ее здоровья Максимилиан уговорил фельдшера Марию Заболоцкую из соседней деревни переехать в их селение. Но это мало помогло, мать поэта скончалась. Зато в личной жизни художника произошли перемены – в 1927 году он женился на Марии, которая поддерживала его все это время.
Максимилиан Волошин с женой Марией
Детей ни в одном из браков Волошина не было. Не стал исключением и союз художника с Марией. Их семейная жизнь протекала дружно и гармонично, Мария была рядом всегда, в дни печали и в радостные дни, до самой смерти Волошина. После его похорон, вдова сохранила весь уклад их коктебельской жизни, постоянно принимала в доме покойного супруга художников и поэтов, бывавших в Коктебеле.
Смерть
Максимилиан всегда много и плодотворно работал. Не стали исключением и последние годы его жизни, он продолжал литературную деятельность и писал картины акварелью. Он уже давно страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением легких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти 11 августа 1932 года. Поэта похоронили на горе Кучук-Янышар, рядом с его любимым Коктебелем.
Скульптор Сергей Меркулов снял слепок с лица покойного Волошина и создал его посмертную маску. Вдова поэта – Мария Заболоцкая, сохранила творческое наследие Максимилиана Волошина, и добилась того, чтобы его дом в августе 1984-го стал музеем.
Избранные стихи
- Я быть устал среди людей
- Китеж
- Северовосток
- Венок сонетов
- Благословение
- Эта бледная весна
- Солнце
- Старые письма
- Ступни горят, в пыли дорог душа
- Я ждал страданья столько лет
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
📽️ Видео
Виды ПарижаСкачать
Эдгар Дега. Площадь Согласия / Париж в Эрмитаже: Импрессионисты 1/10Скачать
Париж 35 - Площадь согласияСкачать
Париж история города и что осталось от средневековья в современном ПарижеСкачать
Колесо обозрения на площади Согласия в ПарижеСкачать
Путеводитель по Парижу. Топ 10 местСкачать
НОЧНОЙ ПАРИЖСкачать
Париж / Франция /Площадь Согласия ( Place de la Concorde) ФонтаныСкачать
Ночной ПарижСкачать
"Желтая ночь" в ПарижеСкачать
ПАРИЖ 🇫🇷 ФРАНЦИЯСкачать
Франция.France.Paris.Ночной Париж.Les champs Elysees.Скачать
Кровавая ночь: теракт в Париже назвали крупнейшим в истории ФранцииСкачать
Город, в котором жил Жюль Верн. Время. Эфир 9 февраля 1978 г.Скачать
Мода из комиссионки. Хроники московского быта | Центральное телевидениеСкачать