- Кто изображён на памятнике Медный Всадник
- Медный всадник история создания памятника
- Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
- Где находится Медный всадник
- Памятник петру i площадь декабристов
- Сенатская площадь в Санкт-Петербурге: Медный всадник и декабристы
- Несколько фактов о Сенатской площади
- Сенатская площадь на карте
- Сенатская площадь в Санкт-Петербурге
- Здания Сената и Синода
- Медный всадник
- Исаакиевский мост
- Декабристы на Сенатской площади
- 🎥 Видео
Видео:Памятник Петру 1 у Инженерного замка в Санкт-Петербурге//Конные монументы в ПетербургеСкачать
Кто изображён на памятнике Медный Всадник
Медный всадник – памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, грандиозный монумент, символизирующий мужество, силу духа и величие знаменитого правителя.
Большинство туристов, стремящихся осмотреть все достопримечательности Северной столицы, интересует, где именно в Петербурге находится легендарный памятник Медный всадник, изображающий Петра 1. Этот символ города насчитывает уже более двух веков и овеян множеством преданий и мифов.
Найти знаменитую статую, которой посвящена одноименная известная поэма А. С. Пушкина, не составит труда. Памятник Медный всадник находится на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга – бывшей площади Декабристов (ныне Сенатской) – в открытом сквере. К нему очень удобно добраться через Александровский сад, пройдя через его западную часть.
Точный адрес Медного всадника в Санкт-Петербурге: Сенатская площадь, г. Санкт-Петербург, РФ, 190000.
Видео:Памятник Петру I у "Прибалтийской" площадиСкачать
Медный всадник история создания памятника
Идея создания монумента, призванного увековечить память выдающегося монарха, принадлежит императрице Екатерине II. Она считала, что подобное ответственное дело можно было бы поручить только истинному мастеру. В поисках такого человека князь Голицын – доверенное лицо императрицы – обратился за помощью к маститым представителям французской культуры того времени Дидро и Вольтеру. Великие философы посоветовали своей царственной корреспондентке Этьен-Мориса Фальконе – на тот момент автора не слишком известных скульптурных композиций.
Фальконе работал на заводе по производству фарфоровых изделий, но в глубине души давно мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он подписал с представителями Екатерины II контракт на создание бронзового памятника, согласно которому его вознаграждение составляло всего лишь 200 000 ливров.
Интересно, что в Россию Этьен-Морис приехал вместе с талантливой 17-ней ученицей Мари-Анной Колло, впоследствии вышедшей замуж за его сына. Об отношениях скульптора и его юной помощницы долго ходили различные слухи, причем не всегда приличные.
Мнения о том, как должен выглядеть символ российского самодержавия, оказались весьма различными:
- Глава Императорской академии искусств Бельский считал, что Петра I необходимо изобразить величественно стоящим во весь рост и со скипетром в руке.
- Императрица Екатерина II хотела видеть своего предшественника на коне, но обязательно с символами царской власти в руках.
- Просветитель Дидро намеревался вместо статуи создать большой фонтан с фигурами аллегорического толка.
- Скромный чиновник Штелин направил в Академию художеств письмо, в котором предлагал окружить статую императора изображениями добродетелей типа Честности и Правосудия, попирающими ногами пороки (Хвастовство, Обман, Лень и т. д.).
Однако автор будущего памятника Медный всадник имел собственное представление о том, как должно выглядеть его творение. Фальконе отказался от аллегорической трактовки образа императора и намеревался показать его как великого законодателя и радетеля о благополучии своей страны. Согласно замыслу скульптурной композиции, она должна была демонстрировать торжество человеческой воли и разума над стихийными природными силами.
Видео:Открытие памятника Петру I (Медный Всадник) на Сенатской площади в ПетербургеСкачать
Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
Фальконе подошел к созданию Медного всадника в Санкт-Петербурге весьма ответственно. Модель статуи создавалась на протяжении 1768–1770 годов на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы. Прототипом коня для монумента послужили два орловских рысака Бриллиант и Каприз, считавшиеся украшением царских конюшен. По просьбе скульптора был сделан помост, высота которого практически совпадала с будущим пьедесталом. Один из офицеров верхом взлетал на его край и ставил коня на дыбы, так что Фальконе мог зарисовать все особенности строения туловища и мускулатуры лошади.
Голову императора вылепила Мария-Анна Колло, поскольку варианты ее наставника не были одобрены Екатериной II. В чертах лица Петра I с широко раскрытыми глазами отразились основные качества государя: мужество, сильная воля, высокий интеллект, справедливость. За эту работу императрица удостоила талантливую девушку членства в Императорской академии художеств и пожизненной пенсии.
Конь, на котором сидит государь, попирает копытами змею, которую изготовил русский мастер Гордеев.
После изготовления гипсовой модели Фальконе приступил к отливке статуи, но столкнулся с рядом проблем:
- Из-за размеров монумента даже литейщики с хорошей репутацией отказывались заниматься отливкой, поскольку не могли ручаться за качество работы.
- Когда наконец скульптор нашел помощника – мастера по изготовлению пушек Хайлова, оказалось очень сложно подобрать правильный состав сплава. Поскольку памятник имел лишь 3 точки опоры, стенки его передней части должны были быть не толще 1 см.
- Первая отливка скульптурной композиции в 1775 году оказалась неудачной. Во время работы в мастерской лопнула труба, по которой текла расплавленная бронза. Катастрофические последствия удалось предотвратить благодаря мужеству Хайлова, заткнувшего дыру собственной одеждой и залепившего ее глиной. По этой причине верхнюю часть памятника пришлось заливать повторно спустя два года.
Множеством легенд овеяно происхождение постамента Медного всадника. В народе он известен как Гром-камень. В альтернативных исторических теориях, касающихся строительства Санкт-Петербурга, он занимает ключевое место. Некоторые исследователи предполагают, что официальная версия, согласно которой Гром-камень был перевезен в город из окрестностей небольшого поселения Конная Лахта, сфальсифицирована.
Однако исторические документы и свидетельства очевидцев, в том числе и иностранного происхождения, опровергают предположение, что гигантская гранитная глыба для памятника Медный всадник до обработки находилась на территории Петербурга. Любые попытки связать ее с мифологической цивилизацией атлантов, якобы и являвшихся основателями города на этом месте, безосновательны. Технологии того времени вполне позволяли перевезти даже такую огромную скалу на место возведения памятника.
Гром-камень весил более 1600 тонн, а его высота превышала 11 метров, поэтому до берегов Финского залива он был доставлен на специальной платформе. Она передвигалась по 2 желобам, расположенным строго параллельно друг другу. В них размещались три десятка больших шаров, выполненных из медного сплава. Передвижение платформы было возможно лишь в зимнее время, когда грунт подмерзал и лучше выдерживал тяжелый груз. Транспортировка этого натурального пьедестала до побережья заняла около полугода, после чего по воде он был перевезен в Санкт-Петербург и занял отведенное ему место на площади в 1770 году. В результате обтесывания размеры Гром-камня существенно уменьшились.
Через 12 лет после прибытия Фальконе в Северную столицу его отношения с государыней существенно ухудшились, поэтому он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, а в 1782 году состоялось ее торжественное открытие.
Фальконе изобразил Петра I в простом и легком одеянии, без излишней роскоши, приличествовавшей его статусу императора. Этим он стремился показать достоинства монарха как человека, а не как великого полководца и победителя. Вместо седла конь покрыт звериной шкурой, символизирующей приход в страну благодаря Петру I просвещения и благ цивилизации.
Голову статуи венчает лавровый венок, а у пояса прикреплен меч, что говорит о готовности правителя в любой момент выступить на защиту Отечества. Скала обозначает трудности, которые Петру пришлось преодолевать в период своего царствования. Постамент украшает надпись, являющаяся данью уважения императрицы Екатерины II своему великому предшественнику, на русском и латинском языках. В складках плаща спрятана другая надпись, свидетельствующая об авторстве памятника. Вес монумента составляет 8 тонн, а высота – 5 метров.
С Медным всадником связано множество легенд, одну из которых отразил Пушкин в одноименной поэме. Согласно некоторым из них:
- Якобы еще до установки скульптурной композиции призрак Петра I встретился будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас располагается памятник. Почивший монарх предупредил своего наследника о грозящей тому опасности.
- В 1812 году Медного всадника собирались эвакуировать, поскольку городу угрожали французы. Однако император явился во сне майору Батурину и сообщил, что пока он остается на месте, Петербургу ничего не грозит.
- Некоторые люди верили, что памятник – это сам Петр I, решивший перескочить на любимом коне Неву со словами «Все Бога и мое». Однако он перепутал и сказал «Все мое и Бога», за что был покаран высшими силами и моментально окаменел прямо на площади.
Видео:Медный всадникСкачать
Где находится Медный всадник
Памятник доступен для свободных посещений. Увлекательный рассказ о создании статуи и преданиях, связанных с ней, вы сможете прослушать, приняв участие в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу. Их стоимость составляет в среднем от 780 RUR за человека до 2800 RUR – 8000 RUR за группу (в зависимости от продолжительности тура).
Добраться до памятника можно несколькими способами:
- От станции метро «Адмиралтейская» сверните налево к улице Малая Морская, затем поверните налево на проспект Декабристов и после этого сверните направо к берегам Невы. Путь займет не более 10 минут.
- От станции метро «Невский проспект» пройдите вдоль канала Грибоедова до конца Невского проспекта и идите по направлению к Александровскому саду.
- До Сенатской площади также курсируют автобусы № 27, 22 и 3, а также троллейбус № 5.
Медный всадник – это наиболее популярная достопримечательность Санкт-Петербурга, без осмотра которой получить полное представление о городе невозможно.
Видео:Петру 1 - Екатерина 2, или как строили Питер / Медный всадникСкачать
Памятник петру i площадь декабристов
Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.
Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.
Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.
Видео:Памятник Александру Блоку установили на улице ДекабристовСкачать
Сенатская площадь в Санкт-Петербурге: Медный всадник и декабристы
Сенатская площадь в Санкт-Петербурге известна памятником Петру I, с легкой руки Пушкина названным Медным всадником, и восстанием декабристов 14 декабриста 1825 года — неудачной попыткой государственного переворота, предпринятой группой дворян, большая часть которых являлась гвардейскими офицерами и ветеранами Отечественной войны 1812 года.
Сенатская площадь является самой старейшей и одной из главных площадей Санкт-Петербурга. Александровским садом она соединена с двумя другими главными площадями города — Исаакиевской и Дворцовой. Сад был открыт в 1872 году на месте Адмиралтейской площади и стал популярным местом прогулок горожан, но разрушил ансамбль центральных площадей.
Сейчас большую часть Сенатской площади занимают деревья Александровского сада, которые летом скрывают Исаакиевский собор и западный фасад Адмиралтейства. К сожалению, увидеть их красоту издали нельзя. Часть площади, рядом с Медным всадником, отведена под газоны.
Видео:Дотронуться до Петра новые аспекты реставрации Медного всадника – памятника Петру I на Сенатской пл.Скачать
Несколько фактов о Сенатской площади
- Сенатская площадь получила свое название в 1738 году, после того как здесь было построено здание Сената. До этого называлась Исаакиевской площадью, так как здесь (на месте Медного всадника) находилась Исаакиевская церковь. Впоследствие она была разобрана, так как из-за близости Невы фундамент храма подмывался.
- В 1763 году Сенатская площадь была переименована в Петровскую, из-за установки памятника Петру Великому, но навание среди горожан не прижилось, ее продолжали называть по прежнему.
- В 1925 году — 100 -летний юбилей восстания декабристов площадь была названа Декабристов. В 2008 году ей было возращено историческое название, площадь снова стала Сенатской.
- Во время Великой Отечественной войны Медный всадник не пострадал, он был накрыт мешками с землей и песком, обшит досками и бревнами.
- Из-за блокады в 1942-1943 годах на площади Декабристов выращивали картошку. Под огороды использовали все площади и парки Ленинграда.
- Сенатская площадь благодаря декабристам, воспринимается, как символ свободы. В советские годы здесь встречались диссиденты и проводили акции. В наши дни здесь проходят оппозиционные митинги и одиночные пикеты.
Видео:Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star MediaСкачать
Сенатская площадь на карте
Видео:Восстание декабристов / Уроки истории / МинаевСкачать
Сенатская площадь в Санкт-Петербурге
Ближайшая станция метро: Адмиралтейская
Сенатская площадь является законченным архитектурным ансамблем. C северной стороны ее границей является Адмиралтейская набережная Невы, на юге — Александровский сад, примыкающий к величественному Исаакиевскому собору. На западе — здания Сената и Синода, соединенные аркой — великолепное творение Карла Росси, на востоке — Адмиралатейство.
С Сенатской площади открывается панорама на противоположный берег Невы — Университетскую набережную. На которой находятся Меньшиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, — памятники петровского барокко.
Видео:Площадь декабристов (1975)Скачать
Здания Сената и Синода
Здания Сената и Синода в стиле позднего классицизма были построены в 1834 году по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Стилистически они повторяют замысел здания Главного штаба на Дворцовой площади, также созданного Росси: торжественная арка над Галерной улицей соединяет здания, объединяя их в единое целое.
Арка — это символ единения государства и церкви (Синод — высший церковный орган РПЦ). Благодаря данной арке в Петербурге XIX века появился каламбур: «Сенат и Синод живут подАрками», намекая на корумпированность церковного и государственного аппаратов.
Фасад Сената, выходящий на Английскую набережную
Главный фасад зданий Сената и Синода обращен к Сенатской площади и создает ее парадный ансамбль, который был разрушен засаженным Александровским садом. Лоджии с десятиколонными коринфскими портиками повторяются в центре каждого корпуса. Угол Синода, выходящий на Английскую набережную к Неве закруглен и также украшен колоннадой.
Строительство осуществлялось под руководством архитектора Александра Штауберта, аллегорические скульптуры создали известные скульпторы: И.Леппе, В.Демут-Малиновский, С.Пименов, П. Свинцов, Н.Устин, Н.Токарев, П.Соколов. Скульптурная композиция над аркой выполнена Демут-Малиновским: две сидящие женщины Благочестие и Правосудие, между ними геральдический щит с гербом Российской империи.
После революции в зданиях Сената и Синода находилось Государственное управление архивами, а после распада СССР в здание Синода открылась Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. В 2006 году Конституционный суд переехал из Москвы в Санкт-Петербург и разместился в здание Сената.
Видео:Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт ПетербургеСкачать
Медный всадник
Самый известный памятник императору Петру I — Медный всадник, расположенный на Сенатской площади. На самом деле он сделан из бронзы, а название появилось благодаря одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной в 1833 г.
Петр в лавровом венце с поднятой рукой сидит верхом на вздыбленном коне, под копытами которого находится змея. Он возносится на гранитную скалу — пъедестал почета великого правителя. Памятник олицетворяет победу Петра Великого над природой. На постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках и подчеркивает преемственность великих реформ Петра.
Автор памятника Этьен Морис Фальконе — французский скульптор и мастер фарфоровых статуэток. Друг Фальконе Дени Дидро порекомендовал скульптора Екатерине II, благодаря чему получил от нее заказ на монументальный памятник и перехал в русскую столицу на 8 лет.
Работа над памятником началась в 1768 году. Голову Петра Великого сделала Мари-Анн Колло — ученица Фальконе, приехавшая с ним из Франции. Голову, изготовленную Фальконе, Екатерина несколько раз браковала. Змею под ногами коня, олицетворение злых сил и третью точку опоры всадника, выполнил скульптор Федор Гордеев. Он же руководил установкой памятника.
Камень-монолит для помоста искали с привлечением общественности: в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано объявление. «Гром-камень» — гранитную скалу, разбитую ударом молнии и весом около 1600 тонн нашел в Лахте крестьянин Семен Вишняков, за что получил 100 рублей вознаграждения. Транспортировка «Гром-камня» на Сенатскую площадь заняла полгода: сначала его волокли до Финского залива, а потом везли по воде на барже.
Торжественное прибытие Гром-камня на площадь призошло 26 сентября 1770 года с участием императрицы и тысяч горожан. В честь данного события была вычеканенна медаль. Этьен Фальконе значительно уменьшил скалу, подгоняя ее под размеры памятника, за что подвергся нещадной критики от президента Иператорской Академии художеств И.И.Бецкого и его окружения.
Из-за конфликта с Бецким Фальконе и Колло уехали из России раньше, чем памятник был установлен. Работы завершали Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев. Торжественное окрытие памятника вместе с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года — в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Фальконе на открытие не позвали, ему были отправлены две медали с изображением памятника, золотая и серебрянная.
Видео:Медный всадник, памятник Петру IСкачать
Исаакиевский мост
Исаакиевский наплавной мост — это первый и единственный мост через Неву, разбиравшийся в зимнее время. Он соединял Васильевский остров с Адмиралтейским. Название моста происходит от Исаакиевской церкви, которая находилась на месте памятника Петру I. Такие мосты также называли плашкоутными, плашкоут — небольшое грузовое судно, которое использовали, как опору для наплавного моста.
Интересно, что основатель Санкт-Петербурга был против мостов, переправа между островами города осуществлялась водным транспортом, преимущественно на лодках. Мосты в городе разрешалось возводить только в случае крайней необходимости. По мнению Петра I мосты мешали судоходству, частые наводнения и штормы могли повредить их, а самое главное — император воспринимал Петербург, как Северный Амстердам, и приучал горожан перемещаться на судах.
Первый мост был построен после смерти Петра в 1727 году. Постоянные мосты в Петербурге начали строить только в середине XIX века. В 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки — на место существующего сейчас Дворцового моста. На старое место он был передвинут в 1912 году из-за строительства постоянного Дворцового моста. Исаакиевский мост освещался керосиновыми фонарями, от чего и сгорел дотла в 1916 году, больше не восстанавливался.
Рядом со зданием Сената на набережной Невы сохранились гранитные ступени, куда весной после ледохода подводился мост. Такие же ступени сохранились на противоположном берегу Невы — перед дворцом князя Александра Меншикова
Видео:Восстание декабристовСкачать
Декабристы на Сенатской площади
14 декабря 1825 года здесь, на Сенатской площади, произошли драмматичные события, вошедшие в историю, как восстание декабристов. Воспользовавшись возникшим межцарствием, когда император Александр I умер, второй брат Константин не принимал престол, но и не отказывался от него публично, третий брат Николай решает занять трон.
Морской Гвардейский экипаж на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. А.А.Тронь.
В день присяги армии новому императору декабристы решают действовать, что идет вразрез с их первоначальными планами — восстание планировалось позже. Декабристы хотели помешать принести присягу, а также захватить Зимний дворец, арестовать царскую семью, заставить Сенат огласить «Манифест к российскому народу», отменявший крепостное право, учреждавший Конституцию и временное революционное правительство.
Для этого около 30 офицеров-декабристов привели на Сенатскую площадь, где располагался Сенат, сначала Московский лейб-гвардейский полк, а потом 2-ой батальон Гренадерского полка и Гвардейский морской экипаж. Солдатам и матросам не стали рассказывать об истинной цели, их привлекают к мятежу рассказами, что Николай пытается свергнуть Константина — законного наследника, и узурпировать власть.
Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Карл Кольман
К 12 часам дня около 3 тыс. человек выстроились в форме каре у Медного всадника и ждали дальнейших команд. Вместе с ними на площади находилась огромная толпа зевак всех возрастов и сословий. Но с самого утра у декабристов все шло не по плану, Николай и его окружение уже знали о готовящемся восстании. В Сенате уже никого нет, декабристы опоздали.
Заговорщиков просят разойтись парламентеры от Николая, в том числе уважаемый солдатами генерал Милорадович. После его речи у мятежных солдат начинается волнение, чтобы они не последовали за Милорадовичом, в спину ему стреляет Каховский и смертельно ранит. Не дождавшись своего выбранного руководителя, так называемого диктатора, князя Трубецкого, декабристы долго не могли выбрать нового. Наконец-то им выбран князь Оболенский, но Николай за это время успел мобилизоваться и привести верные ему полки на Сенатскую.
С наступлением темноты Николай командует стрелять по восставшим. Сначала выстрелы холостые, стреляли сначала выше голов, потом по каре. Декабристы сначала отвечали ружейной стрельбой, потом ряды рассыпались и разбежались. Пушечные ядра падали на лед Невы, лед ломался и люди, пытающиеся перейти на противоположный берег провалились в воду и тонули. Существует две версии о жертвах в тот день. По основной версии погибших было 1271 человек, преимущественно гражданских из толпы. По другой версии погибших в тот день было около 80 человек.
Восстание декабристов. Василий Тимм (1853 год)
Почти два столетия прошло с того дня, как на Сенатскую площадь вышли заговорщики, названные впоследствие декабристами. На протяжение этих лет менялись правители и политический строй в России, но никто больше из высших слоев общества не посвятил Отчизне «души прекрасные порывы». Самые умнейшие и образованейшие дворяне того времени, из самых богатых семей, многие из них герои Отечественной войны 1812 года, победители Наполена и освободители Европы, так называемый цвет нации, хотели освободить крестьян от крепостного права и отменить самодержавие.
Побывав в заграничных военных походах 1813-1815 гг. и увидев либеральную Европу, в которой не было рабства, перемен в своем Отечестве захотели многие. В воздухе носились надежды на реформы, в каждом обществе обсуждались идеи улучшения государства. Но тщетно… Император Александр I сначала допустил возможность отмены крепостного права, но не сделал ни одного шага в этом направление.
Атмосферу умонастроениений того времени всех лучше передают стихи Пушкина. Многие из декабристов были его друзьями и хорошими знакомыми, он разделял их чувства и мысли, хотя формально и не входил в революционное общество. В каждом тайном обществе и кружке из рук в руки переходили свободолюбивые стихи Пушкина: «К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность».
«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»
Не подготовленная, как следует попытка госпереворота оказалась неудачной. Никто из заговорщиков не захотел брать на себя ответственность за насилие и проливать кровь. Восстание декабристов было подавлено, пять человек приговорены к повешению: Бестужев-Рюмин, Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Каховский. Во время казни в Петропавловской крепости у последних троих порвались веревки и они были повешены вторично, на что Рылеев заметил: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить».
121 декабрист были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь. 11 из 21 жен декабристов отправились за своими мужьями в Сибирь, хотя Николай разрешил им развестись. Что касается солдат-участников восстания, около 200 человек из них были приговорены к телесным наказаниям, часть из них были забиты до смерти палками, остальные отправились на Кавказ, где велись военные действия.
Так началось тридцатилетнее царствование Николая I, прозванного в народе Палкиным, за сверхжестокие телесные наказания в армии. В Европе его называли «жандарм Европы», а саму империю «тюрьмой народов» за подавление революций в Европе.
🎥 Видео
В память о событиях на Сенатской площади в далеком 1825 годуСкачать
Легенды Петербурга: Призрак Петра первогоСкачать
Богослужение | Трансляция Подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге | 20.01.2024 г.Скачать
Памятник Александру Блоку появится на улице ДекабристовСкачать
ДекабристыСкачать
Памятник Петру I в МосквеСкачать
Памятники Басманного. Народное ополчение (Жены Декабристов. Врата судьбы) - переделка памятникаСкачать