- Площадь Свердлова, Свердловский зал
- Свердлова площадь
- Свердловский зал
- «Очистить Новосибирск от кровавой грязи»: Почему так важно переименовать площадь Свердлова
- Экзамен на понимание истории
- Реакция
- Мнения
- Памятники раннего Свердловска. История, фото, газетные вырезки того времени.
- 15 июля 1919 г
- Площадь Уральских коммунаров
- Памятники Степана Эрзи в Свердловске
- Мемориальные (именные) доски, посвященные вождям и учителям коммунистической революции
- Памятники писателям
- Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города
- История создания памятника Якову Свердлову (товарищу Андрею)
- 📽️ Видео
Видео:В Новосибирске могут переименовать площадь СвердловаСкачать
Площадь Свердлова, Свердловский зал
Свердлова площадь
(до 1919 — Театральная площадь), между площадью Революции и улицей Петровкой, одна из центральных площадей Москвы, разделена на северную и южную части проспектом Маркса. Названа в честь Я. М. Свердлова. Возникла после пожара 1812. В 1817—24 спланирована по проекту архитектора О. И. Бове: подсыпана и выровнена при сносе бастионов у Китайгородской стены. С 1820-х годов в ансамбле площади — здания Большого и Малого театров, дом Полторацкого (позднее дом Бронникова, с 1880-х годов до начала 20 века театр М. В. Лентовского, новый оперный, затем драматический К. Н. Незлобина, ныне Детский театр) и Сенатская типография. Площадь до 1829 называлась Петровской — от улицы Петровки, проходившей через неё. В центре площади был плац-парад. В 1835 в южной части площади создан фонтан со скульптурами И. П. Витали. К концу 19 — началу 20 веков построена гостиница «Метрополь» (проспект Маркса, 1), в 1910—13 перед Большим театром и Китайгородской стеной разбиты скверы. В октябре 1905 на площади проходил митинг с требованием амнистии политическим заключённым. В декабре 1905 площадь была одним из основных опорных пунктов царских войск. В апреле 1912, после Ленского расстрела, здесь состоялась рабочая демонстрация протеста. В Октябрьские дни 1917 шли бои красногвардейцев и революционных солдат с юнкерами за здание «Метрополя». 1 мая 1920 на площади Свердлова состоялась закладка памятника К. Марксу, В. И. Ленин выступил с речью. (Памятник открыт в 1961.) 5 мая 1920 на площади Свердлова В. И. Ленин выступал перед красноармейцами. В 1929 перед зданием Малого театра поставлен памятник А. Н. Островскому. В 1947—48 вдоль тротуаров посажены липы. В 1949 возобновлён южный сквер, перед Большим театром сооружён гранитный фонтан (архитектор В. И. Долганов). В 1977 завершено строительство шестиэтажного корпуса гостиницы «Москва». В 1978 в сквере около Китайгородской стены открыт памятник Свердлову. На площади Свердлова: здание ЦУМа, станции метро «Проспект Маркса», «Площадь Свердлова».
Свердловский зал
© XML
Все права защищены
Вся информация актуальна на начало 1980 года
Обратная связь
Видео:1978г. Москва. открытие памятника Я.М. СвердловуСкачать
«Очистить Новосибирск от кровавой грязи»: Почему так важно переименовать площадь Свердлова
Жители Новосибирска предложили поменять имя одной из главных площадей города, но логичное предложение встретило активное сопротивление коммунистического лобби
Новосибирск, как и любой крупный мегаполис, постоянно становится ареной для самых разнообразных конфликтов: политических, деловых, общественных. Одной из самых заметных конфликтных точек последнего времени в столице Сибири стала ситуация с переименованием площади Свердлова. Новосибирцы предложили назвать её именем князя Александра Невского.
Экзамен на понимание истории
Инициатором переименования стало общероссийское общество исторического просвещения «Двуглавый Орёл» («Царьград»). Как заявил руководитель Новосибирского регионального отделения общества Евгений Цыбизов, вопрос очищения объектов городской среды от имен экстремистов и террористов — это не просто вопрос переименования, замены одного имени на другое.
«Это экзамен нашего поколения на понимание истории своего Отечества, происходящих общественных процессов, и что важнее всего — определение своего будущего, а потому и будущего своих детей», — считает Цыбизов.
По его мнению, сибиряки должны поддержать дело восстановления исторической правды. От имени общества «Царьград» предложения были направлены в новосибирскую Митрополию, областной парламент, в мэрию города, Горсовет, руководителям профессиональных спортивных сообществ и главам международных и общероссийских организаций.
Реакция
Первый вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров заявил, что храм Александра Невского «стал начальной точкой развития культуры города», и поддержал идею переименования. Кстати, депутат является главой регионального отделения Российского военно-исторического общества. Идею переименования поддержал и митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. Он заявил, что уже отправлял подобное предложение мэру Новосибирска Анатолию Локтю. Было это ровно год назад, в марте 2020 года, и речь шла даже не о всей площади, а о расположенных по разным сторонам Красного проспекта остановкам общественного транспорта.
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
Спикер Городского совета Новосибирска Дмитрий Асанцев отреагировал на обращение общества «Царьград» следующим образом — он перенаправил его мэру Локтю вместе с ходатайством Совета депутатов о его рассмотрении. Судя по всему, Асанцев пока не собирается публично озвучивать свою позицию — ну что ж, политик он опытный, и в умении расставлять актуальные приоритеты ему отказать нельзя.
Наверное, сразу было понятно, как новосибирский мэр-коммунист отреагирует на это предложение. Но первым выступил коллега Анатолия Локтя по КПРФ, второй секретарь Новосибирского обкома партии Ренат Сулейманов. Кстати, недавно стало известно о претензиях Сулейманова на кресло в Государственной думе. Его реплику вполне можно расценивать как начало предвыборной кампании. Не секрет, что фанатов СССР и коммунистических идолов и сейчас предостаточно. Так вот, Сулейманов в духе советской пропаганды заявил, что Яков Свердлов — «масштабная фигура Октябрьской революции», умолчав при этом, во что эта революция ввергла Россию. Ещё одним аргументом коммуниста стало его собственное предположение, что переименование площади каким-то образом «расколет общество».
Неожиданно позицию члена КПРФ поддержала директор музея Новосибирска Елена Щукина. Работник культуры согласилась с версией о расколе, и предложила некий компромисс. Она заявила прессе, что именем Александра Невского можно было бы назвать бульвар от Каинской улицы до Сибревкома, а все остальные наименования оставить неизменными. Сейчас сотрудники музея по просьбе руководителя городского департамента культуры, спорта и молодёжной политики Анны Терешковой пишут своё официальное обращение.
Но мэру Анатолию Локтю высказаться всё-таки пришлось: журналисты задали ему вопрос на пресс-конференции. И не исключено, что тезис о «расколе общества» мы услышим ещё не один раз: градоначальник принялся уверять, что в период обострения социальных проблем делать этого не следует. А дальше градоначальник, похоже, проговорился. Он заявил, что эта инициатива появилась в самом начале предвыборной кампании. Но по факту выходит, что политические очки на этой теме пытаются заработать как раз коммунисты.
Мнения
Журналист Царьграда побеседовал о возможном переименовании с несколькими экспертами и жителями Новосибирска.
«Мне Свердлов не нравится. Во-первых, это имя носит негативную смысловую нагрузку для большинства жителей города, по моему мнению. Деятельность данного товарища прочно ассоциируется с расстрелами. Во-вторых, названия объектов в честь любых политических деятелей — не есть хорошо. То есть, я считаю, что при выборе между Александром Невским и Свердловым, стоит выбрать первого — по причине того, что храм рядом носит это имя, поэтому площадь будет называться логично, понятно и объяснимо со всех точек зрения»,
— заявила Царьграду жительница Новосибирска, музыкант Юлия Собачко.
«Я за переименование — ведь собор Александра Невского, по сути, и сформировал эту площадь. Там был похоронен и один из основателей города, где мы живём — инженер-путеец Николай Тихомиров. И наша сильная православная община во главе с отцом Александром Новопашиным могла бы поддержать эту идею», — рассказала Царьграду сотрудник Новосибирской государственной областной научной библиотеки Оксана Корсунова.
По её мнению, это и есть самое настоящее «Городское начало» — мост, набережная, и Николаевский проспект с собором Александра Невского и одноименной площадью.
«Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, который находится на этой площади, имеет сложную и трагическую историю. Она отражает и историю нашей страны на протяжении XX века. Если площадь также станет носить имя Александра Невского, это будет возвращать мысли горожан к тому сложному периоду борьбы за православную веру»,
— утверждает жительница Новосибирска Наталья Попова.
В свою очередь, историк и политтехнолог Виктор Козодой считает, что эти два имени связаны прежде всего с пропагандой, нежели с историей. Ни тот, ни другой в Сибири не были.
«Сибирь во времена Невского вообще была далёкой территорией. И я считаю странным давать имена князей площадям в Новосибирске. Яков Свердлов — это фигура ушедшей эпохи. Он абсолютно ничего не сделал для Новосибирска. И на мой субъективный взгляд, самым правильным было бы назвать площадь именем архитектора Андрея Крячкова», — считает учёный.
В поддержку своего мнения историк привёл факты — на площади стоит памятник Крячкову, и здание, построенное по его проекту. Оно прославило Новосибирск ещё в 30-е годы минувшего века. Признанное памятником истории и культуры федерального значения здание, вернее, его проект, в 1937 году получил Гран-при, золотую медаль и диплом первой степени на международной выставке искусств и технике в столице Франции Париже.
«Что касается фигуры Александра Невского, то там очень много спорных вопросов, которые сейчас активно обсуждаются в научной среде, — продолжает Виктор Козодой. — Наверное, было бы разумным подождать. Ведь менять один символ на другой. А Локоть воспримет переименование, как поражение. Самое интересное, что большинство населения города не причастны ни к тому, ни к другому. Обыватели знают о Невском только по фильму Эйзенштейна, а фильм к истории не имеет никакого отношения. А фигура эта сложная и противоречивая», — считает историк.
А вот научный сотрудник ГПНТБ СО РАН, поэт Антон Метельков, своё мнение выразил достаточно неоднозначно. Необходимо учесть, что топонимикой Новосибирска литератор занимается уже не первый год.
«Я скорее противник переименования – по ряду причин. Во-первых, как всякий обыватель, я человек достаточно консервативный, и мне сложно перестраиваться на новые названия – прежние уже стали частью моей личной истории. При этом названия приобрели какую-то дополнительную семантическую нагрузку – подобно тому, как для многих людей «Аквариум» или «Зоопарк» – это не только рыбы и звери, но и БГ с Майком Науменко», — рассказал Царьграду Метельков.
В то же время, поэт уверен, что у следующего поколения новосибирцев эта проблема исчезнет — если площадь всё-таки переименовать.
Но у Метелькова есть и другая причина сомневаться, и она, корее всего, относится к его общим взглядам и личным размышлениям.
«Мне кажется, что в любом случае все эти названия – часть нашей общей истории. Например, иду я с детьми по улице Станиславского – и могу рассказать им про Станиславского и Немировича-Данченко (чья улица по соседству), про то, как они придумали современный театр и так далее. Точно так же, проходя по другой улице, я могу рассказать, что был вот такой тиран и кровопийца, про репрессии. То есть, мне кажется, что это придаёт объема топонимике и гораздо больше идет на пользу исторической памяти – а иначе мы имеем бесконечное «Министерство Правды». Конечно, это достаточно спорный подход – скорее всего, я не прав, и мы действительно должны приложить максимум усилий для формирования и утверждения той картины реальности, которую сейчас считаем правильной», — говорит поэт.
Антон Метельков считает, что в Новосибирске, где небогатый культурный слой и так продолжает планомерно уничтожаться, склонность к переименованиям — ещё одно проявление наплевательского отношения к своей истории
«Я, повторюсь, ничуть не идеализирую те или иные исторические фигуры. Но если городу не хватает актуальных топонимов, то лучше создавать новые, пусть и небольшие. А предпосылки для их возникновения – например, я вижу небольшой сквер Янки Дягилевой возле дома, где она жила», — считает сотрудник ГПНТБ СО РАН.
Пожалуй, самый яркий комментарий дала родившаяся в Новосибирске русская писательница и драматург Нина Садур. В разговоре с журналистом Царьграда она своих эмоций сдержать не смогла.
«Я только за переименование! Новосибирск буквально кишит именами убийц и террористов. Я много раз говорила об этом своим друзьям-поэтам. Пора уже очистить наш город от этой кровавой грязи! Я бы убрала ещё идол Ленина перед Оперным театром. Кстати, когда я жила в Новосибирске, его там не было. Позже поставили. В городе очень много улиц с именами большевиков, вроде Урицкого, и так далее. Зачем? Вы же сами знаете, сколько улиц носят имена их? И название улицы Ленина тоже поменять просто необходимо. Кто он для России? Разрушитель. Убрать просто все имена большевиков»,
Итак, мэр Анатолий Локоть пока отделывается общими словами, и это вполне объяснимо. Переименование одной из главных площадей Новосибирска будет воспринято руководством КПРФ как очередное поражение «красного мэра», и как свидетельство его шаткой позиции на посту руководителя третьего города в стране. Скорее всего, в муниципалитете решили попросту тянуть время, изредка отделываясь нейтральными комментариями. Царьград продолжает следить за развитием событий.
Видео:Следы Свердлова 4 канал Выпуск 08.08.17Скачать
Памятники раннего Свердловска. История, фото, газетные вырезки того времени.
Для знатоков истории Екатеринбурга размещаем очень интересную статью о ранних памятниках Екатеринбурга от Евгения Бурденкова.
Видео:Свердлова сносятСкачать
15 июля 1919 г
«15 июля 1919 г. Екатеринбург был освобожден от армии Колчака. В последующем дата «15 июля» будет главным городским революционным праздником в 1920-1930-е годы — практически новый день рождения города. К этому дню приурочивали разные важные события в жизни города (открытие памятника Свердлову, начало строительства и торжественное открытие завода Уралмаш).
Видео:Памятники Харькова, памятник Свердлову на улице СвердловойСкачать
Площадь Уральских коммунаров
С культом празднования «15 июля» непосредственным образом связана площадь Уральских коммунаров, ведь на ней расположились братские могилы погибших при освобождении Екатеринбурга от армии Колчака красноармейцев. Первым монументом на площади стала вот эта странная конструкция. Предварительно, можно сказать, что она могла здесь находиться с осени 1919 г. по май 1920 г. Важно отметить, что на месте братских могил в течение двадцатого века сменится немало памятников.
1 мая 1920 года открыты сразу несколько памятников авторства С. Эрьзи в разных точках Екатеринбурга. Один из них — на площади Уральских коммунаров. У него очень недолговечная судьба. Считается, что он был демонтирован в этом же году — через несколько месяцев. В чем причина? Я слышал 2 версии.
1. Скульпутру женщины под воздействием дождей размыло. Эту версию можно считать байкой.
2. Этот памятник не устроил власти нашего города. Более реально, ведь тоже самое случится и с памятником С. Эрьзи «Освобожденный труд» на пл. 1905 г.
PS. На фотографии открытия видно, что памятник был установлен вдали от братских могил — они в левой части снимка.
Еще один памятник Уральским Коммунарам на одноименной площади. По мнению В. Зайцева авторство за «коллективом художников» под руководством С. Эрьзи. Представляет из себя композицию: рабочий рвет пасть гидре капитализма. Для постамента использована глыба натурального гранита, а на мемориальной табличке выбит текст «Среди целого ряда безвестных героев здесь похоронены товарищи Л. И. Вайнер, А. А. Кузьмин, С. И. Дерябина, З. Осколкова, Г. С. Нагорничевский».
Монумент простоял с 1920 по 1927 год. Перед 10-летием Октября находящийся в плачевном состоянии памятник демонтировали. Вообще, общее ощущение от газетных заметок и фотографий того времени — за памятником и братскими могилами ухаживали очень плохо. По большому счету, это был большой пустырь с памятником по центру.
Фото отсюда https://www.nakanune.ru/news/2015/07/21/22408539/
Разобраться, что было на площади Уральских коммунаров в 1920-е годы крайне сложно. Фотографий того периода сохранилось очень мало. Данные из газет противоречивы. Помимо памятника Уральским коммунарам, о котором говориться выше, в разное время было еще несколько мемориалов.
1. Памятник Леониду Вайнеру. Похож на стандартный надгробный мемориал.
2. Памятник Ивану Каляеву. Непонятно, как он выглядел, есть только упоминание о его демонтаже.
3. Памятник В. И. Ленину. Видимо, временный. Устанавливался в 1924 году.
Из книги: С.Захаров. Это было недавно… Записки старого Свердловчанина.
Плюс ко всему на месте были разбиты цветники и установлена трибуна для выступлений. Есть видео с торжественных мероприятий на площади Уральских коммунаров 1924 г. Раритет.
Братские могилы на пл. Уральских коммунаров, 1927-1929. ГАСО
Памятник Карлу Марсу на площади 1905 года. Автор — Степан Эрьзя. Памятник установлен 26 января 1920 года.
Через несколько месяцев — перед первомайскими торжествами — перемещен на площадь Народной мести, где простоял до середины 1930-х гг.
Что касается этой фотографии, то ее автор — Ф. Ф. Сыромолотов, к тому времени бывший нарком финансов Уралсовета (1918), будущий член Президиума Госплана СССР (1932-1938).
Видео:Панорама над парком Свердлова (Нижний Новгород)Скачать
Памятники Степана Эрзи в Свердловске
«Памятник Освобожденному труду», автор — Ст. Эрьзя. Установлен 1 мая 1920 г. на площади 1905 г. Демонтирован в июле 1926 года.
По этому поводу в Уральском рабочем выходит большая статья. Текст очень хорошо передает стилистику газеты в 1920- е годы: безжалостная критика, грубоватая «толстая» сатира и безапелляционность высказываний. Я даже решил его полностью перепечатать. Фактическим данным, приведенным в статье, доверять особенно не стоит. История про происхождение памятника, по всей вероятности, байка. Вот так с легкой руки журналиста могут получаться городские легенды.
__________________________________
О таинственном «Белом» на площади…»
: «За нарушение благоустройства города Свердловска (преступное деяние, непредусмотренное пока ни старым, ни новым Уголовными кодексами) Горсовет приговорил голого каменного человека, проживавшего с 10-го года на площади 1905 года к строгой изоляции в музей.
Перенесение осужденного в музей сопряжено с целой процедурой, очень похожей на казнь.
Приготовления к казни уже начались. С сегодняшнего дня отдел благоустройства вокруг лобного места возводит леса. Казнь продлится несколько дней… Сама съемка осужденного будет произведена ночью. Каменный преступник положен будет на специальную телегу, на которой его и перевезут в изолятор.
Для съемки предварительно придется поставить специальные козлы, на козлы будут помещены тали, которыми голый человек будет поднят со шпилей кверху и дальше на лебедке спущен на телегу.
Любопытно вскользь остановиться сейчас на «биографии» этого памятника. Появился он у нас в городе совершенно случайно. Дело было не то в 19, не то в 20 году. Точно мало кто помнит даже из старожилов. Появился он, говорят, по следующему случаю: был большой праздник, не то Октябрьской Революции, не то 1 Мая. Дела на фронтах были хороши. Свердловскому пролетариату хотелось отпраздновать свой праздник возможно помпезнее. Для торжества не хватало памятника. Буржуазный Екатеринбург в этом отношении не оставил нам никакого наследства. И вот решено было в срочном революционно порядке:
— Даешь памятник!
Прослышали, что в Мраморной работает известный художник тов. Эрзе, очень ценимый тов. Луначарским, над какой-то скульптурной группой, в композицию которой входили несколько человеческих фигур, кажется девять.
Поехали в Мраморную. Действительно, тов. Эрзе работает над героической группой. Попытались заказать ему памятник или даже просили отдать Свердловску всю эту группу, но скульптор заявил, что группа будет готова лет через пять. Это ни в какой мере свердловцев не устраивало. На счастье или несчастье, у Эрзе оказалась готовой второстепенная фигура группы. Та самая, которая в течение последних 5-6 лет и красовалась на площади нашего города.
Время тогда было горячее. Что будет завтра — неизвестно. И решили по случаю отсутствия чего-либо подходящего водрузить в качестве памятника.
Замечательно, что до настоящего времени никто не знает, что должен был изобразить этот памятник.
Приговор над каменным памятником вынесен Горсоветом по настоянию рабочих. Долго обсуждался вопрос к какой мере наказания его приговорить. Были предложения разбить, уничтожить, расстрелять так сказать, но Горсовет нашел ряд смягчающих вину обстоятельств и уничтожение заменил музейной изоляцией.
Много разговоров вызвал также вопрос о квалификации преступления каменного человека. Некоторые квалифицировали его стояние в голом виде посреди города, как явное неуважение к обществу, другие — как нарушение благопристойности и, наконец, последнее время деяния каменного человека расценивались как явное хулиганство.
Итак, дни и часы каменного человека сочтены. Вчера фотографы снимали его в последний раз. Р. К-ий».
«По воспоминаниям одного краеведа, который видел «ваньку» в 30-е гг. Он лежал распиленный на три части в деревянном ящике около музея УОЛЕ на Воеводина. По его словам из «Ваньки» сделали бюсты Чайковского (стоит около одноименного училища) и мелких партийных боссов… Вот вам еще одно городская легенда.» замечание знатока.
Памятник «Кузнец мира», С. Эрьзя. Открыт 1 мая 1920 года. «Могучая статуя с мощными мускулами, лицом упрямой воли, напряженной мысли» — так описывали этот памятник в Уральском рабочем за 18.04.1920. Был сделан из недолговечных материалов, поэтому к середине 1920-х выглядел очень плохо.
В сентябре 1927 года — принято решение о сносе памятника, так как он мешал постройке трамвайной линии
фото отсюда https://biblio-on-line.blogspot.com/2018/11/blog-post_77.html
Памятник Парижской Коммуне. Автор — С. Эрьзя. Памятник установлен 1 мая 1920 года на одноименной площади. Демонтирован скорее всего в первой половине 1927 года. На фотографиях его плохо видно. Как он выглядел, можно понять из описания, приведенного в газете «Уральский рабочий» за апрель 1920 г.: «Спешно выполняются к предстоящему празднику 1 Мая и барельефы для памятника парижским коммунарам, который будет поставлен на площади перед городским театром им. Луначарского. Изготовляются четыре барельефа. Первый барельеф представляет копию деталей из памятника парижским коммунарам Бартоломэ на кладбище Пер-Лашез, второй барельеф — «Под защитой оружия» — сцену из боевой жизни парижских коммунаров, защищающих женщин и детей; третий барельеф — баррикады и четвертый, символизирующий всю беспощадность победительницы буржуазии, — «Онемели от ужаса». Барельефы выполняются под личным наблюдением т. Эрьзи».
Уральский следопыт № 3, март 1964 г., с. 31
Видео:Памятник работникам завода им. Свердлова открыли в ДзержинскеСкачать
Мемориальные (именные) доски, посвященные вождям и учителям коммунистической революции
Мемориальные доски К. Маркса, Ф. Энгельса, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Л. Вайнера, Н. Толмачева, Я. Свердлова . Мемориальные доски революционерам были установлены по решению Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов от 12 марта 1920 г. Авторы мемориальных досок — С. Д. Эрьзя, Ф. Г. Самарин, Е. В. Ваулина, И. А. Камбаров, Шапошников. Отлиты на Каслинском заводе мастером С. Кашириным. Были открыты 7 ноября 1920 года. Доски разместили на тех улицах, которые переименовали в честь выше названных еще в ноябре 1919 года. В качестве сопровождения привожу цитату из статьи Уральского рабочего (10.11.1920) об открытии мемориальных досок. «В праздник октябрьской годовщины екатеринбургские пролетарии, на конец сделали то, чего так давно не хватало в Екатеринбурге и что должны, по примеру екатеринбуржцев сделать пролетарии всех других городов Республики — установление мемориальных (именных) досок на улицах города, посвященных вождям и учителям коммунистической революции.
Открытием мемориальных досок проведен первый удачный опыт монументальной пропаганды с использованием литейного Каслинского завода в целях восстановления на нем художественного литья, использованного для этой монументальной пропаганды.
Хотя работа с отливкой досок, изготовленных по образцам местных скульпторов, произведена спешно и не удалось достигнуть желательной чистоты отливки, все же доски производят очень хорошее впечатление рельефными портретами вождей и соответствующими названиями, будя в трудящихся революционное сознание и жажду борьбы для победы коммунизма.
Для открытия досок, согласно особого церемониала, члены городского совета, губисполкома, профессиональных союзов, партийных комитетов, беспартийной губернской конференции, коммунистического полка и т. д. собрались в зале заседаний совета и около 2 часов дня стройной процессией двинулись по городу.
За оркестром музыки шла особая комиссия, которой поручено было открытие памятников, за ней члены исполнительных органов пролетарских организаций, дальше — коммунистические части, члены городского совета, беспартийной конференции и т. д.»
«Первой была открыта памятная доска на углу улиц Ленина и Вайнера, посвященная памяти екатеринбуржца, неутомимого борца за коммунизм Леонида Исааковича Вайнера, павшего смертью храбрых в июле 1918 года. На доске — барельефный портрет тов. Вайнера.
…По команде тов. Доброклонского войска берут «на караул», оркестр играет похоронный гимн. Тов. Парамонов говорит краткую речь, в которой отмечает значение тов. Вайнера, как работника и коммуниста в деле общей победы уральских рабочих.
Оркестр играет Интернационал…
…Отсюда процессия идет по улице Вайнера на улицу Карла Маркса, и на углу улицы Ивана Малышева около мраморной памятной доски преклоняет знамя в память одного из лучших коммунистов Урала.
На углу улиц Карла Маркса и Розы Люксембург открывается доска памяти Карла Маркса. Та же церемония открытия. Речь о значении Карла Маркса как учителя коммунизма, говорит тов. Тунтул…
…Следующей открывается доска памяти Энгельса на углу улиц Р. Люксембург и Ф. Энгельса…
…Здесь говорит о работе великого учителя тов. Тунтул.
У следующей доски, на углу Р. Люксембург и Малышева, выступает тов. Уфимцев, который говорит о пламенном борце и вожде германских рабочих «Красной Розе» — Розе Люксембург…
…У здания б. Лоранж, на углу улиц Ленина и К. Либкнехта, открывается доска памяти К. Либкнехта. Речь о К. Либкнехте говорит тов. Уфимцев.
Дальше на углу улиц Толмачева и Ленина открывается доска памяти Николая Гурьевича Толмачева. Горячую речь говорит здесь тов. Мрачковский, делящийся личными воспоминаниями.
Последней открывается доска памяти Я. М. Свердлова на углу улиц Свердлова и Основинской. Попутно на рабочем клубе имени Вайнера открывается гипсовая копия доски Вайнера…
…О Свердлове как о первом кормчем Советского корабля, связанном тесными нитями общей работы с уральскими пролетариями, говорит тов. Митрофанов.
Отсюда процессия расходится.
Торжество открытия мемориальных досок проходит просто и семейно.
Установкой их рабочие Екатеринбурга украсили город ценными памятниками, способствующими укрепления среди трудящихся города воли к победе».
Видео:. Пенза. Памятник Карлу Марксу на улице Свердлова. 10 марта 2020 г.Скачать
Памятники писателям
Здание библиотеки им. Белинского по адресу ул. Карла Либкнехта, 8 открылось осенью 1916 года. На центральной части фронтона были запланированы специальные ниши под небольшие памятники, но по какой-то причине скульптуры до революции не успели поставить.
7 ноября 1920 года во время праздничной демонстрации произошло торжественное открытие обновленного фасада библиотеки им. Белинского: в нишах были установлены бюсты писателей Решетникова, Мамина-Сибиряка и Белинского (автор — скульптор В. А. Алмазов). Когда бюсты были отлиты не совсем ясно. В некоторых документах значится дата — 1912 год). Так об этом писал «Уральский рабочий»: «На фронтоне центральной библиотеки имени В. Г. Белинского на улице К. Либкнехта открываются бюсты В. Г. Белинского, Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка. Бюсты вылиты из бронзы и изготовлены уже давно, но были заброшены и к празднику революции извлечены для постановки. Краткую характеристику писателей делает тов. П. Быков, отмечающий их значение как передовых людей своего времени, писавших о нуждах забитого народа, указавших и торивших пути к освобождению трудящихся масс от ига капитала».
Видео:пл. СвердловаСкачать
Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города
200-летие города из-за сложного времени становления народного хозяйства после Гражданской войны отмечали в Екатеринбурге без размаха.
На 200-летие наш город получил скромные подарки: сборник «Екатеринбург за 200 лет», выставку и два памятника. 20 января 1923 года юбилейная комиссия объявила конкурс на памятник рабочему – творцу города. Экспертное жюри, в которое входили архитектор К. Т. Бабыкин и художники А. Н. Парамонов и Г. В. Сегалин, объявило свои результаты 18 марта. Из 12 проектов выделили 3 – «лучшими признаны проекты Шерлаимова и Шаховского, между которыми и разделены поровну первая и вторая премия. Кроме того присуждена третья премия за проект Камбарова». «…будут осуществлены проекты (Шерлаимова) – памятник, изображающий фигуру рабочего, несущего на спине «козу» с кирпичами – будет помещен на углу стены бывшего монетного двора к воротам музея и рельеф Камаброва – в центре этой стены на плотине». Открытие памятников произошло 1 августа 1923 года – в день, когда было решено отпраздновать 200-летие города. На открытии торжественную речь держал тов. Дидковский. Памятники изготавливались временными из гипса, поэтому очень быстро к концу 1920-х годов пришли в негодное состояние.
Площадь Энгельса в начале 1920-х годов была одним из самых неблагополучных мест в городе. До революции здесь располагались публичные дома, а сама площадь превратилась в «место свалок, мусора и навоза». В 1924 году Окрместхоз решил благоустроить площадь и разбить там сад. 26 июля 1925 года — открывается Сад им. Энгельса, который, впрочем, никак не засветился в культурной повестке Свердловска 1920-х. Был там и памятник Фридриху Энгельсу.
Об этом свидетельствует небольшая заметка в Уральском рабочем за 5.06.1927. В ней в стихотвроной форме рассказывается о судьбе площади и бюста Ф. Энгельса (обыгрыш «Куплетов Мефистофеля» из «Фауста»). Привожу полностью:
Ария об аварии
(к постановке в «сквере» им. Энгельса)
Там, под «зарослями» клена,
Где трава испеплена,
Там с весны неугомонна,
Вопреки статьям закона
Окружая пьедестал,
Козы правят пышный бал,
Там правят бал,
Там деревья белобоки,
Козы выпили их соки
И застыл в былом упреке
Клея высохший кристалл.
И под жидкой, тощей тенью,
В черноземном упоеньи,
Свиньи вздыбили коренья,
Окружая пъедестал.
Свиньи правят пышный бал.
Там правят бал.
Много-ль надо бедной свинке? —
По травинке, по былинке,
А остался на картинке
Клен сухой да пьедестал.
Поглядишь, там сохнет в горле
Был бандит какой там- вор ли…
Только… бюстик тоже… сперли…
Фридрих Энгельс вдруг пропал
И на высохшем пейзаже
При комхозской новой страже
Есть ночная смена даже,
Охраняет пьедестал.
Но — в саду уж кончен бал
Там кончен бал.
И. Егоров
Видео:Жириновский о Ленине (полная версия)Скачать
История создания памятника Якову Свердлову (товарищу Андрею)
Ну и конечно должен был быть обязательно памятник Якову Свердлову.
Сама идея создания памятника Свердлову возникла на торжественном заседании Екатеринбургского комитета РКП(б), посвященному 25-летию юбилея партии. За дело взялись достаточно круто. Через «Уральский рабочий» был организован сбор средств, а уже 1 мая 1923 года приозошла закладка памятника на привокзальной плошади. Одновременно Уралбюро ЦК РКП(б) объявил всероссийский конкурс, итоги которого подвели в конце года.
Перед 7 ноября в здании Комклуба выставили 23 проекта: (3 — из Москвы, 13 — из Петрограда, 3 — из Екатеринбурга). Победил скульптор А. В. Ведякин с работой под девизом «Урал». «На высокой глыбе природного камня помещена портретная статуя Я. М. Свердлова в позе оратора. Вокруг скалы, по ее склонам размещены три фигуры: рабочего, крестьянина и шахтера, связанные с камнем. На пьедестале два рельефа, изображающие моменты из жизни т. Свердлова: тюрьма и заседание ВЦИК. Выбор комиссии утвержден секретариатом Обкома РКП(б) и осуществление проекта поручено строительной комиссии» (Уральский рабочий, 10.01.1924). Но что-то пошло не так. Позже провели анкетирование среди делегатов областного съезда советов, которые в большинстве своем высказались отрицательно по поводу проекта Ведякина. Проект не состоялся.
На фото — «первый проект памятника Я.М. Свердлову работы ск. М.Я. Харламова для г. Свердловска из госкаталога» — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11181549
Всеми работами по организации конкурса 1923 года для сооружения памятника Свердлову руководила специальная комиссия. В нее входили Теумин, Ларичев, Райинд, Исаев и Быков. Но конкурс ничего не дал, поэтому в 1924 году комиссия предложила скульптору Шерлаимову поработать над памятником, но сотрудничество по какой-то причине не состоялось. В 1925 году деятельность комиссии оказалась под угрозой: Быков и Исаев умерли, Райинд уехал с Урала. Поэтому избрали новый состав — Андроников, Ительсон, Крюков, Минеев и Клепацкий. Обновленная комиссия решила работать совершенно в другом направлении. Она приняла предложение от ленинградского завода «Красный выборжец» взять всю работу на себя. В конце 1925 года между городом Свердловском и заводом был заключен договор. По нему — проектирование памятника отводилось работающему на заводе скульптору Матвею Харламову. «Первоначальный проект академика Харламова был признан вполне приемлемым в части пьедестала, но в фигуре Я. М. Свердлова было недостаточно движения. Художнику было предложено переделать проект, изобразив Я. М. Свердлова оратором, призывающим рабочую массу сурового Урала к упорной борьбе и восстанию».
1 апреля 1926 года на заводе «Красный выборжец» делегацией с Урала была согласована модель памятника Свердлову. В конце сентября фигуру отлили из бронзы и отправили малой скоростью по железной дороге в Свердловск, куда она прибывает уже 14 октября. Первое время скульптура хранится на «Монетке». Одновременно Горсовет поручает тов. Трембовлеру (заведующему Художественного техникума) сооружение пьедестала. После специальных изысканий выбрали и место — площадь Парижской коммуны. С начала января 1927 года начались работы по установке памятника: бетонировался фундамент, привезли сибирский серый гранит для пьедестала. Монтировать бронзовую статую стали уже в конце июня: «Фигура Я. М. Свердлова будет выставлена таким образом, что лицо будет повернуто в сторону Верх-Исетского завода, а торс и рука будут направлены к тому месту, где будет построено новое здание Уралоблисполкома» (Уральский рабочий, 16.06.1927).
«Открытие памятника тов. Якову Михайловичу Свердлову.
Серый, хмурый, почти осенний, вечер. Сильными порывами дует ветер.
На площади тысячная толпа возле бесформенной груды, обернутой брезентом.
Торжественная минута приближается.
У памятника тов. Зубарев снимает пусковые канаты.
«От имени всех рабочих Урала считаю памятник тов. Якову Михайловичу открытым».
Брезент спал…
И мощным броском выдвинулась вперед фигура «трибуна революции», застывшая в немом, но понятным каждому рабочему сердцу призыве.
Глыба серого гранита, а на ней четко чернеют выбитые слова:
Якову Михайловичу Свердлову
(тов. Андрею)
Уральские рабочие.
Памятник открыт
От имени Обкома ВКП(б) приветствует открытие памятника тов. Шверник, а потом чередуются ораторы. Яркая фигура начдива-краснознаменца тов. Уварова, рабочий Верх-Исетского завода, рабочий «Металлиста», представитель Уралпрофсовета и наконец, строители памятника». (Уральский рабочий, 16.07.1927)
📽️ Видео
Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на привокзальной площади ЕкатеринбургаСкачать
Что нужно знать об Александровской колонне в Санкт-Петербурге? #культурныйминимумСкачать
Почему на памятнике правителям Руси нет Вещего ОлегаСкачать
«Площадь Крячкова». Прогулка по Новосибирску с Еленой Воротниковой.Скачать
Москва в 1967 году. В цвете. / Moscow in 1967. In colour. #Moscow #Kremlin #МоскваСкачать
Горький. Начало 1970-х годов.Скачать
Новосибирцы возложили цветы к бюсту маршала ПокрышкинаСкачать
Живой Ленин (1969) 7 ноября 1919 - 28 ноября 1921Скачать
Улица театральная площадь в районе охотный ряд летом влог фонтаны днем около большого театра vlogСкачать
Памятник Покрышкину сняли с постамента на площади МарксаСкачать