памятник марксу театральная площадь

Видео:Памятник Карлу Марксу на Театральной площади в Москве. Марксизм коммунизм один сплошной обман.Скачать

Памятник Карлу Марксу на Театральной площади в Москве. Марксизм коммунизм один сплошной обман.

Памятник Карлу Марксу

памятник марксу театральная площадь

Памятник Карлу Марксу на Театральной площади — исполинский гранитный монумент, воздвигнутый в 1961 году напротив Большого театра и ставший, как ни странно, одной из наиболее значимых достопримечательностей Москвы. Несмотря на смену идеологического курса, гранитный Маркс и по сей день не теряет актуальности, оставаясь примечательной для туристов точкой на карте города.

Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) — прославленный немецкий философ, социолог, экономист и общественный деятель, внёсший значительный вклад в мировую экономическую науку. Автор фундаментального труда «Капитал. Критика политической экономии» и — в соавторстве со своим другом и единомышленником Фридрихом Энгельсом — «Манифеста коммунистической партии», лёгшего в основу идеологии зарождающихся коммунистических партий и организаций Европы. Взгляды, обоснованные в трудах Маркса и Энгельса, сформировали философское экономически-политическое учение — марксизм, заявлявшее коммунизм закономерным этапом развития общества, высшей ступенью развития человечества. В ряде стран марксизм объявлялся официальной государственной идеологией, в Советском Союзе прижился как марксизм-ленинизм, ввиду чего личность Карла Маркса была возведена в культ.

Памятник Карлу Марксу вырублен из огромной монолитной глыбы серого гранита (вес скульптуры составляет 160 тонн): бородатый мыслитель в расстёгнутом сюртуке изображён за трибуной, словно обращаясь с речью к аудитории. Вместе с тем, заточённый по грудь в глыбу, он как будто рушит камень в решительном порыве; правая рука сжата в кулак, левая сжимает книгу. На лицевой части части монумента высечен лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сбоку размещена подпись «Карлу Марксу от Коммунистической партии и народов Советского Союза».

По обе стороны от скульптуры расположены гранитные пилоны с изображениями серпа и молота, на одном из которых высечены слова Энгельса «Имя его и дело переживут века», на другом — фраза Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Авторы монумента: скульптор Лев Кербель, архитекторы Рубен Бегунц, Николай Ковальчук, Вадим Макаревич и Владимир Моргулис.

Видео:4 ноября 2022 г. Театральная площадь.Площадь Революции. памятник Маркса.Большой театр. Песни.Часть 2Скачать

4 ноября 2022 г. Театральная площадь.Площадь Революции. памятник Маркса.Большой театр. Песни.Часть 2

История памятника Карлу Марксу

Установка памятника Карлу Марксу в Москве была запланирована ещё в первые годы советской власти в рамках осуществления ленинского плана монументальной пропаганды.

Владимир Ленин считал памятник одним из ключевых объектов программы, и в 1920 году был объявлен конкурс на его проектирование и строительство. 1 мая 1920 года — в день первого в истории Всероссийского субботника — на Театральной площади (в 1919-1991 — площадь Свердлова) был заложен первый камень в основание будущего монумента. Однако, план не был реализован, и вместо памятника на площади долгое время стоял гранитный блок с текстом «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу».

Вернуться к осуществлению проекта решили в годы руководства Никиты Хрущёва. В 1957 году был объявлен открытый всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Марксу, в котором одержал победу творческий коллектив под руководством скульптора Льва Кербеля.

Серая гранитная глыба весом около 200 тонн была добыта в Кудашевском карьере под Днепропетровском и доставлена в Москву. Любопытно, что Театральная площадь тогда буквально превратилась в мастерскую скульптора: фигуру Маркса в глыбе высекали прямо на площади!

Памятник был открыт 29 октября 1961 года. В 1962 году Лев Кербель за его создание был удостоен Ленинской премии.

Видео:Москва, Театральная площадь, Большой театр, ЦУМ, памятник Карлу МарксуСкачать

Москва, Театральная площадь, Большой театр, ЦУМ, памятник Карлу Марксу

«Холодильник с бородой»

Несмотря на всю серьёзность монумента, его довольно неоднозначно приняли в народе, ввиду чего к нему прицепился целый ряд шуток и насмешливых аналогий.

Самым известным эпитетом в адрес памятника стал «холодильник с бородой», которым его наградила Фаина Раневская. Кроме того, Маркса часто сравнивают с облокотившимся на барную стойку алкоголиком, вопрошающем о пиве.

Существует городская легенда, будто бы в 1990-х годах памятник хотели убрать, но планам помешал вес монумента: 160-тонную гранитную глыбу не так-то просто снять с фундамента и увезти.

Так или иначе, горожане давно привыкли к исполинскому Марксу, и он стал удобным ориентиром для встреч.

Памятник Карлу Марксу находится в сквере на Театральной площади ровно напротив Большого театра. Добраться до него можно пешком от станций метро «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.

Видео:Памятник Карлу Марксу на Театральной площадиСкачать

Памятник Карлу Марксу на Театральной площади

Памятник Карлу Марксу

Видео:1961г. Москва. открытие памятника К. МарксуСкачать

1961г. Москва. открытие памятника К. Марксу

Холодильник с бородой

Сложно пропустить этот высеченный из 160-тонного гранитного монолита памятник с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

памятник марксу театральная площадь

Заложили памятник Карлу Марксу еще в 1920 году в присутствии В.И. Ленина, а открыли лишь в 1961 — уже при Н.С. Хрущеве.

Увидев впервые этот памятник напротив Большого театра, Фаина Раневская назвала его холодильником с бородой.

Конечно, памятник Марксу пострадал от вандализма в августе 1991 года.

Его хотели убрать, но помешала масса монумента. Денег на демонтаж монолитной гранитной статуи тогда не нашли, а больше вопрос о сносе памятника Марксу не поднимали.

Видео:Москва. Памятник Карлу Марксу. Театральная площадь. #москва #россия #театральная #Танцы #карлмарксСкачать

Москва. Памятник Карлу Марксу. Театральная площадь. #москва #россия  #театральная  #Танцы #карлмаркс

Они развалились: 7 памятников советской власти, которые мы не застали

У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Карлу Марксу.

Памятник
Памятник Карлу Марксу
СтранаРоссия
Москва, Площадь РеволюцииМосква
СкульпторЛ. Е. Кербель
Дата постройки1961 год
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410726370006 (ЕГРОКН). Объект № 7737198000 (БД Викигида)
МатериалГранит
Медиафайлы на Викискладе

Па́мятник Ка́рлу Ма́рксу в Москве́

— скульптурный монумент из серого гранита, установленный в честь основоположника марксизма, деятеля международного коммунистического движения Карла Маркса в Москве на Театральной площади. Скульптор — Лев Кербель; архитекторы — Р. А. Бегунц, Н. А. Ковальчук, В. Г. Макаревич, В. М. Моргулис. Открыт 29 октября 1961 года.

Видео:Памятник Карлу Марксу-Памятник в ТольяттиСкачать

Памятник Карлу Марксу-Памятник в Тольятти

История создания

В. И. Ленин считал установку памятника Марксу одной из важнейших задач в рамках осуществления Плана монументальной пропаганды; в соответствии с ним памятник в Москве должен был появиться ещё в первые годы советской власти. В начале 1920 года прошёл конкурс на создание монумента, а 1 мая 1920 года, в день первого в истории всероссийского субботника, на Театральной площади состоялась его закладка. Однако первоначальный план не был реализован, и долгие годы на Театральной площади стоял гранитный блок с текстом: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу».

К осуществлению ленинского замысла вернулись лишь в годы правления Н. С. Хрущёва. В начале 1957 года состоялся новый открытый всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Марксу; его победителем стал творческий коллектив во главе со скульптором Львом Кербелем. Торжественное открытие монумента произошло 29 октября 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС в присутствии высшего партийного и советского руководства, делегатов съезда, гостей от компартий других стран.

Монумент весом в 160 тонн выполнен из монолитной глыбы серого гранита, добытого под Днепропетровском в Кудашевском карьере. Маркс изображён оратором, стоящим на трибуне, будто бы обращающимся с пламенной речью к трудящимся. Памятник украшает лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Скульптурную композицию дополняют два гранитных пилона по обеим сторонам от памятника. На одном из них высечены слова Фридриха Энгельса, сказанные на похоронах Маркса: «Имя его и дело переживут века»;

на другом — ленинская фраза
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
Л. Е. Кербель за создание памятника удостоился Ленинской премии в 1962 году.

Видео:ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ У памятника Карлу Марксу сбор участников митинга КПРФСкачать

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ У памятника Карлу Марксу сбор участников митинга КПРФ

Алексей Кольцов

Молодой скульптор Сергей Сырейщиков решил изваять фигуру поэта Кольцова по личным причинам: они оба родились в Воронеже. Памятник установили около Китайгородской стены 3 ноября 1918 года. Сергей Есенин читал на его открытии стихи.

«К сожалению, как и другие монументы того времени, памятник был выполнен в гипсе и, конечно, долго не мог простоять. Но фотографические снимки его сохранились. Поэт сидит, задумавшись, склонив голову. Раздумье, но и сила; поэтичность и душевная чистота», — написано в одном из номеров советского журнала «Октябрь» за 1975 год.

В 1919 году памятник демонтировали и отвезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея. Сырейщиков получил задание сделать копию монумента из более крепких и качественных материалов. В конце марта скульптор приостановил работу и уехал в Воронеж на похороны родственника. Там он заразился тифом и умер, а «Кольцов» так и остался незавершенным.

Видео:Почему в Москве до сих пор стоит памятник Карлу Марксу?Скачать

Почему в Москве до сих пор стоит памятник Карлу Марксу?

Отрывок, характеризующий Памятник Карлу Марксу (Москва)

Теперь он часто вспоминал свой разговор с князем Андреем и вполне соглашался с ним, только несколько иначе понимая мысль князя Андрея. Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное, но он говорил это с оттенком горечи и иронии. Как будто, говоря это, он высказывал другую мысль – о том, что все вложенные в нас стремленья к счастью положительному вложены только для того, чтобы, не удовлетворяя, мучить нас. Но Пьер без всякой задней мысли признавал справедливость этого. Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает все счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия. Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время. Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни. И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения. Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его. В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы. В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии. В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.

Видео:Ростов исторический: памятник Карлу МарксуСкачать

Ростов исторический: памятник Карлу Марксу

Примечания

  1. Anna Weinberg, Anna Hemme, Michael Hensel, Stefan Hofer, Friederike Hofmann, Helene Schoißengeyr, Andreas Will.
    MARXMONUMENT.DE
    (неопр.)
    . www.marxmonument.de. Дата обращения 28 августа 2020.
  2. Karl-Marx-Plastik: Münster darf den Nischel nicht kopieren (нем.), Mitteldeutsche Zeitung
    . Дата обращения 28 августа 2020.
  3. Скульптор Лев Кербель был друг Хонеккера. Он же был соавтором проекта «Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене», который находится в Берлине около Бранденбургских ворот.
  4. Das Parlament: О жизни под «Башкой» (нем.)
  5. taz: Хемниц — где курит Карл Маркс (нем.)

Видео:На Театральной площади 48 лет назад появился памятник Владимиру ЛенинуСкачать

На Театральной площади 48 лет назад появился памятник Владимиру Ленину

История Театральной площади в Санкт-Петербурге

Таатральная площадь в Санкт-Петербурге – одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.

Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу . Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.

В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание – Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.

В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее название – Театральная.

Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.

На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр , названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Видео:Памятник Марксу. Завтра 7 ноября.Скачать

Памятник Марксу. Завтра 7 ноября.

Предыстория

В пятнадцатом веке неподалеку от Театральной площади в Москве расположились торговые ряды. Приблизительно в это время был построен Китай-город. В шестнадцатом столетии бастионы знаменитой стены были значительно расширены — жители города опасались вторжения неприятеля. Пожары в Москве происходили регулярно. Один из них, случившийся в 1736 году, уничтожил всё в округе.

Впервые о строительстве площади заговорили в 1775 году. Было принято решение обустроить район. А точнее, устроить несколько площадей в окрестностях Кремля и Китай-города. Как это нередко бывает, к строительству приступили не сразу, а спустя много лет.

Видео:Возложение к памятнику МарксуСкачать

Возложение к памятнику Марксу

В книжных магазинах Германии

Появилась новая литература о философских идеях Маркса. По словам профессора Трирского университета Мартина Ендреса (Martin Endreß), после 1989 года труды Маркса изучаются более детально, ранее этому мешало противостояние двух систем: коммунистической, селективно использовавшей Маркса в своих целях, и капиталистической. Сегодня есть возможность непредвзято оценить философию автора «Капитала».

памятник марксу театральная площадь

Карл Маркс в наши дни

Видео:Первомайская речь Г.А.Зюганова у памятника К.Марксу. Москва, Театральная площадь. 1.05.21.Скачать

Первомайская речь Г.А.Зюганова у памятника К.Марксу. Москва, Театральная площадь. 1.05.21.

Столичным вниманием не обделен

Юбилей стал поводом вспомнить о Марксе не только в Трире. В преддверии празднования 200-летия в Берлине состоялась конференция, посвященная Марксу, перед участниками которой выступил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). По его словам, «Карл Маркс, несмотря на противоречивость его тезисов, был выдающимся немецким мыслителем».

Карл Маркс в наши дни

Видео:Памятники Карл Маркса в разных странах #Karl #marxist #Памятники #Германия #УШАСТЫЙ_ВОРСкачать

Памятники Карл Маркса в разных странах #Karl #marxist #Памятники #Германия #УШАСТЫЙ_ВОР

Главный труд

Как отмечает управляющая делами известного берлинского издательства Karl Dietz Verlag Забине Нусс (Sabine Nuss), «Капитал» Карла Маркса продается в Германии с каждым годом все лучше и лучше. В 2020 году объемы продаж возросли на 20 процентов (2650 экземпляров) по сравнению с 2020 годом. В этом сезоне, говорит Нусс, издательство рассчитывает продать более трех тысяч экземпляров книги.

Карл Маркс в наши дни

Видео:Памятники: памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в г.Каменск-Уральский и г.БелгородеСкачать

Памятники: памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в  г.Каменск-Уральский и г.Белгороде

Пиво MARX

«Нажиться» на юбилее Карла Маркса в эти дни хотели бы многие: от владельцев гостиниц в Трире и его окрестностях — до производителей дешевой сувенирной продукции. Это ли не яркий пример капиталистического устройства нашей жизни? Так или иначе, а фирма Marx Chemnitzer Bier GmbH в Хемнице (городе, с 1953 по 1990 годы носившем имя Карл-Маркс-Штадт) выпустила к юбилею пиво «Маркс».

Карл Маркс в наши дни

Видео:1918.11.07 Ленин памятник Марксу ЭнгельсуСкачать

1918.11.07 Ленин памятник Марксу Энгельсу

После революции

В советское время почти все улицы в Москве и других городах были переименованы. Не миновала эта участь и Театральную площадь. Более 70 лет она называлась площадью Свердлова. Не только название изменилось, но и сам облик этих мест. Так, некоторое время на площади возвышался памятник политическому деятелю Якову Свердлову, не имеющему никакого отношения ни к театру, ни к истории Москвы. В 1991 году монумент убрали.

Большой и Малый театры, ЦУМ — все эти издания играют важную роль в облике современной Театральной площади в сюда? Конечно, на метро. При этом воспользоваться можно не только Замоскворецкой линией, на которой расположена станция «Театральная». Выйти можно также из «Охотного ряда» или «Площади Революции». Сокольническая, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии пересекаются как раз в том месте, где расположена Театральная площадь.

📽️ Видео

Экскурсии по Москве. Черновик. Показ площади Революции + Театральная площадь.Скачать

Экскурсии по Москве. Черновик. Показ площади Революции + Театральная площадь.

Позиция защитников памятника К.Марксу. Интервью прессеСкачать

Позиция защитников памятника К.Марксу. Интервью прессе

Памятник Марксу на Советской, ТверьСкачать

Памятник Марксу на Советской, Тверь
Поделиться или сохранить к себе: