озеленение магистралей улиц и площадей

Видео:Городское Озеленение - Основные правила и Задачи 🌳 Дизайн и Идеи 🌳Скачать

Городское Озеленение - Основные правила и Задачи 🌳  Дизайн и Идеи 🌳

Озеленение городских улиц и дорог.

Озеленение в современном благоустройстве города отличается активностью реализации новых, смелых идей и живостью композиций, однако серьезные ландшафтные работы сопутствуют озеленению города редко. Озеленение городских зон (парков, скверов, улиц, бульваров, площадей и пр.) имеет свою специфику. Прежде всего, это большие масштабы проводимых работ, связанные с немалой площадью, которая подлежит благоустройству. К тому же выбор растений осуществляется с учетом особенностей городского климата, архитектуры и прочих факторов. Посадочный материал всегда должен соответствовать проекту ландшафтного дизайна и общепринятым стандартам качества.

Важно учитывать и специфические свойства высаживаемых растений. Например, достаточно часто озеленение проводится с помощью экзотических растений, которые требуют гораздо больше тепла и влажности, чем им может предоставить климатическая зона средней полосы. Как результат – нездоровый вид растений и низкий уровень декоративности.

озеленение магистралей улиц и площадей

Целью зеленых насаждений улиц, помимо декоративной, является создание комфортных условий для жителей города: это и затенение проезжей части и тротуаров, и защита прохожих и прилегающих территорий от пыли, газов, шума со стороны проезжей части.

Озеленение улиц и дорог должно осуществляться в едином комплексе с общим планом застройки, при этом важно учитывать как подземные, так и надземные коммуникации и сооружения. Еще при разработке проектов следует учитывать перспективу возможных изменений (расширение улиц, достройки и пр.) в будущем, чтобы при необходимости легко можно было внести в облик насаждений коррективы. Озеленение и благоустройство городских зон зависит напрямую от назначения и ширины улиц и дорог, интенсивности движения и характера окружающих застроек (их размера, архитектурного решения и т. п.).

озеленение магистралей улиц и площадей

На улицах возможно высадить цветы лишь в виде длинных полос между тротуарами и проезжей частью. Стандартно деревья на тротуарах высаживают в ряд в специально оставленные лунки. Диаметр лунок должен составлять не менее 1,5 м.

Между тротуарами и проезжей частью посадки деревьев могут сочетаться не только с цветниками и клумбами, но и с газонами, живой изгородью. В таких случаях ширина зеленой полосы не должна превышать 2 м. Расстояние между деревьями обычно не меньше 4 м. При высадке небольших саженцев на расстоянии 3 м и смыкании крон, их следует прореживать через одно дерево. Целесообразно создавать ряд деревьев из представителей одного вида или одной декоративной формы. Такие аллеи выглядят гораздо гармоничнее.

Живые изгороди могут иметь различную ширину и высоту в зависимости от их назначения. Если создаются временные живые изгороди, то допускается посадка крупных и среднерослых кустарников на расстоянии в рядах и между рядами 0,4 м. Это будет способствовать лучшей «маскировке» стен зданий, заборов и т. п. Вариантов посадок в жилых зонах существуют множество.

Жилые здания нужно обязательно отделить от транспортной и пешеходной зон с помощью, так называемых, зеленых полос.

Таким образом, непосредственно у домов создается зона покоя, а зеленые насаждения выступают своеобразными «стенками», «щитом», ограждающим от шума, грязи, пыли, снежных заносов и прочих неприятных аспектов городской жизни. Чем шире улица и интенсивнее движение на дорогах, тем шире и гуще должны быть зеленые полосы.

озеленение магистралей улиц и площадей

Если в посадках использованы теневыносливые породы, допустимый уровень загущения посадки — до 2 м между рядами и 2,5 м в рядах. Кустарники высаживают группами или одиночно между деревьями. Группы деревьев следует формировать из 3-5 саженцев и кустарников в свободной группировке с учетом их биологических свойств, параметров совместимости и пр. Уже при планировании насаждений нужно учитывать способность того или иного растения к разрастанию. Необходимо осуществлять посадки таким образом, чтобы в будущем каждое растение могло свободно развивать свою крону.

озеленение магистралей улиц и площадей

Важный аспект — экологические свойства растений. Высаживаемые в жилых зонах, они не должны быть аллергенами. В частности, не рекомендуется размещать вблизи домов женские особи тополей, представляющих для здоровья многих людей опасность во время своего цветения. По крайней мере, так советуют врачи.
Помимо деревьев и кустарников, соединенных в различных дизайнерских комбинациях, озеленение в жилой зоне города включает в себя разбивку цветников и газонов с различными травянистыми растениями. Обязательно создание зон отдыха с уютными скамейками и столиками, спортивными и детскими площадками и пр.

По стандарту расстояние между стенами зданий и посадками деревьев не должно быть меньше 4 м. Если речь идет о кустарниках — 1,5 м.

Необходимо учитывать также требования относительно освещенности. Возле жилых домов, лечебных, учебных и детских заведений расстояние между зданием и посадками должно быть равным 2 средним высотам взрослого дерева при посадке с восточной, юго-восточной и юго-западной сторон. При посадке с северной, северо-восточной и северо-западной сторон расстояние равняется высоте 1,5 взрослого дерева, а при посадке к югу от здания – средней высоте одного дерева.

озеленение магистралей улиц и площадей

Следует иметь в виду, что всегда должен быть свободный обзор для водителей транспорта. К тому же зеленые насаждения не должны прикрывать архитектуру зданий.

озеленение магистралей улиц и площадей

Еще одно — увеличение ширины зеленых полос на улицах ведет к удорожанию инженерного благоустройства, поскольку требует удлинения отводов инженерных сетей к зданиям и сооружениям.

Посреди проезжей части (например, на магистральных улицах с двусторонним движением) создаются разделительные зеленые полосы. Они же имеют место и между троллейбусными линиями и трамвайными путями.

Городское озеленение подразумевает также создание бульваров для прогулок и отдыха, насаждения кустарников в виде полос на границах общественных, производственных и жилых кварталов.

А теперь о клумбахв городе. В малых скверах цветники часто разбивают вдоль дорожек. В больших скверах, где отведены места для отдыха, можно распланировать небольшой партер с дорожками, клумбами и рабатками. Их планировка должна быть художественно выразительной и соответствовать характеру всей планировки сквера.

озеленение магистралей улиц и площадей

Цветники перед общественными зданиями должны соответствовать их размерам. Перед большими зданиями, соответственно, разбивают большие цветники. Рисунок цветочно-декоративной композиции увязывается с архитектурой здания. Отдельные части цветника должны составлять одно целое, как по форме, так и по содержанию.

В каждой цветочно-декоративной композиции нужно придерживаться правильного соотношения отдельных частей, простоты линий и рисунков. Например, в цветниках скверов и парков цветы не должны занимать больше половины площади, занятой газоном.

Простые рисунки цветников, на которых посажены две-три культуры цветов, во многих случаях создают лучшее впечатление, нежели сложные формы клумб. На клумбы и рабатки следует подбирать такие цветочные культуры, которые будут цвести все лето. Очень важно разместить цветочные и декоративные растения в цветниках по высоте и степени их кущения. Их необходимо размещать таким образом, чтобы высокие растения не затеняли и не закрывали низких. Высокие растения высаживают в середине клумб, групп и рабаток, а низкие – по краям. Высота растения не должна быть больше 1/4 — 1/2 ширины узких рабаток и малых клумб.

озеленение магистралей улиц и площадей

Озеленение городских зон очень важно. Осваивая новые территории, городские власти проводят тендер по озеленению и благоустройству. Ведь, украшая улицы и проспекты, зеленые насаждения создают «лицо» города, в сочетании с архитектурным ансамблем являются его «визитной карточкой». Зеленые массивы оказывают положительное влияние на климат городов, регулируют количество осадков, обогащают атмосферу кислородом (подсчитано, например, что один гектар городских зеленых насаждений выделяет в день в среднем около 200 кг кислорода), предохраняют почвенный покров от эрозии, а водные источники – от высыхания и загрязнения. Они позитивно воздействуют на радиационный и тепловой режим, создавая горизонтальные потоки холодного воздуха и способствуя тем самым проветриванию территорий. Одним словом, здоровье города зависит от «зеленых лекарей», и чем их больше, тем благоприятнее климат. По мнению ученых-экологов, соотношение городских площадей и зеленых насаждений не должно быть меньше 1/5, однако, к сожалению, далеко не всегда при застройке, озеленении и благоустройстве городов, особенно крупных, придерживаются этих параметров.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 56 ; Нарушение авторских прав

Видео:Зачем нужно озеленять город и чем хороши тополя на улицахСкачать

Зачем нужно озеленять город и чем хороши тополя на улицах

Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц

Классификация магистралей и улиц и их назначение

Система городских магистралей, улиц и площадей решает комплекс планировочных, технических и эстетических задач, определяющих лицо и жизнь города. Магистрали, улицы, площади города являются важными объектами благоустройства и озеленения. Основными задачами уличной сети города являются:

— обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения го­родского транспорта и пешеходов между функциональными зонами горо­да и внутри них;

— организация поверхностного стока и удаление ливневых вод;

— размещение инженерных сетей и коммуникаций;

— обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров;

— архитектурно-пространственное построение города и создание композиционных осей.

Удобное обслуживание населения городским транспортом, доста­точно высокая скорость движения, безопасность и экономичность могут быть достигнуты при условии строгой дифференциации улиц по назначе­нию и видам движения транспорта .

По действующим нормам проектирования городов все улицы насе­ленных мест подразделяют на классы:

I- скоростные дороги;

II- магистрали общегородского и районного значения;

III — дороги местного значения: жилых, промышленных и складских районов, проезды;

IV — пешеходные дороги.

Магистральные улицы, или магистрали, — это транспортные арте­рии города, по которым идет основной поток движения массового город­ского транспорта. Магистрали подразделяются на общегородские и районные.

В свою очередь, общегородские магистрали подразделяют на:

а)магистрали непрерывного движения, обеспечивающие транспорт­ную связь между жилыми и промышленными районами, а также пересече­ние с другими улицами в разных уровнях;

б)магистрали регулируемого движения, обеспечивающие транс­портные связи в пределах города между жилыми районами и обществен­ным центром города, с пересечением с улицами в одном уровне.

Магистрали районного значения обеспечивают транспортную связь в пределах района, а также с магистралями общегородского значения.

Улицы и дороги местного значения подразделяют на:

— жилые улицы, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь жилых районов и микрорайонов с магистральными улицами.

— дороги промышленных и коммунально-складских районов, предна­значенные для перевозки материалов и грузов, обеспечивающие связь с дорогами грузового движения.

— пешеходные улицы и дороги, предназначенные для пешеходной связи с местами приложения труда, учреждениями, предприятиями обслу­живания, местами отдыха, остановками общественного транспорта;

— поселковые улицы, служащие для транспортной связи внутри се­литебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков.

— проезды, предназначенные для транспортной связи в пределах микрорайонов.

При проектировании благоустройства и озеленения территорий и от­дельных участков магистралей и улиц необходимо учитывать их конструк­тивные элементы.

Магистрали и улицы включают: проезжую часть для передвижения транспорта, тротуары для пешеходов, разделительные полосы по оси маги­страли и между проезжей частью и тротуарами; элементы внешнего благо­устройства осветительные мачты и светильники, указатели движения, места остановок городского транспорта, участки переходов со светофора­ми, ограничители движения транспорта, временные автостоянки легковых машин, установки для рекламных щитов.

Ширину проезжей части определяют с учетом интенсивности дви­жения транспортного потока и его состава.

В профиле жилых улиц большое значение имеет правильное распо­ложение разделительных полос, отводимых под насаждения. Насаждения в полосах предназначены как для частичной защиты пешеходов от неблаго­приятного воздействия выхлопных газов и пыли, так и для эстетического обогащения архитектурного ансамбля окружающей застройки и создания комфортных условий.

Общая ширина улицы и магистрали определяется в красных линиях.

Красной линией называется линия, проложенная по внешней грани­цы улицы со стороны тротуара, обращенная к застройке. Между красной линией и застройкой устанавливается отступ на магистралях шириной не менее 6 м, на улицах местного значения — не менее 3 м.

Для того чтобы правильно организовать сток атмосферных вод с по­верхности улиц, им необходимо придать уклоны определенной величины. Эти уклоны определяют в зависимости от категорий улицы и типа дорож­ного покрытия.

В местах примыкания газонов к проездам, стоянкам автотранспорта рекомендуется устраивать металлические ограждения высотой до 1 м иразмещать их на территории газона с отступом от края проезда на расстоя­нии 0,3 м.

Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц

Архитектурно-планировочное решение благоустройства и озелене­ния должно обеспечивать:

— безопасность движения на улицах, магистралях и площадях;

— удобство передвижения пешеходов и транспорта;

— ориентацию в пространстве города;

— соподчиненность и упорядоченность элементов застройки;

—масштаб и ритмическое построение композиции насаждений и элементов благоустройства.

Благоустройство и озеленение улиц определяется их назначением и характером окружающей застройки, учётом всех конструктивных элемен­тов и оборудования. Установлено, что насаждения являются важной и не­отъемлемой частью планировки улиц и играют многообразную роль, улучшая микроклимат среды, повышая архитектурно-художественную вы­разительность города (поселка).

Система озеленения и цветочного оформления улиц и площадей ландшафтно-планировочная организация территории разрабатывается с учетом:

— взаимосвязи всех объектов уличной сети и магистралей;

— типов объёмно-пространственной структуры — открытые, полу­открытые, закрытые пространства — и типов садово-парковых насаж­дений;

— ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений.

Элементами озеленения магистралей и улиц являются газоны, цвет­ники, деревья и кустарники. Они размещаются в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части, между проезжей частью и тротуа­ром, на «островках» у перекрестков, у входов в общественные и торговые здания, вблизи домов, в отступах от красной линии, в палисадниках. Вот основные типы садово-парковых насаждений: ряды деревьев, живые изго­роди, небольшие компактные группы деревьев и кустарников, одиночные экземпляры растений, участки газона, цветники.

Насаждения предусматривают в виде:

— одиночно, группами и рядами деревьев и кустарников, цветников и газонов в полосах вдоль проезжих частей и тротуаров;

— древесных лиан и вьющихся травянистых как вертикальное озеле­нение фасадов зданий, осветительных мачт, подпорных стенок и лестниц;

— различных «вставок» из цветочных растений на «островках» у пе­рекрестков, а также одиночных экземпляров деревьев или кустарников на широких тротуарах, у подходов к общественным и торговым зданиям;

— растений в декоративных бетонных и керамических вазах на газо­нах, тротуарах, перед входами в здания.

При разработке проектных решений по озеленению и благоустройст­ву необходимо учитывать три основные группы факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

-Насаждения, проектируемые на территориях улиц и магистралей, в значительной мере могут регулировать поток солнечной радиации, осо­бенно в южных городах. При этом большое значение имеют состав и кон­струкция насаждений, величина и плотность крон растений- плотные, ажурные, сквозистые.

-Большое значение имеет ориентация улиц по сторонам света. При меридиональном направлении улиц- отклонение от меридиана ± 20°— и равномерном их освещении рекомендуется размещение деревьев вдоль тротуаров по обеим сторонам улицы. При широтном направлении — под углом к меридиану 70. 90°- необходимо обеспечить защиту пешеходов от лучей солнца с одной стороны, так как затенение одного из тротуаров обеспечивается зданиями или насаждениями за красной линией

-С помощью насаждений на улицах и магистралях можно частично ослабить силу ветра. На сильно продуваемых участках рекомендуется пре­дусматривать ветрозащиту. Скорость ветра снижается также при размещении групп деревьев — лучше ажурной конструкции — в сочетании с группами кустарников

-Установлено, что насаждения способны уменьшить содержание вредных примесей в воздухе.

-В условиях магистралей, улиц и площадей большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу, так как транспортные средства поглощают огромное количество кислорода. Производительность газообмена зависит от возраста и видового состава насаждений.

-Важным фактором является шумовой режим территории. На магистралях с интенсивным движением для защиты от шума пе­шеходных тротуаров являются полосы насаждений между тротуаром и проезжей частью шириной не менее 10. 15 м, состоящие из нескольких рядов деревьев и кустарников.

-На магистралях, проходящих через общественный торговый центр, предусматривают широкие тротуары, до 15. 20 м, обеспечивающие бес­препятственный подход к зданиям и остановкам общественного транспор­та. На тротуарах могут проектироваться одиночные деревья в лунках и прерывистые участки газона различной конфигурации — овал, круг, прямо­угольник — с группами деревьев и кустарников, а также вазоны с цветоч­ными растениями.

-На перекрестках и поворотах улиц посадки деревьев и кустарников не должны мешать пешеходам и водителям автотранспорта видеть дорогу и движущийся транспорт. Высота растений должна быть не более 0,6. 0,8м, в пределах так называемого «треугольника видимости».

-На жилых улицах с местным движением проектируют бульварные полосы, шириной от 16 до 30 м, размещаемые как по оси улиц, так и с обеих сторон вдоль проезжей части.

-Проектирование озеленения палисадников или придомовых полос -между тротуаром и зданием — ведут с учетом общего решения озеленения улицы.

-Немаловажное значение имеет композиционная связь уличных насаждений с насаждениями за пределами красных линий, например, у границ микрорайонов. При озеленении улиц можно использовать весь набор формирования насаждений в разнообразных сочетаниях. На композиционно более важных участках для достижения быстрого санитарного, гигиениче­ского и декоративного эффекта рекомендуется использовать крупномер­ные деревья и кустарники.

-Строгость отдельных представительных участков магистралей и улиц достигается регулярными приемами плоскостного цветочного оформления — круг, квадрат, прямоугольник — в сочетании с низкими стри­жеными бордюрами кустарников. На парадных объектах используют сменное цветочное оформление — «наборные цветники» в емкостях, горш­ках, установленных в контейнеры.

Повышение жизнестойкости растений на объектах озеленения с вы­сокой посещаемостью обеспечивается следующими мероприятиями:

— организация направленного движения посетителей;

— ограждение стволов деревьев специальными «станками», а в местах массового посещения скамьями, каменными бордюрами, насыпкой гравия в лунки и т. п.;

— использование ассортимента растений, устойчивого к сильному уп­лотнению почвы поднятие «растительного уровня» над пешеходным уровнем в мес­тах интенсивной посещаемости- каменные вазы, приподнятые над тро­туаром участки, ограниченные бордюром;

— выделение специальных технических полос, свободных от расти­тельности, для складирования снега, что позволит снизить влияние хлори­дов на растения; размер полосы зависит от ширины проезжей части улицы;

— размещение деревьев в полосах шириной не менее 2,5.. .3 м для од­норядной посадки и 5. 7 м для двухрядной;

— размещение насаждений в зависимости от сооружений инженерно­го оборудования улиц

— соблюдение интенсивной агротехники ухода за насаждениями с учетом специфики городской среды.

При проектировании насаждений на магистралях и улицах необхо­димо строго придерживаться расстояний между деревом и сетями комму­никаций, стенами зданий, оградами и т. п. Важное значение имеют разме­щение растений в пространстве и расстояние между ними. Необходимо учитывать развитие крон деревьев в возрастной динамике и учитывать их биологические особенности роста и развития.

Бульвары

Бульвары — озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.

В градостроительной практике сложилось несколько типов бульва­ров в городской среде:

-бульвары вдоль улиц и магистралей, преимущественно районного значения;

-бульвары вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озёр, морей — приморские бульвары;

-бульвары в виде колец, охватывающие центральные части историче­ских городов и созданных на месте укреплений — валов.

По своей планировке бульвары могут подразделяться на:

-бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей

-бульвары с асимметричным размещением главной аллеи;

-бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регу­лярной и ландшафтной планировки

Протяженность и ширина буль­вара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее плани­ровочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории.

Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторо­нам через каждые 150. 300 м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необхо­димо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара- «оголовок» — устраивают глав­ный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или устанавливают памятник.

Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта необходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуа­ром, например, в сторону торгового центра или в сторону жилой застрой­ки. На оживлённых магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано, прежде всего, с доступностью территории бульвара для пешеходов. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.

В центрах городов создаются бульвары-эспланады, с преобладаю­щим партерным решением для выявления архитектурно-художественных качеств застройки. Преобладает открытый тип пространственной структу­ры насаждений.

Главными планировочными элементами бульваров являются: основ­ная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополни­тельные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости

от интенсивности движения пешеходов. У входов на площадках и вдоль главной дорожки реко­мендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основ­ная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкций одежды, с по­крытием из плиток или щебеночных специальных смесей. Второстепенные дорожки могут иметь щебеночные покрытия из специальных смесей.

При проектировании бульваров на улицах и магистралях следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и сани­тарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчи­вые к воздействию пыли и газам.

При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде.

Бульвары на набережных. Такого типа бульвары активно формиру­ют среду и придают ей своеобразный характер.

Бульвары вдоль берегов рек, озёр, морей во многом по своей плани­ровке и назначению напоминают широкие бульвары на улицах в жилых районах. Однако их отличие состоит в том, что они непосредственно при­мыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять приречные ландшафты и городскую среду. Такие «линейные» сады создают и на берегах крупных водоемовМожно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров:

1) симметричная, с центральной аллеей;

2) асимметричная — планировочная ось смещена в сторону берего­вой линии;

3) свободная — на широких полосах свыше 50 м.

Бульвары, или линейные сады, по набережным не рекомендуется со­вмещать с транспортным движением магистралей. Береговую линию и по­лосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключитель­но для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничи­вающих территориюНа территории бульвара-набережной преду­сматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.

Объёмно-пространственная структура насаждений бульваров на на­бережных представляют в основном открытый и полуоткрытый типы. В условиях избыточной солнечной радиации необходимо предусмотреть за­крытые пространства, особенно на участках массового отдыха и по прогу­лочным аллеям.

ГОРОДСКИЕ СКВЕРЫ

Скверы — объект ландшафтной архитектуры, компактная озеленён­ная территория, от 0,2 до 2,5 га, предназначенная для архитектурно-худо­жественного оформления отдельных частей города, городских площадей, общественных и административных зданий, монументов, транспортных развязок, а также для повседневного кратковременного отдыха населения и транзитного пешеходного движения.

Основные типы скверов:

а)для тихого отдыха и прогулок, расположенные в жилой застройке между домами, на участках жилых улиц;

б)открытые участки — «скверы-фойе» перед театрами, музеями, ад­министративными зданиями;

в)выставочные, вблизи общественных зданий — скверы цветов,скульптуры;

г)декоративные скверы, небольшие участки перед зданиями;

д)скверы-развязки транспортного движения.

По месторасположению скверы подразделяются на:

— скверы на площадях и городских улицах, в общественном центре города

— скверы в жилых районах, на улицах, в общественном центре района.

Скверы на площадях решаются как открытая ландшафтная компо­зиция с большим удельным весом газонов и цветников, иногда, водоёмов и фонтанов.

Скверы общегородского значения на площадях являются чрезвы­чайно ответственными и представительными объектами ландшафтной ар­хитектуры и должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Центром композиции таких скверов является площадка, в центре которой размещается фонтан, скульптурная композиция, орнаментальный цветник или модульный цветочный сад. Площадка должна быть доступна для посетителей, иметь удобные подходы в виде садово-парковых дорожек достаточной ширины с покрытием из декоративных прочных на износ плиток. Как правило, такие дорожки используются для транзитного дви­жения пешеходов.

На площадке организуется кратковременный отдых, устанавливаются скамейки с урнами. Дорожки размещаются по диагонали, крестообразно, свободно, в зависимости от ситуации. Главное обеспечить удобство пере­движения пешеходов.

Насаждения такого сквера должны быть подчинены общему композиционному замыслу и в то же время отличаться высокой степенью декоративности. В ряде случаев используются цветники в форме перетекающих лент или в виде модулей — шестигранники, круги с наплы­вами друг на друга и т. п. Газон должен быть партерным, безукоризнен по панировке, по однородности окраски и подчёркивать композиции древес­ных растений и цветников.

Скверы в жилых районах. Скверы в жилой застройке решаются как замкнутая композиция, со стороны улиц предусматривается размещение плотных групп деревьев и кустарников. Ландшафтная организация терри­тории сквера в жилой застройке должна обеспечивать пешеходное движе­ние, места отдыха, оптимальное размещение растительности и малых ар­хитектурных форм. Скверы размещаются, как правило, у зданий культур­но-бытового и торгового назначения. На территории таких скверов преду­сматриваются площадки для отдыха взрослых и для детей с соответст­вующим оборудованием.

Площадки должны быть изолированы от транзитного движения пе­шеходов и от внешних границ сквера. Если сквер примыкает к магистрали районного значения, то площадки для детей не устраиваются. Планировка такого сквера может быть регулярной или свободной композиции. Тип са­дово-парковых насаждений — компактные группы деревьев (3-5 в группе),ряды деревьев и живая изгородь со стороны улицы.

На территории скверов запрещено размещать какую-либо застройку.

Городские сады

Городской сад- объект ландшафтной архитектуры, структурный элемент системы озеленения, территория, предназначенная преимущественно для прогулок, повседневного, тихого отдыха населения. Сады предусматривают в общественных центрах, у культурно-просветительных учреждений, у выставок, на территории крупных больничных комплексов, на территориях жилых районов, промышленных предприятий.

По современным градостроительным представлениям сады класси­фицируются на следующие категории или типы:

Общегородские сады, предназначенные для прогулок, общения, раз­влечения и отдыха, размещаемые в центральных районах города. Сад включает летнюю эстраду, тир, аттракцио­ны, площадки тихого отдыха. Примеры: сад им. Баумана в Москве, 3,8 га; сад им. Горького в Ростове-на-Дону, 8 га.

Сады при зрелищных учреждениях, при театрах, выставках, при концертных залах предназначены для прогулок, ожиданий, встреч, отдыха. Такого типа сады создаются при театре, концертном зале, клубе. На территории организует­ся площадка-фойе перед зданием, прогулочные дорожки с площадками кратковременного отдыха. Примеры: сад «Эрмитаж», 4,8 га, и сад «Аквари­ум», 3,2 га, в Москве; Измайловский сад, 1,5 га, в Санкт-Петербурге.

Сад для отдыха и прогулок в городе, вклю­чающий павильоны для тихих игр, выставочные сооружения, читальню, водоём. Проектируется с учётом изоляции от шумных магистралей, с раз­нообразными типами садово-парковых насаждений, их объёмно-пространственной структурой. Примеры: Михайловский сад, 9,6 га, — в Санкт-Петербурге; Александровский сад, 6 га, — в Москве.

Сад при памятниках архитектуры, при крупных правительствен­ных комплексах, в исторической зоне города. Предназначен, в основном, для осмотра достопримечательностей, для прогулок, транзитного движе­ния пешеходов и кратковременного отдыха. Включает какие-либо архи­тектурные памятники истории, скульптуру, мемориал, фонтан. Разрабатывается по принципам регулярной композиции планировки аллей и дорог. Включаются в элементы композиции живописные группировки древесных растений в сочетании с партерного типа газоном. Примеры: Летний сад, 11,6 га; сад-партер Марсово Поле, 11 га; сад при Смольном, 8,9 га,- в Санкт-Петербурге.

Кроме того, к садам можно отнести специализированные объекты ландшафтной архитектуры, такие, как: сады скульптур, сады декоративно-прикладного искусства, каменистые сады в крупных парках, сады на крышах, цветущие сады монокультур в крупных парках — розариумы, сирингарии. Проектирование такого типа садов выполняется методами и приё­ме ландшафтного дизайна, когда в зависимости от поставленных задач детально прорабатываются отдельные элементы — растения, композиции из камня, скульптура и т. п.

При разработке проекта городского сада необходимо исходить из положения, что основой планировки и композиции территории являются насаждения, выразительные формы рельефа- искусственные и естествен­ные водные устройства

В композиции город­ских садов большое значение имеет вода. Это прежде всего, фонтаны, кас­кады, декоративные водоёмы в форме «водных партеров» .

В условиях городской среды важным компонентом создаваемого са­дово-паркового ландшафта сада являются малые формы архитектуры и де­коративные элементы из дерева, естественного камня, мощения.

Городские сады рассчитаны на массовое посещение. Поэтому их планировочная организация должна включать крупные по размерам пло­щадки, развитую дорожную сеть, иметь достаточное количество оборудо­вания, высокий уровень инженерного благоустройства. Территорию городских садов необ­ходимо изолировать от отрицательного воздействия внешней среды. В свя­зи с повышенной нагрузкой сады в центрах городов отличаются более вы­соким уровнем благоустройства, имеют развитую дорожную сеть, большие габариты дорог, ограничения в пользовании газоном.

При проектировании садов для прогулок и отдыха в жилых районах рекомендуется организация открытого пространства в центральной части территории, а по периферии- плотные по структуре насаждения из де­ревьев и кустарников в куртинах и группах. Основные площадки для от­дыха рекомендуется размещать в глубине зеленого массива. Как правило, в защите от воздействия внешних неблагоприятных факторов среды от при­легающих магистралей нуждаются периферийные участки сада. классификация городских парков

Городской парк — это объект ландшафтной архитектуры, представ­ляющий собой крупный массив зелёных насаждений на территории, орга­низованной в определённую объёмно-пространственную композицию. Парк — озеленённая территория многофункционального или специализиро­ванного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для массового отдыха населения горо­да.

Существуют различные типы парков. Парки классифицируются по своим функциям, по местоположению в планировочной структуре города, по природным условиям. Парки в городе могут иметь историческое значе­ние, являться объектами-памятниками садово-паркового искусства.

По своим функциям парки подразделяются на:

— парки культуры и отдыха, ПКиО;

-специализированные парки— спортивные, детские, прогулочные,парки-выставки, мемориальные, научно-просветительные, этнографиче­ские, ботанические и зоологические парки, парки-памятники садово-пар­кового искусства; санаторно-курортные — парки в городах-курортах.

По местоположению в планировочной структуре города парки под­разделяются на: общегородские (центральные) и районные (в жилых рай­онах).

По природным особенностям и условиям ландшафта парки класси­фицируются на: нагорные, приморские, по берегам и склонам рек, парки на основе лесной растительности (лесопарки); гидропарки, на основе водных систем рек; лугопарки, на основе открытых пространств лугов.

Кроме того, выделяются загородные парки, парки сельские в посел­ках, агропарки; бизнес-парки- на территории крупных промышленных комплексов.

В особую группу можно выделить национальные парки, парки-заповедники, дендропарки.

Видео:Как деревья делают дома дороже и снижают преступность? 10 необычных эффектов от озеленения городаСкачать

Как деревья делают дома дороже и снижают преступность? 10 необычных эффектов от озеленения города

Благоустройство «вылетных» магистралей: озеленение пешеходной зоны

озеленение магистралей улиц и площадей

Видео:Озеленение улиц городаСкачать

Озеленение улиц города

Альбом типовых решений благоустройства «вылетных» магистралей, разработанный по заказу Москомархитектуры, включает стандарты благоустройства, которые применяются при проектировании новых и реконструкции существующих улиц. Сегодня мы подробно рассмотрим раздел, посвященный озеленению пешеходных зон.

Значительная часть территории «вылетных» магистралей города Москвы представлена линейными участками, которые структурно делятся на следующие составляющие: пешеходная зона, зона функционального обслуживания, зона формирования архитектурного облика, разделительная полоса. Подробнее о каждой зоне можно прочитать, скачав книгу.

Пешеходная зона линейного участка предназначена для организации пешеходного движения и навигации, размещения велодорожек, рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов и т.д. Комфортность среды достигается за счет зеленых насаждений, цветников, архитектурно-художественного освещения, зон отдыха с удобными лавочками.

озеленение магистралей улиц и площадей

Ширина пешеходного тротуара зависит от интенсивности потока и в среднем составляет не менее 2,0 м. Создание велодорожки осуществляется при ширине пешеходного тротуара не менее 3,5 м. При этом территория должна быть приспособлена для маломобильных групп населения.

Работы по комплексному благоустройству территории пешеходной зоны обязательно включают разработку интуитивной навигации. Маршрут должен быть ясным и четким, это гарантирует безопасность пешеходов. Для создания интуитивной навигации используются разные материалы дорожного покрытия (асфальтобетон, бетонная плитка, плитка из натурального камня и т.д.), озеленение, некапитальные объекты и осветительные элементы.

Виды зеленых насаждений, размещаемых в пешеходной зоне, зависят от ширины территории. Их можно разделить на следующие типы:

Рядовая посадка

При устройстве рядовых посадок высадка деревьев осуществляется вдоль пешеходного тротуара, а также по периметру пешеходной зоны в одну линию.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Аллейная посадка

Устройство аллейной посадки предполагает посадку деревьев в две параллельные линии вдоль пешеходного тротуара. Аллеи могут быть как однородными, так и включать в себя две породы и более. При этом посадка растений осуществляется с использованием определенных приемов, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Живая изгородь

При устройстве живой изгороди осуществляется линейная густая посадка из кустарников и деревьев в один или несколько рядов Живые изгороди делятся:

— по высоте: высокие (выше 2,0 м), средние (1,0–2,0 м), низкие (0,5–1,0 м), бордюр (менее 0,5 м);

— по конструкции: однорядные, двухрядные, многорядные;

— по форме: стриженые (живые изгороди, имеющие опре- деленную форму, которая обеспечивается систематиче- ской стрижкой), нестриженые.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Группы растений (куртины)

Устройство группы деревьев в пешеходной зоне образуется путем сочетания деревьев или кустарников одного или нескольких видов на открытом пространстве, в том числе по принципу многоярусности.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Солитер (одиночная посадка)

Одиночные экземпляры деревьев или крупных кустарников, расположенные отдельно от зеленых массивов на открытых местах.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Букетная посадка

Посадка нескольких растений в одну яму.

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Санитарно-защитная полоса

Одной из главных целей озеленения территории пешеходной зоны является организация санитарно-защитной полосы между пешеходной зоной и проезжей частью «вылетной» магистрали.

Для снижения шума используется многоярусная посадка деревьев с густыми кронами и смыкающихся рядов кустарников, полностью закрывающих подкроновое пространство.

Конструкции шумозащитной полосы бывают трех типов:

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Размещение деревьев и кустарников на территории озеленения пешеходной зоны осуществляется с учетом биологических особенностей их роста, развития, возрастной изменчивости, а также необходимости обеспечения соответствующей площади питания, объема воздушной среды и притока солнечной радиации.

Посадочный материал рекомендуется получать только из специализированных хозяйств и декоративных питомников, где растения специально подготавливают для суровой городской среды. При посадках необходимо учитывать величину озеленяемого участка, его функциональное на-значение, визуальное восприятие с различных точек водителями машин и пешеходами. Также важно учесть наличие подземных коммуникаций на участках озеленения, состояние существующей растительности и почвы, инсоляционный режим, силу ветрового потока и многое другое.

Чаще всего для озеленения пешеходной зоны используют различные виды газонов и цветники. Для создания устойчивых газонов используются злаковые многолетние травы, которые в течение 2–3 лет после посева образуют плотный дерновый покров. Ассортимент цветочных растений для устройства цветников может быть самым разнообразным: для этого отлично подходят бегонии, маргаритки, ирисы, настурция, вербена, тагетес, астильба, бадан, флоксы и т.д.

Виды цветников и графические схемы их размещения

озеленение магистралей улиц и площадей

озеленение магистралей улиц и площадей

Отдельного внимания заслуживает контейнерное озеленение. Его используют в сложных экологических условиях: контейнеры могут быть установлены на поверхности участка или частично заглублены в почву. Для подвесных контейнеров хорошо подходят: будра плющевидная, вербена, дихондра серебристая, ипомея, настурция, санвиталия и т.д. Для напольных контейнеров — однолетники бальзамин Уоллера, тагетис, бегонии, колеус Блюма, кохия венечная, фиалки; и многолетники будра, зеленчук желтый Вариегатум.

Для обеспечения защиты зеленых насаждений от повреждений, а также с целью минимизации влияния окружающих факторов на их рост и развитие размещение зеленых насаждений осуществляется с организацией соответствующих защитных устройств.

🎬 Видео

Дешёвое и эффектное озеленение городских дворовСкачать

Дешёвое и эффектное озеленение городских дворов

Почему у нас мало деревьев вдоль улицСкачать

Почему у нас мало деревьев вдоль улиц

Озеленение центральных улицСкачать

Озеленение центральных улиц

Городское озеленение в Европе, карманные парки, линейные парки, лучшие растения для озелененияСкачать

Городское озеленение в Европе, карманные парки, линейные парки, лучшие растения для озеленения

Лучшие деревья для озеленения городов, луга и газоны, лучшие растения для озелененияСкачать

Лучшие деревья для озеленения городов, луга и газоны, лучшие растения для озеленения

Городского озеленение в Германии. городское озеленениеСкачать

Городского озеленение в Германии. городское озеленение

Озеленение города І Проверено!Скачать

Озеленение города І Проверено!

Москва 24 - Программа "Моя улица". Агроном питомника растений Южный о стоимости озеленения городаСкачать

Москва 24 - Программа "Моя улица". Агроном питомника растений Южный о стоимости озеленения города

В Астрахани обсудили проблему некачественного озеленения улиц и парковСкачать

В Астрахани обсудили проблему некачественного озеленения улиц и парков

Начались работы по озеленению городаСкачать

Начались работы по озеленению города

Использование древесно-кустарниковых пород в озеленении промышленных предприятийСкачать

Использование древесно-кустарниковых пород в озеленении промышленных предприятий

Охлаждаем город: жара в Москве и чудеса озелененияСкачать

Охлаждаем город: жара в Москве и чудеса озеленения

Об озеленении со стороны улицСкачать

Об озеленении со стороны улиц

Озеленение городских улицСкачать

Озеленение городских улиц

В Шадринске реализуется комплекс работ по озеленению улиц и скверовСкачать

В Шадринске реализуется комплекс работ по озеленению улиц и скверов

В дирекции благоустройства Кирова изучат опыт Перми по озеленению города (ГТРК Вятка)Скачать

В дирекции благоустройства Кирова изучат опыт Перми по озеленению города (ГТРК Вятка)
Поделиться или сохранить к себе:
Читайте также:

  1. Глава 13. Озеленение Сингапура
  2. Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  3. Городских трансформаторных подстанций
  4. Зимняя уборка городских территорий
  5. Иерархия городских ремесел
  6. Классификации улиц и дорог.
  7. Летняя уборка городских территорий
  8. Немного о городских собаках
  9. Озеленение территорий