- От какой площади нужна экспертиза
- Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства
- Стоимость услуги от 70 000 рублей
- Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства
- ЭКСПЕРТИЗА ПЛОЩАДИ УЧАСТКА К ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ
- Обоснование размера земельного участка в соответствии с площадью капитального строительства
- Оценка квартиры для ипотеки в вопросах и ответах
- Какие документы потребуются для оценки?
- Где можно сделать оценку?
- Сколько будет стоить оценка?
- Как происходит оценка квартиры для банка?
- Сколько делается оценка по времени?
- Что влияет на оценку недвижимости?
- Как выглядит оценочный альбом?
- Какой срок действия отчета об оценке?
- Кто заказывает оценку недвижимости продавец или покупатель?
- Нужна ли повторная оценка квартиры при рефинансировании?
- Нужна ли оценка для ипотеки на новостройку?
- 📺 Видео
Видео:Что такое государственная экологическая экспертиза и проект ОВОС?Скачать
От какой площади нужна экспертиза
В начале 2020 года в работе строительного рынка России произошли важные изменения, касающиеся всех его участников без исключения. Они направлены на упрощение работы застройщиков при прохождении государственной экспертизы в процессе строительства, в случае если возникла необходимость внести изменения в утвержденную проектную документацию.
Ссылка для цитирования:
В 2020 году произошли нововведения в экспертизе проектной документации: вышло постановление Правительства Российской Федерации № 1948 [3], которое внесло изменения в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы» и утвердившее его постановление Правительства Российской Федерации № 145 [2].
1) Объединены процедуры по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, изменен предмет экспертизы (ч.5 ст. 49 ГрК);
2) Расширен перечень обязательных документов, представляемых для проведения экспертизы;
3) Процедура повторной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий дополнена возможностью проведения экспертного сопровождения (ч. 3.8-3.11 ст. 49 ГрК).
С вступлением в силу изменений Постановление №145, утратило свою силу постановление Правительства Российской Федерации № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
С 17 января 2020 года к стандартным услугам государственной экспертизы добавили услугу экспертного сопровождения. Рассмотрим основные положения экспертного сопровождения:
1) В форме экспертного сопровождения проводится повторная экспертиза только в отношении проектной документации, получившей положительное заключение;
2) Экспертное сопровождение осуществляет организация, проводившая первоначальную экспертизу;
3) Договор об экспертном сопровождении заключается сроков на 1 год, с возможностью его продления на срок не более 1 года. Не позднее, чем за 30 рабочих дней, до истечением срока договора заявитель уведомляет экспертную организацию о необходимости продления договора;
4) Экспертное сопровождение начинается после заключения договора и внесения платы;
5) В течение срока действия договора об экспертном сопровождении изменения в проектную документацию могут отправляться заявителем неоднократно;
6) Оценка внесенных изменений начинается после направления измененной проектной документации и проводится в течении 10 рабочих дней. Если изменения внесены в 2 и более разделов проектной документации, то срок может быть продлен экспертизой на 10 рабочих дней;
7) В рамках оценки оперативное внесение изменений не предусмотрено;
8) По результатам оценки вносимых изменений выдается заключение о подтверждении / не подтверждении их соответствия требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость внесенных изменений с частью проектной документации, в которую указанные изменения не вносились.
Итоговое заключение в рамках экспертного сопровождения. Если в ходе экспертного сопровождения внесены изменения, требующие проведение экспертизы, то по результатам экспертного сопровождения по заявлению застройщика выдается заключение государственной экспертизы:
1) Если в результате изменений сметная стоимость соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 15 рабочих дней после направления заявления о выдаче такого заключения;
2) Если в результате изменений сметная стоимость не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 35 рабочих дней со дня представления заявления и сметы в части, подвергшейся изменениям. При подготовке такого заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету, но не позднее, чем за 10 рабочих дней.
В заявлении о выдаче заключения указывается информация о заключениях, выданных по результатам оценки соответствия.
Оценка в рамках экспертного сопровождения на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется:
1) На дату требований, действующих на момент проведения оценки при первоначальной экспертизе;
2) На дату требований, вступивших в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы, если это предусмотрено заданием застройщика или технического заказчика.
Новое в перечне документов для проведения экспертизы.
С 17 января 2020 года дополнительным основанием для отказа в приеме документов на экспертизу является отсутствие:
1) Положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, если требуется по 174-ФЗ (расположены в границах ООПТ регионального и местного значения)
2) Положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, если требуется по 73-ФЗ (ОКН; объекты, находящиеся в границах ОКН, либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, граничащим с территорией ОКН)
3) Ведомостей объёмов работ, учтённых в сметных расчетах
Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, заданию застройщика и результатам инженерных изысканий (п. 27 Положения подпункт «а» – оценка технической части проекта);
2) Проверка достоверности определения сметной стоимости (п. 27 Положения подпункт «б» – оценка смет).
При проведении государственной экспертизы проектной документации в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка проектной документации на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды государственной экспертизой не осуществляется.
Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов действующих на дату:
1) Выдачи Генерального плана земельного участка / на дату утверждения проекта планировки территории, если с этой даты прошло не более 1,5 года;
2) Поступления проектной документации на экспертизу, если с даты выдачи Генерального плана земельного участка / утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 лет, либо разработка проекта планировки территории не требуется;
3) Утверждения Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории объекта, являющегося основным по назначению, если в проектной документации предусмотрены линейные и нелинейные объекты;
4) Утверждения Генерального плана земельного участка, выданного с наиболее ранней датой (при условии, что с этой даты прошло не более 1,5 года), если на экспертизу представлено несколько Генеральных планов земельного участка на несколько объектов капитального строительства;
5) Подготовки (утверждения) вновь представленного Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории, если в ходе проведения экспертизы взамен ранее представленного документа представлен вновь выданный.
Внесены изменения в сроки проведения экспертизы проектной документации:
1) 20 рабочих дней: проектная документация в отношении жилых объектов капитального строительства;
2) «30 рабочих дней: результаты инженерных изысканий; проектная документация и (или) инженерные изыскания в отношении объектов, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах; проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости» [3];
3) 42 рабочих дня: для всех остальных объектов [3].
Оперативное внесение изменений прекращается за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. В течение 10 последних дней экспертиза собирает и отправляет данные в ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений).
Проверка достоверности определения сметной стоимости. Проверка достоверности определения сметной стоимости выполняется по объектам бюджетного финансирования для:
3) Работ по сохранению ОКН (если такие работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта);
4) Капитального ремонта (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией);
5) Сноса (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией).
С 17 января 2020 сметная документация выполняется в ФЕР (Федеральные единичные расценки), а не как раньше в ТЕР (Территориальные единичные расценки) и проверяется на соответствие:
1) Сметным нормативам;
2) Федеральным единичным расценкам (ФЕР);
— до 31 марта 2020 года в редакции 2017 года;
— с 31 марта 2020 года в редакции 2020 года;
3) Объемам работ, предусмотренным проектной документацией;
4) Конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
5) Не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненными нормативами цены строительства (НЦС).
Повторная экспертиза проводится в двух случаях:
1) После получения отрицательного заключения экспертизы и устранения указанных в нем недостатков;
2) После получения положительного заключения экспертизы при внесении в проектную документацию изменений:
- не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, то есть требующих обязательного проведения экспертизы;
- предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, то есть не требующих обязательного проведения экспертизы, однако по инициативе застройщика направленных на экспертизу.
Повторная экспертиза после положительного заключения, при внесении изменений в проектную документацию застройщик или технический заказчик вправе выбрать один из способов:
- направить на повторную экспертизу;
- направить на экспертное сопровождение;
- утвердить изменения без проведения повторной экспертизы, если внесенные изменения соответствуют критериям, установленным ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, то есть если такие изменения одновременно:
1) Не затрагивают несущие строительные конструкции объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) Не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) Не приводят к нарушениям требований технических регламентов;
4) Соответствуют заданию застройщика или технического заказчика
на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) Соответствуют стоимости строительства (реконструкции), установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований [1].
Повторная проверка достоверности проводится после получения положительного заключения в случаях:
1) В проектные решения внесены изменения, но не изменились сметные нормативы и Федеральные Единичные Расценки (далее – ФЕР);
2) В проектные решения внесены изменения и изменились сметные нормативы, ФЕР. Корректировка сметной документации осуществляется в части подвергшейся изменениям с учетом утверждённых нормативов;
3) До даты заключения контракта в сметную документацию внесены изменения без изменения физических объемов работ в связи с применением:
- новых сметных норм, ФЕР, а также индексов изменения сметной стоимости или сметных цен строительных ресурсов (обязательная проверка достоверности);
- индексов изменения сметной стоимости или сметных цен строительных ресурсов (по решению застройщика).
Размер платы за проведение экспертизы.
Размер платы за проведение экспертизы определяется на основании главы VIII Положения, утвержденного ППРФ № 145.
- Для жилых объектов размер платы определяется по формуле и зависит от общей площади жилого объекта и площади застройки;
- Для нежилых объектов размер платы определяется по формуле и зависит от стоимости изготовления проектной документации и инженерных изысканий;
- Размер платы за повторное проведение экспертизы, за экспертное сопровождение – 30 % от стоимости первичной экспертизы;
- Размер платы за проведение проверки достоверности:
1) Не взимается, в случае одновременного проведения экспертизы проектной документации и проверки достоверности;
2) 20% от стоимости проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в остальных случаях.
Видео:Объекты капитального строительства не подлежащие экспертизеСкачать
Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства
Стоимость услуги от 70 000 рублей
- Экспертиза соответствия площади участка зданию
- Экспертиза соответствия площади для суда
- Экспертиза соответствия площади участка Москва
- Экспертиза соответствия площади объекта
- Экспертиза по определению необходимой площади
- Экспертная оценка соответствия площади участка
В целях приобретения арендатором в собственность земельного участка, за плату земельных участков на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, на основании права собственности на объект капитального строительства, построенного и зарегистрированного в установленном законом порядке, необходимо проведение экспертизы, подтверждающей соответствие площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства и необходимость всего земельного участка в существующих границах для эксплуатации здания и в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Вопрос определения необходимой площади земельных участков, на которых располагаются объекты капитального строительства, является актуальным, так как при формировании земельного участка под объектами недвижимости, в состав такого участка должна быть включена как площадь «пятна застройки», так и не застроенная часть, необходимая для прохода посетителей, парковки автомобилей, технического обслуживания здания, разворота автотранспорта аварийных служб и пр.
Для заказа услуги «Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства» Вам достаточно просто позвонить в отдел экспертизы, по телефону 8 (916) 334-36-49, согласовать с нами все пожелания и предоставить документы для исследования. Все организационные сложности мы возьмем на себя и предоставим вам готовый результат.
Составление и
выдача заключения
Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства
В соответствии с действующим законодательством предельные размеры земельных участков, предоставляемых под расположенные на них здания, строения и сооружения, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка, формируемого под объектами недвижимого имущества, и, соответственно, его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Расчет площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, осуществляется на основании установленных градостроительных норм и норм проектирования. Вопросы, связанные с определением площади земельного участка, являются вопросами, требующими специальных познаний в сфере строительства и землепользования. Заключение о площади земельного участка, выданное нашими специалистами (экспертами), принимается судом в качестве подтверждения площади участка, необходимой для эксплуатации капитальных объектов. Представление такого заключения и активная позиция землепользователя в суде сможет способствовать принятию судом положительного решения.
Наши специалисты готовы предложить Вам качественные услуги по независимой экспертизе соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства для суда. Компания оказывает поддержку в суде. Представитель организации, при необходимости, разъяснит в суде методики, применяемые и отраженные в экспертизе.
Наша организация аккредитована при судах общей юрисдикции и включена в список экспертных учреждений, размещенном на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы
На рынке консалтинговых услуг действует большое количество организаций, которые оказывают услуги по экспертизе соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства, для предоставления в судебные органы. Однако качество выпускаемых ими заключений, зачастую не только не соответствуют требованиям и нормам законодательства, но и содержат не верные результаты. Для того чтобы убедиться в качестве заключения Вы можете воспользоваться услугой Рецензия на экспертизу
ЭКСПЕРТИЗА ПЛОЩАДИ УЧАСТКА К ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ
Обоснование размера земельного участка в соответствии с площадью капитального строительства
С признанием частной собственности на землю в законодательстве появилась норма для собственника объекта недвижимости об исключительном праве на земельный участок под ним (получение в аренду либо выкуп в собственность). Казалось бы, здесь все довольно просто: оформил в собственность расположенное на земельном участке здание — получил исключительное право на выкуп или аренду такого участка. А для реализации такого права нужно лишь предоставить в уполномоченный орган власти заявление и необходимый пакет документов, после чего заключить соответствующий договор.
Однако с момента появления исключительного права собственника объекта недвижимости на земельный участок под ним началось длящееся уже не первый десяток лет противостояние государственных органов, которые любыми способами пытаются это право ограничить. Наиболее часто основанием для отказа в выкупе становится несоразмерность площади объекта недвижимости площади испрашиваемого участка. И хотя Земельный кодекс РФ уже не содержит такого понятия, собственникам по-прежнему нужно быть готовыми обосновать такую соразмерность.
Ссылка госорганов на критерий несоразмерности участка при выкупе неправомерна.
До недавнего времени особенности предоставления земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости регулировались ст. 36 ЗК РФ. Именно с ее формулировками связано использование госорганами критерия несоразмерности площади находящегося в собственности объекта и выкупаемого земельного участка в попытке ограничить рамки исключительного права собственника недвижимости. Иными словами, при обращении за выкупом либо оформлением аренды участка собственник объектов недвижимости зачастую получал отказ с указанием на то, что для эксплуатации построенных объектов требуется меньший по площади участок, чем был предоставлен ранее для их строительства (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2009 по делу № А52-5057/2008, от 28.01.2013 по делу № А66-5667/2012, от 27.01.2014 по делу № А56-20059/2013, Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10, АС Северо-Западного округа от 12.09.2014 по делу № А56-71659/2013, определения ВАС РФ от 03.10.2011 по делу № А59-4029/2010, от 02.12.2013 по делу № А51-20731/2012).
Анализ судебной практики показывает, что суды при рассмотрении заявлений о признании незаконными таких отказов почти всегда вставали на сторону органов власти. Наиболее распространенная аргументация в судебных актах в пользу государства включала в себя ссылки на п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 и п. 7 ст. 36 ЗК РФ. Представляется, что выработанный правоприменительной и судебной практикой критерий соразмерности площади объекта недвижимости и площади ранее предоставленного для строительства земельного участка основан на вольном толковании норм ЗК РФ, которые к тому же в данном случае не применимы. Так, установленный п. 2 ст. 35 ЗК РФ принцип определения площади земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ справедлив лишь тогда, когда имеет место переход права собственности на объект недвижимости от одного собственника к другому и устанавливается размер площади участка, необходимый для его использования. Кроме того, в п. 3 этой же статьи, где определяется порядок преимущественного права покупки земельного участка собственником объекта недвижимости, говорится о целом земельном участке, а не его используемой части.
В пункте 7 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым площадь земельного участка надлежало определять с учетом фактического землепользования, речь и вовсе шла только о тех случаях, когда не был осуществлен государственный кадастровый учет. Таким образом, государственные органы и суды неправомерно ссылались на вышеуказанные нормы, когда речь шла о поставленных на кадастровый учет участках, которые изначально предоставлялись будущему собственнику для строительства соответствующего объекта недвижимости. Из-за такого вольного толкования применение норм ст. 36 ЗК РФ было постепенно подведено к тому, что, если изначально участок был предоставлен только для строительства того или иного объекта, либо, наоборот, эксплуатировался под давно построенным зданием, собственник этого объекта мог реализовать свое исключительное право выкупа лишь в отношении части такого участка. При этом он должен был доказать необходимость использования испрашиваемой площади в заявленных целях.
Решения в пользу собственника объекта недвижимости встречались лишь при применении судами формального процессуального подхода, когда бремя доказывания распределялось исходя из норм об оспаривании решений и действий (бездействия) органов власти. Так, например, суд отклонил довод предыдущего арендатора о вели чине земельного участка, и то только потому, что при рассмотрении спора государственный орган не ссылался на несоразмерность участка. При этом суд сослался на те же нормы и указал, что спорный земельный участок сформирован с учетом назначения здания, является соразмерным, необходимым и достаточным для его эксплуатации и обслуживания (постановление ФАС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 по делу № А56-63161/2011). Между тем такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка вообще не было предусмотрено земельным законодательством.
К выработке критерия несоразмерности привели случаи очевидного злоупотребления собственников объектов недвижимости, когда предъявлялись требования о выкупе земельного участка, к примеру, площадью 20 га собственником здания площадью 12 м2 . Сформировавшись как барьер против злоупот ребления, данный критерий начал применяться во всех случаях и не по первоначальному смыслу. Кроме того, описанный выше подход государственных органов имел вполне очевидное экономическое обоснование. Так, до 01.07.2012 у собственников земельных участков с находящимися на них объектами недвижимости была возможность выкупить свои участки по льготным ценам: — в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; — в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). И хотя эта норма утратила силу и с 01.07.2012 такие земельные участки выкупаются, как правило, за 100 % кадастровой стоимости, государственному органу, безусловно, выгодно предоставлять только минимальный участок собственнику объекта, оставляя себе возможность получать доход от неиспользуемой части в форме аренды либо передачи под застройку иному лицу.
Если участок сформирован согласно проекту межевания, уполномоченный орган не вправе отказать в его выкупе С 01.03.2015 на смену ст. 36 ЗК РФ пришла ст. 39.20 ЗК РФ.
Внесенные изменения давали надежду на качественное изменение общего подхода правоприменительной и судебной практики. Это было связано с изменением подхода к формированию земельных участков: теперь это не произвольный процесс, и земельный участок формируется только в соответствии с проектом межевания или, если проект межевания не утвержден, схемой расположения земельного участка (ст. ст. 39.14, 39.15, 39.20 ЗК РФ). Кроме того, из законодательства исчез критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учета фактического землепользования. Исключены также и упомянутые выше нормы — ст. 33 и п. 2 ст. 35 ЗК РФ.
В период действия ст. 36 ЗК РФ суды анализировали вопросы фактического землепользования, а также определения площади участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов, с учетом требований строительных, пожарных и санитарных правил. Сейчас законные основания для этого отсутствуют. Статья 39.20 ЗК РФ никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит и ограничений не устанавливает. В свою очередь, градостроительные нормативы устанавливают исключительно минимальные параметры обеспеченности (парковки, озеленение и т.п.), которые могут влиять на площадь участка, то есть не устанавливают ограничений максимальной площади участка. Превышение минимальных параметров обеспеченности свидетельствует о более благоустроенном градостроительном характере территории и не должно оцениваться как негативный фактор, свидетельствующий о злоупотреблении собственником своим исключительным правом на земельный участок. В отсутствие критериев в законе при разрешении споров судам надлежит обращаться к нормам о подготовке проекта межевания или схемы расположения участка . Если предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания, уполномоченный орган не вправе отказать в его выкупе в сформированных границах. ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка, кроме как в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Проще говоря, не может госорган сказать, что участок для выкупа должен быть меньше, так как другой участок просто не может быть сформирован, пока не изменен проект межевания. А если проект межевания уже был ранее утвержден, значит, госорган уже проверил соразмерность участка и признал его таковым.
Если же предоставленный участок сформирован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или иного документа (до 01.03.2015), устоявшаяся аргументация госорганов в любом случае применена быть не может. Как было отмечено, ранее действовавшие критерии «фактическое землепользование» и «площадь, необходимая для использования объекта» из законодательства исключены. Поэтому, буквально применяя ст. 39.20 ЗК РФ, следует прийти к выводу о возможности выкупить арендованный участок полностью, даже если его площадь, по мнению государственного органа, превышает потребности заявителя. Однако по прошествии полутора лет можно констатировать, что позиция уполномоченных органов власти и судов не претерпела каких-либо значимых изменений.
Так, в одном из недавних дел суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации города в предоставлении в собственность земельного участка, который находился в распоряжении заявителя по договору аренды для строительства. Суд не принял довод заявителя о том, что положения ст. 39.16 ЗК РФ не устанавливают такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как несоразмерность площади испрашиваемого участка площади участка, необходимой для целей нормальной эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости. При этом суд сослался на п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному пункту до утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (постановление АС Уральского округа от 04.05.2016 по делу № А76-25487/2015).
В указанном постановлении также приведены ссылки на постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10 и от 03.04.2012 № 12955/11, в соответствии с которыми при рассмотрении дел об оспаривании отказа госоргана в предоставлении земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ суды должны исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости. Аналогичная аргументация содержится и в других принятых в соответствии со вступившими в силу изменениями в ЗК РФ судебных актах (постановления АС Московского округа от 31.05.2016 по делу № А41-34819/2015, Уральского округа от 01.06.2016 по делу № А76-15873/2015, Поволжского округа от 25.07.2016 по делу № А65-21177/2015).
Встречаются лишь единичные примеры судебной практики, опровергающие доводы органов власти об отсутствии дока зательств необходимости участка той или иной площади для эксплуатации объекта недвижимости. Так, в одном из дел суд указал, что это не свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку соответствующее право носит исключительный характер и обусловлено наличием в собственности заявителя расположенного на таком участке объекта недвижимости (апелляционное определение ВС Республики Марий Эл от 05.11.2015 по делу № 33-1857/2015). Следует заметить, что у Верховного суда РФ нет единой позиции по рассматриваемому вопросу. Так, в одном случае Верховный суд согласился с выводами нижестоящих судов о том, что несоразмерность объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка не относится к числу установленных законом, в том числе в ст. 39.16 ЗК РФ, оснований для отказа в выкупе (определение от 18.08.2016 по делу № А76-25498/2015). Однако в другом деле он прямо указал, что собственник обязан подтвердить необходимость земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости и в соответствии с нормами ЗК РФ в редакции, действующей после 01.03.2015 (определение ВС РФ от 26.04.2016 № 64-КГ16-2).
Доказать позицию собственника поможет землеустроительная экспертиза
Как видно из вышеизложенного, судебная и административная практика, которая успела сформироваться после вступления в силу последних изменений в ЗК РФ, за редким исключением, достаточно инертна и имеет тенденцию подводить существующие нормы под сложившийся за долгие годы подход. Не оказывают какого-либо существенного влияния на подход судов ни прямые формулировки закона, ни переход к продаже участков по 100% кадастровой стоимости, изменившие экономическую целесообразность сохранения государственной собственности на землю. Несмотря на экономическую бессмысленность действий государственных органов по противодействию выкупу земельных участков и отсутствие правового обоснования применения критерия соразмерности площади объекта и выкупаемого участка, количество таких споров сохраняется на том же уровне. В связи с этим инвестору, заинтересованному в выкупе земельного участка, целесообразно учитывать необходимость обоснования соразмерности земельного участка и использовать выводы «предупреждающей» землеустроительной экспертизы для повышения своих шансов на выкуп участка.
Видео:Экспертиза проектной документации: почему не стоит работать в этой сфереСкачать
Оценка квартиры для ипотеки в вопросах и ответах
Обратившись за ипотечным займом, вы столкнетесь с требованием кредитного менеджера сделать оценку квартиры для банка. Это абсолютно легитимно и прописано в 9 ст. закона «Об ипотеке» – основном нормативном акте, который регулирует процесс выдачи кредитов на недвижимость.
- Вы хотите взять кредит в банке;
- Сумма большая, и банку нужны гарантии, что эти деньги будут возвращены – то есть залог;
- В случае с ипотечными займами, залогом будет квартира, которая приобретается на деньги банка;
- Если кредит не будет выплачен, банк сможет продать недвижимость на аукционе и вернуть деньги.
В этот момент появляется вопрос – за сколько банк сможет продать квартиру. Нужно знать рыночную стоимость объекта недвижимости. Банк выдаст кредит только на такую же или меньшую сумму.
Ипотечные заемщики иногда путают этот показатель с суммой в договоре – это разные вещи. Сумма в договоре – цена, за которую продается квартира в конкретной сделке. Оценка среднерыночной стоимости – профессиональный расчет, который зависит от площади, планировки, инфраструктуры, этажности и прочих факторов.
Оценку среднерыночной стоимость могут проводить только квалифицированные оценщики – это тоже требование закона. Поэтому проводится профессиональная оценка квартиры для закладной.
Исследование среднерыночной цены пригодится и покупателю – иногда оказывается, что рыночная стоимость существенно ниже, чем просит продавец. Если цена оценки окажется существенно ниже желанной суммы кредита, банк может отказать в выдаче займа.
Видео:Общий порядок прохождения государственной экспертизыСкачать
Какие документы потребуются для оценки?
Обратите внимание, что большая часть из списка документов принадлежит владельцу покупаемой квартиры. Поэтому заказывайте оценку и начинайте собирать пакет документов, когда уже точно приняли решение о покупке именно этого жилья.
В перечень документов, необходимых для оценки, входят:
- Документы, подтверждающие право на продажу этой квартиры. Например, свидетельство о собственности, договор купли-продажи, договор дарения или бумага о вступлении в наследство. Если речь идет о покупке только части недвижимости – например, комнаты, — то подойдет договор долевого владения.
- Нужна копия кадастрового паспорта. Этот документ можно получить в БТИ. Выдадут бумагу только собственнику.
- Владелец квартиры также должен предоставить вам планы БТИ – это документ с полным описанием квартиры. В нем начертан план жилья с точными размерами. Указываются площадь общая и площади отдельных помещений. Обратите внимание, что в плане БТИ должны быть прописаны площади всех помещений, включая ванную комнату и коридор.
- Копия вашего паспорта и контактные данные, например, номер телефона;
Если в квартире была выполнена перепланировка, то на плане это должно быть отображено. Обычно это выглядит так – на одном листе старая планировка, на втором – новая, узаконенная. Или обе планировки печатают на одном листе.
Изменение планировка сделано без разрешения? Для оформления закладной банку предоставляется отчет с информацией о неузаконенной перепланировке и банк откажет в выдаче ссуды. Собственнику придется переделывать квартиру обратно или получать разрешения.
Обратите внимание на две тонкости:
- Дом построен раньше, чем в 1960 году? Нужно получить справку об отсутствии деревянных перекрытий. Проблема в том, что эти перекрытия имеют высокий класс пожарной опасности и страховые компании не выдают договора страхования на такие объекты. Соответственно, ипотеку взять не получится.
- Может потребоваться справка о том, что что дом не будет снесен – объекта нет в плане на снос местной администрации.
Видео:Как обследовать здания и сооружения? / Строительно-техническая экспертиза ⎸Этапы диагностикиСкачать
Где можно сделать оценку?
При оформлении ипотеки оценка квартиры может производиться только компанией, имеющей право заниматься этим видом деятельности. Есть и особые требования. Не стесняйтесь спрашивать, соответствует ли компания этим требованиям при первом обращении:
- Работа оценщика застрахована;
- Оценщик – неважно, компания это или частные предприниматель – состоит в СРО. Объединение профессиональное, не скрывающее своих контактов и список членов;
- Оценщик имеет страховой полис гражданской ответственности за свою работу.
Обратите внимание, что банк может предоставить вам список так называемых «аккредитованных агентств для оценки». Менеджер в погоне за бонусами может даже сообщить, что рыночная оценка квартиры для ипотеки может производится только этими организациями. На самом деле нет – вы вольны обращаться к любому независимому агентству.
Но наличие организации в аккредитованном списке повышает шансы на то, что организация выдаст отчет, который соответствует всем современным требованиям закона. Перед заказом отчета проверьте компанию – как давно она существует на рынке, есть ли у нее рекомендации.
Мы рекомендуем обращаться в компанию, а не к частному лицу – в погоней за экономией вы можете получить отчет, который не примет кредитная организация. В нашей организации огромный опыт в составлении отчетов оценочной компании для получения ипотечных кредитов. Документы принимаются банками, заемщики становятся обладателями квартиры без проволочек и проблем.
Видео:Строительная экспертиза, в каких случаях нужна? Как я стал судебным строительным экспертом.Скачать
Сколько будет стоить оценка?
Стоимость оценки в Москве в среднем варьируется от 3,5 до 6 тысяч рублей. В регионах можно найти оценщика за 1,5-3 тысячи рублей. Лучше всего заказывать оценку заранее – срочная работа эксперта ценится дороже.
Обратите внимание – выбирать оценщика нужно не только по самой низкой цене. Смотрите на репутацию организации и ее подход к работе с клиентами. Да, можно найти частника, который сделает все быстро и очень дешево. Но в банке такой отчет могут не принять из-за нарушений по оформлению или самому процессу оценки.
Что обязательно должно быть у оценщика?
- Профильное образование.
- Членство в СРО.
- Застрахованная ответственность.
- Стаж работы хотя бы от 2-х лет.
Оценка квартиры для ипотеки и оформление отчета – процесс, требующий квалификации, опыта и знаний. Выбирайте организацию, которая работает на рынке давно.
Видео:Тема: «Экспертиза проектной документации»Скачать
Как происходит оценка квартиры для банка?
Существует несколько методов оценки недвижимости для ипотечного займа. Основной – сравнительный. Это объективный метод, который учитывает закрытые сделки на рынке жилья и дает максимально точную рыночную сумму за объект.
Рассказать о всех тонкостях оценки в одной статье невозможно. Есть масса специальных коэффициентов, которыми оперирует эксперт во время исследования. Учитывается не только состояние квартиры и ее характеристики, но и масса тонкостей. Например, удаленность об основных объектов городской инфраструктуры, наличие парковок, благоустроенность двора и прочее.
Есть и другие методы. Например, затратный. Здесь речь идет о том, сколько денег необходимо на постройку аналогичного объекта. Подходит скорее для анализа дома, чем квартиры.
Еще один метод – выяснение, какой доход владелец получит за использование для сдачи в аренду. Он так и называется – доходный метод. Используется крайне редко.
Обратите внимание – оценка делается не только по документам или плану БТИ. Эксперт-оценщик делает фотографии помещения – их вы получите в отчете.
Видео:Для чего и когда нужна экологическая экспертизаСкачать
Сколько делается оценка по времени?
Средний срок подготовке отчета об оценки ипотечной квартиры занимает от 2 до 5 дней. Срок может увеличиться, если покупатель и продавец не предоставили всех нужных документов.
Если хотите сэкономить, убедитесь, что продавец также заинтересован в продаже, как вы – в покупке. Так он быстрее соберет документы и договориться с оценщиком о встрече.
Оценку можно провести быстрее, но это будет дороже.
Видео:5 обязанностей управляющей компании, о которых она умалчиваетСкачать
Что влияет на оценку недвижимости?
Кроме перечисленных в разделе о методах оценки факторах, на итоговую стоимость влияет еще несколько параметров, которые учитывает грамотный эксперт:
- Во внимание берется престижность района и экологическое состояние – если квартира рядом с промышленной зоной, то стоимость будет ниже.
- Если же рядом с квартирой много школ, детсадов, поликлиник и других важных социальных объектов, стоимость повысится.
- Важно не только состояние отделки квартиры, но и состояние подъезда и общих перегородок. Грубо говоря, квартира с евроремонтом в разваливающемся доме не будет оценена дорого.
- Берется в расчет и наличие двора – обустроенная для отдыха территория ценится выше, чем «пятачок» на десять машин.
Напомним, сама квартиры оценивается по:
- Площади;
- Количеству комнат;
- Общему состоянию – отделка, перекрытия, планировка;
- Наличие или отсутствие дефектов в ремонте;
- Этаж – первый или последний дешевле.
Видео:ВСЕ разделы проектной документации в строительстве| От идеи до экспертизыСкачать
Как выглядит оценочный альбом?
Оценочный отчет – это официальный документ, который должен быть выполнен в соответствии с нормативными требованиями законов и гостов. Проверьте, содержит ли он следующие данные:
- Информация о компании, которая проводила экспертизу. Контактные данные компании.
- Информация о заказчике оценки – то есть о вас.
- Полная характеристика на квартиру, которую вы планируете купить. Проверьте адрес, данные о площади, планировке и прочее.
- Анализ рынка недвижимости по вашему объекту – численные показатели.
- Сумму ликвидной стоимости и рыночной стоимости квартиры для покупки.
- Приложения – фотографии, копии дипломов оценщика и прочее.
В отчете оценщика должен быть заключительные раздел – именно его в первую очередь читают кредитные специалисты. В нем содержится информация о цене жилья и о том, сколько банк сможет получить за эту квартиру на данный момент – если будет расторгнут договор об ипотеке.
Требований к внешнем виду отчета нет. Обычно это папка, в которой минимум 20 листов формата А4, обычно гораздо больше. Документы прошиты и пронумерованы. Везде стоят подписи оценщика. Есть печать.
Обратите внимание – действует отчет только 6 месяцев. Если же договор на квартиру не был заключен, или планируется рефинансирование – придется делать новую оценку. Причина – постоянные изменения на рынке недвижимости.
Видео:Когда экологическая экспертиза необходимаСкачать
Какой срок действия отчета об оценке?
Срок действия отчета об оценке – шесть месяцев. Но лучше уточнить у менеджера банка – в некоторых случаях требования кредитных учреждений могут отличаться от этого срока. В отзывах об ипотечных продуктах можно найти жалобы граждан, которым отказывали в выдаче кредита или рефинансировании ипотеки спустя месяц после оценки.
- Спросите менеджера банка, будет ли действовать отчет, если срок действия ипотечной заявки закончится – на рассмотрение нового у некоторых банков может уйти до 2-3 месяцев.
- Уточните, нет ли каких-то иных требований у банка к отчету об оценке.
Видео:5 ошибок при подписании акта-приемки у застройщикаСкачать
Кто заказывает оценку недвижимости продавец или покупатель?
Оценку имущества продавца оплачивает покупатель. Это логично – заинтересован в получении ипотеки, а соответственно в процедуре оценки покупатель. Продавцу же нет смысла тратить свои деньги – проще дождаться покупателя за наличные.
Поэтому мы рекомендуем заказывать оценку только тогда, когда уже есть точная уверенность, что сделка по купле-продаже осуществиться без проблем.
Еще раз – оценку оплачивает покупатель, поэтому сначала соберите все документы, убедитесь в чистоте квартиры и только затем обращайтесь за установлением сумму оценки, чтобы не потратить деньги и время впустую.
Видео:🔴 Землеустроительная экспертиза // Ошибка экспертом в площади земельного участка на 10Скачать
Нужна ли повторная оценка квартиры при рефинансировании?
Если вы планируете сделать рефинансирование ипотеки – т.е. перезаключить договор ипотечного займа, повторная оценка потребуется в случае, если первому отчету больше шести месяцев.
Фактически рефинансирование – это новый договор. Соответственно, банк проводит все операции заново. В том числе и выясняет, сколько денег он получит, если ваша сделка будет разорвана и квартиру придется пускать на торги. Для этого ему нужны данные о ликвидной стоимости жилья.
Если же вы решили провести рефинансирование меньше чем через шесть месяцев после составления отчета об оценке, то в теории повторные действия не нужны. На практике же нужно уточнять у менеджеров – судя по отзывам клиентов, некоторые менеджеры все-таки требуют сделать документ заново.
Видео:Что такое экспертиза промышленной безопасности?Скачать
Нужна ли оценка для ипотеки на новостройку?
Судя по отзывам, некоторые менеджеры банков требуют такую оценку. На самом же деле, это не нужно – сумма за квартиру устанавливается застройщиком и указывается в договоре долевого участия.
Если вы планируете взять ипотечный кредит, заказывать отчет об оценке придется в любом случае. Выбирайте организацию, которая ответственно относится к приему на работу экспертов-оценщиков. Только высокая квалификация и ответственность гарантирует независимое исследование и отчет, которые примет любой банк.
📺 Видео
ЛАЙФХАК. ПРИЕМКА КВАРТИРЫСкачать
Краткая инструкция/Как мы проводим строительную экспертизу?Скачать
Строительная экспертиза объектов недвижимости, независимая экспертиза зданий и сооружений.Скачать
Судебная строительно-техническая экспертизаСкачать
Виды судебных экспертиз. Экспертиза комиссионная или комплексная?Скачать
Судебная строительно-техническая экспертиза. На грани права и техники. На что фокус внимания юриста?Скачать