основные показатели использования торговой площади

Видео:Показатели эффективности основных фондовСкачать

Показатели эффективности основных фондов

Эффективность использования торговых площадей

При оценке эффективности использования торговых площадей необходимо оценить, насколько в магазине выполняются следующие правила.

Правило «фокусный пункт». Согласно ему товар, размещенный на полках и стеллажах магазина, должен находиться в фокусе внимания покупателей, т.е. размещаться по центру витрины с небольшим смещением вправо. Если речь идет о супермаркете, где торговое пространство велико, то товары необходимо размещать по принципу «магазин в магазине».

Правило «движение глаз». Согласно ему покупатель воспринимает информацию о товарах, размещенных на полках магазинов, так же как при чтении текста с эпиграфом, т.е. вначале смотрит на правый верхний угол, а затем перемещает взгляд справа налево и сверху вниз. Размещая товары на полках, необходимо учитывать эту особенность.

Правило «визуальное восприятие». Данное правило гласит, что более осознанно покупатель воспринимает ту информацию, которая расположена в 30 градусах от точки, в которой фокусируется взгляд человека. В связи с этим наиболее привлекательное место на полках магазина находится в этом секторе.

Правило «обратные часы». Данное правило основано на том, что большая часть покупателей — это правши, поэтому по торговому залу они движутся по внешнему периметру против часовой стрелки. Кроме того, практика показывает, что подавляющая часть покупателей движется по внешнему периметру и не более 40% — сразу попадают внутрь торгового зала. В этой связи товары, размещенные по внешнему периметру торгового зала, пользуются большей популярностью.

Правило «золотой треугольник». Согласно данному правилу более высокий объем продаж достигается в случае, когда между входом, самым востребованным товаром (например, хлебобулочные изделия, молочная продукция) и кассовым узлом образуется своеобразный треугольник. Причем необходимо стремиться, чтобы площадь этого треугольника была максимальной. Действие этого правила объясняется тем, что в то время, пока покупатель движется от входа к необходимому товару и затем к кассе, он пересечет большую часть торгового зала, познакомится со значительной частью ассортимента и, вероятнее всего, совершит импульсные покупки.

Эффективность использования торговых площадей может оцениваться как по магазину в целом, так и по отделам внутри магазина. Если речь идет о магазине в целом, целесообразно использовать следующие показатели.

1. Количество чеков за определенный период (день, неделю, месяц и т.д.). Этот показатель отражает уровень проходимости торговой точки и степень доступности магазина для покупателей. При этом доступность магазина зависит от следующих факторов:

возможность быстро найти магазин, которая определяется наличием щитов, указателей, баннеров по городу;

удобство подъезда к магазину;

удобная парковка с достаточным количеством мест;

возможность быстро найти подходящую по размеру тележку или корзинку;

возможность легко перемещаться с корзинкой или тележкой по торговому залу;

возможность быстро найти необходимый товар и сориентироваться в торговом пространстве магазина;

возможность легко и быстро достать необходимый товар с полки ли стеллажа;

удобный подход к кассам и возможность быстрого обслуживания на кассе;

возможность быстро и беспрепятственно выйти из магазина.

2. Отдача с одного квадратного метра торговой площади магазина. Данный показатель отражает, сколько выручки/прибыли приходится на один квадратный метр торговой площади.

Если речь идет об эффективности использования торговых площадей отделов внутри магазина, в этом случае можно использовать следующие показатели.

1. Коэффициент распределения покупок по категориям товаров. Этот коэффициент показывает, какое количество чеков приходится на товары конкретного отдела магазина. Другими словами, он показывает, сколько человек пришли за товаром определенного отдела, нашли необходимый товар и совершили покупку.

2. Среднее количество наименований товаров одного отдела в чеке, он показывает, сколько в среднем товаров одного отдела покупает посетитель магазина за одно посещение. Чем выше этот показатель, тем более эффективно используется торговая площадь отдела.

3. Отдача с одного квадратного метра отдела магазина. Он позволяет сравнить эффективность использования торговых площадей различных отделов между собой.

Видео:как эффективно использовать торговую площадь в магазинеСкачать

как эффективно использовать торговую площадь в магазине

Как определить эффективность работы магазина

основные показатели использования торговой площади

Чтобы определить, насколько хорошо работает магазин, используют ключевые показатели эффективности (КПЭ). Их название на английском – key performance indicators (KPI). Если регулярно их рассчитывать и отслеживать динамику изменения, можно верно оценивать реальные итоги работы магазина, а это поможет быть в бизнесе долго и с положительными финансовыми результатами.

Видео:Показатели эффективности использования оборотных средствСкачать

Показатели эффективности использования оборотных средств

основные показатели использования торговой площади

Видео:Виды и классификация розничных торговых предприятийСкачать

Виды и классификация розничных торговых предприятий

Основные показатели эффективности работы розничного магазина

В общем эффективность розничного магазина оценивают, сравнивая объем продаж с издержками обращения. Деятельность торговой точки тем лучше, чем выше объем продаж в расчете на 1 рубль инвестиций или за 1 час работы одного продавца. Но выручка не единственный показатель уровня работы магазина. Существует еще несколько видов KPI:

  • конверсия;
  • средний чек и оценка его дельты (отрицательная, положительная или нулевая);
  • объем продаж на 1 м 2 торговой площади, на 1 м погонный длины прилавка, за 1 транзакцию (берут наиболее подходящий);
  • количество возвратов и зарплатоемкость.

В этот список можно добавить показатель оборачиваемости товарных запасов, который измеряется в день. Чтобы его вычислить, необходимо разделить объем чистых продаж за конкретный период на среднюю величину запасов. Рассчитанный показатель отражает, насколько интенсивно происходили продажи годового запаса товара. Эффективность работы магазина тем выше, чем меньше дней составляет оборачиваемость.

Соотношение объемов продаж разных отделов магазина

Чтобы сравнивать, насколько эффективно работают отделы магазина, определяют, какую часть от всего объема составляют продажи в конкретной секции. К примеру, в магазине за день продали товар на 10 млн у. е., а в отделе бакалейных товаров – 500 тыс. у. е. После деления 500 тыс. на 10 млн получается 5%.

Показатель необходимо рассчитывать хотя бы каждую неделю. Если он понизился, значит покупателей что-то не устраивает. В таком случае стоит произвести опрос и выяснить, что изменилось, после чего скорректировать работу отдела. Так можно контролировать эффективность деятельности каждой из секций магазина.

Отношение объема продаж к торговой площади

Показатель объема продаж с 1 м 2 показывает эффективность использования торговой площади магазина. Подсчитав это значение, можно и оценить отдачу инвестиций, которые были вложены в строительство помещения или его аренду.

Чтобы определить объем продаж на 1 м 2 , необходимо поделить объем продаж на площадь магазина.

Под площадью магазина понимают либо общую площадь всего магазина, либо только торгового зала (исключая подсобные помещения). Можно выбрать любой вариант. Главное – динамику необходимо отслеживать только по одному варианту – по общей площади или только по величине торгового зала.

Продажи к погонному метру длины прилавка

Такой показатель тоже очень просто рассчитывается – объем продаж делят на длину (в погонных метрах) прилавка, на котором представлена определенная продукция. Это поможет определить, какой товар лучше продается. Увеличив площадь под него, можно повысить продажи.

Конверсия

Соотношение числа покупателей к общему количеству посетителей называется конверсией. Она измеряется в процентах, но точные значения, которые говорили бы об эффективности магазина, назвать сложно. Для розничной торговли приводятся средние значения «хорошей» конверсии:

  • 30% – для одежды;
  • 20% – для бытовой техники и мебели;
  • 10% – для интернет-магазинов и магазинов с дорогостоящими товарами;
  • 5% – для автосалонов.

К таким показателям и рекомендуют стремиться маркетологи. Но гораздо важнее отслеживать, как меняется конверсия с течением времени. Если она снижается, стоит изучить эффективные способы увеличения конверсии розничного магазина.

Чтобы определять число посетителей, можно установить в магазине специальные счетчики. Они бывают инфракрасными, тепловыми и с видеодатчиками. Также важно учитывать: чем выше цена товара, тем больше период его замены, а значит и ниже конверсия. К примеру, кухонный гарнитур люди покупают не каждый день, а продукты практически ежедневно.

основные показатели использования торговой площади

Средний чек

Для определения среднего чека необходимо поделить объем выручки на количество пробитых чеков. Показатель позволяет определить, как меняется спрос при обновлении ассортимента, т. е. насколько интересен представленный товар потребителям.

В анализе эффективности розничного магазина важнее динамика среднего чека. Если она увеличивается, работа идет действительно отлично, а если значение не меняется или уменьшается – необходимо искать причины.

Объем продаж за 1 транзакцию

Под транзакцией понимают одну законченную операцию. К примеру, продавец оформляет одну продажу, если потребитель купил свитер или джинсы. Это и есть транзакция. Она одна и тогда, когда одним чеком пробиваются сразу несколько товаров.

Чтобы определить объем продаж за одну транзакцию, валовый объем продаж (без учета возвратов, скидок, снижений цен и пр.) делят на количество транзакций.

Здесь важнее не сам показатель, а то, как он изменяется со временем. Если падает, эффективность магазина снизилась, если растет – повысилась.

Для оценки эффективности магазина можно использовать не все показатели, а выбрать всего 2 или 3. Динамика их изменения и будет показывать, бизнес развивается или стоит на месте.

Видео:PRO показатели эффективности в ритейлеСкачать

PRO показатели эффективности в ритейле

Основные показатели деятельности компании: анализ и примеры расчетов

В этой статье цикла мы рассмотрим основные показатели деятельности компании и подробно остановимся на анализе эффективности использования торговой площади и персонала.

Видео:Основные показатели | Анализ эффективностиСкачать

Основные показатели | Анализ эффективности

Финансовые и нефинансовые

Зачем нужно регулярно и быстро извлекать из массива данных о работе предприятия полезную информацию и анализировать ее? Это необходимо для принятия правильных управленческих решений. Можно, например:

• выяснить причины падения продаж в той или иной товарной категории;

• заметить новые тенденции;

• отследить изменения покупательских предпочтений;

• учесть не только влияние сезонности, но и тренды потребительской активности в определенные дни недели и в определенные часы в течение суток и др.

Для решения этих и многих других задач нужно регулярно анализировать ряд показателей деятельности как отдельного магазина, так и розничной сети в целом.

К финансовым показателям в торговле обычно относят ключевые цифры традиционной управленческой (финансовой) отчетности:

• выручка (для целей бухгалтерской отчетности и налогообложения);

• маржинальный доход и прибыль (отчет о прибылях и убытках);

• достаточность денег для ведения текущих операций (отчет о движении денежных средств);

• размеры переходящих и просроченных задолженностей (баланс).

Цифры, не попадающие в финансовую отчетность, принято относить к нефинансовым показателям.

Можно выделить три области приложения нефинансовых показателей.

Анализ продаж

Цели данного вида анализа: анализ продажи продукции (выручки от продаж в стоимостном значении и натуральных единицах) позволяет более глубоко понять наметившиеся тенденции спада или роста продаж. Кроме того, анализ продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции (товаров), а также такие товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия. Проведение такого анализа позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции. Под термином «анализ продаж» понимается очень широкий спектр задач, в том числе таких, для решения которых требуется применение нетривиальных методик. Степень готовности, достоверности и актуальности информации определяет результат и целесообразность процесса анализа продаж. Особенно актуальными вопросы анализа продаж становятся в розничных компаниях с обширным ассортиментом продукции, большим количеством транзакций, распределенной информационной инфраструктурой.

Анализ товарного запаса

Цели данного вида анализа: анализ товарного запаса во многом определяет выручку завтрашнего дня. Анализируя товарные запасы, компания решает задачи по выявлению соответствия фактических товарных запасов их нормативу, определению динамики и оценке изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров, выявлению и расчету факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности деятельности отдельного магазина и розничной сети в целом. Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме или натуральных единицах и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов. Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируем ом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

Анализ эффективности использования торговой площади и персонала

Цели данного вида анализа: по результатам анализа текущей деятельности определяется необходимость изменений в организации торгового пространства. Поскольку любые перемены связаны с затратами, важно четко определить, когда можно обойтись, например, изменениями выкладки, а когда необходима серьезная перепланировка: перемены в расположении товарных групп, перестановка или даже замена торгового оборудования. Численность торговых работников – также очень важный показатель работы торгового предприятия. Число работников и рабочих мест возрастает в связи с ростом и расширением компании. А вот эффективность работы персонала зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. В качестве критерия производительности труда в торговле применяется сумма товарооборота на одного работника. Этот показатель характеризирует объем товарооборота на одного работника за определенное время. В связи с простотой расчета данный показатель используется очень часто. Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов имеет также показатель рентабельности персонала – отношение прибыли к численности персонала.

Эффективность использования торговой площади и персонала

Рассмотрим более подробно показатели, рассчитываемые при анализе эффективности использования торговой площади и персонала.

Одним из наиболее важных технико-технологических показателей является коэффициент установочной площади, который показывает, какая часть торгового зала занята оборудованием. Он рассчитывается по следующей формуле:

где: Ку – коэффициент установочной площади, So – площадь, занятая оборудованием, Sтз – площадь торгового зала.

Показатель отражает эффективность размещения оборудования в торговом зале. Он определяется размерами внешних границ торгового оборудования и дополнительных торговых конструкций. Если получившийся результат превышает норму (подробнее о границах нормы для разных категорий ювелирных магазинов речь пойдет далее), то оборудования в магазине слишком много. И часть его лучше убрать, отказавшись от некоторых лишних товаров. Планировка считается удачной, если достигнуто равновесие между комфортом для покупателей и эффективным использованием торгового пространства. При этом под площадью оборудования для магазинов с прилавочной системой торговли подразумевается собственно площадь торгового оборудования и площадь, которая недоступна покупателям, – проходы между прилавками и стеной.

Чем выше позиционирует себя магазин (с точки зрения товара и целевого покупателя), тем ниже должен быть коэффициент установочной площади. Таким образом, самыми незаставленными будут ювелирные салоны и бутики. Самые заставленные – обычные ювелирные магазины.

Почему так важен коэффициент установочной площади? Если он будет ниже заданных параметров, то у покупателей будет складываться впечатление пустоты торгового зала, как будто чего-то не хватает. Если же коэффициент будет выше заданного уровня, то это создаст атмосферу перегруженности и тесноты, утяжелит обстановку и будет мешать свободному передвижению покупателей.

Для более глубокого анализа также рекомендуется рассчитывать:

Долю площади торгового зала в общей площади магазина:

где: Dn – доля торгового зала, Sтз – площадь торгового зала, м2, Sм – общая площадь магазина, м2.

Коэффициент демонстрационной площади:

где: Kд – коэффициент демонстрационной площади, Sд – демонстрационная площадь, м2, Sтз – площадь торгового зала, м2.

ПРИМЕР

Рассмотрим на примере расчет коэффициента установочной площади для магазина.

1. Возьмем ноябрь в качестве месяца для анализа. Предположим, что на начало месяца общая площадь магазина составляла 140 м2 в том числе торговая – 80 м2 и неторговая – 60 м2. Затем было принято решение в преддверии декабря – месяца всплеска продаж – расширить торговую площадь до 90 м2. Планировка общей площади магазина на начало и конец месяца приведена на диаграммах 1 и 2.

основные показатели использования торговой площади

На основании структуры общей площади можно сделать вывод о том, что торговая площадь магазина на конец месяца составляет 64% от общей площади, складская площадь и площадь, занятая подсобными и административно-бытовыми помещениями, – 36%. Неторговая площадь в общем составляет 36%. Проанализировав соотношение торговой и неторговой площади, можно сделать вывод, что торговая площадь магазина соответствует оптимальному значению, которое составляет 50–70%. То есть площадь магазина используется довольно рационально с учетом того, что метод продажи товаров в данной торговой точке – через прилавок.

2. Рассчитаем установочную площадь магазина на начало и конец месяца.

Структура торговой площади магазина на начало месяца представлена в таблицах 1 и 2 и отображена на диаграмме 3, на конец месяца – в таблице 3 и 4 и диаграмме 4.

основные показатели использования торговой площади

основные показатели использования торговой площади

основные показатели использования торговой площади

основные показатели использования торговой площади

Как видно из таблиц, торговая площадь увеличена на 10 м2: на 5 м2 – площадь под торговое оборудование, на 5 м2 — площадь для движения покупателей.

Коэффициент установочной площади показывает, какая часть торгового зала занята оборудованием, на начало месяца он равен 27,5 %, после перепланировки на конец месяца – 30%. Оптимальным считается 27–30% площади торгового зала (в разных источниках уровень показателя варьируется от 25 до 35%). Установочная площадь рассматриваемого зала в пределах нормы. В данном магазине экспозиционная площадь используется эффективно. Торговая площадь не загромождена витринами.

Видео:Юлия Вешнякова отвечает: как рассчитать эффективность торговой площади и срок окупаемости магазина?Скачать

Юлия Вешнякова отвечает: как рассчитать эффективность торговой площади и срок окупаемости магазина?

Другие показатели

Для анализа эффективности использования торговой площади также рассчитывают следующие показатели:

• Товарооборот с 1 м2 торговой и общей площади.

• Маржинальная прибыль с 1 м2 торговой и общей площади.

• Прибыль с 1 м2 торговой и общей площади.

ВНИМАНИЕ: чем выше любой показатель на единицу (на м2, на одного сотрудника), тем лучше!

Для анализа эффективности использования торгового персонала рассчитывают:

• Товарооборот на одного сотрудника магазина.

• Маржинальная прибыль на одного сотрудника магазина.

• Прибыль на одного сотрудника магазина.

По итогам продаж за определенный отчетный период (обычно месяц/квартал/полугодие/год) проводится анализ работы магазина и всей розничной сети. Помимо перечисленных выше анализируются также следующие показатели:

• среднедневное количество покупателей;

• сумма среднего чека;

• выручка магазина в целом и с разбивкой по товарным категориям;

• маржинальный доход в целом и с разбивкой по товарным категориям;

ПРИМЕР

Рассчитаем на примере все основные показатели деятельности магазина.

1. Анализируемый период – ноябрь. Данные о работе магазина представлены в таблице 5.

основные показатели использования торговой площади

2. Характеристики магазина, необходимые для дальнейшего расчета показателей, приведены в таблице 6.

основные показатели использования торговой площади

3. Произведем расчеты – таблица 7

основные показатели использования торговой площади

основные показатели использования торговой площади

Комментарии к таблице 7:

Оборачиваемость. Оборачиваемость запасов можно рассчитать в единицах товара (то есть поштучно) или денежных единицах (в розничных ценах или в стоимостном выражении по себестоимости). Этот параметр можно исчислять для магазина, группы товаров, отдела и поставщика. В нашем примере мы рассчитали оборачиваемость в розничных ценах. Оборачиваемость (коэффициент) рассчитывается как отношение продаж (товарооборота) к средним товарным запасам. Для расчета средней оборачиваемости в днях надо период анализа в днях (год – 365, квартал – 90, месяц – 30 и т.д.) разделить на значение коэффициента. В нашем примере период месяц – 30 дней.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли к выручке в процентах. Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает компания с каждого рубля проданной продукции.

Зачем рассчитывать основные показатели деятельности?

Для того чтобы видеть работу предприятия в динамике и делать выводы. Основные показатели деятельности должны охватывать как всю компанию в целом, так и каждый магазин, каждое подразделение, каждого сотрудника в частности. Именно на основании этих показателей владелец должен управлять персоналом: поощрять, наказывать, распределять по категориям. Именно эти показатели позволят управлять финансами: осуществлять финансовое планирование, анализ финансового состояния. На эти показатели надо опираться, управляя продажами и товарными запасами: анализировать продажи и запасы, формировать ассортимент, вырабатывать ценовую политику. Подробнее обо всем этом – читайте в следующих статьях рубрики «Управленческий анализ».

📸 Видео

Как оценить эффективность использования торговых площадей - #100ЗолотыхСоветовДляРозницыСкачать

Как оценить эффективность использования торговых площадей - #100ЗолотыхСоветовДляРозницы

Торговое дело. Урок 4. Планирование деятельности торгового предприятияСкачать

Торговое дело. Урок 4. Планирование деятельности торгового предприятия

Основные принципы и порядок формирования ассортимента в магазинеСкачать

Основные принципы и порядок формирования ассортимента в магазине

Определение потребности развития складской сети. Технико-экономические показатели работы складовСкачать

Определение потребности развития складской сети. Технико-экономические показатели работы складов

УПРАВЛЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГОМ || Ключевые показатели управления выкладкойСкачать

УПРАВЛЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГОМ || Ключевые показатели управления выкладкой

SAP CO Статистические показатели SAPСкачать

SAP CO Статистические показатели SAP

Основные финансовые показатели ювелирного салонаСкачать

Основные финансовые показатели ювелирного салона

Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнесСкачать

Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнес

Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать

Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1

Торговое дело. Урок 14. Эффективность коммерческой деятельности торгового предприятияСкачать

Торговое дело. Урок 14. Эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия

13 октября бесплатный вебинар «Аналитические показатели эффективности и их точки контроля»Скачать

13 октября бесплатный вебинар «Аналитические показатели эффективности и их точки контроля»

Лекция Экономика предприятия - Эффективность использования основных средств (основных фондов)Скачать

Лекция Экономика предприятия - Эффективность использования основных средств (основных фондов)

16 ключевых финансовых показателей бизнеса. За чем следить в первую очередь? @predprinimatel22Скачать

16 ключевых финансовых показателей бизнеса. За чем следить в первую очередь? @predprinimatel22
Поделиться или сохранить к себе: