общая площадь кремлевского дворца

Видео:Кремль, Москва "Маленькие тайны Большого Кремлевского Дворца" Документальный фильмСкачать

Кремль, Москва "Маленькие тайны Большого Кремлевского Дворца" Документальный фильм

Большой Кремлёвский дворец в Москве

Видео:Проект Большого Кремлёвского дворцаСкачать

Проект Большого Кремлёвского дворца

Описание

общая площадь кремлевского дворца

Большо́й Кремлёвский дворе́ц — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин).

Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Видео:КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ ЗАЛ , АМФИТЕАТР правая сторона (крыло) и середина ряды 44,38,33,28,16,9,3,1Скачать

КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ ЗАЛ , АМФИТЕАТР правая сторона (крыло) и середина ряды 44,38,33,28,16,9,3,1

Предыстория

Первые дворцы московских царей (кон. XV—XVII вв.)

Первые каменные здания дворцового комплекса были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах. К концу XVII века в комплекс входили:

  • Грановитая палата
  • Средняя Золотая палата
  • Столовая палата
  • Теремной дворец
  • Набережная палата
  • Запасной дворец
  • Набережный сад
  • Гербовые ворота
  • Дворец царицы Натальи Кирилловны
  • Хоромы царевен

Императорские резиденции (1712—1838)

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлёвские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).

Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлёвского дворца был связан не столько с техническим состоянием зданий, сколько с их моральным старением — планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских князей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.

Ещё при Анне Иоанновне неподалёку от Арсенала были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» — деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Ф.-Б. Растрелли).

При Елизавете Петровне двор возвратился в Петербург, однако было решено построить в Кремле новую императорскую резиденцию — «Новый» или «Зимний дворец» (в качестве летнего использовался дворец Анны Иоанновны «Анненгоф» в Немецкой слободе). В 1749 г. были снесены Средняя Золотая и Набережная палаты, а на их подклетах был выстроен новый дворец в стиле барокко (окончен в 1752 г., архит Ф.-Б.Растрелли). Облик нового дворца в упрощенном виде отдалённо напоминал Большой Петергофский дворец — нижний ярус представлял собой массивный подклет, ритмично прорезанный глубокими арками, верхний этаж представлял собой изящное здание с центральным ризалитом, в котором помещался аудиенц-зал, по бокам от которого располагались жилые покои императрицы и комнаты приближённых.

Следует отметить, что несмотря на строительство нового дворца, здания Кремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 г. был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлёвских стен и башен.

В царствование Екатерины II кремлёвский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлёвского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля были разрушены все монастырские подворья кроме Троицкого, Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова с Верхним Набережным садом, недавно построенная по проекту Ухтомского галерея Оружейной палаты, а также тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов, другие древние палаты и церкви.

1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Вскоре дал трещины и стал сползать под гору Архангельский собор, стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно. В 1774 году работы были прекращены. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова), южный фасад Архангельского собора подпёрли контрфорсами, а прочие древние строения исчезли навсегда.

Отголоском масштабного строительства в Кремле начала 1770-х можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архитектор М. Ф. Казаков) и строительство, по проекту того же архитектора, нового Митрополичьего дома на территории Чудова монастыря (впоследствии Малый Николаевский дворец).

Работы на существующем здании кремлёвского дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архитектора Н. А. Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев и И. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле) — некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений ещё от дворца Ф.-Б.Растрелли.

Видео:Как пройти к Государственному Кремлевскому дворцу.Скачать

Как пройти к Государственному Кремлевскому дворцу.

История строительства

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлевскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В 1837 г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В 1839 г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлевского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты.

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом». Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Видео:Большой Кремлёвский дворец. 1000 Чудес Света.Скачать

Большой Кремлёвский дворец. 1000 Чудес Света.

Структура и архитектура

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традициях русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Видео:Как пройти к Государственному Кремлевскому ДворцуСкачать

Как пройти к Государственному Кремлевскому Дворцу

Современное использование дворца

Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.

По решению Президента России в 1994—98 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.

По состоянию на 2014 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.

Посещение и осмотр Дворца частными лицами возможно лишь в составе экскурсионных групп по предварительной записи.

Видео:Дворцы Кремля: Собственная половина Его Императорского Величества. Фильм пятыйСкачать

Дворцы Кремля: Собственная половина Его Императорского Величества. Фильм пятый

Залы дворца

Андреевский зал

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды (до 1959 г.) и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1998 годах.

Александровский зал

Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1998 годах восстановлен.

Владимирский зал

Зал, названный в честь Ордена святого Владимира, построен на месте древнего Постельного крыльца и связывая воедино постройки XV—XX веков, представлет собой некий аналог крытого внутреннего двора, свет в который попадает сквозь круглое окно светового фонаря в вершине купола. Из Владимирского зала можно попасть в Святые Сени Грановитой палаты, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Стены и пилястры зала облицованы розовым мрамором.

Георгиевский зал

Один из самых парадных залов дворца — Георгиевский. Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи. Белое с золотом большое парадное помещение Георгия Победоносца, по выражению Митрополита Филарета, предназначено быть храмом славы победоносного русского воинства. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звёзды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».

Екатерининский зал

Екатерининский зал расположен в парадной половине Большого Кремлёвского дворца, несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. В прошлые века он являлся тронным залом императоров России. Архитектор — Константин Тон.

Зал получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого Пётром I в 1713 году. Позолоченными изображениями этого ордена украшен паркетный пол зала. Также знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала.

Длина Екатерининского зала сравнительно невелика — всего 21 метр. Отделка его парадна, изысканна и неповторима. Пилястры с узорами из мельчайших кусочков малахита, размещённые на массивных столбах, стоящих по сторонам от входов в зал, являются основной достопримечательностью зала. Стены и своды декорированы светло-серым муаром с каймой цвета орденской ленты, а также золочёными лепными украшениями ручной работы талантливых русских мастеров. Сложный геометрический орнамент паркета Екатерининского зала, разработанный академиком Ф. Г. Солнцевым, представляет собой высокую художественную ценность. Освещают зал золочёные бронзовые люстры и канделябры из тонкого хрусталя, специально изготовленные на императорском стеклянном заводе в Санкт-Петербурге.

Видео:Государственному Кремлёвскому Дворцу - 60 лет!Скачать

Государственному Кремлёвскому Дворцу - 60 лет!

В кино

В 1955 году во дворце проходили съёмки фильма «Весенние голоса».

Видео:Спящая красавица. Екатерина Первушина. Кремлевский дворец. 18.01.2024Скачать

Спящая красавица. Екатерина Первушина. Кремлевский дворец. 18.01.2024

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов. Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь около 25 000 м2. В настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург кремлёвские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров. Небольшое оживление наступило в 1730-е годах, при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

Победа в войне 1812 года, начало реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. Однако позднее строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Дворец построен в псевдорусском стиле. При строительстве мастера ориентировались на древнерусские традиции, это было продемонстрировано включением в ансамбль древних палат и теремов. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи.

Двухъярусный фасад второго этажа поделен пилястрами и украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Действуют только часы. У парадного входа расположен большой мраморный вестибюль. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI-XVII веков. Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году. Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца.

Андреевский зал

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994-1999 годах.

Александровский зал

Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994-1999 годах восстановлен.

Владимирский зал

Зал, названный в честь Ордена святого Владимира, построен на месте древнего Постельного крыльца и связывая воедино постройки XV-XX веков, представляет собой некий аналог крытого внутреннего двора, свет в который попадает сквозь круглое окно светового фонаря в вершине купола.

Георгиевский зал

Один из самых парадных залов дворца — Георгиевский. Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звёзды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».

Екатерининский зал

Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлые века был тронным залом российских императриц. Получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого в 1714 году. Зал украшают пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам от входа, с узорами из мельчайших кусочков малахита. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения.

Видео:Государственный Кремлевский ДворецСкачать

Государственный Кремлевский Дворец

Большой Кремлевский дворец

общая площадь кремлевского дворца

Фасад этого Дворца хорошо известен не только жителям столицы, но и россиянам из других регионов, и даже иностранцам, которые никогда не были в России. Его достаточно хорошо видно из-за Кремлевской стены со стороны реки, и он запечатлен на открытках, в художественных альбомах и путеводителях.

Высота Большого Кремлевского Дворца составляет 47 метров, длина его фасадной части – 125 метров, а общая площадь всех помещений – 25 000 м 2 . При ближайшем рассмотрении дворец представляет собой не единую постройку, а целый архитектурный комплекс, в который входят Теремной дворец, Грановитая и Оружейная палаты, апартаменты великих князей, дворцовые церкви и ряд других сооружений, построенных в разное время.

Видео:Большой Кремлёвский дворецСкачать

Большой Кремлёвский дворец

История строительства Большого Кремлевского Дворца

Решение о строительстве нового дворца на территории Кремля было принято Николаем I в первые годы правления, когда Москва еще только приходила в себя после наполеоновских войск и крупномасштабных пожаров. По задумке императора, дворец должен был стать своего рода памятником всем русским воинам. Автором проекта Кремлевского Дворца стал Константин Андреевич Тон. Также в работах по его созданию принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и многие другие.

общая площадь кремлевского дворца

До начала строительства на месте запланированного цоколя был заложен памятный камень с лаконичной надписью «1838 г. июня 30 дня». Кроме того, под цоколь угловой части комплекса, где согласно планировке должен был быть размещен кабинет императора, была помещена табличка из меди, на которой значилось: «Заложен в царствование государя Николая I, под управлением министра Императорского двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского, обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон».

Изначально постройка нового кремлевского дворца оценивалась в 6 миллионов рублей, однако в итоге в него было вложено почти в два раза больше.

При проектировании комплекса К. А. Тон запланировал возведение облегченных кирпичных сводов и металлических стропильных конструкций кровли. На тот момент это было первое в России здание с подобным каркасом. Также при строительстве были использованы металлические конструкции, цемент и бетон, что также стало необычным новшеством. Все эти инновационные методы позволили автору воплотить в жизнь ряд интересных идей, среди которых подвесной потолок в одном из залов дворца.

Для отопления дворцовых помещений, в подвале установили 56 больших калориферов, которые поставляли горячий воздух по тепловым каналам, расположенным в межстенном пространстве, во все уголки строения. В качестве дополнительного источника тепла использовали камины.

В сенях, коридорах, служебных помещениях и комнатах слуг пол был выложен серым ревельским камнем, белым коломенским мрамором и гжельской лещадью. В парадных же залах и императорских покоях пол был паркетным.

Мебель, двери и предметы декоративного оформления выполняли по специальным заказам на крупных известных заводах и фабриках Москвы и Санкт-Петербурга. При этом все полотна, используемые для обивки стен и драпировок, включали золотые и серебряные нити. Впоследствии технология изготовления подобных тканей была утрачена, поэтому при последней реставрации использовали обивку с цветными, а не с металлическими нитями.

Мебельные гарнитуры для дворцовых комнат делали в московских мастерских Эрнеста Блехшмидта, Федора Дункера, Александра Шмидта и других известных мебельщиков. Они также выполнили двери из ценных сортов дерева в парадных апартаментах и жилых покоях Собственной половины. Люстры и светильники парадных комнат были созданы на гальванопластической и литейной фабрике, принадлежавшей мужу княжны Марии Романовой — Максимилиану Лейхтенбергскому, и на предприятии Феликса Шопена.

Под куполом дворца поместили часы с боем. Колокола для часов были сняты с Троицкой башни и отличались чистым звуком. В самом куполе сделали 4 слуховых окна, а на его вершине установили позолоченный флагшток для императорского штандарта. При участии академика Д. М. Перевощикова и майора И. И. Ильина, купол был объединен металлическими связями с кровлей дворца. Эти связи служили громоотводами.

Новый дворцовый комплекс получил название Большого Кремлевского. После завершения строительства Николай I лично проинспектировал все помещения. По его указу участники строительных работ были вознаграждены и отмечены медалью «За строительство Кремлевского Дворца».

Освящение Большого Кремлевского Дворца состоялось на Пасху, 3 апреля 1849 года.

Видео:Большой Кремлёвский дворецСкачать

Большой Кремлёвский дворец

Дворцовый комплекс в период империи

Обслуживание Большого Кремлевского Дворца и поддержание его в надлежащем состоянии требовало не меньше сил, чем строительство. Например, ежегодно проводились работы по грунтовке и покраске крыши, исправлению штукатурки, подновлению фасада. За сохранением горностаевых пологов тронов тщательно следил купец Николай Борисович Эггерс, с которым был заключен длительный контракт. В рамках этого контракта Эггерс следил за тем, чтобы мех не терял цвет, а также за тем, чтобы его не попортила моль.

общая площадь кремлевского дворца

Также по мере необходимости проводились в комплексе достаточно масштабные переделки. В 1895 году, например, здесь было обустроено внутреннее и наружное электрическое освещение. Дворцовая электростанция была размещена в Александровском саду.

В 1900-02 гг. Дворец подсоединили к системе городской канализации. При этом, во избежание прорыва «канализационных газов в апартаменты дворца», городская сеть была отделена от комплекса водяным затвором. Параллельно была перестроена система водоснабжения и водостоков.

В годы Русско-японской войны часть Кремлевского дворца была переоборудована в швейную мастерскую. Здесь шили и упаковывали вещи перед отправкой на фронт.

В 1913 году в БКД была организована церемония празднования 300-летия дома Романовых.

Видео:Документальный фильм "Святыни Кремля" -2017Скачать

Документальный фильм "Святыни Кремля" -2017

Большой Кремлевский Дворец в советские годы

При обстрелах Кремля осенью 1917 года один снаряд повредил Верхоспасский собор, который был частью БКД. Но в целом дворцовый комплекс пострадал гораздо меньше других строений на территории крепости, и спустя несколько месяцев стал главной резиденцией правительства новой Страны Советов.

общая площадь кремлевского дворца

Здесь же расположились квартиры семей членов нового правительства и обслуживающего персонала. Согласно свидетельствам того периода, «под гобеленами XVIII века ставились самовары, на аугсбургских столах сушились детские пеленки». Правда уже вскоре заселение было приостановлено. Причина крылась в том, что в комплексе хранились многочисленные ценности Эрмитажа, дворцов Петрограда, Ливадии, Беловежской пущи, эвакуированные в Москву в 1914-1917 гг. Несмотря на новых жильцов, уже с января 1919 года Большой Кремлевский дворец стал доступен для посещения, и только за первые полтора месяца здесь побывали более 5 тысяч экскурсантов.

Большую часть созданных во дворце в впервые месяцы после революции квартир, ликвидировали в 1930-е годы, но некоторые просуществовали гораздо дольше. Последними «квартирантами» стали Лазарь Каганович (переехал из Кремля в 1957 году) и Климент Ворошилов, сменивший место жительства в 1962 г.

В 1934 году было принято решение о перестройке дворца, его адаптации для административных нужд. В результате «модернизации» было разобрано Красное крыльцо и снесен храм Спаса на Бору, возведена столовая для делегатов между Грановитой палатой и Благовещенским собором. Коснулись переделки и внутреннего устройства комплекса – Андреевский и Александровский залы дворца были объединены и стали единым Залом заседаний Верховного Совета СССР. Кроме того, было создано дополнительное помещение для президиума, изменена форма окон, которые выходили на Москву-реку. Несколькими годами позже, в 1939 году на месте, где ранее стояли императорские троны, установили статую В. И. Ленина, высеченную из мрамора.

В советские годы в Большом Кремлевском дворце проходили международные конгрессы, съезды союза писателей, художников, композиторов, архитекторов и деятелей киноиндустрии. В залах комплекса вручали верительные грамоты иностранным послам (Екатерининский зал), правительственные награды и т.д.

В годы Великой Отечественной войны были предприняты все возможные меры для сохранения дворцового комплекса. Чтобы скрыть его от вражеских самолетов-бомбардировщиков, его маскировали, усиливали охрану. Но полностью защитить строение от разрушений все же не удалось. При первой же бомбардировке Кремля 22 июля 1941 года фугасная бомба пробила крышу и своды Георгиевского зала, уничтожила несколько квадратных метров паркета. Впоследствии, в результате взрыва у одного из подъездов снаряда весом 100 кг в окнах Екатерининского зала и Собственной половины были выбиты стекла, слетала с петель входная дверь, поврежден электрический кабель.

Несмотря на все это, уже 25 июня победного 1945 года в Большой Кремлевском дворце состоялся торжественный прием, посвященный Победе. На приеме присутствовали около трех тысяч гостей, большую часть из которых составляли военнослужащие.

Видео:Государственный Кремлевский Дворец Познавательный фильмСкачать

Государственный Кремлевский Дворец  Познавательный фильм

Большой Кремлевский Дворец сегодня

Первые попытки вернуть зданию исторический облик были сделаны уже в 1968 году. Во время реставрационных работ мастера укрепили штукатурный и красочный слой росписей, покрыли позолотой отдельные детали, восстановили инкрустации, стеновую и мебельную обивку. В это же время были отреставрированы мраморные стены парадной лестницы, отремонтированы лестничные ступени и пролеты.

общая площадь кремлевского дворца

В 1994-1999 годы по решению президента Б. Ельцина реконструкторы вернули исторический облик Андреевскому и Александровскому залам, воссоздали царское место с тронами, восстановили барельефы на фасаде.

В настоящее время в Большом Кремлевском Дворце располагаются резиденции президента России и патриарха Московского и всея Руси. Однако, несмотря на это, побывать во дворце вполне возможно – здесь регулярно проводят организованные экскурсии. В ходе этих экскурсий посетители могут осмотреть Грановитую палату, помещения Теремного дворца, Собственную половину императоров, императорский кабинет и Золотую Царицыну палату, а также парадные залы за исключением Екатерининского.

Видео:#Москвастобой - Экскурсия «Модель Большого Кремлевского дворца работы Василия Баженова»Скачать

#Москвастобой - Экскурсия «Модель Большого Кремлевского дворца работы Василия Баженова»

Внешний вид Большого Кремлевского Дворца

Если смотреть на здание со стороны главного фасада, оно кажется трехэтажным. Однако в здании всего два этажа, при этом первый выдается вперед и образует открытую террасу. Арочные окна, разделенные тонкими простенками, делают этот уровень дворца похожим на закрытую галерею.

Цоколь комплекса облицован натуральным канем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и декорирован резными белокаменными оконными наличниками в стиле XVII века.

По центру дворца над его крышей располагается трибун с золоченой балюстрадой и фигурной кровлей. На скатах этой кровли с двух противоположных сторон размещены часы, а с двух других – часовые колокола. На сегодняшний день действуют только часы.

Еще выше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна были украшены двуглавыми орлами, над которыми были расположены гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды.

Залы Дворца

Так как Николай I задумывал Большой Кремлевский дворец в качестве памятника всем воинам земли русской и военным достижениям русского воинства, парадные залы комплекса были названы в честь святых покровителей военных орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский.

Несмотря на то, что БКД строился по всем правилам позднего классицизма, по задумке автора парадный подъезд комплекса находится не в центре главного фасада, а в восточной части постройки. Парадная лестница состоит из 66 ступеней и выполнена из ревельского камня. Стены ее отделаны искусственным мрамором, а колонны – натуральным сердобольским.

Поднявшись по лестнице, посетители оказываются в аванзале, откуда начинается анфилада величественный залов и парадный покоев.

Аванзал

общая площадь кремлевского дворца

Небольшое квадратное помещение с достаточно скромным декором. Изюминками аванзала являются лепной орнамент потолка и камин, облицованный серо-зеленой яшмой. Также здесь установлены часы с Аполлоном на колеснице и два бронзовых канделябра.

В разное время на стене помещения висели картины, соответствующие своей эпохе. Изначально стену украшала композиция Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле. Затем ее заменила картина Ильи Репина «Прием волостных старейшин императором Александром III во дворе Петровского двора в Москве». В 1924 году в аванзале разместили «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде», созданное Исааком Бродским.

После многочисленных замен и изменений, на стене аванзала в 1990-е годы была размещена работа Сергея Присекина, посвященная победе Александра Невского на Чудском озере «Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет».

Георгиевский зал

общая площадь кремлевского дворца

Самый большой парадный зал во дворце. Его длина 61 м, ширина 20,5 м, высота – 17,5 метра. Посвящен ордену Святого Георгия, учрежденному Екатериной II в 1769 году. На стенах зала можно увидеть имена кавалеров ордена, среди которых, А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион и многие другие известные личности.

В оформлении зала преобладает сочетание белого и золотого. Сводчатый потолок поддерживается 18 мощными пилонами, увенчанными мраморными статуями. Статуи символизируют области и царства, входящие в многонациональное государство. Пол зала покрыт подлинным паркетом, составленным из 19 пород деревьев и напоминающим оригинальный ковер.

Освещают зал шесть бронзовых ажурных люстр, покрытых позолотой, каждая из которых весит 1300 кг, и 40 настенных светильников.

Александровский зал

общая площадь кремлевского дворца

Пожалуй, самый золотой и помпезный из всех залов БКД. Его длина – 31 метр, ширина и высота – по 20 метров. Посвящен ордену Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Оформлен в русско-византийском стиле. Стены облицованы розовым искусственным мрамором, мебель обита бархатом красного цвета со звездами – в цвет орденской ленты. В качестве декора в зале присутствуют гербы губерний и областей российской империи, настенные зеркала, четыре камина, канделябры.

Интересный факт: во времена Ивана III на месте современного зала находилась Набережная или Посольская палата.

Владимирский зал

Располагается в самой старой части дворца и объединяет новый комплекс с средневековыми царскими палатами. Посвящен ордену Святого Владимира, который был учрежден Екатериной II в 1782 году.

Оформлен в древнерусском стиле, а свод зала напоминает шатровый храм. При оформлении использованы белый, розовый и бледно-зеленый цвета. Стены и пилястры облицованы белым и розовым мрамором, купол декорирован лепниной в виде ордена.

В Владимирском зале нет окон, свет в него попадает через стеклянный световой фонарь, диаметр которого 6 метров. В темное время суток помещение освещается трехтонной многоярусной люстрой, которая крепится к тому самому стеклянному фонарю. Также здесь установлено четыре торшера из темной бронзы.

Интересный факт: орденом Св. Владимира был награжден автор Большого Кремлевского дворца Константин Тон.

Андреевский зал

общая площадь кремлевского дворца

Самый роскошный во дворце. Назван в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году Петром I. Второе название – Тронный зал.

Своды и стены зала украшены золоченой лепниной, символикой ордена. В конце зала установлен трон сразу на три места – для императора, его матери и супруги. В отличие от других залов паркет в Андреевском новый, впрочем, как и многие другие элементы. Его в 90-е гг. реконструировали для возвращения исторического облика по сохранившимся фотографиям и чертежам.

Кавалергардский зал

общая площадь кремлевского дворца

Соединен с Андреевским. Во время пребывания императора во дворце в нем располагался почетный военный караул. Так как в личной охране государя были преимущественно черкесы, мебель для зала делали из чинары. Стены помещения облицованы белым искусственным мрамором, у окон установили камин с бронзовыми часами.

В 1930 г. зал перестроили – в нем на время проведения политических съездов размещались сотрудники НКВД.

Екатерининский зал

общая площадь кремлевского дворца

Служил тронным залом императриц. Назван в честь ордена Святой Екатерины, учрежденного в 1714 году. По сторонам от двери на массивных столбах расположены пилястры, украшенные малахитовыми мозаичными узорами. Стены украшены филигранными орденскими рельефами со стразами.

Изначально в зале не было мебели, а во время торжеств здесь собирались кавалерственные и придворные дамы. Впоследствии помещение использовали для проведения переговоров на высшем уровне.

Другие покои и помещения дворца

Помимо парадных залов во дворце располагались и личные покои императорской семьи. Их оформление разработали Ф. Ф. Рихтер, Н. И. Чичагов и В. А. Бакарев. Всего в настоящее время на Собственной половине БКД находится более 400 предметов интерьера и декоративно-прикладного искусства. В эту зону входят несколько помещений, каждое из которых выдержано в собственном стиле:

Столовая, в которой проходили чаепития и обеды императорской семьи. Здесь расположены 4 черных лакированных стола и стулья, обитые кожей вишневого цвета. Вся мебель XVIII века. Стены столовой облицованы искусственным мрамором, а в нишах установлены вазы и мраморные скульптуры.

Гостиная императрицы (Зеленая гостиная), где принимали узкий круг гостей, которые беседовали и играли. Выполнена гостиная в стиле рококо. В оформлении преобладают пастельные тона, при этом мебель, плафоны, рамы и даже панели обильно украшены золотом.

Личный кабинет императрицы, предназначавшийся для чтения и отдыха. Оформлен в темно-малиновых тонах. По личному желанию Александры Федоровны двери кабинета, и мебель в нем была сделаны из ценных пород дерева в стиле французского мебельщика А. Буля и декорированы пластинами черепашьего панциря, перламутром и медью.

Будуар императрицы. Оформлен в серебристо-розовой гамме. Обставлен мебелью из орехового дерева, выполненной в мастерской Питера Гамбса. Стены будуара обиты шелковой тканью пастельных тонов. В помещении установлен камин, облицованный пластинами зеленого малахита и украшенный бронзовыми часами, на которых отмечаются лунные фазы.

Кабинет императрицы и будуар объединены Камерюнгферской комнатой – небольшим помещением, где дежурили фрейлины. Стены комнаты обшиты панелями из орехового дерева и украшены мозаикой.

Императорская опочивальня. Выдержана в сине-перламутровых тонах. В качестве ее оформления мастера использовали две колонны, сделанные из цельных кусков мрамора. Кроме того, в комнате установлен камин из каррарского мрамора, украшенный часами в виде шара с накладными цифрами, звездами и фигурками амуров по бокам. Часовой механизм установлен на золоченой подставке с литыми женскими фигурами.

Кабинет императора, который соединяется с тремя административными помещениями – Дежурной, Приемной и Фельдъегерской комнатами. Окна императорского кабинета выходят на Храм Христа Спасителя. Стены кабинета отделаны ясенем для лучшей звукоизоляции. В комнате расположен камин белого цвета из каррарского мрамора. В первые годы по стенам кабинета были развешаны картины, посвященные войне 1812 года, а на потолке красовалась бронзовая люстра. Однако по желанию Николая II картины были сняты, а люстру заменили простым многоламповым светильником.

Несмотря на все катаклизмы, переделки и реставрации, все помещения сохранили атмосферу того времени, когда здесь жили представители императорской семьи, устраивались великолепные балы и смотры. И мысленно перенестись в ту эпоху может каждый, кому посчастливится побывать здесь с экскурсией.

🔥 Видео

Схема зала Кремлевского дворцаСкачать

Схема зала Кремлевского дворца

Государственный кремлевский дворец _ концерт Виталия Аксёнова - 1-еСкачать

Государственный кремлевский дворец _ концерт Виталия Аксёнова - 1-е

Запретный город: виртуальная экскурсия по закрытым дворцам КремляСкачать

Запретный город: виртуальная экскурсия по закрытым дворцам Кремля

2D. Москва. Кремль. Большой Кремлевский дворец. Торжественные залы. / Kremlin. Grand Kremlin Palace.Скачать

2D. Москва. Кремль. Большой Кремлевский дворец. Торжественные залы. / Kremlin. Grand Kremlin Palace.

МОСКВА: ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА И ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТАСкачать

МОСКВА: ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ  КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА И ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Поделиться или сохранить к себе: