нормы площадей торгового предприятия

Видео:Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать

Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1

Требования к планировки, размещению, устройству и содержанию помещений организаций торговли

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу положений ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В целях уменьшения негативного влияния на здоровья граждан от деятельности предприятий торговли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуем при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли руководствоваться действующими санитарными, а так же принимать меры по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

В соответствии с требованиями санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли,

  • в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 м 2 ;
  • загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений;
  • при размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций;
  • территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта;
  • в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли;
  • территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов;
  • расстояние от рынков и организаций торговли общей площадью более 1000 м2 до жилых зданий должно быть не менее 50 метров;
  • не допускается размещение стационарных организаций мелкорозничной торговли напитками в розлив в неканализованных местах и без наличия водопровода;
  • нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами;
  • в организациях торговли, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями;
  • в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;
  • организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др;
  • помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными;
  • в организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук;
  • в организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки;
  • в организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается;
  • в организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора;
  • прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным входом;
  • помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов;
  • для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей;
  • полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов;
  • все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. В организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование;
  • ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др.;
  • осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов содержатся в чистоте и очищаются по мере загрязнения;
  • для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой;
  • в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов;
  • текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости.

Видео:Как Сдать Торговые площади?Скачать

Как Сдать Торговые площади?

Как рассчитать площадь торгового зала для целей применения ЕНВД?

нормы площадей торгового предприятия

Видео:Виды и классификация розничных торговых предприятийСкачать

Виды и классификация розничных торговых предприятий

Что включается в площадь торгового зала

Для того, чтобы применять ЕНВД, площадь торгового зала стационарного объекта розничной торговли не должна превышать 150 кв. м (п. п. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому во избежание конфликтов с налоговыми органами о правомерности уплаты ЕНВД, очень важно правильно определить такую площадь. Это не единственное условие, которое неоходимо соблюдать. Иначе можно слететь с ЕНВД. О других условиях применения ЕНВД в рознице мы рассказывали здесь.

ВНИМАНИЕ! С 2021 года ЕНВД отменяют. Ряд регионов уже отказались от спецрежима. Подробности см. здесь.

В торговую площадь согласно ст.346.27 НК РФ включаются:

  • часть магазина или павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, которое предназначено для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей;
  • площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
  • площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
  • площадь проходов для покупателей;
  • арендуемая часть площади торгового зала.

Видео:Сколько стоит построить свой магазин, сколько магазин приносит денег?Скачать

Сколько стоит построить свой магазин, сколько магазин приносит денег?

Что не включается в площадь торгового зала

В подсчет площади торгового зала не включается площадь помещений, в которых не производится обслуживание покупателей (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ), а именно площади:

  • подсобных помещений;
  • административно-бытовых помещений;
  • помещений для приемки товара;
  • помещений для хранения товара;
  • помещений для подготовки товара к продаже;
  • коридоров, тамбуров, лестниц и вестибюлей, если они не используются для продажи товара и демонстрации его образцов (Письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-11-11/207, от 06.11.2008 N 03-11-04/3/496, Постановления ФАС Поволжского округа от 11.04.2012 N А57-3313/2011, ФАС Уральского округа от 07.12.2010 N Ф09-10082/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2010 N А32-6083/2009-63/86 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 08.04.2010 N ВАС-3890/10), ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2009 N Ф04-3918/2009(9845-А75-29));
  • проходов, если они не расположены внутри торгового зала (Президиум ВАС РФ в п. 13 Информационного письма от 05.03.2013 N 157).

Мнение Минфина см. здесь.

Видео:Что такое торговый сбор и кто его должен платить?Скачать

Что такое торговый сбор и кто его должен платить?

Документы, определяющие площадь зала

В соответствии со статьей 346.27 (абз.22) НК РФ, площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Инвентаризационными и правоустанавливающими документами являются документы, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений торговли, о правах на эти объекты. К ним относятся (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ, Письма Минфина России от 15.11.2011 N 03-11-11/284, от 26.09.2011 N 03-11-11/243, от 06.09.2011 N 03-11-06/3/99, от 05.08.2010 N 03-11-06/3/117, от 22.01.2008 N 03-11-05/10):

  • договоры купли-продажи, аренды (субаренды) нежилого помещения или его части;
  • технический паспорт;
  • планы, схемы, экспликации;
  • другие документы

Отметим следующее: если в соответствии с этими документами в общую площадь зала включаются площади коридоров и тамбуров, то, по мнению Минфина России, эти площади учитывается при расчете ЕНВД (Письмо от 16.07.2012 N 03-11-11/207).

Видео:Торговых площадей в Новосибирске в два раза больше нормы // "Новости 49" 22.07.21Скачать

Торговых площадей в Новосибирске в два раза больше нормы // "Новости 49" 22.07.21

Сложности при установлении площади торгового зала

Следует отличать площадь торгового зала от показателя «торговая площадь», которая может быть обозначена в инвентаризационных документах. Отличие этих показателей вызывает сложности в практике подсчета физического показателя для исчисления ЕНВД, поскольку в документах БТИ (техпаспорте) своевременно не отражаются текущее переоборудование, перепланировка или изменение назначения части помещений.

Такая ситуация вызывает разногласия с налоговыми органами, которые при расчете площади торгового зала, при несовпадении фактической площади торгового зала и торговой площади по данным БТИ, в интересах бюджета принимают большую площадь. В данном случае рекомендуем как можно скорее внести правки в докумены, чтобы инвентаризационная площадь соответствовала сведениям из БТИ.

Позиция контролирующих органов по данной ситуации неоднозначна.
В некоторых своих разъяснениях фискалы говорят, что внесени6 изменений в инвентаризационные и правоустанавливающие документы обязательно (см., например, Письма Минфина России от 27.04.2018 № 03-11-11/28957, от 11.04.2014 № 03-11-11/16532).

Видео:Что такое торговый сбор и кто должен его платить?Скачать

Что такое торговый сбор и кто должен его платить?

Способы определения физического показателя: мнения чиновников

В некоторых разъяснениях чиновники разрешают применять расчет физического показателя не в соответствии с инвентаризационными документами, а по фактической площади торгового зала (Письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-11-09/115). В этом случае не учитываемые площади должны быть конструктивно обособлены от торгового зала.

Согласно другим разъяснениям чиновники считают, что физический показатель можно определять исходя из фактической площади. При этом они не требуют, чтобы инвентаризационные документы соответствовали ей. Однако при этом помещения, которые в расчете площади не учитываются (подсобные, административно-бытовые и др.), должны быть конструктивно обособлены от торгового зала. Такие пояснения приведены, например, в Письме Минфина России от 26.03.2009 N 03-11-09/115

В тоже время в других случаях контроллеры предлагают провести внеплановую техническую инвентаризацию для корректировки физического показателя в инвентаризационных документах для применения его в налоговых расчетах (Письмо Минфина России от 28.01.2008 N 03-11-05/17).

Видео:Система отопления Производственных Помещений [Тепловентиляторы, регистры, воздушное или теплый пол?]Скачать

Система отопления Производственных Помещений [Тепловентиляторы, регистры, воздушное или теплый пол?]

В суд – с доказательствами

При рассмотрении спорных ситуаций в суде налогоплательщику необходимо доказать фактическую площадь торгового зала (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N А29-10589/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2012 N А61-345/2011, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 N А42-8611/2010, ФАС Центрального округа от 15.06.2012 N А35-3273/2011, ФАС Поволжского округа от 24.12.2012 N А57-9062/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2009 N А78-3625/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 N А45-7149/2010, ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2011 N Ф03-2543/2011, ФАС Московского округа от 01.04.2010 N КА-А41/2694-10, ФАС Уральского округа от 08.10.2012 N Ф09-9981/11).

В качестве убедительных доказательств суды, как правило, принимают документы органов технической инвентаризации, которые были действительны в спорный период (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2012 N А29-6075/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.12.2012 N ВАС-16459/12)).

Документы, самостоятельно изготовленные налогоплательщиком на момент проверки, могут быть не приняты судом во внимание (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2012 N А27-5809/2011, ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2011 N А66-6259/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 08.07.2011 N ВАС-8326/11), ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 N А74-3677/2010).

Видео:Проект мечты. Строим торговый центр и больше не нуждаемся в деньгахСкачать

Проект мечты. Строим торговый центр и больше не нуждаемся в деньгах

Итоги

Площадь торгового зала часто вызывает споры с налоговиками, т.к. именно этот показатель является компонентой для исчисления налога. К торговой относится площадь где выставлены товары. Подсобные помещения не относятся к торговым и не учитывают при подсчете налога.

Видео:Аренда торговой площадиСкачать

Аренда торговой площади

PT-Center

Настоящие нормы распространяются на проектирование вновь строящихся, реконструируемых, расширяемых и технически перевооружаемых зданий и отдельных помещений розничной торговли (магазинов, рынков и магазинов заказов) в городах, поселках и сельских населенных пунктах, за исключением магазинов по продаже автомобилей, магазинов производственных фирм и других предприятий розничной торговли, не вошедших в состав действующих номенклатур различных ведомств.
Определения терминов приведены в обязательном прил.1.
Предприятия розничной торговли следует проектировать как объекты комплексной системы торгово-бытового обслуживания и размещать в отдельно стоящих зданиях, в составе общественных и торговых центров, в рыночных комплексах, а также во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях к жилым и общественным зданиям.
Магазины по продаже легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масел, красок, растворителей и т.п.) следует размещать в отдельно стоящих зданиях. В этих зданиях допускается размещать другие магазины и предприятия бытового обслуживания при условии отделения их противопожарной стеной.

1. Основные указания

  1. Величина предприятий розничной торговли характеризуется:
    магазина (кроме магазинов заказов) — размером торговой площади;
    рынка — размером торговой площади круглогодичной рыночной торговли;
    магазина заказов — размером нормируемой площади предприятия.
  2. При проектировании следует пользоваться удельными показателями нормируемой площади по группам неторговых помещений согласно обязательному прил.2 и удельными показателями общей площади и строительного объема согласно обязательным приложениям 3 и 4.
  3. Площадь отдельных неторговых помещений следует принимать в пределах нормируемой площади соответствующих групп помещений с учетом региональных, климатических условий и местных требований по перечню наименований согласно табл.7 и 8.
  4. В проектах предприятий, предназначенных для строительства в населенных пунктах, по географическим и другим условиям не обеспеченных удовлетворительными (постоянными) транспортными связями с базами снабжения, допускается увеличение площади хранения товаров в пределах до 150% против указанных в обязательном прил.2 и принимать их по заданиям на проектирование.

2. Генеральный план

  1. В проекте генерального плана участка магазина следует предусматривать подъезды грузовых машин к зоне разгрузки товаров с учетом создания условий безопасности для пешеходов.
  2. На земельном участке магазина следует предусматривать зону для покупателей с площадками для отдыха, для торговых автоматов, отдельно стоящих витрин и других средств рекламы, зону подъезда и разгрузки автомобилей. Площадки для стоянки легковых автомобилей следует предусматривать согласно СНиП II-60-75**. См. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, введенные с 1 января 1990 г. взамен СНиП II-60-75

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения

Общие требования

  1. Объемно-планировочные и конструктивные решения должны обеспечивать возможность увеличения торговой площади в процессе эксплуатации за счет кладовых и других неторговых помещений на основе принципов гибкой планировки и с учетом применения тары-оборудования, комплексной механизации и автоматизации торговых и производственных процессов при условии соблюдения требований по пожарной безопасности и эвакуации людей.
  2. В универсамах и других продовольственных магазинах помещения кладовых и подготовки товаров к продаже следует предусматривать, как правило, на одном уровне с соответствующим по специализации торговым залом.
  3. Наибольшую площадь этажа между противопожарными стенами в зависимости от степени огнестойкости и этажности зданий следует принимать по табл.1

Примечания:

  1. Наибольшую площадь этажа между противопожарными стенами зданий I и II степеней огнестойкости допускается увеличивать на 100% при условии оборудования помещений установками автоматического пожаротушения согласно п.3.22 настоящей главы.
  2. Допускается увеличивать высоту зданий магазинов I и II степеней огнестойкости на один этаж для размещения кладовых, помещений для подготовки товаров к продаже, подсобных, служебных, бытовых и технических помещений.
  • Гладильные, комплектовочные и мастерские должны быть обеспечены, как правило, естественным освещением.
  • Высота этажей должна быть, как правило, 3,3 м.

    Допускается при обоснованиях (механизация, оборудование, конструкции) увеличивать высоту этажей с торговым залом площадью св. 400 м2 до 3,6 м, а св. 1000 м2 до 4,2 и 4,8 (по заданиям на проектирование). Высоту двухсветных торговых залов допускается принимать св. 4,8 м при наличии антресоли, а для торговых залов рынков — в случаях, когда внутренний объем зала позволяет предусматривать естественную вентиляцию согласно п.4.2.3. Высоту этажа с торговым залом при кондиционировании воздуха следует принимать не более 4,2 м.

  • Высоту этажа предприятий торговой площадью до 250 м2, расположенных в сельских населенных пунктах или встроенных в жилые дома, допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
  • Входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для покупателей. Входы в кладовые и другие неторговые помещения следует располагать со стороны производственных групп помещений. В предприятиях торговой площадью до 250 м2 допускается предусматривать дополнительные выходы в торговый зал для подачи товаров из смежных с торговым залом кладовых.
  • Полы на путях перемещения товаров и эвакуации из торговых залов не должны иметь порогов. Асфальтовые полы допускаются только в разгрузочном помещении на площадке для автомобилей. В остальных помещениях материал полов определяется проектом.
  • Стены и перегородки в помещениях с влажным режимом должны иметь влагостойкую отделку на высоту 1,6 м, в охлаждаемых камерах — на всю высоту помещения.
  • В универсамах и в продовольственных магазинах торговой площадью 1500 м2 и более, в универмагах и непродовольственных магазинах торговой площадью 3500 м2 и более допускается предусматривать (по заданиям на проектирование) места для размещения киосков и торговых автоматов.
  • Для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать на одного человека:
    для магазинов — 1,35 м2 площади торгового зала в городах и поселках; 2,0 м2 — в сельских населенных пунктах;
    для рынков — 1,60 м площади торгового зала рыночной торговли.
    При расчете эвакуации из торговых залов магазинов следует учитывать будущее расширение торгового зала согласно п.3.1 настоящих норм.
  • Из торгового зала должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в закрытые лестничные клетки. Расстояния от наиболее удаленной точки торгового зала до ближайшего эвакуационного выхода и ширину последнего следует определять согласно СНиП 2.08.02-85, но не менее 1,2 м. См. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78 с изменениями от 26 января 1999 г., введенные с 1 января 1990 г. взамен СНиП 2.08.02-85 При промежуточных значениях объема торгового зала, указанного в СНиП 2.08.02-85, длину пути следует определять интерполяцией.
  • При расчете эвакуационных выходов допускается учитывать служебные лестничные клетки и выходы из здания, связанные прямым проходом (коридором) с торговым залом, при условии, что расстояние от наиболее удаленной точки торгового зала до ближайшей служебной лестницы или выхода из здания не более указанного в СНиП 2.08.02-85.
  • В одноэтажных зданиях с предприятиями розничной торговли торговой площадью до 150 м2, размещаемых в сельских населенных пунктах, допускается использовать в качестве второго выхода из торгового зала выход через группу неторговых помещений, исключая кладовые.
  • Ширину основных эвакуационных проходов в торговом зале следует принимать по расчету, но не менее при торговой площади:

    до 100 м2 — 1,4 м
    св. 100 до 150 м2 — 1,6 м
    » 150 до 400 м2 — 2,0 м
    » 400 м2 — 2,5 м

    Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны от торгового зала вдоль расчетного узла, в площадь основных эвакуационных проходов не включается.

  • В зданиях I и II степени огнестойкости в торговых залах допускаются открытые главные лестницы (или пандусы) с первого до второго или из цокольного до первого этажа. Эти лестницы или пандусы допускается учитывать в расчете путей эвакуации только для половины количества покупателей, находящихся в соответствующем торговом зале, а для эвакуации остальных покупателей — предусматривать не менее двух лестничных клеток.
    Длину открытой лестницы (или пандуса) следует включать в расстояние от наиболее удаленной точки пола до эвакуационного выхода наружу, но ее площадь не следует учитывать в составе площади основных эвакуационных проходов.
  • В зоне неторговых помещений допускается предусматривать внутренние лестничные клетки для технологической связи между первым и подвальным (цокольным) этажами, не учитываемые в расчете эвакуации.
  • Для торговых залов, расположенных на четырех и более этажах, следует предусматривать эскалаторы. При площади торгового зала на каждом этаже менее 1000 м2 допускается заменять эскалаторы пассажирскими лифтами.
    В расчете путей эвакуации эскалаторы не учитываются.
  • Предприятия торговой площадью более 100 м2, расположенные в жилых домах и зданиях иного назначения, следует отделять от других предприятий и помещений несгораемыми стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 1 часа.
    При размещении предприятия розничной торговли в зданиях иного назначения (кооперированные здания, торговые центры и т.п.) допускается предусматривать входы с самозакрывающимися дверями в торговый зал из общего вестибюля при условии обеспечения самостоятельных эвакуационных выходов из торгового зала без учета выходов через общий вестибюль. Звукоизоляция стен и перекрытий предприятий розничной торговли, встроенных в жилые дома и здания иного назначения, должна соответствовать требованиям СНиП II-12-77.
    Размещение предприятий розничной торговли, встроенных в жилые дома, допускается не выше 2-го этажа.

    В зданиях I и II степеней огнестойкости внутренняя отделка торговых залов, других помещений предприятий и путей эвакуации должна предусматриваться из несгораемых или трудносгораемых материалов.

  • Полимерные материалы во внутренней отделке следует применять с учетом противопожарных мероприятий и в соответствии с перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных Минздравом СССР для использования в строительстве.
  • Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы:
    двухэтажные здания магазинов торговой площадью св. 3500 м2;
    здания магазинов в три этажа и более — независимо от торговой площади.
    Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:
    помещения непродовольственных магазинов (при отсутствии в этих помещениях установок автоматического пожаротушения);
    помещения продовольственных магазинов (при оборудовании магазина охранной сигнализацией).
    Не следует предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях уборных, душевых, моечных, охлаждаемых камер, в помещениях хранения и подготовки к продаже мяса, рыбы, фруктов и овощей (в несгораемой упаковке), металлической посуды, несгораемых строительных материалов, в лестницах и т.п.

    Торговые помещения

  • В состав торговой площади предприятий розничной торговли входит площадь торговых залов и помещений для дополнительных услуг согласно перечню по табл.4. Этот перечень допускается расширять в соответствии с заданиями на проектирование при условии сохранения коэффициента установочной площади в торговом зале не менее 0,25.
    Площадь помещений для приема стеклянной тары в торговую площадь не входит.
  • Отделы заказов следует предусматривать в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом товаров торговой площадью, как правило, 400 м2 и более (в сельских населенных пунктах — торговой площадью 250 м2 и более).
    Допускается предусматривать по заданиям на проектирование отделы заказов в других продовольственных магазинах и при меньшей торговой площади.
    Площади помещений отдела заказов следует принимать в зависимости от торговой площади магазина согласно табл.2.

    Примечание. На площади комплектовочной выделяется место для размещения одного-двух холодильных шкафов (по заданию на проектирование).

    Необходимость устройства в магазинах, независимо от их величины, кафетериев, сок-баров, буфетов, отделов кулинарии и т.п., устанавливается заданием на проектирование.
    Площади помещений кафетерия следует принимать соответственно торговой площади магазина согласно табл.3.
    Площади сок-баров, буфетов, отделов кулинарии и т.п. устанавливаются заданиями на проектирование согласно нормам на проектирование предприятий общественного питания.

    При устройстве в магазинах кафетериев, сок-баров, буфетов, отделов кулинарии и т.п. их следует размещать с доступом для покупателей (в продовольственных магазинах и отделах) с внешней стороны расчетного узла (вне контролируемой зоны) или в помещении с отдельным входом для покупателей.

  • Витрины непродовольственных магазинов должны иметь экспозиционные площадки глубиной от 1,2 до 2,5 м (в зависимости от ассортимента товаров). Пол экспозиционной площадки должен быть на высоте не более 0,6 м над тротуаром. Горизонтальное членение переплетов витрин на высоте менее 2 м над уровнем пола экспозиционной площадки не допускается.
    В витринах следует предусматривать меры для защиты поверхностей охлаждения от запотевания и обледенения, а при необходимости — устройства для защиты от солнечных лучей. В продовольственных магазинах, рынках и магазинах заказов витрины с экспозиционными площадками предусматривать, как правило, не следует.
  • Планировка торговых залов в магазинах должна обеспечивать возможность размещения централизованных (поэтажных или на здание в целом) расчетных узлов и прилавков для хранения личных вещей покупателей.
  • Торговые залы без естественного освещения должны быть обеспечены устройствами для дымоудаления.
  • Продажу винно-водочных изделий следует предусматривать, как правило, в специализированных предприятиях.

    Предприятия розничной торговли

    Примечания:

    1. Знаком «плюс» отмечены виды основных услуг покупателям, которые следует предусматривать на торговой площади предприятия или за счет этой площади.
    2. Экспозиция и демонстрация новых товаров предусматривается в торговом зале или на площади зала собраний.
  • Разгрузочные платформы должны быть, как правило, выше уровня площадки, где расположены автомобили, на 1,1 — 1,2 м.
    Для малотоннажных автомобилей (в рынках и магазинах заказов) допускается принимать высоту разгрузочной платформы над уровнем площадки для автомобилей 0,6 — 0,8 м (по заданиям на проектирование).
    Допускается по заданиям на проектирование размещать площадки для автомобилей на одном уровне с разгрузочной платформой при наличии разгрузочно-подъемных средств.
    Площадь разгрузочной платформы включается в состав нормируемой площади при разгрузке товаров в отапливаемых помещениях.
    Ширина платформы прямоугольной формы должна быть 4,0 — 4,5 м (для сельских населенных пунктов и для разгрузки малотоннажных автомобилей — 3 м); пилообразной формы — от 2,5 до 3,5 м в наиболее узком месте.
    В универсамах и продовольственных магазинах торговой площадью 1500 м2 и более, в универмагах и непродовольственных магазинах (кроме мебельных) — 4500 м2 и более, в мебельных — 1000 м2 и более, в магазинах заказов нормируемой площадью 1500 м2 и более, а также в рынках торговой площадью 1500 м2 и более допускается (по заданиям на проектирование) увеличивать ширину платформы до 6,0 м.
  • Разгрузочные платформы должны размещаться в зависимости от климатического района строительства и величины магазина:
    I климатический район (кроме IВ климатического подрайона при температуре минус 30°С и выше) — в отапливаемых помещениях при величине магазина 650 м2 и более; при величине до 650 м2 — в неотапливаемых помещениях или под навесами (в соответствии с заданием на проектирование);
    IВ климатический подрайон (при температуре минус 30°С и выше), II и III климатические подрайоны (кроме IIIБ) — под навесами для продовольственных магазинов величиною до 1000 м2; для непродовольственных магазинов — до 2500 м2. Для магазинов большей величины — в неотапливаемых или отапливаемых помещениях (в соответствии с заданием на проектирование);
    IIIБ климатический подрайон и IV климатический район — под навесами, независимо от величины магазина. Для продовольственных магазинов величиною 4500 м2 и более допускается предусматривать разгрузку в неотапливаемых помещениях (по заданиям на проектирование).
    Навесы должны полностью перекрывать разгрузочную платформу и на 1 м кузов автомобиля.
    В случаях когда разгрузочные места в магазинах для ночного завоза товаров предусматриваются вне основной разгрузочной платформы, допускается заменять платформу (при соответствующих обоснованиях) разгрузочно-погрузочными устройствами.
    При реконструкции магазинов разгрузка товаров предусматривается в соответствии с конкретными условиями реконструкции согласно заданиям на проектирование.
  • Для магазинов, встроенных и встроенно-пристроенных в жилые дома, разгрузочные платформы следует проектировать в соответствии с СНиП 2.08.01-85.

    См. СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, введенные с 1 января 1990 г. взамен СНиП 2.08.01-85

    Для магазинов, пристраиваемых к торцам жилых домов, когда разгрузка организована с бокового фасада пристройки и удалена от жилого дома, разгрузочную платформу (помещения) следует проектировать соответственно требованиям к отдельно стоящим зданиям магазинов согласно п.3.31.

  • Разгрузочные платформы в рынках следует размещать:
    в I климатическом районе (кроме IВ подрайона при температуре минус 30°С и выше) — в отапливаемых и неотапливаемых помещениях;
    в IВ климатическом подрайоне (при температуре минус 30°С и выше) и в остальных климатических районах — как правило, под навесами.
  • Количество разгрузочных мест в магазинах (кроме магазинов заказов) и в рынках следует принимать по табл.5.

    Таблица 5

    Примечания:

    1. Допускается увеличивать количество разгрузочных мест под навесами при условии, что площадь приемочных остается без изменений.
    2. В универсамах и других продовольственных магазинах допускается предусматривать (по заданиям на проектирование) дополнительное разгрузочное место для ночного завоза молока и других продуктов (п.3.31 настоящих норм), а также дополнительную кладовую, оборудованную охлаждаемым шкафом.
    3. Допускается предусматривать одно разгрузочное место в комиссионных магазинах независимо от их величины для возможности универсального использования здания.

    В магазинах заказов количество разгрузочных мест следует принимать согласно табл.6.

    Таблица 6

  • Помещения приемочных следует предусматривать в магазинах при разгрузке товаров под навесами и при разгрузке в неотапливаемых помещениях (I, II и III климатических районах, кроме IIIБ подрайона). Площадь приемочных следует принимать в расчете на одно разгрузочное место:
    для магазинов торговой площадью до 150 м2 — 12 м2;
    для магазинов торговой площадью св. 150 м2 — 16 м2.
  • Количество и грузоподъемность грузовых лифтов следует определить расчетом и принимать по действующим нормам оснащения с учетом вертикального перемещения в таре-оборудовании. Малые грузовые лифты по ГОСТ 8824-84 с двумя остановками и высотой подъема не более 5,2 м, поставляемые в комплекте с незащищенной металлокаркасной шахтой, могут устанавливаться без устройства противопожарных перегородок и перекрытий; вход в эти лифты в подвале следует предусматривать через тамбур-шлюз.
  • Перед грузовыми лифтами должны предусматриваться разгрузочные площадки, включаемые в состав нормируемой площади.
    Ширина разгрузочных площадок должна быть не менее ширины лифтов, измеренной по внешним габаритам с учетом ограждающих конструкций.
    Глубину площадок следует определять без учета ширины примыкающих к ней коридоров.
  • он пандусов для автомобилей должен быть не более 16% при размещении пандуса в закрытом помещении или под навесом и не более 8% — в других случаях.
  • Ширину коридоров в группе помещений для хранения и подготовки товаров к продаже, в зависимости от величины предприятий торговли и применяемых транспортных средств, следует принимать при площади торгового зала, м2: 250 — 1,6 — 1,7 м, св. 250 до 2000 — 1,8 — 2 м и при использовании электрифицированного транспорта св. 2000 — 2,3 — 2,7 м.
    Двери кладовых и помещений для приема товаров должны быть двупольными шириной не менее 1,3 и высотой не менее 2,3 м.
    Двери, соединяющие разгрузочную платформу с разгрузочным помещением или с другими помещениями магазина, должны быть двупольными шириной от 1,6 до 2,2 и высотой не менее 2,3 м.
  • На путях проезда автомобилей и других транспортных средств колонны, стены, перегородки и откосы проемов должны быть защищены от механических повреждений на высоту не менее 1,6 м.
  • Кладовые легковоспламеняющих товаров и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен с оконными проемами и отделять их противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, предусматривая вход через тамбур-шлюз.
    Кладовые сгораемых товаров или товаров в сгораемой упаковке следует, как правило, размещать у наружных стен, отделяя их противопожарными перегородками 1-го типа от торгового зала площадью 250 м2 и более.
    Кладовые следует разделять на отсеки площадью 700 м2, допуская в пределах каждого отсека установку сетчатых или не доходящих до потолка перегородок. Дымоудаление в этом случае предусматривается на отсек в целом.
    Из кладовых с площадью до 50 м2, имеющих выходы в коридоры, дымоудаление допускается предусматривать через окна, расположенные в конце коридоров. Из кладовых, примыкающих к разгрузочным помещениям и платформам, связанных с ними дверными и оконными проемами, дымоудаления не требуется.
    Из кладовых площадью св. 50 м2 следует предусматривать дымоудаление через оконные проемы или специальные шахты, а при размещении таких кладовых в подвале — предусматривать для каждого отсека окна с приямками размером 1,2 х 0,9 м.
  • Положение противопожарной перегородки, отделяющей кладовые от торгового зала, определяется с учетом возможного расширения торгового зала (п.3.1). Для кладовых несгораемых товаров без упаковки, размещаемых на площади, предназначенной для последующего расширения торгового зала, допускается не предусматривать перегородку, отделяющую от торгового зала.
  • Следует укрупнять площади кладовых, предусматривая хранение в общей кладовой различных групп непродовольственных товаров (за исключением целлулоидных, парфюмерных, аэрозольных, пахучих товаров и горючих жидкостей) и продовольственных товаров, за исключением продуктов, эпидемиологическая характеристика которых требует отдельных помещений (хлебобулочные, кондитерские, овощи-фрукты, молоко).
    В магазинах для сельских населенных пунктов торговой площадью до 100 м2 допускается хранение в общей кладовой продуктов независимо от их эпидемиологической характеристики.
    Допускается укрупнять охлаждаемые камеры, объединяя их по признакам расчетной температуры и характеристики продуктов.
    Подготовку товаров к продаже следует предусматривать, как правило, на площади кладовых.
  • Помещения для хранения и подготовки товаров к продаже не допускается размещать под уборными, душевыми и под местами с установкой трапов. При наличии технологического этажа над встроенными в жилые дома и общественные здания предприятий розничной торговли размещение помещений хранения и подготовки к продаже товаров не ограничивается при условии, что канализационные стоянки будут выведены за пределы этих помещений. Отметки полов в моечных, уборных и душевых должны быть на 2 см ниже отметки пола соседних помещений и иметь трапы для выпуска воды в канализацию.
  • Охлаждаемые камеры не допускается размещать рядом с котельными, бойлерными, душевыми и другими помещениями с повышенной температурой, влажностью, а также над такими помещениями и под ними.
    Теплоизоляцию ограждающих конструкций охлаждаемых камер следует проектировать из несгораемых и трудносгораемых материалов в соответствии с расчетной внутренней температурой воздуха в камерах, но не ниже минус 15°С в камерах для хранения замороженных продуктов и мороженого (низкотемпературные камеры), и не выше минус 2°С в остальных охлаждаемых камерах.
  • В ограждающих конструкциях охлаждаемых камер не допускается прокладка трубопроводов водопровода и канализации, коробов вентиляции и электрокабелей.
  • Высота камер в чистоте должна быть не менее 2,7 м и не более 3,5 м.
    При большой высоте и когда камеры размещаются под жилыми комнатами и под другими помещениями, где постоянно находятся люди, следует предусматривать самостоятельное перекрытие над камерами и проветриваемое пространство между перекрытиями камер и здания.

    Подсобные, служебные и бытовые помещения

  • Состав подсобных помещений следует принимать согласно табл.7.
    Состав служебных и бытовых помещений — согласно табл.8.
    Площади подсобных, служебных и бытовых помещений следует принимать с учетом требования, чтобы их суммарная площадь находилась в пределах общей нормы по данным группам помещений, согласно обязательному прил.2 и соответственно требованиям п.3.1 настоящих норм.
  • Помещения для приема стеклянной тары следует предусматривать, как правило, в универсамах, гастрономах, магазинах «Диетпродукты», «Продукты», «Товары повседневного спроса» и «Соки-напитки», принимая площади этих помещений в зависимости от величины магазинов при торговой площади магазина: до 150 м2 — 18 м2; св. 150 до 250 м2 — 24 м2; (в сельских населенных пунктах — 18 м2); св. 250 до 1000 м2 — 36 м2; (в сельских населенных пунктах — 24 м2); св. 1000 м2 — 60 м2; (в сельских населенных пунктах — 36 м2).

    Продолжение табл.7 (Предпрятия розничной торговли в сельских населенных пунктах)

    Продолжение табл.8 (Предпрятия розничной торговли в сельских населенных пунктах)

    Примечания:

    1. Предприятия общественного питания в рынках обслуживают продавцов и покупателей.
    2. В магазинах торговой площадью до 150 м2 гардеробные располагаются с комнатой персонала в общем помещении.

    4. Инженерное оборудование

    4.1. Водопровод и канализация

    1. Здания предприятий розничной торговли должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостока. Проектирование систем водоснабжения и канализации должно выполняться в соответствии со СНиП 2.04.01-85. Допускается не предусматривать внутренний водопровод и канализацию в проектах зданий непродовольственных магазинов торговой площадью до 150 м2, предназначенных для размещения в районах, не имеющих сетей канализации, применяя люфт-клозеты (пудр-клозеты).
    2. При расходах воды 4 м3/час и более для охлаждения холодильных машин следует предусматривать систему оборотного водоснабжения.
    3. Смотровые колодцы на сетях производственной канализации допускается предусматривать в разгрузочных помещениях на площадках автомобилей при высоте разгрузочной платформы не менее 0,6 м.
    4. Системы канализации предприятий розничной торговли, расположенных в зданиях иного назначения или пристройках к ним, как правило, следует предусматривать отдельными от систем канализации этих зданий.

    В торговых залах рынков и на каждом этаже магазинов в помещениях для хранения уборочного инвентаря должны быть предусмотрены раковины, трапы, а также краны холодной и горячей воды.
    В торговых залах рынков следует, кроме того, предусматривать питьевые фонтанчики.
    Помещения подготовки продовольственных товаров к продаже, кафетерии, столовые, буфеты и комнаты персонала должны быть оборудованы раковинами.

  • В торговых залах универмагов торговой площадью 8500 м2 и более и в торговых залах продовольственных магазинов торговой площадью 1000 м2 и более следует предусматривать трапы и поливочные краны в лючках с учетом мокрой уборки полов.
  • Шлюз при камере пищевых отходов следует оборудовать мойкой для мытья бачков и раковиной.
  • В торговых залах магазинов «Рыба» допускается проектировать аквариумы (по заданию на проектирование).
  • При наличии систем автоматического пожаротушения следует предусматривать присоединение к этим системам пожарных кранов.
  • 4.2. Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

    1. Расчетную температуру воздуха и кратности воздухообмена в помещениях следует принимать согласно табл.9.
    2. При водяном отоплении следует предусматривать отдельные ветви для разгрузочных помещений и торговых залов площадью 400 м2 и более.

    Примечания:

    1. Расчетную температуру торговых залов, в которых совмещается продажа рыночной продукции и товаров государственной (кооперативной) торговли, следует принимать равной 8°С.
    2. Расчетная температура для охлаждаемых камер принята на все периоды года.
    3. В кладовых с химическими, синтетическими или иными пахучими веществами и при размещении, подготовки товаров к продаже на площади кладовых и наличии постоянных рабочих мест следует предусматривать подачу приточного воздуха (для постоянно работающих — из расчета 60 м3/ч на 1 рабочее место).
  • Естественную вентиляцию следует предусматривать в торговых залах рынков площадью до 600 м2 или при объеме помещения на одного человека не менее 20 м3 независимо от площади торгового зала. В остальных случаях следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением и двукратным воздухообменом.
  • Дежурное отопление в торговых залах магазинов должно быть рассчитано на температуру воздуха в торговом зале 10°С; в торговых залах рынков 5°С.
  • В продовольственных и непродовольственных магазинах торговой площадью до 250 м2 допускается проектировать вентиляцию с естественным побуждением.
  • В помещениях магазинов торговой площадью 400 м2 и более, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован.
  • Тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150 м2 и более (для рынков 600 м2 и более) при расчетной температуре наружного воздуха для холодного периода года (расчетные параметры Б) минус 15°С и ниже, должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами.
  • В продовольственных магазинах торговой площадью 1500 м2 и выше и в непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и выше при расчетной температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже (параметры Б) ворота в разгрузочных помещениях следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами.
  • При расчете вентиляции и кондиционирования воздуха количество людей, находящихся в торговых залах, следует определять исходя из площади торгового зала на одного человека:
    3,5 м2 — для рынков, магазинов мебели, музыкальных, электро- и радиоаппаратуры, книжных, спортивных, ювелирных и для магазинов в сельских населенных пунктах;
    2,5 м2 — для других непродовольственных и продовольственных магазинов.
  • В случаях когда продажа продовольственных и непродовольственных товаров предусмотрена в отдельных торговых залах, система вентиляции должна быть раздельной.
  • В торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или иными пахучими веществами и горючими жидкостями допускается применять рециркуляцию воздуха, при этом наружный воздух должен подаваться в объеме не менее 20 м3/час на одного человека.
  • Система вентиляции магазинов, расположенных в зданиях иного назначения, должна быть отдельной от системы вентиляции этих зданий.
  • В помещениях кладовых следует, как правило, предусматривать естественную вытяжную систему вентиляции с раздельными каналами.
    Общеобменная система# вытяжной вентиляции с механическим побуждением из кладовых и подсобных помещений допускается проектировать общими при условии установки в воздуховодах огнезадерживающих клапанов в местах пересечения стен и перегородок этих помещений.
  • В магазинах торговой площадью 3500 м2 и более при расчетной температуре наружного воздуха для теплого периода года (параметры А) 25°С и выше следует предусматривать оптимальные параметры воздуха.
    В IV климатическом районе оптимальные параметры воздуха допускается предусматривать для магазинов торговой площадью 1000 м2 и более.
  • 4.3. Электрооборудование

    1. Электроприемники предприятий розничной торговли в отношении обеспечения надежности электроснабжения следует относить:
      к I категории — электродвигатели пожарных насосов, аварийное и эвакуационное освещение, питающие устройства пожарной и охранной сигнализации в предприятиях розничной торговли торговой площадью более 2000 м2;
      ко II категории — электроприемники в предприятиях розничной торговли торговой площадью от 250 до 2000 м2;
      к III категории — электроприемники в предприятиях розничной торговли торговой площадью менее 250 м2.
    2. Для электроприемников I категории, включаемых, в исключительных случаях (электродвигатели пожарных насосов и т.п.), учет потребляемой электроэнергии не требуется; для работающих в длительном режиме (аварийное освещение, эвакуационное освещение, пожарно-охранная сигнализация) следует предусматривать установку приборов учета.
    3. В предприятиях розничной торговли торговой площадью от 250 до 2000 м2 предусматриваются два ввода от разных источников питания.
    4. Во всех предприятиях розничной торговли следует предусматривать блокирование питания систем вентиляции с устройствами пожарной сигнализации или централизованное отключение их из доступного места при отсутствии устройства пожарной сигнализации.
    5. Во всех предприятиях розничной торговли должна быть предусмотрена подводка электропитания для рекламного оформления фасадов, световых табло, витрин и различных видов рекламы в интерьерах предприятия.
    6. Места установки кассовых аппаратов должны быть обеспечены аварийным освещением.
    7. В целях экономии электрической энергии управление освещением помещений следует выполнять раздельно с учетом естественного освещения.

    4.4. Связь и сигнализация

      Оснащенность предприятий розничной торговли устройствами связи и сигнализации следует принимать согласно табл.9.

    По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду таблица 10

  • Необходимость проектирования замкнутой системы телевидения должна устанавливаться заданием на проектирование.
  • Необходимость телевизионной сети для приема программ телевизионного вещания должна определяться наличием в номенклатуре товаров телевизионных приемников.

    Примечание. Знаком «плюс» отмечены виды связи и сигнализации, которые следует предусматривать в соответствующих предприятиях.

    Приложение 1 Обязательное

    Термины и определения

    Магазин заказов — Предприятие розничной торговли, комплектующее продовольственные заказы для населения, доставляющее их по заявленному адресу и осуществляющее, как правило, их продажу через салон при магазине

    Рыночный комплекс — Комплекс взаимосвязанных предприятий рыночной торговли с предприятиями государственной (кооперативной) розничной торговли и предприятиями общественного питания, бытового и коммунального обслуживания (гостиница)

    Торговый центр — Комплекс взаимосвязанных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания

    Универмаг — Магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров. (В сельских населенных пунктах допускается без отдела продовольственных товаров)

    Универсам и магазин — «Товары Магазин самообслуживания с универсальным повседневного спроса» (ТПС) ассортиментом продовольственных товаров и отделом непродовольственных товаров повседневного спроса

    Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы — Контрольный орган, призванный осуществлять ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, мясопродуктов, молочных и других пищевых продуктов сельскохозяйственного производства, поступающих на рынок для розничной продажи населению

    Бюро торговых услуг — Вспомогательная группа персонала рынка, оказывающая помощь колхозам, совхозам, подсобным и приусадебным хозяйствам по закупке и продаже сельскохозяйственной продукции

    Торговая площадь магазина — Сумма площадей торговых залов, помещений приема и выдачи заказов, зала кафетерия, площадей для дополнительных услуг покупателям

    Основные эвакуационные проходы — Главные проходы в торговом зале, связывающие проходы между торговым оборудованием, или выходы из отделов (секций) торгового зала с эвакуационными выходами из зала

    Коэффициент установочной площади — Показатель, характеризующий отношение площади, занятой торгово-технологическим оборудованием, к площади торгового зала

    Приложение 2
    Обязательное с индексами
    2.1; 2,2; 2.3; 2.4; 2.5

    Примечания:

    1. Удельные показатели нормируемой площади неторговых помещений приведены в обязательных приложениях с индексами 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.
    2. Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учетом конкретных условий размещения предприятий.
    3. Удельные показатели нормируемой площади неторговых помещений приведены для обычных условий (приложения с индексами 2.1 — 2.5) в расчете на размещение предприятий в одном этаже с разгрузкой товаров под навесами. Для двух и более этажных зданий, при разгрузке в помещениях, а также в случаях, когда заданиями на проектирование разрешено предусматривать дополнительно помещения (на основе настоящих норм) следует соответственно увеличивать нормируемую площадь.
    4. Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2 (кроме санитарных узлов, главных касс и т.п.).
    5. При изменении величины предприятия против задания в пределах, допущенных СНиП 2.08.02-85, суммарные нормируемые площади по каждой группе неторговых помещений не пересматриваются.

    См. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78 с изменениями от 26 января 1999 г., введенные с 1 января 1990 г. взамен СНиП 2.08.02-85

  • Для магазинов, размещаемых в городах с населением 100 тыс.чел. и менее, допускается применять К = 0,9 на удельные показатели нормируемой площади помещений приема и хранения товаров; для городов с населением 1 млн.чел. и более К = 1,1; для городов с населением 3 млн. и более К = 1,2.
  • Обязательное прил.2, индекс 2.2

    Обязательное прил.2, индекс 2.3

    Примечание. Удельные показатели по рынкам приведены только по неторговым помещениям рыночной торговли. Удельные показатели по неторговым помещениям предприятий государственной (кооперативной) торговли следует определять согласно прил.2 с индексами 2.1 и 2.2, а по предприятиям общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, включаемых в состав рыночных комплексов, — по соответствующим нормам.

    Обязательное прил., 2, индекс 2.4

    Удельные показатели в процентах по группам помещений магазинов заказов
    Примечание. Для других величин магазина заказов процент устанавливается методами интерполяции или экстраполяции.

    Обязательное прил.2, индекс 2.5

    Приложение 3 Обязательное

    Примечания:

    1. Удельные показатели общей площади на 10 м2 нормируемой площади определяются соответственно принятой классификации и величине предприятий:
      нормируемая площадь устанавливается согласно приложению путем суммирования торговой и неторговой площадей;
      общая площадь принимается по таблице настоящего приложения соответственно величине нормируемой площади;
      удельные показатели общей площади на 10 м2 торговой площади устанавливаются для каждого конкретного предприятия.
    2. К ненормируемым помещениям относятся основные технические помещения (венткамеры, завесы, тепловые пункты, трансформаторные подстанции, электрощитовые и зарядные, водопроводные вводы, машинные отделения охлаждаемых камер, прилавков и лифтов), коридоры, тамбуры, лестницы, лифты и т.п.

    Приложение 4 Обязательное

    Примечания:

    1. Удельные показатели строительного объема определены исходя из толщины наружных стен 40 см. При другой толщине стенового ограждения следует соответственно корректировать строительный объем.
    2. Кубатура подполья (при наличии инженерных коммуникаций) включается дополнительно в строительный объем здания (предприятия).

    🔍 Видео

    +Назначение классификация, и виды торгового оборудования и инвентаряСкачать

    +Назначение  классификация, и виды торгового оборудования и инвентаря

    Торговое дело. Урок 9. Организация розничной торговой сети. Часть 2Скачать

    Торговое дело. Урок 9. Организация розничной торговой сети. Часть 2

    Как ПОСТРОИТЬ коммерческое здание качественно?Скачать

    Как ПОСТРОИТЬ коммерческое здание  качественно?

    Торгово-производственная структура предприятий общественного питанияСкачать

    Торгово-производственная структура предприятий общественного питания

    Оценка местоположения магазинаСкачать

    Оценка местоположения магазина

    Торговый сбор (часть 2)Скачать

    Торговый сбор (часть 2)

    Работнитки продовольственной торговлисо звукомСкачать

    Работнитки продовольственной торговлисо звуком

    Концепция - ключ к успеху торгового центраСкачать

    Концепция - ключ к успеху торгового центра

    ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МАГАЗИНАХ!Скачать

    ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МАГАЗИНАХ!

    Основы бетонных работ за 4 минутыСкачать

    Основы бетонных работ за 4 минуты
    Поделиться или сохранить к себе: