нормативы площади палат и кубатуры

Видео:"Сбор и утилизация медицинских отходов"Скачать

"Сбор и утилизация медицинских отходов"

гигиена. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, основные этапы развития

НазваниеПредмет и содержание гигиены и экологии человека, основные этапы развития
Анкоргигиена
Дата05.06.2020
Размер1.39 Mb.
Формат файланормативы площади палат и кубатуры
Имя файлаekzamen_po_gigiene.doc
ТипДокументы
#128181
страница9 из 15
Подборка по базе: Лекция 1. МПМ как предмет.docx, 1__титул и содержание отчета по ПП__Ларисе Литвиновой.docx, Ответы на вопросы Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорт, Обновление содержания и методики обучения общеобразовательных пр, Геворгян Предмет и метод финансового анализа. Организация фин.ан, Кормление и содержание собак к.р. 8.docx, УП ПМ.01 Содержание задания по практике 4 семестр.docx, (Шпора) Предмет и метод истории государства и права зарубежных с, Лекция №9.Личность как предмет воспитания. Понятие «человек куль, 1 Объект и предмет философии.docx

88. Больничная палата. Виды палат, нормативы площади и кубатуры, размещение коек, оборудования.

в настоящее время считают нерациональным устройство больших палат и обычно комплектуют секцию из 6-8 палат на 2-4 койки и не менее 2 однокоечных палат. Однокоечная палата лучше всего отвечает условиям госпитализации; тяжелобольных, нуждающихся в изоляции и интенсивном уходе.

объем вентиляции на одного больного должен быть не менее 40-50 м3 воздуха в час, в течение часа необходимая кубатура помещения одного больного должна составлять 20-25 м3. При высоте палаты 3,0-3,2 м такая кубатура достигается при площади пола 7,0-7,5 м2.

Поэтому действующими нормами проектирования на одного больного в многокоечной палате отводится 7 м2.

Минимальный размер однокоечной палаты без шлюза 9 м2, со шлюзом — 12 м2.

Двукратный воздухообмен в палате может, быть достигнут при наличии механической вентиляции или путем многоразового проветривания палаты с помощью средств усиления естественной вентиляции, включая сквозное проветривание.

Состояние воздушной среды должно быть объектом систематического контроля.

Санитарными показателями чистоты воздуха в палатах являются: отсутствие запаха, содержание двуокиси углерода не более 0,07-0,1%, общая обсемененность воздуха не более 3000-4000 микробов в 1 м3, окисляемость воздуха не более 5-6 мг/м3.

В зимнее и переходное время для большинства больных температура комфорта находится в пределах 18-21°, а в летнее время верхний предел зоны комфорта достигает 24°.

Размещаемые в палатах нагревательные приборы должны иметь устройства для свободного регулирования температуры воздуха в палате. Разработаны приспособления к обычным радиаторам, автоматически поддерживающие заданную температуру воздуха в помещении.

Перегревание палат в летнее время года особо неблагоприятно сказывается на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, с заболеваниями, сопровождающимися высокой температурой, при диспепсиях у детей, в послеоперационном периоде и т. д. Перегрев палат можно ограничить:

1) правильной ориентацией окон по сторонам горизонта; следует избегать юго-западных и западных румбов;

2) окраской наружных стен в белый цвет для лучшего отражения яти солнечных лучей;

3) посадкой вьющихся пристенных растений, благодаря которым температура стен снижается на 4-5°;

4) применением ставен, жалюзийных решеток, штор, что снижает температуру воздуха в помещениях на 3-4,5°;

5) применением специальных видов стекла, задерживающих тепловые лучи;

6) устройством над окнами козырьков или других солнцезащитных приспособлений;

7) применением сквозного проветривания, которое позволяет в течение короткого времени освежить помещение и снизить температуру воздуха в нем на несколько градусов;

8) использованием комнатных вентиляторов для охлаждения движущимся воздухом.

В отделении целесообразно иметь несколько одно- или двухкоечных палат с северной ориентацией окон. В летнее время необходимые условия микроклимата лучше всего обеспечиваются кондиционерами. Удобны местные кондиционеры, с помощью которых в каждой палате можно создать микроклимат в соответствии с медицинскими показаниями.

облучение ультрафиолетовыми лучами приводит к повышению иммунобиологической реактивности организма, ускорению заживления ран, укорочению течения послеоперационного периода, способствует реабилитации больных.

Дети, больные туберкулезом, хирургические больные с костными травмами и др., длительно прикованные к больничной койке, особенно нуждаются в ультрафиолетовых лучах, а следовательно, в хорошей инсоляции палаты.

даже проникшее через обыкновенное стекло ослабленное ультрафиолетовое излучение в течение 2-3 часов губит находящиеся в воздухе, в пыли на полу или на мебели палаты микроорганизмы или значительно снижает их жизнедеятельность.

Инсоляция палат зависит от ориентации окон.

Как уже говорилось, окна палат должны быть ориентированы на южные и восточные румбы, а коридоров и вспомогательных помещений — на северные.

Световой коэффициент желателен в палатах не менее 1:5-1:6 в лечебно-вспомогательных помещениях 1:4-1:5, в хозяйственных, санитарных помещениях и коридорах 1:6-1:8. КЕО в палатах должен быть не менее 1.

Учитывая лежачее положение больного, для общего освещения следует применять в палатах светильники исключительно отраженного или преимущественно отраженного света.

Местное освещение, необходимое для чтения в кровати, осмотра больного врачом и выполнения лечебных манипуляций, должно создать освещенность не менее 100 лк (настольные лампы с защитным колпаком из молочного стекла, настенные бра и др.). Для дежурного освещение (2-3 лк) устанавливают светильник в нише на стене у входной двери; на высоте 0,5 м от пола.

Из люминесцентных ламп в лечебных помещениях предпочтение следует отдать тем, при которых наиболее благоприятна цветопередача красок человеческого лица и легче диагностируются заболевания (иктеричность склер и кожи, различные кожные поражения).

При лампах дневного света, спектр которых (ДС) беден желтокрасными тонами, лица больных выглядят неестественно бледными. Спектры света ламп белого цвета (БС) и теплого белого света (ТБ) содержат большее количество красных и желтых лучей, что сохраняет желто-красные тона кожи человека и поэтому для освещения лица больных, эти лампы предпочтительнее.

Для диагностики заболеваний предпочтительнее лампы БС, а в помещениях отдыха больных и коридорах могут применяться лампы ТБ (свет которых имеет несколько розоватый оттенок).

Глубина палаты должна быть не более 6 м, ширина не менее 2,4 м, высота 3-3,2 м.

Снижение высоты помещений менее 3,2 м на юге неблагоприятно отражается на микроклимате помещений и тепловом самочувствии находящихся в них больных.

Весьма желательно иметь подвод горячей и холодной воды, аппаратуру для кондиционирования воздуха или другие средства для нормализации микроклимата во все сезоны года, высокий уровень освещенности при электрическом освещении, подачу кислорода и др.

В целях ограничения передачи воздушно-капельной инфекции расстояние между койками должно быть не меньше 0,9-1 м. Койки ставят на расстоянии не ближе 0,9-1 м от наружной стены.

Наиболее гигиеничны кровати с проволочной сеткой, покрываемые легко моющимися матрацами из губчатой резины или ей подобных синтетических материалов.

Кроме кроватей общебольничного типа, могут эффективно использоваться кровати функциональные для тяжелобольных. Их конструкция позволяет придать больному в зависимости от его страдания положение, облегчающее функции организма, например, полусидячее положение для сердечных больных.

Из мебели, кроме коек, в палате нужны прикроватные столики с полочками для индивидуальных вещей больного, стулья, стол, внутристенный шкаф или вешалка для халатов. Для тяжелобольных необходимы надкроватные столики, удобные для приема пищи или чтения. Мебель должна быть окрашена в светлые тона, гладкая, без выступов, легко очищаемая. Мягкая мебель, матерчатые абажуры, занавески, дорожки и другой мягкий инвентарь, способствующий накоплению пыли в палатах, нежелательны. Палату оборудуют умывальниками.

Стены палат, как и коридора, на высоту 1,8 м (но не более) покрывают масляной панелью. Выше панели стены окрашивают клеевой краской в светлые тона.

89. Гигиенические требования к внутренней планировке, благоустройству и санитарно-техническому оборудованию больниц (водоснабжение, отопление, вентиляция, освещение и т.д.).

Наибольшее существенно отличается от обычной внутренняя планировка, устройство и режим инфекционных отделений. Здесь все должно быть направлено на предотвращение внутрибольничных заражений и устранение опасности переноса инфекционного начала на окружающее. Естественно, что инфекционные отделения никогда не совмещаются с другими помещениями больницы, а занимают отдельные здания. В наибольшей степени задаче изоляции инфекционного больного отвечает устройство бокса, в который больной поступает извне; внутри бокса имеется все необходимое для пребывания больного, который после выздоровления выходит непосредственно наружу. В состав бокса входят собственно палата( на одну или две койки), уборная, ванна и шлюз для персонала между палатой и коридором; бокс на одну 22 м2 и на две койки 27м2. Такая высокая степень изоляции необходима при опасности заражения воздушно-капельным путем, что очень существенно в детских отделениях и в случае особо опасных инфекций. Полубокс отличается только отсутствием выхода наружу-поступление и выписка больного происходит через коридор. В двухэтажных зданиях боксы размещаются на первом , а полубоксы- на втором этажах. Имеются также боксированные палта, отличающиеся от полубоксов отсутствием ванной. В боксированных отделениях 25% коек рекомендуется располагать в боксах на 1 койку , остальные в боксах на 2 койки. Полубоксы предусматриваются на 1 , 2 койки. Каждое из таких отделений должно иметь 2 особых входа: один для больных и их вещей и другой для персонала, поступления пищи, чистого белья. Посуда должна оставаться, мыться и при необходимости стерилизоваться в каждом из отделений. Вход для персонала устроен по типу пропускника с полным переодеванием и душем при уходе со службы. Для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых следует поднимать в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек- 2 бокса, от 60-100 коек-3 бокса, от 100 коек- количество боксов должно быть равно +1 дополнит бокс на каждые 50 коек в отделении. Сан. — техн. Оборудование. Больница может быть присоединена к общегородским инженерным системам. Воду надо подавать из расчета не менее 300-400 л в сутки на штатную койку. Сточные воды инфекционных больниц и отделений должны быть обезврежены до поступления в общею канализацию. Выполнение этого правила непросто и должно быть особо отражено в проекте, включающем в себя хлоратор автоматического действия, контактный резервуар, удаление осадка, выпавшего за время контакта, и оборудование для контроля дозы и действия хлора. Боксы и полубоксы должны иметь каждый отдельную вытяжную вентиляцию с гравитационным побуждением и наружным дефлектором., а подача воздуха осуществляется в коридор. Вытяжка должна на 20-25% превышать приток.

90. Что такое внутрибольничные инфекции (ВБИ)? Причины возникновения ВБИ.

ВБИ – любое, клинически распознаваемое заболевание, которое поражает больного, в результате его поступления в больницу или амбулаторного обращения в нее за помощью. Или сотрудников больницы в следствии их работы в данном заведении.

1) Грубое нарушение санитарно-гигиенического режима.

2) Несоблюдение цикличности заполнения палат

3) Неудовлетворительное проведение текущей и генеральной уборки.

4) Использование малоэффективных дез средств

5) Перебои в обеспечении воды

6) Задержка проведения дезинфекции

7) Ряд больниц и отделений не отвечают современным требованиям;

8) Отсутствие эффективных методов лечения и санации носителей стафилококка;

9) Увеличение лиц со сниженным иммунитетом (хронические больные), недоношенные дети

11) Отсутствие надёжной стерилизации аппаратуры;

12) Низкое качество стерилизации медицинского инструментария и дезинфекция;

13) Недостаточная обеспеченность ЛПУ средним и младшим медицинским персоналом;

14) Несовершенная система посещений родственниками больных;

15) Отсутствие единого эпидемиологического подхода к ВБИ и и должного санитарно-эпидемического контроля;

91. Характеристика возбудителей ВБИ.

Примерно 90% всех внутрибольничных инфекций имеют бактериальное происхождение. Вирусы, грибы и простейшие, а также эктопаразиты встречаются значительно реже. Некоторые из микроорганизмов вызывают разные клинические формы ВБИ, другие выделяются только при определенных клинических состояниях. Некоторые возбудители поражают преимущественно определенные группы пациентов. Различия в экологических свойствах возбудителей ВБИ, среди которых присутствуют все возможные варианты, также могут быть весьма существенными, определяя, в свою очередь, соответствующие особенности механизма развития эпидемического процесса в ЛПУ.

Первая группа возбудителей внутрибольничных инфекций — патогенные агенты — возбудители традиционных инфекций, не имеют в госпитальных условиях специфических черт. Они получают большее распространение в стационарах в связи с высокой концентрацией и тесным общением в лечебном учреждении госпитализированных больных. Вторая подгруппа среди патогенных микроорганизмов также отражает интенсификацию в больницах процессов, которые могут быть и вне лечебного учреждения. В связи с тем, что госпитальный процесс является кратковременным эпизодом в циркуляции этих возбудителей, формирование вирулентных штаммов, опасных для госпитальных больных, не успевает произойти.

Вторая группа возбудителей внутрибольничных инфекций — это облигатные паразиты, но их патогенность более всего проявляется в госпитальных условиях. вызывает заболевания, которые, в основном, регистрируются среди больничных контингентов. Связано с пониженной сопротивляемостью организма госпитализированных больных и в определенной степени — с реализацией путей передачи, которые имеют определенный специфический характер. В таких условиях возможно формирование госпитальных штаммов.

Но наиболее специфична для стационаров третья группа возбудителей внутрибольничных инфекций — условно-патогенные микроорганизмы (УПМ), Возникновение и распространение заболеваний, вызванных УПМ, целиком и полностью определяются причинами, которые действуют лишь в госпитальных условиях.

Среди специалистов бытовало мнение, что имеет место смена возбудителей (УПМ) внутрибольничных инфекций. Утверждалось, что на смену золотистому стафилококку пришла синегнойная палочка и т. д. их способности существовать в условиях медицинских отделений, специализирующихся на лечении больных с определенной патологией.

Так, в хирургических стационарах общего профиля доминирует кишечная палочка, в урологических — кишечная палочка, протеи, синегнойная палочка, клебсиеллы, в травматологических — золотистый стафилококк, синегнойная палочка, протеи и т. п. При этом иногда наблюдается более или менее четкая закономерность смены возбудителя в ране: стафилококк — затем синегнойная палочка.

92. Источники ВБИ.

1) Пациент (кровь, выделения, повязки, полость рта, кожа, слизистые оболочки)

2) Предметы ухода за пациентами (судно, мочеприемник, калоприемник, постельное белье, посуда)

3) Мед персонал (руки, кишечник, полость рта, моче-половая система, глотка, слиз оболочки, волосы)

4) Окр. среда (посетители, мед персонал, продукты пит, пыль, вода, воздух, оборудование, лс, дез средсва низкой концентрации)

93. Характеристика путей и факторов передачи ВБИ.

Пути и факторы передачи ВБИ весьма разнообразны, что существенно затрудняет поиск причин возникновения.

Это контаминированный инструментарий, дыхательная и другая медицинская аппаратура, белье, постельные принадлежности, матрацы, кровати, поверхности “влажных” объектов (краны, раковины и др.), контаминированные растворы антисептиков, антибиотиков, дезинфектантов, аэрозольных и других лекарственных препаратов, предметы ухода за больными, перевязочный и шовный материал, эндопротезы, дренажи, трансплантанты, кровь, кровезамещающие и кровезаменяющие жидкости, спецодежда, обувь, волосы и руки больных и персонала.
В больничной среде могут формироваться т.н. вторичные, эпидемически опасные резервуары возбудителей, в которых микрофлора переживает длительное время и размножается. Такими резервуарами могут оказаться жидкие или содержащие влагу объекты — инфузионные жидкости, питьевые растворы, дистиллированная вода, кремы для рук, вода в вазах для цветов, увлажнители кондиционеров, душевые установки, трапы и водяные затворы канализации, щетки для мытья рук, некоторые части лечебно-диагностических приборов и аппаратов, и даже дезинфицирующие средства с заниженной концентрацией активного агента.

В зависимости от путей и факторов передачи ВБИ классифицируют следующим образом:

Видео:Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда (коробки) (видео 6) | Объём и Площадь | ГеометрияСкачать

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда (коробки) (видео 6) | Объём и Площадь | Геометрия

Гигиенические требования к палате (виды, размеры, благоустройство, меблировка, микроклимат, освещение).

В палатном отделении основной ячейкой является палата. В ней больные проводят более 20 часов, а тяжело больные – 24 часа в сутки. Для создания хороших санитарно-гигиенических условий и для профилактики ВБИ в последние годы проектируются палаты со шлюзом и устройством в нем санитарного узла.

Рекомендуемые размеры палат: глубина (ширина) – не более 6м, длина – не менее 2,4 м, высота не менее 3,3 м. Для профилактики ВБИ большое значение имеет площадь палаты на одного больного. Рекомендуемая минимальная площадь на койку зависит от профиля отделения. Так, в неинфекционных отделениях для взрослых она составляет 7 м 2 (инфекционные и туберкулезные – 8 м 2 , ожоговые, нейрохирургические, ортопедотравматологического и восстановительного лечения, радиологических – 10 м 2 , интенсивной терапии – 13 м 2 ).

Для однокоечной палаты без шлюза рекомендуется площадь в 10 м 2 , со шлюзом – 12 м 2 , со шлюзом и уборной – 14 м 2 , шлюз – 3 м 2 , туалет с умывальником – 3 м 2 , душ – 3 м 2 .

Стены палат рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости в сочетании с масляными) на высоту 1,8 м от пола. Для отделки потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами и выдерживать частую влажную уборку (деревянные, окрашенные масляной краской, линолеум, паркет).

Важнейшим элементом оборудования палат являются кровати (металлические, никелированные). Их должно быть не более 4. Они размещаются рядами параллельно стенам с окнами. Расстояние между наружной стеной и одной койкой должно быть не менее 0,5м, между койками не менее 0,8м, между торцами коек – не менее 1,2м. Такие расстояния необходимы для избежания скученности и для предупреждения воздушно-капельных инфекций. В палатах должны быть в наличии должны быть тумбочки и стулья по числу коек.

Система вентиляции, отопления должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды. Кроме того, воздухообмен в отделениях и палатах должны быть организованы так, чтобы максимально ограничить перетоки воздуха между отделениями, палатами. В палатах должны устраиваться естественная вентиляция посредством форточек а также вентиляционных каналов без механического побуждения воздуха. Может быть обородована, помимо естественной, и приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Забор наружного воздуха производится из чистой зоны на высоте не менее 1м от поверхности земли. Наружный воздух, подаваемый приточными установками, ощущается в фильтрах. Количество приточного воздуха в палату должно составлять 80м 3 /час на одного взрослого. Воздуховоды и венткамеры должны содержаться в чистоте, не должны и иметь механических повреждений, следов коррозии, не вызывать вибрацию конструкций, посторонних шумов. Не реже одного раза в месяц следует производить осмотр фильтров и их очистку.

Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, исключать загрязнение воздуха вредными веществами и запахами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать шума, превышающего допустимые уровни, должны быть удобными для обслуживания и ремонта. Оборудуется центральное водяное отопление. Нагревательные приборы следует размещать у наружных стен, под окнами. Поверхности их должны быть гладкими, легко подвергающиеся влажной уборке и содержаться в чистоте. В качестве теплоносителя используется вода с предельной температурой в нагревательных приборах 85 0 С.

Температура воздуха в палатах регламентируется согласно профилю больных. Так в палатах пульмонологического, гастроэнтерологического отделений она должна составлять 20 0 С; в эндокринологическом отделении в палатах для больных гипотиреозом – 24 0 С, тиреотоксикозом- 15 0 С, в палатах ожогового отделения — 22 0 С (на одну, две койки). Относительная влажность должна находиться в пределах 55-60% (зимой – 30-50%), скорость движения воздуха не должна превышать 0,15м/с.

Палаты должны иметь естественное освещение. Ориентация окон палат зависит от географической широты. В средней полосе наиболее рациональная ориентация на юг, юго-восток, восток. Ориентация окон должна обеспечивать инсоляцию в течение 2 часов.

Искусственное обеспечение должно быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного воздействия на человека и внутреннюю среду помещений. Используются люминесцентные лампы и лампы накаливания. Из люминесцентных ламп предпочтение следует отдать лампам белого цвета и теплого белого света, которые сохраняют тон кожи человека в отличие от ламп дневного света, когда лица больных выглядят неестественно бледными. Рекомендуют использовать настенные комбинированные светильники, устанавливаемые у каждой койки на высоте 1,7м от пола. В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери на высоте 0,3м от пола (в психиатрических и детских отделениях – над дверными проемами на высоте 2,2м от пола).

Видео:3 Проведение ежедневной уборки помещений организаций здравоохраненияСкачать

3  Проведение ежедневной уборки помещений организаций здравоохранения

Тема № 16: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

ЗНАТЬ:

  1. Гигиенические требования к планировке территории ЛПУ.
  2. Назначение и устройство боксов и полубоксов, приемных отделений больниц, родильных домов, инфекционных больниц, палатных секций.
  3. Внутренняя отделка помещений.
  4. Нормативы площади палат и их гигиеническое значение.
  5. Отопление, вентиляция, освещение ЛПУ.
  6. Факторы, способствующие возникновению внутрибольничных инфекций.
  7. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в организации охранительного и санитарно-

эпидемиологического (противоэпидемического) режима в ЛПУ.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Задачи больничной гигиены – обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медицинского персонала.
  2. Виды ЛПУ. Системы застройки больниц: централизованная, смешанная, блочная и децентрализованная.
  3. Территория больницы, ее планировка
  4. Требования к внутренней планировке больницы.
  5. Санитарно-гигиенический режим в ЛПУ.
  6. Личная гигиена персонала больницы.
  1. Задачи больничной гигиены – обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медицинского персонала

Больничная гигиена – это раздел общей гигиены, разрабатывающий нормативы и правила, направленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медперсонала.

Первые больницы в России были построены при Петре 1 – в Петербурге, 1702 г. Это были коридорно-казарменные отделения на 100-200 чел., состоящие из серии палат на 30-40 чел,, объединенные проходом посередине и с печным отоплением.

  1. Виды ЛПУ. Системы застройки больниц: централизованная, смешанная, блочная и децентрализованная

В Российской Федерации существуют следующие лечебно-профилактические учреждения: больницы, поликлиники, диспансеры, МСЧ, ФАП, здравпункты, родильные дома, дома ребенка, санаторно-курортные учреждения, учреждения скорой помощи, санитарно-эпидемиологическое учреждения; станции переливания крови и т.д. Но основное ЛПУ – это больница (госпиталь, стационар). Больница предназначена для оказания населению стационарной помощи. Больницы могут проектироваться в комплексе с поликлиникой, станцией скорой медицинской помощи, роддомом и т.д.

В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяют на: участковые, районные, центральные районные (ЦРБ), городские и областные (краевые). Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой помощи, детские, восстановительного лечения (реабилитационные). Для оказания стационарной помощи определенного профиля существуют специализированные больницы: инфекционные, туберкулезные, психиатрические, родильные дома и т.д.

Строительство и реконструкция больниц ведется в соответствии с санитарными правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений» (1989) и «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (2003).

. В современном больничном строительстве в России проектируется 4 вида архитектурно-планировочных решения: павильонная, централизованная, блочная и смешанная системы.

  1. Павильонная– это децентрализованная система, когда различные по профилю больничные отделения располагаются в отдельных корпусах. Плюсы: эта система позволяет осуществить хорошую изоляцию отделений, создает условия для пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима. Так размещают инфекционные, психиатрические и туберкулезные отделения.
  2. Централизованная система– при ней все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения объединены в одном здании. Обычно это отделения соматического профиля –терапевтическое, хирургическое, неврологическое. Плюсы: такая система позволяет удобно осуществлять взаимосвязь отделений, сокращает маршруты движения больных и персонала при проведении лечебно-диагностических процедур (рентген, физиотерапевтические, лечебная гимнастика и т.д.), быстрой доставке пищи из кухни в палаты.
  3. Блочная система— больница состоит из отдельных корпусов, но они объединены в центре.
  4. Смешанная система когда есть главный корпус и ряд вспомогательных отдельно стоящих: инфекционное, детское и др. отделения, кухня, патологоанатомический корпус, поликлиника и функциональные отделения.
  1. Территория больницы, ее планировка

Гигиенические требования к планировке территории ЛПУ: сформулированы в «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (2003).

Участокбольницы должен быть удален от промышленных предприятий и других источников шума и загрязнения воздуха – они должны располагаться с наветренной стороны. Специализированные больницы на 1000 коек располагают в пригородной зоне, в 1 км от жилой зоны (обычные больницы – в 50 м). Рельеф должен быть спокойным, с небольшим уклоном для стока осадков, сухой почвой и уровнем стояния грунтовых вод не менее 0,5 м. Площадь участка зависит от системы застройки и числа коек: норма – 80-400 м 2 на койку. Плотность застройки участка не должна превышать 15% общей территории. Под зеленые насаждения отводится 60% площади, норма – 25 м 2 на койку. По периметру участка должны быть высажены в 2 ряда зеленые насаждения – деревья/кусты. Все подъездные пути и пешеходные переходы должны быть покрыты твердым покрытием.

На участке больницы должны быть предусмотрены 4 зоны: зона лечебных зданий с садом, поликлиника, патологоанатомический корпус и хоздвор. Зоны должны быть отделены защитными полосами зеленых насаждений не менее 15 м. Патологоанатомический корпус и хоздвор должны иметь отдельный выезд с другой стороны улицы. На территории инфекционной больницы выделяется «грязная» и «чистая» зоны, изолированные друг от друга полосой колючих зеленых насаждений, а у выезде с «грязной» половины должна быть асфальтированная площадка для дезинфекции автотранспорта.

Уборка территории должна производиться ежедневно. Мусоросборники снабжаются плотными крышками, стоят на асфальтированных площадках, не менее 25 м от корпусов. Мусор и пищевые отходы вывозятся ежедневно, а мусороприемники дезинфицируются.

  1. Требования к внутренней планировке больницы

Лучшая ориентация больничных палат в средних широтах – с В на З, инфекционных отделений – на Ю, ЮВ,В; операционных, реанимационных и родовых помещений – на С, СВ,СЗ; остальных – как придется.

В продолжительность выздоровления больных вносит свой вклад и сама больница, и система организации в ней больничного режима. В современной больнице выделены 10 основных структурных подразделений: 1) приемное отделение и помещение выписки больных, 2) палатные отделения, 3) лечебно-диагностические отделения: опер-блок, отделение функциональной диагностики, рентгенологическое, реанимационное, 4) лаборатории, 5) центральное стерилизационное отделение, 6) аптека, 7) служба приготовления пищи, 8) патологоанатомическое отделение, 9) АХО-служба и 10) прачечная.

Приемное отделение служит для регистрации, медосмотра, обследования, санитарной обработки поступающих больных и оказания им неотложной помощи. Планировка приемного отделения должна предусматривать принцип поточности движения поступающих и выписывающихся больных. Основные помещения приемного отделения: ожидальня с регистратурой, гардероб, справочная, смотровая, кабинет дежурного врача, помещения для санитарной обработки (раздевальная, душевая, одевальная), манипуляционная с перевязочной, боксы и диагностические палаты для больных с неясным диагнозом, санузел и подсобные помещения.

В приемном покое акушерского отделения предусматриваются две смотровые – для поступающих в физиологическое отделение и отделение патологии беременных.

В детских и инфекционных отделениях предусматриваются приемно-смотровые боксы, число которых зависит от мощности больницы : до 60 коек – 2 бокса, до 100 –3 и т.д. Приемно-смотровой бокс является основным помещением приемного отделения детской больницы. В него входят: входной тамбур (наружный), смотровое помещение, туалет, предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.

Палатная секцияявляется основой больничного отделения. Обычно в ней 30 коек для взрослых или 24 – для детей до 1 года. Это место круглосуточного пребывания больных, поэтому в них должны быть созданы комфортные условия, способствующие скорейшему выздоровлению. В палатную секцию соматического отделения входят: палаты, помещения для дневного пребывания больных, процедурная, столовая, лечебно-вспомогательные и хозяйственные помещения: кладовая для чистого белья, помещение для мытья суден, клизменная. Лучше палаты — на 2-4 койки, для тяжелобольных – однокоечные. На каждого больного должно приходиться 25 м 3 воздуха. Такой воздушный куб обеспечивается при высоте пола 3,2 –3,5 м и площади на 1-го больного – 7-7,5 м 2 (дети – 6,5м 2 ) на койку – это норма.

Размеры палат зависят от профиля и возраста больных: в палатах общего типа на взрослого или ребенка – 9 м 2 , в 2-х-коечных – соответственно 7 и 6 м 2 ; в ожоговых – 10 м 2 , интенсивной терапии – 13 м 2 .

Отделение – это объединение нескольких палатных секций. В нем предусматриваются: кабинет зав.отделением, комната старшей сестры, ординаторская, комната сестры-хозяйки, туалет для персонала.

В инфекционных отделениях имеются: полный бокс, полубокс и боксированные палаты. Полный бокс (22 м 2 ) – полностью изолирован от отделения, оборудован наружным входом с тамбуром, ванной, унитазом, палатой на 1 койку, шлюзом, где персонал переодевается в дополнительный халат, одевает маску и дезинфицирует руки. Имеется шкаф для посуды и бачок для дезинфекции посуды и пищевых отходов. Для предупреждения выноса воздушной инфекции в боксе имеется самостоятельная вентиляция, в которой вытяжка преобладает над притоком, а воздушные каналы изолированы от больничной вытяжки.

Полубокс оборудован как бокс, но имеет выход через шлюз в отделение.

Боксированные палатыимеются в детских отделениях, когда каждая койка отделена от соседней неполной стеклянной перегородкой, что предупреждает реинфекцию.

Операционный блок размещают обособленно от палат. В него входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и материальная. В современных операционных вход осуществляется через санпропускник, а для больных – через шлюз. Оперблок должен иметь два изолированных непроходимых отделения – септическое и антисептическое. Потоки в операционной делят на 1) «стерильный» — для прохода хирургов, операционных сестер и 2) «чистый» — для доставки больного, прохода анестезиологов и младшего медперсонала, удаления отходов и использованного белья. Они не должны перекрещиваться или соприкасаться. Окна операционной должны ориентироваться на Север, а световой коэффициент должен составлять 1:5, может быть кондиционер или приточно-вытяжная вытяжка.

  1. Санитарно-гигиенический режим в ЛПУ

Для предупреждения внутрибольничных инфекций большое значение имеет соблюдение гигиенических правил содержания больничных помещений и личной гигиены персоналом. Рассмотрим основные правила поддержания санитарно-гигиенического режима в ЛПУ.

  1. При поступлении в стационар больные в зависимости от состояния проходят санитарную обработку в приемном отделении: принятие душа/ванны/мокрое обтирание, стрижка ногтей, осмотр на педикулез и при его выявлении соответствующую обработку волос. После санобработки больным выдается комплект чистого нательного белья и тапочки, а в палате – постельное белье. При выписке больных нательное и постельное белье сдается в стирку.
  2. В палате отделения у больного должны быть индивидуальные стакан, ложка, зубная щетка, полотенце, мыло и могут быть – зубная паста и бритва.
  3. Гигиенические помывки – 1 раз в неделю с отметкой в истории болезни.
  4. Гигиенический уход за тяжело больными – умывание, протирание кожи лица и частей тела, полоскание полости рта – проводятся после приема пища и при загрязнении тела.
  5. Обслуживающий медперсонал должен иметь комплект сменной рабочей одежды – халат, шапочка и обувь.
  6. Перед осмотром каждого больного и после «грязных процедур» – медперсонал должен мыть руки путем 2-кратного намыливания.
  7. Для поддержания чистоты и предупреждения инфекций проводится влажная уборка – не менее 2 раз в день с применением моющих (мыльно-содовых растворов) и дезинфицирующих средств и использованием маркированного инвентаря: мытье полов, протирка мебели, оборудования, дверей;
  8. Один раз в 10 дней проводится генеральная уборка помещений — обметают потолки, стены, моют панели и полы, меняют постельное белье, пылесосом очищают одеяла
  9. Соблюдается санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ: а) унитазы и писсуары ежедневно обрабатываются 0,5% раствором хлорной извести; подкладные судна после каждого использования дезинфицируют 0,2% раствором хлорной извести; б) для уменьшения микробной обсемененности периодически включают бактерицидные лампы с непрямым облучением.
  10. От пребывания в больнице у больных возникает беспокойство и недовольство от больничной обстановки, что вызывает ухудшение их состояния. Поэтому в больницах должен соблюдаться лечебно-охранительный режим, заключающийся в устранении неблагоприятных раздражителей и включением мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на организм больного. Особое внимание придается мероприятиям, щадящим психику больного: а) необходимо помнить, что неосторожно сказанное слово может вызвать волнение и ухудшение состояния больного; б) больные стремятся прочитать историю болезни и от этого могут расстроиться – поэтому надо упорядочить хранение историй болезни; в) большое значение для покоя имеет удлинение физиологического сна – соблюдается дневной сон, в это время должна быть тишина в отделении, разговаривать тихо; использовать световую сигнализацию; г) персонал должен носить мягкую обувь; д) уборку в палатах делать после подъема больных; е) немаловажное значение имеет устранение неприятных «больничных» запахов, опрятное содержание помещений, уютная обстановка в палатах и отделении; ж) сюда же входит диетическое питание с учетом патологии больного и з) строгое соблюдение распорядка дня со стороны больных и персонала.

Планировка палат и боксов рассчитана на предупреждение внутрибольничных инфекций, которыми заражается до 10% госпитализированных больных, причем из них 2% погибает. Внутрибольничные инфекции – это абсцессы после инъекций, циститы и уретриты после катетеризации, инфекционный гепатит, гнойничковые и грибковые заболевания. Согласно определению ВОЗ, «внутрибольничная инфекция – это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате госпитализации или посещения ЛПУ с целью лечения, а таже больничный персонал при осуществлении им деятельности…».Собственно госпитальная инфекция – это инфекционные заболевания, которые возникают во время или после стационарного лечения (у рожениц – мастит, у новорожденных — сепсис; поступил больной с пневмонией — заболел дизентерией, гепатитом). Инфекция может быть занесена как больными, так и персоналом, а также вынесена персоналом из больницы в свою семью. Чем дольше ребенок лечится в стационаре, тем больше вирусов проникает в его организм, что определяется по антителам в крови, и это увеличивает пребывание ребенка в стационаре в среднем на 14 дней.

Откуда берутся патогенные стафилококки в отделении? При обследовании обслуживающего персонала выявляются носители – 54% (в т.ч. медсестер — 54%, санитарок — 70%, врачей – 42%) , среди детей – 60%, в смывах с предметов больничной среды в палатах для новорожденных – 8%, в детском отделении – 12% и хирургическом – 14%.

Основные причины внутрибольничных инфекций:

А) Внутрибольничные причины:

  1. Неполная диагностика: поступление больного с одним диагнозом, при том что он уже болен другой инфекционной болезнью (грипп, ОРЗ).
  2. Неудовлетворительный медосмотр больных при поступлении (стафилококковые заболевания в роддоме при пропущенных гнойничках).
  3. Недостаточная изоляция больных, особенно ослабленных – контакты в общих палатах, коридорах, туалетах.
  4. Недостаточный контроль медперсонала за пациентами: у больного ОРЗ ребенка невыявленный понос и он заражает других.
  5. Неудовлетворительный внутрибольничный санитарно-противоэпидемический режим: в общих местах плохая дезинфекция, белья не кипятится, палат неудовлетворительно дезинфицируются после выписки рожениц; развертываются дополнительные койки в коридорах и непалатных помещениях (что запрещается).
  6. Плохая стерилизация шприцев и инструментария (положительная бензидиновая проба на скрытую кровь).

Б) Социальные причины:

  1. Внедрение ассортимента новых диагностических и лечебных манипуляций, увеличивающих число вмешательств медаппаратуры и препаратов внутрь организма.
  2. Расширение применения лекарственных средств, подавляющих иммунитет (иммунодепрессантов).
  3. Привыкание микроорганизмов к типовым антибиотикам, что определяет эволюцию микробов.
  4. Недостаточная социально-экономическая обеспеченность больниц: скопление в одном отделении с неизлечимыми болезнями пожилых или ослабленных пациентов, требующих не столько лечения, сколько ухода в социальном учреждении.

Проблема снижения внутрибольничных инфекций – дело не только младшего и среднего медперсонала, но и лечащего врача и работников санэпидслужбы, а также руководителей здравоохранения и властных структур.

🔥 Видео

4 Генеральная уборка процедурного кабинетаСкачать

4  Генеральная уборка процедурного кабинета

Проведение уборки Виды уборокСкачать

Проведение уборки  Виды уборок

Жуткое видео из моргаСкачать

Жуткое видео из морга

Гигиена 4. Гигиенические основы планировки ЛПОСкачать

Гигиена 4. Гигиенические основы планировки ЛПО

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организацииСкачать

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организации

Зачем вставляют стальные пластины в опорных узлах стальных балок | Стальные конструкцииСкачать

Зачем вставляют стальные пластины в опорных узлах стальных балок | Стальные конструкции

Межевание. Порядок установления границ земельного участка. Что необходимо для регистрации права.Скачать

Межевание. Порядок установления границ земельного участка. Что необходимо для регистрации права.

От чего зависят РАЗМЕРЫ ПАРИЛКИ в бане, что НЕЛЬЗЯ игнорировать, планируя размеры парнойСкачать

От чего зависят РАЗМЕРЫ ПАРИЛКИ в бане, что НЕЛЬЗЯ игнорировать, планируя размеры парной

Гигиена организаций, обеспечивающих медицинскую деятельностьСкачать

Гигиена организаций, обеспечивающих медицинскую деятельность

Вебинар «Актуальные вопросы обеззараживания воздуха в медорганизациях»Скачать

Вебинар «Актуальные вопросы обеззараживания воздуха в медорганизациях»

Проектирование инженерных систем лечебно-профилактических учреждений РЕКОМЕНДАЦИИ АВОКСкачать

Проектирование инженерных систем лечебно-профилактических учреждений РЕКОМЕНДАЦИИ АВОК

Плоские алгебраические кривые и площади внутри их овалов | Григорий Михалкин | ЛекториумСкачать

Плоские алгебраические кривые и площади внутри их овалов | Григорий Михалкин | Лекториум

О стандартах кадастровой деятельности - особенности определения характеристик жилых и нежилых зданийСкачать

О стандартах кадастровой деятельности - особенности определения характеристик жилых и нежилых зданий

Как проверить качество проекта? Алгоритм проверки проектной документации.Скачать

Как проверить качество проекта? Алгоритм проверки проектной документации.

Новые требования к помещениям лечебно-профилактических учреждений и их содержанию | 24.11.21Скачать

Новые требования к помещениям лечебно-профилактических учреждений и их содержанию | 24.11.21

👧 Детское стационарное лечение с наилучшим комфортом. Стационарное лечение. ПМЦ Мать и Дитя. 12+Скачать

👧 Детское стационарное лечение с наилучшим комфортом. Стационарное лечение. ПМЦ Мать и Дитя. 12+
Поделиться или сохранить к себе: