- НТВП «Кедр — Консультант»
- Право-инфо
- ПАТЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕПИТУ: ПЛОЩАДЬ ЗАЛА ИЛИ ПЛОЩАДЬ ОБЪЕКТА?
- Как рассчитать площадь торгового зала для целей применения ЕНВД?
- Что включается в площадь торгового зала
- Что не включается в площадь торгового зала
- Документы, определяющие площадь зала
- Сложности при установлении площади торгового зала
- Способы определения физического показателя: мнения чиновников
- В суд – с доказательствами
- Итоги
- Требования к планировки, размещению, устройству и содержанию помещений организаций торговли
- 🔥 Видео
Видео:Как Сдать Торговые площади?Скачать
НТВП «Кедр — Консультант»
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Право-инфо
Видео:Калинка Малинка в Торговом центре \ Russian song Kalinka Malinka at mall by choirСкачать
ПАТЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕПИТУ: ПЛОЩАДЬ ЗАЛА ИЛИ ПЛОЩАДЬ ОБЪЕКТА?
По материалам журнала «Главная книга»
ПАТЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕПИТУ: ПЛОЩАДЬ ЗАЛА ИЛИ ПЛОЩАДЬ
А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Многие предприниматели, читая свой региональный закон о ПСН, не понимают, что указывать в заявлении на патент по торговле или общепиту: площадь торгового зала/зала обслуживания или же площадь объекта в целом? Если в законе не сказано именно о площади зала, то безопаснее указать площадь объекта. Иначе есть риск доначислений.
Минфин: ПВД по торговле и общепиту можно установить на 1 кв. м площади зала
Регионы вправе устанавливать размер потенциального дохода по ПСН на единицу физического показателя, характеризующего деятельность ИП. Как следует из НК, для торговли и общепита потенциальный доход может быть установлен :
- на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети/общепита;
- на 1 кв. м площади такого объекта.
То есть в НК ничего не сказано о том, что доходность может быть установлена на 1 кв. м площади зала. Правда, Минфин в этом никакой проблемы не видит. На многочисленные запросы бизнесменов ведомство отвечает так: перечень физических показателей, на которые регионы должны ориентироваться при установлении потенциального дохода, в НК не закрытый, поскольку с 01.01.2021 предваряется уточнением «в частности». И потому формулировка в НК никак не препятствует региональным властям устанавливать доходность по торговле и общепиту как угодно: на один объект, на площадь объекта в целом либо только на метраж торгового зала или зала обслуживания .
Получается, что на федеральном уровне большого косяка нет: НК не запрещает устанавливать налогообложение на патенте по площади зала, как это было на ЕНВД. Однако такое неоднозначное регулирование в НК привело к тому, что многие регионы прописывают в своих законах доходность по торговле и общепиту как раз без упоминания площади зала. А это существенно увеличивает налоговую нагрузку.
Что написали в региональных законах о ПСН
Доходность на 1 кв. м общей площади объекта установлена в Калужской, Владимирской, Иркутской, Новосибирской областях, в Республике Башкортостан и др.
А из некоторых региональных законов вообще непонятно, что конкретно имели в виду законодатели. Толковать их можно по-разному. Например, в Архангельской области по виду деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» размер потенциального дохода — 64 000 руб. (на 1 кв. м). Что именно является физическим показателем — 1 кв. м площади объекта в целом или площади торгового зала, догадаться трудно. Но аналогичный доход на 1 кв. м установлен и для розницы через стационарные объекты без залов, и для нестационарной торговли . Здесь двусмысленности нет: по таким объектам посчитать налог можно только по общей площади. Так что, надо полагать, налог с магазинов региональный законодатель также намеревался считать с общей площади объекта.
Кое-где положение стараются исправить. Например, в Калининградской области законотворцы поняли, что написали не совсем то, что хотели. Сначала там тоже прописали, что ИП должны платить налог исходя из общей площади магазинов и ресторанов. Но потом передумали и оперативно внесли изменения, уточнив, что доходность в региональном законе все-таки установлена на 1 кв. м площади зала, а не общей площади объекта. А налоговиков правительство региона попросило выдавать патенты исходя из площади зала, а не из площади объекта еще до вступления поправок в силу .
Аналогичным образом передумали и законодатели Свердловской области. Они приняли уточняющие поправки только в мае, но распространили их действие на весь год .
Есть регионы, в которых подход не менялся. Например, в Ярославской области ИП и раньше платили «патентный» налог из расчета доходности на 1 кв. м площади торгового зала или зала обслуживания посетителей. Правда, потенциальный доход на 2021 г. существенно вырос .
Совет. Если в вашем регионе «патентный» налог считается с площади объекта, а не зала, обратитесь в региональный законодательный орган, как рекомендует Минфин . Если таких запросов будет много, возможно, условия расчета налога пересмотрят.
Как заполнить заявление на патент
Если в региональном законе прописано, что потенциальный доход установлен на 1 кв. м площади торгового объекта или объекта общепита, то при подаче заявления на патент ИП должен указать для расчета потенциального дохода именно общую площадь магазина или ресторана .
Приведем пример. ИП в регионе с таким законом о ПСН получает патент на магазин общей площадью 185 кв. м. Как заполнить лист В заявления на патент?
В поле 010 «Код вида объекта» ИП укажет код 09 (магазин), в поле 020 «Признак объекта» — признак 2 (площадь объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал (магазина, павильона)). В поле 030 нужно указать общую площадь магазина — 185 кв. м . Площадь торгового зала магазина в этом случае не имеет значения, так как не участвует в расчете налога. Но, разумеется, она не должна превышать :
- 150 кв. м;
- региональное ограничение по площади зала, если оно установлено региональным законом о ПСН.
Например, в Ставропольском крае ИП может вести торговлю только через один магазин с площадью торгового зала от 101 до 150 кв. м, магазинов с залом от 51 до 100 кв. м может быть не больше двух и т. д.
В некоторых регионах, где по закону налог считается с площади объекта, сотрудники ИФНС ориентируют ИП указывать в заявлении на патент площадь торгового зала/зала обслуживания посетителей. Это, конечно, хорошо. Но если при этом в региональный закон о ПСН не внесут соответствующие изменения, нет гарантии, что позиция налоговиков на местах не изменится, например, после консультаций с УФНС. А тогда возможны доначисления.
Камералить у ИП на патенте нечего, поскольку декларация на ПСН не сдается. Но учитывая, что разница между общей площадью объекта и площадью зала, как правило, значительная, могут назначить выездную проверку. Тем более что для доначислений в такой ситуации налоговикам хватит инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.
Кстати, если часть магазина ИП использует в другой деятельности, например сдает в аренду, в расчете «патентного» налога по торговле ее учитывать не надо .
подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ
Письма Минфина от 09.04.2021 N 03-11-06/26557, от 18.03.2021 N 03-11-10/19511
Законы Калужской области от 25.10.2012 N 328-ОЗ; Владимирской области от 29.05.2015 N 63-ОЗ; Иркутской области от 29.11.2012 N 124-ОЗ; ч. 5 ст. 3 Закона РБ от 29.10.2012 N 592-з; ст. 5.3 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ
ст. 3 Закона Архангельской области от 19.11.2012 N 574-35-ОЗ
Закон Калининградской области от 22.10.2012 N 154 (ред. от 22.12.2020 N 494)
Закон Свердловской области от 21.11.2012 N 87-ОЗ (ред. от 20.05.2021)
Закон Ярославской области от 08.11.2012 N 47-з
Письмо Минфина от 15.02.2021 N 03-11-10/9883
Письмо Минфина от 02.04.2021 N 03-11-06/24241
пп. 36-38 Порядка заполнения заявления на патент, утв. Приказом ФНС от 09.12.2020 N КЧ-7-3/891@
подп. 3 п. 6, подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ
п. 2 ст. 2 Закона Ставропольского края от 27.11.2020 N 126-кз
Письмо Минфина от 02.04.2021 N 03-11-06/24241
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга» N 21, 2021
Видео:Юлия Вешнякова отвечает: как рассчитать эффективность торговой площади и срок окупаемости магазина?Скачать
Как рассчитать площадь торгового зала для целей применения ЕНВД?
Видео:Правила выкладки товара в торговом залеСкачать
Что включается в площадь торгового зала
Для того, чтобы применять ЕНВД, площадь торгового зала стационарного объекта розничной торговли не должна превышать 150 кв. м (п. п. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому во избежание конфликтов с налоговыми органами о правомерности уплаты ЕНВД, очень важно правильно определить такую площадь. Это не единственное условие, которое неоходимо соблюдать. Иначе можно слететь с ЕНВД. О других условиях применения ЕНВД в рознице мы рассказывали здесь.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года ЕНВД отменяют. Ряд регионов уже отказались от спецрежима. Подробности см. здесь.
В торговую площадь согласно ст.346.27 НК РФ включаются:
- часть магазина или павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, которое предназначено для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей;
- площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
- площадь проходов для покупателей;
- арендуемая часть площади торгового зала.
Видео:6 важных принципов выкладки в магазинеСкачать
Что не включается в площадь торгового зала
В подсчет площади торгового зала не включается площадь помещений, в которых не производится обслуживание покупателей (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ), а именно площади:
- подсобных помещений;
- административно-бытовых помещений;
- помещений для приемки товара;
- помещений для хранения товара;
- помещений для подготовки товара к продаже;
- коридоров, тамбуров, лестниц и вестибюлей, если они не используются для продажи товара и демонстрации его образцов (Письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-11-11/207, от 06.11.2008 N 03-11-04/3/496, Постановления ФАС Поволжского округа от 11.04.2012 N А57-3313/2011, ФАС Уральского округа от 07.12.2010 N Ф09-10082/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2010 N А32-6083/2009-63/86 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 08.04.2010 N ВАС-3890/10), ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2009 N Ф04-3918/2009(9845-А75-29));
- проходов, если они не расположены внутри торгового зала (Президиум ВАС РФ в п. 13 Информационного письма от 05.03.2013 N 157).
Мнение Минфина см. здесь.
Видео:Курс обучения "Администратор торгового зала" - 5 секретов успешного администратора торгового залаСкачать
Документы, определяющие площадь зала
В соответствии со статьей 346.27 (абз.22) НК РФ, площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Инвентаризационными и правоустанавливающими документами являются документы, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений торговли, о правах на эти объекты. К ним относятся (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ, Письма Минфина России от 15.11.2011 N 03-11-11/284, от 26.09.2011 N 03-11-11/243, от 06.09.2011 N 03-11-06/3/99, от 05.08.2010 N 03-11-06/3/117, от 22.01.2008 N 03-11-05/10):
- договоры купли-продажи, аренды (субаренды) нежилого помещения или его части;
- технический паспорт;
- планы, схемы, экспликации;
- другие документы
Отметим следующее: если в соответствии с этими документами в общую площадь зала включаются площади коридоров и тамбуров, то, по мнению Минфина России, эти площади учитывается при расчете ЕНВД (Письмо от 16.07.2012 N 03-11-11/207).
Видео:Расчет освещенности вручнуюСкачать
Сложности при установлении площади торгового зала
Следует отличать площадь торгового зала от показателя «торговая площадь», которая может быть обозначена в инвентаризационных документах. Отличие этих показателей вызывает сложности в практике подсчета физического показателя для исчисления ЕНВД, поскольку в документах БТИ (техпаспорте) своевременно не отражаются текущее переоборудование, перепланировка или изменение назначения части помещений.
Такая ситуация вызывает разногласия с налоговыми органами, которые при расчете площади торгового зала, при несовпадении фактической площади торгового зала и торговой площади по данным БТИ, в интересах бюджета принимают большую площадь. В данном случае рекомендуем как можно скорее внести правки в докумены, чтобы инвентаризационная площадь соответствовала сведениям из БТИ.
Позиция контролирующих органов по данной ситуации неоднозначна.
В некоторых своих разъяснениях фискалы говорят, что внесени6 изменений в инвентаризационные и правоустанавливающие документы обязательно (см., например, Письма Минфина России от 27.04.2018 № 03-11-11/28957, от 11.04.2014 № 03-11-11/16532).
Видео:Какие места в торговом зале приоритетны - Екатерина БогачеваСкачать
Способы определения физического показателя: мнения чиновников
В некоторых разъяснениях чиновники разрешают применять расчет физического показателя не в соответствии с инвентаризационными документами, а по фактической площади торгового зала (Письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-11-09/115). В этом случае не учитываемые площади должны быть конструктивно обособлены от торгового зала.
Согласно другим разъяснениям чиновники считают, что физический показатель можно определять исходя из фактической площади. При этом они не требуют, чтобы инвентаризационные документы соответствовали ей. Однако при этом помещения, которые в расчете площади не учитываются (подсобные, административно-бытовые и др.), должны быть конструктивно обособлены от торгового зала. Такие пояснения приведены, например, в Письме Минфина России от 26.03.2009 N 03-11-09/115
В тоже время в других случаях контроллеры предлагают провести внеплановую техническую инвентаризацию для корректировки физического показателя в инвентаризационных документах для применения его в налоговых расчетах (Письмо Минфина России от 28.01.2008 N 03-11-05/17).
Видео:Работнитки продовольственной торговлисо звукомСкачать
В суд – с доказательствами
При рассмотрении спорных ситуаций в суде налогоплательщику необходимо доказать фактическую площадь торгового зала (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N А29-10589/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2012 N А61-345/2011, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 N А42-8611/2010, ФАС Центрального округа от 15.06.2012 N А35-3273/2011, ФАС Поволжского округа от 24.12.2012 N А57-9062/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2009 N А78-3625/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 N А45-7149/2010, ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2011 N Ф03-2543/2011, ФАС Московского округа от 01.04.2010 N КА-А41/2694-10, ФАС Уральского округа от 08.10.2012 N Ф09-9981/11).
В качестве убедительных доказательств суды, как правило, принимают документы органов технической инвентаризации, которые были действительны в спорный период (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2012 N А29-6075/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.12.2012 N ВАС-16459/12)).
Документы, самостоятельно изготовленные налогоплательщиком на момент проверки, могут быть не приняты судом во внимание (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2012 N А27-5809/2011, ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2011 N А66-6259/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 08.07.2011 N ВАС-8326/11), ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 N А74-3677/2010).
Видео:Продажи в розничном магазине. Техника продаж в торговом зале. Тренинг по продажамСкачать
Итоги
Площадь торгового зала часто вызывает споры с налоговиками, т.к. именно этот показатель является компонентой для исчисления налога. К торговой относится площадь где выставлены товары. Подсобные помещения не относятся к торговым и не учитывают при подсчете налога.
Видео:Всё что нужно знать для успешной работы продавца торгового зала супермаркетаСкачать
Требования к планировки, размещению, устройству и содержанию помещений организаций торговли
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ).
В силу положений ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В целях уменьшения негативного влияния на здоровья граждан от деятельности предприятий торговли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуем при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли руководствоваться действующими санитарными, а так же принимать меры по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
В соответствии с требованиями санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли,
- в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 м 2 ;
- загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений;
- при размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций;
- территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта;
- в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли;
- территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов;
- расстояние от рынков и организаций торговли общей площадью более 1000 м2 до жилых зданий должно быть не менее 50 метров;
- не допускается размещение стационарных организаций мелкорозничной торговли напитками в розлив в неканализованных местах и без наличия водопровода;
- нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами;
- в организациях торговли, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями;
- в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;
- организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др;
- помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными;
- в организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук;
- в организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки;
- в организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается;
- в организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора;
- прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным входом;
- помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов;
- для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей;
- полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов;
- все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. В организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование;
- ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др.;
- осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов содержатся в чистоте и очищаются по мере загрязнения;
- для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой;
- в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов;
- текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости.
🔥 Видео
Пили пиво в торговом зале, закусили лящами. Покупатель вступился за охранников в магазине.Скачать
Тренинг продаж в торговом зале | Как быстро увеличить продажиСкачать
Продажи в рознице: техника продаж в торговом зале розничного магазина | Правило розничных продаж: №4Скачать
СПЕЛИ КАТЮШУ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ | ФЛЕШМОБСкачать
Современное освещение, светодизайн торговых площадей, как способ привлечения покупателей.Скачать
Расчет освещенностиСкачать
5 правил поиска помещения для вашего бизнеса. Как найти помещение под магазин, кофейню или ресторан.Скачать
Внезапно! В ТЦ хором поют "Смуглянку-молдаванку"Скачать
Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать