норматив обеспеченности населения торговыми площадями

Видео:Открытая лекция: Особенности типового проектирования предприятий торговлиСкачать

Открытая лекция: Особенности типового проектирования предприятий торговли

Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 сентября 2010 г. N 754

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

от 24 сентября 2010 г. N 754

УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее — нормативы).

2. Нормативы устанавливаются по каждому субъекту Российской Федерации и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам (далее — муниципальные образования).

3. Нормативы разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета нормативов согласно приложению и утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

4. Нормативы учитываются при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований.

5. Нормативы устанавливаются на срок действия документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и подлежат перерасчету по истечении срока их действия с учетом оценки результатов осуществления мер по развитию торговли, обеспечению доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения, а также с учетом изменения базовых показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации и состояния доходов населения.

6. Базовые показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации, используемые при расчете нормативов, корректируются каждые 5 лет по предложениям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, представляемым в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

к Правилам установления нормативов

минимальной обеспеченности населения

площадью торговых объектов

РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПЛОЩАДЬЮ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов определяются по следующим формулам:

— суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в кв. метрах на 1 тыс. человек;

— норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в кв. метрах на 1 тыс. человек;

— норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в кв. метрах на 1 тыс. человек;

— базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации в кв. метрах на 1 тыс. человек ;

При первом расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 521 кв. метру на 1 тыс. человек.

— базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по Российской Федерации в кв. метрах на 1 тыс. человек ;

При первом расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 159 кв. метрам на 1 тыс. человек.

— базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров по Российской Федерации в кв. метрах на 1 тыс. человек ;

При первом расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 362 кв. метрам на 1 тыс. человек.

— коэффициент региональной коррекции, определяемый по следующей формуле:

— коэффициент региональной коррекции в t году, при первом расчете которого используются данные за 2009 год, при последующих расчетах — год, предшествующий году, в котором проводится перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

— оборот розничной торговли на душу населения по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в t году в рублях на 1 человека, определяемый по следующей формуле:

— оборот розничной торговли по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в t году в рублях (по данным органов статистики и муниципальных образований);

— среднегодовая численность постоянного населения по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в t году (человек) (по данным органов статистики);

— оборот розничной торговли на душу населения по Российской Федерации в t году в рублях на 1 человека (по данным органов статистики);

— стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации в рублях (по данным органов статистики за декабрь t года);

— стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту Российской Федерации в рублях (по данным органов статистики за декабрь t года);

— доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли Российской Федерации в t году в процентах (по данным органов статистики);

— доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли конкретного субъекта Российской Федерации в t году в процентах (по данным органов статистики).

2. Перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по истечении срока их действия проводится по формулам 1, 2 и 3, в которых коэффициент региональной коррекции » » с целью учета изменения реальных доходов населения рассчитывается по формуле 6:

— реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту Российской Федерации в расчетном t году в процентах к предыдущему году (по данным органов статистики).

За расчетный t год принимается год, предшествующий году, в котором проводится перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

— реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту Российской Федерации в базовом году в процентах к предыдущему году (по данным органов статистики).

При первом перерасчете нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов за базовый год принимается 2009 год, при последующих перерасчетах — год, в котором проведен перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

, — реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту Российской Федерации в следующих за базовым годах в процентах к соответствующему предыдущему году (по данным органов статистики).

Видео:Обоснованные экономические показатели и нормативы (ОЭПиН)Скачать

Обоснованные экономические показатели и нормативы (ОЭПиН)

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»

Введение системы дифференцированных арендных ставок позволит привлечь в торговлю и в сектор логистических услуг организации и представителей малого бизнеса, для которых существующие арендные ставки делают бизнес экономически нецелесообразным. Региональные и муниципальные власти могут применять дифференцированные арендные ставки на территориях, где выявлен дефицит торговых площадей. Для эффективного применения данного механизма необходимо использовать Методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (Приложение к Правилам установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 754). В рамках реализации данного механизма будет необходимо провести оценку обеспеченности населения торговыми площадями различных типов и форматов с целью выставления пригодных для торговых организаций объектов или их частей на тендер или аукцион с объявлением минимальной начальной арендной ставки и указанием профиля организаций, приглашаемых для участия.

Видео:Конференция "Регулирование отношений при размещении нестационарных торговых объектов"Скачать

Конференция "Регулирование отношений при размещении нестационарных торговых объектов"

Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов

При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.

Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.

В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.

В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе — 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м — по непродовольственным това­ра­м. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах — 220 кв. м.

Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).

Один из последних принятых в СССР документов — Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях — 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях — 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)

Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.

В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск. Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.

Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.

Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.

В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина — свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.

После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);

количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).

В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Roпрод и Roнепрод приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров

Наименование товарных групп

Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (ч)

Среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы)

Норматив потребности в торговой площади для i-товарной группы (кв. м на 1000 человек)

Видео:Вебінар "Національна стратегія доходів та зміни за 2023 рік: що потрібно врахувати зараз?"Скачать

Вебінар "Національна стратегія доходів та зміни за 2023 рік: що потрібно врахувати зараз?"

Новые измерения в душе населения

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

Правительство РФ решило разобраться с «магазинами на душу населения», опубликовав постановление нормативов обеспеченности магазинами в поселках и городах. Документом определены показатели минимальной торговой площади, число магазинов и расстояние между ними, а также вводится базовый показатель минимальной обеспеченности площадью торговых объектов, на которой ведется продажа продовольственных товаров.

По мнению законодателей, на 1000 человек должно приходиться 202 кв. м, для непродовольственных товаров – 387 кв. м на 1000 человек. Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов установлен в 0,5 км, для города – 0,25 км. Кроме того, постановлением вводится число магазинов: при плотности населения до 5000 человек на 1 кв. км – 2 торговых объекта местного значения, от 5000 до 10 тыс. человек на 1 кв. м – 4 торговых объекта, от 10 тыс. до 15 тыс. – 6 торговых объектов. Свыше 15 тыс. – 8 торговых объектов. Под торговым объектом чиновники понимают отдельный магазин (вне ТЦ) смешанного ассортимента площадью до 300 кв. м. В свою очередь, при расчете норматива в муниципальном образовании с населением более 500 тыс. человек используется понятие «крупный торговый центр» с площадью более 5000 кв. м, с населением от 100 тыс. до 500 тыс. – более 3000 кв. м, в муниципальном образовании с численностью до 100 тыс. – более 1500 кв. м.

По информации ведомства, количество магазинов остается прежним, но уже большей площадью в соответствии с численностью населения. Эти показатели используются для расчета по формулам, в которых также учитываются расходы населения на покупку товаров в субъекте РФ в 2015 году (по данным Росстата о доходах и расходах населения), инфляция, доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли в регионе, муниципалитете. Кроме того, учитывается объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров. Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG, отмечает, что принятие новых норм можно считать положительным хотя бы по той причине, что нормативные базы в сфере коммерческой недвижимости сильно устарели. «Раньше у девелоперов, реализующих проекты комплексного освоения территорий, не было никаких обязательств и нормативов по строительству форматных торговых площадей, – поясняет г-н Колокольников. – Конечно, практически во всех новостройках предусмотрены коммерческие помещения на первых этажах, однако все же они непригодны для форматной торговли. После принятия данного постановления торговая инфраструктура в КОТах будет рассчитываться так же, как и социальная, исходя из общего числа жителей, что, на мой взгляд, правильно. Однако поскольку данные нормативы создавались без привлечения профессиональных консультантов в области коммерческой недвижимости, в них есть некоторые противоречия».

По мнению законодателей, на 1000 человек должно приходиться 202 кв. м, для непродовольственных товаров – 387 кв. м на 1000 человек. Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов установлен в 0,5 км, для города – 0,25 км. Кроме того, постановлением вводится число магазинов: при плотности населения до 5000 человек на 1 кв. км – 2 торговых объекта местного значения, от 5000 до 10 тыс. человек на 1 кв. м – 4 торговых объекта, от 10 тыс. до 15 тыс.– 6 торговых объектов. Свыше 15 тыс.– 8 торговых объектов. Под торговым объектом чиновники понимают отдельный магазин (вне ТЦ) смешанного ассортимента площадью до 300 кв.м. В свою очередь, при расчете норматива в муниципальном образовании с населением более 500 тыс. человек используется понятие «крупный торговый центр» с площадью более 5000 кв. м, с населением от 100 тыс. до 500 тыс.– более 3000 кв. м, в муниципальном образовании с численностью до 100 тыс.– более 1500 кв.м.

Сергей Егоров, генеральный директор Forum Properties, более категоричен. «Нашим властям все неймется – дай только что-нибудь порегулировать,– вздыхает г-н Егоров.– Тот факт, что потенциальный субъект регулирования сам справится с задачей гораздо успешнее, видимо, совсем не имеет значения. И уж только наивный человек может полагать, что чиновники стремятся упростить жизнь бизнесу. Хочется верить, что один из основных российских законов о том, что суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения, сработает и на этот раз. Самая разумная реакция – вообще проигнорировать».

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

Что касается предлагаемых нормативов по минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то в RRG называют их «относительно адекватными показателями». «Однако предлагаемая в документе терминология вызывает массу вопросов,– говорит Денис Колокольников.– К примеру, под торговым объектом подразумевается магазин смешанного ассортимента площадью до 300 кв.м. В действительности магазинам формата “универсам”, которые обычно занимают крупные торговые сети, требуется минимум 350 кв.м. То же самое касается и термина “крупный торговый центр”: обычно на рынке недвижимости к таким объектам относят здания с торговой площадью 50–80 тыс. кв. м. В предложенном документе указан минимум в 5000 кв. м, что в действительности больше характерно для ТЦ районного масштаба».

По оценкам игроков, новые нормы не скажутся на показателе обеспеченности торговыми площадями, поскольку у всех своя методика расчетов. К примеру, западные консультанты не учитывают объекты, площадь которых менее 5000 кв.м. В RRG, в свою очередь, при проектировании, наоборот, учитывают разные площади.

норматив обеспеченности населения торговыми площадями

Тем временем Минпромторг озаботился еще и сокращением количества торговых мест на рынках: чиновники собираются рассчитать для каждого региона минимум торговых площадей и мест для продаж овощей и фруктов, молочной и мясной фермерской продукции на рынках, который должен приходиться на 1000 человек. В Минпромторге полагают, что именно этот шаг может остановить процесс исчезновения рынков и дать производителям дополнительные каналы сбыта. Предполагается, что в расчетах эксперты будут руководствоваться формулой с несколькими переменными: базовый показатель минимальной обеспеченности населения местами на рынках, зональный коэффициент его корректировки, минимальная обеспеченность региона торговыми площадями и фактическая. При оценке выполнения норматива будут учитываться все виды рынков: специализированные сельскохозяйственные и до 30% площадей универсальных. В государственном ведомстве считают, что все это позволит производителям овощей и фруктов и их дистрибуторам, неспособным попасть в торговые сети, иметь дополнительный канал сбыта. Сейчас, по данным Минпромторга, оборот рынков в структуре розничных продаж в течение 2006–2014 годов снизился с 19,6% до 8,8%. Число торговых мест за этот период сократилось в три раза – с 1,2 млн до 394,4 тыс. Наиболее высокими темпами шло сокращение торговых мест на рынках вещевых, специализирующихся на продаже продуктов питания и универсальных. Однако количество мест на сельскохозяйственных рынках при этом росло – в Минпромторге сообщают, что это говорит о стабильности спроса. Действующие нормы градостроительного проектирования предполагают, что на 1000 человек должно приходиться 24–40 кв. м торговых площадей, или 4–6,5 торговых мест. Пока же средняя фактическая обеспеченность торговыми местами по реализации продуктов питания на рынках варьируется от 0,3 места на 1000 человек населения в Уральском округе до 2,7 и 3,1 места в Крымском и Северо-Кавказском округах; норматив минимальной обеспеченности торговыми местами на розничных рынках выполняется только в 23 субъектах Российской Федерации.

В свою очередь, эксперты пока не совсем понимают, как обеспечить выполнение нового норматива, называя его непродуманным.

Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Group:

– Не секрет, что уровень обеспеченности торговыми объектами является одним из основных индикаторов качества жизни в стране. В некоторых регионах до сих пор данные нормативы тяжело выдержать из-за ряда факторов, но социальной задачей правительства является именно жизнеобеспечение всех граждан вне зависимости от их места поселения. Экономически же такие меры обоснованы с точки зрения удержания жителей в мелких населенных пунктах, что является косвенной мерой по развитию сельского хозяйства в России.

Рынок профессионального сетевого продуктового ритейла уже давно развивается в населенных пунктах с 10 тыс. жителей. Пока глобально это коснулось только областей и крупных городов с хорошими показателями доходов на душу населения. Нишу более мелких поселков занимают частные предприниматели, которые, к сожалению, не в состоянии выдержать относительно приемлемое качество и низкие цены, но в тот момент, когда интерес крупных федералов дойдет до мелких поселений, данный класс предпринимателей не выживет. Возможно, указанное постановление спровоцирует соглашения местных властей и сетевых операторов о предоставлении льготных помещений под устройство супермаркетов в необходимых чиновникам местах, но движение в этом направлении поставит вопрос о финансировании таких проектов, что для предпринимателей может быть экономически нецелесообразно.

До сих пор остаются так называемые места тяжелой доступности, где обеспечение товарами первой необходимости затруднено из-за плохих дорог, и пока непонятно, как технически в таких случаях положения постановления будут воплощены. Кроме того, рынок продуктового ритейла и товаров первой необходимости пока вполне не развит, поэтому прямая заинтересованность чиновников в развитии предпринимательства в рамках менее развитых областей регионов может стать важной социальной мерой. В целом же нововведение ставит больше вопросов, чем дает ответов.

💥 Видео

1.5 КПВ Международная торговляСкачать

1.5 КПВ Международная торговля

Видеоинтервью, приуроченное ко Дню работников торговлиСкачать

Видеоинтервью, приуроченное ко Дню работников торговли

Координационный совет стратегического развития: о развитии ЖД районаСкачать

Координационный совет стратегического развития: о развитии ЖД района

Благоустройство, инженерная инфраструктура и «социалка»: что нужно девелоперам, а что государству?Скачать

Благоустройство, инженерная инфраструктура и «социалка»: что нужно девелоперам, а что государству?

Заседание комиссии по экономике, промышленности и предпринимательствуСкачать

Заседание комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству

Научно- практическая конференция «Качество товаров и услуг- основной фактор конкурентоспособности тоСкачать

Научно- практическая конференция «Качество товаров и услуг- основной фактор конкурентоспособности то

«15» Развитие торгового предпринимательства в БердскеСкачать

«15» Развитие торгового предпринимательства в Бердске

Конференция «Культурная карта России: механизмы развития инфраструктуры чтения в регионах»Скачать

Конференция «Культурная карта России: механизмы развития инфраструктуры чтения  в регионах»

Публичные слушания (разрешение на мелкую розницу) 30.10.17Скачать

Публичные слушания (разрешение на мелкую розницу) 30.10.17

Все, что нужно знать о ВВП и ВНП для ЕГЭСкачать

Все, что нужно знать о ВВП и ВНП для ЕГЭ

Прибыль рабочего и прибавочная стоимостьСкачать

Прибыль рабочего и прибавочная стоимость

Автомобильные стоянки – фактор комфорта (на примере РНГП Хабаровского края)Скачать

Автомобильные стоянки – фактор комфорта (на примере РНГП Хабаровского края)

Третье видео Актуальные проблемы коммерческого праваСкачать

Третье  видео Актуальные проблемы коммерческого права

Будущее за цивилизовоной торговлейСкачать

Будущее за цивилизовоной торговлей

Формирование структурированных характеристик объекта закупки в извещении об осуществлении закупкиСкачать

Формирование структурированных характеристик объекта закупки в извещении об осуществлении закупки
Поделиться или сохранить к себе: