- Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
- Сенная площадь
- Кокушкин мост
- Здание полицейской части
- Гражданская, 19. Дом Раскольникова
- Убивать не обязательно: маршрут по следам «Преступления и наказания»
- Казначейская, 7. Дом купца Алонкина
- Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы
- Трактир «Хрустальный дворец»
- Вознесенский мост
- Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой
- Дом Родиона Раскольникова
- Петербург Достоевского: маршрут по местам романа «Преступление и наказание»
- Схема маршрута Петербург Достоевского по следам Раскольникова
- Сенная площадь
- Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской 7 — дом Достоевского
- Дом Раскольникова на Гражданской 19
- Кокушкин мост — символ безысходности
- Юсуповский сад
- Дом со шпилем на Садовой 55-57 — гостиница «Пале-де-Кристаль»
- Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104
- Полицейский участок — канал Грибоедова 99, у Львиного моста
- Вознесенский мост
- Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73
- О чём подумать, куда идти дальше
- Экскурсии по теме «Петербург Достоевского»
- Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
- Полезные ссылки и информация
- Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах
- Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах
Видео:Теория РаскольниковаСкачать
Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
Большинство из нас знает парадный Петербург — его дворцы и просторные площади, нарядные соборы и музеи. Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает совсем другой город — холодный и жестокий — это трущобы, нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники, это атмосфера тупика и безысходности.
Действие романа происходит на улицах, расположенных рядом с Сенной площадью и на самой площади. На бульваре Раскольников встречает опозоренную девочку, перед каланчой застреливается Свидригайлов, на улице затоптан лошадьми Мармеладов и на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна.
80515
автор: Дмитрий Казаков
Сам писатель точно описал все места, где происходит драма. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост.
Видео:Раскольников в городе: почему преступление могло случиться только в Петербурге?Скачать
Сенная площадь
Сенная площадь. Санкт-Петербург. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна».
Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» — он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием». Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.
«Он вошел на Сенную. Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю».
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
Видео:Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Почему Раскольников признался в убийстве?Скачать
Кокушкин мост
Кокушкин мост. Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.
Видео:ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ - Экранизация / Все серииСкачать
Здание полицейской части
После убийства Раскольникова вызывают в полицейскую контору, по поводу задолженности за квартиру. Из-за переживаний у него начинается 4-х дневний жар и бред. И именно сюда, 20 июля с повинной явился Родион.
За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. До революции здесь размещался 3-й полицейский участок Казанской части.
Адрес: ул. Садовая, 28
Видео:ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА — Лужин и Свидригайлов (по роману «Преступление и наказание»)Скачать
Гражданская, 19. Дом Раскольникова
Дом Раскольникова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С–м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К–ну мосту».
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев».
В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Видео:Подкаст. Кто был прототипом Родиона Раскольникова?Скачать
Убивать не обязательно: маршрут по следам «Преступления и наказания»
Поиск теней романа «Преступление и наказание» в реальных домах Петербурга может показаться странным занятием. Однако трудно удержаться и не пройти маршрутами Родиона Раскольникова, когда автор так точно описывает существующие постройки, хоть и сокращает топонимы. К тому же и сам Раскольников как бы приглашает проследить его путь, отсчитывая на страницах количество шагов между пунктами назначения.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».
Главный герой романа, Родион Романович Раскольников, живет на чердаке в квартире, похожей на шкаф, в пятиэтажном доме. По версии исследователей, прообраз его дома стоит на Гражданской улице, 19 («Дом И. Иохима»). На угловом фасаде здания установлена мемориальная доска с портретом писателя и надписью: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
На портале Citywalls.ru несколько лет назад развернулась бурная дискуссия: действительно ли в этот дом Достоевский «поселил» Раскольникова. В споре ссылаются на статьи исследователей, некоторые готовы отсчитывать шаги, чтобы доказать или опровергнуть причастность дома к роману. Однако в комментариях один из пользователей, бывавший на экскурсии в особняке, отметил, что до чердачной каморки ведут 13 ступенек — как и в романе.
От дома Раскольникова пройдем по Столярному переулку в сторону канала Грибоедова. На первом перекрестке с Казначейской улицей свернем направо. Здесь на берегу стоит здание Казенной палаты.
Советский культуролог Николай Анциферов отмечал, что постройка на набережной канала Грибоедова, 73 (Казначейской улице, 13) описана с топографической точностью в романе «Преступление и наказание». В губернском учреждении Достоевский разместил Соню Мармеладову.
«Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
Однако во времена Достоевского здание было двухэтажным. Казенная палата работала до своего упразднения в 1918 году. В середине XX века на здании выросла надстройка в два этажа с фасадом в стиле «сталинского» классицизма.
Если у дома Сони, стоя лицом к каналу Грибоедова, посмотреть направо, мы увидим Вознесенский мост.
«Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду».
По Вознесенскому мосту Раскольников несколько раз ходил к старухе-процентщице, здесь же предавался размышлениям. С этой переправы в канаву (Грибоедова или Екатерининский канал) в воду бросилась мещанка Афросиньюшка, рядом с мостом Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих детей петь, танцевать и просить подаяния.
До дома, где произошло главное событие романа, можно пройти вниз по течению канала Грибоедова (или канавы). Дойти нужно до Харламова моста. На пересечении набережной и Средней Подьяческой улицы стоит дом, в котором обитала книжная старуха-процентщица Алена Ивановна.
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома».
Среди исследователей меньше всего разногласий вызывает именно этот адрес. Сходятся и описания дворов, и сторон, на которые смотрят окна. Убийство Раскольников совершает в доме, прообразом которого стала постройка на набережной канала Грибоедова, 104 (Дом Ивана Вальха). Достоевский описывает обычный доходный дом, а сейчас его охраняют как памятник архитектуры.
Вход в квартиру «крошечной, сухой старушонки» с «вострыми и злыми глазками» находился во втором дворе дома, вход в который можно найти со стороны Средней Подьяческой улицы. Раскольников подсчитал, что от его дома до дома жертвы 730 шагов. Расстояние по прямой между двумя зданиями — 530 метров.
За полвека до выхода «Преступления и наказания» в доме старухи-процентщицы жил Александр Сергеевич Грибоедов. Здесь же, по свидетельству его друга С. Н. Бегичева, он написал первые сцены комедии «Горе от ума».
От дома старухи-процентщицы пройдем по проспекту Римского-Корсакова. На Вознесенском проспекте свернем направо и пройдем до перекрестка с Садовой улицей. Напротив нас четырехэтажное здание с зелеными фасадами.
«Ба! „Хрустальный дворец“!
„Газеты есть?“ — спросил он, входя в весьма просторное и даже опрятное трактирное заведение о нескольких комнатах, впрочем довольно пустых».
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1862 году трижды (по правилам времени) дали объявление: «Вновь открыта гостиница „Пале-де-Кристаль“, по Садовой улице и Вознесенскому проспекту, в доме госпожи Вонлярлярской, где можно получать нумера для приезжающих, обеды и закуски из лучших блюд; вино по сходным ценам».
В ранней редакции романа Достоевский отмечал, что Раскольников зашел в эту гостиницу, так как знал, что в ней есть газеты. Там он хотел прочитать об убийстве старухи. В «чистовике» гостиница с названием на французский манер превратилась в хмельной трактир «Хрустальный дворец». Вводя его в роман, Достоевский с иронией намекал на труд Чернышевского «Что делать?» и констатировал — вместо «хрустальных дворцов» народ получил кабаки.
Местоположение реального «Хрустального дворца» не однозначно для исследователей романа. В разных источниках можно найти несколько адресов, по которым якобы располагался трактир. Путаницу в том числе внесли комментарии жены Федора Достоевского Анны Григорьевны. Согласно ее указаниям, тот самый трактир находится еще дальше по Садовой улице, аж на пересечении с нынешним Московским проспектом.
Исследователи предполагают, что Анна Достоевская назвала «Хрустальным дворцом» трактир, в котором в шестой части романа Раскольников встречается со Свидригайловым. К тому же на проспекте действительно открыли кабак «Хрустальный дворец», но уже после публикации романа, как бы по его следам. Впрочем, противоречие исследователи романтично объяснили «принципиальной двойственностью, призрачностью картины Петербурга в романе».
Завершить прогулку логично у дома, где в романе располагалась полицейская контора. Сюда Раскольников пришел с повинной. К конторе пройдем по Садовой улице, свернем к Кокушкину мосту, а перейдя через него — направо.
«„Что ж, это исход! – думал он [Раскольников], тихо и вяло идя по набережной канавы. – Все-таки кончу, потому что хочу…“
В контору [от его дома] надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, – может быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот».
Полицейскую контору разные исследователи «размещают» в разных частях описываемого квартала. Многие сходятся на том, что Достоевский взял за прототип реальный полицейский участок. Отделение блюстителей закона в середине 60-х годов XIX века находилось на набережной Екатерининского канала (Грибоедова), 67. Помещения в доме занимала полицейская контора 3-го квартала Казанской части. Интересно, что незадолго до начала работы Достоевского над романом реальная контора так же «переехала на новую квартиру», как и ее книжный прототип.
Однако в романе Раскольников направляется в полицию и проходит мимо «вчерашней улицы» и видит «тот дом». Исследователи уточняют, что это невозможно — в границах 3-го квартала Казанской части такой точки обзора не существует. Указания текста и реальное расположение здания снова списали на двойственность и призрачность города в романе.
Видео:В чем смысл «Преступления и наказания» Достоевского?Скачать
Казначейская, 7. Дом купца Алонкина
Дом купца Алонкина. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина.
Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина — будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.
«Четвертого октября, в знаменательный день первой встречи с будущим моим мужем, я проснулась бодрая, в радостном волнении от мысли, что сегодня осуществится давно лелеянная мною мечта: из школьницы или курсистки стать самостоятельным деятелем на выбранном мною поприще. В двадцать пять минут двенадцатого я подошла к дому Алонкина и у стоявшего в воротах дворника спросила, где квартира №13. Он показал мне направо, где под воротами был вход на лестницу. Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников. Квартира №13 находилась во втором этаже. Я позвонила, и мне тотчас отворила дверь пожилая служанка в накинутом на плечи зеленом в клетку платке. Я так недавно читала «Преступление», что невольно подумала, не является ли этот платок прототипом того драдедамового платка, который играл такую большую роль в семье Мармеладовых».
Анна Достоевская, «Воспоминания»
Видео:Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?Скачать
Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы
Дом старухи-процентщицы. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица.
«Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.
Видео:Преступление и Наказание глазами психиатра -чем страдал Раскольников, в чем суть романа ДостоевскогоСкачать
Трактир «Хрустальный дворец»
На сегодняшний день трактир канул в небытие. Если сопоставить факты, то получается, что то что было трактиром в романе, ныне — “Дом со шпилем». Питейное заведение Достоевский помещает в угловой дом Вонлярской, выходивший на Большую Садовую улицу и Вознесенский проспект. Здесь главный герой выслушал исповедь Свидригайлова.
Адрес: ул. Садовая, 44
Видео:Преступление и наказание | Краткий пересказСкачать
Вознесенский мост
Вознесенский мост через канал Грибоедова. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.
«Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении… Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…».
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
Видео:Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. ДостоевскогоСкачать
Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой
Дом Сони Мармеладовой. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания — тупой угол.
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
«Преступление и наказание», Федор Достоевский
Видео:Для чего Родион Раскольников совершает преступление?!/ Русская литература.Скачать
Дом Родиона Раскольникова
Главный герой рома проживает в четырехэтажном доме. Квартиру снимал на последнем этаже. Примечательно, что в этом доме Достоевский и сам когда-то снимал жилье. Как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. Сейчас на стене установлен горельеф «Дом Раскольникова». Однако для свободного помещения закрыт. Является жилым и на дверях установлен домофон.
Видео:По местам РаскольниковаСкачать
Петербург Достоевского: маршрут по местам романа «Преступление и наказание»
Жизнь и творчество Достоевского связана с разными районами Петербурга. Сегодня предлагаю пройтись по маршруту Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», в который входит и так называемый «Достоевский квартал». Петербург Достоевского не всегда тождественен реальному Петербургу, писатель хоть был и щепетилен в деталях, но иногда менял этажность домов и их расположение.
Маршрут Достоевского по следам Раскольникова короткий, не спеша можно обойти за час. Основная его часть — это путь от дома, где жил герой, до дома старух процентщицы. В некоторых путеводителях путают расположение домов, в частности полицейского участка и «Дома со шпилем». В предлагаемом маршруте Раскольникова все объекты расположены как в романе, во всяком случае так утверждают исследователи-достоевисты.
Хотите пройти похожий маршрут с гидом, записывайтесь на экскурсию по ссылке:
Столярный переулок, «Достоевский квартал»
Видео:Раскольников и Соня: громкое чтениеСкачать
Схема маршрута Петербург Достоевского по следам Раскольникова
Маршрут по местам Достоевского на картинке с пометками из 11 значимых мест. Нулевой Сенная площадь. Конечная точка — дом Сонечки Мармеладовой.
Ещё два адреса не вошли в маршрут.
- Под номером 10 отмечено здание по адресу Вознесенский проспект 22, которое не вошло в маршрут. Здесь была гостиница Блюмера, где Разумихин снял номер для сестры и матери Раскольникова, когда те приехали в Петербург.
- В начале Вознесенского, дом 3-5 (доходный дом Гавриловой), был тот самый камень, под который Раскольников спрятал украденные у старухи деньги. Супруга Достоевского Анна Сниткина утверждала, что писатель лично показывал ей этот камень.
Поэтому, при желании, можете посетить ещё и эти два места.
А вот интерактивная карта маршрута Петербург Достоевского, можете перенести её на на свой смартфон.
Видео:«Преступление и наказание». Двойники и антиподы Раскольникова. Видеоурок 30. Литература 10 классСкачать
Сенная площадь
Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.
Сенная площадь
Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.
На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.
Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова
Видео:Литература 10 класс (Урок№32 - Роман «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова.)Скачать
Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской 7 — дом Достоевского
Наш путь лежит к дому, где жил Достоевский с 1864 по 1867 год. Это дом купца Н.И. Олонкина на улице Казначейская 7.
От Сенной площади переходим на другую сторону канала Грибоедова по Сенному мосту. Этого моста не было в те времена, поэтому наши герои обычно ходили по Кокушкину мосту, но мы к нему ещё вернемся.
Сенной мост
Через первую же арку левее от моста выходим дворами на Казначейскую улицу.
Арка за Сенным мостом
Можно пройтись и по Столярному переулку, но дворами будет более аутентично.
Дом Достоевского находится на углу Столярного переулка и Казначейской улицы. Он любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так как именно там можно было наблюдать «сгусток жизни», а в перекрёстке писатель видел символ креста — искупления грехов.
Казначейская ул., слева дом Достоевского
На доме висит мемориальная табличка.
Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский
Здесь он и писал «Преступление и наказание». Также с этим домом связано написание романа «Игрок». Как-то во время поездки в Баден-Баден он подчистую проигрался в карты. Вернувшись в Россию ему пришлось подписать кабальный контракт с одним издателем, по которому если он не успеет сдать роман к определенному сроку, то должен будет отдать всё, что у него есть.
Вот тогда ему и посоветовали нанять стенографистку Анну Сниткину, благодаря которой он и успел написать за 26 дней роман «Игрок». Впоследствии она стала его женой. Правда любовь была не взаимной, он скорее женился на ней из сострадания.
Видео:Для чего Раскольников идёт к Соне / Русская литература.Скачать
Дом Раскольникова на Гражданской 19
На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.
Дом Раскольникова на Гражданской 19
В 1999 году на углу дома Раскольникова разместили горельеф с надписью, авторами которой являются Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.
Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова
На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду. В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой.
Раскольников очень переживал по поводу своей бедности. Он был на грани ухода из университета, так как просто не в чем было ходить. Но в момент обдумывания преступления мысли его резко поменялись. Как-то он шёл по улице в вычурной шляпе и один кучер обозвал его «немецким шляпником», и вместо того чтобы расстроиться из-за своего внешнего вида, он подумал, а действительно, нельзя идти в такой заметной шляпе на преступление, заметят же.
Исследователи спорили, а точно ли этот тот самый дом Раскольниква. Ведь у него нет мансарды, и расстояние до дома старухи процентщицы в реальности длиннее. Но писатель хоть и был щепетилен в деталях, однако Петербург в романе не совсем тождественен настоящему. Достоевский иногда менял этажность домов и переносил их адреса.
В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.
Гражданская улица, «Достоевский квартал», вид от Вознесенского проспекта
Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.
Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.
Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова
Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.
Видео:Почему Раскольников убил старуху? #итоговоесочинениеСкачать
Кокушкин мост — символ безысходности
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С[толярн]ом переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушки]ну мосту» — так начинается роман Достоевского «Преступление и наказание».
Вот и мы направляемся от дома Раскольникова по Столярному переулку к Кокушкину мосту.
Кокушкин мост Вид с Кокушкина моста на Столярный переулок (справа), канал Грибоедова слева. по центру доходный дом Ратькова — Рожнова
Район Кокушкина моста от дома Раскольникова до дома Сони Мармеладовой ещё называют «Достоевский квартал». Бытует мнение, что под Петербургом есть геологические разломы. И как раз один из них в этом месте. Поэтому этот район такой депрессивный.
Кокушкин мост, вид со стороны Сенного моста Кокушкин мост, вид со стороны Вознесенского моста. Слева доходный дом Ратькова — Рожнова, правее дом Зверькова-Никитина, где жил Гоголь
Место это привлекало многих писателей, в том числе Пушкина и Лермонтова. Гоголь жил здесь в угловом доме по адресу Столярный 18 (доходный дом Зверкова-Никитина), поэтому многое связано здесь и с ним.
Кокушкин мост примечателен ещё и тем, что с обоих сторон замкнутая перспектива, канал Грибоедова изгибается и взгляд упирается в дома. Многие считают это символом безысходности.
Видео:10 класс. Литература. Сны Раскольникова (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание")Скачать
Юсуповский сад
От Кокушкина моста выходим на Садовую улицу и поворачиваем направо.
К Садовой от Кокушкина моста
Идём до Юсуповского сада.
Юсуповский сад
Этот яркий оазис среди городской застройки расположен в начале проспекта Римского-Корсакова. Как раз в 1863 году его сделали доступным для всеобщего посещения. И это не осталось без внимания Достоевского. Тогда в Петербурге увлекались уплотнительной застройкой и было не продохнуть. Поэтому очень часто в интеллигентной среде обсуждались вопросы благоустройства города. Достоевский также любил порассуждать на эту тему.
Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского
Вот и в романе «Преступление и наказание» следую к месту преступления вдруг неожиданно думает о таких отвлечённый вещах:
«…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».
Это лишний раз говорит о том, что Раскольников шёл на преступление скорее не из-за денег, а просто хотел поднять свою значимость.
В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Они сняли эту квартиру, чтобы у их дочери была возможность гулять в саду в жаркие июльские дни.
Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй
Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Именно там жил Разумихин, человек с которым у Раскольникова было самое тесное общение. В последствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил тот самый «кабальный» издатель из реальной жизни Достоевского.
Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание
Но мы выходим из Юсуповского сада и следуем далее по маршруту Петербург Достоевского — по Садовой до «Дома со шпилем».
Выходя из Юсуповского сада двигаемся налево по Садовой до дома со шпилем
Дом со шпилем на Садовой 55-57 — гостиница «Пале-де-Кристаль»
Красивый дом со шпилем на углу улицы Садовой и Вознесенского проспекта отмечен в романе как «Хрустальный дом»:
«Он вышел в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!»
Дом со шпилем, гостиница «Пале-де-Кристаль», в романе как «Хрустальный дом», Садовая 55-57 на углу с Вознесенским проспектом
Во времена Достоевского здесь была гостиница «Пале-де-Кристаль». Писатель любил заходить сюда, чтобы почитать криминальные сводки из газет. Именно там он и вычитал случай об убийстве старухи, который, правда, произошёл в Москве.
«На углу Садовой и Вознесенского я набрел на одну гостиницу, и так как я знал, что в ней есть газеты, то и зашел туда, чтобы прочесть в газете, под рубрикой ежедневных событий, о том, что там написано об убийстве старухи.» — писал Достоевский.
В этом «Хрустальном доме» по роману произошли встречи Раскольникова с Мармеладовым и Свидригайловым.
Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104
Далее мы подходим снова каналу Грибоедова, но с другой стороны. Идём мы к тому самому месту преступления. Дом где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна — канал Грибоедова 104. Дом находится прямо у Харламова моста.
Внешне дом напоминает утюг, его так и прозвали — «дом-утюг».
Дом старухи процентщицы, канал Грибоедова 104
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».
Раскольников зашёл во двор со стороны Средней Подьяческой улицы.
Прямо — Проспект Римского-Корсакова, налево за домом 104 улица Средняя Подьяческая, туда и свернул Раскольников
Вы и сейчас можете пройти в открытую арку. Дом после ремонта, двор выглядит очень чисто, стены покрашены свежей краской, везде стеклопакеты. Так-что сейчас ничего общего с той обстановкой.
Двор дома старухи процентщицы Двор дома старухи процентщицы
Со двора выходим через другую арку на канал Грибоедова, как и сделал Раскольников.
Выход со двора на канал Грибоедова
Внешне, со стороны канала Грибоедова, всё выглядит исторически достоверно.
Вход в арку со стороны канала Грибоедова Набережная канала Грибоедова, вид на Харламов мост со стороны дома старухи процентщицы
Полицейский участок — канал Грибоедова 99, у Львиного моста
Двигаемся по набережной канала Грибоедова до Львиного моста. На другой стороне канала слева угловой дом по адресу канал Грибоедова 104. Здесь располагался полицейский участок, куда по адресу был прикреплён Раскольников.
Полицейский участок на канале Грибоедова 99, у Львиного моста
Как раз в день преступления его и вызвали в этот участок. Он кончено испугался и думал, что его «вычислили». Но оказалось, что его вызвали за неуплату за хозяйке квартиры, где он жил.
Дом где располагался полицейский участок в романе Достоевского «Преступление и наказание», канал Грибоедова 99
После этого Раскольников ещё два раза посещал полицейский участок. Оба раза пытался сознаться, но получилось только во второй раз не без помощи Сонечки Мармеладовой.
Вознесенский мост
В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.
Вознесенский мост
Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.
«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».
Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления, вид на Кокушкин мост
В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.
Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост
И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 ( доходный дом Гавриловой ) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.
Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.
Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.
Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73
Недалеко от Вознесенского моста, на углу канала Грибоедова и Казначейской улице стоит дом номер 73 тупым углом выходящий на канал. Считается, что именно здесь жила Соня Мармеладова.
Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73
В романе «Преступление и наказание» оно трёхэтажное и зелёного цвета, а реальности четыре этажа. Но как я уже писал, Достоевский любил слегка менять этажность.
«Сюда, сюда, ко мне! ..вот здесь я живу. Вот этот дом, второй отсюда…» — говорит Соня находясь на Вознесенском мосту.
Соня снимала здесь комнату и угловатость этого дома, передавшая такую же искривлённость комнате, символизирует неустроенную судьбу девушки.
«…это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».
Дом Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания» Достоевского
Соня посвятила свою жизнь Богу и много сделала, чтобы Раскольников пришёл к раскаянию.
О чём подумать, куда идти дальше
На этом наш маршрут по местам Раскольникова заканчивается, но Петербург Достоевского продолжается. С великим писателем связаны и другие места Петербурга.
А главной идей нашего маршрута, как и романа Достоевского «Преступление и наказание» является мысль о судьбе маленького человека в большом городе, где правят деньги, и ему некуда пойти. У него выбор, либо потеряться в безысходности, либо найти своё место и обрести счастье внутри себя.
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти.
Экскурсии по теме «Петербург Достоевского»
Для продолжения знакомства с Петербургом Достоевского, предлагаю вам список интересных экскурсий:
Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
- Дом Пряничникова, Владимирский проспект, дом 11. Здесь жил писатель о своим братом, а когда тот съехал, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. К доктору приходили пациенты из бедных слоёв, общение с которыми повлияло на его творчество. Здесь он написал свой первый роман «Бедные люди».
- Дом Котомина, Невский проспект, дом 18. В доме была кондитерская «Вольф и Беранже», где Достоевский познакомился с революционером Петрашевским. Идеи эти увлекли его, что чуть не стоило ему жизни. Он был приговорён за революционную деятельность к смертной казни, но, к счастью наказание заменили двумя годами каторги.
- Дом Шиля, Вознесенский проспект, дом 8. Здесь была гостиница «Париж», а затем доходный дом Шиля. В середине XIX века Достоевский снимал здесь комнату, где его и арестовали по делу революционеров петрашевцев.
- Музей Достоевского, Кузнечный переулок, дом 5/2. В этом доме Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. В музее выставлены личные вещи Достоевского и его семьи.
Полезные ссылки и информация
2021 год объявлен по решению ЮНЕСКО годом Достоевского. 11 ноября 2021 празднуется 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Юбилей отмечается на государственном уровне, о чём издан соответствующий указ Президента.
В честь юбилея писателя в Санкт-Петербурге в стенах Михайловского замка с 13 ноября 2021 по 14 февраля 2022 года проходит выставка — Два века Достоевского — «Я – Достоевский».Среди прочих вещей Достоевского там будет представлена главная его книга – Евангелие, которое было подарено писателю в Сибири.
- Музей Достоевского на Кузнечном переулке дом 5 — md.spb.ru.
Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!
Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм — @p24p_ru и Телеграм канале.
А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!
Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.
Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах
Раскольников (кадр из фильма 1969 г.) |
Санкт-Петербург является основным местом событий знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).
Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирали популярность такие явления, как нигилизм («модное безверие» Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».
«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге. » (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)
«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов. » (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)
«. я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. » (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня. » (часть 1 глава I)
«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» (часть 3 глава VI)
«. его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. « (часть 1 глава V)
«. я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)
«. все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас. » (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)
«Он был до того худо одет. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. « (часть 1 глава I)
«. почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.» (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)
Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с «физиологической», невероятной точностью.
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:
«Близость Сенной, обилие известных заведений. « (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I)
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. « (часть 1 глава II)
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)
«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.» (часть 6 глава III)
«. а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. » (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. » (автор, часть 2 глава VI)
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. » (часть 1 глава I)
Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются «доходными домами». Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.
В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
«. как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч. « (часть 2 глава II)
«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. « (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)
«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» (часть 1 глава V)
«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. « (часть 2 глава VII)
«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами. « (часть 1 глава V)
В романе «Преступление и наказание» автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, «С-й переулок», что означает Столярный переулок, «В-й проспект», что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе «Преступление и наказание». Например, до сих пор существуют:
- «дом Раскольникова» (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
- «дом Сони Мармеладовой» (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
- «дом старухи-процентщицы» (Набережная канала Грибоедова, 104/25)
В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа «Преступление и наказание». Это еще раз доказывает то, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.
Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах.