мужской монастырь на площади революции

Содержание
  1. Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
  2. Содержание
  3. История [ править ]
  4. Просветительская роль обители [ править ]
  5. Закрытие монастыря и возрождение [ править ]
  6. Храмы [ править ]
  7. Подворья [ править ]
  8. Престольные праздники [ править ]
  9. Особо почитаемые святыни [ править ]
  10. Фото [ править ]
  11. Заиконоспасский монастырь
  12. ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА ЛОЗОВОГО-ШЕВЧЕНКО
  13. В Заиконоспасском монастыре состоялось отпевание Георгия Всевлодовича Лозового-Шевченко
  14. В Заиконоспасском монастыре молитвенно праздновали Рождество Христово
  15. В Заиконоспасском монастыре прошла встреча посвященная 310-летию М.В. Ломоносова.
  16. Экскурсоводы Миссионерского Центра при Заиконоспасском монастыре проводят православные пешеходные экскурсии в историческом центре Москвы (Китай-Город, Белый Город)
  17. Перенос родительской субботы
  18. В Покровском скиту встретили престольный праздник
  19. Высшие Знаменские Богословские курсы при Заиконоспасском монастыре объявляют набор на 2021/2022 учебный год
  20. Митрополит Феогност возглавил престольный праздник в Заиконоспасском монастыре
  21. В Заиконоспасском монастыре встретили праздник Пресвятой Троицы.
  22. Славяно-корейское общество совершила поездку на Кубань
  23. Воскресная школа совершила паломничество в Дивеево
  24. МОСКОВСКИЙ ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
  25. Статистика
  26. Настоятели
  27. Литература
  28. Использованные материалы

Видео:КАНДИДАТ НАУК, НАРКОМАН И СТРОИТЕЛЬ: почему мужчины уходят в монастырь? | ЛИНЗАСкачать

КАНДИДАТ НАУК, НАРКОМАН И СТРОИТЕЛЬ: почему мужчины уходят в монастырь? | ЛИНЗА

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Мiръ Россия Москва Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

мужской монастырь на площади революции

Дата основания: 1600 г.

Заиконоспа́сский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону — отсюда название «Заиконоспасский».

Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии.

Видео:Место притяжения | Свято-Троицкий Болдин мужской монастырьСкачать

Место притяжения | Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь

Содержание

Видео:Александро-Свирский монастырь Мужской монастырьСкачать

Александро-Свирский монастырь Мужской монастырь

История [ править ]

Заиконоспасский монастырь (Спасский за иконным рядом) был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Менее чем через тридцать лет на Никольской улице случился большой пожар, от которого пострадала и обитель. В результате часть земли под сгоревшими монастырскими постройками была отписана земскому приказу.

мужской монастырь на площади революции

Новый, на этот раз каменный двухэтажный, Спасский собор заложили в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Нижний этаж — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм вскоре был построен и освящён осенью 1661г.

Но не прошло и ста лет, снова случился пожар. И снова нашлись силы и деньги на восстановление собора. Храм был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. А на следующий год, ворота, выходящие на Никольскую, увенчались колокольней.

Однако не за горами было очередное разорение, теперь от нашествия Наполеона.

Обитель восстанавливалась и поновлялась, и каждый раз в результате только хорошела. Так в 1851 г. появилась луковичная главка ротонда на куполе собора. К началу XX в. храм принял свой окончательный облик.

Судьба этой обители пусть будет в пример нашей собственной жизни. Когда нас охватывает пожар неуёмного ритма, душевной усталости от отсутствия вокруг доброты и милосердия, безысходности от осознания невозможности спастись, жить по законам Божьим, а не по хотению этого мира, надо помнить: пока есть человек, пока он жив — всё возможно. Нужно верить. С Божьей помощью возможно восстать из любых руин, обновиться, и тем самым обновить свою жизнь, выпрямить путь, обрести человеческое счастье. Из доброты, любви, заботы о ближних, из всего того доброго, что есть в каждом от рождения воздвигнуть храм души и расточать, как нам расточает Господь. Тогда главка на нашем соборе будет сиять, подобно золотой в солнечный день. Тогда и мы обретём свой окончательный облик.

Просветительская роль обители [ править ]

История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.)

В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро «Площадь революции»). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии.

Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов.

В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

Закрытие монастыря и возрождение [ править ]

В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения.

В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения.

В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений (многие помещения — несколько тысяч квадратных метров, принадлежавшие ранее обители, заняты светскими организациями и сегодня: университет, почта, телевидение и др.)

В 2010 г. Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья. Наместником монастыря стал игумен Петр (Афанасьев).

Р.Б. Ирина, март 2016,

Видео:Дивногорье Воронежская область Мужской монастырьСкачать

Дивногорье Воронежская область Мужской монастырь

Храмы [ править ]

мужской монастырь на площади революции

  • Собор Спаса Нерукотворного Образа (нижний и верхний храмы)

Нижний храм освящён во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа.

Верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости.

Подворья [ править ]

  • В Китай-Городе — бывший Никольский Греческий монастырь (Москва, ул. Никольская, д.11-13, стр.1)
  • Храм Трех Святителей в с. Волынщино (МО, Рузский район)

Престольные праздники [ править ]

29 августа — Перенесение Нерукотворенного Образа (нижний храм),

6 ноября — Всех скорбящих Радость.

Примечание: даты указаны по новому стилю (современному календарю).

Особо почитаемые святыни [ править ]

Крест-мощевик в верхнем храме.

Примечание: Попасть в верхний храм можно только во время богослужения. Расписание можно уточнить на официальном сайте монастыря (http://zspm.ru).

Видео:Пешком... Москва. Сретенский монастырь. Выпуск от 15.12.19Скачать

Пешком... Москва. Сретенский монастырь. Выпуск от 15.12.19

Фото [ править ]

мужской монастырь на площади революции

Заиконоспасский монастырь, Собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор)

мужской монастырь на площади революции

Спасский собор, Свод верхнего храма

мужской монастырь на площади революции

Заиконоспасский монастырь, Колокольня

мужской монастырь на площади революции

Спасский собор, Основной восьмерик и балкон

мужской монастырь на площади революции

Спасский собор, Врата

мужской монастырь на площади революции

Заиконоспасский монастырь, Внутренний дворик

Видео:Успенский мужской монастырь — 100 фактов о КрасноярскеСкачать

Успенский мужской монастырь — 100 фактов о Красноярске

Заиконоспасский монастырь

Видео:Место притяжения. Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырьСкачать

Место притяжения. Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь

ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА ЛОЗОВОГО-ШЕВЧЕНКО

26 января 2022 года скончался прихожанин Заиконоспасского монастыря Г.В. Лозовой-Шевченко

26 января 2022 года преставился ко Господу Георгий Всеволодович Лозовой-Шевченко, давний прихожанин и внештатный сотрудник Заиконоспасского монастыря, сподвижник и биограф архимандрита Петра (Афанасьева).

ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА ЛОЗОВОГО-ШЕВЧЕНКО

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Георгий Всеволодович родился 11 марта 1937 года в городе Москве в семье военного Всеволода Матвеевича и Зои Александровны Лозовых-Шевченко. Младшего сына родители назвали Юрием. Старший сын – Олег Всеволодович, 30.01.1925, военный летчик, ветеран Великой Отечественной войны, полковник, инженер, живет со своей почти столь же пожилой супругой до сей поры.

В младенчестве Юра был крещен в Русской Православной Церкви при содействии двоих своих набожных бабушек: Анны Александровны Лозовой-Шевченко (1869-1953) и Марии Михайловны Гусевой (1875-1954).

Отец Юрия, уроженец города Пензы, родился 24 апреля 1900 года. В 1918 году он был призван в ряды Красной Армии. На момент рождения младшего сына полковник Всеволод Матвеевич служил доцентом Академии ВВС Красной Армии, имел основательную теоретическую подготовку и многолетний опыт штабного командира. С самого начала Великой Отечественной войны и до октября 1941 года отец Юрия был на фронте в должности начальника штаба ВВС 6 армии, а с августа по сентябрь – заместителем начальника штаба ВВС Юго-Западного фронта. «Будучи в штабе 6 армии в июле 1941 года в исключительно тяжелых условиях оперативной обстановки, Всеволод Матвеевич своевременно и правдиво информировал штаб ВВС Фронта и нацеливал авиацию Фронта на более угрожаемые и крупные цели противника», – сообщается о нем в представлении его к награждению орденом Красного Знамени. В сентябре 1941 года Вс. М. Лозовой-Шевченко был представителем штаба ВВС Юго-Западного фронта в 38 армию на Кременчугском направлении. Всегда правильно оценивая обстановку, он быстро ориентировал части ВВС, которые были приданы 38 армии, вследствие чего много попыток врага форсировать реку Днепр было сорвано авиацией. Своей педагогической и научной деятельностью Всеволод Матвеевич внес большой ценный вклад в дело защиты нашей Родины. Так, в январе 1941 года Воениздат опубликовал книгу полковника Вс. М. Лозового-Шевченко «Борьба с авиацией на ее аэродромах». Книга была рассчитана на начальствующий состав ВВС КА. Генерал-майор авиации Всеволод Матвеевич, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды удостоен ордена Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени, был также награжден другими орденами и медалями, закончил свой земной путь 19 декабря 1979 года, погребен на Рогожском кладбище в Москве.

Мать Юрия Зоя Александровна (1904-1969) происходила из древнего княжеского грузинского рода, работала некоторое время в секретариате в Академии ВВС КА, в основном посвятила себя воспитанию детей и внучки.

Георгий Всеволодович горячо и нежно любил своих родителей, чтил подвиги своего отца и старшего брата Олега, дорожил памятью об их фронтовых товарищах. Поэтому неслучайно любимым кинематографическим произведением у Георгия Всеволодовича был кинофильм Леонида Фёдоровича Быкова «В бой идут одни «старики»», а по-грузински он пел молитвы, знал особенности исторического пути народов Грузии, хорошо разбирался в изобразительном искусстве народов Кавказа и Европы.

Обучаясь в школе, Юра был очень любознательным учеником, живо интересовался разными сферами знания, в средних классах серьезно увлекся фотографией, благодаря чему в зрелости достиг значительных высот фотоискусства. И теперь мы имеем много замечательных фотографий, связанных с православным приходом Спасского собора Заиконоспасского монастыря и сестричествами Акатовского и Шостьенского женских монастырей.

Окончив среднюю школу, Юрий поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана.

В 1960 году Юрий Всеволодович начал трудовую деятельность в должности инженера-конструктора СКБ ЧС Минприбора.

В 1961 году он окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана по специальности «приборы времени», с присуждением квалификации инженер-механик.

В 1962 году Юрий Всеволодович женился на Людмиле Владимировне (в замужестве Лозовая-Шевченко, 1938-1989 гг.). Жена Юрия работала старшим инженером СКБ часового и камневого станкостроения Минприбора. В 1963 году у супругов родилась дочь Мария.

С 1966 года Юрий Всеволодович начал работать в системе Министерства внешней торговли старшим инженером.

В 1975 году он окончил Всесоюзную академию внешней торговли по специальности «внешняя торговля», с присуждением квалификации экономист.

Затем продолжил работать в Минвнешторге заместителем директора конторы по экспорту часов, директором фирмы «Времекс», генеральным директором Акционерного советско-нидерландского общества в Нидерландах.

С января 1987 года он работал в объединении «Союззагранприбор» на должности заместителя генерального директора. Имея большой опыт работы в области внешних экономических связей, он проявил себя высококвалифицированным специалистом и хорошим организатором, пользовался заслуженным авторитетом среди сотрудников. В 1987-88 годах представлял советскую часовую промышленность на выставках в США.

В 1989 году в возрасте 52 лет Юрий Всеволодович овдовел и больше не женился.

В декабре 1997 года он пришел в наш храм вместе с дочерью Марией при содействии Маргариты Петровны Ильиной, давней прихожанки Спасского собора. После первой беседы с отцом Петром (тогда иереем Александром Афанасьевым) Георгий Всеволодович стал прихожанином Спасского собора и помощником отца Александра в разносторонней деятельности общины.

Своим исключительно деликатным подходом к каждому сотруднику и прихожанину Спасского собора, благодаря полной отдаче себя порученному делу и различным практичным советам, всегда доброму настроению и душевному обаянию Георгий Всеволодович вскоре снискал себе заслуженное уважение настоятеля, клириков и прихожан. Он часто сопровождал отца Петра в поездках в 1998-2000 годах в подмосковное село Волынщино, где устраивали летний лагерь для воспитанников Воскресной школы Спасского собора, проводили молебны для спортсменов олимпийских сборных – тяжелоатлетов и гребцов на байдарках и каноэ.

С 2000 года начались регулярные поездки в село Шостье Касимовского района Рязанской области, а с весны 2005 года – в село Акатово Клинского района Московской области, где были созданы монашеские обители для сестер, сплотившихся вокруг отца Петра. Неизменно Георгий Всеволодович много фотографировал, собирал исторические данные о посещаемых местах и возрождаемых храмах и готовил исторические справки, столь необходимые в то время, когда еще не было развитого интернета, а исторические сведения приходилось добывать по справочникам и архивам в библиотеках.

Общение с Георгием Всеволодовичем облекалось в форму задушевной беседы, иногда с его экскурсами во всеобщую историю и разборами спорных мест источниковедения. Тон разговора с ним приобретал то серьезное патетическое звучание, когда это касалось драматических событий истории России и современности, то становился радостным и даже веселым с нотками тонкого юмора, подтрунивания над собеседником и самоиронии.

В поездках с отцом Петром Георгий Всеволодович нес послушание личного повара и в некотором роде денщика, в виду того, что действительно был непревзойденным кулинаром и скорым помощником, путешествие с которым становилось приятным и замечательным, а из бесед с ним всегда можно было извлечь нечто полезное для души. Кроме того, он играл на фортепьяно и мог поддержать любой разговор о музыке и пении. Их общение друг с другом охарактеризовать можно вполне словом «счастье».

Особо следует отметить искреннюю, неподдельную любовь Георгия Всеволодовича к молодёжи. Он стал частым гостем Спасского православного молодёжного центра, созданного в 2008 году по благословению отца Петра. Пока позволяли телесные силы, Георгий Всеволодович участвовал в организации паломнических поездок, экскурсий, лекций для молодёжи СПМЦ и являлся одним из активных его лидеров. Осознавая всю важность работы по воцерковлению молодых людей, до самой своей кончины интересовался делами молодёжного центра и собирался организовать еще ряд молодёжных мероприятий.

После кончины архимандрита Петра (Афанасьева), последовавшей 11 апреля 2016 года, Георгий Всеволодович собрал доступные фотографии и биографические данные о жизни, пастырском служении и деятельности достопамятного Батюшки. Благодаря усилиям Георгия Всеволодовича и поддержке благотворителей Заиконоспасского монастыря был издан малым тиражом альбом с фотографиями о жизненном пути отца Петра. Несомненно, Георгий Всеволодович готовил дополненное и исправленное издание нового альбома и продолжил бы начатое им дело и далее. В последние годы прихожане общались с ним в телефонных разговорах, в переписке по электронной почте, иногда навещали его на дому. В Заиконоспасский монастырь он приезжал летом 2021 года. Однако, как говорится в Песне пророка Моисея, если человек в силах иногда и в восемьдесят лет, то эти лета бывают преисполнены скорбей и болезней (см. Псалом 89, 10). Ослабленный болезнями организм не способствовал передвижениям на дальние расстояния, но Георгий Всеволодович никогда не унывал, и даже подбадривал своих собеседников, дорожил единством духовного общения, положенного общим духовником отцом Петром.

На Святках 2022 года клирик Заиконоспасского монастыря священник Александр Сон причастил раба Божия Георгия на дому. С Рождеством Христовым он поздравил клириков и многих прихожан в телефонном разговоре.

21 января Георгий Всеволодович был госпитализирован в ковидный госпиталь в Коммунарке.

26 января 2022 года около 17 часа, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, обостривших хронические заболевания сердца, на 85 году жизни Георгий Всеволодович отошел ко Господу.

29 января в верхнем храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского монастыря состоялось отпевание раба Божия Георгия.

Погребен покойный на Рогожском кладбище рядом с его супругой, родителями, бабушками и сестрой Светланой Всеволодной Скакун (1931-1974).

Царство Небесное, вечный покой, подай, Господи, душе новопреставленного раба Божия Георгия и сотвори ему вечную память!

  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Одесса сегодня. Друзья, простите кого обидел. Воскресение. Мужской монастырь. Фонтан. #зоотропСкачать

Одесса сегодня. Друзья, простите кого обидел. Воскресение. Мужской монастырь. Фонтан.  #зоотроп

В Заиконоспасском монастыре состоялось отпевание Георгия Всевлодовича Лозового-Шевченко

29 января в верхнем храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского монастыря состоялось отпевание прихожанина и внештатного сотрудника монастыря Георгия Всевлодовича Лозового-Шевченко.

Георгий Всевлодович отшел ко Господу 26 января 2022 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, обостривших хронические заболевания сердца, на 85 году жизни.

По благословению и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонаха Даниила (Константинова) отпевание совершили протоиерей Владимир Постников, клирик Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, и иеромонах Савва (Буханцев), насельник Заиконоспасского монастыря. Хоровое пение исполняли настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина) и настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) с певчими сестрами своих обителей. В виду эпидемиологических ограничений пришли проститься с усопшим только три десятка прихожан, близко знавших Георгия Всеволодовича.

Погребен покойный на Рогожском кладбище рядом с его супругой, родителями, бабушками и сестрой Светланой Всеволодной Скакун (1931-1974).

Вместе с тем, несомненно, сотни людей, знавшие почившего, дорогого друга и почтенного сотрудника Заиконоспасской обители, продолжат возносить ко Христу Жизнодавцу свои молитвы о душе новопреставленного раба Божия Георгия.

Царство Небесное, вечный покой, подай, Господи, душе новопреставленного раба Божия Георгия и сотвори ему вечную память!

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Уйти в монастырь. Как живут трудники в Раифе?Скачать

Уйти в монастырь. Как живут трудники в Раифе?

В Заиконоспасском монастыре молитвенно праздновали Рождество Христово

В Заиконоспасском монастыре молитвенно праздновали Рождество Христово

В ночь с 6 на 7 января 2022 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре прошла череда рождественских богослужений ― великое повечерие, утреня и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужения возглавил и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов). Ему сослужили, клирики обители и насельники монастыря в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Заиконоспасского монастыря под управлением Владимира Зырянова и Марии Юхно. На праздничном богослужении молились насельники монастыря и прихожане обители.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. По запричастном стихе было оглашено Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. По окончании Литургии иеромонах Даниил обратился к собравшимся с проповедью и поздравил с праздником.

В ночь с 6 на 7 января 2022 года, торжественые рождественские ночные богослужения прошли на подворьях Заиконоспасского монастыря. В Покровском скиту в с. Кулово Рязанской области богослужения совершил иеромонах Савва (Буханцев). В на монастырском подворье Тихвинской иконы Божией Матери в с. Мегрино Вологодской области богослужения совершил иеромонах Иоасаф (Петровых). На подворье Трех Святителей в с. Волынщино Московской области богослужения совершил иеромонах Стефан (Игумнов).

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Тихвинский мужской монастырь, с. Паздеры. По святым местам. От 25 ноябряСкачать

Тихвинский мужской монастырь, с. Паздеры. По святым местам.  От 25 ноября

В Заиконоспасском монастыре прошла встреча посвященная 310-летию М.В. Ломоносова.

21 ноября 2021 года в Заиконоспасском монастыре в Москве состоялась знаменательная встреча, посвящённая 310-летию со дня рождения великого русского учёного, мыслителя, поэта и художника Михаила Васильевича Ломоносова. В этот день в обители Спаса на Никольской улице собрались деятели культуры, литературы, спорта, руководители общественных организаций, чтобы почтить память этого великого человека.

После литургии насельник Заиконоспасского монастыря иеромонах Иоасаф (Петровых) отслужил литию в память раба Божия Михаила Ломоносова. Также участники встречи в этот день вспоминали архимандрита Петра (Афанасьева), духовника и игумена Заиконоспасского монастыря.

Архимандрит Петр (20.11.1938 – 11.04.2016), в миру Александр Николаевич Афанасьев, в 1965-1975 гг. был заведующим классом дирижирования музыкального училища им. Гнесиных; дирижировал многими знаменитыми оркестрами; около двадцати лет, в 1972-1992 гг., являлся художественным и музыкальным руководителем Московской областной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России. Отец Петр – инициатор нескольких музыкальных коллективов, среди которых созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г. мужской камерный хор «Благозвонница». В первой половине 1990-х годов батюшка начал возрождение обители, собрал общины трех ставропигиальных монастырей, кроме Заиконоспасского, двух женских – Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского и Никольского Шостьенского. В связи памятной датой важно отметить, что благодаря отцу Петру была издана замечательная книга «ʺЗнатным украшением Отечеству послуживший…ʺ Творчество М.В. Ломоносова и культура России» – сборник современных научных исследований, посвященных М.В. Ломоносову.

Затем участники встречи осмотрели сохранившиеся здания бывшей Славяно-греко-латинской академии – первого высшего учебного заведения в России, из стен которого вышло немало выдающихся деятелей науки, культуры и литературы. Именно сюда в январе 1731 года пришёл учиться молодой Ломоносов, проделав пеший путь почти 1200 вёрст из Архангельской губернии. Так что в этом году исполняется 290 лет с того, как будущий учёный, собрав все силы, волю и упорство в стремлении к наукам и образованию, впервые ступил на московскую землю. Крестьянский сын сделал всё, чтобы оказаться зачисленным в академию. И стал самым выдающимся учеником за всю историю существования учебного заведения.

Выйдя на улицу Никольскую, гости обители осмотрели фасады зданий монастыря, надвратную колокольню и сфотографировались около памятной таблички, напоминающей о Михаиле Ломоносове.

Далее в зале монастырского Спасского православного молодёжного центра состоялся круглый стол, в котором приняли участие духовник СПМЦ иеромонах Иоасаф (Петровых); клирик Заиконоспасского монастыря, духовник православной славяно-корейской общины священник Александр Сон; писатель, заместитель председателя правления – генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов; публицист, главный редактор интернет-портала «Русская Народная Линия» Анатолий Степанов; секретарь попечительского совета ООД «Русский мир» Дмитрий Сагал; начальник Управления по обеспечению деятельности Штаба по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности города Москвы, эксперт Изборского клуба Анатолий Мальцан; заслуженный художник России, член Попечительского совета «Русского мира» Александр Алмазов; президент Союза кузнецов России Мария Круглова; президент международной федерации современного мечевого боя Мария Давыдова; президент федерации силового многоборья России Иван Мечишев; вице-президент московской федерации спортивного метания ножа Евгений Ольхов; заслуженный тренер России по тайскому боксу, автор-исполнитель Юрий Белоусов; художник, секретарь Совета по развитию национальных видов спорта Григорий Алмазов; путешественник-воздухоплаватель Валентин Ефремов; композитор Юрий Лопухов и др.

Улица Никольская, берущая своё начало от Красной площади, – одна из старейших исторических улиц Москвы. В разные годы на ней располагались иконные лавки, первая в России типография, в стенах которой была создана первая печатная книга «Апостол», знаменитые книжные магазины. На протяжении нескольких столетий москвичи называли Никольскую «Улицей Просвещения». В настоящее время Никольская стала самой оживлённой и посещаемой пешеходной улицей в России. Улица имени святителя Николая Чудотворца является лицом столицы, здесь формируется облик России в глазах иностранных туристов, гостей первопрестольного града со всех краёв страны, в сознании современной молодёжи. Атмосфера Никольской сейчас очень разнородна и явно испытывает недостаток исторического контента, закрепляющего в памяти народа образ великого прошлого нашей страны, и, конечно же, особенно тех, кто развивал словесность и расширял горизонты науки, кто помогал России в приобретении полноты Православия, которое является духовной основой нашего многонационального общества.

Участники встречи пришли к необходимости планомерных работ по формированию исторического облика Никольской улицы перед фасадами зданий Заиконоспасского монастыря и далее, в том числе посредством приглашения гуляющих и туристов к знакомству с национальными видами спорта, с традиционными промыслами и декоративно-прикладными искусствами народов России, с традиционной русской кухней. Особое внимание было уделено воссозданию исторического контента, рассказывающего о жизни М.В. Ломоносова в связи с историей Академии и Заиконоспасской обители. Для этого участники круглого стола приняли решение о формировании рабочей группы по созданию и установке памятника Михаилу Ломоносову на Никольской улице у стен Заиконоспасского монастыря.

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Архимандрит, наместник Воскресенского мужского монастыря Гермоген (Крицын). Путь паломникаСкачать

Архимандрит, наместник Воскресенского мужского монастыря Гермоген (Крицын). Путь паломника

Экскурсоводы Миссионерского Центра при Заиконоспасском монастыре проводят православные пешеходные экскурсии в историческом центре Москвы (Китай-Город, Белый Город)

В 2021-2022. г.г. состоится цикл следующих экскурсий:

1. «Заиконоспасский монастырь и Славяно-греко-латинская Академия»

В план экскурсии входит знакомство с Заиконоспасским ставропигиальным мужским монастырем на ул. Никольская, а также знакомство с историей первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской Академией, просуществовавшей в стенах Заиконоспасского монастыря почти 130 лет. Затем вы пройдете с экскурсоводом в соседний Богоявленский переулок к храму Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря и памятнику братьям Лихудам – первым учителям Славяно-греко-латинской Академии.

В ходе экскурсии вы сможете подняться на колокольню Заиконоспасского монастыря, обозреть с нее окрестности Китай-Города, получить некоторые знания о колокольном звоне и его истории.

2. «Никольская — улица просвещения»

В план экскурсии входит знакомство с Казанским собором на углу Красной площади и ул. Никольской, Заиконоспасским и бывшим Николо-Греческим монастырями, храмом Успения Божией Матери, с историей Печатного двора и Синодальной типографии, в зданиях которой теперь располагается Историко-Архивный Институт РГГУ, а также знакомство с прочими памятниками истории и культуры на Никольской улице.

3. «Храмы улицы Варварка»

В план экскурсии входит знакомство с храмами на улице Варварка и близ нее, включая Знаменский собор бывшего Знаменского монастыря, основанный царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом. Вы узнаете историю т.н. Старого Государева двора (ныне это Историко-архитектурный памятник 15-17 вв. под названием «Палаты бояр Романовых» на Варварке). Экскурсовод расскажет о древнейшем уникальном строении на Варварке — палатах Старого Английского двора — являющегося свидетелем истории зарождения торговых, культурных и дипломатических отношений между Россией и Англией в 16-17 вв.

4. «Улица Ильинка и другие окрестности Китай-Города»

В план экскурсии входит знакомство с храмами и гражданскими строениями, являющимися памятниками истории и культуры на улице Ильинке, бывшими монастырским подворьями и другими строениями на Биржевой площади, храмами Косьмы и Дамиана в Старо-Панском переулке, Николы Красный Звон в Никольском переулке, Троицы в Никитниках.

Примечание; пройти к храму Николы Красный Звон и храму Троицы в Никитниках возмжно только в будние дни.

5. «Храмы Ивановской Горки»

Экскурсия проводится по живописной местности с историческим называнием «Ивановская горка», располагающейся в восточной части Белого города (ближайшая станция метро – Китай-Город). Эту местность можно назвать архитектурным заповедником, поскольку в ней сохранились почти все церкви и монастыри, а также многие гражданские строения, существовавшие здесь до революции.

В план экскурсии входит знакомство с историей Иоанно-Предтеченского монастыря, который и дал название местности – Ивановская горка, а также со следующими храмами на Кулишках (по старинному названию местности «Кулижки»): Всех Святых на Варварской площади, Святителя Николая в Подкопаях, Трех Святителей в Малом Трехсвятительском переулке, Петра и Павла в Петропавловском переулке, Рождества Богородицы на Солянке, другими храмами и гражданскими строениями, являющимися памятниками истории и культуры.

Примечание; данная экскурсия проводится в два дня.

По усмотрению экскурсовода, маршрут любой экскурсии может несколько отличаться от представленного в настоящем анонсе. Также маршрут может быть изменен в зависимости от проводимых на объектах экскурсии мероприятий.

Возможно проведение индивидуальных экскурсий. Возможна организация экскурсии в соответствии с возрастом, пожеланиями и возможностями экскурсионной группы.

На экскурсии приглашаются ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ!

телефон для записи 8–968–534–17–87 Елена

Видео:Одна из исторических «жемчужин» Чувашской земли – Свято-Троицкий мужской монастырь в городе АлатырьСкачать

Одна из исторических «жемчужин» Чувашской земли – Свято-Троицкий мужской монастырь в городе Алатырь

Перенос родительской субботы

Дорогие братья и сестры, в этом году Дмитриевская родительская суббота выпадает на 6 ноября. то день престольного праздника верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в связи с этим согласно уставу, богослужения родительской субботы будут ПЕРЕНЕСЕНЫ на предыдущую субботу 30 октября.

Расписание богослужений

17.00 Вечерня. Утреня с парастасом

8.00 Литургия. Панихида.

Видео:Свято-Знаменский Абалакский Мужской монастырьСкачать

Свято-Знаменский Абалакский Мужской монастырь

В Покровском скиту встретили престольный праздник

В Покровском скиту встретили престольный праздник 14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Покровском скиту Заиконоспасского монастыря в селе Кулово Рязанской области молитвенно встретили престольный праздник. 13 октября было совершено всенощное бдение с литией, а сам день праздника 14 октября была совершена Божественная литургия, а после нее крестный ход. Богослужения возглавил благочинный обители иеромонах Наум (Саломатин), ему сослужил иеромонах Савва (Буханцев). За богослужением молились насельники монастыря.

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Как появился Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь. ПермьСкачать

Как появился Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь. Пермь

Высшие Знаменские Богословские курсы при Заиконоспасском монастыре объявляют набор на 2021/2022 учебный год

Слушатели курсов получают знания для преподавания в Воскресных школах и преподавания Основ Православной Культуры в общеобразовательных школах. Срок обучения 5 лет. Обучение бесплатное. Программа обучения на курсах приближена к семинарской (за исключением пастырских дисциплин). В преподавании участвуют братия обители. Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 18.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

К обучению приглашаются лица, имеющие общее среднее, среднее профессиональное или высшее светское образование.

Слушатели зачисляются на 1-й курс по результатам собеседования. Начало занятий — 1 октября. Для не прошедших собеседование и всех желающих освоить главные основы православной веры организован подготовительный курс. Занятия проходят дважды в неделю (вторник и четверг) с 19.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

Собеседования будут проводится 4,11,18,25 сентября с 15.00-17.00 Уточнить информацию о дате и времени собеседования можно по тел. 8-495-698-35-38 (дежурный) г. Москва, ул. Никольская 7-9, Спасский Собор Заиконоспасского монастыря

Видео:Александра Свирского мужской монастырьСкачать

Александра Свирского мужской монастырь

Митрополит Феогност возглавил престольный праздник в Заиконоспасском монастыре

Его Высокопреосвященству сослужили и. о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), братия обители в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры монастыря под управлением В. Зырянова и Н. Горловой.

За Литургий молились братия монастыря, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина) с сестрами, настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла с сестрами, прихожане обители, паломники.

По завершении Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг территории обители. Торжественная процессия проследовала от врат монастыря к месту бывшего Никольского собора Николо-Греческого монастыря, затем к Никольской башне Кремля и Казанскому собору и обратно к Спасскому собору.

Митрополит Феогност обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом.

По окончании Литургии и крестного хода состоялась праздничная трапеза.

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Тольятти.Скачать

Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Тольятти.

В Заиконоспасском монастыре встретили праздник Пресвятой Троицы.

20 июня 2021 года, в праздник Пресвятой Троицы, в Заиконоспасском монастыре прошли праздничные богослужения.

Накануне было совершено всенощное бдение с литией. В сам день праздника и.о. наместника иеромонах Даниил (Константинов) совершил Божественную литургию. Ему сослужили братия обители в священном сане и клирики монастыря. За богослужением молились архимандрит Лука (Пинаев) благочинный Данилова ставропигиального мужского монастыря, насельники и прихожане монастыря.

Богослужебные песнопения исполнили правый хор под управлением В. Сергиевского и левый хор под управлением А. Зеленковой.

По окончании Литургии была совершена вечерня с чтением коленопреклонных молитв. В этот день и.о. наместника Заиконоспасского монастыря исполнилось 50 лет. По завершении вечерни архимандрит Лука огласил поздравление и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонаху Даниилу (Константинову) с 50-летием со дня рождения от Святейшего Патриарха Московского и все Руси.

Ныне, когда вся полнота Церкви Христовой празднует Пятидесятницу, примите сердечные поздравления с 50-летним юбилеем вкупе с молитвенными пожеланиями обильных милостей от все подающего Духа Святого (стихира праздника).

В молодом возрасте Вы избрали путь служения Господу, получили богословское образование, приняли диаконский и пресвитерский сан и облеклись в монашеские одежды. Спустя годы Священноначалием Вам было поручено подъять наместнические труды в Заиконоспасском монастыре Первопрестольного града. Отрадно, что это важное послушание Вы неизменно стараетесь нести со тщанием и ответственностью.

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины (стихира праздника) да укрепит Ваши душевные и телесные силы в дальнейшем служении на пользу Святой Церкви.

Призываю на Вас благословение Христа Спасителя.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

С поздравительным словом к отцу Даниилу обратился клирик Заиконоспасского монастыря священник Александр Сон, преподнес букет цветов и просфору. От лица сотрудников монастыря иеромонаха Даниила поздравили комендант монастыря К. Милованов и заведующий канцелярией Ю. Стрельник, они преподнесли букет цветом и памятный подарок. Затем отца Даниила поздравили учащиеся Знаменских высших богословских курсов, ученики, преподаватели и родители воскресной школы, духовные чада и прихожане. Далее состоялась праздничная трапеза.

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Место притяжения. Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке ДнепраСкачать

Место притяжения. Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра

Славяно-корейское общество совершила поездку на Кубань

29 мая в Доме национальных культур г. Краснодара АНО «Славяно-корейское православное общество» (СКПО) совместно с Корейской культурной национальной автономией (ККНА) Краснодарского края провело встречу ученых, занимающихся историей русскоязычных корейцев, с корейцами, живущими на Кубани.

После вступительного слова руководителя АНО «СКПО» священника Александра Сона с рассказом о первом корейском колхозе Азово-Черноморского края (как тогда назывался Краснодарский край), положившем начало рисоводству на Кубани в начале 30-х годов, выступила доцент ВШЭ Сон Жанна Григорьевна. Далее Дмитрий Владимирович Шин ознакомил присутствовавших со своим многолетним исследованием о корейцах-героях социалистического труда в СССР.

В заключении руководитель ККНА Андрей Валерьевич Тегай выразил благодарность гостям за деятельность на просветительской ниве, отметил, что мероприятие стало первым за более чем год офф-лайн мероприятием ККНА, и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и новые встречи с учеными. Во встрече принял участие священник Вячеслав Ли, клирик Екатеринодарской епархии.

  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции
  • мужской монастырь на площади революции

Видео:Один день из жизни мужского монастыряСкачать

Один день из жизни мужского монастыря

Воскресная школа совершила паломничество в Дивеево

21-23 мая 2020 года воскресная школа Заиконоспасского монастыря совершила паломническую поездку в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Группу сопровождал духовник воскресной школы священник Дионисий Васильев. Паломники поклонились святыням обители, для них была проведена экскурсия по обители.

Видео:СТАРИЦКАЯ ОБИТЕЛЬ: 25-ЛЕТИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ. Документальный фильмСкачать

СТАРИЦКАЯ ОБИТЕЛЬ: 25-ЛЕТИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ. Документальный фильм

МОСКОВСКИЙ ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

мужской монастырь на площади революции
Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, вид от площади Революции. 20 сентября 2013

Заиконоспасский мужской монастырь в г. Москве, ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 103012, Москва, ул. Никольская, 7-9 (м. «Театральная»)
  • Телефон: (495) 698-35-38
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 году академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище.

    Главный храм монастыря — Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.

    мужской монастырь на площади революции
    Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. 20 сентября 2013

    В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне искусным мастером И.Ф. Мичуриным. Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор и летом 1742 года присутствовала на его освящении. Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней.

    В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году, тогда на куполе собора появилась изящная луковичная главка-ротонда.

    Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде «столпа», иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм — его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.

    В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым, чей московский родовой дом находился на Никольской улице. В праздник Владимирской иконы 21 мая сюда совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

    В 1920-х храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт.

    В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.

    Храм был возвращён Церкви в 1992 году. Богослужения возобновились в июле того же года. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму были приписаны колокольни бывшего Заиконоспасского и бывшего Никольско-Греческого монастырей.

    5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

    Статистика

    • январь 2012 — ок. 20 насельников (5 монахов, 4 инока, послушники) [1]

    Настоятели

    • Макарий (упом. 1620) игум.
    • Варлаам (упом. 1634 — 1644) игум.
    • Пафнутий (1645 — упом. 1647) игум.
    • Мисаил (упом. 1650 — упом. 1653) игум.
    • Иосиф (упом. 1675 [2] — упом. 9 сентября 1676 [3]) архим.
    • Сильвестр (Медведев) (упом. 25 августа 1680) [4]
    • Лукиан (? — 1700) игум.
    • Палладий (Роговский) (1700 — 23 января 1703)
    • Рафаил (Краснопольский) (1703 — нач. 1704)
    • Сильвестр (Крайский) (1704 — 11 марта 1705)
    • Антоний Кармелит (1705 — 1706)
    • Иосиф (Туробойский) (1706 — 1708)
    • Феофилакт (Лопатинский) (1708 — 1722)
    • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
    • Герман (Копцевич) (1728 — 1731)
    • Софроний (Мигалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
      • Феофилакт (Журовский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733) иером., в/у
    • Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733 — 1736)
    • Антоний (Кувечинский) (14 октября 1736 — 10 апреля 1737)
    • Митрофан (Слотвинский) (1738 — 8 ноября 1738)
    • Платон (Левитский) (4 марта 1739 — 1741)
    • Кирилл (Флоринский) (июль 1741 — 5 сентября 1742)
    • Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742 — 1748)
    • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
    • Варлаам (Лящевский) (23 июля 1753 — июль 1754)
    • Иоасаф (Хотунцевский) (1754 — 12 мая 1757)
    • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
    • Гедеон (Сломинский) (30 апреля 1758 — 9 августа 1761)
    • Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
    • Геннадий (Границкий) (1 января 1764 — 1768)
    • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (20 марта 1768 — 10 октября 1770)
    • Феофилакт (Горский) (12 октября 1770 — 8 августа 1774)
    • Амвросий (Подобедов) (18 августа 1774 — 1778)
    • Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
    • Павел (Пономарёв) (1782 — 1783)
    • Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783 — 1786)
    • Афанасий (Иванов) (1786 — 12 ноября 1788)
    • Мелхиседек (Заболотский) (декабрь 1788 — 1791)
    • Мефодий (Смирнов) (1 января 1792 — 1794)
    • Амвросий (Орлин) (1794 — 1795)
    • Евлампий (Введенский) (1795 — 1798)
    • Серафим (Глаголевский) (1798 — 1799)
    • Владимир (Третьяков) (6 января 1800 — 25 декабря 1801)
    • Августин (Виноградский) (25 декабря 1801 — февраль 1804)
    • Моисей (Близнецов-Платонов) (февраль 1804 — март 1808)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
    • Симеон (Крылов-Платонов)) (24 января 1810 — 12 августа 1814)
    • Евгений (Казанцев) (1814 — 1817)
    • Парфений (Чертков) (21 сентября 1817 — 1819)
    • Феоктист (Орловский) (июнь 1820 — 1827)
    • Виталий (Щепетов) (1827 — 1833)
    • Исидор (Никольский) (11 июня 1833 — 14 ноября 1834)
    • Иосиф (Богословский) (21 января 1835 — 27 декабря 1842)
    • Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843 — 1853)
    • Леонид (Краснопевков) (22 апреля 1854 — 26 апреля 1859)
    • Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859 — 1861)
    • Иоанникий (Холуйский) (3 марта 1861 — упом. 1868)
    • Николай (Трусковский) (? — 20 августа 1881)
    • Иосиф (Баженов) (1881 — 1884)
    • Арсений (Иващенко) (1886 — 1889)
    • Феодосий (Рождественский) (? — 23 января 1895)
    • Владимир (Филантропов) (1895 — 1898)
    • Анатолий (Станкевич) (? — 20 декабря 1898)
    • Феофилакт (Клементьев) (1903 — 1907)
    • Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ?)
    • Владимир (Синьковский) (14 июля 1914 — 3 августа 1917)
    • Сщмч. Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 — 27 августа 1918)
    • .
    • Московские и всея Руси патриархи (с 5 марта 2010)
      • Пётр (Афанасьев) (5 марта 2010 — 11 апреля 2016)
      • Даниил (Константинов) (с 8 июня 2016) и.о. наместника

    Литература

    1. Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
    2. Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
    3. Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
    4. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

    Использованные материалы

    • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — СПб., 1877, стб. 158-162.
    • История Заиконоспасского монастыря // Официальный сайт мужского ставропигиального монастыря города Москве:
      • http://zspm.ru/istoriya-monastyrya-i-akademii (материал использован частично)

    [1] Богданова Ольга, «Игумен Петр (Афанасьев): Надо любить все, что дает Господь,» Татьянин день (интернет-издание), 20 января 2012, http://www.taday.ru/text/1426214.html

    [2] Упоминается в звании строителя (Строев, Указ сочин. ст. 158.)

    [3] Упоминается как архимандрит. См. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

    [4] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

Поделиться или сохранить к себе: