мозаики на красной площади

Видео:ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Мозаики на красной площади

Панно из мозаики в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235

Панно из мозаики в Н. Новгороде

Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83

С талинский ампир: «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением»

В предвоенные годы сюжеты немногочисленных еще мозаичных панно отражали вектор советской идеологии, направленный в «светлое» будущее, что было закономерно, поскольку, веру в это будущее реально подкрепляла историческая действительность периода масштабной индустриализации: страна действительно менялась, причем быстро – на глазах одного поколения. Героем мозаик был рабочий.

В военные годы, несмотря ни на что продолжавшие создаваться, мозаичные панно отражали военную тематику. Наряду с рабочим героем стал еще и солдат.

На послевоенные годы и нач. 1950–х гг. приходится гораздо большее, в сравнении с предыдущим этапом, количество мозаичных панно, там даже остаются предыдущие герои, однако, они становятся лишь фоном для другого, единственного в своем роде персонажа – «т. Сталина».

Сталин был везде и во всех ролях: «победителя» в войне, «друга» эстонского народа, именно к нему тянулись детские руки, он встал в один ряд с А. Невским, Пожарским, Мининым и Кутузовым. Буквально за несколько лет был создан целый вал произведений подобного рода.

Как и все, связанное со Сталиным, с 1956 г. такие мозаики начали редактироваться, закрываться фальшстенами или просто уничтожаться. Поэтому, период кон. 1940–х – нач. 1960–х гг. имел «двойную» историю и делится на: «было» и «стало».

На торцевой стене главного зала станции метро «Новокузнецкая» в 1943 г. размещено мраморное мозаичное панно в технике флорентийской мозаики, выполненное по эскизу Б. В. Покровского на тему «Фронт и тыл» (в первоначальной редакции, вместо портрета Ленина – Сталин).

мозаики на красной площади
В 1943 г. была открыта станция метро «Завод им. И. В. Сталина» (ныне – «Автозаводская»). Его наземный вестибюль и подземный зал также был украшен мозаиками.

мозаики на красной площади
В вестибюле на стене расположена флорентийская мозаика «Богатыри», созданная по эскизам В. Ф. Бордиченко и Б. В. Покровского. На ней показана преемственность русского воинства от былинных богатырей.

мозаики на красной площади
Мозаика подземного зала ст. метро Автозаводская.

В подземном зале на путевых стенах расположены восемь мозаичных панно из смальты на тему «Героический труд во время Великой Отечественной войны», а именно: «Кузнечный цех», «Литейный цех», «Механический цех», «Сборка танка на конвейере», «Подготовка самолета к ночному полету», «Вооруженные морские силы СССР в походе», «Уборка урожая» и «В порту» по эскизам тех же художников с участием Ф. К. Лехта.

мозаики на красной площади
Мозаики станции метро Автозаводская.

В 1945 г. торцовая стена подземного зала станции метро «Бауманская» была украшена панно в технике флорентийской мозаики по эскизу Бордиченко, изображающая три красных знамени, символизирующие этапы освободительной борьбы русского народа: в 1905, 1917 гг. и в годы Великой отечественной войны.

мозаики на красной площади
Мозаика торца зала ст. метро Бауманская.

Сейчас на панно можно увидеть изображение Ленина: после XX съезда оно заменило выложенный там первоначально дубль-профиль Ленина-Сталина.

В 1947 г. наземный вестибюль станции метро «Бауманская» был украшен мозаичным панно из смальты «Знамена победы», выполненном по эскизу художника И. М. Рабиновича. На нем – 16 (по тогдашнему числу советских республик) гвардейских знамен, ритмически восходящих к центру – ордену Победы.

В 1948 г. художником Бордиченко в вестибюле станции метро «Площадь революции», выходящем на «Улицу 25 октября» была выполнена мраморная мозаика, изображающая 16 знамен по числу советских республик, соединенных эмблемами советской страны, должная прославлять 30-летие революции и братство союзных республик.

мозаики на красной площади
Мозаика вестибюля станции метро Площадь революции.

В 1947–1949 гг. художником Студии военных художников им. М. Б. Грекова А. А. Горпенко был выполнен мозаичный фриз интерьера внутри постамента памятнику советскому воину в Трептов-парке Берлина, выполненного по проекту скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Белопольского.

мозаики на красной площади
Мозаика памятника моветскому воину в Трептов парке.

Большой мозаичный триптих, созданный в 1950 г. по эскизам художников Г. Рублева и М. Иорданского, украсил наземный вестибюль станции московского метро «Серпуховская» (с 1961 г. – «Добрынинская»).

Сюжет левой части – «Парад советских войск». Теперь на красном знамени в руках солдата можно увидеть гвардейский знак: ранее его место занимал дубль-профиль Ленина-Сталина.

мозаики на красной площади
Мозаика ст. метро Добрынинская.

Центральная часть триптиха – ковер из красной смальты с изображениями орнаментально организованных гербов союзных республик на фоне которого – красный стяг с портретом Ленина.

мозаики на красной площади
Мозаика ст. метро Добрынинская.

На правой части триптиха – «Парад физкультурников». Сейчас группа в центре панно несет портрет Ю. Гагарина: так заменили бывший здесь изначально портрет Сталина.

мозаики на красной площади
Мозаика ст. метро Добрынинская.

Мозаичные панно станции метро «Добрынинская» – первый в истории советской монументальной живописи опыт по созданию сложных многофигурных композиций крупных размеров (каждое панно площадью ок. 23 кв. м) из смальты. Они были выполнены в мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде.

Изначально в торце центрального зала «Серпуховской» («Добрынинской») находился барельеф Сталина в окружении знамен и гербом СССР снизу – в 1960–е гг. он был сбит, а на этом месте появилась мозаика с изображением матери и ребенка в окружении искусственных спутников Земли (космическая тема невероятно популярна в СССР того времени).

Было:мозаики на красной площадиСтало:
мозаики на красной площади
В 1950 г. в наземном вестибюле станции метро «Павелецкая», примыкавшему к вокзалу (разобран при реконструкции вокзала, но та его часть, где мозаика сохранилась) художниками В. Бордиченко и Г. Машковцевой была выполнена мраморная мозаика «Салют нашим героическим воинам». Композиция его такова: по бокам панно стоят шеренгами военные фанфаристы, играющие марш победы, в центре – силуэты зданий кремля, над панно – круглый медальон с изображением Сталина (очевидно призванный играть роль солнца, которого тут как раз не хватает).

мозаики на красной площади
«Фанфаристы». Мозаика ст. метро Павелецкая.

Известно, что в 1950 г. для павильона СССР на Лейпцигской промышленной выставки в технике флорентийской мозаики было выполнено панно с изображением очертаний кремлевской стены, Красной площади и мавзолея Ленина. Судя по описаниям, именно оно было впоследствии установлено в павильоне станции метро Павелецкая.

мозаики на красной площади
Панно ст. вестибюля метро Павелецкая.

В 1951 г. мозаичный фриз, выполненный по эскизу И. Рабиновича, украсил павильон-ротонду станции метро «Павелецкая-кольцевая».

мозаики на красной площади
Мозаичный фриз станции метро Павелецкая. Фрагмент.

Знамена, выложенные из яшмы, делят фриз на четыре части, в центре каждой из которых помещены натюрморты, изображающие плоды земли: «Цветы», «Овощи», «Хлеба», «Фрукты». На переднем плане – ритмически повторяющаяся гирлянда из цветов и листьев – неотъемлемый атрибут эстетики сталинского ампира.

Кроме того, в торце подземного зала ст. метро «Павелецкая-кольцевая» был бронзовый барельеф Сталина, впоследствии замененный на мозаику с изображением герба СССР и парой мужчины и женщины.

мозаики на красной площади
В 1951 г. группа Корина вливается в созданную Метростроем мозаичную мастерскую. Они выполняют восемь мозаичных панно для станции метро «Комсомольская-кольцевая». Общая тематика панно – военные победы русского народа в разные времена. На этих панно, размерами 7,75х5,75 м, заключенных в декоративные барочные картуши, созданные по эскизам архитектора станции Щусева, были изображены: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, Выступление Сталина на параде 7 ноября 1941 г., а также Взятие рейхстага и Парад победы.

мозаики на красной площади
Станция московского метро Комсомольская-кольцевая.

Подобные картуши в стиле барокко Щусев использовал в оформлении Казанского вокзала. Их прообразом стало внутреннее убранство трапезной церкви Богоматери Одигитрия в Ростове. Таким образом, еще раз был подчеркнут национально-исторический стиль оформления станции.

Композиция мозаики внутри постамента советскому воину имеет характер кругового движения вокруг центра помещения, которым является стеклянная шкатулка, в которой хранится пергаментная книга, где перечислены имена всех погибших при штурме Берлина советских воинов.

Над фризом монумента советскому воину в Трептов парке – слова Сталина, выложенные золотой смальтой на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом заслуга советского народа перед историей человечества».

Однако, из немецкой литературы следует, что мозаичный фриз монумента советскому воину был выполнен немецкой компанией Пуль и Вагнер.

Считается, что при выборе сюжета для мозаичного оформления станции Корин руководствовался словами Сталина, произнесенными им на параде 7 ноября 1941 года.

Ввиду того, что этот мозаичный цикл Корина был задуман в исторически-конкретном ключе, а, как известно, «русская история непредсказуема», то он пережил множество перипетий и в ходе своего создания и даже после него.

мозаики на красной площади
Александр Невский. Мозаика Корина.

Из речи Сталина на параде 7 ноября 1941 г.: «Пусть вдохновляет вас в этой борьбе мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Речь значима тем, что в ней Сталин впервые в советской истории обращается к национальным ценностям, что шло в абсолютное противоречие с коммунистической идеологией, которая по своей сути интернациональна. «Пролетарии всех стран соединяйтесь! и «Да здравствует мировая революция!» – вот настоящие коммунистические лозунги в духе Маркса-Ленина-Троцкого. Сталин был практик, которому было ясно, что рационалистические конструкции мечтателей-утопистов отжили свое и просто бессильны в Отечественной войне.

На первом с конца зала панно был изображен эпизод выхода отряда Александра Невского из Новгородского кремля. На эскизе в руке у одного из воинов князя была развернутая хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Чтобы она не выглядела как икона, художник был вынужден хоругвь немного «свернуть».

Кроме того, панно расположены по сюжетам в порядке, обратном и истории и логике, да и той же речи Сталина: т.е., панно с изображением Александра Невского было последним по ходу движения, а с изображением Парада победы и Сталина «со товарищи» – первым: архитекторы (по смерти Щусева в 1949 г., станцию завершали другие архитекторы) побоялись «задвинуть» «отца народов» в конец зала.

Однако, панно были оставлены в покое ненадолго: уже в 1953, после расстрела Берия, с панно нужно было убрать его, что и было сделано; затем после 1957 г. и опалы прочих членов политбюро их изображения также убирались, что продолжалось до 1961 года, когда дошла очередь и до Сталина. Поскольку, в некоторых из них его изображение было ключевым, пришлось принципиально менять три панно.

мозаики на красной площади
Взятие рейхстага. Мозаика Корина.

На панно «Взятие рейхстага» солдаты держали в руках знамя с изображениями профилей Ленина-Сталина, теперь – одного Ленина.

мозаики на красной площади
Триумф победы. Мозаика Корина.

С панно «Парад победы» были убраны все оставшиеся члены Политбюро, а рядом с опустевшими трибунами мавзолея появилось аллегорическое изображение «Родины-матери».

По воспоминаниям О. Великорецкого, одного из архитекторов станции, именно на порядок расположения панно Сталин и обратил внимание во время осмотра станции в 1952 году, сказав: «Как же так? Здесь, на виду у всех, поместили картину с товарищем Сталиным, с членами Политбюро, а герой русского народа Александр Невский оказался почему-то в самом дальнем конце станции, где его почти никто не видит. Это неправильно!» Однако, было ясно, что переместить плиты с мозаиками площадью каждой почти 30 кв. м было технически нереально, и молодой архитектор нашелся, ответив: «Товарищ Сталин! Мы же все ждали этой победы целых четыре года!», на что тот хмыкнул и промолчал. Так ситуация была спасена.

За мозаики станции метро «Комсомольская-кольцевая» в 1952 г. Корину была присуждена Сталинская премия.

В панно на сюжет парада 7 ноября 1941 г. Корин пытался свести переделки к минимуму (работать приходилось ночами, т.к. работу станции не останавливали) поэтому оставил изображение кремлевской башни на заднике; вместо мавзолея (к тому времени, уже с опустевшей трибуной) изображался участок кремлевской стены, вместо Сталина, за обтянутой красным кумачом кафедрой-трибуной. – Ленин, что-то говорящий солдатам.

Было:мозаики на красной площадиСтало:
мозаики на красной площади
Парад 7 ноября 1941 г. Мозаика Корина оригинального образца 1951 г.

Работы по «восстановлению исторической справедливости» велись до 1963 года.

В вестибюле станции метро «Смоленская» можно увидеть мраморную мозаику «Эмблемы русского оружия». В ее центре Орден Победы, набранный из пластинок полудрагоценных камней, мрамора и смальты по эскизу Корина.

мозаики на красной площади
Мозаики станции метро Смоленская.

На торцевой стене подземного зала станции метро «Новослободская» из цветной и золотой смальты по эскизу Корина было выполнено панно «Мир – миру».

мозаики на красной площади
Мозаика Корина для ст. метро Новослободская.

История его, как и предыдущих мозаичных панно Корина, непроста. Началась она еще до сдачи объекта: Корин не успевал к сроку. Композицию сократили. На первоначальном эскизе панно у женщины было три ребенка: было решено оставить ей одного – так работы стало меньше.

Однако, так оно принципиально изменило свой смысл: панно стало походить на икону. Именно так оно и воспринималось современниками: те, кто попроще, ассоциировали его с привычным образом богородицы с младенцем; кто образованней, в том числе и некоторые чиновники, связанные со строительством метро – с «Сикстинской мадонной» Рафаэля – все это им очень не нравилось. Н. Хрущева же, курировавшего станцию, особенно задело еще и то, что женщина была боса – пришлось придумать ей обувь наподобие древнеримских сандалий.

Не следует забывать, что, разумеется, и здесь изначально было изображение Сталина: младенец тянулся к его портрету, находившемуся в верхней части панно – там, где сейчас лента с надписью «Мир». Из описания современника (1953 г.): «Композиционное решение этой темы найдено художником в виде матери с ребенком на руках, смело и уверенно идущей нам навстречу. Улыбаясь, ребенок протягивает руки и радостно смотрит на портрет И. В. Сталина, находящийся в верхней части панно».

Все это категорически не нравилось Хрущеву: из ЦК поступило распоряжение совсем убрать мозаику. Однако, авторы проекта станции обошли его: они оставили мозаику, но перед ней была построена фальшстена, облицованная мрамором – в таком виде станция просуществовала все время правления Хрущева. После его отстранения от власти в 1964 г. по настоянию Корина стенку сломали, а вместо портрета Сталина появилась лента с надписью «Мир во всем мире», тогда же сандалии с ног женщины были «сняты».

В 1951 г. было выполнено мозаичное украшение станции метро «Белорусская-кольцевая». По эскизу Г. Опрышко были выполнены 12 восьмигранных мозаичных панно из мрамора со смальтовыми включениями для потолка подземного зала станции, а также различные орнаментальные декоры.

мозаики на красной площади
Ст. метро Белорусская. Мозаичный герб БССР.

Цикл панно посвящен советской Белоруссии. Он открывается изображением герба Белорусской ССР. Затем следуют сцены на военную тему: «Клятва партизан» и встреча победителей». Далее – сцены мирного труда, строительства, достижения в области народного творчества, культуры и спорта.

мозаики на красной площади
Разумеется, и здесь не обошлось без трюков с «разоблачением». На одном из панно были изображены женщины, вышивающие на полотне профиль Сталина. Теперь они «вышивают» Орден трудового красного знамени.

Было:мозаики на красной площадиСтало:
мозаики на красной площади
5 апреля 1953 г., через месяц после смерти Сталина была открыта станция метро «Арбатская». Для ее эскалаторного зала художником Г. Опрышко была выполнена огромная мозаика с изображением Сталина в полный рост на фоне победных знамен. Она стала и самым крупным, одним из последних и самым недолговечным мозаичным свидетельством культа личности.

Надо заметить, что место было выбрано на редкость удачно: ведь таким образом ты, такой жалкий и ничтожный, поднимаясь откуда-то снизу, неожиданно «поднимался» к «самому т. Сталину», но. он все равно был еще выше и больше. Это было эффектно и как раз «то, что нужно» советскому человеку.

мозаики на красной площади
Мозаика ст. метро Арбатская. Старое фото.

Уже в 1955–1956 гг. готовая мозаика со Сталиным была уничтожена: на ее месте осталась лишь рамка.

В проекте станции «Арбатская» было заложено еще 25 мозаичных панно: их эскизы были заказаны Корину и были уже готовы. Корин здесь продолжал свою любимую тему: на эскизах изображались выдающиеся политики и полководцы прошлого и последней войны.

Однако, работа над мозаиками так и не началась: парадигма мышления человека новой эпохи стала другой, сменился дух времени. В него не вписывалась эта традиционалистская ампирная архаика: развевающиеся знамена с золотыми кистями, колонны и лепнина, гирлянды и веночки, бряцание оружием и лица с героическим оскалом вперемежку с портретами «вождей».

Еще одной работой Опрышко в метро стал мозаичный фриз для наземного павильона станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии (1953 г).

мозаики на красной площади
Мозаика павильона ст. метро Киевская.

В 1953 Н. Хрущев объявил конкурс на создание станции «Киевская-кольцевая»: из 40 проектов был выбран проект киевского архитектора Е. Катонина.

По эскизам художника А. Мизина и А. Иванова был создан цикл из 18 мозаичных панно для станции метро. Цикл посвящен 300-летию воссоединения Украины с Россией – событиям общей истории русского и украинского народов.

мозаики на красной площади

Панно на сюжет парада 7 ноября 1941 года (вручение Сталиным знамени красноармейцу) стало поводом для анекдота. Все было бы хорошо, но панно в своей прежней композиции, хоть и менявшейся в деталях, просуществовало уже десять лет и вошло в память зрителя именно в первоначальном виде: т.е. с мавзолеем Ленина, но все-таки без Ленина. Теперь человек видел композиционно то же старое панно, конечно, без мавзолея, но с живым Лениным. Причем, за трибуной, своей геометрией и цветом напоминающей здание мавзолея. (А, если присмотреться еще, то можно заметить, что трибуна какой-то странной формы, так как зачем-то дана в т.н. «обратной перспективе», т.е. как на иконе).

Считается, что именно отсюда, из-за временных, логических и визуальных нестыковок и появляется в советском фольклоре эта знаменитая своей бесноватой абсурдностью фраза: «Владимир Ильич, выступая с трибуны мавзолея, неоднократно подчеркивал, что. »

На мозаике с парадом 7 ноября 1941 г., казалось бы, узнаваемы Молотов, Берия и Ворошилов, стоящие за спиной Сталина, однако на обороте коринского эскиза его рукой есть надпись с таким перечислением фамилий: Молотов, Маленков, Калинин, Ворошилов, Щербаков.

На одном из панно – Богдан Хмельницкий, провозглашающий воссоединение Украины с Россией в 1654 г., на другом – победа Петра I над шведами в Полтавской битве.

мозаики на красной площади
Богдан Хмельницкиймозаики на красной площадиПетр I.

Другие панно изображают культурные связи двух народов: на одном из них – Пушкин на Украине, на другом – Тарас Шевченко в кругу русских революционных демократов: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова.

мозаики на красной площади
мозаики на красной площадиМозаика 1905 г. в Донбассе.

Панно также изображают сцены революционного движения: «Чтение “Искры”» украинскими рабочими», «1905 г. в Донбассе», «Провозглашение советской власти 25 октября 1917 г.», «Борьба за советскую власть под руководством Щорса».

мозаики на красной площади
Борьба за сов. власть под руководством Щорса.

На других панно – исторические события истории советской Украины: «Открытие Днепрогэса в 1932 г.», «Первая тракторная бригада в украинском колхозе», «Демонстрация трудящихся в Киеве», «Торжество воссоединения Западной Украины в 1939 г.», «Освобождение Киева от оккупантов Советской армией в 1943 г.», «Салют победы в Москве 9 мая 1945 г.», «Заключение договора соцсоревнования между металлургами Урала и Донбасса», «Обмен передовым опытом русских и украинских колхозников».

мозаики на красной площади
Мозаики Открытие Днепрогэсамозаики на красной площадиСалют победы.

В заключительной сцене – демонстрация на Красной площади.

В этом цикле панно также не обошлось без «вторых редакций». На панно, где Ленин провозглашает советскую власть, за его спиной были – Свердлов, Дзержинский и убранный впоследствии Сталин в кожаном пальто.

И стандартная фишка с профилем на знамени:

мозаики на красной площади
Воссоединение украинского народа в едином советском государстве.

На торцевой стене подземного зала станции – барельеф со знаменами и мозаичным портретом хитро прищурившегося Ленина, заменившим бывший здесь первоначально портрет Сталина.

мозаики на красной площади
Эта станция была третьей станцией московского метро с названием «Киевская». Именно она стала любимым детищем Н. Хрущева – бывшего 1-го секретаря ЦК КП и председателя совета министров УССР.

Она была также последней станцией московского метро, выполненной в помпезной стилистике сталинского ампира.

В 1955 г. была открыта первая очередь ленинградского метро, состоящая из семи станций.

Одна из станций носила название «Сталинская» и во всю торцевую сторону ее подземного зала по эскизу Герасимова был выложен мозаичный портрет Сталина.

В таком виде станцию открыть успели, однако, уже вскоре после ее открытия она была переименована в «Нарвскую», а панно было загорожено сначала фанерной, а затем и кирпичной фальшстеной, облицованной мрамором, тем же, что был использован в отделке стен.

мозаики на красной площади
Панно «Изобилие». Ст. метро Владимирская.

Наземный павильон станции «Владимирская» украсило панно «Изобилие», выполненное А. Мыльниковым, А. Королевым и В. Сноповым.

Видео:Прогулка по Красной площадиСкачать

Прогулка по Красной площади

moscowwalks.ru

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
мозаики на красной площадиПодарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.

Видео:Виртуальная экскурсия на Красную площадь для детейСкачать

Виртуальная экскурсия на Красную площадь для детей

Двадцать лучших советских мозаик Москвы

мозаики на красной площади

В последние годы усилился интерес к советской мозаике. Ведь на ней можно видеть не только советские символы и строителей коммунизма. Многие из мозаик – настоящие произведения искусства, пока не получившие соответствующего статуса.

Посмотреть советскую мозаику —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

В столице находится большое количество мозаичных произведений советского периода, с лучшими из которых мы хотим вас познакомить. Сразу заметим, что в нашем обзоре не будет мозаик, размещенных в метро. Также не будем упоминать известные мозаики, находящиеся в зданиях ограниченного доступа (таких как ГВЦ Госплана или МИФИ) и недоступные обычному человеку.

Мозаики выбраны субъективно и приведены в хронологическом порядке. При подготовке обзора использована статья историка архитектуры Анны Броновицкой «Триумф мозаики» (2015).

Надо заметить, что мозаика – искусство древнее, первые мозаики появились еще до нашей эры. История мозаики в России связана с опытами Михаила Ломоносова в XVIII веке. В XIX веке прославилась династия мозаичистов Фроловых. В их мастерской выполнялись заказы для царской семьи и русской православной церкви. Были и частные заказы, это мозаика для особняков и доходных домов.

После Октябрьской революции мозаичные мастерские были закрыты. Фактическое возрождение мозаики в СССР начнется в 1930-е годы. Это связано с планами постройки Дворца Советов, который предполагалось обильно украсить мозаикой. Дворец не был построен, но многие из созданных наработок были использованы в мозаичных композициях в московском метро.

Сразу после смерти Сталина была начата борьба с так называемыми «архитектурными излишествами». К ним были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина. Постепенно возник новый архитектурный стиль, который сейчас называют советским модернизмом. Здания советского модернизма снаружи и внутри часто украшены мозаиками, так как они не были отнесены к «излишествам».

В 1960-х-1980-х мозаичное искусство переживает в Советском Союзе настоящий расцвет и становится важной частью модернистской среды. Мозаичные панно появляются на фасадах и в интерьерах самых разных общественных зданий — научно-исследовательских и учебных институтов, министерств, музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда и на торцах жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, доходя даже до прямой абстракции, яростно осуждаемой в это время в живописи.

В это же время художники-монументалисты сообразили, что мозаику можно делать из недорогих материалов. Например, мозаики на торцах залов Дворца пионеров в Москве выполнены из простого и силикатного кирпича, поддающегося окраске. Для главного фасада был выбран материал побогаче — крупные, не поделенные на тессеры куски смальты, яркой, но простого химического состава — по сути, просто цветное стекло.

Дворец пионеров — фактически первое значительное здание, построенное в Москве после архитектурно-строительной реформы 1955 года. Он мог быть другим, среди конкурсных проектов были здания от маститых авторов, выдержанные в традиционном духе. Но был выбран проект молодых архитекторов, которым для реализации была предоставлена полная свобода. Приехавший 1 июня 1962 года на открытие Дворца Никита Сергеевич Хрущев выразил свое одобрение словами: «Такая архитектура мне нравится!». Тем самым мозаика получила начальственную санкцию.

Дворец пионеров. Улица Косыгина 17. Е.Аблин, А.Губарев, Г.Дервиз и другие, 1962.

Мозаики здесь много, и в основном она типично советская. Пионеры, трубящие в трубы, марширующие и сажающих деревья, яркое солнце, профиль Ленина, дети у костра…

Заметим, в июле 2021 года предполагается начать масштабную реставрацию Дворца, которая займет два года. Мозаику планируется сохранить.

мозаики на красной площади

мозаики на красной площади

мозаики на красной площади

Панорама «Бородинская битва». Кутузовский проспект 38. Б.Тальберг, 1962.

Панорама была открыта 18 октября 1962 года. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона», площадью по 75 квадратных метров каждое. Мозаики выдержаны в сочетании двух основных цветов: серого и красного. По стилю напоминают книжную иллюстрацию.

мозаики на красной площади

мозаики на красной площади

мозаики на красной площади

Стадион Юных пионеров. Ленинградский проспект 29. Э.Жерносек, М.Потикян, 1964.

В 1964 году художники — монументалисты Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян украсили ограду Стадиона Юных пионеров двумя панно на тему детского спорта, площадью по 18 кв.м.

В 2009 году стало известно, что на территории стадиона планируется масштабное строительство. В присвоении статуса объекта культурного наследия мозаикам было отказано. Однако после многочисленных выступлений градозащитников представители девелоперской компании заложили восстановление мозаик в проект благоустройства будущего жилищного комплекса. В мае 2017 года мозаики были демонтированы. После реставрации они вернулись на новое место поблизости от старого в декабре 2019 года. Заметим, что событие это нерядовое для столицы, факт возвращения мозаик отметил в своем инстаграме даже мэр Москвы Сергей Собянин.

мозаики на красной площади

мозаики на красной площади

Гидрометцентр. Большой Предтеченский пер 11. Художник неизвестен, 1965.

мозаики на красной площадимозаики на красной площади

НПО Сапфир. Щербаковская 53. В.Гулов, Б.Казаков, Я.Скрипков, С.Тер-Григорян, 1967.

мозаики на красной площади мозаики на красной площадимозаики на красной площади

Здание конференц-зала Совета экономической взаимопомощи. Новый Арбат 36. 1968.

Архитектор комплекса СЭВ Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, после успеха Калининского проспекта мог позволить себе практически все. Даже, казалось бы, немыслимое в советское время: полностью абстрактную мозаику, целиком опоясывающую невысокий цилиндрический объем конференц-зала.

Композиция в серых тонах, в которой, при некотором усилии воображения, можно увидеть вспышки салюта, выполнена из фактурных бетонных элементов и натурального камня венгерскими мастерами по эскизам художника Григория Опрышко.

мозаики на красной площади

Здание школы. Варшавское шоссе 12. «Космонавт», Ю.Королев, 1969.

мозаики на красной площади

Автовокзал. Щелковское шоссе, 75. «Моя Родина», Ю.Королев, 1972.

Центральный автовокзал, построенный в 1971 году, прекратил работу в апреле 2017 года. Старое здание было снесено. В нем находилось мозаичное панно «Моя Родина», которое украшало зал ожидания на втором этаже. На нем не было Ленина, рабочих, советских символов, сюжеты самые обычные – православный храм, семья, парящий космонавт.

Заново построенный автовокзал был открыт в октябре 2020 года. В январе 2021 года рядом с ним было размещено отреставрированное мозаичное панно. Теперь оно для сохранности помещено в стеклянный короб.

мозаики на красной площади

Кафе «Времена года». Улица Крымский Вал 9, стр. 32. «Осень», художник неизвестен, 1972.

Кафе «Времена года» было построено в Парке Горького в 1968 году. Оно было громадным, одновременно там могли находиться 1200 человек. Его размеры объяснялись тем, что посещение Центрального парка культуры и отдыха являлось обязательной частью культурной программы проходивших в Москве форумов и конференций. Делегации, подчас весьма крупные, после прогулки требовалось где-то кормить.

В советское время оно было очень популярно благодаря выгодному расположению и отсутствию альтернатив. В условиях рыночной экономики оно разорилось, покинутое здание ждало своей очереди на снос. Однако ему повезло. Центр современной культуры «Гараж» (тогда еще не музей) заказал знаменитому архитектору Рему Колхасу реконструкцию кафе. В результате в 2015 году здание получило новую жизнь, став музеем. При реконструкции была бережно сохранена мозаика «Осень» у лестницы.

мозаики на красной площади

Институт Физкультуры. Сиреневый бульвар 4. «Эстафета», К.Тутеволь, 1972.

Клавдия Александровна Тутеволь — ученица Александра Дейнеки. В советское время была известным художником-мозаичистом, единственная женщина — профессор монументального искусства в МГХИ им. Сурикова. Художница стремилась воплотить в образах бегущих юношей и девушек символ вечного стремления человечества к прогрессу. Красивые фигуры бегунов полны силы, напряжения, радостной взволнованности.

мозаики на красной площади

Штаб юной добровольной пожарной дружины. Московский проспект 4. Художник неизвестен, 1972.

мозаики на красной площади

Станция нейтрализации у Станции техобслуживания легковых автомобилей. Варшавское шоссе 170Г стр.21. Г. Белоярцева-Вайсберг, 1973.

мозаики на красной площади

НПО ЦНИИТМАШ. Шарикоподшипниковская улица 4. Н.Миронова, 1974.

мозаики на красной площади

Дом оптики. Проспект Мира 176. «Макромир-микромир», Е.Казарянц, 1974.

Зелено-голубая композиция вдохновлена полузапретным сюрреализмом. Узнаваемая реальность занимает лишь центр. Под планетой Земля сосредоточены разнообразные линзы и призмы, справа же и слева — мир воображаемый, который, предположительно, можно увидеть под микроскопом или же в телескоп.

мозаики на красной площади

Центральный экономико-математический институт. Нахимовский проспект 47. В. Васильцов, Э.Жаренова, 1976.

Так называемое «Ухо», а на самом деле – «Лента Мёбиуса» на фасаде здания. Лента приглянулась архитектору здания Леониду Павлову самим фактом возможности физического воплощения понятия бесконечности, а также мотивом постоянного ускользания, в конечном счете, нереализуемости даже самых, казалось бы, хорошо просчитанных замыслов. Для ЦЭМИ, который так и не помог советской экономике стать эффективной, это приобрело неожиданный дополнительный смысл.

Нынешнее состояние скульптуры не радует, каркас сильно проржавел, а бетонная оболочка начала трескаться. Ее давно могли бы демонтировать. К счастью, просто так это сделать нельзя, потому что она ещё в 1992 году признана объектом культурного наследия регионального значения (само здание, кстати – нет). Ведь в те времена не требовалось ждать, пока памятнику исполнится 40 лет.

мозаики на красной площади

Типография «Детская книга». Сущевский вал 49. И.Бережной, 1979.

Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Не обошлось здесь и без цитаты Ленина.

В 1990-х годах здание типографии перешло в частные руки, и мозаичное панно было завешено рекламными баннерами. Долгое время москвичи и не вспоминали о существовании мозаики, хотя одиночные обращения о необходимости демонтажа рекламных конструкций были. В то время владельцы всерьез считали, что мозаика не представляет никакой художественной ценности!

Наконец, в 2013 году, когда по всей Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы, была снята громадная реклама нижнего белья и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – типографию собирались сносить.

Однако при реконструкции комплекса типографии и возведении здесь жилого и бизнес-квартала было решено сохранить и отреставрировать мозаику. Для Москвы этот случай если и не единственный, то по-настоящему редкий. В 2019 реставрация была завершена, и сейчас панно стало частью фасада строящегося современного делового центра JAZZ. Площадь мозаики 483 кв. м. Стоимость работ по укреплению и реставрации панно составила более 10 млн. руб.

мозаики на красной площади

Библиотека 2-го медицинского института имени Пирогова. Ул. Островитянова 1с5. «Исцеление человека», Л.Полищук, С.Щербинина, 1979.

Громадные нефтяные деньги, хлынувшие в советский бюджет в 1970-е годы, позволяли строить с размахом. Медицинский институт занял большой квартал на углу Ленинского и улицы Островитянова. Стены его библиотеки было решено покрыть мозаикой. Художникам выпал исторический шанс высказаться в таком масштабе: панно имеет площадь более 2 тысяч квадратных метров. Вопреки всем законам монументального искусства, ключевые элементы композиции размещены прямо на углах. Мозаика посвящена медицине, ее части называются «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда». Символизм, искаженные пропорции, резкая графичность тени производили тревожное впечатление.

Открытие библиотеки в октябре 1979 года вызвало громкий отклик в прессе. Главный советский идеолог и гонитель диссидентов Михаил Суслов лично приехал посмотреть, чем вызван такой шум. Постоял перед мозаиками 40 минут, ничего не сказал и уехал. Ничего антисоветского в мозаиках не было, а было явно не время нападать на формализм и сюрреализм, ведь на следующий год предстояла Московская Олимпиада. Пришлось продемонстрировать, что советское руководство не против современных тенденций в монументальном искусстве.

мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площадимозаики на красной площади

ДК «Серп и молот». С марта 2018 года находится в кафе «Прогресс», Волоколамское шоссе 1. Художник неизвестен, 1980-е.

Тенденция последних лет: частные лица спасают мозаики от уничтожения, договариваясь и выкупая их со сносимых предприятий, а потом продают. В итоге советская мозаика становится отличным украшением кафе, баров и ресторанов.

мозаики на красной площади

Магазин «Женская мода». Измайловское шоссе 6. Е.Романова, 1982.

мозаики на красной площадимозаики на красной площади

Дворец молодежи. Комсомольский проспект 28. Ю.Королев, 1987.

Конкурс на здание Дворца молодежи был объявлен еще в 1965 году. Дворец анонсировали к олимпиаде, потом к всемирному фестивалю молодежи, а в строй он вступил только в 1987 году. Поверхность громадного фриза заполняют строящие коммунизм современники в эстетике Александра Дейнеки, последняя крупная работа известного художника-монументалиста Юрия Королева. Но их видно плохо, они скрыты под развитым выносом крыши и рекламными щитами.

мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площадимозаики на красной площади

Советская монументальная мозаика – удивительное явление, без преувеличения, мирового масштаба. К сожалению, в наше время она исчезает с громадной скоростью. Мозаики сносят вместе со зданиями, сбивают, чтобы не тратиться на реставрацию, замуровывают под новыми фасадами. Они срочно нуждаются в учете, атрибуции, реставрации и постановке на охрану.

Если посмотреть на другие бывшие советские республики, то наибольший интерес к советской мозаике проявляется в тех странах, которые имеют напряженные отношения с Россией. Да, это Грузия и Украина. Энтузиасты проделали в этих странах громадную работу по фиксации и атрибуции мозаик. В результате в немецком издательстве DOM Publishers изданы путеводители по грузинским и украинским мозаикам. Впрочем, в дальнейших планах этого издательства стоит и выпуск книг о мозаике российских регионов.

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, марта 25, 2021 в 17:02 в теме: ГОРОД, Городская среда, Советская архитектура. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Видео:200 лет назад. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать

200 лет назад. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Лобное место: главные тайны самого страшного места Красной площади

мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади

Лобное место на Красной площади на фоне храма Василия Блаженного

Видео:Все о Красной площади и даже больше: дворы, тайны, достопримечательностиСкачать

Все о Красной площади и даже больше: дворы, тайны, достопримечательности

Почему место «лобное»?

У происхождения термина есть три версии. По первой, такое название связывают с казнями, которые проводили в давние времена. Тогда говорили «складывать лбы» или «рубить лбы».

По второй версии, это перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (план Лобного места контурами напоминает череп).

По третьей версии, Лобное место назвали так из-за расположения. Оно стоит там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москва-реке. Места с такими перепадами высот на Руси называли «лбами».

мозаики на красной площади
Картина “Красная площадь в Москве”. Федор Алексеев, 1801 год

Видео:Не ходите на Красную площадь😱Скачать

Не ходите на Красную площадь😱

Лобное место: история

Возвели Лобное место, по версии многих исследователей, в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. О Лобном месте упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. Пишут, что тогда постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Лобное место стало неотъемлемым атрибутом исторических событий в России, начиная с XVII века.

мозаики на красной площади
Табличка на Лобном месте

мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади мозаики на красной площади

Видео:SHAMAN — МЫ (Красная площадь)Скачать

SHAMAN — МЫ (Красная площадь)

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку — возле здания Государственного исторического музея.

мозаики на красной площади

Мемориальная табличка на стене Лобного места

Видео:Почему Красная площадь — красная? #shorts #кремль #краснаяплощадьСкачать

Почему Красная площадь — красная? #shorts #кремль #краснаяплощадь

Смутное время

Первым крупным событием Смуты, которое случилось на Лобном месте, стало обращение Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года его зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. В своем письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия, а наследника престола Федора II объявлял изменником.

20 июня 1605 года Лжедмитрий I приблизился к Москве. Его встретили на окраине города представители местной аристократии, а у Лобного места «спасённого царя» ждали горожане. Оттуда Богдан Бельский произнес торжественную речь, в которой благодарил Бога за чудесное спасение царя.

Менее чем год спустя толпа разгневанных москвичей убила Лжедмитрия I и истребила его сподвижников. Растерзанные тела стали сбрасывать на Лобное место. По воспоминаниям поляка-современника, трупы лежали в течение трёх дней.

мозаики на красной площади
Тело Лжедмитрия лежит на Лобном месте

После царём стал Василий Шуйский. Чтобы узаконить свой титул, он обратился с Лобного места к народу, который собрался на Красной площади. Новое правительство развенчало культ самозванца — был найден архив Лжедмитрия I, в котором были письма на польском языке для Юрия Мнишка. Документы быстро перевели на русский язык и публично зачитали с Лобного места.

В конце периода Смуты, в ноябре 1612 года после продолжительной осады новгородское ополчение освободило Московский Кремль от поляков. 27 ноября два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским двинулись с разных сторон к Китай-городу. Оба шествия объединились у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий провел молебен. Оттуда процессия отправилась на Соборную площадь Кремля.

21 февраля 1613 года Земский собор решил избрать нового царя. В тот день Лобное место в последний раз использовали, чтобы получить народное одобрение. Архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, собравшихся на Красной площади, кому быть царём. Толпа поддержала Михаила Федоровича Романова. Несколько дней спустя там же прошло крестоцелование: так бояре и казаки присягнули новому монарху, который на тот момент находился в Костроме.

мозаики на красной площади
Василий Суриков “Утро стрелецкой казни”

Видео:Красная площадьСкачать

Красная площадь

История знаменитого помоста

По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.

мозаики на красной площади

Вид Лобного места сверху

Выражение «лобное место», как место казней, прочно закрепилось нашей речи, поэтому бытует мнение, что на протяжении нескольких веков исторический помост являлся главным эшафотом страны. Однако, это не совсем верно. Казнили здесь крайне редко. Большинство смертных приговоров приводили в исполнение на Болотной площади или так говорили в Средние века — на Болоте.

В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой.

После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон.

У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

мозаики на красной площади

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

мозаики на красной площади

Лобное место на фоне ГУМа

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением.

Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

мозаики на красной площади

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Видео:1987, Москва, официальное соощение " Сегодня самолет Руста сел на Красной площади"Скачать

1987, Москва, официальное соощение "  Сегодня   самолет   Руста сел на Красной площади"

Период Российской Империи

С переносом столицы в Санкт-Петербург Красная площадь и Кремль утратили своё политическое значение. При этом, столпы с обвинительными досками оставались на прежнем месте долгие годы. Только в 1727 году, по указу Петра II, старые орудия казней демонтировали. С тех пор Красная площадь никогда не использовалась для казней.

До революции 1917 года Лобное место использовали при совершении православных обрядов. Крестные ходы двигались от Спасских ворот и останавливались у площадки. На Лобное место поднимался архиерей, чтобы совершить молебен и благословить прихожан.

мозаики на красной площади
На Лобном месте сделали временный фонтан к параду в честь победы в Великой Отечественной войне

Видео:Наследие ЮНЕСКО: Московский Кремль и Красная площадь.Скачать

Наследие ЮНЕСКО: Московский Кремль и Красная площадь.

Мирные времена русской «Голгофы»

Московское Лобное место было сооружено приблизительно в XVI веке — точная дата не известна — для обращения царя к выборным чиновникам Земского Собора. Официально глава государства при этом направлял свою речь митрополиту Макарию (таков был порядок).

Первое время русская Голгофа использовалась исключительно для решения административных вопросов и проведения всевозможных христианских ритуалов. Например, на ней проходил обряд «Шествие на осляти» в день Вербного Воскресенья.

Видео:SHAMAN — ВСТАНЕМ. Концерт «Вместе навсегда!» на Красной площадиСкачать

SHAMAN — ВСТАНЕМ. Концерт «Вместе навсегда!» на Красной площади

Советская эпоха

С возвращением в марте 1918 года столицы в Москву, на Красной площади регулярно проводили митинги и военные парады, во время которых Лобное место использовали в качестве пьедестала для монументов.

К Параду Победы 24 июня 1945 года на Лобном месте в окружении ваз с живыми цветами установили 26-метровый фонтан, который увенчали статуей рабочего и колхозницы. С 1965 года, когда День Победы внесли в список государственных праздников, Лобное место используют для установки декоративного оформления площади.

25 августа 1968 года на этом месте прошла мирная антивоенная акция, которая вошла в историю под названием «демонстрации семерых». Участники из московской и ленинградской интеллигенции, выражали протест против ввода войск ОВД в Чехословакию.

мозаики на красной площади
Внутрь Лобного места и сейчас бросают монетки

Сегодня Лобное место потеряло свое значение, как трибуна, и стало одним из многих памятников архитектуры на Красной площади. До недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России». Узнайте больше о достопримечательностях Кремля и вокруг него из нашей статьи

Видео:SHAMAN и группа «CОБОР» из Луганска — МЫ (концерт на Красной площади в День России)Скачать

SHAMAN и группа «CОБОР» из Луганска — МЫ (концерт на Красной площади в День России)

Московские казни

Обычно в Москве казни проходили на Болотной площади – там, к примеру, казнили Степана Разина и Емельяна Пугачева. Но так бывало не всегда. Самой масштабной экзекуцией на Красной площади стали стрелецкие казни в октябре 1698 г. Стрельцы, обиженные на клан Нарышкиных (родственников будущего императора Петра), устроили бунт (около 2,2 тыс. человек) и попытались (как предполагали некоторые) поставить на престол царевну Софью (из клана Милославских).

Стрельцы хотели избавиться от свалившихся на них новых тягот военной службы и улучшить свое материальное положение. Причем сделать все это они желали как в былые времена: ворваться в Кремль с матюгами и саблями, убить несколько опостылевших бояр, напиться и еще получить денег в качестве умиротворяющей выплаты. Но как раньше не вышло. Петр стрельцов недолюбливал, все это знали, и на выступление власть отреагировала жестко. Солдатский полк Патрика Гордона подавил бунт (было убито 22 стрельца), а зачинщиков схватили. Казнили 56 человек, еще 140 пороли кнутом, сотни сослали. Когда Петр вернулся, казни продолжились – были умерщвлены еще 1182 человека. Царь боялся, что заговор еще тлеет, что его власть все еще оспаривается. Первых 200 осужденных привели на Красную площадь 10 октября. Всем отрубили головы. Еще 144 стрельца обезглавили 21 октября. На следующий день – еще 205. На следующий – 141. Потом – еще. Почти каждый день до 29 октября, когда было казнено 106 человек. Пятерым стрельцам царь Петр отрубил головы лично. Потом еще несколько стрельцов повесили. Пожалуй, ничего страшнее Красная площадь никогда не видела.

Московских стрельцов лишили имущества, семей и даже права на милостыню. Через несколько лет остатки стрелецкого войска перестали существовать.

📹 Видео

Достояние/ Отражение/ Парк Победы/ Красная площадь / Мозаика // Обзор новых ЖК в КраснодареСкачать

Достояние/ Отражение/ Парк Победы/ Красная площадь / Мозаика // Обзор новых ЖК  в Краснодаре

2 класс. Окружающий мир. Московский Кремль и Красная ПлощадьСкачать

2 класс. Окружающий мир. Московский Кремль и Красная Площадь

Красная площадь. Онлайн-лекция филолога и экскурсовода Марии ГалкинойСкачать

Красная площадь.  Онлайн-лекция филолога и экскурсовода Марии Галкиной

Меха, бутерброд, Кремль | Россиянку в шубе задержали за съёмки с красной икрой на Красной площадиСкачать

Меха, бутерброд, Кремль | Россиянку в шубе задержали за съёмки с красной икрой на Красной площади

ПОЧЕМУ КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ НАЗЫВАЕТСЯ КРАСНОЙ ?Скачать

ПОЧЕМУ  КРАСНАЯ  ПЛОЩАДЬ  НАЗЫВАЕТСЯ  КРАСНОЙ  ?

Случай с иностранцами на Красной площади при смене караула!Скачать

Случай с иностранцами  на Красной площади при смене караула!

Не знал, что можно ездить по красной площадиСкачать

Не знал, что можно ездить по красной площади
Поделиться или сохранить к себе: