мост на площади ломоносова

Видео:Ломоносовский Мост (Мост Ломоносова) в Санкт-Петербурге.Скачать

Ломоносовский Мост (Мост Ломоносова) в Санкт-Петербурге.

Легендарный мост Ломоносова в Петербурге: история, конструкция и интересные факты

История моста Ломоносова через Фонтанку в Петербурге — это рассказ об одном из старейших и красивейших мостов города, который не только успел поменять несколько названий, но и несколько изменить свою конструкцию: некогда он был разводным.

При этом, это единственная из переправ через Фонтанку, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным.

Мост соединяет Спасский и Безымянный острова. Рядом с мостом расположена улица Зодчего Росси, бюст М. В. Ломоносова и одноименная площадь.

Выше по течению находится Аничков мост, ниже — Лештуков мост. Мост построен по типовому проекту Жана Родольфа Перроне и является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры города.

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Чернышёв мост 1904–1910 мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Чернышёв мост (мост Ломоносова) 1946–1947 мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Реставрация моста Ломоносова 1949–1950

Перейдем непосредственно к истории появления моста.

Он сменил несколько наименований, прежде чем назваться мостом Ломоносова: до 1798 года — Екатерининский мост, c 1798 по 1948 год — Чернышёв мост ( в честь графа генерала Г.П. Чернышева), возле усадьбы которого он был сооружен.

Стоит отметить, что изначально в градостроительных планах этот мост отсутствовал, в связи с этим начал строиться позже других, когда набережная была обрамлена в гранит.

Однако, вероятно по требованию Екатерины II, мост был включен в проект устройства берегов Фонтанки и поэтому изначально назывался Екатерининским.

Переименован в честь знаменитого русского ученого М.В. Ломоносова мост был 23 августа 1948 года.

Первоначально, мост был разводным и деревянным, это было необходимо в связи с активным судоходством через реку.

Он состоял из двух боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями.

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Чернышев мост 1925–1930

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Площадь Ломоносова 1948–1949 мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1976–1988

Со временем, когда судоходство на Фонтанке стало менее оживленным, пропала необходимость в разводном пролете. Его заменила постоянная деревянная подкосная ферма. Металлические цепи, в прошлом функционирующие как часть подъемного механизма, протянули вдоль моста и они стали просто элементом оформления сооружения.

Настил боковых частей моста был замощен булыжником: до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые, средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста.

Перила повторяли рисунок перил набережной Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1977

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1980 мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1981

Благодаря повышению трафика транспорта через мост в середине XIX века, каменные мосты башенного типа ( Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский ) стали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Мост Ломоносова и Старо-Калинкин смогли максимально сохранить свой первоначальный вид, при этом первый — пожалуй, единственный из собратьев, кто простоял без внешних изменений более ста лет, периодически проходя ремонтные работы.

После внесения изменений в разводную конструкцию моста, отпала необходимость в массивных металлических цепях, так как мост больше не являлся разводным, но они прекрасно вписывались в его общую стилистику, поэтому было принято решение их оставить. Цепи протянули между четырьмя башнями вдоль моста, таким образом, свисающие цепи стали элементом декора.

На проезжую часть поставили ограждения. Общая длина нового сооружения составляла 57 метров, ширина – 14,5 метра.

Собственно говоря, мост сохранил свой облик до наших дней. На границах центрального пролета моста так и стоят четыре башни из гранита, наверху которых расположились сферические купола с золочеными урнами.

Особый вид мосту придают фонари. Они имеют шестигранную форму и установлены на кронштейны, которые в свою очередь выполнены в виде мифических гиппокампов. Это крылатые существа, несколько схожих с единорогом, с головой и телом коня и рыбьим хвостом. В настоящее время фонари отреставрированы и покрыты сусальным золотом.

В целом, некоторые изменения все же произошли с течением времени.

В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным.

В 1900 году через мост планировали провести трамвайные пути, но конструкция мостового перехода не выдержала бы большую нагрузку. В связи с чем предполагавшуюся здесь линию трамвая удалось перенести на соседние мосты, а его сохранить для обычного движения

При въезде на мост в 1915 году были восстановлены обелиски с фонарями по проекту архитектора академика И.А. Фомина. Также переложены надводные части быков и устоев.

Тротуары были подняты над уровнем полотна проезжей части, а парапеты, отделявшие их от мостовой, сняты. Все полотно проезжей части было замощено булыжным камнем, тротуары на боковых частях – гранитными плитами, а в центральной – асфальтом.

мост на площади ломоносоваФото: «Yandex» мост на площади ломоносоваФото: «Yandex» мост на площади ломоносоваФото: «Yandex»

Вдоль тротуаров проложены гранитные сточные желоба. В 1950 году были восстановлены гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады города, а в 1967 году позолочены архитектурные детали.

В 1989 г. переставлен гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ Ленмосттреста. В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Годы Великой Отечественной войны не прошли бесследно для моста. Как и многие сооружения он попал в огневую точку. Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски.

В годы Отечественной войны во время бомбежек гранитные обелиски были сильно повреждены. В послевоенные годы начались реставрационные работы, фонари полностью восстановили.

На данный момент мост Ломоносова находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Он является трехпролётным и имеет ночную декоративную подсветку. Боковые пролёты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт металлическими балками. Его длина — 62,9 метра, а ширина — 16,1 метр.

мост на площади ломоносоваФото: «Pastvu» Площадь Ломоносова 1980–1981 мост на площади ломоносоваФото: «Yandex» мост на площади ломоносоваФото: «Bigpicture.» «Невероятные приключения итальянцев в России»: сравнение архитектуры

Интересные факты:

  • Мост можно увидеть в кинокартине «Невероятные приключения итальянцев в России»
  • Несмотря на то, что академик и великий ученый Михаил Ломоносов не имеет никакого отношения к мосту, среди питерских студентов закрепилось поверье, что посещение моста поможет в процессе приобретения знаний. Считается, если перед экзаменом посетить мост Ломоносова, то можно вытянуть «счастливый» билет

Видео:История моста Ломоносова (Санкт-Петербург)Скачать

История моста Ломоносова (Санкт-Петербург)

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге — история, легенды, фото

Видео:Атмосферный Мост ЛомоносоваСкачать

Атмосферный Мост Ломоносова

Фотографии

мост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносовамост на площади ломоносова мост на площади ломоносова

Мост Ломоносова через реку Фонтанку расположен в центре Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова, соединяет Спасский и Безымянный острова.

Переправа является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры Северной столицы, находится на учёте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Видео:Санкт-Петербург. мост ЛомоносоваСкачать

Санкт-Петербург. мост Ломоносова

Особенности моста

Мост Ломоносова относится к семи типовым, «образцовым» переправам через Фонтанку в Санкт-Петербурге. Это сооружение с богатой историей, его построили в период царствования Екатерины Великой — в 1787 году. Поэтому сначала был назван в честь императрицы и носил наименование — Екатерининский мост.

Это единственная из переправ через Фонтанку, возведённых по типовому проекту инженера-мостостроителя Жана-Родольфа Перроне, которой за более чем 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик практически неизменным.

Мост Ломоносова представляет собой каменное трёхпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила переправы — чугунные, установленные на гранитных тумбах, с рисунком, повторяющим узор перил набережной реки Фонтанки.

Видео:Мост Ломоносова Санкт-ПетербургСкачать

Мост Ломоносова Санкт-Петербург

Названия переправы

Интересный факт заключается в том, что сразу его назвали Екатерининским, как мы уже говорили выше, — в честь Екатерины II, однако вскоре он был переименован в Чернышёв мост. Имя дали сооружению по находившейся здесь загородной усадьбы графа Григория Петровича Чернышёва, сподвижника Петра I, генерал-аншефа, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

В 1948 году переправу переименовали в честь Михаила Васильевича Ломоносова. Одновременно переименованию подверглась примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где был установлен памятник этому великому русскому учёному, изобретателю, просветителю, поэту и художнику.

Видео:Санкт-Петербург. Площадь Ломоносова. Мост Ломоносова. 25.12.2022.Скачать

Санкт-Петербург. Площадь Ломоносова. Мост Ломоносова. 25.12.2022.

История строительства моста

Изначально, при составлении проекта обустройства берегов Фонтанки в Петербурге, этот мост не был запланирован. Его строительство было начато позже других, когда набережная уже была одета в гранит. Для сооружения переправы даже пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные реки.

Почему решили перекинуть через Фонтанку седьмую переправу— нынешний мост Ломоносова, остаётся загадкой. Вероятнее всего, это произошло по требованию Екатерины II. Мост строился в 1785—1787 годах по типовому проекту каменных мостов через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге.

Видео:ПЛАН ЛОМОНОСОВА МОСТЫ (Официальное видео)Скачать

ПЛАН ЛОМОНОСОВА МОСТЫ (Официальное видео)

Описание моста

Мост возвели с двумя боковыми каменными сводами, облицованными гранитом, и средней подъёмной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах разместили гранитные башни, в которых находились подъёмные механизмы с длинными цепями.

Настил боковых частей моста был замощен булыжником. Тротуары располагались ниже мостовой и были огорожены от неё высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста. Перила повторяли рисунок перил набережной реки Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками.

У въездов на переправу на четырёх углах установили каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

Видео:Мост ЛомоносоваСкачать

Мост Ломоносова

Уникальные факты

Из-за возросшего движения городского транспорта, в середине XIX века, каменные мосты башенного типа, такие как Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский, подверглись перестройке, в ходе которой были снесены башни, а подъёмные пролёты заменены постоянными.

Свой первоначальный вид больше других сохранили Чернышёв (Ломоносов) мост и Старо-Калинкин. Причём, единственный из всех своих собратьев, лишь Чернышёв мост простоял без изменений более 100 лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.

Ансамбль этих переправ уже в ту эпоху считался выдающимся произведением мостостроительного зодческого искусства. В дальнейшем была упразднена его прежняя, важная роль, которую он играл в соответствии с пограничным положением реки Фонтанки, за которой в ХVIII веке начинался пригород.

Видео:Андрей Норкин в прямом эфире НТВ узнает о смерти своей женыСкачать

Андрей Норкин в прямом эфире НТВ узнает о смерти своей жены

Мост Ломоносова в ХХ и ХХI вв.

Чернышёв мост капитально ремонтировался уже в 1911-1912 годах — были усилены опоры, своды, заменили деревянное пролётное строение в среднем пролете моста на металлическое балочное.

Тремя годами позже, в 1915 году, при въездах на переправу восстановили обелиски с фонарями. Работы велись по проекту архитектора академика Ивана Александровича Фомина. Также переложили надводные части быков и устоев, подняли тротуары над уровнем полотна проезжей части и сняли парапеты, отделявшие их от мостовой.

Полотно проезжей части целиком замостили булыжным камнем, гранитными плитами были выполнены тротуары на боковых частях, а в центральной — асфальтом. Вдоль тротуаров проложили гранитные сточные желоба.

Пострадавшие в годы блокады Ленинграда гранитные обелиски моста Ломоносова были восстановлены вместе с фигурными фонарями и кронштейнами в 1950 году, а в 1967-м позолочены архитектурные детали. В 1989 году переставили гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ «Ленмосттреста».

В новейшей истории моста Ломоносова, в 2006 году, на переправе была осуществлена реставрация обелисков, в ходе которой также освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и нарядных гиппокампов.

Видео:Площадь Ломоносова — площадь в Центральном районе Санкт-Петербурга (09.11.2023)Скачать

Площадь Ломоносова — площадь в Центральном районе Санкт-Петербурга (09.11.2023)

Гиппокампы на Ломоносовом мосту

Гиппокампы — это крылатые морские кони, «примчавшиеся» к нам из античной мифологии. На колоннах-башнях моста Ломоносова можно увидеть шестигранные фонари, которые являются настоящими произведениями искусства.

Концептуально источники освещения на переправе поддерживаются скульптурами, выполненными в виде мифических водных коней-единорогов с рыбьими с хвостами завитушками, передние конечности у которых конские, но вместо обычных копыт — лягушачьи перепончатые лапы.

Их рога, гривы, хвосты и лапы позолочены, а сами существа — зелёные, как и подобает им быть, вышедшим из морских пучин. Гиппокампа в архитектуре Санкт-Петербурга нельзя назвать самым распространённым мифическим животным.

Но всё же в Северной столице удастся отыскать даже целый табун или стаю этих морских крылатых коньков-рыбок. Безмолвные и незаметные они прячутся на фасадах зданий, в нишах стен домов и решётках мостов, на фонарях и даже держат балконы на своих хрупких спинках.

Моду на гармоничное слияние стихий воды и воздуха в архитектуре Петербурга учредила ещё императрица Елизавета Петровна в ходе обсуждения убранства Смольного собора. Именно она создала большую часть петербургских гиппокампов — крылатых мифических существ.

А на мосту Ломоносова, вообще, пошли далеко вперёд и «скрестили» гиппокампа с единорогом. Золотой рог одного только такого морского конька может «прорубить окно» во льду Фонтанки для высвобождения владыки Нептуна даже зимой, чтобы он круглогодично царствовал на реках и каналах Северной столицы.

Либо гиппокампа на этой переправе представили в виде единорога, мифического существа, символизирующего целомудрие, в широком смысле, духовную чистоту и искания, для того, чтобы каждый проезжающий и проходящий сквозь башни «напитывался» этими лучшими качествами. Но всё это легенды Ломоносова моста, коими, в целом, гордится великий и загадочный город на Неве.

Видео:Мост Ломоносова, Александринка, Площадь Островского, Екатерининский сквер - прогулка с видеокамеройСкачать

Мост Ломоносова, Александринка, Площадь Островского, Екатерининский сквер - прогулка с видеокамерой

Мост Ломоносова

мост на площади ломоносова мост на площади ломоносова

Мост Ломоносова через реку Фонтанку связывает Спасский остров с Безымянным. Находится переправа в Центральном районе Санкт-Петербурга, в месте, где улица Ломоносова выходит к одноименной площади.

На «мосту с башнями» организовано одностороннее автомобильное движение. Для пешеходов предусмотрено два тротуара. Напротив дома № 66 по набережной реки Фонтанки обустроен причал «Мост Ломоносова». Пристань предназначена для небольших туристических теплоходов.

мост на площади ломоносова

Фамилию знаменитого русского ученого М. В. Ломоносова мост носит с августа 1948 года. До этого он назывался Чернышевым, поскольку рядом располагалась загородная усадьба графа Г. П. Чернышева — участника Азовского похода, Северной войны и Полтавской битвы. А изначально мост назвали Екатерининским в честь императрицы.

Мост Ломоносова на панораме:

Видео:ПЛАН ЛОМОНОСОВА - МОСТЫСкачать

ПЛАН ЛОМОНОСОВА -  МОСТЫ

Конструкция

В 1780-х годах в Санкт-Петербурге велось активное строительство гранитных набережных и переправ. В рамках генерального плана благоустройства города было предусмотрено строительство семи однотипных мостов через Фонтанку. Они представляли собой каменные конструкции с тремя пролетами: береговыми в виде арок и прямым центральным. Над средними опорами были возведены башни со скрытым подъемным механизмом для разведения центрального пролета. Разводка осуществлялась вручную при помощи цепей.

До наших дней лишь мост Ломоносова сохранил свой исторический облик. По нему можно судить как выглядели остальные мосты: Белинского, Аничков, Семеновский, Обуховский и Измайловский. Седьмой мост — Старо-Калинкин — тоже сохранил характерные черты (башни и арочные пролеты), но претерпел масштабную реконструкцию центрального пролета и утратил некоторые детали.

Общая длина моста Ломоносова составляет 62,9 метров, ширина — 16,1. Башни-беседки венчают купола с навершиями в виде золотых шаров. Перила повторяют рисунок ограды набережной. Въезды украшают гранитные обелиски с фонарями на кронштейнах, декорированных морскими коньками.

мост на площади ломоносова

Видео:Санкт-Питербург Мост Ломоносова через небережную речки Фонтанка в Питере Торговый переулок зимой СПБСкачать

Санкт-Питербург Мост Ломоносова через небережную речки Фонтанка в Питере Торговый переулок зимой СПБ

История Ломоносовского моста

Первоначальный проект благоустройства набережной реки Фонтанки не предусматривал строительство этой переправы. Возводить его начали позже всех, для чего даже пришлось снимать с набережных уже уложенный гранит. Над проектом работали инженер Ж.-Р. Перроне и архитекторы Ю. М. Фельтен, В. И. Баженов. Открытие Екатерининского моста состоялось в 1787 году.

До реконструкции 1911—1912 гг., в ходе которой центральный деревянный пролет заменили на металлический, мост Ломоносова (тогда Чернышев) подвергался лишь текущему ремонту.

Обелиски с фонарями, созданные по проекту архитектора И. А. Фомина, восстанавливали несколько раз: сперва в 1915-м, затем в 1950-м (они серьезно пострадали в годы блокады), последняя реставрация проводилась в 2006-м.

Также за годы службы на мосту неоднократно ремонтировали тротуары и проезжую часть, производили другие работы. Но внешний облик сооружения сильно не менялся. Поэтому сегодня мост Ломоносова в Санкт-Петербурге официально является памятником архитектуры.

мост на площади ломоносова

Видео:площадь Ломоносова.Скачать

площадь Ломоносова.

Как добраться до Моста Ломоносова в Санкт-Петербурге

Туристы называют мост Ломоносова одним из самых красивых в городе. Но не только переправа влечет их в эту часть города. От площади Ломоносова начинается улица Зодчего Росси, спроектированная знаменитым архитектором и признанная самой пропорциональной в Северной столице. Она ведет к Александринскому театру и Невскому проспекту.

Добраться до моста Ломоносова можно на машине, либо пешком от метро или автобусных остановок.

На метро

От станций «Достоевская» (оранжевая линия/М4) и «Владимирская» (красная линия/М1) к набережной ведет Щербаков переулок.

Тем, кто хочет увидеть творение Карла Росси, следует начать путь от станции «Гостиный двор» (зеленая линия/М3). От нее по Невскому проспекту направляйтесь к площади Островского. Перед ней поворачивайте направо и двигайтесь вдоль Екатерининского сквера к Александринскому театру — за ним начинается улица Зодчего России. На весь маршрут уйдет около 15 минут.

мост на площади ломоносова

На общественном транспорте

Остановки располагаются в 5–10 минутах ходьбы. Ближайшая «Пять углов» находится на Загородном проспекте. Здесь ходят маршрутки К-177, К-25, К-258, К-90 и троллейбусы № 3, 8, 15.

Чуть дольше придется идти от Садовой улицы. На ней останавливаются автобусы № 49, 181, маршрутка К-212 (ост. «Улица Ломоносова»), а также трамвай № 3 (ост. «Гостиный двор»).

Больше всего транспорта ездит по Невскому проспекту. До остановки «Дворец творчества юных» (напротив Екатерининского сквера) довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

На машине

На машине получится подъехать максимально близко к мосту. Припарковаться можно вдоль обочин. Такси для поездки легко заказать через мобильное приложение от сервисов Uber, Maxim, Gett, Ситимобил, RuTaxi, Яндекс. Такси.

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге: видео

💡 Видео

Мосты и реки Санкт Петербурга - часть1.Скачать

Мосты и реки Санкт Петербурга - часть1.

СПБ, ул.ЛОМОНОСОВА, мост ЛОМОНОСОВА, 22 г., июль...Скачать

СПБ, ул.ЛОМОНОСОВА, мост ЛОМОНОСОВА, 22 г., июль...

Контрасты Петербурга. ул. Ломоносова, ул. Думская, Апраксин ДворСкачать

Контрасты Петербурга. ул. Ломоносова, ул. Думская, Апраксин Двор

Санкт Питербург. Фонтанка. Мост Ломоносова.Скачать

Санкт Питербург. Фонтанка. Мост Ломоносова.

Площадь Ломоносова в Санкт-ПетербургеСкачать

Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге

Мост Ломоносова #набережная реки фонтанки 2023.Скачать

Мост Ломоносова #набережная реки фонтанки 2023.
Поделиться или сохранить к себе: