- Московский университет на Моховой (Москва)
- Изображения
- МГУ на Моховой
- Либеральные науки
- Считается, что инициатором открытия Московского университета был М.В. Ломоносов. Но истинный основатель МГУ — И.И. Шувалов.
- Здание Московского государственного университета (МГУ) на Моховой построили по проекту Матвея Казакова в 1780 — через 5 лет после того, как 25 января 1775 года императрица Елизавета подписала указ «Об учреждении Московского университета».
- После революции помещения МГУ на Моховой бездействовали до 1932 года.
- Текст и иллюстрации Главное здание МГУ
- 💥 Видео
Видео:Беспорядки на Манежной площади в 2002 | ROMBСкачать
Московский университет на Моховой (Москва)
Московский университет на Моховой — комплекс зданий московского университета (МГУ), расположенный на Моховой улице — здания 9, 11 (с корпусами). Это здание называют «Старое здание МГУ на Моховой».
Ближайшие метро Библиотека Ленина, Александровский сад, Манежная площадь. Недалеко и от м. Охотный ряд.
Сейчас в комплекс зданий МГУ на Моховой улице входят Научная библиотека, Типография, Факультет журналистики, Дом культуры, церковь святой Татьяны, Издательство МГУ, Институт стран Азии и Африки, Факультет психологии, Зоологический музей МГУ, Факультет искусств.
Здесь расположены также Музей истории МГУ, мемориальный кабинет-библиотека ректора Ивана Георгиевича Петровского, Антропологический музей.
Бывшая церковь святой Татьяны расположена в правом флигеле. Ее спроектировал архитектор Казаков в виде двухсветной ротонды, а расписал итальянский художник Антонио Клауди.
Комплекс зданий московского университета на Моховой
Дом № 9, стр. 1 — В здании располагается Факультет журналистики МГУ (журфак). В начале 18 века здесь находился дом Д. И. и А. И. Пашковых. В 1833 г. дом был приобретён для Московского университета и перестроен архитектором Е. Д. Тюриным (в 1901—1905 гг. расширен К. М. Быковским).
Дом 9, стр. 2 — Храм мученицы Татианы при МГУ 1834 г., архитектор Е. Д. Тюрин. Бывший университетский театр, переделанный в церковь, потом в советский ДК, потом снова в церковь.
Дом 9, стр. 4 — здание 1911 г., архитектор А. С. Гребенщиков. В здании располагается Психологический институт Московского университета.
Дом 9, стр. 7 — «Дом священника» 1832, архитектор Е. Д. Тюрин.
Дом 9, стр. 9 — 1901 г., архитектор К. М. Быковский. Старое здание Библиотеки Московского университета (перемещена на Ленинские горы). Сейчас здесь расположен её Отдел редких книг и рукописей, фонды факультетов журналистики, психологии, искусств, ИСАА.
Дом 11, стр. 1 — Старое здание Московского университета (1786—1793, архитектор М. Ф. Казаков; 1817, архитекторы Д. И. Жилярди, Д. Г. Григорьев; в 1920—1921 гг. проведена реставрация здания И. П. Машковым, Д. С. Марковым и И. Э. Грабарём). Сейчас в здании Институт стран Азии и Африки при МГУ и некоторые другие подразделения МГУ.
Перед зданием установлены памятники А. И. Герцену и Н. И. Огареву (1922 г., скульптор Н. А. Андреев).
Дом 11, стр. 7 — 1898—1901, архитектор К. М. Быковский. В здании располагается Институт радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН.
Дом 11, стр. 8 — 1877 г., архитектор А. А. Никифоров. В здании Анатомический корпус Московского университета.
Дом 11, стр. 9 — 1914 г., архитектор Р. И. Клейн. В здании располагается Факультет психологии МГУ.
Дом 11, стр. 11 — 1914, архитектор Р. И. Клейн; перестраивалось в 1950-х гг. В здании Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН.
Историческая справка о московском университете на Моховой
Первое здание университета располагалось в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II Великой университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы. В 1785 году императрица на свои средства приобрела участок земли на Моховой. В добавок к этому она подарила на строительство университета 125 тысяч рублей, заказав проект М.Ф.Казакову. Образ здания в целом определила идея «Храма Науки», храма богини мудрости Минервы. Закладка здания состоялась 23 августа 1786 г., а его торжественное открытие — ровно через 7 лет, 23 августа 1793 г.
Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.
Видео:Манежная площадь. Экскурсия-прогулка. Воскресенские ворота, Манеж, гостиница «Москва»Скачать
Изображения
Здание на Моховой улице — справа церковь св. Татьяны, прямо факультет журналистики
Видео:Аэросъемка : Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова : Россия | МоскваСкачать
МГУ на Моховой
Видео:Умер пострадавший на Манежной площадиСкачать
Либеральные науки
Сначала МГУ располагался в самом сердце Москвы. Но на заре своего существования Московский университет был не таким, как мы привыкли: нравы здесь царили вольные, а качество образования было далеким от совершенства.
Считается, что инициатором открытия Московского университета был М.В. Ломоносов. Но истинный основатель МГУ — И.И. Шувалов.
Конечно, Ломоносов понимал, что России нужна система высшего образования. Университет и гимназия появились в Петербурге еще в 1724 году, а в Москве дальше обсуждений дело не заходило. Ломоносов написал о необходимости создания Московского университета Шувалову, и тот обратился с официальным прошением к императрице Елизавете. В тот же день государыня подписала указ об учреждении университета.
Преподавать в новый ВУЗ пригласили лучших отечественных и иностранных ученых. Сначала факультетов было три: философский, медицинский и юридический. Лекции читали на русском языке, а учиться в МГУ не могли только крепостные.
Но занятия наукой не мешали бурной жизни студентов. Вечеринки, попойки, драки и схватки с полицией — все это было. А Николай I вообще считал образование одной из главных причин декабристского движения.
Дисциплины в программе были разнообразные, чтобы из стен МГУ вышел разносторонне образованный человек. Но преподавали в то время скверно. А некоторые педагоги и вовсе были фигурами комичными.
Здание Московского государственного университета (МГУ) на Моховой построили по проекту Матвея Казакова в 1780 — через 5 лет после того, как 25 января 1775 года императрица Елизавета подписала указ «Об учреждении Московского университета».
До строительства университетского здания занятия шли в Земском приказе около Воскресенских ворот на Красной площади. Для постройки нового здания пришлось разобрать 7 усадеб и 2 церковных погоста. При этом до 1793 года некоторые учебные аудитории располагались в Земском приказе. А в 1832 году комплекс пополнился «новым» зданием на левой стороне Большой Никитской по проекту Е.Д. Тюрина.
Сразу же построили студенческое общежитие. Первая университетская общага на 16 комнат находилась там же, где и аудитории.
Корпус университета на Моховой перестраивали несколько раз. Например, в 1812 году здание сильно пострадало от пожара: деревянные перекрытия и библиотека сгорели, а музейные коллекции и архивы были утрачены. За восстановление главного корпуса взялся Доменико Жилярди. Он работал вплоть до 1879 года.
К 1884 году университетские корпуса устарели, и за работу принялся архитектор К.М. Быковский. В течение 20 лет он проектировал университетский городок на Моховой. Под его руководством МГУ пополнился библиотекой, музеем, аудиторными корпусами, жилыми и хозяйственными постройками. Все они сохранились. И сегодня комплекс Московского университета на Моховой занимает 2 участка по обеим сторонам Большой Никитской: на левой стороне стоит «новый» Университет (дом 9), а на правой — «старый» (дом 11).
После революции помещения МГУ на Моховой бездействовали до 1932 года.
При этом университетский храм Святой Татияны переделали в студенческий клуб, а в 1922 году перед зданием университета установили памятники его воспитанникам — А. Герцену и Н. Огареву.
Во время Великой Отечественной войны от бомбардировки пострадал корпус университета и бронзовый бюст Михаила Ломоносова, установленный перед зданием в 1876 году. Причем сам бюст остался цел, а его напоминающий полуштоф с пробкой постамент — разрушился.
Новый памятник появился лишь в 1954 году. Здесь Ломоносов предстал в образе учителя географии — в руке свиток, глобус в качестве опоры. Памятник быстро стал местом встреч учащихся, преподавателей и выпускников университета. Но гипсовый монумент нужно было постоянно поправлять. Поэтому в 1957 году возле здания университета поставили уже дошедший до нас памятник Ломоносову. Скульптор И. Козловский учел предыдущий опыт, и усадил ученого в кресло.
Любопытно, что в советское время здание университета не перестраивали. Сохранили даже солнечные часы на правом корпусе. Только двуглавого орла во фронтоне сменил орден Ленина. Сам университет утратил статус Императорского, зато получил имя одного из своих основателей — Михаила Ломоносова. Руководство МГУ и многие факультеты переехали в новый комплекс зданий на Воробьевых горах. Но в старом здании университета до сих пор остаются несколько факультетов и библиотека.
Видео:МОСКВА. ПРОГУЛКА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА. МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯСкачать
Текст и иллюстрации Главное здание МГУ
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
Один из самых ярких образцов сталинской архитектуры — главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах, которое было построено в 1948–1953 годах под руководством Льва Руднева коллективом архитекторов. Кроме Руднева в него входили Сергей Чернышев, Павел Абросимов и Александр Хряков. На всякий случай напомню, что здание — одна из сталинских высоток высотой 235 метров пирамидальной композиции с распластанными крыльями, расположившаяся в центре излучины Москвы-реки на Воробьевых горах.
Здание МГУ на Воробьевых горах. 1958 год © РИА «Новости»
Прежде чем более подробно поговорить об архитектуре здания, обсудим стиль и эпоху. Что вообще такое сталинская архитектура? После курса на коллективизацию и индустриализацию, после отчетов об успешном ходе первой пятилетки, после централизации партийной власти в руках Сталина, что касалось и архитектурно-строительной сферы, сформировалось понимание, что стране нужна архитектура, способная выражать идеи процветания государства и величия вождя.
В прошлой лекции мы говорили о том, что во второй половине архитектурный авангард стал едва ли не главенствующим направлением. Нельзя сказать, что все строили авангардистские сооружения: появлялись и здания, выполненные в духе неоклассицизма, эклектики и ар-деко, но голос авангарда звучал громче всего.
В начале же 1930-х, авангард подвергся жесткой критике. Например, в 1934 году член оргкомитета Союза советских архитекторов Александров заявил в своем итоговом докладе на Всесоюзном совещании архитекторов:
«Сознание того, что рабочий класс не для того в великих муках свергал капитализм, чтобы замкнуться в бездушной „коробочной“ архитектуре и построить безрадостную, скучную жизнь, стало проникать в самые широкие круги архитекторов. Конструктивизм в архитектуре, сыграв свою известную положительную роль, обнажил всю ошибочность важнейших принципиальных моментов своей системы творчества».
С начала 1930-х на передний план выдвинулась архитектура, которая следовала классической традиции, но перерабатывала ее в духе современности, придавая ей больше геометрии, линейности и плоскостности. Яркие примеры, спроектированные еще в 1920-е годы, — Мавзолей Ленина работы Алексея Щусева или Библиотека имени Ленина работы Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Такую архитектуру исследователи называют : ар-деко, постконструктивизм, монументальный ордер. Мы будем использовать понятие ар-деко.
Дом на Моховой улице. Архитектор Иван Жолтовский pastvu.com
Усилились и позиции неоклассики. В 1934 году Иван Жолтовский построил жилой дом на Моховой в духе дореволюционного неоклассицизма. Дом получил большую известность и одобрение архитектурного сообщества. На Всесоюзном совещании архитекторов в том же году с легкой руки Виктора Веснина, одного из лидеров авангарда, дом получил прозвище «гвоздь в гроб конструктивизма». Но особенное положение неоклассика приобрела после Великой Отечественной войны, когда архитектура была призвана выражать идеи триумфа. Хороший пример — реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, сегодня мы знаем ее под названием ВДНХ. После реконструкции многие павильоны, например Центральный и павильон РСФСР, приобрели черты классицизма, а генеральный план выставки стал походить на планы дворцово-парковых ансамблей.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. 1954 год © РИА «Новости»
Продолжала существовать и эклектика, или архитектура выбора, — подход, при котором архитекторы оформляли здание элементами исторических стилей. Так выглядит реконструированная в конце годов Тверская улица Тогда улица Горького. . Большинство зданий на ней украшены элементами классики, а некоторые вдруг — элементами готики, небольшими башенками.
Во время Великой Отечественной войны и после нее была популярна архитектура романтизма, отсылающая к образам русской старины или сказки. Например, это фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ или гостиница «Ленинградская» и станция метро «Комсомольская» Имеется в виду кольцевая станция. , напоминающие о нарышкинском барокко, стиле XVII века.
Комсомольская площадь. 1975 год © РИА «Новости»
В общем, сталинская архитектура была плавильным котлом. Почему же мы выбрали именно главное здание МГУ? Во-первых, после Дворца Советов, который так и не был построен из-за Великой Отечественной войны, сталинские высотки стали, пожалуй, самым крупным и широко разрекламированным архитектурным проектом сталинского времени. А во-вторых, в главном здании МГУ в некоторой степени продолжились традиции довоенного зодчества, но в то же время оно наилучшим образом воплотило в себе принципы уже послевоенной архитектуры.
Для начала обратимся к истории здания. 13 января 1947 года выходит постановление Совета министров о строительстве восьми высоток. Интересно, кстати, что первый пункт постановления говорит: «принять предложение товарища Сталина о строительстве» восьми высоток. Наверное, именно поэтому высотки и называют сталинскими: судя по всему, это была его личная идея — или это представили так в правительственных кругах и в СМИ. Однако сначала здание на Воробьевых горах выделили под гостиницу и жилье. 15 марта 1948 года выходит еще одно постановление Совета министров о том, что здание на Ленинских, как их тогда называли, горах будет отдано под Московский государственный университет.
Первым архитектором здания был Борис Иофан — крупный мастер еще довоенного ар-деко. Как раз он был автором нереализованного Дворца Советов или, например, довольно известного Дома на набережной. Однако 3 июля все того же Иофана снимают и заменяют на Льва Руднева, тоже архитектора 1920–30-х годов, но, видимо, более сговорчивого. Руднев переработал проект Иофана. У здания сохранилась пирамидальная, уступчатая композиция, но вместо очевидно строгих геометрических черт ар-деко оно приобрело черты неоклассические. Кроме того, по проекту Иофана здание должно было располагаться на самой кромке Воробьевых гор — там, где сейчас смотровая площадка — и огромная парадная лестница соединяла бы его с набережной Москвы-реки. А Лев Руднев, следуя логике инженеров-строителей, которые не хотели работать со сложными грунтами на кромке холма, сдвинул здание вглубь Воробьевых гор.
Здание МГУ. 1959 год © РИА «Новости»
Высотка строилась достаточно долго — это был очень мощный, сложный строительный проект. СМИ в те времена писали о том, что вся страна строит это здание, потому что мрамор привозили с Урала, светильники — из Риги, металл — с Украины, и так далее. 1 сентября 1953-го, к началу очередного учебного года, здание было торжественно открыто. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это было самое широко разрекламированное здание послевоенной или по крайней мере сталинской эпохи. Опубликовали огромное количество журнальных статей и книг, вышла и отдельная, освещающая строительство этого здания книга «Дворец науки» — так иначе называли это здание. Сняли полнометражный документальный фильм. Так что это здание стало квинтэссенцией послевоенной сталинской архитектуры.
Теперь давайте разберемся с его обликом, чтобы понять, какие принципы находились в основе сталинской — не только военной, но и довоенной — архитектуры вообще.
Начнем с разговора о композиции здания. Как мы уже говорили, композиция пирамидальная, ступенчатая. Откуда она берется? Первым делом, конечно, вспоминаются американские небоскребы времен ар-деко. Не думаю, что можно найти конкретные прототипы — скорее тот образ высотного пирамидального, уступчатого здания, который американцы придумали и широко разрекламировали в 1920–30-е годы, владел умами в целом. Неслучайно и высотные здания 1930-х годов, на которые, наверное, в первую очередь равнялись сталинские высотки, тоже были пирамидальными — тот же Дворец Советов. Ведь в послевоенное время еще не было мысли отменять его строительство — проект был заморожен. Но если мы посмотрим на публикации тех времен, скажем на обложку одного из номеров журнала «Техника — молодежи», который мне очень нравится, за 1952 год, то увидим, что там изображена панорама Москвы как бы ближайшего будущего, потому что все сталинские высотки уже построены и в то же самое время там есть Дворец Советов: он, как своего рода главная сталинская высотка, стоит в центре, а остальные — ожерелье вокруг него. Так что эта уступчатая композиция, которая характерна для всех сталинских высоток и особенно хорошо заметна в главном здании МГУ, приходит сюда из этого самого сталинского ар-деко годов.
Еще интересно то, что в первоначальных проектах и Иофана, и Руднева предполагалось увенчать здание скульптурой. У Иофана это была символическая скульптура, изображающая студентов, которые поднимали над своими головами огромные раскрытые книги. Лев Руднев предложил более понятную скульптуру — огромного Ленина. Тут мы тоже видим перекличку с годами, потому что именно огромной скульптурой Ленина должно было увенчаться здание Дворца Советов. Таким образом, главное здание МГУ можно считать как бы компенсацией, уменьшенной копией Дворца Советов — по крайней мере, в первоначальных его вариантах.
Однако сами архитекторы сталинских высоток отвергали сравнения с американским ар-деко или даже с советской архитектурой 1930-х. Если почитать воспоминания Дмитрия Чечулина Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981) — главный архитектор Москвы с 1945 по 1949 год, построивший, в частности, Концертный зал имени Чайковского, павильон Московской области на ВДНХ и гостиницу «Пекин». Чечулин также проектировал высотку на Котельнической набережной. , то он пишет, что они ориентировались на русскую высотную архитектуру: колокольни, крепостные башни. А мне довелось поработать с архивами Аркадия Мордвинова, автора гостиницы «Украина», и я действительно видел в одной из папок перерисованные обмеры церкви Вознесения Господня в Коломенском, колокольни Ивана Великого, Спасской башни Московского Кремля, и прослеживается, как он постепенно приходит к силуэту гостиницы «Украина». Так что надо признать: ориентация на русскую средневековую архитектуру имела место. И это очень показательно, потому что это черта уже послевоенной архитектуры. Мы говорили о том, что в это время многие архитекторы ориентировались на русскую старину, и неслучайно другая сталинская высотка, гостиница «Ленинградская», буквально использует декор нарышкинского барокко и в этом смысле напоминает нам, скажем, колокольню или башню Новодевичьего монастыря.
Итак, мы увидели, что в композиции главного здания МГУ соединились черты сталинского ар-деко годов и сталинского романтизма послевоенного времени. Теперь обратимся к фасадам. Фасады довольно лаконичны. Они украшены лишь упрощенными ордерными элементами: небольшими лопатками, фризом, который выделен красным цветом, довольно скромным карнизом. И это упрощение ордерных элементов опять же напоминает эстетику ар-деко. Вспоминается, скажем, здание Библиотеки имени Ленина, спроектированное еще в конце 1920-х годов, где стена тоже расчленена лопатками, но очень простыми, где тоже есть карниз, но очень простой.
Главный вход МГУ. 1980 год © РИА «Новости»
Однако при общем лаконизме фасадов главного здания МГУ тут и там возникают довольно яркие детали. Посмотрим, что они рассказывают. Главный вход в высотку МГУ был сделан со стороны Москвы-реки. Сегодня он закрыт, но рассматривать здание надо именно с этой стороны. Вход имеет отчетливые ампирные мотивы. Вы входите сквозь огромный колонный портик Портик — навес, который опирается на колонны, образуя открытую с одной стороны галерею, примыкающую к зданию. , над ним — аттик Аттик — стенка, которая располагается над карнизом, венчающим здание. , на аттике — барельеф, еще выше — картуш Картуш — декоративный элемент в виде щита, не до конца развернутого свитка или венка, на котором располагают родовой герб, эмблему или девиз. со знаменами и гербом СССР. Все это отсылает к архитектуре русского классицизма, и это черта послевоенного сталинского неоклассицизма. Подобное видно во многих зданиях послевоенной эпохи, например в Центральном павильоне ВДНХ или входной группе парка Горького.
Еще, как я думаю, немногие обращают внимание на то, что с двух сторон от парадного входа в главное здание МГУ установлены ростральные колонны Ростральная колонна — трофейный памятник, колонна, украшенная рострами, то есть фигурами с носовых частей кораблей. На колоннах у здания МГУ их заменяют социалистические знамена. — примерно такие же, как на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Это еще одна отсылка к архитектуре русского классицизма, ведь Биржа и стрелка Васильевского острова были построены именно в начале XIX века.
Кроме того, как и многие здания эпохи классицизма, главное здание МГУ имеет развитую скульптурную программу. Например, с двух сторон от главного входа около тех самых ростральных колонн нас встречают скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие вечную молодость науки. Автор этих скульптур — Вера Мухина. Еще скульптуры есть на вершине аттика, а на вершине первого ступенчатого объема этого здания стоят восьмиметровые бетонные скульптуры, и так далее. Более мелкие элементы, скажем небольшие башенки на боковых крыльях, украшены уже не скульптурой, а керамическими вазонами, которые на поверку оказываются снопами пшеницы. Так что декор у здания достаточно проработанный и так или иначе отсылает нас к классической архитектуре.
Скульптура Веры Мухиной у входа в МГУ © ТАСС
В заключение надо сказать, что главное здание МГУ, как и все сталинские высотки, было закончено уже после смерти Сталина. Совсем скоро Хрущев будет громить сталинскую архитектуру за излишества. Тем не менее мне кажется, что она прошла проверку временем и сегодня формирует облик центра города и его юго-запада. Квартиры-сталинки стоят дорого и считаются престижными; высотки, метро, ВДНХ и Тверская улица стали ключевыми достопримечательностями города, а не искушенные искусствоведческими познаниями москвичи и туристы любуются именно сталинской архитектурой, отмечая ее праздничный, нарядный, радующий глаз облик. Сталинская архитектура — будь то ар-деко, неоклассика, эклектика или романтизм — преподала нам интересные уроки. Во-первых, архитектура не обязана быть новаторской, не обязана всегда идти вперед. Можно сделать ставку на крепкий консерватизм и не проиграть. А во-вторых, большие инвестиции в архитектуру действительно окупаются сторицей.
💥 Видео
Задержания на Манежной площадиСкачать
Беспорядки на Манежной площади в 2002 годуСкачать
Задержания на Манежной площади в МосквеСкачать
Здание МГУ Москва ➤интересные ФАКТЫ ТОП-10 ➤история МГУ ➤сталинские высотки в Москве 🔵ПросочилисьСкачать
День знаний в Московском международном университете 2023Скачать
Документальный фильм Россия об МГУ | Самый умный в мире небоскрёбСкачать
"Атлас современной Москвы. Манежная площадь". ч. 2Скачать
Десять лет беспорядкам на Манежной площадиСкачать
Выпускной в ММУ 2023Скачать
"Атлас современной Москвы. Манежная площадь". ч. 1Скачать
Беспорядки в Пушкино после акции памяти убитого фаната «Спартака»Скачать
Как поступить в МГУ? Самый известный и старый вуз России, главное здание, технические факультетыСкачать