- Как монголы завоевали и потеряли Азию, строили коммунизм и нашли покой в буддизме
- Восхождение хана
- Единая Монголия
- Империя из ниоткуда
- От простого перечисления глаза лезут на лоб: как вышло, что вековые государства погибли под ударом полудиких воинов степи? Если суммировать перечисляемые историками причины, получается примерно такой список:
- Крушение
- В тени Китая
- Воины превращаются в монахов
- Десять лет хаоса
- Косплей СССР
- Степная демократия
- МОНГО́ЛЬСКАЯ ИМПЕ́РИЯ
- Великая Монгольская империя: расцвет и падение
- 🎥 Видео
Видео:Армия Монгольской империи. В чем была ее сила?Скачать
Как монголы завоевали и потеряли Азию, строили коммунизм и нашли покой в буддизме
Сегодня Монголия – одна из самых неприметных стран на карте мира. Упомянешь в разговоре – и никаких ассоциаций за пределами стандартных «Чингисхан, степь, юрты» у собеседника, скорее всего, не возникнет.
Действительно, Монголия, в отличие от двух гигантских соседей, России и Китая, не может похвастаться ни громкими политическими эскападами, ни мощной экономикой. Даже экзотического шарма международного плохиша вроде КНДР у Монголии нет. Казалось бы, сложно придумать более скучную страну.
Ошибка в том, что скучных стран не существует – поскреби любое государство, и найдешь такие грязные секреты и исторические парадоксы, что останется только изумленно чесать репу. В случае с Монголией не надо даже далеко ходить в поисках основной загадки.
Как вышло так, что в XIII веке орды степняков на низких лошадках завоевали больше смежных территорий, чем кто-либо другой в истории человечества (33,2 млн. кв. км.), залив кровью половину земного шара – а потом империя рухнула, не просуществовав и века? И куда исчезли эти воинственные монголы?
Видео:История Монголии на карте. Почему монголы всех побеждали?Скачать
Восхождение хана
Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.
Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.
Человеком, который изменил все, стал Тэмуджин, сын Есугей-багатура. Уже в 9 лет он остался сиротой – Есугея, известного полководца, предположительно отравили татары (одно из монгольских племен, к современным российским татарам не имеет отношения).
Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.
Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.
На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.
Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЧИНГИСХАНА НА КАРТЕ. ИМПЕРИЯ ЧИНГИСХАНА. Чингисхан. Монгольская империяСкачать
Единая Монголия
В 1206 г. Тэмуджин достиг абсолютной гегемонии в Монголии. Курултай – съезд представителей всех племен – провозгласил его Чингисханом, великим вождем над всеми племенами.
Первым шагом будущей грозы Евразии стали… нет, не завоевания. Сначала нужно было покончить с клановым сознанием и слить ручьи отдельных племен в сильный поток единой нации. Для этого Чингисхан издал Ясу – единый свод законов, установивший, говоря современным языком, правила администрирования страны.
Все монголы-мужчины стали официально считаться воинами, объединенными в отряды: десятки, сотни, тысячи и тумэны (отряды по десять тысяч человек). Формировались структурные единицы не по племенному принципу – так хану удалось смешать воедино разрозненные кланы и выстроить пирамиду власти из лояльных лично ему батуров-богатырей.
Кроме того, он установил единую систему налогообложения, опоясал страну сетью курьеров-гонцов (что пригодится в грядущих войнах) и подвел под свое копье почти 100 тысяч воинов, а также уверил монголов, что мир принадлежит им, а судьба всех остальных народов – служить. У тезиса не было серьезной религиозной базы: верования монголов были крайне туманны и, по сути, ограничивались культом Великого Синего Неба, объединявшего всех локальных божков.
Тем не менее, идею собственной исключительности кочевники-скотоводы, которых презирали оседлые жители развитых соседних государств, восприняли на ура. Можно было начинать воевать.
Видео:Великие Империи Мира. Монгольская Империя. Всеобщая История. Исторический ПроектСкачать
Империя из ниоткуда
В XIII веке презрение по отношению к монголам – народу вроде бы отсталому даже по меркам Средневековья – сменилось ужасом. Города и страны падали под копыта степных лошадей с невероятной скоростью. К 1211 г. были завоеваны племена Южной Сибири. К 1214-му фактически пала Китайская империя Цзинь (полностью сопротивление будет подавлено много позже, но доминирование монголов над Китаем было очевидно уже тогда), в 1218-1221 гг.
Чингисхан штормом проходит по Средней Азии, сокрушив Кара-китайское ханство и древний Хорезм, присоединив к империи богатейшие Самарканд и Бухару. Дальше два полководца Чингисхана, Джебэ и Субедэй, проводят глобальную «разведку боем»: походя разоряют Грузию, громят половцев и алан, а в битве на Калке не оставляют шанса русским князьям.
В 1227-м последовал удар в другом направлении, на востоке. Чингисхан уничтожает Тангутское царство (на северо-востоке современного Китая), но после этого был вынужден остановить свои завоевания, по причине вполне уважительной: заболел и умер. Его похоронили где-то в степи в богатом убранстве – и до сих пор никому не известно, где нашел свой последний покой великий завоеватель.
Монголы с осадными орудиями.
Конспирацию соблюли просто: копали могилу, а потом ровняли ее с землей, рабы – и их всех по завершении работ немедленно убили. А затем убили воинов, убивших рабов… Неизвестно, сколько в итоге людей полегло во время этих похоронных процедур, но по меркам монгольских завоеваний сотня-другая – сущие пустяки.
Потомки-Чингисиды продолжили благородное дело отца и деда. В 1250-е хан Хулагу, действуя с невероятной жестокостью, завоевал для империи Иран и большую часть Ближнего Востока, остановившись только у границ Египта. На юге монголы подступили к Индии, на востоке окончательно покорили Китай и дошли до современных Камбоджи и Таиланда.
На западе ненасытные кочевники уничтожили некогда влиятельное государство Волжской Булгарии, и, как нам хорошо известно, в 1236-1242 гг. разорили почти всю Русь, надолго сделав русских князей данниками.
Собственно, Бату-хан (Батый) остановил свой поход в Восточную Европу (где монголы дрались уже с католическими рыцарями: поляками и венграми) лишь потому, что в столице Каракоруме умер наследник Чингисхана Угэдэй, и Бату срочно вернулся на родину участвовать в родственных разборках.
Расселение монголов (красным) на фоне границ их империи.
Видео:История Чингисхана и монгольской империиСкачать
От простого перечисления глаза лезут на лоб: как вышло, что вековые государства погибли под ударом полудиких воинов степи? Если суммировать перечисляемые историками причины, получается примерно такой список:
1) Принцип «разделяй и властвуй». Чингисхан успешно применял его еще во время войн за объединение монголов – заключал союз с одним врагом против другого, а потом неожиданно добивал вчерашнего партнера. Так получалось и на глобальном уровне: например, правители Хорезма с удовольствием помогли Чингисхану сожрать Кара-китайское ханство, а потом, не успев оглянуться, сами нос к носу столкнулись с ордами бывшего союзника.
2) Боевые качества монголов. Привыкшие выживать в суровой степи, монголы жили неприхотливо, отличались выносливостью и готовы были сутками держаться в седле, да и смерти не очень боялись – терять им, кроме скудных стад и пары юрт, было особо нечего, а доблесть в бою приносила несметные богатства. Кроме того, они в совершенстве освоили искусство верховой стрельбы из лука, что давало войску Чингисхана сокрушающее сочетание дальнобойности и маневренности.
3) Крайняя жестокость. Это, пожалуй, самый очевидный фактор, но стоит проговорить отдельно: монголы во время войны не щадили никого. Жертвы их завоеваний исчисляются миллионами. Вполне нормальным после взятия города считалось вырезать всех, кто способен держать в руках оружие, а женщин и детей – угнать в рабство. Слава монголов как абсолютно безжалостных завоевателей летела впереди них – и нередко люди предпочитали сдаться, чем сопротивляться этой дикой силе.
4) Система круговой поруки. Дисциплинируя степняков, Чингисхан ввел этот принцип как основу существования низшей воинской единицы – десятки. Если кто-то один из десятки струсил и побежал во время боя, украл у товарищей, не подчинился приказу – отвечает вся десятка, зачастую головами. Каждый ответственен за каждого. Такой простой принцип, жестко подтверждаемый на практике, помог превратить массу мужиков на конях в хорошо организованную структуру.
5) Использование всех преимуществ побежденных. Если поначалу у монголов было всего два оружия на выбор – меч или стрелы – по мере того, как они покоряли более развитые народы и государства, военная верхушка монголов успешно инкорпорировала все технологические достижения местных умельцев. Уже вскоре после первых побед над Китаем на вооружении у Чингисхана оказались и сложные стенобитные машины и прочая военная техника. То же и в мирной жизни: завоевав новую территорию, монголы приглашали на службу образованных местных, которые вместе с монголами формировали новую элиту.
6) Политика веротерпимости. Несмотря на крайнюю кровожадность во время непосредственно войны, условия побежденным Монгольская империя предлагала достаточно мягкие: не требовала ни перемены веры (наоборот, многие наместники-монголы в мусульманских землях принимали ислам), ни «монголизации» местного населения. Плати – и будешь жить хорошо, типичный мафиозный принцип.
Видео:Монголия Ухнаагийн Хурэлсуха сейчас и МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ ХУБИЛАЙА РАНЬШЕСкачать
Крушение
Дворец в Каракоруме, столице империи. Виден легендарный фонтан в виде серебряного древа.
Монгольская империя появилась внезапно и расползлась по карте Евразии с невероятной скоростью, но и исчезла в одночасье. Не выдержав своей огромности, уже в конце XIII века она треснула на несколько квази-империй внутри гигантской территории. В каждой из них сидел собственный Чингизид, который не горел желанием подчиняться дальним родственникам в Каракоруме или делиться с ними богатством своих земель.
Сыграла роль и своего рода культурная экспансия наоборот: завоевывая земли, богатые не только золотом и урожаем, но и культурой, монгольская элита невольно подпадала под обаяние побежденных. Так, верховный хан Хубилай (правил в 1260 – 1294), при котором территория империи стала наиболее огромной, совершенно «окитаился», перенес столицу в Пекин и провозгласил себя создателем императорской династии Юань.
Империя Юань быстро превратилась в государство типично китайское, с конфуцианской иерархичностью, сложным сводом правил – в общем, что-то, что вызвало бы оторопь у степного воина Тэмуджина еще сто лет назад.
Хан Хубилай, основатель династии Юань.
Принявшие ислам потомки хана Хулагу, правившие в Иране, тоже отмежевались от бывших родичей, которых теперь считали неверными. На западе к независимости быстро пришел улус Джучи, впоследствии известный как Золотая Орда, и местным ханам заклятые друзья из числа русских данников быстро стали понятнее, чем загадочные кузены – полу-китайцы на востоке.
В итоге десятилетиями Монгольская империя существовала лишь на бумаге – а в конце XIV века прекратила и такое существование. В Китае, де-юре центре империи, вспыхнуло восстание местного населения против иноземцев на престоле, и потомки Хубилай-хана не смогли удержать власть.
Летний дворец в Пекине, где Хубилай занимался стихосложением.
Последний император монгольской династии Юань бежал из Пекина в Монголию в 1368 г. Империя развалилась – уже окончательно. Экспансия сыграла с монголами злую шутку: почти непобедимые в бою, они вчистую проиграли мирное время тем, кого завоевали. До «последнего моря», как завещал Чингисхан, доскакать не получилось.
Видео:Чингисхан и создание Монгольской империиСкачать
В тени Китая
Итак, под конец XIV века китайцы выгнали бывших властителей мира на территорию современной Монголии. На протяжении трех веков в осколке империи (формально ханы Монголии продолжали именовать себя императорами) творилось полное безобразие: страна то распадалась на части из-за междоусобиц, то какой-нибудь хан похитрее и посильнее остальных снова объединял ее.
Карта Китая времен династии Юань.
Периодически монголы грозили китайской династии Мин, что вернут себе владычество и с переменным успехом воевали с Китаем – но дальше схваток за пограничные северные районы дело не доходило.
Закончилось все плохо и для монголов, и для династии Мин: в северо-восточной Азии возникла третья сила: Маньчжурское государство, которое завоевало Китай (как показывает история, это было вообще легко – правда, все завоеватели неминуемо превращались в китайцев).
Маньчжуры основали в Китае династию Цин, последний императорский дом Китая, которому удалось окончательно прижать монголов к ногтю. Их последнее на тот момент целостное государственное образование – Джунгарское ханство – пало в 1691 г., и вся Монголия стала китайской провинцией. Карма в действии!
Буддийские монахи в монгольской степи.
Китайцы, точнее, маньчжуры династии Цин, правили в Монголии вплоть до 1911 г., успешно подавляя дух и материальную базу непокорных монголов. Страну разделили на Внешнюю и Внутреннюю Монголию (Внешняя – страна в современных границах, Внутренняя – регион современного Китая на границе с Монголией), китайские купцы успешно наживались, скупая у кочевников скот по дешевке и продавая его втридорога во внутреннем Китае.
Местные князья находились в строгой зависимости от императорских властей, администраторы жестко изолировали Монголию от всяких внешних сношений (к примеру, очень неохотно пускали в страну русских торговцев). Отдельную важную роль в «приручении» Монголии сыграл буддизм.
Видео:История МОНГОЛИИ на пальцахСкачать
Воины превращаются в монахов
Автор — Зорикто Дорджиев.
Буддизм приходил в Монголию несколько раз, но закрепился окончательно в XVI веке, после того как один из ханов подружился с Далай-ламой IV и навязал всем своим подданным тибетскую версию буддизма. Эта религия, с ее веротерпимостью, идеально вобрала в себя древние шаманские верования монголов и культ Великого Синего Неба. Даже без насилия буддизм очень быстро охватил все племена.
По стране, как грибы после дождя, росли монастыри, и тысячи молодых монголов, вместо того, чтобы скакать на коне и стрелять по мягкотелым оседлым рохлям-соседям из лука, шли искать покоя в общении с внутренними гармониями мира. Неизвестно, что сказал бы по такому поводу дедушка Чингисхан, но гроза мира уже несколько веков как лежал глубоко в степной земле, и времена его и его кровожадных друзей и потомков прошли давно.
Буддистские монастыри, которых к началу XX века в Монголии насчитывалось почти 750, стали культурными и экономическими центрами страны, где и городов-то было немного. Почти треть населения страны (120 тыс. из 650 тыс.) составляли монахи и священники. Главным авторитетом выступал подобный тибетскому Далай-ламе Богдо-гэгэн – своего рода мирской святой, по версии верующих – сущность, перерождающаяся в разных людей.
Китайцы только приветствовали такое положение дел: мирное учение буддизма, как они полагали, предотвратит восстания и бунты. Долгое время все так и было.
Видео:Великие Империи Мира. Монгольская Империя. Всеобщая История. Исторический ПроектСкачать
Десять лет хаоса
Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.
Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.
За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.
Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.
Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.
По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.
Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.
Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.
Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.
Видео:Гибель империи монголов: почему Великое государство Чингисхана не выдержало испытание временемСкачать
Косплей СССР
Одним из самых эпических моментов в богатой на всякую дичь истории Монголии было то, как новые просоветские правители решили вопрос с Богдо-гэгэном VIII.
Живой символ Монголии и буддизма, он правил страной до китайской оккупации 1919-1920 гг., его не посмели тронуть оккупационные власти, Унгерн вернул ему трон – теперь пришли Советы, и, боясь вызвать народный гнев, тоже формально оставили Богдо-гэгэна у власти, хотя атеистическим коммунистам этот религиозный лидер был как кость в горле.
До в 1921-1924 гг. Монголия на бумаге оставалась ограниченной теократической монархией – пока Богдо-гэгэн не умер.
Смешнее всего то, что коммунисты запретили ему перерождаться, т.е. искать новое земное воплощение после смерти Восьмого было нельзя. Да, в 1920-е советская власть была так крепка, что буквально остановила колесо сансары во имя классовой борьбы. На самом деле, буддистские монахи, конечно, нашли Девятого Богдо-гэгэна, но вплоть до 1990 г. он жил в подполье и не мог общаться с верующими.
После смерти Богдо-гэгэна VIII в 1924 г. Монгольская народная партия провозгласила Монгольскую народную республику (МНР), и начались социалистические будни. Все было то же самое, что и в СССР, который и диктовал, как жить: национализация богатств, плановая экономика, речи о торжестве некапиталистического пути и великом Ленине. Земли забрали у феодалов и передали в местный аналог колхозов. Постепенно стали строить заводы.
В чем-то просоветская ориентация и «крыша» Москвы помогли Монголии: в аграрной стране зародилась своя промышленность, появились такие атрибуты государственности, как свои деньги, работающие системы образования и медицины. Ошибки северного соседа тоже повторяли усердно: первый партийный лидер Пэлжегийн Гэндэн, убежденный буддист, был за свои ретроградные взгляды расстрелян.
Следующий руководитель, маршал Хорлогийн Чойбалсан вел себя очень в сталинском духе: закрыл все 800 с лишним монастырей, разогнал лам и буддистов, перебил почти всех оставшихся аристократов и вообще всех, кто хотя бы потенциально мог оказаться опасным.
Всего при нем перебили 35-40 тысяч человек, примерно 5% населения. В Москве, тем не менее, лояльным Чойбалсаном были довольны, тем более что во время Великой Отечественной войны Монголия помогала СССР, исправно поставляя деньги, лошадей, и продукты – все, что было у небогатой страны.
Маршал Чойболсан на встрече с Жуковым (на тот момент генералом).
Чойбалсан умер в 1952 г., немного раньше, чем его советский коллега. Следующий лидер, Юмжагийн Цэдэнбал, провел мягкую «дечойбалсанизацию» – выпустил из тюрем репрессированных, но при этом памятники Чойбалсану не сносили и официально культ личности не обсуждали.
До 1990-х Монголия продолжила существовать в полудреме, повторяя смены курса, успехи и неудачи СССР и активно поглощая экономическую помощь – как от Советского Союза, так и от соцлагеря в целом. А для СССР Монголия оставалась важным буфером на границе с Китаем, отношения с которым не задались уже с 60-х.
Видео:Как Монгольская Империя изменила мирСкачать
Степная демократия
К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».
Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.
Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.
Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.
МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.
После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.
И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.
Видео:ТРИ ВЕКА МОНГОЛЬСКОГО ИГА. Русская История. Исторический ПроектСкачать
МОНГО́ЛЬСКАЯ ИМПЕ́РИЯ
В книжной версии
Том 21. Москва, 2012, стр. 7-8
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНГО́ЛЬСКАЯ ИМПЕ́РИЯ (монг. Их Монгол Улс, старомонгольское Йеке Монгол Улус – Великое Монгольское государство), держава, образовавшаяся в 13 в. в результате монг. завоеваний. Основана Чингисханом , который в 1206 завершил объединение монг. племён и был провозглашён их верховным правителем. Он ввёл новое адм.-терр. деление гос-ва без учёта прежних родо-племенных границ, создал личную гвардию – кэшиг, набиравшуюся из числа сыновей нойонов; учредил централизов. конно-почтовую службу, ввёл единое законодательство. В целях снижения нараставшей напряжённости в монг. обществе, вызванной жёсткими порядками новой государственности, и в целях обогащения кочевой элиты Чингисхан с 1207 приступил к завоеванию соседних стран. Ко времени его смерти (1227) в состав империи вошли Юж. Сибирь, Ср. Азия ( Хорезм , Мавераннахр , Семиречье ), Хорасан , вост. Дешт-и-Кипчак , территория разгромленного тангутского гос-ва Си Ся , было начато завоевание Сев. Китая (Цзинь). Быстрому территориальному расширению империи способствовали умелая дипломатия и воен. иск-во монголов, слабость и раздробленность соседних государств, использование монголами ресурсов захваченных стран для обеспечения дальнейшей экспансии. Ок. 1224 Чингисхан выделил трём своим старшим сыновьям уделы (улусы) в новоприсоединённых владениях: Дешт-и-Кипчак и Хорезм получил в управление Джучи, Мавераннахр и Семиречье – Чагатай, Алтайскую горную страну – Угэдэй ; младший сын Толуй унаследовал управление Монголией («Коренным юртом») и командование осн. частью войска. Своим престолонаследником Чингисхан назначил Угэдэя, вступившего на трон в 1229 и принявшего титул «каан». При преемниках Чингисхана – каанах Угэдэе, Гуюке (1246–48), Мункэ (1251–59), Хубилае в состав М. и. вошли Иран, Междуречье, Закавказье, Корея, Тибет, часть Малой Азии; завершилось покорение всего Китая. В результате походов Батыя были завоёваны зап. Дешт-и-Кипчак, Булгария Волжско-Камская и б. ч. Руси; предпринимались попытки вторжения в Японию и страны Юго-Вост. Азии. В кон. 1250-х гг. из монг. владений на Ср. и Ближнем Востоке сформировался ещё один улус, основанный внуком Чингисхана – Хулагу. Столицей империи первоначально являлся город Каракорум в Монголии. В 1260 Хубилай перенёс её на территорию Китая – в Кайпин, а в 1264 – в Ханбалык (кит. Даду, Чжунду; ныне Пекин). В гос. устройстве М. и. сочетались явления, присущие тюрко-монг. кочевой традиции, и институты, заимствованные в завоёванных странах. Формально империя считалась достоянием «золотого рода» Чингисхана. Важнейшие вопросы, в т. ч. провозглашение очередного каана, решались на курултаях – съездах Чингисидов . Однако в действительности большинство курултаев собирались лишь для одобрения решений, заранее выработанных придворными группировками. Наиболее заметны черты кочевого обществ. строя были в управлении населением степей и в организации вооруж. сил – иерархия военачальников, членение территории и народа на «крылья» (фланги) и десятичные подразделения (тумены, тысячи, сотни, десятки). Подобное распределение налогоплательщиков по десятичным округам иногда практиковалось и в отношении подданных – оседлых земледельцев. Монг. правительство использовало опыт уйгурских и в меньшей степени киданьских и китайских, а позднее также хорезмийских чиновников. К монг. яз. была адаптирована уйгурская письменность, на которой велась офиц. и деловая документация (в 14 в. в канцеляриях зап. улусов всё больше стало употребляться араб. письмо). В правление Угэдэя и Мункэ была установлена унифициров. система податей и повинностей, организована почтовая служба (система ямов). Законодательство империи базировалось на «Вел. Ясе» – осн. нормах, принятых Чингисханом, а также на ясах каанов и улусных ханов. Одним из важнейших принципов, диктуемых «Вел. Ясой», была веротерпимость, которая проявлялась, в частности, в освобождении духовенства всех конфессий от налогов и повинностей. В М. и. отсутствовал чёткий порядок престолонаследия. Споры и конфликты возникали после смерти почти каждого каана, отчего наступали периоды междуцарствия (1227–1229, 1234–46, 1248–51), когда империей фактически управляли регенты из числа ближайших родственников умершего правителя. Наиболее тяжёлый кризис разразился после смерти Мункэ, когда его братья Ариг-Буга и Хубилай одновременно объявили себя каанами. Их противостояние положило начало распаду империи. Чингисиды разделились на два враждующих лагеря, и после победы Хубилая над соперником началось необратимое отделение улусов Джучи, Чагатая и Хулагу от имперского центра. Помимо междоусобиц, гл. причинами утраты гос. единства послужили различия в уровнях развития завоёванных стран, несовпадение экономич. и политич. интересов правящих элит в разл. частях империи, а также разл. культурная ориентация потомков монг. завоевателей. В зап. улусах всё более заметным становилось влияние мусульм. культуры и государственности, в 14 в. ислам стал там гос. религией. Вост. часть империи, находившаяся под управлением каана, испытывала мощное воздействие кит. цивилизации. В 1271 Хубилай по кит. образцу провозгласил начало новой имп. династии и назвал подвластные ему земли империей Юань . Номинально каан продолжал считаться главным в иерархии монархов-Чингисидов, однако его первенство проявлялось лишь в том, что из Ханбалыка в зап. улусы эпизодически направлялись жалованные грамоты (ярлыки) с утверждением очередного хана на престоле. С падением династии Юань в Китае (1368) эта формальная связь между частями быв. М. и. была утрачена. Улус Хулагу в сер. 14 в. охватили междоусобицы, и он распался; Улус Чагатая во 2-й пол. 14 в. разделился на два государства; на месте Улуса Джучи ( Золотой Орды ) в течение 15 в. образовалось неск. враждующих ханств и орд.
Видео:Чингисхан и его империя #ShortsСкачать
Великая Монгольская империя: расцвет и падение
В первой четверти XIII в. объединитель многочисленных кочевавших в Центральной Азии монгольских племен Темуджин (Чингисхан), завоевав богатые и обладающие древней развитой культурой Северный Китай и Семиречье, создал новую колоссальную державу — Хамаг Монгол Улус, вошедший в историю как Монгольская империя. Усовершенствованная Чингисханом военная организация монголов в совокупности с их традиционной мобильностью на степных просторах стали причиной того, что в весьма короткие сроки монгольское государство, для современников совершенно неожиданно возникшее в полудиких степях, стало доминировать во всей Азии. Административные реформы Чингисхана, издание им единого свода законов прочно укрепили молодую империю изнутри. Монголы уверились в том, что они — народ избранный, предназначением которого было объединить под властью своего правителя — великого хана, весь населенный людьми мир. Чингисхан умер в 1227 г. во время осады города Эдзина в государстве тангутов Си Ся. Перед смертью он завещал монголам покорить всю землю «до последнего моря франков», т.е., до Средиземного моря или Атлантического океана.
Пейзаж в Монголии
Еще при жизни Чингисхан разделил монгольские владения между своими сыновьями. Земли на западе — между сибирской рекой Иртыш и теплыми низовьями Сырдарьи и Амударьи, получил старший сын Джучи, земли между Сырдарьей и Амударьей отошли второму сыну Чагатаю, третий сын Угэдэй получил западными собственно монгольскими территориями и областью Тарбагатай, а четвертый — младший, сын Тулуй, согласно древнему обычаю, унаследовал отцовский улус, где правил непосредственно великий хан. Своим преемником же на великоханском престоле Чингисхан назначил третьего сына Угэдэя, хотя это противоречило общепринятой монархической традиции того времени, когда престол занимал старший сын правителя. Однако своего старшего сына Чингисхан не любил, подозревая, что тот ему не родной: Джучи родился после того как его мать пробыла некоторое время в плену у монгольского племени меркитов. Сыновья Чингисхана относились друг к другу тоже весьма недружелюбно, однако властный глава семейства решительно пресекал все ссоры. Он призывал к себе сыновей и, дав им в руки пучок прутьев, предлагал его сломать. У братьев ничего не получалось, тогда Чингисхан объяснял им на этом примере, что чтобы не быть поверженными врагом, братьям необходимо прочно держаться всем вместе подобно прутьям в пучке.
После смерти Чингисхана на монгольский престол был возведен, согласно его завещанию, Угэдэй. Это было не по нраву детям погибшего к тому времени в степи на охоте старшего сына Джучи: Бату, Шэйбану, Бэркэ и Бэркэчору. Однако авторитет покойного объединителя монголов был неоспорим в глазах военачальников, поэтому никто не посмел изменить его волю, и Угэдэй правил обширной империей с 1228 по 1241 г. Вступив на престол, Угэдэй столкнулся с необходимостью сохранить единство разноязыкой империи, преодолеть сепаратистские устремления желавших править самостоятельно в своих уделах родственников. Было очевидно, что такой огромной державой невозможно управлять только по монгольским традициям, большинство которых совершенно не подходило для присоединенных к империи областей с древней развитой культурой. Поэтому хан взялся за глубокие государственные преобразования, чтобы выдвинуть доставшееся ему государство на передовой административный уровень. Он приглашал на службу образованных китайцев, киданей, арабов, европейцев, которые становились государственными чиновниками. В завоеванных землях назначались представители хана — даругачи (на Руси их называли баскаками), которые передавали ханскую волю местным феодальным правителям и инспектировали провинции, следя за тем, как общеимперские законы и воля великого хана исполняются на местах. Им помогали тамгачи. Даругачи и тамгачи тоже назначались из образованных выходцев из имевших многовековой опыт государственного управления Китая и мусульманских стран. Таким образом, видно, что хотя монголы и стремились к завоеванию мирового господства, при этом отличались исключительной жестокостью при захвате чужих земель, однако своего национального превосходства не навязывали. Все подданные всех национальностей, религий и языков были равны перед великим ханом, пользовавшимся абсолютной властью. Ханская семья, чтобы сохранить свое лицо в глазах монгольских военачальников, должна была строго придерживаться старинных монгольских обычаев, но они не навязывались иноплеменным подданным, поэтому все завоеванные монголами страны и народы сохраняли в полной мере свои языки, культуру, обычаи и религию. Это объясняется, прежде всего, тем, что большинство завоеванных монголами стран имело гораздо более развитую и древнюю, богатую культуру. Да и в итоге держава разрослась настолько за счет присоединения новых земель, что сами монголы составили меньшинство ее населения. Поэтому, хотя управление ею шло из Монголии, в большинстве присоединенных областей завоеватели сами ассимилировались среди более многочисленной и культурно развитой местной знати. Наместники мусульманских областей, имеющие монгольское происхождение, через несколько поколений сами приняли Ислам, что способствовало, к тому же, признанию их власти как законной местным населением.
Картина С. Иванова «Баскаки»
Важной реформой Угэдэя было установление единой системы взимания налогов со скотоводов и земледельцев. Под руководством ханских чиновников по всей огромной и продолжавшей разрастаться державе прокладывались дороги, на узлах которых строились постоялые дворы. Представители хана по предъявлению пайдзы — золотой, серебряной или бронзовой бирки, могли бесплатно получать на постоялых дворах кров, пищу и свежих лошадей. Из завоеванных Китая и мусульманских стран было заимствовано почтовое сообщение: на специальных упряжках по всем концам империи развозились письма и посылки. На Руси это называлось ямской гоньбой.
При Угэдэе руками многочисленных военнопленных вокруг ставки Чингисхана на монгольской реке Орхон был выстроен город Каракорум, ставший столицей Монгольской империи. Там были возведены грандиозные дворцы и храмы — прежде невиданное для монгольских степей зрелище. В 30-е гг. XIII в. в Каракоруме под председательством Угэдэя состоялся курултай — съезд военачальников и знати, на котором было решено исполнить, наконец, волю покойного Чингисхана и совершить завоевательный поход на запад, покорить земли «оросутов и чэркисютов» (т.е., русских и народов Северного Кавказа). Поход возглавил правивший в западных владениях империи сын Джучи Бату (в русских летописях называемый Батыем), в помощь которому были присланы возглавляемые молодыми, амбициозными военачальниками войска из других улусов. Армия Бату жестоко разорила кочевья кипчаков, населявших обширные степные территории между Карпатами и Сибирью, затем обратила в руины древнюю мусульманскую Волжскую Болгарию, захватила и сожгла почти все города Древней Руси («Батыево нашествие»), в том числе ее историческую столицу Киев, а затем, двинувшись из Поднепровья на запад, огнем и мечом прошла по Восточной Европе вплоть до северных границ Италии. В это же время после упорных кровопролитных сражений монголами было завоевано и опустошено Закавказье с богатым и некогда могущественным Грузинским царством.
Реконструкция ханского дворца в Каракоруме
Пока шел завоевательный поход на Запад, Угэдэй умер. Только это спасло восток Европы: Бату, стремясь восстановить, с его точки зрения, справедливость, которой был обделен его отец Джучи, повернул войска обратно и поспешил в Каракорум, чтобы принять участие в выборах нового великого хана и занять престол. Впрочем, спор между претендентами продолжался пять лет, в течение которых страной фактически управляла вдова Угэдэя Дорэгэнэ. В конце концов она добилась избрания великим ханом своего сына Гуюка, который взошел на монгольский престол в 1246 г. После этого между Гуюком и сторонниками Бату разгорелась вражда. Гуюк повел на непокорных войска, однако, прежде чем стал ясен исход противостояния, он умер, процарствовав всего полтора года. В 1251 г. наследники старшего и младшего сыновей Чигисхана Джучи и Тулуя объединились против наследников его средних сыновей Угэдэя и Чагатая. Под их протекцией великим ханом был избран сын Тулуя Мункэ. Мункэ предпринял меры по укреплению единоличной власти, введя смертную казнь за попытки ее оспорить. Он обновил чиновничий аппарат в империи, сместив служивших прежним ханам и назначив новых — своих преданных сторонников. После этого он продолжил направленную на достижение мирового господства завоевательную политику.
Брат Мункэ Хулагу во главе огромной монгольской армии двинулся на запад — в мусульманские страны, прежде входившие в превратившийся теперь в одно из стандартных государств Востока Арабский Халифат. В 1256 г. Хулагу, подвергая страшному разорению и чудовищному насилию мусульманские города, завоевал весь Иран. В 1258 г. он достиг Багдада , где находился дворец духовного лидера всех мусульман — халифа Мутасима из династии Аббасидов, захватил древний, полный несметными богатствами город. Около миллиона жителей Багдада полегло под монгольскими саблями, кровь реками текла по только что утопавшим в зелени садов улицам, мимо горящих мечетей, дворцов и библиотек. Был убит и сам халиф Мутасим. От Междуречья Хулагу повел войска через пустыню далее на запад, и там впервые потерпел поражение от гвардии правителя Египта Кутуза. На восток от монгольских пределов тем временем продвигались войска другого брата великого хана Мункэ Хубилая. Хубилай завоевал часть территории Южного Китая, где правила династия Сун и царство Дали. Мункэ сделал Хубилая наместником в Китае.
Богатая китайская культура пришлась по нраву Хубилаю, он окружил себя приближенными-китайцами, местными учеными, своих детей стал обучать китайскому языку. В конце концов он начал вести себя как независимый китайский правитель, ввел противоречащие общеимперским местные законы, чем прогневил своего властного брата. По указанию Мункэ Хубилая доставили в Каракорум, где младший хан буквально в слезах вымолил пощаду. Опасаясь, что в случае расправы с Хубилаем верные тому многочисленные войска поднимут мятеж, Мункэ ограничился тем, что сместил брата с должности наместника, оставив служить в Каракоруме, и отменил изданные тем в Китае законы. В 1259 г. Мункэ решил сам возглавить поход в Центральный и Южный Китай, однако по пути туда умер.
При поддержке верных войск Хубилай в 1260 г. провозгласил себя великим ханом, что вызвало противодействие монгольской знати, выдвинувшей на престол его младшего брата Ариг-Буку. После четырех лет гражданской войны Хубилай, наконец, взял Ариг-Буку в плен, где тот вскоре умер, но тут же появился новый претендент на престол — внук Угэдэя Хайду. Окончательно избавиться от всех конкурентов Хубилай смог лишь в 1289 г.
Хубилай, уже считавший Китай второй родиной, перенес столицу империи из Каракорума сначала в китайский город Кайпин-Шанду, затем — в построенный по его указанию город в юго-западном Китае Дайду (современный Пекин). Там он мог жить и управлять своей огромной державой, не опасаясь интриг монгольской знати. Он продолжил расширение пределов империи, которой в 1271 г. уже на китайском языке дал новое официальное название Юань, что означает «новое» или «начало». Симпатизировавшее его благосклонности к тысячелетней культуре Поднебесной китайское чиновничество было главной опорой великого хана. В 1279 г. к империи Юань были присоединены весь Китай и Тибет. Держава династии Сун прекратила свое существование. Монгольские войска совершали походы в Бирму, Камбоджу, даже на Зондские острова (современная Индонезия). Дважды были совершены походы на Японию, которую спасли от разорения жестокие штормы, топившие юаньский флот. В этот период наивысшего могущества Монгольской империи ее границы простирались от Карпат и аравийских песков до Тихого океана, от суровой тайги сибирского севера до тропиков Южного Китая. В вассальной зависимости от нее находились русские феодальные владения в Восточной Европе, подчинявшиеся правившим огромными территориями на западе потомкам Джучи. Улус (владения) Джучидов русские называли Золотой Ордой. Чтобы править в своем уделе, младшие ханы получали от великого хана дающую право на это грамоту, которую на Руси вслед за тюркскими подданными империи называли ярлык. В свою очередь, к младшим ханам за ярлыками обращались князья завоеванных монголами провинций.
Территория Монгольской империи в период ее наивысшего могущества
Однако период блестящих завоеваний не мог длиться бесконечно. Даже при развитой системе почтового сообщения размеры державы были непомерно велики, чтобы великий хан мог контролировать все, что происходит в ее многочисленных провинциях. Состав империи из имевших древнюю и развитую, но при этом совершенно различную культуру стран способствовал обособлению ее областей от центра, при этом к сепаратизму стремились сами перенявшие местные язык, обычаи, менталитет монгольские наместники. Завоеватели ассимилировались среди более многочисленных подданных и сами начинали жить интересами тех. Первыми в фактически независимых правителей превращались принявшие Ислам потомки хана Хулагу, утвердившиеся в Иране, на Ближнем Востоке и в Закавказье, принявшие собственный титул ильханов — «золотых ханов». Население мусульманских стран особенно было недовольным зависимостью от правителей-иноверцев, пусть и сохранявших для подданных свободу вероисповедания, и это недовольство восприняли после принятия Ислама и сами хулагиды. В их руках находились обширные богатства, накопленные мусульманской цивилизацией, и они все больше тяготились властью имперского центра. Хулагиды постоянно враждовали с Улусом Джучидов за влияние в Закавказье. Уже в 1266 г. джучидский хан Менгу-Тимур тоже стал полновластным правителем в своих обширных владениях от Карпат до среднеазиатского Хорезма, сохранив лишь формальную зависимость от центра империи. Огромная Монгольская империя распадалась как-бы на «малые империи», в которых правили потомки разных сыновей ее основателя Чингисхана.
Юаньское государство, где непосредственно руководили великие ханы, все больше превращалось в типичное государство китайское, с китайской системой управления, китайским делопроизводственным языком, китайским менталитетом. Правители его приняли буддистскую религию, принесенную из Тибета. В государстве происходило свойственное Китаю резкое сословное расслоение населения. Армия стала комплектоваться не из преисполненных чувством долга народных воинов, а из подневольных людей, служивших больше из страха перед наказаниями.
В 1294 г. Хубилай-хан умер. После него в течение 39 лет на дайдунском престоле сменилось десять правителей. Монгольская знать стала занимать господствующее положение в Китае, ограничивая права коренных жителей страны и облагая население тяжелыми налогами. В 1333 г. на престол в Дайдуне 13-летним мальчиком взошел Тогон-Тэмур. Через четыре года угнетенные деспотизмом юаньской династии китайцы восстали. Восстание быстро охватило весь Китай и было с огромным трудом подавлено. В 1351 г. в Китае вспыхнуло восстание Красных повязок, один из предводителей которого — простой китайский крестьянин Чжу Юаньчжан, стал первым императором династии Мин. Повстанцам удалось захватить часть провинций и начать регулярную войну с юаньской армией. В конце концов в 1368 г. Тогон-Тэмур вместе со своими сторонниками бежал в Монголию, которая сама по себе еще оставалась единой, но потеряла все свои иноязычные провинции. Этот год считается концом истории Монгольской империи, которую без преувеличения можно назвать сверхдержавой своего времени.
Монгольская империя была уникальным государством, прежде всего, по неожиданному для современников характеру своего возникновения. Вобрав в себя едва не половину Евразийского материка, она оставила значительное геополитическое наследие. Монгольские ханы, стремясь упорядочить управление попавшими под их власть землями, осуществляли их централизацию, что стало причиной возникновения на месте культурных областей империи новых единых государств. Вновь стал единой державой Китай под управлением династии Мин; в результате введения джучидскими ханами единого правления на прежде политически разобщенных русских землях в Восточной Европе сложилось Московское государство, из которого возникла Россия; тюркские народы Поволжья и Западной Сибири под властью Джучидов стали складываться в единый татарский этнос; наконец, сама Монголия стала единым государством, а не просто территорией, где по ветреным степям кочевали сами собой распоряжавшиеся племена. Однако созданная монголами держава нигде не оставила значительного культурного наследия, так как почти все поглощенные ею страны далеко опережали по культурному и политическому развитию самих монголов, и тем самим, чтобы сохранить ее единство, приходилось перенимать чужую культуру. Поэтому Монгольская империя просто не могла долго существовать. Она была развалена фактически руками самих монгольских наследников, в своих улусах уподобившихся своим иноязычным подданным и больше не пожелавших терпеть над собою верховную имперскую власть.
🎥 Видео
ВЕЛИКИЕ ИМПЕРИИ МИРА. МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ / Рейтинг 8,1 / Документальный фильм (2014)Скачать
как распалась монгольская империяСкачать
Монгольская империя. Начало завоеваний ЧингисханаСкачать
Монголы в Европе (все части) // Маховик ИсторииСкачать
Образование монгольского государстваСкачать
Монгольское нашествие на Русь (все части) // Маховик ИсторииСкачать
ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИСкачать