- Текслер пообещал Челябинску запустить метротрамвай за три года. Цена проекта — ₽46 млрд
- Что обещают
- Деньги и целесообразность
- «Три ветки для скоростных трамваев»: по какой схеме будет работать челябинское метро
- Каким будет само метро?
- Обновится парк техники
- Как выглядит подземка сейчас?
- Челябинский метрополитен: проекты, история строительства
- Метро Челябинска — транспорт проблем
- Какие были проекты
- Начальный этап строительства
- 2010 год
- Первая построенная станция
- 2015 год
- 2017 год
- Развитие личного автотранспорта и метрополитен
- 💥 Видео
Видео:Челябинску не нужно строить метроСкачать
Текслер пообещал Челябинску запустить метротрамвай за три года. Цена проекта — ₽46 млрд
Губернатор Алексей Текслер пообещал, что в 2024 году в Челябинске будет запущено метро, которое не могут построить 30 с лишним лет. Проект, который подготовили не названные, но «одни из лучших в стране» специалисты, звучит красиво и дорого: за три года и 46 млрд рублей городу сделают метро, интегрированное в наземную трамвайную сеть, что в полтора раза уменьшит пассажиропоток нелюбимых горожанами маршруток. Правда, проект пока чисто бумажный, каким была ВСМ Челябинск — Екатеринбург, казавшаяся такой реальной в мечтах предыдущего губернатора. Дело в том, что финансовый и технологический аудит, который покажет реальную картину работ, затрат и сложностей, еще не пройден.
Что обещают
К презентации проекта завершения строительства метрополитена в Челябинске власти региона подготовились основательно: на станцию будущего метро «Комсомольская площадь», вход в которую находится где-то между железной дорогой и автодорогой Меридиан, привезли оборудование для трансляции, музыку и свет. Все это спустили на глубину 18 метров и смонтировали исключительно для выступления губернатора перед представителями СМИ. Если бы не вся серьезность ситуации, локацию можно было бы сравнить с организацией вечеринки в стиле «метролофт». Не совсем понятно, для чего это было сделано. Возможно, журналистам показали — что вот оно, наше метро, оно не обвалилось и поддерживается в нормальном состоянии (правда, говорят, на станции «Торговый центр» не все так хорошо).
«О проекте много говорится. Для меня лично завершение строительства метро было одним из серьезных вызовов с самого начала. Метро — это мечта для многих. Это большой серьезный инженерный проект. Значительная часть работ уже сделана и бросить все это невозможно, — начал презентацию губернатор Алексей Текслер, окруженный софитами в подземелье. — Сотни миллионов рублей тратится на поддержку эксплуатации того, что уже построено. Эти работы не могут быть забыты или брошены даже из соображений безопасности. Очень важно, что к новой работе мы подключили серьезных специалистов. Их задача вписать все в существующую транспортную схему города, чтобы это было обосновано с транспортной и градостроительной точек зрения. Нам пришлось все эти вопросы решать, чтобы получить решение, которое закрывает вопросы безопасности и развития общественного транспорта. Задачи стояли серьезные. Уже сделано ранее две станции: „Торговый центр“ — около 20% выработок и „Комсомольская площадь“ — 45%. Сделано 3,3 километра путей и около 8 километров дополнительных выработок. Одна из задач — вовлечь в новый проект те проходки, которые уже сделаны, так как их содержание и эксплуатация очень важны».
Далее губернатор остановился собственно на проекте метротрамвая. Мы приведем его выступление с включениями разъяснений от министра дорожного хозяйства и транспорта региона Алексея Нечаева и его заместителя Александра Егорова, которые были получены позднее.
Итак, по словам Текслера, для метротравмая будет построено в общей сложности 16,6 км новых путей с учетом 3,3 км, которые уже проложены под землей. Из них под землей пройдет в общей сложности более 10 км (достроить надо 7,2 км). Остальные — связанные с подземкой новые наземные ветки.
К 2024 году губернатор пообещал две подземные ветки — синюю и зеленую — с продолжением на земле и новую красную ветку. Будет четыре подземных станции — две уже существующие и две перекрестные для пересадок в районе пересечения проспекта Ленина и улицы Елькина.
«Будут наземные абсолютно новые пути, интегрированные в метро. Они свяжут все части города. Мы планируем достичь большой скорости за счет более серьезной мобильности, — отметил Текслер. — ЧМЗ связываем с Ленинским районом до ТРЦ „Алмаз“. Отметим, что переезд от вокзала до „Алмаза“ — будет полностью новая часть метротрамвая. Затем связь улица Чичерина — Ленинский. Синяя ветка: Медгородок — ЧМЗ. Важно, что Ленинскиий район свяжется с другими частями города. ЧТЗ и Чурилово мы рассчитываем, что пассажиропоток будет связан также с метротрамваем. Это тот замысел, который мы планируем реализовать уже в 2024 году, запустив метротрамвай. Итоговые числа появятся, когда будет полностью готов проект. Планы — очень амбициозные по скорости решений».
Как уточнил Александр Егоров, для метротрамвая будет закуплено 32 вагона производства УКВЗ — двух- и трехсекционные. При этом имеющийся у завода трамвай нужной модификации будет доработан именно под подземку — с возможностью изменения токосъема по высоте. Планируется, что метротрамвай будет развивать скорость до 35 км/ч. Интервал движения — 8 минут. Планируемый пассажиропоток — до 20 млн человек в год в первые годы с перспективой роста. Но все это — не в этом году. Пока нужно понять, в каком состоянии существующие станции.
«Сейчас должен пройти технологический и финансовый аудит. До конца года мы его должны получить, — рассказал министр транспорта Алексей Нечаев. — Это обследование текущего состояния зданий и строений. Кроме того, чтобы уложиться в сжатые сроки, мы должны одновременно начать проектировать и строить. Это такой некий проект, как контракт жизненного цикла. После подготовки аудита мы можем работать по проектированию и строительству одновременно. Но надо понимать, что все работы должны проходить через 44 ФЗ — это выбор подрядчика, который будет определен на конкурсе. Мы будем строго следовать закону и командно работать».
В качестве уже действующих проектов власти привели метротравмаи в Волгограде и Кривом Роге. Александр Егоров уверил: никаких проблем с перепадами высот и глубиной не будет.
«В мире существует более 30 городов, где эта схема работает, все города Европы сейчас делают на совокупность наземных и подземных линий. По всем нормативным уклонам — четыре промилле уклон — вход с 40 метров глубины будет порядка 2–2,5 километра, что укладывается в нашу логику, — сказал заместитель министра. — В целом то, что сегодня презентовано, — это новая трамвайная сеть. Она будет встраиваться в существующую трамвайную сеть, а существующая — приводиться в порядок. При этом концепция развития всего городского общественного транспорта существует независимо от метротрамвая. Вся сеть будет ремонтироваться капитально. И поскольку у нас сеть будет единая, мы уже сейчас начинаем подготовку в части существующей инфраструктуры: мы закупаем 30 новых вагонов, строим 25 платформ, в этом год проводим ремонт пяти километров трамвайных путей: улицу Цвиллинга от улицы Тимирязева до вокзала и улицу Первой пятилетки — от депо до улицы Горького».
Также, по словам Александра Егорова, в этом году начинается обособление существующих трамвайных путей при помощи столбиков, бордюров и разметки, чтобы обеспечить трамваям более высокую скорость: это позволит метротрамваю, выезжая из под земли, не терять скорость за счет пересечения с автомобилями. К слову, сейчас в Челябинске трамвай едет со скоростью 17 км/ч, новые скоростные вагоны, которые поступят в этом году, — 22–25 км/ч, метротрамвай — более 35 км/ч. Старые рельсы под новые вагоны там, где не заменят сразу, будут шлифовать и убирать стыки. А колесные базы вагонов — затачивать.
При этом, по словам Алексея Текслера, к 2024 году будет реконструировано 65% трамвайных путей. Остальные — к 2030 году. Тогда же трамвайное сообщение обещают продолжить по Братьев Кашириных к микрорайону «Ньютон». Туда же хотят пустить 4,5 км дополнительных троллейбусных веток. А вот в сторону «Паркового» — лишь развивать автобусы. Трамваи и метротрамы туда не поедут ни в 2024 году, ни в 2030-м.
Деньги и целесообразность
«Ранее для достройки метро по первому проекту называли сумму в 100 млрд рублей. Это очень много. Мы современными решениями удешевили его, а также увеличили скорость прохождения метротрамвая, — сказал губернатор. -Сейчас рассчитываем на сумму порядка 45–46 млрд рублей. Это инфраструктурные бюджетные кредиты. В ближайшее врем мы начнем реализацию этого проекта. Мой папа, когда узнал, что я еду в Челябинск, еще когда я был врио, первым делом спросил про метро: достроят ли его. Для меня принципиально решить этот вопрос, так как площадку нельзя просто бросить. По совокупности нужно вписать это все в новую схему. Это серьезная задача для меня и для команды. Это очень современные решения. Для нас это вопрос будущего, вопрос молодежи. Я уверен, что этот проект будет реализован».
На вопрос, что Челябинск еще не забыл экс-губернатора Дубровского с его проектами (ВСМ, саммит ШОС, конгресс-холл. — Ред.) и не проще ли метро засыпать, а деньги пустить на более широкое обновление и расширение существующей транспортной сети, губернатор ответил довольно категорично:
«Все расчеты технические сегодня уже есть. Специалисты разработчики — одни из лучших в стране. Никаких сомнений быть не может в том, что это реально. Это абсолютно просчитанные технические решения. Никаких сомнений в них быть не может. Что касается засыпать — это самое худшее, что можно было бы сделать. Это самый худший вариант из тех, что возможен. А ментально — он просто вредный. Он дорогой, и это деньги впустую, как и те деньги, которые уже сюда вложены (на ежегодное содержание). Это не развитие. Это невозможно, на мой взгляд. Да, срок достаточно сжатый. Это очень амбциозная задача. Итоговый срок мы скажем позже, когда выйдут на работу метростроители. Для современного города это важно. Это позволит сделать совершенно иным качество жизни. По всей линии электротрамвая существенно увеличится жилищное строительство, том числе комплексное развитие территорий. Эффект будет достаточно высокий. Это якорный проект развития города».
По словам Александра Егорова, 46 млрд — это чисто проект метротрамвая. А вот развитие городского транспорта, которым власти занимаются второй год, — это отдельные деньги. В том числе это обновление старых рельсов, замена трамваев, автобусов, троллейбусов, сетей. Сколько на это потребуется денег, Егоров сообщить отказался, как и сообщить, зайдет ли на городской транспорт концессионер. Он согласился с разбегом затрат от 10 до 20 млрд рублей, который предположил корреспондент Znak.com.
Весь транспорт привести в порядок обещают за 2–3 года. При этом после этого на городской общественный транспорт планируют увести из маршруток около 100 млн пассажиров в год (сейчас пассажиропоток маршруток — 210 мнл человек в год. Снизить его хотят в полтора раза).
«Пока рано говорит о концессии, заявок от концессионеров нет, но вопросы прорабатываются второй год», — заключил Егоров.
К слову, проходчики, которые работают на «строительстве» метро уже много лет, весьма скептически охарактеризовали яркие планы властей.
«Чтобы достроить — надо очень-очень-очень много денег. А как они на землю вагон будут выводить — мне кажется, это нереально. Но я не эксперт. Тут 18 метров, на Торговом — 43. Это сказки. Но будем в них верить. Нам сказали — мы работаем. Зарплату платят, и ладно», — сказал проходчик Дмитрий.
Видео:🇷🇺Челябинский метрополитен. «Нереализованные проекты» | Metro in Chelyabinsk."Unrealised projects"Скачать
«Три ветки для скоростных трамваев»: по какой схеме будет работать челябинское метро
21.05.2021 Корреспондент: Вероника Санникова Фото: Людмила Ковалева, vk.com/alexeytexler.official
Новое метро будет не совсем обычным, а с интеграцией в существующую трамвайную сеть. При этом стоит амбициозная задача – завершить строительство в 2024 году. Об этом рассказал губернатор Алексей Текслер, который лично провел презентацию под землей — в одном из существующих тоннелей метро.
История челябинского метрополитена началась еще в начале 70-х годов. И как отметил глава региона Алексей Текслер, этот проект — мечта, которую горожане помнят еще с детства.
— Жаль, что само слово «метро» начало ассоциироваться у челябинцев с долгостроем. Но мы сделали большую работу, заручились поддержкой федерального правительства и теперь можно сказать: проект будет реализован, — отметил глава региона. — Достройка метрополитена — это мечта для многих и серьёзный инженерный проект. Оставлять все как есть нельзя, город тратит большие деньги на содержание метрополитена. Нам пришлось ответить на целый пул вопросов, чтобы найти решение.
Каким будет само метро?
В городе появится три маршрута метротрамвая. В планах — доделать две подземные станции, еще две построить с нуля, а также оснастить семь километров тоннелей и почти четыре километра наземных путей.
Планируется, что красная ветка будущего метротрамвая протянется от улицы Чичерина до улицы Лизы Чайкиной, зеленая — от ЧМЗ до ТРК «Алмаз», синяя — от ЧТЗ до Медгородка. Часть линий, в центре города, будет проходить под землей, в метро. Остальное – над землей. Подземные станции будут на площади Революции, у Торгового центра и на Комсомольской площади.
Средняя скорость метротрамвая будет более 35 км в час, это в два раза быстрее чем скорость средняя скорость челябинского трамвая сейчас. На трех ветках метротрамвая будут работать 32 двух- и трехсекционных вагона производства УКВЗ.
Реализовать проект стоимостью в 46 миллиардов рублей планируют до 2024 года. И как отметил политолог Александр Мельников при обозначаемых сроках реализации — это «чрезвычайно амбициозный инфраструктурный проект Путина-Хуснуллина-Текслера».
Обновится парк техники
Вместе с интеграцией метрополитена в Челябинске планируется масштабное обновление электротранспорта. В ближайшее время парк техники пополнится новыми трамваями, троллейбусами.
Кроме того, после запуска метро планируют развивать до 2030 года. Так, синяя ветка, проходящая по улице Братьев Кашириных, будет расширена.
— Продолжаем заниматься развитием общественного транспорта в регионе. Работать так, чтобы мечты сбывались, — отметил Алексей Текслер.
Планируется, что в год челябинский метротрамвай будет перевозить 20 млн пассажиров. Создание нового вида транспорта и обновление техники позволит уменьшить в 1,5 раза объем пассажиров, перевозимых маршрутными такси. Развитие всей сети общественного транспорта, в первую очередь метротрамвая, благоприятно скажется на экологической ситуации в городе, также проект привлечет до 1,5 тысяч рабочих мест, а самое главное – позволит сделать жизнь горожан значительно комфортнее.
Как выглядит подземка сейчас?
На сегодня готово 3,3 км подземных тоннелей. На 20% готова станция «Торговый центр», на 45% — станция «Комсомольская площадь».
Напомним, строительство челябинского метрополитена было запланировано еще в 1976 году. И только в 1991 году проект был разработан, а еще через год начались строительные работы. Последние несколько лет прокладка метро была заморожена, ежегодно из бюджета Челябинска на содержание проложенных тоннелей тратились внушительные суммы.
— С 1992 года шло строительство метро, около десяти лет назад оно было приостановлено. Но само решение проектное было восьмидесятых годов, не учитывало настоящих реалий. Поэтому решение, которое мы сейчас разработали, такое: это будет не просто метро, а метротрамвай. То есть интеграция метро в действующую трамвайную сеть города Челябинска, — прокомментировал губернатор Алексей Текслер.
О необходимости завершить строительство подземки в своем послании Федеральному собранию говорил в апреле президент Владимир Путин. В мае вице-премьер правительства доложил президенту о планах по достройке челябинского метро. Он отметил, что была проведена большая подготовительная работа с руководством региона. Вице-премьер лично выезжал в Челябинск и на месте осматривал недостроенный метрополитен, который начали возводить много лет назад. Принималось решение: либо достроить, либо ликвидировать объект. Оба варианта очень дорогостоящие. И нашли хорошее решение, как использовать часть линии метро для развития трамваев.
— Центральная часть города начинает „работать“, дальше — выход наружу и интеграция в трамвайную сеть, — сказал вице-премьер.
Отметим, что достройка челябинского метро стала возможной благодаря инфраструктурам кредитам. Регион имеет низкий уровень долговой нагрузки на бюджет и, по оценке Минфина России, входит в группу субъектов с высокой долговой устойчивостью. Поэтому регион может рассчитывать на новый инструмент развития, о котором заявил в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Президент именно тогда, кстати, упомянул и о челябинском метро.
Видео:Что известно о планах строительства метро в Челябинске и КрасноярскеСкачать
Челябинский метрополитен: проекты, история строительства
Метрополитен Челябинска – находящаяся в стадии строительства система линий метро, которое может стать вторым на Урале после метрополитена Екатеринбурга. Процесс строительства идет медленными темпами еще с 1992 года, а начало работы Челябинского метро было отложено аж на 2025 год. Первый участок, имеющий длину 5,7 км, будет включать 4 станции. За год он будет пропускать 65 млн чел. Остальные участки только проектируются. Вместе с ними годовой пассажиропоток составит до 137,8 млн чел. Отзывы о метро Челябинска отсутствуют, поскольку объект еще не достроен. Что же о нем еще известно?
Видео:Метро в Челябинске Выход Ловата на Комсомольской площади 2007Скачать
Метро Челябинска — транспорт проблем
Строительные работы на объекте оставляют желать лучшего. Даже на строящейся линии метрополитена города Челябинска предстоит еще много работы. Из четырех станций построена только 1 – «Комсомольская площадь», и то не полностью. Продолжается строительство станции «Торговый центр». Оставшиеся 2 станции, как и депо, пока не строятся. В целом объем строительных работ выполнен лишь на 18 %. Вероятность достройки Челябинского метрополитена довольно мала.
Прогулка по недостроенному метро напоминает кадры из фильма «Матрица».
Видео:Метро в Челябинске Пуск Ловата на Комсомольской площади до пл Революции 2008Скачать
Какие были проекты
Самый ранний проект Челябинского метрополитена был предложен в городском плане еще в 1967 году. Тогда предполагалось построить 2 линии:
1. ЧМК – Северо-Запад – ЧПИ – пл. Революции – ЧТЗ.
2. Северо-Запад – Теплотехнический институт – Пл. Революции – Вокзал – ЧТПЗ.
Второй проект предполагал 3 линии, каждая по 4 станции. Он был предложен в 1973 году. Третий появился в 1982 году и предполагал создание трех линий, одна из которых должна была включать в себя 6 станций, другая – 5, а третья – 4. Современный вариант появился в середине 1980 годов и начал реализовываться в начале 90-х.
Видео:Метро Комсомольская площадь ЧелябинскСкачать
Начальный этап строительства
В первое время производится строительство первого участка. Работы выполнялись по заказу МУП «Дирекция строящегося метрополитена». До 2008 года в качестве заказчика выступала организация МУП «Челябметротрансстрой». Также заказчик осуществлял технический надзор за строящимся объектом. Подрядчиком являлся ОАО «Челябметрострой». С 2007 года было решено привлечь еще одного подрядчика, однако его до сих пор так и не определили.
Способы прокладки тоннеля сильно различаются. При движении от «Торгового центра» до «Площади Революции» используется буровзрывной способ прокладки, а от депо до «Комсомольской площади» — посредством комплекса для рытья туннелей, произведенного в Канаде. В 2007 году решался вопрос о приобретении еще одного тоннелепроходческого комплекса. Был он приобретен или нет, пока не известно.
В течение 3 лет комплекс продвинулся от «Портал электродепо» до «Комсомольской площади», что составило 1189 метров. После модернизации он продолжил работу, двигаясь в направлении «Площади революции». Достигнуть ее он должен был за 2 года.
Однако уже через 200 метров пути был остановлен в соответствии с вердиктом суда. Это произошло 20.11.2008. Такое решение было связано с отсутствием необходимых для работы на данном участке документов.
В 2009 году объем проделанных работ был незначительным.
Видео:Метро в Челябинске Строительство ст ''Комсомольская площадь'' и вестибюля №2 ст ''Торговый центр'' 2011Скачать
2010 год
В 2010 году ситуация еще ухудшилась. Из-за отсутствия средств строительные работы были остановлены на неопределенный срок. Тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил рассмотреть вопрос дальнейшего финансирования стройки. В свою очередь губернатор Челябинской области попросил его рассмотреть возможность выделения средств в размере 2 млрд рублей в 2010 году, чтобы продолжить работы. Но Минтранс отказал в финансировании, и работы были заморожены.
Это неприятное обстоятельство вынудило пересмотреть проект строительства Челябинского метрополитена, в результате чего был принят другой проект, затраты на осуществление которого должны были быть снижены на 1/3. Длина пусковой линии должна была составить 7,4 км, а суммарная – 8,5 км. Туда должны были войти: электродепо, инженерный корпус и сам маршрут. Предполагался поэтапный ввод сооружений. Сначала планировалось ввести участок от ст. «Комсомольская площадь» до ст. «Проспект победы». Выбранный стиль оформления станций – хай-тек.
Однако и в этот раз проблемы финансирования работ стояли очень остро. В основном средств хватало только на работы в районе Комсомольской площади. К этому времени озвученные расходы за все время стройки (с 1992 года) составили 12 млрд руб., а для дальнейших работ нужно было еще 25 млрд руб. В сентябре 2010 года было принято решение продолжать строительные работы в медленном темпе.
Видео:Авария в метро. Катастрофа. Последние кадры.Скачать
Первая построенная станция
Первой станцией, где завершились строительные работы, стала «Комсомольская площадь». Это произошло в октябре 2011 года. После этого было восстановлено дорожное полотно, разрушенное над строящейся станцией в ходе строительных работ.
Однако работы шли медленно, и к началу 2014 года было произведено только 18 % от необходимого для ввода 1-й очереди пускового участка. Затем, вследствие нехватки средств, работы вновь остановились. Далее выделялись небольшие суммы на поддержание недостроенного метрополитена в нормальном техническом состоянии. В основном это касалось работ по откачке воды.
Видео:Метро в Челябинске все-таки может появиться!Скачать
2015 год
В 2015 году был заключен контракт с ОАО «Челябметрострой» для выполнения строительных работ по сооружению конструкций станции «Торговый центр», техническому обслуживанию, мониторингу площадок и т. д.
В начале 2015 года проводятся работы по планировке второго пускового комплекса. Начался поиск инвестора.
Видео:Метро в Челябинске Выход Ловата на Комсомольской площади 2007 online video cutter comСкачать
2017 год
В 2017 году предполагалось, что при надлежащем финансировании метро можно будет открыть через 4 года. За 16 и 17 годы было потрачено 2,6 млрд руб. Однако на все работы по строительству требуются еще 75 млрд руб., а на первых станциях – 36 млрд руб. Этих денег в местном бюджете нет. Кроме того, как сообщил в конце 2017 года губернатор Борис Дубровский, нынешние транспортные потоки имеют уже иную логистику, нежели те, что были при создании проекта метрополитена. Очевидно, это делает продолжение строительства метро нецелесообразным.
На данный момент отсутствуют какие-либо фотографии готовых станций Челябинского метро, а изображения являются результатом компьютерного моделирования проекта либо отражают реальные строительные работы в недостроенном метрополитене.
Видео:Метро в Челябинске Пуск Ловата на Комсомольской площади до пл Революции 2008Скачать
Развитие личного автотранспорта и метрополитен
Бум в развитии автодорожного транспорта характерен для большинства российских городов. Количество автомобилей на душу населения резко выросло, а число дорог увеличилось. Резко вырос процент дорог с искусственным покрытием. Люди все больше пересаживаются на автомобили, а популярность Челябинского электротранспорта падает. В этом городе эта проблема стоит очень остро. Пробки на дорогах – все более частое явление. В результате автомобильного бума возникает риск, что метро может оказаться невостребованным и люди будут редко на нем ездить. Все это делает строительство и открытие метро в Челябинске маловероятным.
Нехватка средств также остается актуальной, поэтому местные власти много раз подумают, прежде чем решиться на дальнейшее строительство метро.
Однако ситуацию можно улучшить, если снизить лоббирование частного автотранспорта и создать рекламу общественному. Это позволило бы значительно улучшить экологическую ситуацию. Ведь метро не загрязняет воздух и находится под землей, оставляя место для зеленых насаждений. Личный автотранспорт создает наибольшие проблемы с состоянием окружающей среды, а также резко повышает травматизм и преждевременную смертность. Также очевидно, что если метро не достроить, то уже выделенные и потраченные средства окажутся «зарытыми в землю».
💥 Видео
Метро в Челябинске Пуск Ловата из депо до Комсомольской площади 2005Скачать
Метро - кошмар Челябинской областиСкачать
К 2024 году планируется проложить больше 7 километров тоннелейСкачать
В недостроенном челябинском метро усиливают охрану Диггеры вновь нелегально проникли в тоннельСкачать
Метро в Челябинске.mpgСкачать
В Челябинске появится первая линия метроСкачать
Каким будет челябинское метро?Скачать
Южноуральцы спустятся в подземелье. В Челябинске началась активная фаза строительства метротрамваяСкачать
Метро в Челябинске Выпуск ТелефактСкачать