Видео:"Пограничник с собакой" на "Площади Революции", МоскваСкачать
«Заряжена на удачу»: История собаки с «Площади Революции» «Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит»
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Видео:Собака пограничника на ст. метро Площадь РеволюцииСкачать
За прикосновение к скульптурам на станции метро пригрозили крупным штрафом
Собака на «Площади Революции» страдает
Милая на первый взгляд традиция тереть нос собакам на станции метро «Площадь Революции» грозит непоправимым ущербом для уникальных скульптур, предупреждают искусствоведы. То есть предупреждают они уже много лет, а теперь поднялись в атаку: Музей архитектуры имени Щусева запустил флешмоб против вредного обычая. Действительно, если еще 30 лет назад скульптуры пограничных собак на станции сохраняли фактуру морд и носов, то сейчас они уже совершенно гладкие — рельеф собачьей шкуры «стесан» миллионами рук. «МК» выяснил, какие у музейщиков есть предложения по защите памятника и откуда взялась традиция потирать носы.
Фото: АГН «Москва»
«Площадь Революции», восемь утра, день последнего ЕГЭ — и студенческих экзаменов, конечно. К бронзовым собакам станции прикасаются не то что поминутно — примерно раз в десять секунд. По виду это как школьники, так и студенты. Если остановить и спросить, знают ли, что это вредно для памятника, — ответ будет: «Ну, от одного раза ничего не меняется» (Антон, Бауманка), «Да ладно, все так делают!» (Илона, выпускница школы), от самых совестливых — «Ой, тогда извините!» (Сергей, сдает ЕГЭ). Одни едут к станции специально — делая крюк по дороге в школу или вуз, другим по пути (это прежде всего бауманцы, от которых и пошла традиция еще в советские годы).
Там же, несколькими днями раньше, группа туристов. Гид рассказывает о скульптурах, о том, что их принято тереть на удачу, предупреждает, что так делать не нужно. Разумеется, человек пять из группы, специально приотстав, совершают ритуал.
— Мы запустили флешмоб не после какого-то ЧП, а просто за много лет уже наболело, — рассказала «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. — Недавно были с коллегами на станции, взглянули на скульптуры — их состояние плачевное. Помимо носов собак страдают ботинки рабочих, клювы кур, в общем, все выступающие части. Очевидно, что с этим надо заканчивать.
Стремление во что бы то ни стало и под разными предлогами потрогать произведения искусства — это мировая проблема музеев, говорит Лихачева. За последние десятилетия появилась целая категория музейной публики, которая привыкла к тактильному общению с искусством. Научили публику этому прежде всего сами музейщики — другой вопрос, что для тактильных и интерактивных экспозиций используются обычно специально подготовленные предметы (обычно копии). А рядовой посетитель музея — и уж тем более станции метро — не видит разницы между такими предметами и подлинниками.
— Как-то раз у нас в музее разбиралась письменная жалоба посетителей на смотрительницу, которая не разрешила им садиться на стул в экспозиции Матвея Казакова, — вспоминает директор Музея архитектуры. — Сотрудницу обвинили в том, что она «запрещает людям общаться с искусством». В советские времена публику, казалось бы, отучили от такого «приобщения», но недавно выяснилось, что эти элементарные хорошие манеры публика начала считать «совком» и «отсталостью».
Оказывается, прикосновения рук вредны для бронзы не только тем, что механически «стесывают» ее, рассказала Лихачева. Куда опаснее кожное сало, которое есть на любых руках: оно вызывает уже химические реакции в бронзе, материал быстро деградирует. Поэтому даже «очень осторожно» прикасаться к памятнику все равно опасно.
— В мире с этим явлением борются по-разному, — подчеркивает музейщик. — Например, в Италии действительно почти все выставленные на улицах скульптуры, особенно мраморные, уже заменены копиями. Обычно причина этому — агрессивные осадки, но и «шаловливые ручки» тоже: скажем, за каких-то 20 лет новенький памятник Джульетте во дворе придуманного для туристов «ее дома» в Вероне захватали руками так, что его уже заменили на копию, а оригинал убрали в музейную коллекцию. Иногда специально для таких ритуалов создают новодельные памятники: во Флоренции, скажем, это памятник свинье — его можно и нужно трогать.
Что касается московских собак на «Площади Революции», то скульптурное убранство станционного зала в целом — это своеобразный монумент 20-летию Октябрьской революции. Это последовательная серия персонажей, от первых революционеров до светлого советского будущего в виде пионеров, подчеркнула Лихачева. И установлены на станции до сих пор подлинные отливки Матвея Манизера. Сохранились ли формы — неизвестно, существуют только масштабные модели. Поэтому воссоздание «стертых» собак, если его придется делать, обойдется очень дорого и вряд ли сможет быть действительно точным.
— Вариантов у нас, у общества, таким образом, два, — резюмирует директор Музея архитектуры. — Либо разъяснить всем, что эту традицию надо немедленно прекращать, либо действовать карательными методами. Штраф за повреждение объекта культурного наследия — это есть в нашем законодательстве. Ставим на станции специальных полицейских, выписываем каждому прикоснувшемуся штрафы тысяч по пять — за несколько лет все отучатся так делать.
Помимо скульптур на «Площади Революции» под угрозой из-за постоянных прикосновений еще несколько бронзовых памятников, говорит Лихачева. Это Юрий Никулин в автомобиле около цирка на Цветном бульваре, памятник собаке Мальчику на станции «Менделеевская» и все остальные компактные скульптуры в городе.
— Магия в эпоху конца магии, — описывает это явление Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН. — Странное дело: мы живем в мире высоких технологий, а отношение к предметам воспроизводит первобытные магические практики — прямое воздействие на вещи, прямой диалог с ними. Возможно, дело в том, что нынешнее время, когда нейросети и умные предметы обретают свойства превыше человеческого разумения, требует новых способов понимания мира и взаимодействия с ним. Это симптом: люди отказываются от рационального общения с миром и вспоминают о магии.
Напомним, что традиция «полировать» прикосновениями выступающие части городских скульптур существует давно. Так, своеобразный ритуал натирания определенных фрагментов «Медного всадника» — точнее, его коня — выпускниками военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга фиксировался еще в середине ХХ века, а возможно, и раньше. Другое дело, что еще недавно подобные ритуалы были чисто корпоративными, известными лишь относительно узкому кругу — например, собачьи носы терли студенты-бауманцы для удачи в сессию. Но сейчас, в эпоху Интернета, о таких обычаях знают все. Так что в каком-то смысле, получается, виноваты снова сети. А штрафы опять платить обывателям.
Видео:Легендарный пограничник с собакой метро Ⓜ площадь революции #метро #мастеркласс #мастерскаяСкачать
Четыре Карацупы и собака
«Совсем Другой Город», проводя экскурсии по московскому метро, провел небольшой опрос среди москвичей на тему: зачем на платформе станции метро «Площадь революции» трут нос собаке, ведь это же явно наносит ущерб скульптуре? И какой, собственно, собакой стоит по их мнению пожертвовать ради всеобщей сбычи мечт? На какой она платформе? На той, с которой идут поезда в сторону «Курской», или на другой, в сторону «Библиотеки имени Ленина»? Мнения разделились примерно пополам. Причем, если мы спрашивали: «А, может быть, эта собака — со стороны центрального нефа?», — многие, подумав, соглашались, что пожалуй — так. Ну и, наконец, последний вопрос: «А если со стороны центрального нефа, то справа или слева?», — окончательно ставил опрашиваемых в тупик. При том, что о пользе ритуала «потереть нос собаке на «Площади революции», знают, похоже, (судя по кошмарному состоянию носов) поголовно все пассажиры московского метро, тот очевидный факт, что собак (и, соответственно, носов) – четыре, часто просто не замечается. А между тем, это именно так. Каждая скульптурная композиция повторена скульптором Манизером четыре раза: по две на пилон, расположены по диагонали, и также по диагонали — на противоположном пилоне. Так что из центрального нефа всякую скульптуру видно с четырех разных ракурсов.
На этом фото Ю.Звездкина видно два из четырех ракурсов
Я слышала такую версию, зачем так было сделано: архитектор Душкин (создатель этой станции) таким образом решал задачу придания иллюзии движения фигурам: как в кино. Ведь подземный вестибюль станции метро «Площадь Революции» был задуман как часть комплекса Большого Академического кинотеатра, который собирались построить напротив Большого театра по сталинскому плану реконструкции Москвы. Мало того, он должен был визуально «подчинить» себе Большой театр, ведь из всех искусств для нас главнейшим… Ну, вы в курсе. Тот же Душкин представил на конкурс один из трех проектов Большого Академического кинотеатра:
Фото с сайта http://kapitel-spb.ru
А вот проект Дмитрия Чечулина. Такой он видел Площадь Свердлова (вы только поглядите, что на месте «Метрополя»! Да и высотка в Зарядье на заднем плане – еще один нереализованный чечулинский проект, тоже, конечно, впечатляет).
Фото с сайта http://kapitel-spb.ru
То же самое – вблизи. Фото с сайта http://kapitel-spb.ru
К счастью или нет, но ни один из трех проектов Большого Академического кинотеатра не был выбран. Их все признали неудачными с формулировкой «гигантомания» (ну, что есть – то есть). А, может быть, проблема была в утопичности самой идеи – ну что можно было такого показывать в Большом Академическом, чего не было бы в самом обычном, районном, неакадемическом? Так и остались четырежды повторенные манизеровские скульптуры единственным материальным напоминанием об этом удивительном замысле…
То, что у каждой из скульптур на «Площади революции» был реальный прототип, позировавший Манизеру – довольно известный факт. Многие знают и о том, что собака, которой нынче все трут нос (традиция пошла от студентов: считалось, что это помогает перед экзаменом, но позже приобрела поистине универсальный характер) – это некогда знаменитый Индус, служебная собака пограничника Никиты Карацупы, который, впрочем, и сам изображен здесь же. Но все же грех лишний раз не вспомнить об этой легендарной парочке, защищавшей границу с Маньчжурией.
Так Карацупа и Индус выглядели в жизни
Никита Федорович развил в себе феноменальные способности: пробегал по 50 километров, не отставая от собаки, различал мельчайшие оттенки запахов, распознавал не только следы людей и животных, но и человеческие следы, замаскированные под отпечатки копыт. Одним словом: и нюх, как у собаки, и глаз, как у орла…
Когда его по возрасту перевели с границы на спокойную кабинетную работу, Карацупа принялся писать воспоминания. И вот отрывок: «В школе я изучил двести сорок запахов, они-то и должны были напомнить мне сейчас ту вещь, которую несли нарушители границы и которую я должен был угадать безошибочно. Я поспешно перебирал запахи одеколонов и цветов, заменителей кож и пластмасс. Ничего похожего! … И тут я вспомнил: так пахнут провода в хлорвиниловой изоляции. Они в ту пору только что появились. Я шепнул напарнику:
— Тянут провод, понял?
Мы добрались до густых зарослей, где проходили столбы телефонной линии, и стали ждать «гостей». По листьям забарабанили густые капли дождя. Сверкнула молния. Я напряг зрение, но нарушителей не обнаружил.
— Упустили, — обозлился напарник. — Эх ты… тоже мне Ингус нашелся! Зря ждем.
Я молча, но энергично дернул его за рукав. При очередной вспышке молнии около столбов мы заметили темные силуэты людей. Двое. Темнота, ставшая непроницаемой, мешала наблюдать за их действиями. Но вот звякнуло железо, послышалось сухое поскрипывание дерева. Понятно: взбираются на стальных монтерских когтях на столб.
— Пора, — шепнул я напарнику и, осторожно отводя в сторону мокрые кусты, подошел к «связистам».
— Снимай провод, — спокойно сказал тому, который подключал провод к нашей линии. Тот освободил когти и с проводом в руках съехал вниз по столбу.
Под проливным дождем, под грохот раскатистого грома мы привели обоих на заставу».
Что касается Индуса, так их у легендарного пограничника было пять. Не одновременно, конечно, а по очереди. Первый появился так: молодой красноармеец Никита Карацупа опоздал к началу занятий в школе-питомнике служебных собак. Чистокровного пса ему не досталось, но он нашел под мостом двух щенков-полукровок (с большой примесью восточно-европейской овчарки), и ему разрешили их дрессировать. В итоге одного пса – Индуса — он оставил себе, другого подарил приятелю. Дело было в 1933 году. Надо понимать, Манизеру в 1938 году позировал именно этот первый Индус. А, может, и второй – год, когда погибла первая собака (как и все последующие, тоже носившие это имя, она погибла при очередном задержании) точно неизвестен, но судя по тому, что славу феноменально талантливого служебного пса первый Индус успел завоевать – он прожил не так уж мало.
Что еще интересного известно о Карацупе? Одного нарушителя границы он преследовал 40 километров, но все же чуть было не упустил: тот затерялся на улицах Забайкальска. Уже почти без всякой надежды Никита Федорович обходил общественные места. В том числе местный кинотеатр. Окинул цепким взглядом зал — и узнал знакомую кепку…
В другой раз Карацупа с Индусом вдвоем задержали девятерых нарушителей. Те просто не могли поверить, что тут больше никого нет. Тем более, что перед тем, как скомандовать им «Стоять! Руки вверх!», Карацупа крикнул: «Зайганов, Харламов! Обходить с обеих сторон по четыре человека. Кто побежит, стрелять без предупреждения». Нарушители так и считали, что где-то рядом отряды Зайганова и Харламова (очевидно, такие фамилии носили сослуживцы Никиты Федоровича) держат их на прицеле.
Всего за годы службы на границе Карацупа задержал 338 нарушителей границы и уничтожил 129 шпионов и диверсантов. При этом композитор Никита Богословский вспоминал, как оказался на одном банкете за столом с легендарным пограничником. И стал восхищаться немыслимым количеством задержаний нарушителей границы (о Карацупе ведь тогда много писал в газетах). Но что тот, будучи явно человеком очень честным, совершенно серьезно ответил: «Но вы же не знаете, в какую сторону они бежали». Что дало повод Василию Аксенову в книжке «Радиоэссе» написать: «Это просто … мужички-крестьяне от колхозов драпали, а пограничник Карацупа и его верная собака Индус их и цапали». Видимо, так оно и было. Но дело пограничника – все-таки держать границу на замке. Да и поимки настоящих шпионов, диверсантов, а главным образом контрабандистов, опять же, никто не отменял…
Никита Карацупа с другими пограничниками задерживает нарушителей государственной границы. 30-е годы
Ну и возвращаясь к Индусу. В 50-е, уже при Хрущеве, СССР стал весьма активно дружить с Индией (наши постоянные экскурсанты знают, чем это кончилось для художника Кокорекина — мы говорим об этом во время экскурсии по Петровскому парку). И – политкорректности ради – Карацупе велели переименовать его тогдашнего Индуса в Ингуса. Впрочем, это было уже под конец службы Никиты Федоровича на границе.
Кстати, свою последнюю собаку, не сразу умершую после ранения, Карацупа привез в Москву, пытался лечить. Ничего не помогло — ранение было слишком тяжелым, и ветеринария оказалась бессильной. И тогда Никита Федорович принял странное решение: отдал тело собаки таксидермистам, чтобы те сделали чучело Ингуса. И теперь это чучело можно увидеть в музее пограничников. Сам Карацупа наведывался туда, смотрел на то, что осталось от его рыжего умного пса, и горестно вздыхал: «Сыщик ты мой, сыщик»…
Фото чучела помещать не хочется. Лучше – еще одно фото живого Индуса.
Один из Индусов
Сам знаменитый пограничник пожил долго – до 1994 года. И ему поставили много прижизненных памятников – не только в метро. Например, гипсовый Карацупа (естественно, с собакой) украшал крышу кинотеатра «Родина» (Москва, Семеновская площадь). Тогда еще на этой крыше действовало летнее кафе — вот рядом с ним статую и поставили.
Крыша кинотеатр «Родина». Фото с сайта www.pastvu.com Еще один вид кинотеатра. Фото с сайта www.pastvu.com (портрет Сталина тут не случайно. Ведь район назывался Сталинским, нынешняя станция метро «Семеновская» – «Сталинской», а в кинотеатре «Родина» был избирательный участок, куда приезжал голосовать прописанный в этом районе вождь.
Ну а после того, как Никита Федорович ушел из жизни, памятник ему (работы вездесущего Салавата Щербакова) появился в Терлецком парке.
Автор фото Igor Swan
И все же на мой взгляд лучше всего Карацупу изваял именно Манизер в московском метро. Недаром этот памятник имеет такую всенародную славу – жаль только, что слава эта выражается в варварском стирании четырех носов бронзовых Индусов.
Ну а о московском метро у на предполагается — целый цикл. И следующая заметка — тоже о творении Душкина, станции метро «Маяковская».
Ирина Стрельникова
Фото Ю.Звездкина Никита Федорович Карацупа
📸 Видео
"Счастливый нос" Бронзовой собаки.Москва. Метро ст. "Пл. Революции"Скачать
Священная собакаСкачать
Площадь Революции СобакаСкачать
Москва. Как гладят пограничную собаку в метроСкачать
Собака на метро Площадь революции. Russian city tradition.Скачать
Пёс революцииСкачать
Бронзовая собака, станция метро "Площадь Революции"Скачать
У собаки на станции метро "Площадь Революции" есть имя?Скачать
Станция Метро Площадь Революции Москва Бронзовый Памятник Собака Удача Потереть Нос Студент ЭкзаменСкачать
Собака на Площади РеволюцииСкачать
Площадь Революции - потереть нос у собакиСкачать
МЕТРОРЕЛИГИЯ!!! (on russian)Скачать
Как натирают нос собаке на станции метро "Площадь Революции". 14.07.2018Скачать
Потри собаке нос! (станция Площадь Революции) / Rub the dog's nose! (Revolution Square Station)Скачать
Скульптуры на станции Площадь революции изнашиваютсяСкачать
На станции метро Площадь Революции в масках Фигуры людей, бронзовые собаки и даже петухСкачать
Наши мастера и не такое умеют пограничник с собакой метро Ⓜ площадь революции #shorts #мобилизацияСкачать