- Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
- Аудиогид
- Фотографии
- Где находится?
- Адрес
- Ближайшая станция метро
- Как добраться
- Краткое описание
- Кто изображён?
- Откуда произошло название?
- Из чего он создан на самом деле?
- Что символизирует памятник?
- Интересные исторические факты и легенды
- Не опора, а балансир
- «Бедный Павел»
- Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе
- Пётр I только на коне и благодетель
- Скакун не был орловской породы
- Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка
- Первая отливка комом
- Скала и Лахта
- Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить
- Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
- Бога гневить не следует. Даже Петру Великому
- Змея расположилась не зря
- Памятник в Великую Отеччественную войну 1941-1945 гг.
- Памятник в цифрах сегодня
- История создания
- Екатерина II и памятник Петру I
- Скульптор и его ученица
- «Гром-камень»
- Транспортировка в Петербург
- Отливка скульптуры
- Открытие памятника
- Медный всадник — памятник Петру I в Петербурге на Сенатской площади
- История памятника
- Легенды о Медном всаднике
- Как добраться
- Медный Всадник — Памятник Петру I на Сенатской площади
- Описание памятника
- Символика внешнего вида
- Создание монумента
- Создание гипсового макета
- Отливка скульптуры из бронзы
- Постамент
- Открытие монумента
- Секреты конструкции
- Секрет отливки
- Зрачки императора
- Место установки памятника
- Происхождение названия «Медный всадник»
- Где находится
- Интересные факты и легенды
- 🎬 Видео
Видео:Открытие памятника Петру I (Медный Всадник) на Сенатской площади в ПетербургеСкачать
Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Видео:Медный всадникСкачать
Аудиогид
Видео:Легенды Петербурга : Медный всадникСкачать
Фотографии
Памятник «Медный всадник» на Сенатской площади – один из самых узнаваемых символов, один из самых главных центров притяжения в туристической карте маршрутов по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.
История создания «Медного всадника» и его наименование – это множество интересных фактов и легенд. Туристы задают вопросы касательно персонажа, названия, автора и скульптора, когда и каким образом создавался, из чего монумент на самом деле и как до него добраться. Ответы найти можно здесь — «Петербург.Центр» рассказывает.
Видео:Кому Медный всадник на самом деле ?Скачать
Где находится?
Адрес
- Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Сенатская площадь
Ближайшая станция метро
- «Адмиралтейская»
Как добраться
- «Медный всадник» расположен в центре Санкт-Петербурга.
- Удобнее всего добираться до памятника от станции метро «Адмиралтейская».
- По выходу из вестибюля нужно повернуть налево,
пройти через Александровский сад, у Адмиралтейства,
выйти на набережной Невы.
Видео:Петру 1 - Екатерина 2, или как строили Питер / Медный всадникСкачать
Краткое описание
Автор памятника – Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор XVIII века, итогом проведённых им 12 лет в России стала именно скульптура конного императора Петра I – «Медный всадник».
Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина II, но скульптор не был приглашён. По какой причине?
Кто изображён?
Памятник, поставленный основателю города, «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга – один из самых известных в России монументов Петру I Великому.
«Медный всадник» — первый конный памятник русскому царю и первому Императору Всероссийскому — Петру Алеексеевичу Романову (1672—1725).
Откуда произошло название?
Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.
Из чего он создан на самом деле?
Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент — из гранита.
Открытие памятника Петру I Великому в Санкт-Петербурге состоялось 18 августа 1782 года. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.
В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов в 1909 году написал:
В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума.
Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Что символизирует памятник?
Пётр I Великий изображён Этьеном Фальконе в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь.
Скульптор изобразил Петра Великого в подчеркнуто динамичном состоянии, обозревающего своё детище – город на Неве с высокого пьедестала.
Описывая своё будущее творение, Фальконе сказал:
Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.…
Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.
Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».
Фальконе заменил богатое седло на медвежью шкуру. Таким способом он показал близость государя к своему народу и то, как царь желает нации, им же цивилизованной, и несмотря на это, всегда беречь свою аутентичность и осознавать свои корни — происхождение.
Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.
Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.
Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого.
Скульптор написал:
Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей.
Видео:Медный всадник, памятник Петру IСкачать
Интересные исторические факты и легенды
- Модель конной статуи Петра была изготовлена скульптором Этьеном Фальконе. Голову скульптуры изваяла ученица этого скульптора – Мари-Анна Колло. Змею вылепил Фёдор Гордеев в соответствии с планом Фальконе.
- Подходящую глыбу для постамента нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.
- Отливку скульптуры в бронзе производил литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов вместе с Фальконе.
- После уезда последнего, работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену, которому помогал Фёдор Гордеев.
- Отливка была завершена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Не опора, а балансир
Сегодня, глядя на памятник, сразу создаётся впечатление, что фигура Петра имеет 3 точки опоры. Исследования ХХ столетия показали, что хвост коня, соединённый с изогнутой змеёй, не является опорой, – это балансир. Жёсткий каркас расположен лишь в задних ногах коня.
«Бедный Павел»
В петербургском фольклоре широко распространена легенда о призраке Петра Великого, который привиделся якобы будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».
А случилось это так. Однажды вечером Павел и его приятель князь Куракин прогуливались по улицам Санкт-Петербурга. Внезапно впереди появился человек, закутанный в широкий плащ. Казалось, он их ждал, и когда они приблизились, он пошёл рядом с ними.
Павел вздрогнул и сказал Куракину, что кто-то идёт рядом с ними, на что последний ответил, что никого не видит. Павел пытался убедить в этом великого князя, как вдруг призрак произнёс:
Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущего памятника. Призрак сказал:
Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Когда призрак, покидая путников, приподнял шляпу, будущий император Павел I с ужасом разглядел лицо Петра. Вскоре Павел получил письмо, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как «Медный всадник».
Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе
В голове императрицы Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом её кипучего ума. Голубых кровей конь, а на нём величаво восседает сам Петр со скипетром в руках – чем недолжная память о славном предке?
Оставалось найти того, кто мог бы достойно воплотить сию память в жизнь. Ходатаями в вопросе выбора скульптора выступили перед Екатериной не кто-нибудь, а великие Вольтер и Дидро: через князя Александра Голицына они порекомендовали полностью доверявшей их мнению императрице обратить свой взор на Этьена Мориса Фальконе.
Почему именно он? Да потому что в этом фарфоровых дел мастере, по утверждению Дидро, недюжинный ум, интеллект и тончайший вкус мирно уживались с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью. В сентябре 1766 года Фальконе ставит свою подпись под контрактом, согласно которому его награда за работу составляла более чем скромные 200 тысяч ливров (иные мастера брали за подобные труды на порядок больше).
Пётр I только на коне и благодетель
А далее принялись за обсуждение Петрова облика. Что думала по сему поводу Екатерина, уже известно: конь, на нём Пётр, в его руке скипетр или жезл. Главный в то время по искусству в России Иван Бельской отметал присутствие коня – один лишь Великий Пётр и жезл.
В обсуждении принял участие и Дидро: фонтан, обрамлённый фигурами-аллегориями – таковым было его виденье памятника. Дальше всех в своих фантазиях продвинулся некий Штелин – статский советник: по его замыслу (тоже полному аллегорий), несколько статуй, символизирующих добродетели, должны были низвергать статуи «порочные».
Все эти предложения Фальконе категорически отверг, подтвердив мнение о себе, как о человеке простом и бескомпромиссном. Ни аллегорий, ни народной любви, ни собственно, самого народа – лишь Герой. Причём не Герой-полководец, не Герой-победитель, а исключительно Созидатель и Благодетель своей державы. Именно такого Петра стремился показать людям скульптор.
Скакун не был орловской породы
Некоторые источники утверждают, что для позирования использовали скакуна орловской породы. Это ошибочное суждение. Алексей Орлов, русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича, состоял на службе с 1762 по 1775 год.
Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе, начал разводить новую породу рысистых лошадей.
История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов завёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца. А первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Так, что скакун орловской породы никак не мог позировать для создания памятника Петру I.
Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка
На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Из императорской конюшни вывели на свет двух красавцев-орловцев: офицер поочередно взлетал то на одного, то на другого, ставя скакунов на дыбы, а в это время Фальконе делал зарисовки.
Интересен тот факт, что один из элементов памятника никак не давался талантливому скульптору: как ни переделывал тот голову Петра І, все не мог угодить Екатерине.
Зато с этой задачей удачно справилась ученица мастера — Мари-Анна Колло. Волевое и мужественное лицо Петра Великого, со сверкающими очами и осветлённое мыслью в исполнении девушки, принесло ей членское звание в Российской Академии художеств и пожизненную пенсию от милостивой императрицы.
Исполнение змеи, опоясавшей копыто коня, было поручено русскому скульптору Гордееву. А между Фальконе и Екатериной, впервые пробежала чёрная кошка…
Первая отливка комом
Своего Петра Фальконе задумал настолько массивным и огромным, что ни один из отливщиков не хотел браться за работу – кто требовал неимоверных размеров награду, кто сразу заявлял, мол, отлить скульптуру не удастся и точка.
Но нашёлся-таки охочий помочь парижанину: роль литейщика взял на себя Емельян Хайлов – пушечных дел мастер. И вот первая отливка: по трубе заливается бронза, и труба лопается… Фальконе в отчаянии выбегает из цеха, а Хайлов за доли секунды успевает скинуть с себя армячишко, намочить его водой, обмазать глиной и «залатать» ним трубу.
Таким образом, Емельян не дал воспылать пожару. А ещё сильно обжёг руки и чуть не потерял зрение. Следующих три года ушло на подготовку к новой отливке, которая на сей раз прошла удачно.
Скала и Лахта
Фальконе видел всадника, взмывающего ввысь с постамента-волны. Волной должен был послужить обработанный кусок скалы. Найти в Петербурге глыбу высотой более 11 метров оказалось делом непростым, пришлось даже объявление в газету давать.
Подходящий монолит обнаружил неподалеку деревушки Лахта крестьянин Семён Вишняков, о чём и известил искателей. Несколько тысяч людей вовлекли в транспортировку Гром-камня: до побережья Финского залива его доставили на специальной платформе, ну а далее кораблём (тоже построенным специально для этого случая) глыбу весом в 1 600 тонн по Неве отправили прямиком к Сенатской площади, где заветный «камешек» поджидали уже толпы зевак.
Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить
К 1778 году отношения между Фальконе и Екатериной окончательно испортились, и скульптор на пару со своей ученицей покинул Петербург. Установкой памятника занимались уже без него: руководил процессом Фёдор Гордеев.
В августе 1782-го памятник Петру Великому был торжественно открыт. По знаку императрицы со скульптуры слетело полотно, на набережной под дробь барабанов отчеканили шаги гвардейские полки. Этьена Мориса Фальконе на открытие главной работы всей его жизни даже не пригласили…
Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьёз подумывать о всеобщей эвакуации.
Обеспокоенный Александр I повелел вывезти из города особо ценные произведения искусства. Статс-секретарю Молчанову поручили памятник Петру I отправить в Вологодскую губернию и на это было отпущено несколько тысяч рублей.
В это же самое время майор Батурин встретился с личным другом императора – князем Голицыным, чтобы рассказать ему … о своих сновидениях. Как оказалось, Батурину снился один и тот же сон, в котором майор постоянно видел себя на Сенатской площади.
В сновидениях лик Петра I на памятнике поворачивался, скульптурный всадник съезжал со скалы, разъезжал по петербургским улицам и направлялся к Каменному острову, где тогда проживал Александр I. Потом он въезжал во двор Каменноостровского дворца, из которого выходил к нему навстречу государь. Пётр Великий ему молвил:
Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!
Потом всадник поворачивал назад. Князь Голицын, поражённый до корней волос рассказом майора Батурина, передал сон оного царю. В результате император Александр I отменил указ об эвакуации памятника. «Медный всадник» остался на прежнем месте на Сенатской площади.
Кто-то скажет: дело ясное – легенда. Может, и так, да только известно всем: враг ни разу так и не ступил на земли Северной столицы.
И кто знает, возможно причина этому – взмывающий ввысь Медный всадник, который стоит на берегах Невы и посвящён и Народу и Петру – Победителю, и Народу и Государю – Созидателю с Добродетелью!
Бога гневить не следует. Даже Петру Великому
Свое название – «Медный всадник» – выполненный из бронзы памятник, получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. Было бы удивительно, если взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами.
Одна из таких гласит: вознамерился как-то вседержитель перескочить на резвом скакуне Неву-матушку. Воскликнув «Всё Божье и моё!» и ударив шпорами, царь легко оказался на противоположном берегу. Тем же образом перескочил реку обратно. Хотел, было, перенестись через Неву в третий раз, да только попутал слова, крикнув: «Всё моё и Божье!» Небеса тут же наказали Петра, превратив его в камень.
Змея расположилась не зря
Рассказывают также, что змея расположилась у ног Петрова коня неспроста: однажды в горячечном бреду царю привиделось: наступают, якобы, на Петербург шведы. Вскочил он на коня и хотел, было, взлететь над Невой, чтоб дать бой супостату, да не дала погибнуть ему в речных водах змея, остановившая коня. Так и стоит ныне Медный всадник как дань памяти змее-спасительнице.
Памятник в Великую Отеччественную войну 1941-1945 гг.
В 1941 году «Медного всадника» укрыли бревнами и досками, а также мешками с песком. Постамент засыпали грунтом. Ленинград выстоял и победил!
В 1944 году после снятие защитных приспособлений с памятника появиля новый миф. и Якобы, кто-то нарисовал на груди императора Петра I звезду Героя Советского Союза. Разумеется, её быстро стёрли.
Как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Пётр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.
Памятник в цифрах сегодня
- Строительство: 1768—1770 годы
- Открытие: 18 августа (7 по ст. ст.) 1782 года
- Материал: гранит – постамент, бронза — скульптура.
- Высота памятника: 10,4 метра
- Высота скульптуры: 5 метров
- Масса скульптуры – 8 тонн
- Длина постамента: 10,6 метра
- Высота постамента: 5,2 метра
- Ширина постамента: 3,4 метра
Гром камень, из которого создавался постамент, изначально: длина 13,2 метра, ширина – 6,6 метра, высота 8,1 метра; масса 1600-2000 тонн, около 800 тонн было отколото в месте обнаружения и транспортировки.
Видео:Памятники. Медный всадник. История созданияСкачать
История создания
Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, Екатерины II, её великий предшественник, грандиозный деятель и победитель, на российском престоле был бесспорным авторитетом.
И с самого начала своего правления императрица решила подчеркнуть приверженность реформаторским идеям Петра I Великого, которые она всецело разделяла, установкой памятника императору в городе, им основанном.
Екатерина II и памятник Петру I
Сразу же после своего восшествия на престол в 1062 году императрица Екатерина II задумалась об установке памятника своему великому предшественнику. Цель своего правления она видела в продолжении преобразований в России, начатые Петром Великим. Это был единственный способ поддержать принцип наследования престола: если не по родству, то по духу.
Предложения касательно будущей статуи лились рекой. Одни предлагали традиционную скульптуру в полный рост с императорскими регалиями, другие – памятник-фонтан, как в Версале, третьи – изображение Петра в окружении аллегорических добродетелей и пороков.
Царица желала видеть великого человека, восседающего на коне с атрибутами власти в руках. Ей не понравился проект придворного архитектора Растрелли. По совету своих французских друзей философов-просветителей Дидро и Вольтера Екатерина Великая пригласила Этьена Фальконе. Он согласился на гонорар в 200 тысяч ливров.
Скульптор и его ученица
Российский посланник в Париже Дмитрий Голицын подписал контракт с рекомендованным французским скульптором Фальконе в августе 1766 года. Сразу же по приезду мастера в Санкт-Петербург 26 октября 1766 года начались работы по созданию памятника.
Фальконе прибыл в столицу России не один, а с юной помощницей по имени – Мари-Анна Колло, которая по слухам была ещё и его любовницей. Мастерская устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце было приспособлено для жилья Фальконе.
Свою работу скульптор начал с изучения деятельности Петра I – памятник кому он должен был создавать. Фальконе проникся необыкновенным духом и величием деяний русского царя. Поэтому мастер отбросил все аллегорические напыщенные формы и оставил главное – личность государя.
Затем начались зарисовки. Для создания трёхмерного изображения всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжении Фальконе был статный гвардеец, прекрасно управлявший лошадьми, среди которых были Алмаз и Каприз – 2 мощных жеребца из императорских конюшен.
Чтобы мастер мог уловить и зарисовать движение коня в момент его стремительного и грациозного взлёта, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вставшей на дыбы лошади.
О начале работ по созданию памятника Петру Великому в Сенате объявили в 1768 году. Стартовала работа над гипсовой моделью в натуральную величину, которая была завершена в 1769 году.
Итак, спустя год готовый макет из гипса был представлен императрице. Во-первых, Екатерине II не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, императрицу разочаровал тот факт, что зодчий не выполнил её условия относительно атрибутики.
Изваяние головы и лица Петра Великого создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анна Колло. Дело в том, что и все последующие варианты верхней части фигуры государя, сделанные Фальконе, не нравились Екатерине II. Императрица трижды отвергала готовые версии великого француза.
Его помощница тщательно изучила посмертную маску Петра I и сделала макет максимально похожим на подлинное лицо великого русского царя. Глаза в форме сердечек привели императрицу в восторг. И Екатерина распорядилась принять молодую художницу в члены Академии изящных искусств с пожизненной пенсией в размере 10 тысяч ливров.
Остальные объяснения автора по созданию образа Петра Великого были приняты. Потом возникли споры касательно места установки памятника.
«Гром-камень»
Почти сразу же по приезду в Санкт-Петербург у Фальконе появилась идея в качестве постамента использовать огромный природный камень. Екатерине она тоже понравилась. Чтобы ускорить процесс поиска, была объявлена награда для нашедшего.
Подходящую глыбу нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. Это была скала, в которую, по преданию, попала молния, образовав в ней трещину. Монолит поэтому и назвали «Гром-камнем». За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.
Когда камень осмотрели и очистили от земли, он оказался огромным. Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн. Каждый день для работы требовалось 400 человек. Фальконе повелел перевернуть камень на бок, чтобы основание сделать плоским. Благодаря обтёсыванию его вес уменьшился на 600 тонн.
Теперь его нужно было доставить в город. За лето и 2 осенних месяца прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 метров. Затем дождались промерзание земли и в конце ноября 1769 года началась транспортировка «Гром-камня» в Петербург.
Транспортировка в Петербург
Скалу с помощью рычагов загрузили на бревенчатую платформу, которую установили на желоба с металлическими шарами. Конструкцию приводили в движение с помощью 2-х лебедок, каждую из которых крутили 36 человек.
Путь камня до места погрузки на судно в Финском заливе равнялся 7855 метрам. С 26 ноября 1769 по 7 апреля 1770 года длился процесс. Глыбу тащили по ледяной зимней дороге на платформе. В течение дня можно было передвинуть камень на 20-30 саженей (1 сажень = 2,13 метра), иногда меньше, когда он падал с платформы.
Работы по уменьшению массы камня велись также во время транспортировки. Но приехавшая проконтролировать процесс Екатерина II запретила это делать. Императрица хотела поразить иностранцев объёмом камня на заключительном этапе его установки на площади.
Ей хотелось представить глыбу в своём «диком» виде – без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.
Когда камень был доставлен на побережье Финского залива, для его погрузки уже построили пристань. На дне у берега летом соорудили специальное основание из свай, соединённых кронштейнами. Такая же платформа была сделана на Неве в месте выгрузки.
Перевозка глыбы по воде осуществлялась на корабле, построенном также специально для этих целей по чертежу знаменитого корабельного мастера Григория Корчебникова. Водная транспортировка началась только осенью.
Для транспортировки по воде было построено плоскодонное судно, которое притопили рядом с камнем. С помощью лебёдок, установленных на 2-х краерах, со 2-й попытки удалось затащить скалу на корабль. Когда борт был восстановлен и вода откачана, судно плавно всплыло на поверхность. Краера прикрепили к нему по бокам и доставили в Санкт-Петербург.
Гигантский «Гром-камень» прибыл в столицу на Сенатскую площадь 7 октября (26 сентября по старому стилю) 1770 года. Выгрузка происходила в обратном порядке. На берегу Невы использовали ту же технику, что и при погрузке.
Судно было притоплено и село на сваи, предварительно вбитые в дно реки, что позволило переместить камень на берег. Это действо происходило при большом скоплении жителей. Императрица Екатерина II наблюдала за процессом из здания Сената. Празднование было не случайным: 3 октября – годовщина её коронации.
Позже камень был значительно уменьшен, приведён в привычный нам вид.
Отливка скульптуры
Гипсовая модель памятника, законченная в июле 1769 года, в следующем году в ожидании отливки показывалась публике в течение 2-х недель. Фальконе, которому никогда раньше не приходилось самому выполнять подобную работу, отказался делать отливку и ждал приезда французского мастера Эрсмана.
Литейщик в сопровождении 3-х подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе все необходимое для обеспечения успеха: «землю, песок, глину. ». Однако долгожданный мастер не смог выполнить требования скульптора и вскоре был уволен.
Ещё год ушёл на поиски местного мастера. В результате был найден Емельян Хайлов, литейщик пушек. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятнику и механизму заливки материала.
Работы начались в 1774 году. Большая часть из них прошла успешно. Первая отливка скульптуры состоялось 25 августа 1775 года. По легенде, во время работ лопнула труба, по которой лилась бронза, и только благодаря усилиям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника.
Заготовили 1350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, труба не выдержала и треснула, весь металл хлынул на пол, начался пожар. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской, рабочие побежали за ним, и только Хайлов остался на месте.
Рискуя жизнью, он обернул форму своей сермягой и обмазал её глиной, собрал растёкшуюся бронзу и вылил её обратно в форму. Памятник был сохранён, а ошибки, возникшие из-за аварии, позже были исправлены.
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами.
В 1777 году были изготовлены верхние части скульптуры, которые не получились при первой отливке. После аварии образовались многочисленные крупные дефекты в голове коня и фигуре всадника выше пояса. Авторами был разработан дерзкий план спасения статуи, решили дефектную часть срезать и снова долить её, нарастив тем самым форму непосредственно на сохранившейся части памятника.
С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи. Вторую заливку произвели в ноябре 1777 года, и она удалась полностью. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
О Хайлове не было сказано ни слова. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая, он забрал с собой все чертежи и технические расчёты.
Работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Ему помогал Фёдор Гордеев. На камне с двух сторон высекли надпись, с одной стороны на русском, с другой на латинском языке:
Памятник был торжественно открыт 18 августа 1782 года. Фальконе не пригласили на церемонию.
Открытие памятника
Открытие памятника Петру I Великому состоялось 18 августа 1782 года. Мероприятие было приурочено к 100-летию восшествия на престол Петра Алексеевича Романова.
К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие памятника состоялось без него, скульптору прислали лишь памятные монеты, отлитые в честь этого торжественного события.
Праздник приравняли к государственному. Императрица Екатерина II появилась в короне и с регалиями, а после открытия памятника гвардейцы прошли парадным строем.
На одной из складок одежды Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
Надпись на постаменте гласит с одной стороны:
ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.
Надпись на постаменте гласит с другой стороны:
PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.
Этими словами, оставленными в веках потомкам, Екатерина II хотела подчеркнуть свой замысел в установлении преемственности наследия между деяниями Петра Великого и собственным правлением.
Видео:Сколько лет мегалитам ПетраСкачать
Медный всадник — памятник Петру I в Петербурге на Сенатской площади
Фото Медного всадника
Медный всадник — Санкт-Петербург, Сенатская площадь
Невский Проспект, Адмиралтейская
Медный всадник – неофициальное название одного из памятников Петру I в Санкт-Петербурге, закрепившееся за ним после выпуска одноименной поэмы Александра Пушкина в 1837 г. Монумент, выполненный из бронзы, находится на Сенатской площади, ближе к Неве.
Памятник Петру I – статуя, изображающая всадника на коне, под ногами у которого лежит раздавленная змея. Каждый элемент памятника имеет символическое значение.
Роль постамента играет волнообразная гранитная глыба, к вершине которой скачет всадник. Необузданный конь, вставший на дыбы, – это своенравный народ, которым ловко управляет Государь, змея под копытами — поверженные враги.
Фигура Петра демонстрирует силу, твердость и выдержку, а лавровый венок и меч в ножнах символизируют качества выдающегося полководца. Медвежья шкура, лежащая на спине скакуна вместо седла, передает суть русской нации, которую желал цивилизовать правитель.
На постаменте есть надпись «Петру Первому. Екатерина Вторая. Лета 1872». Текст подчеркивает, что императрица Екатерина, приказавшая установить памятник, была духовной последовательницей Петра, разделяла и уважала его реформаторские идеи.
Видео:Петербургские легенды. Легенды о Медном всадникеСкачать
История памятника
Медного всадника создал Этьен Морис Фальконе, строптивый и амбициозный скульптор из Франции. В 1766 г. по приглашению Екатерины II он прибыл в Россию, чтобы воплотить в жизнь свою мечту и создать монументальное произведение искусства. С собой художник взял талантливую ученицу Мари-Анн Коло, которая тоже участвовала в изготовлении памятника Петру I.
Проект скульптуры Фальконе разрабатывал три года – его творчество не раз подвергалось критике. Императрица и представители русской знати видели скульптуру каждый по-своему. Екатерина II представляла Петра, сидящего на коне подобно римским правителям, со скипетром и державой в ладонях. Ее секретарь Иван Бецкой, отвечавший за проектирование и установку памятника, видел на постаменте фигуру Государя в полный рост с жезлом полководца в правой руке. Французский философ Дени Дидро, гостивший в то время в Петербурге, предлагал вместо памятника установить в честь Петра I фонтан в окружении смысловых элементов. Приближенные королевской семьи советовали направить правый глаз императора на здание Адмиралтейства, а левый – в сторону дома Двенадцати Коллегий.
Но упрямый скульптор настаивал на своем видении. Он не умалял достоинств Петра I как полководца и умелого правителя, но стремился показать его благодетелем своего народа, созидателем и законотворцем. В письмах к Ивану Бецкому он вопрошал: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать?».
Фальконе решил, что в скульптуре Петр I должен сидеть на коне и «простирать благодетельную длань» над любимым городом. Он продолжал творить по-своему, не приняв ни одного предложения об изменениях. В 1769 г., дорабатывая проект на территории бывшего дворца Елизаветы, он заставлял гвардейских офицеров загонять лошадь на деревянный пьедестал и ставить на дыбы по 50 раз в день, а сам в это время делал зарисовки.
С образом Петра I скульптору помогала ученица Мари-Анн Коло. Она предложила собственный эскиз головы, который не удавался Фальконе трижды. Екатерина II одобрила эскиз и назначила девушке за работу пожизненное пособие в 10 тыс. ливров.
Гипсовая модель памятника была готова летом 1769 г. и установлена на углу Большой Морской и Кирпичного переулка на суд горожан. Мнения о ней высказывались разные, а императрица Екатерина, не простившая скульптору своеволия в творческом процессе, предпочитала не делиться своими мыслями о памятнике. Тем не менее, она дала приказ искать постамент – цельный камень высотой 11 м. Монолит весом 2000 т нашли за 7 км от предполагаемого места установки памятника – рядом с деревней Конная Лахта. Доставка камня до Сенатской площади заняла 5 месяцев, в пути с ним работали каменотесы, придавая будущему постаменту форму волны.
Отливка памятника затянулась — литейщики отказывались работать с моделью из-за сложной технологии. Специалиста удалось найти только к 1774 г. – пушечный мастер Емельян Хайлов взялся отлить скульптуру так, чтобы стенки задней ее части были толще, чем стенки передней. Это было нужно для обеспечения устойчивости памятника на трех точках опоры. Отливка удалась с третьей попытки, и в 1782 г. состоялось торжественное открытие Всадника. Отношения Этьена Фальконе и приближенных Екатерины II к тому времени окончательно испортились, и скульптор уехал домой, не дождавшись открытия.
За время существования памятник Петру I дважды подвергался реставрации – в 1909 г. и 1976 г. А в военные годы при блокаде Ленинграда его тщательно укрывали мешками с песком и деревянными ограждениями.
Видео:Памятник Петру I на Сенатской площадиСкачать
Легенды о Медном всаднике
С памятником Великому правителю Петру I связаны легенды, которые начали появляться еще во время строительства. Наиболее известны три из них:
- Этьен Фальконе, работая над моделью памятника, провел ночь в спальне Петра I в его дворце. Там скульптора посетил дух правителя, задал вопросы по поводу расположения и внешнего вида скульптуры. Ответы художника удовлетворили императора, и он дал благословение на строительство.
- Местоположение гром-камня, ставшего пьедесталом для памятника, по велению божьему указал юродивый Семен Вишняков. Жители Конной Лахты утверждали, что при жизни Петр не раз поднимался именно на него и с высоты осматривал свои владения.
- Медный всадник – хранитель города, и пока он стоит на месте, беды будут обходить Санкт-Петербург стороной.
Как добраться
Медный всадник установлен на Сенатской площади, рядом со зданием Адмиралтейства. Чтобы посмотреть на него, нужно доехать на метро до станции «Адмиралтейская», а потом пройти пешком к Исаакиевскому собору. Также можно посетить достопримечательность в составе одной из городских экскурсий.
Видео:Медный всадникСкачать
Медный Всадник — Памятник Петру I на Сенатской площади
Конная статуя российского императора Петра I – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, своеобразный символ этого города. История создания монумента и присвоения ему названия «Медный всадник» полна интересных событий и легенд.
В кронштадте есть памятник Петру первому, высотой более 8 метров, на котором он изображен стоя в полный рост. Экскурсии в Кронштадт проводят ежедневно, советуем вам познакомиться с этим городом поближе.
Видео:МЕДНЫЙ ВСАДНИКСкачать
Описание памятника
Конь, вставший на дыбы, с сидящим на нем всадником, впечатляет любого, кто смотрит на него. Монумент поражает тем, что огромный, тяжелый конь стоит на задних ногах, имея при этом, как кажется, всего две точки опоры.
В памятнике есть некоторые секреты, благодаря которым получилось создать его именно в таком впечатляющем виде
Кратко описать памятник и процесс его создания можно в нескольких цифрах и фактах
- автор идеи и создатель: французский скульптор Этьен Фальконе
- начало работы над памятником: 6 сентября 1766 год это дата подписания контракта со скульптором
- открытие памятника 7 августа 1782 год
- материал изготовления: бронза
- вес памятника около 9 тонн
- высота монумента более 5 метров, не учитывая гранитный камень в основании
Видео:Памятники. Медный всадник. Гром-каменьСкачать
Символика внешнего вида
Образ Петра, который предстояло воплотить в памятнике, вызывал споры между скульптором, приближенными чиновниками и императрицей Екатериной Великой, являющейся заказчицей скульптуры. Представители русской знати желали видеть Петра, олицетворяющего, в первую очередь, правителя, в мантии, со скипетром и жезлом.
Но Фальконе, который изучил личность императора-реформатора по доступным источникам, задумал иной облик
Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Он внес в образ Петра несколько акцентов, передающих определенные качества правителя:
- всадник одет в длинную русскую рубаху и сидит на медвежьей шкуре вместо седла, олицетворяя тем самым близость к народу и русской нации
- змея под копытами коня — символ невежества, коварства, зла и зависти, с проявлениями которых боролся Петр I
- черты созидателя и благодетеля выразились в покровительственном жесте руки, протянутой над подвластной ему страной. Вся фигура царя воплощает уверенность и спокойствие
- гранитная глыба, на которой возвышается всадник на коне – это эмблема преодоленных на жизненном пути трудностей
- форма гранитного камня, напоминающая волну, символизирует покоренные Петром морские просторы
- на то, что это фигура полководца-победителя указывают лишь лавровый венок на голове да меч, висящий на поясе
Всадник будто вглядывается вдаль оценивающим взором, вынашивая планы защиты государства от угрозы и раздумывая над новыми свершениями.
Видео:Медный Всадник - Памятник Петру - ФОТО экскурсСкачать
Создание монумента
Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.
В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.
Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.
Создание гипсового макета
Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.
Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.
Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.
Отливка скульптуры из бронзы
После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.
Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.
Постамент
Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.
Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь.
С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.
На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».
Открытие монумента
Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.
Видео:Гром-камень. Как делали памятник Медный всадник (Петру I)Скачать
Секреты конструкции
Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.
Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.
Секрет отливки
Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.
В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.
После повторной заливки, произведенной спустя три года, Фальконе оставил надпись в складках плаща императора, гласившую, что именно он создатель скульптуры
Зрачки императора
Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.
Видео:Памятники. Медный всадник. Замысел МастераСкачать
Место установки памятника
Расположение «Медного всадника» известно практически всем. Находится он недалеко от Невы, рядом с Адмиралтейством, основанным Петром I, и зданием Сената. Площадь, на которой установлен памятник так и называется — Сенатской.
Над местом его установки между скульптором и императрицей Екатериной II также велись споры. Месторасположение монумента было выбрано скульптором неслучайно. Екатерина II хотела установить памятник в самом центре Сенатской площади, но у Фальконе была своя задумка, на которой он настоял и которую воплотил в жизнь.
Покоритель моря, с реформ которого началась слава России как великой морской державы, по мнению французского скульптора должен стоять ближе к Неве с обращенным к ней лицом.
Видео:Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург, Bronze Horseman, Senate Square, St.PetersburgСкачать
Происхождение названия «Медный всадник»
Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остается неизменным на протяжении почти 200 лет.
Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноименной поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.
Почему же к монументу, изготовленному из бронзы, Пушкин применяет эпитет «медный»?
- По мнению некоторых литературоведов такие качества, как слава и вечность по поэтическим традициям пушкинского времени принято было описывать подобным определением.
- Другие считают, что таким способом Пушкин выразил упрямый характер Петра, намекая на фразеологизм о «медном лбе».
- Более прозаическое объяснение состоит в том, что до 19 века в русском языке допускалось обозначение «медный» по отношению к изделиям из бронзы. К тому же бронза представляет собой сплав собственно из меди с каким-либо другим элементом.
Видео:Вид на Сенатскую площадь, Исаакиевский собор, памятник Медный ВсадникСкачать
Где находится
Адрес
Метро
Как добраться
Видео:Санкт-ПетербургСкачать
Интересные факты и легенды
С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.
- За монументом императора закрепилась слава своеобразного хранителя Санкт-Петербурга. Считается, что пока фигура находится на своем постаменте, городу не угрожает враг. Это подтвердилось во время Отечественной Войны 1812 года, при вторжении французов, и при блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну. Город не был сдан, несмотря на угрозу захвата. Основой для статуса хранителя города стала легенда, связанная с неким майором Батуриным. Во время нашествия Наполеона на Россию император Александр I, в намерении уберечь скульптуру Петра Великого, распорядился вывезти ее из города. Соответствующий приказ дошел до майора, которому приснился сон. Он поведал его Александру I и тот отменил указание о вывозе скульптуры. Во сне майору привиделась ожившая статуя Петра Великого, которая съехала со своего постамента, двинулась во дворец и обратилась к императору со словами о том, что пока его фигура стоит на своем месте, городу нечего бояться.
- Сразу после открытия памятника среди некоторых последователей религии – старообрядцев произошла паника. Они увидели в скульптуре прообраз всадника Апокалипсиса, пророчившего пришествие Антихриста, смерти и страдания для всей России.
- Еще одной распространенной легендой является история о том, что будущего правителя Павла I, сына Екатерины II, посетило видение Петра Великого на площади, где теперь установлен Медный всадник. Призрак Петра обратился к Павлу со словами о том, что тот увидит снова его на этом самом месте. Через полтора месяца после ужина, на котором Павел поведал эту историю, он получил письмо, сообщавшее об открытии монумента.
- Существует интересное мнение относительно жеста руки Петра. Будто бы он указывает в сторону Швеции — государства, с которым велась давняя война. При этом в столице Швеции установлена статуя императора Карла XII, указывающего в направлении бывшей русской столицы.
- После того, как Гром-камень извлекли из земли на месте его находки, яма заполнилась водой. Получившийся водоем получил название Петровский пруд. С 2011 года ему присвоили статус Особо охраняемой природной территории.
- Для того, чтобы огромную гранитную глыбу можно было выгрузить с судна и сдвинуть на берег, корабль пришлось притопить, чтобы он сел на специальные сваи, установленные на дне реки.
- За все время своего существования памятник подвергали реставрации всего два раза: в 1909 и 1976 годах.
Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Северной Венеции, как еще называют Санкт-Петербург. Своим величественным видом он вдохновил многих творческих людей на создание литературных и других произведений.
Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.
🎬 Видео
Тайны Медного всадника. Открытия специалистов при реставрации памятникаСкачать