маз 537 на красной площади

Видео:Soviet Union truck MAZ-537 | МАЗ-537 дал газуСкачать

Soviet Union truck MAZ-537 | МАЗ-537 дал газу

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ

маз 537 на красной площади

Важнейшую роль в обеспечении Советской армии тяжелыми четырехосными тягачами сыграл небольшой и малоизвестный Курганский завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева (КЗКТ). Он был образован в начале Великой Отечественной войны как подразделение Курганского машиностроительного завода (КМЗ), куда эвакуировали предприятия сельскохозяйственного профиля. В 1959 году его перепрофилировали на выпуск армейских тягачей конструкции СКБ-1 Минского автозавода и присвоили аббревиатуру КЗКТ.

На заглавном фото — 525-сильный седельный тягач МАЗ-537Г.

С вою деятельность завод начинал со сборки 535-й серии, а в 1964 году переключился на более мощные седельные машины МАЗ-537, ставшие основной продукцией КЗКТ и со временем образовавшие самое обширное семейство советских тяжелых тягачей общего и специального назначения. Впоследствии в Кургане самостоятельно собирали к ним агрегаты трансмиссии, рамы и кабины, постоянно вводя мелкие модификации, но долгое время продукция КЗКТ сохраняла маркировку МАЗ.

маз 537 на красной площади

Показательный заезд колесного тягача МАЗ-537Г и гусеничного АТ-Л (фото автора)

Курганское семейство МАЗ-537 (1963–1990 гг.)

В Кургане первый седельный тягач МАЗ-537 был собран из минских узлов в декабре 1963 года, но неразвитая структура КЗКТ, отсутствие опыта серийного производства и нехватка кадров привели к задержке серийного выпуска на два года. При этом борьба за высокое качество и надежность продукции не прекращалась долгие годы.

маз 537 на красной площади

Седельный тягач серии МАЗ-537 — главная продукция Курганского завода (фото автора)

Конструктивно первые курганские автомобили МАЗ-537 ничем не отличались от минских. Их оборудовали прежними 48-клапанным дизелем Д12А-525 V12 мощностью 525 л. с., гидромеханической коробкой передач, барабанными тормозами и независимой рычажно-торсионной подвеской.

Двухдверная четырехместная цельнометаллическая кабина снабжалась люком и прожектором на крыше, двумя отопителями, регулируемым сиденьем водителя и двумя головными фарами, но трехфарные версии появлялись по необходимости вплоть до последних выпусков. Запасные колеса обычно помещали на свободной передней части (хоботе или гуське) штатных низкорамных полуприцепов двух основных типов — МАЗ-5247Г и ЧМЗАП-9990 грузоподъемностью 50–52 т.

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Г позднего выпуска с открытым размещением баков для горючего (фото А. Гуляева)

маз 537 на красной площади

Тягач МАЗ-537Г с трехосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)

С 1965-го и до начала 1980-х основные модификации тягачей сводились к элементарным перестановкам второстепенных узлов, усилению одних и упразднению других несущественных деталей или к упрощению более важных, но ненадежных и дорогих элементов. Внешним отражением этих изменений являлись кабина и облицовка моторного отсека, упрощавшиеся с постановкой на производство каждой очередной модернизированной версии. Когда же все резервы таких улучшений и внешних «украшений» иссякли, выпуск состарившихся машин МАЗ-537 продолжался: военных они вполне устраивали, а никакой иной замены им просто не существовало.

маз 537 на красной площади

Серийный 525-сильный тягач МАЗ-537 первого поколения. 1968 год (из архива J. Kinnear)

Различные варианты достаточно простого базового седельного тягача МАЗ-537 можно разделить на четыре поколения. В первое входили специализированные автомобили МАЗ-537А, МАЗ-537Г и МАЗ-537Д, разработанные и собиравшиеся в Минске. Исключением являлись варианты МАЗ-537В, МАЗ-537Е и МАЗ-537К, спроектированные в СКБ-1, но выпускавшиеся только в Кургане. От минских предшественников они унаследовали пять вертикальных воздухозаборных створок на боковинах моторного отсека, V-образную рабочую ступеньку между средними мостами, два горизонтальных вентиляционных лючка на передней стенке кабины между фарами и круглые зеркала заднего вида.

маз 537 на красной площади

Тягач МАЗ-537 с двухосным полуприцепом МАЗ-5247Г в армии Украины (из архива J. Vollert)

маз 537 на красной площади

На Красной площади тягачи МАЗ-537 буксируют тележки с баллистическими ракетами Р-26

В 1970-е годы на втором поколении створки моторного отсека сменил коробчатый воздухозаборник, за которым помещались простые двухрядные вертикальные щели. Увеличенные зеркала заднего вида стали прямоугольными. Крылья над передними колесами были продлены на пространство между средними мостами, а характерную V-образную ступеньку сменила простая лесенка для доступа оператора к сцепке и лебедке. В проходных стадиях формирования этого семейства часто появлялись комбинированные идентификационные элементы.

маз 537 на красной площади

МАЗ-537 переходной серии с воздухозаборными створками и плоскими крыльями (фото автора)

маз 537 на красной площади

Трехфарный МАЗ-537 второго поколения с воздухозаборными коробами

К концу 1970-х на третьем поколении с передков кабин окончательно исчезли последние декоративные элементы — вентиляционные лючки, упростив и оголив их до предела, зато двухсекционные стекла подфарников стали более крупными.

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Г третьего поколения с воздухозаборными коробами. 1979 год (из архива НИИЦ АТ)

маз 537 на красной площади

Серийный тягач МАЗ-537 с плоской передней стенкой кабины (фото Л. Гоголева)

Наконец, в последнем четвертом поколении 1980-х оба топливных бака лишились своих защитных кожухов. На практике новые, отремонтированные или восстановленные машины МАЗ-537 могли иметь иную комбинацию внешних деталей, что окончательно запутывало всех, кто хотел точнее их идентифицировать.

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Г последнего выпуска для буксировки танковых полуприцепов (фото автора)

Все виды тягачей этой серии широко применялись во всех подразделениях Советской армии и ВМФ СССР, а специальные варианты служили в основном в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Многоцелевые базовые модели поступали во все страны Варшавского договора и Финляндию, в союзные страны Ближнего и Среднего Востока, многие государства Африки и Азии. По оценочным данным в общей сложности автомобили 537-го семейства были собраны в количестве 8–10 тыс. экземпляров.

маз 537 на красной площади

Седельный тягач МАЗ-537Г первого выпуска в Народной армии ГДР

маз 537 на красной площади

Тягач МАЗ-537 третьего поколения в вооруженных силах Венгрии (из архива F. Gabor)

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Г в финской армии при транспортировке танка Т-54 (из архива E. Muikku)

Военные исполнения автомобилей МАЗ-537

МАЗ-537А (1964–1969 гг.) — балластный тягач грузоподъемностью 15 т с укороченной цельнометаллической платформой и лебедкой с тяговым усилием 15 тс. Она размещалась между моторным отсеком и кузовом с двумя люками для пропускания тягового троса.

маз 537 на красной площади

Балластный тягач МАЗ-537А с центральной лебедкой. 1964 год (из архива НИИЦ АТ)

Автомобиль был рассчитан на буксировку тяжелых баллистических ракет и различных колесных систем массой до 75 т, а также перемещения на аэродромах летательных аппаратов с взлетной массой до 200 т. В его комплектацию входил гидравлический толкающий брус, превращавший машину во вспомогательный толкач сверхтяжелых транспортных средств.

маз 537 на красной площади

Ракетные автопоезда на Москворецком мосту после парада — тягачи МАЗ-537А с ракетами ГР-1 (справа) и МАЗ-537 с ракетами Р-26. 1965 год

МАЗ-537В (1965–1985 гг.) — седельный тягач целевого назначения на шасси МАЗ-537 с уменьшенной до 18 т допустимой нагрузкой на сцепное устройство, созданный для работы в составе автопоездов полной массой не выше 62 т. Его единственной конструктивной особенностью являлось опорно-седельное устройство, передвинутое назад на 345 мм, что позволяло буксировать различные системы со специфической конфигурацией корпусов. Главным предназначением МАЗ-537В являлась работа с двухосными восьмиколесными транспортными полуприцепами с цилиндрическими пусковыми контейнерами для стратегических ракет противоракетной обороны, а также в сцепе с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-30 вместимостью 30 тыс. л.

маз 537 на красной площади

Тягач МАЗ-537В со смещенным назад седельным устройством. 1967 год (из архива НИИЦ АТ)

маз 537 на красной площади

На параде тягач МАЗ-537В с полуприцепом-контейнером для ракеты комплекса А-35

МАЗ-537Г (1964–1989 гг.) — многоцелевой вариант седельного тягача МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 27 т и новой 15-тонной лебедкой. Он предназначался для буксировки транспортных средств массой до 68 т с полной допустимой массой автопоездов 91 т и подтягивания поврежденной техники и несамоходных грузов на платформу низкорамных полуприцепов. Его минский прообраз МАЗ-537Г, в спешке переданный на КЗКТ, оказался сырым, и потому при доработке машины камнем преткновения являлась новая механическая лебедка от гусеничного артиллерийского тягача АТС-59, смонтированная в защитном кожухе за моторным отсеком и топливными баками.

маз 537 на красной площади

Самый распространенный седельный тягач МАЗ-537Г с лебедкой (из архива E. Muikku)

Первые контрольные испытания с 50-тонными полуприцепами МАЗ-5247Г новые тягачи просто не выдержали. После устранения дефектов и проведения 118 доработок вторичные испытания выявили еще 84 неисправности. Испытания были вновь провалены, но, учитывая острую потребность Советской армии в такой технике, в конце 1960-х в Кургане приступили к мелкосерийной сборке тягачей МАЗ-537Г.

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Г четвертого поколения в Техническом музее в Тольятти (фото К. Дунаева)

После очередных доработок они стали самыми востребованными буксировщиками тяжелых полуприцепных систем и со временем превратились в наиболее распространенные советские полноприводные тягачи-танковозы для доставки по шоссе и на местности различной гусеничной техники. Благодаря им в Советской армии впервые удалось быстро перебрасывать по дорогам общего пользования и оперативно развертывать крупные бронетанковые формирования, не прибегая к услугам медлительной и уязвимой железнодорожной сети.

маз 537 на красной площади

Ранний МАЗ-537Г с танковым полуприцепом МАЗ-5247Г. 1967 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ-537Г использовался со всеми видами тяжелых войсковых полуприцепов, буксировал мощные ракетные комплексы и установочные агрегаты, послужил базой эвакуационного тягача, машины техпомощи и основой новых поколений седельных тягачей.

МАЗ-537Д (1965–1986 гг.) — специализированный седельный тягач с автономной электросистемой для питания различных рабочих механизмов и устройств буксируемых систем. По основным параметрам был сходен с базовой машиной МАЗ-537, но масса груженого автопоезда с этим тягачом возросла до 88 т.

маз 537 на красной площади

Спецтягач МАЗ-537Д первого выпуска с электрогенератором. 1967 год (из архива НИИЦ 21)

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Д с автономным электрогенератором и спецоборудованием (из архива А. Новикова)

Его главной технической особенностью являлся установленный за моторным отсеком синхронный трехфазный генератор переменного тока мощностью 75 кВт с приводом от коробки отбора мощности шасси, укомплектованный аппаратурой пуска, регулирования и агрегатом для зарядки аккумуляторов. При буксировке специальных полуприцепных систем запасные колеса обычно помещали вертикально за топливными баками с левой стороны машины.

МАЗ-537Е (1966–1989 гг.) — специальный седельный тягач РВСН с допустимой нагрузкой 18 т, конструктивно представлявший собой комбинацию нескольких автомобилей. От МАЗ-537В он получил сдвинутое назад сцепное устройство, но мог буксировать полуприцепы массой до 68 т, как МАЗ-537Г. От модели МАЗ-537Д был унаследован генератор в специальном кожухе. В отличие от них МАЗ-537Е снабжался дополнительным отбором мощности на вспомогательные электрогенераторы, гидронасосы и компрессоры для питания различных полуприцепных систем. Они размещались в пространстве между моторным отсеком и седельным устройством, поэтому одно-два запасных колеса обычно устанавливали вертикально на ограждении топливных баков с левой стороны шасси.

маз 537 на красной площади

Спецтягач РВСН МАЗ-537Е с электро- и гидропневматическими системами

маз 537 на красной площади

МАЗ-537Е с комплексом средств для привода узлов полуприцепных систем

В РВСН тягач МАЗ-537Е обеспечивал дополнительное питание многочисленных потребителей буксируемой техники — систем жизнеобеспечения ракетных комплексов, приводов исполнительных механизмов и устройств или ведущих колес многоосных полуприцепных транспортировщиков тяжелых ракет. Его доработанный вариант со смещенной назад деревометаллической платформой с электрогенератором, передним гидравлическим толкающим брусом и жестким дышлом применялся как тягач-толкач и дополнительный источник электроэнергии в составе многозвенного транспортно-перегрузочного автопоезда для перевозки контейнера с межконтинентальной ракетой РТ-23.

маз 537 на красной площади

Тягач-толкач РВСН МАЗ-537Е с закрытым кузовом и толкающим брусом (фото Я. Горбунова)

МАЗ-537К (1965–1969 гг.) — специальное крановое шасси для РВСН, унифицированное с тягачами серии 537. Разработано 1962 году в СКБ-1 и с 1965-го собрано небольшой партией на КЗКТ. Его единственным назначением являлась установка 16-тонного гидравлического автокрана 9Т35 с двухсекционной телескопической стрелой и приводом рабочих органов от вспомогательного 50-сильного дизельного двигателя Д-37М воздушного охлаждения. Крановое оборудование с закрытой металлической кабиной оператора монтировалось на полноповоротной платформе в задней части шасси с четырьмя откидными аутригерами.

маз 537 на красной площади

Гидравлический кран 9Т35 ракетных войск на шасси МАЗ-537К. 1968 год (из архива НИИЦ АТ)

маз 537 на красной площади

Автономный 16-тонный автокран 9Т35 с телескопической стрелой (из архива НИИЦ АТ)

Во время испытаний в 21 НИИИ проявились главные недостатки крана 9Т35: излишняя масса, недостаточная проходимость и склонность к боковому опрокидыванию. В результате его единственным штатным применением являлась перегрузка ракет и контейнеров с транспортных машин на пусковую установку ракетного комплекса «Темп-С». До серийного изготовления автокрана дело не дошло, и вскоре его заменили на более легкие и простые конструкции на шасси «Урал-375Д».

МАЗ-537Т (конец 1960-х гг.) — опытный экспортный седельный тягач для поставки в страны с жарким и влажным тропическим климатом. В отличие от других машин 537-й серии он снабжался защитными покрытиями основных агрегатов, узлов и деталей для повышения их антикоррозионной стойкости и долговечности с использованием специальных материалов и технологий, но оказался слишком дорогим для серийного изготовления.

О других профессиях тяжелых тягачей МАЗ-537 и новых четырехосных машинах Курганского завода вы узнаете из следующих статей нашего журнала.

Видео:Все разбегались в стороны когда заводили Советский тягач "МАЗ-537", ПОЧЕМУ?Скачать

Все разбегались в стороны когда заводили Советский тягач "МАЗ-537", ПОЧЕМУ?

Военный тягач МАЗ-537

Современного человека трудно удивить каким-либо автомобилем, особенно грузовым. Кажется, что всё возможное в этой сфере уже создано. И всё же бывают исключения – одно только появление на дороге советского военного тягача МАЗ 537, известного также под названием «Ураган», невольно привлекает внимание самых искушенных автолюбителей. Яростный рев мощного двигателя, а также крайне необычный и весьма внушительный внешний вид этой машины мало кого оставляют равнодушным. На протяжении долгих десятилетий такие тягачи исправно перевозили тяжелую бронетехнику, артиллерийские системы и межконтинентальные баллистические ракеты, став одним из символов несокрушимой военной мощи Советского Союза.

Видео:Маз 537Скачать

Маз 537

История создания

О необходимости создания военных тягачей для перевозки особо тяжелых и негабаритных грузов, в СССР задумывались еще до Великой Отечественной войны. В то время подобные машины рассматривались в первую очередь как «перевозчики» бронированной техники. Дело в том, что ресурс танковых двигателей и гусениц сравнительно невелик, и расходовать его во время перемещения на значительные расстояния по собственной территории нерационально. Конечно, перевозить бронемашины можно по железной дороге, что и делалось, но поезда не обеспечивали достаточной гибкости.

Уже в ходе войны в СССР поставлялись по программе ленд-лиза «танковозы» Daimond T 980 и REO 28XS. Ни тот, ни другой не получили столь же широкой известности, как знаменитый «Студебеккер», однако их возможности были по достоинству оценены как в армии, так и «народном хозяйстве».

маз 537 на красной площади Американский балластный тягач Diamond T 980 с танком на прицепной платформе

В частности, балластный тягач Diamond T 980, позволяющий перевозить до 40 тонн на прицепе, использовался в послевоенные годы даже в Сибири, к климатическим условиям которой он был совершенно не приспособлен.

Свою собственную машину, сходную по ТТХ с американскими военными грузовиками, СССР получил лишь в начале 50-х. Это был ЯАЗ-210Г, проектирование которого началось еще в 1940-м году, но затем по понятным причинам многократно откладывалось. Для армии эти машины оказались не вполне подходящими из-за невысокой проходимости. Впоследствии, в 1958-м году техническая документация на ЯАЗ-210 была передана в украинский Кременчуг и была использована при разработке широко известных автомобилей КрАЗ.

Таким образом, к середине 50-х Советская армия всё еще не имела в своем распоряжении тягачей, отвечавших требованиям тех лет. Восполнить этот пробел предстояло одному из предприятий тяжелой промышленности, возникших уже после войны – Минскому автомобильному заводу. Соответствующий приказ был отдан «профильным» министерством 15 сентября 1954 года. Конкретные требования к новой машине, заданные военными и отправленные на МАЗ, предполагали разработку восьмиколёсного тяжелого тягача повышенной проходимости с четырьмя ведущими осями.

Автомобиль должен был обеспечивать буксировку артиллерийских орудий и других прицепов общим весом до 10 тонн. Другими словами, для перевозки танков использовать его не предполагалось. Проектирование началось в феврале 1955-го – через несколько месяцев после получения приказа. С чем связана такая задержка, точно неизвестно, однако дальнейшие работы продвигались достаточно быстро, несмотря на то, что конструкция новой машины, получившей обозначение МАЗ 535, была очень необычной.

маз 537 на красной площади МАЗ-535, первый военный тягач Минского автозавода

Даже сегодня внешний вид этих тягачей невольно привлекает внимание. В 50-е годы они и вовсе выглядели какими-то пришельцами из будущего – компоновка с вынесенной вперед кабиной и моторно-трансмиссионным отделением в средней части сама по себе нестандартна, а в данном случае всё это было установлено на весьма оригинальное шасси. Кроме того, МАЗ-535 получил гидромеханическую коробку переключения передач, межосевой дифференциал с механизмом его блокирования, раздаточную коробку для распределения крутящего момента и независимую подвеску на все колёса. Чтобы не перегружать водителя, на тягаче был установлен гидроусилитель руля и пневмогидравлический привод тормозов. Основным двигателем этой машины стал дизельный мотор Д-12А мощностью в 376 лошадиных сил.

Серийное производство МАЗ-535 продолжалось с 1958 по 1963-й год. Как раз в этот период времени у Советской армии появился принципиально новый вид оружия – межконтинентальные баллистические ракеты, которые и сделали тягач настоящей «звездой» военных парадов. МАЗ-535 многократно использовался для перевозки по Красной площади таких МБР, как РТ-2, ГР-1 и Р-14.

Следует учитывать, что на парадах ракеты перевозили в «сухом» виде – то есть без топлива и окислителя. С транспортировкой заправленной МБР МАЗ-535 не справился бы, да и вообще его грузоподъемность вскоре перестала устраивать заказчиков. Конструкторы эту ситуацию предвидели заранее, поэтому параллельно с основной моделью шла разработка её более мощной и тяжелой модификации, обозначавшейся как МАЗ-536.

маз 537 на красной площади МАЗ-535 во время парада на Красной площади

Был построен опытный экземпляр такой машины, однако в 1959-м году советское правительство распорядилось прекратить дальнейшие работы по этому направлению и заняться созданием полуприцепа и седельного тягача для перевозки тяжелой гусеничной техники (танков и самоходных орудий).

Именно в этот момент впервые появилось название МАЗ-537. Этот тягач стал дальнейшим развитием одной из модификаций исходной модели, МАЗ-535В. Главным отличием новой машины стал более мощный дизельный двигатель на 525 лошадиных сил. Кроме того, была существенно усилена несущая рама и увеличилась колёсная база. В конструкцию пришлось внести и другие изменения, затронувшие следующие узлы и агрегаты:

  1. Трансмиссия. Увеличены фланцы карданных валов и центральных редукторов раздаточной коробки, изменено передаточное число повышающей передачи КПП;
  2. Компрессор. Упрощена конструкция его привода;
  3. Подвеска. Усилена конструкция, увеличены диаметр и длина торсионных валов передних колёс;
  4. Тормозная система. Увеличена ширина накладок на тормозные колодки, обеспечено повышенное разжимное усилие за счет установки более объёмных тормозных цилиндров.

Изменениям подверглась также система охлаждения и система смазки.

Все эти усовершенствования позволили нарастить вес «неделимого» груза на прицепе до 50 тонн, а на последующих модификациях тягача – и до 68 тонн.

Серийное производство МАЗ-537 началось в 1960-м году (опытная партия была изготовлена значительно раньше). На протяжении первых нескольких лет сборка осуществлялась непосредственно на Минском автомобильном заводе, а затем, начиная с 1964-го года, эти машины серийно выпускались Курганским заводом колесных тягачей (КЗКТ). Изготовление МАЗ-537 было прекращено лишь в 1989-м году.

маз 537 на красной площади МАЗ-537Г перевозит танк Т-64. Снимок сделан в Харьковской области

Видео:МАЗ-537 ЗСУ вытягивает трофейный танк. Нам нужны танковые тягачи Oshkosh M1070.Скачать

МАЗ-537 ЗСУ вытягивает трофейный танк. Нам нужны танковые тягачи Oshkosh M1070.

Инструкция по эксплуатации

Вместе с каждым тягачом МАЗ-537 в обязательном порядке поставлялась инструкция по его эксплуатации. Этот документ неоднократно переиздавался, в последний раз – в 1993-м году. Инструкция содержит в себе 526 страниц и разделена на две части. Первая из них посвящена техническому описанию машины и состоит из семи глав:

  1. Описание предназначения тягача МАЗ 537 и его основные технические характеристики;
  2. Описание двигателя, включая системы смазки, питания топливом и воздухом, выпуска выхлопных газов, предпускового разогрева и воздушного пуска;
  3. Описание трансмиссии. Отдельно рассказывается обо всех узлах и деталях гидромеханической коробки переключения передач, о раздаточной коробке, карданных валах, повышающей передаче и об устройстве ведущих мостов;
  4. Описание ходовой части. Включает в себя рассказ об устройстве подвески, колес, шин, поворотного устройства, рамы и кабины;
  5. Описание системы управления. Раскрывает устройство рулевого механизма и тормозной системы;
  6. Описание электрооборудования. Содержит в себе перечень потребителей энергии и её источников, причем указано, каково назначение каждого отдельного узла;
  7. Описание дополнительного оборудования – независимой отопительной системы, вентиляции, коробки отбора мощности и газоотборного устройства.

Вторая часть содержит в себе указания по вождению и техническому обслуживанию тягача и состоит из трёх глав. Первая из них рассказывает о подготовке к запуску двигателя и об управлении машиной непосредственно во время движения.

маз 537 на красной площади Внешний вид инструкции по эксплуатации МАЗ-537

Вторая глава посвящена процедурам регулировки, замены и мелкого ремонта отдельных систем и механизмов тягача. Третья глава рассказывает о правилах и последовательности общего технического обслуживания автомобиля.

Дополнительная информация о машине и её использовании содержится в приложениях к инструкции.

Видео:Маз 537 "Ураган" , советский ракетовозСкачать

Маз 537 "Ураган" , советский ракетовоз

Поколения тягача

С годами внешний вид МАЗ-537 претерпел ряд значительных изменений, которые порой не зависели от конкретной модификации тягача. По этой причине иногда используется условное разделение на так называемые «поколения». Различия между ними достаточно хорошо заметны.

Первое поколение

Тягачи МАЗ-537, изготовленные в 60-е годы прошлого века, отличаются следующими характерными «приметами»:

  1. Между средними мостами тягача имеется рабочая ступенька в форме буквы V;
  2. Зеркала заднего вида круглой формы;
  3. Между передними фарами имеются два вентиляционных люка (расположены горизонтально относительно друг друга);
  4. На боках МТО расположены пять воздухозаборных створок (вертикальное расположение).

Поначалу тягачи первого поколения собирались в Минске. Это были машины модификаций «А», «Г», и «Д». Делали их и в Кургане, где затем появились МАЗ-537В, МАЗ-537К и МАЗ-537Е.

Второе поколение

В начале 70-х годов тягачи заметно переменились. Наиболее характерными для этого периода особенностями стали следующие:

  1. Прямоугольная форма и увеличенный размер зеркал заднего вида;
  2. Вместо V-образной рабочей ступеньки между мостами сделана обычная лесенка;
  3. Удлинены передние крылья – вплоть до средних мостов;
  4. МТО снабжено коробчатым металлическим воздухозаборником, прежних створок нет, а вместо них вертикальные щели в два ряда.

маз 537 на красной площади МАЗ-537 третьего поколения – V-образная ступенька заменена лесенкой, на передней стенке кабины отсутствуют вентиляционные лючки

Полностью законченный облик «второго поколения» сформировался не сразу, встречались МАЗы с «комбинированной» внешностью – например, с удлиненными крыльями, но прежними створками на МТО.

Третье поколение

Тягачи, серийно производившиеся, начиная с конца 70-х годов, можно отличить по максимально упрощенному оформлению передней стенки кабины. Вентиляционные люки были убраны, поверхность стала гладкой. Кроме того, в этот же период увеличился размер стёкол подфарников.

Четвертое поколение

В 80-е годы прошлого века тягачи МАЗ-537 стали выпускаться без защитных кожухов на топливных баках. Это и стало единственным внешним признаком четвертого поколения машины.

Стоит отметить, что при выполнении капитального ремонта тягачей часто происходило «перемешивание» комплектующих, которые порой образовывали нестандартные комбинации. По этой причине о разделении по поколениям можно говорить лишь со значительной долей условности.

Видео:Маз 537 и маз ураганСкачать

Маз 537 и маз ураган

Технические характеристики

МАЗ-537МАЗ-537ГМАЗ-537ДМАЗ-537Е
Снаряженная масса21,6 т22,3 т23 т21,6 т
Полная масса46,6 т49,3 т48 т39,6 т
Допустимая масса прицепа(полуприцепа)65 т68 т65 т68 т
Длина машины8,96 м8,96 м8,96 м8,96 м
Ширина2,885 м2,885 м2,885 м2,885 м
Высота по кабине3,1 м3,1 м3,1 м3,1 м
Максимальная скорость с прицепом55 км/ч55 км/ч55 км/ч55 км/ч
Клиренс0,5 м0,5 м0,5 м0,5 м

Расход топлива на 100 километров пути составляет у всех модификаций 125 литров. Запас горючего в 840 литров, размещенный в двух отдельных баках, позволяет проехать без дозаправки до 650 километров.

Видео:Почему МАЗ 537 был очень востребованным эффективным тяговым грузовикомСкачать

Почему МАЗ 537 был  очень  востребованным эффективным тяговым грузовиком

Описание конструкции

МАЗ-537 представляет собой четырёхосный полноприводный автомобиль повышенной проходимости с двумя поворотными передними парами колёс. Его основное предназначение – перевозка особо тяжелых и крупногабаритных грузов на прицепе или полуприцепе.

Главный несущий элемент – прочная стальная рама. Её основными частями являются два лонжерона и две наклонные боковины. Соединения – сварные или на заклепках. Для предотвращения попадания грязи на подогреватель и отдельные узлы двигателя снизу к раме прикрепляется откидывающийся защитный лист.

Кабина МАЗ-537 – цельнометаллическая, закрытая. Внутри – четыре места (хотя в экипаж обычно входят только два человека). Водительское кресло подрессорено. В задней части кабины и в её крыше имеются вентиляционные люки. На лобовом стекле – два очистителя, имеется и омыватель. Освещение дороги обеспечивается двумя фарами. Боковые двери (их две) снабжены стеклоподъемниками. В холодное время года поддержание постоянной температуры в кабине осуществляется независимой отопительной системой. Имеются вентиляторы для обдува лобового стекла потоком разогретого воздуха.

Устанавливается кабина в передней части тягача, на несущую раму с использованием четырёх подушек из резины для смягчения вертикальных колебаний в ходе поездки.

Силовая установка автомобиля МАЗ-537 – это четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А, выпускавшийся в Барнауле на заводе «Трансмаш» и представляющий собой развитие мотора В-2 для танка Т-34.

маз 537 на красной площади Дизельный двигатель Д-12А-525А

Рабочий объем составляет 38,88 литра, мощность – 525 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент достигает 2200 Нм. Охлаждение двигателя – жидкостное. Для облегчения запуска мотора при отрицательной температуре имеется специальное устройство подогрева.

Трансмиссия тягача состоит из трёхступенчатой гидромеханической коробки переключения передач, карданных валов, раздаточной коробки, механизма повышающей передачи и четырёх ведущих мостов. Наиболее важные агрегаты размещены вместе с двигателем в моторно-трансмиссионном отделении, находящимся за кабиной водителя. Переключение передач – гидравлическое, в то время как раздаточная коробка снабжена пневмоприводом (продублирован обычной ручной системой управления). Имеется выключатель блокировки межосевого дифференциала.

Тормозных систем у тягача МАЗ-537 две – рабочая и стояночная. Первая из них снабжена пневмогидравлическим приводом, обеспечивающим подачу необходимого усилия на исполнительные механизмы. Рулевое управление также снабжено гидроусилителем, что позволяет водителю сравнительно легко осуществлять любые маневры.

Колёса МАЗ-537 – бездисковые, шины могут иметь размер от 18 до 24 дюймов. Подвеска рычажно-торсионная на передних двух осях, безрессорная балансирная – на двух задних. Амортизаторы – гидравлические телескопического типа, двусторонние.

Основными потребителями электроэнергии на автомобиле МАЗ-537 являются стартер, осветительные и контрольные приборы, внутренние вентиляторы и звуковой сигнал. Источники электричества – аккумуляторная батарея и генератор с приводом от коленчатого вала двигателя.

Видео:Седельный тягач МАЗ-537 "Ураган". Обзор.Скачать

Седельный тягач МАЗ-537 "Ураган". Обзор.

Модификации

Наряду с базовой моделью, в семейство тягачей МАЗ-537 входит еще несколько вариантов этой машины.

Балластный тягач МАЗ-537А мог использоваться в качестве «толкача», применяя входивший в состав базовой комплектации гидравлический брус. Часто применялся на аэродромах для буксировки самолетов весом до 200 тонн. По шоссе мог перевозить прицепы массой до 75 тонн. В кузове иногда устанавливались скамейки для экипажа буксируемой техники, мог быть растянут защитный тент. Выпускалась эта модификация под таким названием недолго – с 1964 по 1966 годы, после чего машины получили обозначение КЗКТ 537Л.

Седельный тягач МАЗ-537В отличался от базовой модели сниженной на семь тонн нагрузкой на сцепное устройство. Допустимая масса буксируемого полуприцепа в связи с этим снизилась до 40 тонн, однако существенно, на 40%, увеличилась удельная мощность, достигнув 8,47 л.с./т. Машина применялась для перевозки грузов нестандартной формы, что обеспечивалось сдвигом сцепного устройства назад по продольной оси. В частности, её использовали для транспортировки контейнеров для «противоракет» А-35 или для УР-100. Ограниченный выпуск МАЗ-537В продолжался на протяжении двадцати лет, с 1965 по 1985 годы.

Одной из самых распространенных модификаций стал МАЗ-537Г, с самого начала предназначавшийся для перевозки танков и другой тяжелой техники с собственным весом до 68 тонн. Этот вариант тягача подвергся вынужденной модернизации на заводе КЗКТ, поскольку, как оказалось, установленная на машину лебёдка не отвечала требованиям технического задания.

маз 537 на красной площади БМП – слишком лёгкий груз для МАЗ-537Г

Несмотря на то, что доработки, количество которых превысило сотню, так и не обеспечили выполнение заданных параметров, было развернуто серийное производство таких тягачей. Причиной для такого решения стала острая потребность армии в «танковозе».

Со временем недостатки тягача МАЗ-537Г были устранены. Эту машину стали применять для перевозки бронетехники, а затем и для транспортировки ракет.

Специализированный тягач МАЗ-537Д отличался от всех других вариантов наличием генератора переменного тока ПС-94-4М. Это позволяло машине обеспечивать электрическим питанием различные устройства, установленные на буксируемых транспортных средствах, поддерживая их работоспособность во время поездки. Мощность генератора составляет 75 киловатт, ток переменный, трёхфазный. Привод обеспечивается через коробку отбора мощности. В комплекте оборудования имеется выпрямитель, при помощи которого можно осуществлять зарядку аккумуляторов.

«Гибридный» тягач МАЗ-537Е, выпускавшийся с 1969 по 1989 годы, сочетает в себе свойства модификаций В, Г и Д. Эта машина поступала на вооружение ракетных войск стратегического назначения. Наряду с электрогенератором, тягач оборудован гидронасосами и компрессорами, которые подключены к коробке отбора мощности и могут использоваться для питания и обеспечения работоспособности различных систем, установленных на полуприцепе.

Поздние варианты МАЗ-537Е снабжались гидравлическим толкающим брусом и применялись в составе автопоезда 15Т284. Это многозвенное транспортное средство перевозило контейнер с МБР РТ-23.

маз 537 на красной площади Автопоезд 15Т284, частью которого был МАЗ-537

Крановое шасси МАЗ-537К представляло собой мобильную часть автокрана 9Т35. Это устройство применялось для перемещения контейнеров с ракетами или самих ракет со специальных транспортных машин непосредственно на пусковую установку. Кран устанавливался в задней части тягача, на платформе, способной поворачиваться на 360 градусов. Работа этого устройства обеспечивалась гидравлической системой. Испытания МАЗ-537К выявили множество недостатков и недоработок, поэтому от крупносерийного выпуска этой модификации решили отказаться.

Был также разработан «тропический» экспортный вариант тягача, получивший обозначение МАЗ-537Т, однако изготовлен был лишь один экземпляр такой машины – цена оказалась чересчур высокой.

Видео:OFF-ROAD! Soviet Union (Russia) truck MAZ-537 I Оффроуд МАЗ 537Скачать

OFF-ROAD! Soviet Union (Russia) truck MAZ-537 I Оффроуд МАЗ 537

Боевое применение

Тягачи семейства МАЗ-537 не принимали прямого участия в каких-либо боевых действиях, однако они стали одним из элементов «Холодной войны», поскольку широко привлекались как для транспортировки различных ракет с ядерными боевыми частями, так и для их демонстрации во время устрашавших вероятного противника парадов на Красной площади.

Облик тягачей порой становился своего рода «дополнением» к грозному виду таких межконтинентальных страшилищ, как Р-36, Р-29, УР-100, Р-16 и Р-9А. МАЗ-537 успешно вывозил даже огромную орбитальную ракету ГР-1.

маз 537 на красной площади МАЗ-537 с заправочной цистерной

В то же время в войсках эти тягачи в первую очередь использовали для перевозки бронетехники. Поэтому и модификация МАЗ-537Г стала наиболее распространенной. Работа этих машин не так бросалась в глаза, однако именно она обеспечивала высочайшую маневренность советских бронетанковых войск. Этот же вариант тягача был использован в 1977 году в качестве базы для создания мобильной атомной электростанции «Памир-630Д». К сожалению, после аварии на Чернобыльской АЭС обе этих экспериментальных энергетических установки были разобраны и более не восстанавливались.

Видео:Военные профессии тягачей МАЗ-537.Скачать

Военные профессии тягачей МАЗ-537.

Достоинства и недостатки

Основное преимущество, которым обладает тягач МАЗ-537 – это его высокая грузоподъемность, позволяющая перевозить самые тяжелые, крупногабаритные и нестандартные предметы. Есть у него и другие очевидные плюсы:

  1. Высокая проходимость. Тягач достаточно легко преодолевает самые разные препятствия. Машина может, например, пересекать реку вброд при условии, что глубина не превышает 1,3 метра;
  2. Универсальность. Допускается перевозка самых разных видов груза. Уже после «демобилизации» эти машины вполне успешно справлялись с доставкой различной «негабаритной» техники и огромных промышленных конструкций;
  3. Удобство управления. Несмотря на свой необычный вид и большие размеры, тягач не требует от водителя очень значительных усилий;
  4. Всепогодность. Наличие независимой от силовой установки отопительной системы дает возможность применять МАЗ-537 в любых климатических условиях.

маз 537 на красной площади Доставка «исторических» танков Т-34-85

Основной недостаток тягача – это недостаточно высокий ресурс. Этот минус обусловлен огромными нагрузками и суровыми условиями эксплуатации машины. Еще один малоприятный недостаток – высокая стоимость. Правда, сегодня ощутить это в полной мере уже нельзя, поскольку новых МАЗ-537 в продаже попросту нет. К минусам можно было бы отнести и высокий расход топлива, однако с учетом огромной грузоподъемности эта характеристика не выглядит такой уж плохой.

Видео:МАЗ 537 ОН ПОЕХАЛ СПУСТЯ 25 ЛЕТ ПРОСТОЯ!Скачать

МАЗ 537 ОН ПОЕХАЛ СПУСТЯ 25 ЛЕТ ПРОСТОЯ!

Колесные Монстры Ссср Часть 2 | Первые Тягачи Скб Маз | Маз 535 И Маз 537 |Авто_Ссср 88

МАЗ-537 на Викискладе

ПроизводительМАЗ (с 1959 по 1965; с 1963 — КЗКТ)
Годы пр-ва1959—1989
Тип(ы) кузова4-местная кабина перед моторным отсеком
Платформаседельно-сцепное устройство под шкворень 100 мм
КомпоновкаГМТ 8×8
, г. Барнаул
Марка:Д-12А-525А
Тип:дизельный
Объём:38 880 см3
Максимальная мощность:525 л. с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент:2200 Н·м, при 1100—1400 об/мин
Конфигурация:V12
Цилиндров:12
Клапанов:48
Диаметр цилиндра:150 мм
Ход поршня:180 мм
Степень сжатия:14,5
Система питания:проточная, безнаддувная
Система смазки:циркуляционная, под давлением, с сухим картером
Охлаждение:жидкостное, с принудительной циркуляцией, закрытого типа
Материал блока цилиндров:алюминий
Материал ГБЦ:алюминий
Ресурс:55 тыс, км тыс. км.
Тактность (число тактов):4-тактный
Порядок работы цилиндров:1л-6п-5л-2п-3л-4п-6л-1п-2л-5п-4л-3п
Рекомендованное топливо:топливо для быстроходных дизелей ГОСТ 4749-73
Длина8960 мм
Ширина2885 мм
Высота2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре)
Клиренс500 мм
Колёсная база1700+2650+1700 мм
Колея задняя2200 мм
Колея передняя2200 мм
Масса21,6 т
Макс. скорость55 км/ч
ПредшественникПредшественник
МАЗ-535А
Преемник
Преемник
КЗКТ-7428
Грузоподъёмностьнагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т
Расход топливаконтрольный 125 л/100 км
Объём бака2×420 л

МАЗ-537Г, МАЗ-537А, МАЗ-537Д, МАЗ-537К

МАЗ-537 на Красной площади

— четырёхосный седельный тягач производства Минского автомобильного завода.

МАЗ-537 выпускался Курганским заводом колёсных тягачей с 1963 года. Тягач предназначен для перевозки грузов массой до 50 т на полуприцепах ЧМЗАП-9990, ЧМЗАП-5247Г и др.

Кабина МАЗ-537 — металлическая четырёхместная, с двумя дверьми, оборудована дополнительным независимым отопителем. На базе МАЗ-537 изготовляется модификация МАЗ-537Г, отличающаяся наличием лебёдки для облегчения погрузочно-разгрузочных работ, а также самовытаскивания тягача. Рабочая длина троса 100 м, тяговое усилие 15 т.с.

На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А (на танке Т-34 почти такой же), расположенный за кабиной. Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной трёхступенчатой коробкой передач. Рулевой механизм с гидроусилителем. Управляемые две передние оси. Каждый мост автомобиля состоит из центрального редуктора, двух полуосевых карданов и двух колёсных планетарных передач. Второй передний и второй задний центральные редукторы являются проходными. От них крутящий момент передаётся через карданные валы в центральные редукторы переднего и первого заднего мостов. Дифференциал передних центральных редукторов автомобиля относится к дифференциалам повышенного трения, а дифференциал задних центральных редукторов относится к самоблокирующимся дифференциалам, работающим по принципу муфты свободного хода.

Кабина рядная 4-местная, двухдверная, с круглым люком в крыше и независимым отопителем.

Видео:Седельный тягач МаЗ-537Г за работой | Soviet heavy truck MaZ-537G 8x8 in action |Скачать

Седельный тягач МаЗ-537Г за работой | Soviet heavy truck MaZ-537G 8x8 in action |

Модификации

  • МАЗ-537Г — оборудован лебёдкой.
  • МАЗ-537Д — с генераторной установкой переменного тока.
  • МАЗ-537Е — с генераторной установкой для работы с активным полуприцепом общей массой до 65 т.
  • МАЗ-537А — бортовой тягач грузоподъёмностью 15 т в кузове и общей массой прицепа до 65 т на шоссе и 30 т на грунте.
  • МАЗ-537К — тягач, предназначенный для установки кранового оборудования.
  • МАЗ-537Л (КЗКТ-537Л) — аэродромный тягач, для буксировки самолётов массой до 200 тонн. Отличался небольшим металлическим кузовом.

Видео:МАЗ-537 "Ураган". Покатушки.Скачать

МАЗ-537 "Ураган". Покатушки.

Варианты и применение автомобилей МАЗ-537

Варианты и применение автомобилей МАЗ-537

Еще до начала передачи конструкторской документации на седельные тягачи МАЗ-537 в минском СКБ-1 заблаговременно разработали практически весь базовый ряд вариантов специализированного назначения, прошедших цикл заводских испытаний. Первым в 1958 году появился 15-тонный балластный тягач 537А со сварной бортовой платформой с внутренними размерами 4562×2530 мм и лебедкой собственного изготовления. Он предназначался для буксировки на местности прицепных систем массой до 30 т, на шоссе – до 75 т. Его длина возросла до 9130 мм, снаряженная масса – до 22,5 т. Единственным специальным автомобилем для монтажа ракетного оружия было шасси 537Б без седельной сцепки. В 1961 году в рамках программы создания нового комплекса 8К14 с ракетой Р-17 на нем собрали опытную СПУ 2П20 с дополнительной боковой кабиной управления и задними откидными опорами. На сравнительных испытаниях разных систем предпочтение было отдано гусеничному варианту этого комплекса на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. В 1959 году ОКБ на этом шасси разработало проект пусковой системы Бр-222-IV берегового противолодочного комплекса «Тайфун» для пуска 5,5-тонной глубинной бомбы со специальным зарядом. Его боевая масса превышала 40 т.

Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой и бортовой платформой. 1958 год

В 1958 году появился первый седельный тягач 537Г с собственной 15-тонной лебедкой, смонтированной за отсеком с топливными баками, и увеличенной до 27 т нагрузкой на сцепное устройство. В основном он был рассчитан на работу с ранним трехосным полуприцепом-танковозом МАЗ-796 и новым двухосным 50-тонным многоцелевым МАЗ-5247Г с односкатными колесами и задними аппарелями для перегрузки и перевозки различных грузов и бронетехники массой до 68 т, в том числе танков Т-54. В Минске машины 537А и 537Г собирали до 1964 года. Впоследствии тягач МАЗ-537Г долгое время выпускался на КЗКТ, став новой базовой машиной всего семейства 537, наиболее распространенным советским танковозом и основой самого известного семейства автомобилей-шасси МАЗ-543. Для работы в составе ракетных комплексов, включавших многочисленных потребителей электроэнергии, в 1959 году в Минске собрали пробный тягач 537Д с 25-тонной нагрузкой на седло, дополнительно оборудованный генераторной станцией переменного тока. Его доработкой и изготовлением занимался КЗКТ, где в дальнейшем было создано еще несколько вариантов различных тягачей.

Спецшасси МАЗ-537Б с пробной пусковой установкой 2П20 и кабиной управления. 1961 год

Главной задачей всех седельных машин 537-й серии являлась работа в сцепе с тяжелыми низкорамными полуприцепами МАЗ-5248 и МАЗ-5247Г для транспортировки гусеничной бронетехники и ракетных систем, а для балластных вариантов – буксировка тяжелых артиллерийских орудий, прицепов и транспортных тележек с баллистическими ракетами. В 1962 – 1963 годах на специальном двухосном низкорамном полуприцепе с тягачом 537Г впервые были смонтированы ракетные установщики третьего поколения, в целом повторявшие общую схему и конструкцию машин 8У210, работавших с одноосными тягачами Могилевского автозавода. Они применялись для установки на наземной пусковой позиции межконтинентальной ракеты Р-16 (8К64), весившей в снаряженном состоянии 147 т. К месту старта ее доставляли тягачи МАЗ-535А или 537А на двухосной транспортной тележке 8Т139, которую установщик вместе с ракетой поднимал в вертикальное положение, где она отсоединялась, а ракета опускалась на стартовый стол.

Еще до момента перевода производства в Курган седельные тягачи МАЗ-537, помимо выполнения своих основных функций, нашли применение в качестве основы первых опытных ракетных пусковых установок. В соответствии с ПСМ от 21 июля 1959 года в апреле 1960-го ОКБ подготовило эскизный проект пусковой системы 9П11 (Бр-225) оперативно-тактического комплекса 9К71 «Темп» с дальностью поражения 600 км. Она размещалась на низкорамном двухосном полуприцепе МАЗ-5248 с тягачом МАЗ-537 и служила для запуска первой советской управляемой твердотопливной осколочно-фугасной ракеты 9М72 или 9М71 с ядерной головной частью мощностью 300 Кт. Полуприцепная СПУ была построена в конце 1961 года и с января 1962-го проходила полигонные испытания. Ее длина достигала 18,2 м, боевая масса – 30,5 т. К тому времени стало ясно, что ракета обладает недостаточной дальностью полета (максимум – 425 км), а сама установка получилась слишком тяжелой. В 1963 году работы по ним завершились. Параллельно с сентября 1960 года проводилось проектирование облегченной пусковой системы Бр-249, но и эти работы не были закончены. С мая 1963 года в рамках создания нового ракетного комплекса «Темп-С» на разрабатывалась СПУ Бр-289 на полуприцепе к тягачу МАЗ-537, которая являлась модернизированным вариантом системы 9П11. Единственный опытный образец этой системы принимал участие в испытаниях, но по всем параметрам проигрывал СПУ 9П120 на новом четырехосном шасси МАЗ-543А.

Седельный тягач МАЗ-537Г с трехосным полуприцепом-танковозом МАЗ-796. 1959 год

В 1963 – 1965 годах, то есть еще до завершения перевода производства тягачей МАЗ-537 в Курган, для буксировки перспективных полуприцепных ракетных систем СКБ-1 разрабатывало новый седельный вариант МАЗ-544 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 17 т и дополнительным гидронасосом с приводом от коробки отбора мощности. Он был создан на шасси 537Г и служил для работы в составе активных автопоездов с колесной формулой 12×12 в сцепе с низкорамными двухосными полуприцепами, оборудованными гидростатическим приводом всех колес конструкции НАМИ. В процессе их проектирования, изготовления и испытаний три опытных образца носили обозначения ЭМ544, 544 и 544Т. Первоначально тягачи проходили испытания с четырехколесным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5246, затем во время государственных испытаний в 21 НИИИ буксировали новый активный полуприцеп МАЗ-939 грузоподъемностью 30,2 т. Опытные автопоезда имели соответствующие обозначения МАЗ-544-5246 и МАЗ-544-939. Результаты их испытаний оказались удовлетворительными. В 1965 году тягач МАЗ-544 приняли на вооружение. Его снаряженная масса составляла 27,7 т, полная – 45,0 т, габаритная длина – 12 950 мм. Максимальная скорость одиночной машины – 60 км/ч, в составе автопоезда без привода колес полуприцепа – 50 км/ч, но с включенным гидроприводом она сокращалась до 8 – 10 км/ч. Максимальный запас хода – 544 км. Нестабильная работа автопоездов на шоссе, малая скорость на местности и пока не отлаженная конструкция гидропривода не позволили передать их в производство. К этой теме конструкторы СКБ-1 вернулись только в начале 1970-х.

Активный автопоезд с гидроприводом – тягач МАЗ-544 с полуприцепом МАЗ-5246. 1963 год

Видео:НАЙТИ И ЗАВЕСТИ. МАЗ 537 ТЯГАЧ . ( searsch and start up MAZ 537)Скачать

НАЙТИ И ЗАВЕСТИ. МАЗ 537 ТЯГАЧ . ( searsch and start up MAZ 537)

Устройство МАЗ 537

Конструкция тягача достаточно простая, а значит надежная. Кабина МАЗ 537, фото которого первое время были недоступны из-за военной секретности, четырехместная, двухдверная, металлическая, оборудованная автономным отопителем. Двигатель находится за кабиной в моторно-трансмиссионном отсеке, далее расположена раздаточная коробка, передающая вращение на восемь независимых полуосей. В задней части грузовой платформы находится седельно-сцепное устройство. Отдельные модификации машины оснащены лебедкой. Тягач движется на восьми колесах, четыре передних являются поворотными. Бескамерные шины оснащены подкачкой, в случае прокола включается механизм компенсации потери давления. Автомобиль МАЗ 537 “Ураган”, технические характеристики которого говорят о мощи и надежности, является хорошим примером достижений военной техники.

Видео:Почему когда заводили Советский тягач "МАЗ-537" все разбегались в стороны?Скачать

Почему когда заводили Советский тягач "МАЗ-537" все разбегались в стороны?

Технические характеристики «Урагана»

Рассматривать технические характеристики тягача МАЗ версии 537 удобнее всего в сравнении с другими машинами этого класса. У главных соперников, США и Британии, были два седельных тягача, которые могли составить конкуренцию МАЗу. В Америке таковым был бортовой грузовик M123, который производила компания Mack, в Англии — балластный тягач «Antar», выпускаемый военной корпорацией Thornycroft. На примере простых цифр сейчас будет доказано преимущество нашего военного монстра и несостоятельность иностранных аналогов.

Как оказалось, цельная кабина, огромные колеса, массивная коробка передач, сверхпрочная рама – всё это сделало наш МАЗ 537 несомненно тяжелее своих соперников. Его масса составляла более 21,5 тонны, в то время, как британский Антар весил не более 20 тонн. Американский «легкоатлет» весил всего 14 тонн. Однако, как оказалось, задача тягача – быть не «легким», а мощным; давить под колесами и землю и продвигать вперед стратегически важный груз.

Мощность американского M123 составляла всего 297 лошадиных сил, в то время как британский 20-тонник имел на борту 260-сильный мотор. Наш МАЗ скромно прятал под своим кузовом 12-цилиндровый дизель, мощностью 525 л.с. Таким образом, он был в два раза продуктивнее английского аналога и более, чем в два раза мощнее американца. Американский грузовик был сконструирован несколько странно – двигатель был карбюраторным, бензиновым, что усложняло его работу при низких температурах, а при наклонах на бездорожье он и вовсе мог заглохнуть. В 60-х годах США начала укомплектовывать машины 300-сильными дизелями, но преимущество в 225 л.с. оставалось за МАЗ.

Многие, в том числе советские инженеры, считали недостатком громоздкость машины. Это могло усложнить передвижение тягача по стандартным магистралям. Однако ширина МАЗ-537 составляла 2,8 метра, что было на 10 сантиметров меньше, чем у американского M123 и ровно столько же, сколько у британца. Длина нашего «броненосца» была действительно впечатляющей – 8,9 метров, на полметра больше, чем у Антара и на 1,8 метра длиннее, чем у M123. Но рулевая конструкция позволяла нашему тягачу маневрировать и поворачивать на самых крутых поворотах.

Интерес представляет максимальная скорость – не самая важная в этом вопросе характеристика, однако не менее любопытная. Самым быстрым оказался карбюраторный американец и это было странно, ведь учитывая малую мощность мотора M123, коробка как раз, наоборот, должна обеспечивать высокую тягу и крутящий момент, а не скорость. По всей видимости, тяга M123 была очень низкой, зато американский тягач мог эффектно рассекать со скоростью 68 км/ч. Английский Антар, несмотря на куда более эффективный мотор, наоборот, был почему-то слишком медленным — 45 км/ч., в то время как МАЗ 537, при том же весе развивал 55 км/ч.

Запас хода белорусского монстра был значительно выше, чем у соперников – 650 километров, в то время как американец позволял себе запас лишь в 483 км. Удивительно также то, что британский Антар не имел переднего ведущего моста.

ХарактеристикаЗначение
Длина, мм8960
Ширина, мм2885
Высота, мм2880
Дорожный просвет, мм500
Радиус поворота, м16,5
Масса, кг21600-23000
Грузоподъемность, кг27000
Колесная формула8×8
Модель двигателяДизель Д-12А-525
Мощность ДВС, л.с.525 (385 кВт)
Тип КППГидромеханическая
Максимальная скорость с прицепом, км/ч55
Расход топлива, л/100км125
Запас хода, км650
ПодвескаПередняя — независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на двух передних мостах; задняя — жесткобалансирная.
ТормозаПневмогидравлические
КолесаБездисковые, обод 330-6 10(1 3.00-1 4. Шины — камерные 18-24(500-610) мод. ВИ-202.
Объем топливного бака, л2×420

💥 Видео

МаЗ 537Г на бездорожье MaZ 537G off roadСкачать

МаЗ 537Г на бездорожье MaZ 537G off road

МАЗ-537 - что было не так с лучшим тягачом СССР?Скачать

МАЗ-537 - что было не так с лучшим тягачом СССР?

Буйство гиганта: почему при запуске модели МАЗа 537 все разбегались в разные стороны?Скачать

Буйство гиганта: почему при запуске модели МАЗа 537 все разбегались в разные стороны?

Маз 537Скачать

Маз 537

МАЗ-537 БМП-1 застрял + Т-55/VT-55A Tatra-813 Bergung RescueСкачать

МАЗ-537 БМП-1 застрял + Т-55/VT-55A Tatra-813 Bergung Rescue
Поделиться или сохранить к себе: