- Легендарные кони Клодта
- Ко дню рождения великого скульптора
- Нарвские ворота
- Аничков мост
- В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.
- Памятник Ивану Крылову
- Служебный корпус Мраморного дворца
- Памятник Николаю I
- Кони Клодта: символы Петербурга
- Статуи покорения коня на Аничковом мосту
- Конная группа на Нарвских Триумфальных воротах
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Маршрут: «Конные памятники Петербурга» — 7 знаменитых конных памятников города
- Маршрут: «Конные памятники Петербурга»
- 1. Конный памятник Александру Невскому
- 2. Кони Клодта на Аничковом мосту
- 3. Памятник Императору Николаю I
- 4. Памятник Петру I «Медный Всадник»
- 🎥 Видео
Видео:Красивая экскурсионная карета на Дворцовой площади в Санкт-ПетербургеСкачать
Легендарные кони Клодта
Ко дню рождения великого скульптора
5 июня 1805 года в Петербурге родился барон Пётр Карлович Клодт. Знаменитый «русский немец», академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств оставил богатое творческое наследие. В списках памятников-«визитных карточек» Петербурга произведения Клодта всегда занимают заслуженное место.
Приглашаем прогуляться по городу и познакомиться с главными творениями барона.
Видео:Лошади на Дворцовой Площади в Санкт-Петербурге.Скачать
Нарвские ворота
Нарвские триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах. Скульптурная группа, венчающая арку, стала первой серьёзной работой Петра Клодта.
У этого памятника интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра. Тогда, в 1814 году, по проекту Д. Кваренги была возведена роскошная арка на Нарвской заставе – она предназначалась для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы. Однако недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Саму арку решением Николая I решено было передвинуть южнее (на нынешнюю Площадь Стачек).
В 1827 году строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами. Над скульптурной группой, также выполненной из меди, в 1832-1833 годах работала группа мастеров:
- фигура богини Славы – Степан Пименов;
- скульптуры витязей Древней Руси – Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский;
- крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы – Иван Леппе;
- шестёрка коней – Пётр Клодт.
К тому моменту молодой Клодт ещё не имел серьёзных заказов, потому предложение поработать с именитыми скульпторами принял за честь. Шестёрка коней Клодта, установленная на аттике и несущая колесницу Славы, олицетворяет динамичность, стремление вперёд и уверенность в победе.
Николай I был в восторге от работы Клодта, а сам скульптор получил не только покровительство императора, но и всемирную известность.
Видео:Избивают лошадь на дворцовой площади санкт-петербург. СрочноСкачать
Аничков мост
Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.
В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.
- Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
- Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
- Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
- Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.
Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.
Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку. К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.
Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.
Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):
- у главных ворот королевского дворца в Берлине;
- на территории королевского дворца в Неаполе;
- у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
- в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.
Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.
Видео:Строптивая лошадь на Дворцовой сбежала от хозяйки и ДПССкачать
Памятник Ивану Крылову
Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.
Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.
Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.
Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:
«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам с своих высоких кресел
Про нравы странные и глупости зверей.
И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».
Видео:9 мая 2021 г.Скачать
Служебный корпус Мраморного дворца
Не уходя далеко от Летнего сада, заглянем во двор Мраморного дворца. Красивая ограда вдоль набережной соединяет дворец со «служебным домом». Помимо прочего, здесь планировалось разместить дворцовые конюшни. Украшением фасада предстояло заняться Клодту.
Для служебного корпуса он создал рельеф длиной 70 метров. «Служение лошади человеку» – это четыре отдельных блока на рельефе. Они не связаны единой сюжетной линией. На изображениях – конные процессии, боевые схватки всадников, сюжеты охоты и поездки на лошадях (верхом и на колесницах).
Видео:Красивая старинная карета ожидает желающих в ней прокатиться на Дворцовой площади в Санкт-ПетербургеСкачать
Памятник Николаю I
Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:
- проект принадлежал Огюсту Монферрану;
- Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
- три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
- Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.
На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.
Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.
Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.
Видео:Обезумевшие лошади устроили переполох на Красной площадиСкачать
Кони Клодта: символы Петербурга
Большинство гостей Санкт-Петербурга в первый свой приезд посещают не только сверхпопулярные Эрмитаж или Петергоф, но и привозят с собой фотографии со знаменитого Аничкова моста на Невском проспекте. На его устоях возвышаются четыре конные скульптуры знаменитого мастера Петра Клодта.
Всего в Петербурге можно отыскать 27 скульптурных изображений коней, 11 из них выполнены знаменитым мастером. Композицию с шестью конями можно увидеть на Нарвских воротах, ещё четыре расположены на Аничковом мосту. Одиннадцатая скульптура — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
«Юноша, берущий коня под уздцы»
Статуи покорения коня на Аничковом мосту
Наверное, это самые популярные изваяния, сделанные мастером. Эти скульптуры известны далеко за пределами Петербурга, и их давно можно отнести к неофициальным символам великого города.
Изначально две конные скульптуры, выполненные Клодтом, было решено разместить на набережной у Академии художеств. Впоследствии от этих планов отказались, и фигуры заняли своё место на западной стороне Аничкова моста, который был открыт после реставрации в 1841 году.
Восточные устои заняли две гипсовые копии этих скульптур. Через год предполагалось заменить их бронзовыми. Но по указанию Николая I бронзовые скульптуры были подарены прусскому королю. Клодт выполнил отливку фигур ещё раз, но и они перекочевали за границу, на этот раз уже королю Неаполитанскому.
«Юноша, поверженный конём»
Со временем скульптор пришёл к идее объединить все статуи в композицию «Покорение коня человеком». В 1850 году она была представлена публике. Над пешеходами теперь возвышалось четыре бронзовых скульптуры: «Конь с идущим юношей», «Осаживающий коня юноша», «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, берущий коня под уздцы».
Со статуями коней связано несколько необычных легенд. Первая из них гласит, что под хвостом одного из коней Клодт изваял лицо своего врага. Мастер предпочёл не раскрывать личность этого человека, для нас тем более это останется загадкой. Хотя современники могли легко узнать образ несчастного.
Есть ещё одна легенда, связанная с конями: Клодт, узнав, что у двух из четырёх коней нет языков, был сильно расстроен. Мастер замкнулся в себе, стал сторониться друзей, и в итоге заболел и умер от нервного расстройства.
«Осаживающий коня юноша»
Ещё один интересный факт относится к подковам коней. Подкованы только те из них, которые обращены в сторону Адмиралтейства. Те же, которые смотрят в сторону площади Восстания, подков не имеют. По легенде, кони с подковами идут от кузниц, находившихся в Кузнечном переулке. А неподкованные животные туда только направляются. Имелся ли у мастера такой замысел, мы уже не узнаем.
Великая Отечественная война не обошла стороной и Аничков мост. На одном из его восточных устоев можно увидеть следы от фашистских снарядов и памятную табличку. Скульптуры же, к счастью, сохранились — во время военных действий они были закопаны в саду Аничкова дворца.
Конная группа на Нарвских Триумфальных воротах
Скульптуры, расположенные на воротах — одна из первых серьёзных работ Петра Клодта. На аттике арки шестёрка коней запряжена в колесницу богини Славы. В этой композиции скульптор создал только фигуры коней, остальные детали были созданы другими мастерами.
Те ворота, которые мы видим сейчас, были заложены в 1827 году. При их строительстве использовалась кирпичная кладка, обшитая листами меди. Первые же, деревянные Нарвские ворота были возведены здесь ещё в 1814 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги, автора проектов Александровского дворца в Царском селе и Юсуповского дворца на Садовой улице Санкт-Петербурга.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Ещё одной знаменитой работой Петра Карловича Клодта является памятник императору Николаю I. Он расположен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Наверное, каждый посетитель собора видел и памятник. Лучше же всего его будет видно с 40-метровой колоннады собора.
Архитектором проекта выступил Огюст Монферран, автор Александровской колонны на Дворцовой площади. Уникален памятник императору тем, что это одна из первых конных скульптур, поставленных только на две точки опоры.
Памятник Николаю I стоит на одной оси со знаменитым «Медным всадником», их разделяет Исаакиевский собор. Такое расположение породило у остроумных современников эпиграмму: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
Сегодня памятник находится на реконструкции.
Мастер своего дела, Пётр Карлович Клодт, безусловно, оставил Петербургу замечательное наследие — скульптуры, которые будут радовать местных жителей и туристов на протяжении долгих лет. В других же городах скульптор участвовал в проектах создания памятника князю Владимиру в Киеве и Храма Христа Спасителя в Москве.
Видео:Лошади дремлют на дворцовой.Скачать
Маршрут: «Конные памятники Петербурга» — 7 знаменитых конных памятников города
Конные памятники есть в каждом городе. Они являются украшением любого населённого пункта, которые входят в его культурную, архитектурную и скульптурную сокровищницу. Ещё, немало из них — исторические монументы. Ведь многие победы в истории страны завоёвывались конной артиллерией. Потом, есть памятники, посвящённые царям и императорам, полководцам, героям и другим великим личностям, которых изображали на конях.
Конные памятники — огромная страница в истории Санкт-Петербурга. Их любят местные жители и к ним идут туристы, чтобы восхититься шедеврами знаменитых скульпторов и архитекторов, а также сфотографироваться или сселфиться на их фоне. Что мы вам и предлагаем по ходу интересной экскурсии в рамках маршрута: «Конные памятники Петербурга».
Осуществить же конный маршрут предлагаем на своих двоих, он небольшой, но познавательно насыщенный, а также будет служить целям познания истории и интересных мест Северной столицы. Если у вас есть железный конь, вы можете проехаться на нём, чтобы увидеть конные памятники Петербурга. Ведь в нём разъезжай хоть конём, хоть великом, благо, есть веломаршруты в городе.
Видео:Полицейские устроили погоню за лошадью на Дворцовой площади.Скачать
Маршрут: «Конные памятники Петербурга»
Маршрут займёт у вас 2 часа ходьбы. Стартуем от станции метро «Площадь Александра Невского-2», откуда до 1-го пункта нашего маршрута — Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры идти 5-6 минут, не более 500 м. Памятник Александру Невскому находится на площади Александра Невского перед Александро-Невской лаврой.
- Памятник Князю Александру Невскому — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: наб. реки Монастырки, 1
- Памятник «Укрощение коней человеком» П. К. Клодта — Аничков мост: Центральный район, Невский проспект
- Памятник Императору Николаю I — Исаакиевская площадь, 4
- Памятник Императору Петру I — Сенатская площадь
- Колесница Славы на Арке — Главный Штаб: Дворцовая площадь, 6-8
- Памятник Императору Александру III — Мраморный дворец: ул. Миллионная, 5А
- Памятник Императору Петру I — Михайловский (Инженерный) замок: ул. Садовая, 2
Начинаем мы конную экскурсию с памятника Александра Невского неспроста. Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга. Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года. В этот день родился царь Пётр I реформатор и основатель Санкт-Петербурга. День рождения императора по новому стилю летоисчисления приходится на 9 июня.
Видео:Дворцовая площадь. Санкт-Петербург.Скачать
1. Конный памятник Александру Невскому
Памятник небесному покровителю Санкт-Петербурга Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Памятник был установлен на площади имени Александра Невского перед входом в Александро-Невскую Лавру.
Памятник выполнен по проекту скульптора Валентина Григорьевича Козенюка. Идея создания такого памятника стала делом всей его жизни. Работу над монументом он начал еще в 1967 году; в конкурсах на лучший проект памятника Александру Невскому, проводившихся в городе в 1990 и 1997 годах, его проект побеждал дважды.
Всё это время скульптор по-прежнему был предан своей теме. Образ Александра Невского всегда занимал меня и никогда не оставлял, говорил Валентин Григорьевич. Оставалось сделать последний шаг к осуществлению мечты детства об увековечивании памяти русского богатыря Александра Невского. Валентин Григорьевич говорил:
Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать.
К сожалению, он ушёл из жизни раньше. В завещании автор указал творческий коллектив, которому доверил довести до конца дело своей жизни. В него вошли скульптор А. А. Пальмин (на фото он выполняет отделку бюста кн. А. Невского), архитектор В. В. Попов, искусствовед Н. Г. Коршунова, административный директор Ю. В. Волкотруб, куратором проекта стал А. С. Чаркин, финансирование осуществляла Балтийская Строительная компания.
Торжественная закладка камня на месте установки памятника на площади Александра Невского состоялась 15 апреля 2000 года. После окончания службы в Александро-Невской Свято-Троицкой Лавре к месту установки закладного камня прошел крестный ход. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отслужил молебен Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому.
В День Великой Победы — 9 мая 2002 года конный монумент Александру Невскому навеки встал в городе на Неве, воплотив идеи державности и национального достоинства. Для скульптора Александр Невский был олицетворением идеального русского героя, воплотившим в себе идеи рыцарского служения Отечеству, понятия долга и чести.
В отточенной пластической форме В. Г. Козенюк создал образ знаменитого полководца, в котором слились воедино его духовное и воинское служение. Общий дух памятника — это высокая патетика, призыв к защите Родины, мужество и героизм, готовность к самопожертвованию. В конной композиции Александр Ярославич изображен в 20-летнем возрасте, каким он был к моменту Невской битвы. По словам автора:
Несмотря на молодость, это умудренный опытом, профессиональный военный и дипломат, что наполняет образ с одной стороны, чистотой, открытостью, свойственными молодости, с другой — сдержанной силой и спокойной уверенностью в себе. Основой для решения одеяния, брони, вооружения послужил их анализ в древнерусском искусстве.
Образцом для создания шлема Александра Невского стал шлем его отца, Ярослава Всеволодовича, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Копьё свидетельствует о победоносном поединке Александра с предводителем шведов Биргером, которому молодой князь «возложил печать на лицо острым своим копием», и, в то же время, является символическим оружием для борьбы со злом, подобно тому, как оно трактуется в иконах святых воинов.
Вооружение дополняет меч, атрибут княжеской власти и щит, с изображением льва — древнего символа Владимиро-Судальской Руси, великим князем которой был Александр Невский. Композиционные приёмы русской иконы, одеяния и доспехи святых воинов Дмитрия Солунского, Федора Стратилата, Георгия Победоносца стали изобразительным материалом, который художник старался осмыслить пластически.
Образ Александра Невского является собирательным, воплощающим в себе мечты русского народа о покровителе, заступнике и защитнике. Таков был и замысел Петра I, основавшего монастырь святого благоверного князя Александра Невского. Момент передачи Петром I мощей святого вновь открытой обители изображён на одном из барельефов постамента, установленных в 2005 г. по эскизам скульптора Александра Пальмина.
На противоположном барельефе перед нами сцена битвы, иллюстрирующее историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы, возглавляемые князем Александром (именно после этого получившего прозвание «Невский»), разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Надпись на мемориальной плите перед памятником гласит:
Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому 2002 год
Торжественное открытие памятника состоялось в День Победы, 9 мая 2002 года. В церемонии открытия монумента участвовало множество почётных гостей: губернатор Петербурга Владимир Яковлев, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, представили городской и областной администрации, деятели культуры и искусства, кавалеры ордена Александра Невского.
Во время освящения памятника 9 мая 2002 года духовенством Санкт-Петербургской епархии во главе с митрополитом Владимиром был совершен крестный ход с мощами святого благоверного великого князя Александра.
Видео:На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге мужик взобрался на коня, который был запряжен в каретуСкачать
2. Кони Клодта на Аничковом мосту
От Александро-Невской Лавры нужно идти по Невскому проспекту до набережной реки Фонтанки, через которую перекинут Аничков мост. Тут мы увидим знаменитых и живописных коней Клодта. Известный скульптор Пётр Клодт работал над фигурами коней, которых планировалось пристроить у Адмиралтейского бульвара. Но скакунам выпало иное предназначение — их переместили к Фонтанке.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841 году. На восточном берегу установили гипсовые копии, мастерски оформленные под бронзу. В течение года Клодт создавал вторую пару конных групп, но, увы, те «ускакали». Только что отлитых на замену им и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.
В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго: через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии, и в 1846 они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост окончательно «устаканился». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал 2 новых композиции, в результате статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
В 1900-х в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют.
Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Видео:Дворцовая площадь в день города 2017Скачать
3. Памятник Императору Николаю I
А мы идём дальше до Исаакиевской площади, где стоит памятник Императору Николаю I, нам потребуется около получаса ходу пешком. Зато вы прогуляетесь и полюбуетесь видами центра Петербурга, перейдя реки Фонтанку и Мойку и увидев интересные и главные места города, которые нужно увидеть каждому туристу хотя бы раз в жизни. Памятник Николаю I расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.
Памятник начал строиться в 1856 году после смерти императора Николая I. По распоряжению Александра II в 1856-1859 годах был создан памятник его отцу, императору Николаю I. Он стал 3-м конным монументом, расположенным в Санкт-Петербурге. Его строили по проекту архитектора Огюста Монферрана и монумент был открыт 7 июля 1859 года.
Пьедестал памятника украшают 4 аллегорические женские фигуры работы Р. К. Залемана, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру». Глядя на этот монумент, можно увидеть сразу всю семью императора Николая І. Его младшая дочь Александра предстаёт перед нами в образе Веры, в её руках — Евангелие. Ольга олицетворяет Мудрость, держащую зеркало. Старшая дочь Мария расположилась на шкуре льва: со щитом и копьём она олицетворяет — Силу.
В руках императрицы Александры Федоровны находятся весы и меч, она — Правосудие. Женские фигуры расположены по углам гранитного постамента, на котором на вздыбленном скакуне восседает всадник. Государь Николай I — в мундире офицера Лейб-гвардии Конного полка. На позолоченном гербе Российского государства надпись:
Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й
По периметру пьедестала располагаются барельефы с изображением знаковых событий, произошедших во время правления государя: декабрьское восстание 1825 года, подавление холерного бунта, торжественное открытие Веребьинского моста, награждение Михаила Михайловича Сперанского орденом Святого Андрея Первозванного. Барельефы изготовили Роберт Залеман и Николай Ромазанов.
Перед скульптором Петром Клодтом стояла непростая задача — воплотить в жизнь проект зодчего Огюста Монферана. И он великолепно её решил: благодаря металлическим прутьям, проходящим через ноги коня, памятник имеет всего две точки опоры. Кстати, это инженерное решение спасло монумент в 30-хх годах XX века от сноса: историкам удалось убедить правительство, что статуя является чудом технической мысли и не имеет аналогов во всём мире.
Изготовили монумент в мастерских Академии Художеств. На отливку статуи ушло более 21 тонны металла. Интересная деталь: первая отливка прорвала форму так же, как и в случае с «Медным Всадником». Высота конной статуи составила 6 м, а общая высота памятника с пьедесталом — более 16 м. Монумент окружили красивой литой оградой из чугуна. После революции она была снесена.
Благодаря самоотверженности ленинградцев, памятник не пострадал вовремя блокады. Он был надежно укрыт щитами и мешками с песком. В 1992 году восстановили историческую ограду. Четыре изящных фонаря, расположенных вокруг памятника, по праву считаются одними из самых удивительных и красивых. Случайно или по замыслу автора, но памятник Николаю I расположили на одной прямой с «Медным Всадником», куда мы и направляемся дальше.
Видео:Карета с лошадкой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге...Скачать
4. Памятник Петру I «Медный Всадник»
Идти до «Медного Всадника» на Сенатской площади нужно через живописный, свежий и красивый Александровский сад, где можно сделать паузу и отдохнуть. Ведь мы прошли уже полпути. Оттуда до памятника Петру Великому «Медный Всадник» — рукой подать. На всё про всё уйдёт не более 10 минут, с отдыхом в саду и с перекусом, учитывайте чуть больше времени.
А потом со свежими силами можно и взирать на великий памятник всех времён и народов: «Медный Всадник» — один из самых грандиозных символов Санкт-Петербурга, обладающий и величием, и мистичностью одновременно. За время своего обитания в Северной столице он оброс множеством легенд.
«Медный Всадник» открыли 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме великого русского поэта А. С. Пушкина «Медный всадник». Конная статуя российского императора Петра I на Сенатской площади Санкт-Петербурга — это одна из известнейших достопримечательностей Северной столицы, изображение которой можно найти на почтовых открытках и марках, конвертах и туристических путеводителях.
Силуэт исполина «Медного всадника» настолько узнаваем, что ассоциируется исключительно с городом на Неве, поэтому его с полным основанием называют визитной карточкой Петербурга. Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по её приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.
Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой, другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Для Екатерины II император Пётр I был безусловным авторитетом во всём. Инициируя различные реформы или приглашая в Петербург талантливейших литераторов, художников и скульпторов, самодержица подражала Петру I. Она была человеком прогрессивным и с готовностью впитывала всё новое в науке и философии. Не зря эпоха государыни Екатерины Алексеевны вошла в отечественную историю в раздел под названием «век просвещенного абсолютизма», а ещё в такую категорию, как «союз философов и монархов».
Заслуги великой императрицы были оценены ещё при жизни. Современники даже заговорили о возведении памятника в её честь. Идея быть увековеченной в бронзе или любом другом металле, конечно же, льстила бывшей прусской принцессе, ставшей во главе крупнейшей страны мира. Но в конечном итоге она решила увековечить для потомков не себя, а именно Петра, вошедшего в историю как царь-реформатор.
Тем самым она намеревалась закрепить в общественном сознании мысль, что её преобразования являются продолжением петровских реформ, и что она достойный их продолжатель. В пользу этого решения говорил и календарь: как раз приближался 100-летний юбилей восшествия на трон Петра I, и лучшей даты для реализации этой идеи было не найти.
Подавив тешившие самолюбие мечты о собственном монументе, Екатерина Великая распорядилась отлить памятник своему предшественнику. Задача была поручена русскому скульптору, архитектору и художнику Бартоломео Растрелли, однако подготовленный им вариант императрице не понравился.
На помощь пришли французские философы Вольтер и Дени Дидро, с которыми просвещенная царица вела активную переписку, и мнение которых явилось для нее особенно ценным. Они посоветовали обратиться к услугам именитого французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. В 1766 году Дмитрий Алексеевич Голицын, служивший полномочным министром при дворе Людовика XV, вручил 50-летнему Мастеру официальное приглашение в Россию.
Фальконе слыл человеком умным, деликатным, утонченным и бескорыстным, всю жизнь мечтавшим проявить свой талант в монументальном искусстве. Он понимал, что такого шанса ему может больше не представиться и потому безоговорочно принял предложение российского дипломата.
В августе 1766 года уладили все формальности: подписали контракт, в котором обговорили общий вид и размеры монумента, сумму гонорара и сроки выполнения заказа, а также обязательство скульптора не отвлекаться на другие заказы, пока он будет работать над памятником Петру Первому.
Предложения о том, как должен выглядеть отлитый в металле император, звучали самые разные. Иван Иванович Бельской, руководивший Российской Академией искусств, предлагал изваять его с жезлом в руке и во весь рост. Статский советник Штелин видел Петра, окружённого другими статуями, аллегорически изображающими Победу, Правосудие, Благоразумие и Трудолюбие, и которые своими ногами подпирали бы худшие человеческие качества — Обман, Зависть, Леность и Невежество.
Свою идею подала и Екатерина II: она считала, что Пётр непременно должен быть с жезлом и скипетром и восседать на коне. Фальконе не захотел воплощать в монументе ни образ монарха-победителя, ни изображения аллегорий. Он считал, что его работа должна показать Петра I, прежде всего, как выдающуюся личность — личность благодетеля и созидателя своей страны.
Над гипсовой моделью Медного всадника он трудился на территории бывшего временного Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, находившегося на углу Невского проспекта и набережной Мойки (резиденция до наших дней не сохранилась). Мастеру позировали гвардейский офицер, а также Бриллиант и Каприз — два статных скакуна орловской породы.
Француз внимательно наблюдал, как гвардеец буквально взлетал на одном из них на помост, ставя коня на дыбы, и по ходу делал многочисленные зарисовки. Императрица особенно придирчива была к модели головы Петра I, из-за чего скульптор её несколько раз переделывал. Свой проект головы предложила и 17-летняя Мари-Анн Колло, ученица Фальконе, которую он привёз с собой в Россию в качестве подмастерья.
Это решило проблему: эскиз Екатерине понравился. Причём настолько, что за проделанную работу девушке назначили пожизненное жалованье в 10 тысяч ливров и приняли в Российскую Академию художеств. В её исполнении лицо императора, озарённое глубокой мыслью, с широко открытыми глазами, выражало мужество и волю. А вот над змеей, что под ногами коня, работал русский скульптор Фёдор Гордеев.
Итак, гипсовая модель Медного всадника не без трудностей и горячих споров к 1769 году была изготовлена. Казалось бы, все сложности позади. Но впереди ждали новые испытания. Во-первых, государыне модель в целом не понравилась, поскольку француз не прислушался к её предложениям и самовольно избрал облик памятника.
Во-вторых, монумент предстояло отлить в бронзе. Фальконе рассчитал, что он будет сохранять равновесие только в том случае, если его передние стенки выполнить очень тонкими, не больше сантиметра. Отечественные литейщики с такими выкладками не соглашались. Браться за работу они не хотели еще и по причине колоссальных размеров скульптуры. Иностранных же мастеров ничего не пугало, однако за свои услуги они требовали весьма немалые деньги.
Спустя некоторое время литейщик, наконец-то, нашёлся. Им оказался Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Совместно с французским скульптором он подбирал сплав нужного состава и делал пробы. Непосредственно отливка памятника стартовала в 1774 году и проводилась по невероятно сложной технологии.
Необходимо было добиться, чтобы передние стенки в толщине своей непременно уступали задним, что придавало бы композиции необходимую устойчивость. Но вот незадача: труба, по которой расплавленная бронза поступала в форму, вдруг лопнула, испортив верхнюю часть монумента. Её пришлось удалить и еще три года затратить на подготовку ко второй заливке. В этот раз фортуна им улыбнулась, и всё было готово в срок и без происшествий.
В память об успешном завершении работ Фальконе на складке петровского плаща написал, что именно он в 1788 году лепил и отливал эту скульптуру. Тогда же у него вконец разладились отношения с Екатериной II, и скульптор вынужденно покинуть Россию вместе со своей ученицей. С этого момента работами по завершению памятника руководил академик Юрий Матвеевич Фельтен. Именно по его чертежам изготовили приведшую всех в восторг машину, с помощью которой транспортировали «Гром-камень», легший в основу пьедестала Медного всадника.
Кстати, о «Гром-камне». Его нашел в окрестностях деревушки Конная Лахта крестьянин Семён Вишняков, откликнувшийся на обращение в «Санкт-Петербургских ведомостях». Мегалит весил 1600 тонн и когда был извлечен из земли, то оставил после себя огромный котлован. Он заполнился водой и образовался водоём, названный Петровским прудом и сохранившимся до наших дней.
Чтобы доставить камень к месту погрузки, нужно было преодолеть почти 8 километров. Но как? Решили дождаться зимы, чтобы подмерзшая почва не проседала под его тяжестью. Транспортировка началась 15 ноября 1769 года и завершилась 27 марта 1770 года (по старому стилю) на берегу Финского залива. К тому моменту здесь построили пристань для отгрузки исполина. Чтобы не терять драгоценное время, камень начали обтесывать по ходу перемещения.
Однако императрица запретила его трогать: будущий пьедестал должен прибыть в столицу в естественном виде! Свой нынешний облик «Гром-камень» обрёл уже на Сенатской площади, значительно «похудев» после обработки. Памятник «Медный всадник», главный символ Северной столице, увековечивший Петра Великого на вздыбившейся лошади, был открыт 18 августа 1782 года.
В честь долгожданного события состоялся военный парад, которым руководил князь Александр Голицын. Екатерина II на торжества прибыла в шлюпке по Неве. Поднявшись на балкон здания Сената, она надела корону и облачилась в порфир и подала знак, что праздник можно начинать. По горькой иронии судьбы, Фальконе не был приглашён.
🎥 Видео
Купил двух лошадей| На дворцовой площади. #shortsСкачать
Нападение лошади на выводчика.Скачать
Снятие стресса :-)Дворцовая площадь.Санкт-Петербург. Катание на лошадках)))!...04.07.2020Скачать
Санкт-Петербург spb Питер Дворцовая площадь Зимний дворец кареты Исаакиевский собор АдмиралтействоСкачать
По Минску проехала карета из эпохи бароккоСкачать
кони на дворцовой площадиСкачать