- По какой формуле рассчитывается средний товарный запас?
- Для чего необходим расчет товарного запаса?
- Исчисление среднего товарного запаса в днях (формула и нюансы)
- Итоги
- Как экономить деньги, считая оборачиваемость
- Зачем считать оборачиваемость
- 1. Собрать данные
- 2. Посчитать средний товарный запас
- 3. Рассчитать оборачиваемость
- 4. Считать оборачиваемость несколько месяцев подряд и рассчитать средние значения
- 5. Использовать результаты
- Закрепим
- Оборачиваемость товара: что это такое, формулы, коэффициенты, расчёт и анализ
- Основные понятия
- Доходность бизнеса
- Готовые решения для всех направлений
- Актуальность для магазина
- Зачем нужна формула
- Расчет показателей
- Коэффициент оборачиваемости товаров: расчет
- Как рассчитать оборачиваемость товара за месяц
- Как посчитать оборачиваемость товара в днях
- Как посчитать коэффициент оборачиваемости товара на складе за месяц: его норма
- Анализ оборачиваемости товаров
- Что нам дает аналитика
- Готовые решения для всех направлений
- Практическое использование расчета
- Матрица оборачиваемости запасов
- Программа складского учета
Видео:УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ || Ключевые показатели эффективностиСкачать
По какой формуле рассчитывается средний товарный запас?
Видео:Финансовый словарь #12.2: коэффициенты оборачиваемости запасовСкачать
Для чего необходим расчет товарного запаса?
Товарный запас (далее — ТЗ) — это готовые к продаже товары, продукция, размещаемые на складе организации в ожидании отгрузки или находящиеся там на хранении. В некоторых случаях в структуру ТЗ включаются товары, находящиеся в пути (например, из производственного подразделения на склад), а также зарезервированные (пока их не оплатил покупатель и права собственности на товар не перешли к нему).
Можно отметить, что экономический анализ различных показателей, характеризующих ТЗ, осуществляется главным образом только по тому ТЗ, который размещен на складе: если он в пути, то неизвестно достоверно, прибудет ли он в расчетном количестве на склад и не будет ли отозван, а если товар законтрактован, он в любой момент может быть выкуплен заказчиком и списан с баланса фирмы.
ТЗ — один из ключевых ресурсов организации, обеспечивающих устойчивость ее бизнес-модели. Спрос на товары, выпускаемые предприятием, может достаточно часто меняться:
- увеличиваясь в силу сезонных и иных факторов (в этом случае наличие товарных запасов позволит фирме оперативно удовлетворить спрос и избежать недополучения выручки);
- уменьшаясь (в этом случае фирма может снизить текущие темпы выпуска продукции и сэкономить на производственных издержках, а имеющийся спрос удовлетворить за счет запасов).
Кроме того, запасы пригодятся, если возникнут какие-либо сложности на производстве, и оно временно остановится или замедлится.
Таким образом, назначение ТЗ заключается в обеспечении бесперебойной работы механизма взаимодействия предприятия с рынком:
- как поставщика, способного постоянно удовлетворять потребительский спрос;
- как устойчивого хозяйствующего субъекта, являющегося работодателем, объектом инвестирования, а также потребителем ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования производства и поставляемых другими хозяйствующими субъектами.
В экономической науке разработано достаточно много подходов к анализу показателей ТЗ на предприятии. В числе самых востребованных — исчисление среднего ТЗ за конкретный временной период, например за определенное количество дней. Рассмотрим, каким образом он может рассчитываться.
Видео:Оборачиваемость товара: как рассчитать и зачем?Скачать
Исчисление среднего товарного запаса в днях (формула и нюансы)
Если речь идет о том, чтобы вычислить за определенное количество дней средний товарный запас — формула должна задействоваться следующая:
СТЗ = [(ТОВ1 / 2) + ТОВ2 + ТОВ3 + (ТОВ (ДЕНЬ) / 2)] / (ДНИ – 1), где:
СТЗ — средний товарный запас;
ТОВ1, ТОВ2, ТОВ3 — товарный запас, соответственно, в 1-й, 2-й и 3-й день анализируемого периода;
ТОВ (ДЕНЬ) — товарный запас в последний день анализируемого периода;
ДНИ — общее количество дней в анализируемом периоде.
Допустим, в фирме есть ТЗ (телевизоры):
Если задействовать указанную формулу расчета товарного запаса в среднем выражении, то соответствующий показатель за 5 дней составит:
СТЗ = [(100 / 2) + 120 + 170 + 70 + (120 / 2)] / (5 – 1) = 117,5 телевизоров.
В случае если в анализируемом периоде только 2 даты, может быть применена упрощенная формула:
СТЗ = (ТОВ1 + ТОВ2) / 2.
Так, если в 1-й день анализируемого периода на складе фирмы — 100 телевизоров, а во второй — 70, то средний ТЗ в этом случае составит:
СТЗ = (100 + 70) / 2 = 85 телевизоров.
Аналогичным образом могут рассчитываться средние ТЗ по месяцам, кварталам и другим периодам, если это необходимо для решения тех или иных задач в бизнесе.
Видео:Анализ складских товарных запасов в Qlik Sense анализ оборачиваемости в Qlik SenseСкачать
Итоги
ТЗ — важнейший ресурс фирмы с точки зрения поддержания функционирования ее бизнес-модели. Его величина важна при применении управленческих решений, направленных на поддержание удовлетворения спроса на рынке, а также решений, связанных с оптимизацией производства. Величина ТЗ может быть представлена в среднем выражении за тот или иной период.
Ознакомиться с особенностями применения иных финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия вы можете в статьях:
Видео:Расчет средней оборачиваемости товарных запасовСкачать
Как экономить деньги, считая оборачиваемость
Если вы не знаете, сколько в среднем товар лежит на складе, пока не продастся, вам приходится прикидывать всё на глаз: на сколько хватит запасов, сколько и когда закупить, какую попросить отсрочку. Чтобы узнать, сколько обычно времени требуется товарам, чтобы превратиться в деньги, посчитайте оборачиваемость.
- Автор: Алексей Чекалин
- Редактор: Саша Волкова
- Иллюстратор: Ezra W. Smith
Видео:Управление запасами и подбор параметра в Excel для логиста СУЗСкачать
Зачем считать оборачиваемость
Когда магазин покупает товары, он вкладывает в них деньги. Товары поступают на склад и лежат там, пока их не купят посетители. Получается, что деньги, превращённые в складские запасы, заморожены: они как бы остались в магазине, но потратить их нельзя. Чтобы вернуть себе деньги, надо всё распродать.
Чем быстрее магазин распродаёт товар со склада, тем быстрее он возвращает себе деньги. Короткий цикл деньги-товар-деньги — это выгодно: средства магазина не залёживаются на складе, а возвращаются на счета, чтобы можно было платить зарплаты и делать новые закупки. Поэтому чем быстрее товары продаются, тем лучше.
Скорость превращения товаров в деньги называют оборачиваемостью. Её полезно считать, чтобы понимать, как долго товары задерживаются у вас на складе. Это поможет:
- узнать, через сколько дней у вас закончится товар на складе;
- спланировать закупки;
- скорректировать цены;
- рассчитать, на каких условиях договориться об отсрочке платежа.
Важно: оборачиваемость можно посчитать у чего угодно, но сравнивать показатели можно только у товаров из одной категории. То есть оборачиваемость пирожков нет смысла сравнивать с оборачиваемостью коньяка. Это слишком разные товары: пирожки стоят дёшево и быстро портятся, а бутылка коньяка может стоить 5000 ₽ и лежать на складе несколько месяцев. Другое дело — сравнивать оборачиваемость коньяка и виски: это товары из одной категории. Давайте так и сделаем.
Видео:ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ | Формула рассчета с примерамиСкачать
1. Собрать данные
Чтобы посчитать оборачиваемость за месяц, вам понадобятся:
- остаток на складе в начале месяца;
- остаток на складе в конце месяца;
- сумма продаж за месяц;
- количество дней в месяце.
Если вы не знаете, откуда взять эти цифры, кажется, вам пора начать вести товарный учёт в электронной системе. Вы легко сможете подсмотреть там необходимую статистику.
Если у вас онлайн-касса «Эвотор», вы можете поставить товароучётную систему через личный кабинет. Там есть специальные приложения для магазинов, в них удобно смотреть складские остатки.
Представим, что мы решили посчитать оборачиваемость для водки, текилы, коньяка и виски в продуктовом магазине. Мы залезли в товароучётную систему и вытащили оттуда нужные данные:
Товар | Продажи за месяц, шт. | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 20 | 14 | 11 |
Виски | 72 | 20 | 18 |
Водка | 144 | 88 | 120 |
Текила | 19 | 22 | 30 |
Мы считаем оборачиваемость в январе, в нём 31 день. Теперь у нас есть все необходимые данные для расчётов.
Видео:Как повысить оборачиваемость товарного запаса?Скачать
2. Посчитать средний товарный запас
Оборачиваемость считают за какой-то период, например, за месяц. Чтобы узнать оборачиваемость, надо посчитать, сколько товара в среднем было на складе за этот месяц, этот показатель называют «средний товарный запас». Возьмём среднее арифметическое между остатком на складе в начале и в конце месяца:
средний товарный запас = (остаток на складе в начале + остаток на складе в конце) / 2
Товар | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. | Средний товарный запас за январь, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 14 | 11 | (14 + 11) / 2 = 13 |
Виски | 20 | 18 | 19 |
Водка | 88 | 120 | 104 |
Текила | 22 | 30 | 26 |
Обратите внимание: мы выбрали самый простой способ подсчитать средний товарный запас — взяли среднее арифметическое между двумя остатками в начале и в конце месяца. Метод подойдёт, чтобы посчитать оборачиваемость за короткий промежуток времени и сделать первые выводы, но для расчётов за длительный срок нужно использовать более точную формулу:
средний товарный запас = (О[1] / 2 + О[2] + О[n] / 2) / (n — 1)
О[1] — остаток в конце первого периода
О[n] — остаток в конце последнего периода
n — количество временных отрезков, которые хотим охватить. Например, если считаем оборачиваемость за шесть месяцев, то n=6.
С такой формулой средний товарный запас получится точнее: мы учтём больше колебаний товара на складе. Например, если просто взять среднее арифметическое между остатком на складе за первое августа и тридцать первое января, оборачиваемость будет некорректной: мы не берём в расчёт, что происходило на складе за полгода.
Применим простую и сложную формулы, чтобы найти средний товарный запас за шесть месяцев, с августа по январь:
Товар — водка | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь |
---|---|---|---|---|---|---|
Остаток в конце месяца | 83 | 101 | 76 | 89 | 88 | 120 |
Простая формула: средний товарный запас = (120 + 83) / 2 = 101,5
Сложная формула: средний товарный запас = (83 / 2 + 101 + 76 + 89 + 88 + 120 / 2) / (6-1) = 91,1
Сложная формула даёт более точный результат: в нашем примере 91 ближе к среднему, чем 101. Используйте сложную формулу, если рассчитываете средний товарный запас за длительный период, например, за полгода или год.
Видео:Закончен год, что важно проанализировать по ключевым показателям бизнеса и категориям.Скачать
3. Рассчитать оборачиваемость
Чтобы узнать оборачиваемость, разделим средний товарный запас на количество проданных товаров за месяц, а потом умножим на количество дней. Результат получится в днях:
Оборачиваемость = средний товарный запас / продажи * количество дней
Товар | Средний товарный запас за январь, шт. | Продажи за январь, шт. | Оборачиваемость за январь, дней |
---|---|---|---|
Коньяк | 13 | 20 | 13 / 20 * 31 = 20,2 |
Виски | 19 | 72 | 8,2 |
Водка | 104 | 144 | 22,4 |
Текила | 26 | 19 | 42,4 |
Оборачиваемость — это скорость, с которой средний запас товара превращается в деньги: проходит путь от склада до покупателя. Она прямо пропорционально зависит от количества купленного товара и обратно пропорционально — от количества проданного.
Например, мы узнали, что 13 бутылок коньяка — а столько в среднем было на складе в январе — оборачиваются где-то за 20 дней. А вот виски в январе проводит на складе меньше всех и превращается в деньги даже быстрее, чем водка, хотя её покупают чаще. Скорее всего, водка оборачивается медленно, потому что объём закупки очень большой.
Чтобы не считать всё вручную, скопируйте таблицу и подставьте свои данные. Формулы посчитают всё за вас.
Видео:Как увеличить оборачиваемость? Заказывайте товар чащеСкачать
4. Считать оборачиваемость несколько месяцев подряд и рассчитать средние значения
Оборачиваемость за один месяц скажет вам очень мало: сложно делать выводы, отталкиваясь от одной цифры. Может быть, в январе текила оборачивалась так долго, потому что мы много закупали посреди месяца — запаслись на новогодние праздники, — но спроса не было. То есть мы прогадали: инвестировали в текилу, а она возвращает деньги медленнее всех. Скорее всего, это не значит, что в текилу невыгодно вкладывать, просто её стоит меньше закупать в январе.
Чтобы набрать побольше данных, рассчитаем средние товарные запасы и оборачиваемость за каждый месяц на протяжении полугода: с августа 2019 по январь 2020. Чтобы было, с чем сравнить, посчитаем среднюю оборачиваемость для всех товаров:
Товар | Средний ТЗ за август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средний ТЗ за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 15 | 10 | 9 | 14 | 12 | 13 | 12 |
Виски | 22 | 25 | 28 | 30 | 24 | 19 | 25 |
Водка | 85 | 90 | 79 | 95 | 99 | 104 | 91 |
Текила | 22 | 24 | 22 | 25 | 26 | 26 | 23 |
Товар | Оборачиваемость за август, дней | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средняя за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 27,6 | 24 | 30 | 28 | 18,4 | 20,2 | 24,7 |
Виски | 19 | 20,1 | 19 | 15,2 | 13 | 8,2 | 15,8 |
Водка | 24 | 25,5 | 22,3 | 24 | 22,2 | 22,4 | 23,4 |
Текила | 29 | 31 | 31,9 | 36 | 45 | 42,4 | 35,8 |
Теперь мы видим, что низкая оборачиваемость виски в январе — сильное отклонение от среднего, которое на самом деле больше двух недель. Просто к Новому году его меньше осталось на складе и запасы быстрее раскупили. Если снизить объём закупок — средний товарный запас и, следовательно, оборачиваемость тоже снижаются.
А текила, наоборот, в среднем оборачивается чуть лучше, чем вокруг Нового года. Учитывая, что средний запас на складе примерно одинаковый все полгода, скорее всего, в тёплые месяцы оборачиваемость низкая, потому что текилу лучше покупают. Растут продажи — уменьшается оборачиваемость.
Видео:УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ || 7 навыков эффективного управления товарными запасамиСкачать
5. Использовать результаты
Изучить, на сколько дней хватит запасов. Допустим, вы знаете, что около ста бутылок водки — такой средний товарный запас был в нашем примере в декабре и январе — два месяца подряд продаются примерно за 20 дней. Сто бутылок — это пять ящиков. Заглянув на склад и заметив, что у вас осталось два с половиной ящика, вы можете сделать прогноз: водки хватит на 10 дней.
Скорректировать объём закупки. Считая оборачиваемость, вы находите средний товарный запас. Оборачиваемость зависит от него прямо пропорционально: чем выше запас, чем дольше оборачивается товар. Поэтому долгий цикл оборачиваемости можно сократить за счёт снижения объёмов закупки.
В нашем примере средний товарный запас водки в январе составил пять ящиков. В сравнении с другим алкоголем это много. Водка оборачивалась в 2,7 раз медленнее, чем виски, несмотря на то, что её продали в два раза больше. Чтобы ускорить цикл деньги-товар-деньги для водки, её можно закупать меньшими партиями, но чаще. Так магазин перестанет надолго замораживать оборотные средства в запасах водки и сможет пустить их на закупку других товаров.
Другой пример: у вас продуктовый магазин, и вы закупаете сметану. Её срок годности обычно не больше 14 дней. Вы начали следить за оборачиваемостью и через полгода выяснили, что средняя оборачиваемость сметаны за последние несколько месяцев ни разу не опускалась ниже 15,5 дней. Получается, что сметана в среднем лежит у вас на складе дольше, чем составляет её срок годности. Скорее всего, вы покупаете слишком много.
Скорректировать цены. Если какой-то товар в розничном магазине оборачивается слишком долго из-за низких продаж, например, несколько месяцев, это становится проблемой. Товар занимает полезное место на складе и долго не возвращает вам деньги. Чтобы решить эту проблему, вы можете снизить цену залежавшегося товара: так выше вероятность, что его купят. Придётся смириться с тем, что по первоначальной цене его не продать, зато вернётся хотя бы часть вложенных средств.
Рассчитать условия отсрочки платежа. Если у вас есть возможность договориться об отсрочке, ориентируйтесь на среднюю оборачиваемость за прошлые месяцы. Допустим, вы знаете, что ящик виски на складе превращается в деньги через 14 дней. То есть вам будет выгодно, если поставщик согласится на отсрочку платежа минимум в две недели. За это время вы успеете распродать виски, и деньги уже будут на руках.
Видео:Управление запасами и способы определения оптимального уровня запасовСкачать
Закрепим
1. Оборачиваемость — это срок, за который товар на складе превращается в деньги. Чем она ниже, тем выгоднее: значит, товар быстро продаётся и возвращает вложения.
2. Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно вести товарный учёт: вам как минимум нужно знать остатки на складе в начале и в конце месяца, а также сумму продаж.
3. На основе оборачиваемости за месяц не получится сделать выводы. Нужно собирать данные несколько месяцев подряд и только потом проанализировать.
4. Зная оборачиваемость за последние месяцы, вы сможете прикинуть, на сколько хватит текущих запасов товара.
5. Если оборачиваемость товара высокая относительно аналогов, хотя он хорошо продаётся, будет выгодно снизить объём закупки. Так оборотные средства будут меньше времени оставаться замороженными на складе.
6. Средняя оборачиваемость товара не должна быть дольше срока годности. Если это так, скорее всего, нужно снизить объёмы закупки.
7. Если оборачиваемость товара больше нескольких месяцев и его плохо покупают, попробуйте снизить цену: возможно, продажи вырастут и вы вернёте хотя бы часть денег.
8. Вам выгодна отсрочка платежа сроком не меньше оборачиваемости.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.
Видео:Расчет оборачиваемости складаСкачать
Оборачиваемость товара: что это такое, формулы, коэффициенты, расчёт и анализ
Одним из важнейших показателей эффективности работы в торговле является оборачиваемость товара, по специальной формуле несложно провести расчет и реализовывать самые выгодные позиции ассортимента. С помощью этого критерия предприниматели могут определить, насколько эффективно они вкладывают средства в товарные запасы. По длине цикла от закупки до продажи можно судить по деловой активности компании и о том, насколько грамотно используются денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении бизнеса.
Видео:Оптимизация товарных запасов в период неопределенностиСкачать
Основные понятия
Складские запасы покрывают спрос и гарантируют предложение. Их размер и структура зависят от товарооборота конкретной фирмы. Чтобы пропорция между оборотом в торговле и складом оставалась идеальной, нужно анализировать скорость продаж и объем резерва, их соотношение. Отвечая на вопрос, что такое оборачиваемость товара, простыми словами, следует отметить, что это отношение, которое показывает, сколько раз за период будет продаваться закупка или какое количество дней уйдет, чтобы опустошить помещение склада. В расчетах учитываются средние величины.
Для получения максимально объективной картины не рекомендуется брать крупные поставки под заказ, потому что они искажают реальную ситуацию, не проходя этап хранения. Чтобы охарактеризовать остатки и приходы, в организациях розничной и оптовой торговли сводят торговый баланс. Он дает информацию о движении продукции, сколько и чего было закуплено и продано.
Чтобы определить, как считается оборачиваемость товара, потребуются три критерия:
Объем товарных запасов за период.
Расчетный срок. Его определяет владелец бизнеса исходя из целесообразности и специфики продукции. Например, по скоропортящимся изделиям берется неделя, а по строительству — от 6 месяцев.
Товарооборот (продажи) за то же время.
Чтобы получить объективную оценку, нужно учитывать следующие рекомендации:
Сравнение проводится по одинаковым группам ассортимента.
Показатель поможет оптимизировать деятельность только там, где есть склад.
Учитываются оприходованные позиции, имеющиеся в наличии.
Коэффициент считается в натуральном или денежном выражении, по закупочным ценам.
Полученные результаты наблюдаются и анализируются в динамике.
Если изделия реализуются медленно, то эффективность использования оборотных средств будет низкой, но если скорость слишком высокая, то потребитель может столкнуться с отсутствием на складе нужной позиции. Поэтому стремиться к абсолютному минимуму не стоит.
Под «оборачиваемостью» и ее коэффициентом понимают одно и то же. Оба понятия определяют, сколько раз остатки были в операционном цикле с заданным промежутком времени. Считать ее можно по отдельным позициям, группам, поставщикам, маркам, в рублях и килограммах за неделю или полгода.
Видео:УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ || Как эффективно управлять запасами? Ключевые KPI и методы их расчетаСкачать
Доходность бизнеса
Надо отметить, что деловую активность характеризует группа расчетов. Все они выражаются в разах и днях. Кроме скорости, движения запасов рассчитывают деловую активность:
кредиторской и дебиторской задолженности
Все эти коэффициенты очень важны для предпринимателей тем, что они:
Корректируют скорость оборота, влияют на затраты.
При коротком цикле увеличивают размер валового параметра за весь отчетный период.
Взаимосвязаны, поэтому ускорение на одном из этапов приводит к экономии времени и издержек на каждом уровне.
В конечном итоге рентабельность, прибыльность и финансовая привлекательность компании зависят от того, когда возвращаются вложенные средства и как быстро они приносят доход.
Видео:Товарные запасы - определение и видыСкачать
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Видео:Как Построить Простую и Очень Эффективную Систему Контроля и Оценки Товарных ЗапасовСкачать
Актуальность для магазина
В цепочке участвуют позиции на полках продавца и на складе. Иногда в формулу оборота товара включают то, что уже оплачено, но не доставлено от поставщика. Анализируя полученные данные, можно предотвратить затоваривание торговых точек. Факторов, которые влияют на величину на практике, бывает гораздо больше, чем в теории. Самые значительные из них:
эффективность работы менеджера по снабжению;
скорость рабочего процесса склада;
оперативность доставки и выкладки продукции;
нормы запасов, установленные в организации.
Расчет упрощают специальные программы, которые предлагает компания «Клеверенс».
Видео:Как определить оборачиваемость. Ольга Правук. Forecast&SupplyСкачать
Зачем нужна формула
Без системного подхода и анализа результатов работы продуктивность деятельности снижается в разы. Применяя методику подсчета коэффициентов деловой активности, вы:
увидите необходимость стимула к увеличению продаж;
сведете к объективному минимуму объем склада;
откажетесь от работы с неликвидными позициями ассортимента.
Видео:Goods4Cast. Оптимизация товарных запасовСкачать
Расчет показателей
Пример 1. По результатам инвентаризации в магазине продуктов на начало месяца товарный резерв составлял 250 000 р., на конец — 280 000 р. При этом выручка была 1 миллион рублей.
СЗср = 250+280/2 = 265 т.р.
ОБ = 1000 000/265 000 = 3,77 — число показывает, сколько продали товара за месяц.
Чтобы посчитать, за какой срок вы полностью реализуете остатки, воспользуйтесь одной из методик:
ОБ = СЗср * кол-во дней / ОП (ОБ = 265 000 х 30 / 1 000 000 = 7,95 (дней).
ОБ = Кол-во дней/ коэффициент (ОБ = 30/3,77 = 7,95 (дней).
Полученный результат говорит о том, что не пополняя товарную массу, организация проработает 8 дней, при этом полностью продаст свой складской ресурс.
Вместе с рассмотренным индексом применяют критерий уровня товарных запасов. Он показывает, сколько дней работы хватит, чтобы распродать одну нишу продукции.
Пример 2. По подсчетам на 30 июня осталось 150 пачек детского питания. За месяц его продано 350 штук.
150 х 30/350 = 12,8 (дней) — цифра говорит о том, что остатков хватит на 12 суток, а затем их надо пополнить.
Эффективность показателя для практического применения увеличивается, если его считать вместе с «уходимостью» — величиной, которая связана с продажами наименования с 1 кв.м торговой площади. Особенно важно ее учитывать при исключении той или иной строчки из номенклатуры магазина.
Видео:Управление запасами - какие проблемы и решения есть.Скачать
Коэффициент оборачиваемости товаров: расчет
В зарубежной практике он обозначается, как inventory turnover и показывает, сколько раз за период были распроданы и обновлены имеющиеся запасы. Кроме денежной и количественной характеристик деятельности, он указывает, насколько эффективно осуществляется управление в области снабжения, логистики и нормирования товарного резерва, определяет качественные характеристики менеджмента, выявляет складской неликвид.
Особенность его в том, что он помогает регулировать прибыль в каждом операционном цикле. Рассчитывается как отношение к среднему объему запасов:
выручки от продаж.
Первый способ применяется реже, потому что искажает результат в зависимости от принятой на предприятии учетной политики.
ОБ = ОП / СЗ, где ОБ — товарооборот, а ОП — объем продаж. СЗ — складские запасы, которые можно определить, используя среднеарифметическое значение по дням периода: СЗ = СЗ 1/2+ СЗ 2+ СЗ 3+… СЗ N/2.
Как рассчитать оборачиваемость товара за месяц
Для осуществления тактического оперативного управления удобно сравнивать динамику ежемесячных подсчетов. Ее выводят двумя способами.
Пример 3. Бухгалтерские остатки на 1 число составили 150 000 рублей, на 30-е — 210 000 р., при этом месячный товарооборот был 750 000 р.
СЗ = 150 т.р. + 210 т.р. /2 = 180 т.р
К об = 750 т.р /180 = 4,17
ОБ дн = 180 х 30 дней / 750 = 7,2
ОБ дн = 30 дней/ 4,17 = 7,2
С программным обеспечением от «Клеверенс», вам не понадобится ничего считать самостоятельно. Главное, понимать экономический смысл этих категорий и их важность для выгодной торговли. Нужно заполнять данные, четко вносить приходы и отгрузки.
Как посчитать оборачиваемость товара в днях
Чтобы применение на практике было более удобным и максимально полезным, величина рассчитывается за определенное время. Так можно определить, на сколько дней работы хватит приобретенных позиций, когда нужно пополнить склад и как часто повторяется цикл «заказ/оплата/доставка/хранение/продажа».
Как посчитать коэффициент оборачиваемости товара на складе за месяц: его норма
Экономика — такая наука, что разобравшись с методикой получения данных, важно установить нормативы. Они нужны, чтобы понять, хороший результат вы получили или необходимо срочно принимать меры по изменению ситуации. Ведь найти «золотую середину» непросто. Владелец заинтересован в коротком цикле «товар/деньги», в отсутствии затоваривания, а покупатель при высокой скорости оборота может столкнуться с дефицитом, не успеть купить нужную продукцию.
Величины, которая была бы принята за идеальный эталон, не существует. Это связано с тем, что на показания влияет большое число субъективных и специфических факторов начиная от срока годности и заканчивая квалификацией снабженцев. Торговля ведется по-разному в крупных мегаполисах и удаленных деревнях. Анализируя полученную информацию, ориентироваться нужно не на стандарты, а на динамику, сравнивая при этом одни и те же группы ассортимента между собой.
Анализ оборачиваемости товаров
Кроме времени, которое уходит на один операционный цикл, аналитики всегда обращают внимание на прибыльность, поэтому продуктивно структурируют весь перечень продукции по степени важности для фирмы. Такая классификация дает возможность объективно оценить ассортимент по двум критериям: скорости оборота (А) и маржинальности (В).
Условно разделить продукцию можно по каждому направлению. По А:
Значимые, на долю которых приходится основной объем продаж и прибыли.
Проблемные. Специфика третьей категории в том, что сюда попадают не только «аутсайдеры», отказываться от них сразу нельзя. Скорее всего, здесь встречаются новинки, базовые модели, продающиеся по стоимости закупки, но привлекающие трафик покупателей.
Небольшие отклонения спроса в диапазоне до 25%.
Цель ранжирования — определить группу и подобрать индивидуальный подход к определению нормативов и остатков. Анализировать ее можно по двум признакам: динамика и сравнение. Исходя из этого, применяют следующие разновидности анализа:
Динамический — рассчитывается последовательно для равных периодов. Оценивается изменение полученного результата, принимаются соответствующие решения.
Сравнительный — применяется для рассмотрения аналогичных товарных категорий разных брендов, например, печенья или соков.
Что нам дает аналитика
Поверхностно относится к расчетам деловой активности нельзя. Их назначение не только в том, чтобы выделить группы, которые быстрее всех реализуются и возвращают деньги в оборот. С помощью этих коэффициентов менеджеры смогут:
подобрать оптимальный размер партии закупки;
составить график поставок по каждому наименованию;
систематизировать рабочий процесс склада.
Единственным условием является работа не со статичной информацией, а постоянное сравнение «было/стало» и ведение проверки по однотипным категориям номенклатуры. Например, если за год показатели снизились на 70%, это означает, что по наименованию вырос спрос и объемы закупок нужно увеличивать. А у партий с высокой скоростью оборота может быть занижена цена, а значит и рентабельность будет отставать. Это сигнал к пересмотру ценовой политики.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Практическое использование расчета
Коэффициент особенно существенен в сегменте B2B и крупных торговых сетей. Многие ритейлеры устанавливают нормы полного оборота, которые не должны превышать трех месяцев. Это связано с тем, что за этот срок:
товар становится узнаваемым;
качество соответствует ожиданиям покупателей;
концепция маркетинга разработана верно;
дебиторская и кредиторская задолженность не растут;
отсрочка платежа гасится вовремя, кредитная линия используется рационально.
Чтобы вычислять размер складских запасов, одного показателя оборачиваемости недостаточно. Для разработки концепции применяется анализ по двум критериям, о котором говорилось выше.
Тем не менее средний товарный остаток зависит от скорости оборота. Рассмотрим возможные комбинации:
Низкий Коб и значительный уровень товарно-материальных ценностей на складе с высокой долей вероятности говорит о затоваренности.
Быстрая оборачиваемость при маленьких остатках может постоянно приводить к дефициту той или иной позиции.
Низкий Коб и минимальные запасы могут свидетельствовать о стабильной торговле специфическим товаром, например, коллекционным чаем или вином.
Если скорость высокая и фирма может позволить себе вложить значительные средства в товарные остатки, спрос будет удовлетворяться без сложностей, а полки магазина не пустовать.
Матрица оборачиваемости запасов
Показывает, как скорректировать ассортимент для получения максимальной выгоды. На схеме изображены маркетинговые тактики исходя из двух показателей: коэффициента деловой активности и торговой наценки.
Программа складского учета
Внедрение автоматизации для регистрации сведений о движении запасов решит вопрос, как считать оборачиваемость товара и позволит применять не только рассмотренные критерии эффективности. В программных обеспечениях от компании «Клеверенс» предусмотрены встроенные отчеты по остаткам, их движению и рентабельности.