Видео:Юлия Вешнякова отвечает: как рассчитать эффективность торговой площади и срок окупаемости магазина?Скачать
Определение эффективности использования торговой площади магазина
В современных магазинах уделяется особое внимание отношению торговой площади к общей: К= Sт /S o. , где Sт — торговая площадь, So — общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективней используется площадь здания магазина. Для рациональной работы магазина доля торговой площади должна составлять не менее 50% общей площади магазина. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади 70:30, что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализацией товара и обслуживания покупателей.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, для движения покупателей, выкладки товаров, для работы продавцов, площадь зоны расчетного узла.
Установочная площадь – это площадь под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пианино, холодильников, стиральных машин), размещаемых на полу. Ее определяют как сумму площадей оснований торгово-технологического оборудования, размещенного в торговом зале. Установочную площадь единицы торгово-технологического оборудования определяют умножением длины его основания на ширину. Например, если длина прилавка 0,9 м а ширина 0,6м, то установочная площадь одного прилавка составит 0,9 умножить на 0,6 = 0,54 м 2 . Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
Где: Sт.об.- площадь, занятая оборудованием, м 2
Sт.з. – общая площадь торгового зала, м 2
Оптимальное значение этого коэффициента 0,28 – 0,33.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью ее использования под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров. Площадь выкладки (демонстрационная или экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей) , на которых могут быть выложены товары. Для отдельных видов оборудования она рассчитывается:
– для островных и пристенных универсальных горок демонстрационная (экспозиционная) площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования;
– для перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество;
– для вешал – как произведение длины на условную высоту (для одноярусных вешал условная высота 1 метр, а для двух ярусных – 2 метра);
– для подиумов, лотков, столов, прилавков – как произведение длины на ширину;
– для контейнеров (имеющих полки) – путем умножения площади их основания на количество полок;
– для тары-оборудования (при укладке навалом) – путем деления произведения длины, ширины и высоты на коэффициент 0,3.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку является коэффициент демонстрационной (экспозиционной) площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала: Кэ= S экс./ S т.з.,
Где Кэ – коэффициент экспозиционной (демонстрационной) площади.
S экс.- экспозиционная площадь , м 2 Sт.з. – площадь торгового зала, м 2 .
Оптимальным считается коэффициент 0,70- 0,85. Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшится обозримость товаров. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров. При выборе оборудования применяется коэффициент емкости технологического оборудования. Он рассчитывается как соотношение демонстрационной (экспозиционной) и установочной площадей:
К ето= Sэксп./ Sуст.
Чем выше этот коэффициент, тем больше товаров может вместить соответствующее оборудование. Оптимальный коэффициент емкости оборудования в зависимости от его типа составляет 2,2 – 3.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Размеры этой зоны должны обеспечивать свободное движение покупателей с закупочными корзинами и тележками в торговом зале магазина самообслуживания, она должна составлять примерно 50-55% общей площади торгового зала.
Площадь, занимаемая узлами расчета, включает площадь установки кассовых кабин и столов упаковки, площадь, предназначенную для хранения закупочных корзин и тележек, площадь проходов. В магазинах самообслуживания площадь узлов расчетов должна составлять 8-10% площади торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки товаров и глубины этого оборудования (ширина прилавка + проход + глубина технологического оборудования).
Важным показателем работы магазинов является объем розничного товарооборота на один квадратный метр торговой площади, который определяется путем деления среднегодового товарооборота на торговую площадь. Этот показатель характеризует эффективность использования площади.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что включает материально-технической база торговли.
2. По каким признакам классифицируют торговые здания?
3. Какие выделяют типы торговых зданий?
4. Какой тип зданий создает наилучшие условия для организации торговли?
5. В чем недостаток встроенных зданий?
6. Какие требования предъявляют к торговым зданиям?
7. Какие зоны должны быть предусмотрены на участке магазина?
8. Что называют планировкой магазина?
9. Группы помещений магазина по функциональному назначению?
10. Каковы требования к планировке магазина?
11. Что называют планировкой торгового зала?
12. Требования к планировке торгового зала?
13. Перечислите виды планировок торгового зала магазина.
14. Какая из планировок наиболее рациональна для магазинов самообслуживания?
15. Вид планировки в магазинах реализующих крупногабаритные товары по образцам?
16. Какой вид планировки используется при традиционной форме продажи товаров?
17. Какие зоны выделяют в торговом зале?
18. Что называют установочной площадью?
19. Как рассчитать коэффициент установочной площади и каково его оптимальное значение?
20. Что называют демонстрационной (экспозиционной) площадью?
21. Как рассчитывается демонстрационная (экспозиционная) площадь для отдельных видов оборудования?
22. Как определить коэффициент экспозиционной площади и каково его оптимальное значение?
23. Как определить коэффициент емкости торгового оборудования?
24. Каково значение показателя объема товарооборота на один квадратный метр торговой площади?
Задание для исследовательской работы:
Тема исследования: Устройство и планировка розничного торгового предприятия.
Цель исследовательской работы: ознакомиться с устройством и технологической планировкой розничного торгового предприятия (магазина), оценить соответствие здания магазина, планировки и дизайна магазина современным требованиям, получить навыки анализа эффективности использования площади.
Порядок проведения исследования определен методическими указаниями.
Видео:как эффективно использовать торговую площадь в магазинеСкачать
Расчеты эффективной площади магазина
4. Расчеты эффективной площади магазина
В общей теории магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина:
Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. Предлагаем сделать несложные расчёты по вашему магазину.
Пример. Предположим, общая площадь магазина 2000 м2 из них торговая площадь — 1000 м2. Коэффициент эффективности равен: 1000:2000=0.5.
Если коэффициент 0,35 это означает, что торговый зал перегружен оборудованием, а то что есть используется неэффективно. В нём ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей.
5. «Золотой треугольник»
Классическая схема организации пространства торгового зала базируется на расположении основной товарной группы. Таким образом, формируется следующий треугольник: вход — молочный отдел – кассы. Изменить можно лишь размеры и конфигурации «золотого треугольника» путем перемещения его вершин
Места расположения товаров в магазине можно разделить на две основные категории:
· Полки с правой стороны в направлении движения покупателей
· Пересечения рядов полок в магазине
· Места с хорошим фронтальным обзором
· Пространство возле кассы
· Конечные отделы гондол
· Полки с левой стороны по ходу движения покупателей
· Места возле входа в магазин
· Расчеты эффективной площади магазина
6. Основные типы внутренней компоновки торгового оборудования
Видео:Как оценить эффективность работы магазина?Скачать
Анализ эффективности использования торговой площади
Насколько эффективно используется торговая площадь? Какой отдел приносит больше денег с квадратного метра площади? Возможно, ли как-то улучшить эти показатели? Вопросы интересные. И ответы на них вполне возможно получить посредством анализа эффективности использования торговой площади магазина. Результаты данного анализа, если он сделан верно, приведут к максимизации прибыли магазина.
Многие предприниматели считают выручку с квадратного метра, просто поделив общую выручку магазина на количество кв. метров торговой площади. Но при таком подходе мы не увидим, какая секция приносит нам большую выручку, а какая секция живет за счет других секций.
Раздел «Аналитика» сервиса 1С Товары помогает Вам профессионально анализировать эффективность использования торговой площади магазина, чтобы Вы могли понимать какие секции живут за счет других, и оправдано ли выделение такой площади под конкретную секцию.
Для того чтобы в сервисе 1С товары проанализировать эффективности использования торговой площади Вашего магазина, необходимо всего два действия:
- В разделе настройки в личном кабинете сервиса на сайте rozn.info необходимо внести общую площадь магазина и площадь каждой секции.
- Добавить категории, соответствующие секциям Вашего магазина по рубрикатору сервиса 1С товары. При этом сервис автоматически по штрихкоду определяет в какой категории находится тот или иной товар и рассчитает выручку отдельно по каждой группе товаров.
На закладке «Площади», можно увидеть таблицу, в которой приведены показатели как общей выручки магазина, так и показатели по каждой отдельной группе товаров. Также в таблице приведена доля каждой группы товаров в общей выручке магазина. Доля группы товаров в процентном отношении считается путем деления общей выручки магазина на выручку конкретной группы товаров.
Данные расчеты необходимы для того, чтобы мы могли увидеть коэффициенты эффективности использования торговой площади. Этот коэффициент рассчитывается как отношение доли товарной группы в товарообороте (в %) к доле этой группы в занимаемой площади (в %).
Если доля выручки равна доле площади, то коэффициент эффективности 1. Значит, эта группа занимает такую же площадь в нашем магазине, как и доля выручки. Если коэффициент эффективности 2, значит доля выручки в два раза больше доли площади. Значит, эта группа товаров более эффективна. Если коэффициент эффективности меньше единицы, значит, эта группа товаров «живет» за счет других групп и необходимо принимать меры по увеличению эффективности данной группы товаров. Исключение составляют специфические товарные группы, как, например, детское питание, для таких групп значение коэффициента менее 1 считается приемлемым.
Как пример неэффективного использования площади магазина, можно привести раздел алкоголя. Как правило, большинство розничных магазинов ошибаются в доле площади, занимаемой алкоголем. Выглядит это так: алкоголь приносит в магазин примерно 30-35% выручки, а занимает площади около 50%. Таким образом, получаем коэффициент эффективности 0,6 – 0,7%
Без сомнения, товарооборот в различных отделах серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него и сезонности. Но менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, с ними необходимо работать: либо уменьшать площадь, которую занимает секция с низкой выручкой, изменять выкладку товара, либо пересмотреть представленный ассортимент.
Важно не бояться экспериментировать, а сервис аналитики 1С-Товары позволит увидеть как изменения повлияли на показатели работы магазина.
Всего один шаг разделяет Вас от профессионального и тщательного анализа деятельности Вашего магазина – это подключение тарифа «Аналитика» в сервисе 1С Товары.
📽️ Видео
Основные показатели | Анализ эффективностиСкачать
Принципы зонирования магазина, построение планограмм, расчет вместимости торгового зала.Скачать
PRO показатели эффективности в ритейлеСкачать
УПРАВЛЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГОМ || Ключевые показатели управления выкладкойСкачать
Как оценить эффективность использования торговых площадей - #100ЗолотыхСоветовДляРозницыСкачать
Всё о KPI | Ключевой показатель эффективности сотрудникаСкачать
Основные принципы и порядок формирования ассортимента в магазинеСкачать
16 ключевых финансовых показателей бизнеса. За чем следить в первую очередь? @predprinimatel22Скачать
«Управление розницей через KPI (Ключевые Показатели Эффективности)», «Текстильлегпром», 12.02.2020Скачать
Расчёт экономической эффективности магазинаСкачать
Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, съем продукции с 1кв.м площади!Скачать
Показатели эффективности основных фондовСкачать
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
Ключевые показатели эффективности (KPI)Скачать
Показатели эффективности ассортимента и запасов на складах - Управление ассортиментом ч. 7Скачать
Вебинар 12 декабря Особенности современной конкуренции Выбор эффективной розничной концепцииСкачать
Показатели, которые увеличат продажиСкачать