кинотеатр орион преображенская площадь фото

Видео:Спецрепортаж: как работает современный кинотеатр?Скачать

Спецрепортаж: как работает современный кинотеатр?

Видео:Война - мир с Леваном Пирвели: ужас Давоса, Париж & Баку, Хезболла, Трамп и другое. 21.01.24Скачать

Война - мир с Леваном Пирвели: ужас Давоса, Париж & Баку, Хезболла, Трамп и другое. 21.01.24

Московский кинотеатр «Орион»

Кинотеатр «Орион» на Преображенской площади Москвы открылся в 1913 году.

кинотеатр орион преображенская площадь фото Вечерняя Москва, 30.03.1960.

2 сентября 1959 года в кинотеатре целый день демонстрировался фильм «Повесть о латышском стрелке», а на следующий день он был закрыт на капитальный ремонт, установку широкого экрана, новой звуковой и проекционный аппаратуры.

28 марта 1960 года на широком экране кинотеатра начала демонстрироваться эстонская спортивная кинокомедия «Озорные повороты».

Видео:метро,семеновская,преображенская площадь,электрозаводская,высотка,бц,тц,Скачать

метро,семеновская,преображенская площадь,электрозаводская,высотка,бц,тц,

Преображенское, Черкизово, Богородское. 1

» Сборник «Преображенское,Черкизово, Богородское через призму времени глазами обывателя» представляет из себя двухтомник, с подробными выкладками , описаниями и множеством фотографий. Он уже мною издан, здесь я привожу только некоторые отрывки.»

За окном осень 2015 года, октябрь. А в 1960 году в августе месяце я впервые услышала, что в Москве есть такой район с романтическим названием Преображенка и, что мы будем здесь жить. Итак, прошло уже ровно 55 лет, да нет не прошло, а пролетело, пробежало.
Наше новое местожительство сразу пришлось по душе всей нашей семье и не только потому, что мы обосновались в новой двухкомнатной квартире.
Понравилось всё : и тихие провинциальные улочки Черкизова, и близость парка Сокольники, и красивейший заросший Архиерейский пруд, и скрежет проезжающего по рельсам трамвая.
Вот обо всём этом и хотелось мне написать, включив исторические очерки профессионалов ( благо теперь в интернете можно найти всё ) и поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о проживании в этом районе. Сразу хочу признаться, что проделав всё же не малый труд по подборке материала, я использовала совершенно беззастенчиво все статьи, сведения, фотографии, которые только смогла найти, без обязательной ссылки на источники. Это, конечно, не совсем этично по отношению к их авторам, но оправданием мне служат три вещи : во-первых, и они это не сами придумали, во-вторых, я честно об этом заявляю и приношу им всем огромную благодарность и, в-третьих, это же не какой-то научный труд с претензией на открытие, а просто сборник предназначенный для личного пользования моих родных и друзей, а они меня надеюсь не осудят.

Мои адреса менялись: сначала это дом по Просторной улице, потом по 4-Гражданской, затем по бульвару Рокоссовского и вот последние 20 лет- Глебовская улица .
За 55 прошедших лет изменилась не только я изменились дома, очертания улиц, изменилась Москва, изменилась страна, изменилась целая эпоха : что-то исчезло, а что-то возродилось, многое подзабылось, многое ушло из этого мира, из памяти навсегда. Посмотрим.

P.S. Да,многое изменилось . только милые моему сердцу трамваи как начали шкандыбать , ездить, позвякивать, бегать, плестись, скрежетать, позванивать, перевозить — то есть неутомимо и неизменно служить жителям нашего района, быть основным и привычным видом транспорта, так и остаются и, надеюсь, останутся навсегда. Почти на каждой фотографии мы видим их-работяг, хотя и они, конечно же, модернизируются. Что ж, поехали назад в прошлое, вперёд.

Книга 1.Часть 1. «Преображенское.»

1. Истоки Преображенского . 7
2. Преображенская застава . 23
3. Улица Преображенский вал . 2
4. Преображенская старообрядческая община . 34
5. Преображенское кладбище . 40
6. Исчезнувший Хапиловский пруд . 61
7.Преображенская площадь . 72.
8.Преображенский рынок . 96
9. Преображенская улица . 103
10. Большая Черкизовская улица . 105
11. Потешная улица . 109
12. Улица Буженинова . 116
13. Улица Девятая рота . 118
14. Палочный переулок . 120
15. Суворовская улица . 122
16. Электрозаводская улица . 126
17. МЭЛЗ 18. Дворец на Яузе . 156
19. 1-2-3-я улицы Бухвостова . 161
20. Малая Семёновская улица . 165
21. Ковылинский переулок . 175
22. 1-2-я Пугачёвские улицы . 180

Исчезнувший Хапиловский пруд

Хапиловка (исторический район)— существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Название происходит от владельца мельницы на реке.
В давние времена предприимчивый мельник, носивший прозвище Хапило (означавшее не что иное, как просто «хапуга»), построил на том месте, где сливались речки Сосенка и Серебрянка, свой двор и плотину с водяной мельницей. Потом здесь выросла деревня, которую начали называть Хапилово и Хапиловской, а от нее уже пошли наименования речки, моста, нескольких улиц и даже Хапиловских бань.
В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению.
«Московские ведомости» 1908 год:
«На Хапиловском пруду по случаю выходного дня собралось значительное количество рабочих и мастеровых из соседних фабрик и заводов. Вскоре образовалась традиционная «стенка», произошло побоище. Во время свалки на пруду проломился неокрепший лед, и несколько человек оказались под водой. На остальных это подействовало отрезвляюще. Тонущих бросились спасать, но всех спасти не удалось…»»

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось расширение водоёмов ,находящихся в районе Измайлово , Преображенского, Семёновского.
В том числе имелся в виду и Хапиловский пруд, но план этот остался только планом.

Очень жаль,на самом деле водоёмы так никто и не расширял, а наоборот замусорили, вогнали в трубы. Конечно этому может быть и война помешала, а может быть просто пошли по упрощённому варианту.
Река Хапиловка в 1910 году была настолько глубокая, что по ней катались на лодках и купались. Вода была чистая и берега покрывали густые заросли. Это мне лично рассказала одна старая женщина.
Было это в 1966 или 67 году. Я возвращалась после занятий из института домой, когда мы вместе с ней на 36 трамвае переезжали Хапиловский мост, она с грустью смотрела в окно , потом почему-то поделилась своими воспоминаниями. Теперь-то я понимаю почему : грустно наблюдать как проходит не только твоя жизнь, но и как милые привычные свидетели твоей молодости тоже исчезают со временем. Хапиловка тогда уже текла жалким мутным ручейком, но всё же текла, была жива.
Да, в 60-ые годы ХХ века она представляла собой уже жалкую речушку, но всё же ,чтобы доехать на трамвае от Преображенки до Семёновской , надо было пересечь эту речку по Хапиловскому деревянному мосту, потом одолеть железнодорожный переезд .
С обоих сторон переезда стояли шлагбаумы, они закрывали путь трамваям, когда по ж.д. проходил поезд вёзший грузы со складов Электролампового и Трансформаторного заводов и обратно.

Некоторое время ещё сохранялось название трамвайной остановки «Хапиловский переезд»,но когда не стало самой Хапиловки, моста и переезда как такового(заводы резко снизили свою деятельность), то и название остановки , потеряв свой смысл, изменилось .Теперь это остановка называется «Измайловский вал», а на месте бывшего русла реки Хапиловки благополучно функционирует магазин «Авоська» , который находится в большом доме .

По правой стороне Б.Черкизовской улицы напротив дамбы Архиерейского пруда можно увидеть былые берега Хапиловского пруда. Дома стоят как на горе и крутой спуск к ранее находившемуся здесь пруду явно выражен, по краям его бывших берегов, а теперь только их очертаний растут деревья. Так и кажется, что спустишься к воде. Но. пруд ,как ранее говорилось ,тоже заключили в трубу, а на этом месте построили огромный дом. Причём строили его очень долго, лет 10.
Прослеживается какая-то ландшафтная тенденция в нашем районе строить высоченные дома на месте бывших водоёмов. Хотят совсем придавить ,чтобы и памяти не осталось?
Всё- таки огромное желание разрушить «старый мир до основания, а затем. » очень заманчиво во все времена.
Но Слава Б-гу, народ не хочет забывать свою историю и вот, чтобы увековечить память о мельнике Хапило во дворе одного из построенных там домов соорудили ему такой своеобразный памятник. Сидит этот Хапило грустный и понурый. ну и что грустить? Ведь через столько лет всё же вошёл он в историю, не забыт . а это не с каждым мельником случается ,верно?

Преображенская площадь, как и одноимённая улица являются частью Стромынской дороги, которая возникла задолго до появления села Преображенского.
Основа регулярной планировки района, четыре улицы с юга от площади – 9 рота, Суворовская, Буженинова и Электрозаводская, возникают уже в конце XVII века, застраиваясь в основном домами для солдат Преображенского полка. Тогда же возникают и «северные» улицы – три улицы Бухвостова, Потешная, и Зборовские переулки. Названия всех этих улиц в то время были иными. Тогда, в конце XVII века эта территория являлась пригородом, но именно Преображенское, и вместе с ним Немецкая слобода – определили в XVIII веке вектор развития и расширения Москвы.
Пётр сделал эти районы новым «центром» Москвы.
Преображенское вошло в черту Москвы в 1742 году, когда был проложен Камер-Коллежский вал, и построена Преображенская застава.

Преображенская площадь 60-х годов ещё сохраняла московскую былую патриархальную прелесть. Все дома выходившие фасадом на площадь ( в основном, это были 1-2 этажные дома) были миленькие, уютные , симпатичные. Каждый дом имел своё лицо, свою неповторимую особенность. Чувствовалось, что проектировали их с любовью и знанием, вкладывали всю душу.
И вот теперь , когда я окунулась в историю моей неповторимой Преображенки, для меня вдруг выясняется, что архитекторы-то были весьма талантливые да и хозяева -то, заказывающие постройки, тоже обладали вкусом, пусть и купеческим, но не вульгарным, и , что самое главное, общий стиль города сохранялся.

Одним из самых высоких зданий на Преображенской площади были кинотеатр «Орион», напротив него магазин «Мужская одежда» ( в доме Редькиных) и здания на набережной -жилые дома высоких советских начальников , сначала построенных для рабочих фабрики «Освобождённый труд», позже построили здание НИИ ДАР.
В низеньких каменных красивых домах помещались разные магазины: «Булочная», «Молоко» , «Гастроном». Надо сказать, что раньше продукты продавались в магазинах по их названиям. Если написано на вывеске «Мясо», то там уж точно хлеба не купишь. Это сейчас везде распространены всякие супер-пупер маркеты, где продаётся всё в одном зале от детского питания до бытовой химии , которой пропахли все продукты и без того вредные и опасные по своему составу.
Рядом с кинотеатром «Орион» в небольшом двухэтажном доме в подвальном помещении помещалась «Фотография», чтобы попасть в эту маленькую каморку надо было спуститься по ступенькам вниз . Однажды в зимние каникулы , гуляя по Преображенке , у входа в «Фотографию» я неожиданно встретилась с двумя одноклассницами . Они пришли фотографироваться возможно на паспорт- обе были старше меня на полгода. В то время мало у кого были дома собственные фотоаппараты, и люди очень даже часто пользовались услугами профессиональных фотографов. Пришла идея сфотографироваться втроём . И как же здорово, что осталось на память фотография из далёкого детства.

Преображенская площадь 60-е годы.
Вдалеке видно ещё сплошь деревянное Черкизово.
Но уже грядёт совершенно другая его жизнь ,виден башенный кран. Строительство новых домов то тут, то там — перемены , перемены.
Это нам было приятно гулять по тихим , милым улочкам, любуясь провинциальным пейзажем в Москве, а люди живущие в этой экзотике мечтали пожить тоже по-человечески с горячей водой и ванной( а не таскать воду с колонки) , с тёплым туалетом ( а не бегать лютой зимой до ветру),
готовить на газовой плите (а не на керосинке), Постепенно их мечты осуществлялись и они получали квартиры не где-то в далёком районе, а практически здесь же в новых пятиэтажках, почти на своей родной улице.

Доходный дом с Электротеатром «Орион» на Преображенской площади.

Доходный дом был выстроен в 1913 году архитектором Капитоном Дулиным для купчихи Александры Куликовой.
Вот какие они были московские купчихи, ухоженные, красивые и вероятнее всего получившие хорошее воспитание и образование. Именно такой вполне могла быть и Александра Куликова, ведь кинематограф, вернее синематограф, в те времена только зарождался и , чтобы создать у себя такое заведение уж точно надо было быть просвещённой и передовой женщиной ,ну и не лишённой некой доли авантюризма.
Поэтому здание это интересно не столько своим фасадом и скульптурным фризом последнего этажа, сколько кинотеатром.
А по сему поговорим немного о кино. Я позволю себе небольшое отступление поскольку кино моя давняя , многолетняя страсть.

» Итак удивительно, что именно Москва, а не Санкт-Петербург — тогдашняя столица, стала центром кинематографической жизни России.
Первые демонстрации люмьеровских картин в Москве была организована французским импресарио Раулем Гюнсбургом днем 6 мая 1896 года: на пробном показе в театре Солодовникова и вечером, того же дня, на первом публичном киносеансе, при открытии театра в саду «Аквариум».
В 1903 году, в газетах, появилось сообщение об открытии в среду, 1 января, в Театральном проезде в доме Хлудовых «Нового электрического театра» .
Также в 1913 году появляются кинотеатры:
«Орион» на Преображенской площади, «Уран» на Сретенке.
Как уже упоминалось архитектором этого дома был К.А.Дулин.
Капито;лий Абра;мович Ду;лин ( род.4 марта 1876, Лисичанск — ум.26 августа 1933, Москва — русский и советский архитектор и инженер, один из ярких представителей московского модерна) .

А теперь немного и о своих воспоминаниях о кинотеатре «Орион». Во-первых,он был самый близкий от дома по расстоянию ,где можно было смотреть фильмы,причём фильмы шли первым экраном. Ещё была «Родина» , тоже отличный кинотеатр с 2-мя залами, но до «Ориона» можно было дойти пешком, тем более в 15-16 лет . Легко. Это уже потом, когда построили кинотеатр «Янтарь», а ещё позже «Севастополь», в «Орион» мы ходить стали реже .
Во-вторых, это был более солидный что ли центр кинокультуры, чувствовалась особая атмосфера, и фойе уютное с небольшой сценой для выступления певцов
перед вечерними сеансами, как я уже упоминала, и буфет с широкой деревянной стойкой. В общем ,он был ещё с того старого времени, совсем не стеклянный хрущёвский дешёвый стиль; пахло стариной довоенной, а значит романтикой и особой аурой какой-то иной красивой жизни взрослых людей.
Именно в «Орион» мы бегали смотреть только что вышедший фильм «Мой младший брат» по нашумевшему
роману Василия Аксёнова «Звёздный билет», который мы все уже прочитали в журнале «Юность». Ах, какой неподражаемый был Збруев, как восхищала девчонок Марченко, а Миронов, Олег Даль ?! Смотрели по нескольку раз.
Но самое главное, это была фраза из этого фильма «хорошая ты собака».Что уж было в ней такого притягательного не могу объяснить, а наверное то, что было мне 16 лет , и была первая любовь, и мы вместе смотрели этот фильм, и потом после просмотра , затаив дыхание молча возвращались домой взявшись за руки, прямо как в этом фильме, и на прощанье он сказал мне эту фразу «хорошая ты собака» , и я чувствовала себя самой счастливой собакой на всём белом свете.
А теперь на месте «Ориона» Сбербанк, новодел , но как утверждают, построен всё же по проекту 1913 года.
А вот , что крыша зелёная -это уж слишком круто.

Ресторан » Звёздочка» на Преображенской площади.

Знаменитый преображенский ресторан «Звёздочка», стоявший на углу Преображенской площади и улицы Буженинова .
Ресторан до последних дней своей работы сохранял название, которое ему дали его основатели в эпоху НЭП – братья Звездины. Сначала так и назывался «Ресторан братьев Звездиных», потом уже «Звёздочка».
Сам дом стоял на старинных сводчатых палатах, был выстроен в 1864 году, в дальнейшем несколько раз перестраивался.
У всех, кто застал ресторан – совершенно тёплые воспоминания!
Вот, что пишет про ресторан старожил Андрей Котов:
«А в самой Звездочке бывал неоднократно. Ресторанчик был очень уютный и недорогой. Кухня совершенно обычная, но никто не отравился ни разу. Мне там нравилось больше чем в «Рубине» или в «Аленьком цветочке». Классический советский ресторан. За рублей по десять с носа можно посидеть компанией превосходно. Девчонок заходило туда много, знакомились без проблем. Живая музыка-тоже плюс. Зал в темно-бордовых тонах. Садились обычно в конце зала в углу. Короче, впечатления самые положительные»
Да, а я в самой «Звёздочке» так и не побывала. Однажды в 1976 году с хорошим знакомым попробовали туда попасть. Чтобы войти стояла длинная очередь, но эта очередь состояла из «чужих» , таких как мы, а «свои» проходили минуя эту очередь просто и быстро. Был ноябрь месяц, ветер и дождь, плюнули и ушли. Поужинали в ресторане «Рубин» в Черкизове, там всегда были места , кормили прилично и музыка была тоже живая.
Вообще раньше и в кинотеатрах перед сеансом артисты пели часто даже без микрофона, своим голосом, и это было очень душевно и приятно. В кинотеатре «Орион» всегда можно было послушать выступления перед последними сеансами.
И опять про «Звёздочку». Давным давно я где-то читала, что во времена НЭПа в этом ресторане собирались всякие деклассированные элементы, как принято было говорить, а попросту те же барыги и воротилы преступного мира. Не скрою, поэтому у меня всегда было какое-то жгучее любопытство и лёгкий романтизм по отношению к этому месту, как к чему-то запретно-таинственному. Ведь я вообще склонна к мистике, увы.

Теперь немного подробнее про дом Редькиных.
Это здание стоит и по сей день на углу Преображенской и Электрозаводской улиц. Здание , действительно, заслуживает особого внимания.
Никогда не знала, часто бывая на Преображенке, тысячу раз проходя мимо, что это за красивый и старинный дом, но однажды попала во внутрь по делам (там на 4 этаже располагалась какая-то организация , не помню какая, с которой мне надо было согласовать очередной проект по теплосети) : мощные кованные перила, очень красивые окна, а над подъездом висящий на цепях козырёк. Я очень была удивлена и поражена — столько лет мимо ходила и не обращала внимания, серенький фасад , без всякого пафоса.
Дом Редькиных построен в 1914 году в строгом неоклассическом стиле архитектором Иваном Редькиным для себя и брата-купца Петра.
Сейчас в здании располагается окружная прокуратура, и интересно то, что по некоторым предположениям примерно на этом месте при Петре Первом располагалась тайная канцелярия. И улица Электрозаводская, на углу которой стоит дом Редькиных, раньше называлась Генеральной-по генеральному двору, который в 1701 году был преобразован а тайную канцелярию. Здание тайной канцелярии видимо представляло собой каменные палаты. Карамзин в начале 19 века ещё застал их руины.
Тогда же руины были разобраны окончательно. На фотографиях отчётливо видно, что дом Редькиных был 4-х этажный, и только в 1950-х годах был надстроен ещё на два этажа.

Ну вот, даже Карамзин застал только руины, а я ещё пытаюсь что-то присочинить в истории этого дома. Хотя каждый видит то, что ещё успел увидеть, если ,конечно,присматривался.

Видео:Интересная территория: Калининградская областьСкачать

Интересная территория: Калининградская область

Архнадзор

Видео:Сколько в России производят БПЛА линейки «Орион»? / Russian drone OrionСкачать

Сколько в России производят БПЛА линейки «Орион»? / Russian drone Orion

Последний театр у заставы

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Преображенский Народный дом, который не пережил народной власти

Константин Михайлов

Старинные фотографии Москвы увлекают не хуже ребуса. Город меняется в лице так стремительно, что иногда нужно производить целые изыскания, чтобы расшифровать тот или иной фотоснимок. Вот, например, этот: площадь где-то на окраине, череда одно- и двухэтажных домиков, неясный силуэт храма в глубине, здание с эффектной башенкой на переднем плане. Что это, где это?

кинотеатр орион преображенская площадь фото
Мое детство и юность, можно сказать, прошли на этой площади и в ближайших ее окрестностях, а я этого всего уже не застал. Храм взорвали в 1964-м, домики снесли тогда же, некоторые чуть раньше. На их месте я помню только газоны, скверик и неширокий проезд, параллельный главной дороге. Впрочем, и площади моего детства больше не существует.

кинотеатр орион преображенская площадь фото
Ее восточный квартал снесли в конце 1970-х, дома на южной стороне — в 1980-х, в 1990-е добили кинотеатр «Орион», а в 2004-м грохнули последний дореволюционный квартал на углу Суворовской улицы. На его месте теперь исполинский офисный комплекс, рядом — жилой поменьше, «Орион» заменен новоделом, в котором квартирует банк. Зато фундаменты взорванного храма теперь раскопаны археологами, и началось его воссоздание.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Если мы доживем до его завершения — шутка ли, со дня взрыва прошло без малого пятьдесят лет — то старинный снимок станет чуть более узнаваем. Теми, кто помнит. Ведь только совсем уж старинные жители Преображенского и Черкизова помнят их живыми — дома на северной, нечетной стороне Преображенской площади, храм Спаса Преображения в Преображенском. И гордое имя, которое некогда носил домик с башенкой, с галантерейным и продуктовым магазином в первом этаже до революции — Преображенский Народный дом.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Народные дома — не просто новый вид общественных зданий в России конца XIX — начала ХХ века. Народный дом — детище «первой индустриализации» времен Александра III, когда промышленный рост повсеместно превосходил самые смелые прогнозы, когда большие села стали превращаться в индустриальные центры, а былые пасторальные предместья больших городов — в фабрично-заводские окраины. Бывшие крестьяне и их дети, не удерживаемые более на родине крепостным правом и пополнявшие ряды новоиспеченного рабочего класса, в массовом порядке становились городскими жителями. Правда, горожанами большинство их были только по названию — «чистой» городской публике они были чужды и малопонятны (впрочем, как и она им), времени и сил ходить в Большой театр и Третьяковскую галерею у них не было (да и не факт, что им бы там сильно обрадовались). Эти люди, по роду занятий и укладу жизни оторвавшиеся от традиционной русской селькой культуры и не приставшие к культуре городской, со временем (прямо пропорционально росту собственной численности) стали определенной проблемой для городов. Вино и водка как единственная отрада и «средство рекреации», отвратительные условия жизни и «домашнего» (на деле — фабрично-казарменного) быта, низменные развлечения и грубые нравы — это общеизвестно. А с другой стороны — отсутствие полноценного шлюза для вхождения в городскую цивилизацию, убогие возможности для образования и постижения культуры — для тех, кто к этому искренне стремился. Народные дома и были тем средством, которое в дореволюционной России придумали в помощь в первую очередь новому городскому населению. Не сказать, чтобы средство оказалось универсальным, но плоды просвещения сомнению не подлежат.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Предоставим слово Большой Советской энциклопедии — она, конечно, страдала излишествами классового подхода, зато славилась способностью кратко и ясно изложить историю вопроса: «Народные дома, клубные учреждения в дореволюционной России. Обычно в Народных домах размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Народные дома создавались на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. Первые Народные дома были открыты во 2-й половине 80-х гг. 19 в. крупными промышленниками. В конце 19 в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах Народные дома с просветительскими целями (в Петербурге — Лиговский Народный дом, в Москве — Введенский Народный дом, в Харькове и Киеве — Народные дома обществ грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы некоторых Народных домов… Самодержавие тормозило культурно-просветительную деятельность Народных домов, ограничивая театральный репертуар «благонамеренными» пьесами, затрудняя комплектование библиотек».

Итак, попытаемся понять общий смысл процесса. До «промышленной революции» 1880-х — начала 1890-х интеллигенция, да и правительство, пытались нести свет и культуру в крестьянские массы по месту их проживания — отсюда «хождение в народ», земства со всеми их больницами и школами и т. п. Когда вчерашнее крестьянское население хлынуло в города, маршруты хождения в народ делаются короче — до городской окраины, а Народные дома становятся центрами кристаллизации благородной образовательно-просветительской (а еще и медицинской, социальной, благотворительной, педагогической) миссии. И цели этой миссии (что, в общем, в истории русской интеллигенции бывало не часто) неожиданно совпадают с целями режима и крупного капитала. Фабрикантам нужны квалифицированные и культурные рабочие, а правительство вправе было рассчитывать, что просвещение и культурные развлечения развеивают социальное недовольство и отвлекают от классовой борьбы. До поры до времени все так и было.

В Народных домах, открытых с раннего утра и допоздна (вход — бесплатный), рабочим и их домочадцам предлагают здоровую и дешевую пищу (обычную и духовную), при них открывают чайные и столовые, библиотеки, театры и даже оперы.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

В них организуют публичные лекции, открывают обсерватории и курсы для изучения наук, устраивают концерты и литературные вечера, выставки картин и скульптур, показывают кинофильмы. И все это достаточно щедро субсидируется и правительством, и земствами, и частными благотворителями. Хочешь — учись, хочешь — листай газеты и журналы, хочешь — тренируйся в гимнастическом зале, хочешь — пей чай с пирогами, хочешь — играй в шашки или в кегельбан, хочешь — смотри театральное представление, а то и сам в нем поучаствуй. С одним только непременным для всех Народных домов необъятной России условием: никакого спиртного. Здесь же учат и развлекают детей.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

И нельзя сказать, что это было официальной кампанией, которую с трибуны славили, а за глаза — насмехались, как над горбачевской борьбой за трезвость. Народные дома росли по всей России, как грибы после дождя. Санкт-Петербург и Москва, Харьков и Тифлис, Киев и Вологда, Томск и Кишинев, Самара и Майкоп. Народные дома помогают строить органы власти и земства, дворянские общества и предприниматели, общественные организации. За большими городами к процессу подключаются города небольшие и села, где культурных учреждений не было искони. К 1918 году в одной только, например, отдаленной Северо-Двинской губернии насчитывалось 98 Народных домов.

В Москве столько не было, зато тут для Народных домов строили настоящие дворцы, как, например, знаменитый Введенский народный дом на одноименной площади.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

В 1898 году городская управа обсуждала вопрос о строительстве крупного Народного дома, призванного координировать и направлять всю культурно-просветительную работу в восточных фабричных предместьях Москвы — результатом этого и стало строительство Введенского Народного дома в 1903-1904 гг. Считается, что московские Народные дома со всеми их чайными, читальнями, библиотеками и театрами только в 1903 году посетило свыше 6 млн. человек. Применительно к Москве 1911 года исследователи называют цифру в 15 Народных домов, причем при Народном доме в Грузинах существовала опера, а оперные спектакли давались во многих Народных домах, привлекая в целом в праздничные дни более 15 тысяч. зрителей. Всезнающий Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона говорит, что «посетили Народные дома со времени открытия по 1915 год 38 290 680 человек».

Справочник «Вся Москва» за 1915 год перечисляет 9 народных домов (правда, здесь не учтены существовавшие отдельно народные столовые, чайные, читальни и др.): Алексеевский (на Васильевской ул.), Сухаревский, Трубный, Ладожский, им. Джунковского (на Хитровском рынке), Бутырский, Садовнический, Дорогомиловский, Сергиевский (на Новослободской ул.). В городе работал особый Совет по управлению Народными домами, под председательством отставного генерал-майора Николая Кудрявцева. По обстоятельствам военного времени в некоторых Народных домах (Алексеевском, Садовническом, Сухаревском) были развернуты временные госпитали для фронтовых раненых — мест в штатных госпиталях не хватало.

Генеалогию Народных домов обычно возводят к британским прототипам — Народному дворцу, открытому в Лондоне в 1887, году и т. н. «политехникумам» начала 1880-х.

Если учесть, что многие менеджеры высшего и среднего звена на русских предприятиях эпохи промышленного бума выписывались из Англии вместе со станками и технологиями, то теоретически во внедрении передового цивилизаторского опыта их также можно заподозрить. Однако есть данные о существовании Народных домов или их предтеч еще в Сибири первой половины 1880-х годов. В те же годы Народные дома множатся по всей Европе — в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, других странах. Так что Россия шла здесь нога в ногу с общеевропейским движением. Тем более что национальная специфика подсказывала: Народные дома — отличное средство для борьбы с пьянством. Многие Народные дома создавались по инициативе обществ трезвости; помимо культурных проектов, призванных отогнать от граждан зеленого змия, при них открывались специальные амбулатории и курсы терапии алкоголизма, при петербургском Народном доме Императора Николая II работал даже «Музей по алкоголизму».

Преображенский Народный дом не весьма знаменит, если не сказать попросту, что он вообще почти никому не известен. Неподалеку от Преображенского, в Семеновском, располагался легендарный Введенский народный дом, где для рабочих играли и пели, бывало, первые лица русской театральной и музыкальной сцены. К тому же и открыт Народный дом на Преображенке был совсем незадолго до революции — век его оказался слишком короток для славы. Но и забвения он не заслуживает — все же частица московской истории.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Последний дом (№ 19) по левой стороне Преображенской площади, каменный, двухэтажный, с лавками в нижнем этаже, построен, судя по виду, в последней трети XIX столетия. Согласно городским справочникам, в 1901 году он числился за домовладельцем Юдиным, в 1915-м — за домовладельцем Головановым. Он стоял у самой административной границы города, перед обелисками Преображенской заставы. И именно в нем в 1916 году был открыт Преображенский Народный дом. Судя по размерам, в нем вряд ли можно было давать оперные спектакли, но для курсов, лекций и театральных сценок он вполне подходил. Московское время менялось. Раньше окраины были символом грязи и беспросветности, и известная картина Перова «Последний кабак у заставы» прекрасно выражает это ощущение.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Теперь, когда кабаки у городских ворот сменялись Народными домами, можно было пофантазировать на тему «Последний театр у заставы» и т. д. Для Преображенской площади это, кстати, никакая не аллегория, потому что в середине XIX века в конце квартала перед заставой стоял именно что «Казенный питейный дом».

Итак, на закате Российской империи у Преображенской заставы зажегся крохотный, но культурный огонечек. Увы, ненадолго, поскольку порывы революционных вихрей эпохи и не такое тушили. Народным домам, как эпицентрам собраний пролетариата, поневоле пришлось принимать активное участие в революционных событиях. «Большая Советская энциклопедия» не преувеличивает: «Большевики использовали Народные дома для ведения революционной пропаганды, организации массовых митингов. 9 (22) мая 1906 на митинге в Лиговском Народном доме выступил В. И. Ленин (под псевдонимом — Карпов)».

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Рабочие охотно ели дешевые и здоровые обеды и ужины, но слушали не только концерты и фольклорные хоры, но и ораторов, которые обещали им фабрики и прочие атрибуты райской жизни на земле. В 1917-м, естественно, Народные дома были вновь использованы революционерами как «точки кристаллизации». В революционные летописи попал и Преображенский Народный дом: в октябре 1917-го он стал штаб-квартирой организации Союза рабочей молодежи «III Интернационал». Революционеры захватили располагавшийся по соседству у заставы гараж 2-й запасной автомобильной роты и предоставили грузовики Военно-революционному комитету района. Штабы, готовившие большевистское вооруженное восстание в Москве, располагались в те дни и во Введенском, и в Преображенском Народных домах.

После Октябрьской революции Народные дома сменились рабочими клубами и домами культуры, выполнявшими, в общем-то, те же функции, с поправкой на присутствие идеологической пропаганды и отсутствие частных благотворителей. Культурным центром округи стал кинотеатр (бывший синематограф) «Орион» (Преображенская площадь, 7, историческое здание снесено в середине 1990-х гг). Преображенский Народный дом при советской власти служил жильем с магазинами. Новая власть не обещала ему долгого века.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года мало ценил старую Преображенку: «Преображенская и Большая Черкизовская улицы… в значительной части застроены одноэтажными, мелкими, преимущественно деревянными, зданиями. В этой части магистраль расширяется до 80 м и застраивается высокими жилыми домами». Это указание товарища Сталина, с поправкой на офисы, выполнено лишь в наши дни, а до войны у реконструкторов руки до Преображенки не дошли…

Последний час старинных домов на северной стороне Преображенской площади пробил в 1964 году, когда здесь открытым способом прокладывали линию метрополитена.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Под этим предлогом взорвали храм Преображения (хотя непосредственно трасса метро его не затрагивала), Постановление Мосгорисполкома в июле 1963 года предписало снести ради нужд Метростроя не только храм, но и 40 жилых строений, в которых проживало тогда 1317 человек. В их числе оказался и бывший Преображенский Народный дом.

И на этом, собственно, можно было бы поставить точку, если бы не благодарная память и любовь, которые, как обычно, оказываются сильнее времени.

P.S. Визитная карточка из дома Голованова

В одной московской семье бережно хранят крохотную визитную карточку. Она мало похожа на современные – ни логотипа, ни должности, ни телефона, ни электронной почты.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Только имя и шрифтом помельче адрес: Дмитрий Парамонович Шарапов, Москва, Преображенская площадь, дом Голованова. Ниточка из фамильного прошлого, которую невозможно оборвать. Ведь на визитке – имя прадеда, один из адресов семейной истории. Живой истории, в которой эстафету памяти будут, я уверен, передавать из поколения в поколение.

Сохранилась и фотография, запечатлевшая Дмитрия Парамоновича с женой Татьяной и дочерьми Шурой и Паней. Как повествуют семейные хроники, владелец визитной карточки служил в Варшаве, туда приехала к нему будущая жена Татьяна Лукина. В столице Царства Польского, входившего до 1917 года в состав Российской Империи, они поженились. Затем Шараповы переезжают в Москву, где нанимают квартиру в доме Голованова у Преображенской заставы. Было это в 1903-1905 годах. Впоследствии семья переехала в дом в Ковылинском переулке, который цел до сих пор. Было у них четверо детей – три дочери и сын. Одна из дочерей до старости помнила, что квартира у родителей была большая, с ванной комнатой – по тем временам, да еще на окраине, это была редкость, свидетельствовавшая о семейном достатке.

кинотеатр орион преображенская площадь фото

Семья Шараповых нанимала летом дачу в недалеком Богородском (оно до 1930-х годов было дачным пригородом), а затем купила там дом, в котором открыла ресторан. В Богородском, на местном кладбище, Дмитрий Парамонович и похоронен. Он умер в 1919 году; его супруга пережила мужа почти на 40 лет – разрушения дома Голованова, в котором начиналась их московская жизнь, они не застали.

Собственно, из таких фамильных историй и складывается история общая, московская. И пока их хранят и помнят – история продолжается.

В сокращенном варианте статья опубликована в журнале «Московское наследие» в 2012 году.

🎬 Видео

ТОП самых популярных кинотеатров МосквыСкачать

ТОП самых популярных кинотеатров Москвы

Советское панорамное чудо — ГоризонтСкачать

Советское панорамное чудо — Горизонт

Какими были советские гастрономы. Елисеевский, Смоленский и магазины в спальных районахСкачать

Какими были советские гастрономы. Елисеевский, Смоленский и магазины в спальных районах

Случай на параде в г. Рязани!Скачать

Случай на параде   в г. Рязани!

ФотоувеличителиСкачать

Фотоувеличители

Облико морале | Москва: от Преображенской площади до Немецкой слободыСкачать

Облико морале | Москва: от Преображенской площади до Немецкой слободы

22.11.2017 дорога к метро Преображенская площадьСкачать

22.11.2017 дорога к метро Преображенская площадь

Кинотеатр в лионском двореСкачать

Кинотеатр в лионском дворе

Зачем нужен поляризационный фильтр? | Как снимать при естественном свете?Скачать

Зачем нужен поляризационный фильтр? | Как снимать при естественном свете?

Как раньше снимали без хромакея (Комбинированные съёмки, фронтпроекция и пр.)Скачать

Как раньше снимали без хромакея (Комбинированные съёмки, фронтпроекция и пр.)

Домашний кинотеатр на 70 мест! Как это работает?Скачать

Домашний кинотеатр на 70 мест! Как это работает?

Взгляд из окошка киномеханика: новое оборудование в череповецком «Комсомольце»Скачать

Взгляд из окошка киномеханика: новое оборудование в череповецком «Комсомольце»

КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ КОНЦЕРТЫ И ШОУ | Фотосъемка концертов на примере группы БИ-2Скачать

КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ КОНЦЕРТЫ И ШОУ | Фотосъемка концертов на примере группы БИ-2

Заброшенная усадьба П.П. фон Дервиза. Старожиловский конный завод, Рязанская областьСкачать

Заброшенная усадьба П.П. фон Дервиза. Старожиловский конный завод, Рязанская область

Новая технология 7d кино поражает воображениеСкачать

Новая технология 7d кино поражает воображение
Поделиться или сохранить к себе:
понедельник