- Норма уборки помещений на одну уборщицу (служебные и производственные помещения)
- Перечень помещений, обязательных для клининга
- Кем должен производиться клининг?
- Сколько следует платить уборщице?
- Сколько инвентаря и моющих средств должно быть затрачено?
- Какие факторы могут изменить нормы уборки?
- Как рассчитываются нормативы уборки?
- Насколько часто производится уборка помещений?
- Какие рабочие обязанности входят в нормы расчета?
- Правила расчета количества уборщиц
- Перечень правил по клинингу помещений
- Новые нормы по уборке площадей служебных помещений на одного работника в 2022 году
- Какие работы по уборке необходимо производить
- Какие нормы по уборке служебных помещений существуют
- Нормы по уборке служебных помещений на одного работника
- Нормы расходов моющих средств
- Кто может осуществлять уборку служебных помещений
- В каких помещениях предприятия уборка проводится в обязательном порядке
- Общие требования к уборке служебных помещений
- Технология работы и организация труда
- Виды покрытий пола (группы)
- Повторяемость уборки за смену в зависимости от типа пола (таблица)
- Как меняется норма уборки в зависимости от вида служебного помещения
- Сколько нанимать уборщиц для уборки служебных помещений
- Виды уборки. Какой вид уборки применяется в зависимости от норматива
- Типовые нормы обслуживания помещений (формулы)
- Норма времени обслуживания, если уборщик убирает различные помещения (формула)
- Расчет нормы, если уборщик выполняет несколько видов работ (формула)
- Нормативная часть
- Карта 1. Уборка помещений на производствах, не имеющих отходов (1 группа)
- Карта 2. Уборка помещений на производствах, дающих древесные отходы (2 группа)
- Карта 3. Уборка помещений на производствах, дающих легковесные, жидкие, сыпучие, мелкогабаритные производственные отходы (3 группа)
- Карта 4. Уборка помещений на производствах, дающих металлические отходы в виде стружки, обрезков и т.п. (4 группа)
- Карта 5. Уборка помещений на производствах, дающих отходы литья, огнеупорный мусор, угольную и торфяную пыль и не требующих тщательной их уборки (5 группа)
- Карта 6. Уборка стен, панелей, колонн
- Типичные ошибки
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Нормы для уборщиц помещений согласно Минтруда
- Кто должен выполнять уборку служебных помещений
- Норма уборки служебных помещений на одну уборщицу
- Пример расчета численности рабочих при выполнении стеклопротирочных работ
- Пример расчета численности рабочих при выполнении полотерных работ
- При каких условиях нормативы можно разрабатывать самим
- Какие факторы могут изменить нормы уборки
- Насколько часто производится уборка помещений
- Сколько инвентаря и моющих средств должно быть затрачено
- Некоторые правила по уборке помещений
- Какие работы по уборке необходимо производить
- Сколько следует платить уборщице
Видео:Как считать объекты в клининге?Скачать
Норма уборки помещений на одну уборщицу (служебные и производственные помещения)
Абсолютно каждому предприятию требуется своевременная уборка помещений. Осуществлять ее должен определенный сотрудник, для которого властями разработана норма уборки помещений на одну уборщицу.
Человек несведущий или имеющий слабое представление о процедуре уборки решит, что нет ничего сложного в найме и выдаче фронта работ для уборщицы. Однако на самом деле существуют специальные нормы по уборке, подбору инвентаря, которых каждый работодатель обязан придерживаться. Каждый пункт этих правил подкрепляется своим законодательным документом.
Видео:Нормирование - уборщики служебных помещенийСкачать
Перечень помещений, обязательных для клининга
Клининг – это услуги профуборки. Каждый человек организовывает наведение чистоты в своем доме исходя из своих представлений. Но есть такая категория людей, которым это делать совершенно не хочется, затруднительно или просто-напросто нет времени.
Для таких людей намного проще заплатить за идельную уборку, чем заниматься ею собственноручно, вооружившись тряпочками и пылесосом. А ведь есть еще офисные здания, громадные торговые центры, обширные производственные цеха, школьные заведения, детские сады и многое другое – кто убирается в этих помещениях? Разумеется, это профессиональные уборщики.
Клининг помещений на производственном предприятии должен выполняться на таких участках, как:
- Места для работы сотрудников и их отдыха.
- Туалеты и комнаты для принятия душа.
- Места для приема или приготовления пищи.
- Склады.
Каждое производственное помещение, описанное выше, должно подвергаться санитарной обработке и мытью полов, стен. А такие участки, как холл и ступени, лифтовые кабины, подвалы и чердаки, должны подвергаться особой обработке антисептическими веществами.
Видео:3 Проведение ежедневной уборки помещений организаций здравоохраненияСкачать
Кем должен производиться клининг?
В некоторых компаниях или на производстве уборку помещений доверяют самим работникам. Однако, как показал печальный опыт, они не справлялись со своими дополнительными обязанностями качественно, в связи с чем были вынуждены работать в антисанитарных условиях.
Именно поэтому каждой организации непременно требуется уборщик служебных помещений. Только он знает все тонкости клининга и способен добиться полной чистоты во всех помещениях. Главное для начальства – обеспечить уборщика всем необходимым.
Видео:Как рассчитать площадь будущего дома.Скачать
Сколько следует платить уборщице?
Каждый труд должен хорошо оплачиваться. Таким образом, и работа уборщица должна иметь достойную оплату.
В ст. 133 Трудового Кодекса Российской Федерации сказано, что заработная плата каждого сотрудника, не пропустившего ни одного рабочего дня и в полном объеме выполнившего всю положенную ему работу, не должна быть меньше самой малой ставки по оплате труда. Таким образом, уборщик служебных помещений должен получать зарплату в размере, превышающем минимальную. В случае увеличения зоны обслуживания зарплата должна также быть увеличена. Однако данная доплата необязательно должна быть выше МРОТ. При этом абсолютно не имеет значения, сколько дополнительной площади взял на себя уборщик.
Видео:Проведение текущей уборки помещенияСкачать
Сколько инвентаря и моющих средств должно быть затрачено?
Для предотвращения хищений, а также правильного распределения расходов на клининг на каждое служебное помещение должно расходоваться определенное количество материалов и моющих средств.
Существуют как стандартные нормы расхода, так и индивидуальные. Вторые применяются в зависимости от таких показателей, как площадь уборки и общее число сотрудников. Для типовых разработаны свои данные. Под нормы расхода материалов подпадают такие виды инвентаря, как:
- Мыло туалетное и хозяйственное.
- Порошок для стирки.
- Полировочные средства.
- Ведра.
- Разного вида щетки.
- Ершики для очистки унитазов.
- Тряпки для протирания пыли, мебели и прочего.
Согласно типовым расчетам, моющие средства используются в полном соответствии с количеством трудовых часов. Инвентарь, в свою очередь, подсчитывается в штуках на одного человека в течение определенного времени. Таким образом, следуя исходным данным, уборка промышленных помещений с площадью в 400 квадратных метров будет производиться со следующим количеством моющих средств и инвентаря:
- Порошок для стирки – 1 килограмм.
- Мыло туалетное – 200 грамм.
- Мыло хозяйственное – 400 грамм.
- Веник – 2 единицы на 30 дней.
- Щетки – 1 единица на 60 дней.
- Совки – 1 единица на полгода.
- Перчатки из резины – 1 единица на 30 дней.
Все эти данные должны отражаться не только в типовом договоре, который заключается, когда уборщица в офис или на производство устраивается, но и в памятке для данного работника.
Видео:КАК РАССЧИТАТЬ ОБЪЕКТ? Клининговый бизнес. Компания "Эксперт клининг"Скачать
Какие факторы могут изменить нормы уборки?
Несмотря на общие положения и Трудовой кодекс, имеются факторы, с которыми норма уборки помещений на одну уборщицу меняется. К ним относятся:
- Для производства: общая площадь уборки, масса отходов и сора, типа производства.
- Для служебных и бытовых помещений: тип помещений, числа задействованных сотрудников.
Таким образом, наряду с изменением норм уборки меняется и заработная плата сотрудников.
Видео:Как посчитать площадь комнаты в квадратных метрах – снято на видеоСкачать
Как рассчитываются нормативы уборки?
Нормы площади для уборщицы в образовательных учреждениях и на производстве определяются общей площадью уборки и устанавливаются в минутах на 1 квадрат убираемого пространства. Однако они могут меняться при наличии различных видов сора и отходов, а также применении современных средств, оборудования и новейших средств по организации труда.
Для наилучшего понимания, а также максимально правильного расчета рабочего времени и начисления заработной платы следует знать, что абсолютно все предприятия делятся на следующие группы:
- Безотходные. Наиболее чистое производство, уборка в котором осуществляется согласно регламенту.
- Производство, дающее древесный мусор. Это и все последующие виды помещений убираются по повышенным ставкам.
- Производство, дающее жидкость, легкие и сыпучие виды сора.
- Предприятие, дающее металлические остатки.
- Предприятие, дающее огнеупорные отходы, торфяные и угольные остатки.
Исходя из этого перечня, нормой уборки помещения в минуту будут следующие показатели:
- Для производств, не дающих отходов. Норма уборки помещений на одну уборщицу на 1 квадрат рабочего пространства должна составлять около 0.3 минут – при организации сухой уборки пола – и 0.7 минут – при выполнении влажной уборки с применением моющих растворов.
- Для производств с разными типами отходов. Для них нормы будут напрямую зависеть от веса отходов, размещенных на 100 квадратах рабочего пространства. В целом эти показатели будут иметь следующее значение: при 50 килограммах отходов сухая уборка производится в течение 0.16 минут, а при 168 килограммах – 0.30 минута.
Видео:🆗 КАК РАССЧИТАТЬ | ПЛОЩАДЬ СТЕН❓Скачать
Насколько часто производится уборка помещений?
Когда устраивается уборщица в офис или иное служебное помещение, между ней и директором заключается договор. Наряду с перечислением основных обязанностей и служебным временем, там также указывается, насколько часто уборщице необходимо проводить каждый вид уборки. Однако существуют и свои исключения. Так, например, при влажной очистке пола чаще положенного договором, иные виды уборки могут совершаться частично.
В Трудовом Кодексе Российской Федерации приводятся стандартные нормы уборки, придерживаться которых следует при типовом заключении договора на уборку образовательных и служебных помещений. Согласно им, различные виды клининга должны производиться со следующей периодичностью:
- Очистка пола пылесосом или веником. Должна осуществляться каждый день в течение нескольких раз или по необходимости.
- Протирание полов, полок, стен. Осуществляется один раз в 7 дней при условии, что помещение несильно загрязняется.
- Влажная уборка пола. Должна производиться 1 раз в месяц. Однако данная обязанность касается только служебных помещений. Во всех прочих мытье должно осуществляться раз в два дня.
- Уборка мебели. Осуществляется каждый день по одному разу.
- Мытье мебели. Нормативы уборки в этом случае не должны превышать одного раза в течение недели.
- Влажная уборка систем отопления. Проводится 4 раза за 1 год.
- Уборка оконных проемов и подоконников. Осуществляется единожды в 7 дней.
- Сухая уборка потолка. Уборка проводится дважды в год.
- Мытье окон. Осуществляется дважды в год.
Организация по уборке использует особенный подход: порядок закреплен регламентом, каждый знает свои должностные обязанности и свой участок, где будет проводится работа. В итоге работа выполняется очень быстро, все поверхности сияют удивительной чистотой, а в воздухе витает аромат свежести, который невозможно передать словами.
Особенно важен профессиональный клининг для уборки больших помещений: торговых центров, развлекательных комплексов, промышленных или офисных зданий. Здесь персонал клининговой службы ожидают не только большие объемы работ, но и специфические загрязнения, большая высота потолков, огромные окна и другие сложности.
Без профессиональных навыков и специального оборудования справиться с уборкой таких помещений на должном уровне практически невозможно.
Видео:Нормирование - уборщики производственных помещенийСкачать
Какие рабочие обязанности входят в нормы расчета?
Все нормы площади для уборщицы высчитываются с учетом того времени, которое занимает уборка того или иного помещения. В целом все рабочие функции делятся на две части: главные типы уборки и второстепенные. К главным относятся:
- Сухая и влажная уборка полов.
- Удаление мусора с территории рабочего пространства.
- Уборка ящиков, мешков и иных видов емкостей.
- Замена моющего средства.
- Влажная и сухая уборка панелей, подоконников, отопительных радиаторов и стен.
- Распределение сора и вынос его на специально отведенное для этого место.
- Очистка раковин, кранов и туалетов с душевыми.
К второстепенным типам уборки относятся следующие разновидности работ:
- Подбор и обработка материалов для уборки и перенос их на место клининга.
- Очистка рабочего места.
- Прием и сдача смены.
- Проведение легкого монтажа материалов.
Главные функции входят в счет заработной платы и должны осуществляться строго по времени. Второстепенные типы не входят в расчет рабочего времени, а значит, не учитываются в заработной плате.
Видео:Квартал уборка офисаСкачать
Правила расчета количества уборщиц
Достаточно часто работодатели сталкиваются с такой ситуацией, как перегруженность уборщиц в одном месте и недостаток их в другом. Для того чтобы не сталкиваться с подобной ситуацией, необходимо правильно рассчитать количество человек на одно помещение и в связи с этими подсчетами распределять работников.
Норма уборки помещений на одну уборщицу – это основа, с помощью которой работодатель легко сможет высчитать необходимое количество работников. Однако, так как они не являются обязательными к исполнению, то могут составлять от 400 квадратов до 1000 на одного человека. Точное количество напрямую зависит от загруженности рабочих помещений и того, как будет работать уборщица, ставка которой рассчитывается индивидуально. Исходя из этого, можно применить следующие показатели:
- В малозагруженных помещениях. Если у уборщицы ставка, то нормативом считается 559 квадратов на одного человека.
- В сильнозагруженных. Норматив составляет 319 квадратов.
- В незагруженных помещениях. Норма уборки составляет около 1000 квадратов.
- В санитарных помещениях. Допускается один уборщик на каждые 200 квадратных метров на 1 смену или 310 квадратных метров.
Таким образом, руководствуясь приведенными данными, можно легко вычислить количество человек на одно производственное помещение.
Видео:Расчет площади помещенияСкачать
Перечень правил по клинингу помещений
Наряду с обязанностями начальства по распределению персонала, а также обеспечению их всем необходимым для работы на производстве, описанная выше работа (уборщица) также предполагает выполнение некоторых правил и служебных обязанностей. К таковым можно отнести:
- Для каждого помещения или места работы должна быть составлена специальная памятка, в которой должны указываться следующие данные: график перемещения, общая площадь обслуживаемого пространства, периодичность проведения клининговых мероприятий, разновидности работ и используемые средства, количество часов на осуществление деятельности.
- Весь инвентарь должен размещаться в специальном помещении и переноситься только уборщиком. По окончании выполнения рабочих обязанностей все они должны быть возвращены на место.
- Вся рабочая площадь, которую обрабатывает уборщица, должна быть поделена на отдельные участки – до 11 квадратных метров.
- Весь сор и отходы должны собираться в специально предназначенную для этого емкость, которая передвигается с одного участка на другой до полного окончания уборки. Затем она выносится в специально отведенное для этого место.
- В момент осуществления мытья полов, стен и мебели грязная вода должна меняться на чистую по мере необходимости.
Выполнение данных правил является обязательным абсолютно для каждой уборщицы – вне зависимости от места уборки и вида служебного помещения.
Видео:Аренда помещения свободного назначения площадью 1800 кв. м на Носовихинском шоссе в СалтыковкеСкачать
Новые нормы по уборке площадей служебных помещений на одного работника в 2022 году
Для обеспечения санитарных норм в организациях и на предприятиях необходимо регулярно проводить уборку помещений. Обязательными местами уборки являются:
- рабочие места;
- места отдыха работников;
- туалеты и душевые кабины;
- места приема и приготовления пищи;
- складские помещения;
- производственные помещения;
- лестницы, вестибюли, холлы;
- лифты;
- подвалы.
Если сферой деятельности организации является производство пищевых продуктов, то помимо обычной уборки обязательно должна осуществляться регулярная дезинфекция всех рабочих поверхностей, полов и стен. Это необходимо для хранения продуктов и исключит вероятность появления болезнетворных бактерий и грибков.
Видео:Как быстро убраться : 5 секретов профессиональных уборщиковСкачать
Какие работы по уборке необходимо производить
Все организации можно поделить на несколько категорий в зависимости от вида отходов, в соответствии с которыми и рассчитываются нормы уборки производственных помещений на одного человека. Это производства:
- не имеющие отходов;
- дающие древесные отходы;
- дающие жидкие, легковесные и сыпучие отходы;
- с металлическими отходами;
- с огнеупорными отходами, торфяной и угольной пылью.
Для определения норм уборку условно делят на основную и дополнительную. К основной относятся:
- подметание и мытье полов;
- сбор мусора около рабочих мест;
- смена моющего раствора;
- протирка и обметание панелей, подоконников, труб отопления;
- доставка мусора в установленное место;
- чистка раковин, кранов и санузлов.
К дополнительным можно отнести:
- подготовка средств обслуживания и их доставка на место и обратно;
- уборка рабочего места уборщика;
- прием и сдача смены;
- осуществление легкого ремонта инвентаря;
- и прочее.
Видео:Санитарные помещения. Стандарты уборки.Скачать
Какие нормы по уборке служебных помещений существуют
Если организация убирает все помещения своими силами, то в таком случае она должна четко обозначить должностные обязанности своим уборщикам помещений. Нормы по уборке служебных помещений каждая организация разрабатывает самостоятельно. Так как нормы убираемой площади относятся к нормам труда, то их необходимо закрепить в локальных нормативных актах работодателя с учетом мнения представительного органа работников (если такой существует). Это следует из статей 160, 162 Трудового Кодекса РФ. Их также можно закрепить в коллективном договоре согласно статьям 40, 41 Трудового Кодекса РФ. Также необходимо прописать эти нормы в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника. Так как действующим законодательством нормы строго не предусмотрены, то можно ориентироваться на утвержденные в СССР нормы.
Для того чтобы разработать такие нормы можно ориентироваться на следующие документы:
- Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 «Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений»;
- Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 N 321/19-28 «Об утверждении Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий»;
- Рекомендации по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, утвержденные Приказом Минстроя России от 15.11.1994 N 11;
- Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденные Постановлением Минтруда России от 24.06.1996 N 38;
- Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденные Росздравом;
- Приказ Минюста России от 04.08.1999 N 227 «Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»;
- Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»;
- Приказ Минкультуры СССР от 30.05.1980 N 311 «Об утверждении временных типовых штатов сельских централизованных клубных систем Министерства культуры СССР».
Видео:ПРОСТЫЕ ПРОФЕССИИ ТЕХНИЧКА 13 11 2021Скачать
Нормы по уборке служебных помещений на одного работника
Нормативы по уборке помещений на одного сотрудника устанавливаются организациями, как мы уже поняли, самостоятельно. Нормы можно установить, исходя из площади уборки в смену, или выразить в минутах за квадратный метр. Они могут зависеть от площади уборки, от заставленности убираемого помещения, от типа убираемых отходов. Нормы также рассчитываются с учетом затрат времени на выполнение основной и дополнительной работы. Нормы уборки производственных помещений на одного человека колеблются в достаточно широком диапазоне. Расчет можно производить, исходя из 400 кв. м. до 1000 кв. м на человека. Если заставленность минимальная, то норма обслуживания составляет где-то 560 кв.м. за смену на одного человека, а если максимальная заставленность, то норма уже будет 320 кв.м. в смену на одного человека. Для туалетов норма 200 кв.м./смена на 1 человека, для душевых – 300 кв.м./смену на одного человека.
Нормы также можно устанавливать, исходя из времени уборки 1 квадратного метра. При таком подходе можно определять нормы следующим образом, например, 0.2 мин на 1кв.м. для мытья пола с использованием моющих средств или подметание 0.6 мин на 1 кв.м. Для других предприятий этот показатель можно установить в зависимости о массы убираемого мусора на 100 кв. м. Так при массе убираемых отходов до 50 кг норма подметания без увлажнения будет, например, 0.15 мин, а при массе от 120 до 200 кг – 0.35 мин.
Для уборщиков помещений для каждой зоны желательно разработать карту чистоты, в которой можно отразить маршрут работы, границы площади, частоту уборки, виды работ и применяемые для них средства, время на выполнение этих работ. Для эффективной работы сотрудников также необходимо, чтобы средства для обслуживания помещений хранились в специальном месте и доставлялись уборщиком помещений к зоне работы самостоятельно.
Видео:Работа клинером (зарабатывает 130 000 в месяц на уборке, рассказывает лайфхаки и где брать клиентов)Скачать
Нормы расходов моющих средств
Существуют приблизительные нормы расхода моющих средств. Конечно, они не отражают всех потребностей организации, но ориентироваться на них можно. Типовыми моющими средствами признаются:
- мыло туалетное, хозяйственное;
- порошок для стирки;
- ведра;
- щетки;
- ершики для унитазов;
- тряпки для пыли;
- швабры;
- веники;
- совки;
- перчатки резиновые;
- разнообразные моющие и чистящие средства.
Инвентарь, считается в штуках на одного человека в течение определенного времени. Для площади в 400 квадратных метров необходимо следующее количество средств и инвентаря:
- порошок для стирки – 1 килограмм;
- мыло туалетное – 200 грамм;
- мыло хозяйственное – 400 грамм;
- веник – 2 единицы на 30 дней;
- щетки – 1 единица на 60 дней;
- совки – 1 единица на полгода;
- перчатки из резины – 1 единица на 30 дней.
Что касается моющих и чистящих средств, то их расход можно рассчитать на основании рекомендаций производителя, которые указываются на этикетке.
Видео:Урок 3. Оборудование и расходные материалы для клинингаСкачать
Кто может осуществлять уборку служебных помещений
Законом не установлено требований к техническим работникам, к их квалификации, стажу работы или образованию. Каждая компания, предприниматель и самозанятое лицо вправе определять, кто будет наводить чистоту в занимаемых ими помещениях. На принятие решения могут влиять такие факторы, как занимаемые площади, финансовое благосостояние, специфика деятельности хозяйствующего субъекта. В общем виде можно выделить 3 схемы, к которым могут прибегать пользователи офисов и производственных помещений для поддержания в них чистоты:
- Небольшие помещения могут обслуживать сами работники, в должностные обязанности которых напрямую не входит уборка, но может входить обязанность поддержания чистоты своего рабочего места. Поскольку официально в таких компаниях отсутствует технический работник, то и регламентировать его деятельность внутренними документами нет никакой необходимости.
- Самый распространенный способ уборки помещений, используемых для ведения предпринимательской деятельности и осуществления иных видов деятельности, – содержание в штате отдельной ставки уборщика. При этом работа в организации для такого сотрудника может быть основной, или (если, например, площади недостаточно большие) он может наниматься на работу по совместительству. Также работы могут выполняться им в течение всего рабочего дня, или он может быть принят лишь на определенное количество часов (неполный рабочий день). Такой труд регулируется локальными актами организации с учетом действующего законодательства и норм.
- Заключение договора подряда на уборку помещений со специализированной организацией. Поскольку в этом случае работники, наводящие порядок, не входят в штат организации, которую они прибирают, то последняя и не несет ответственности за них и их труд. В такой ситуации труд технических работников регламентируется их трудовыми договорами с клининговой компанией и ее внутренними документами.
Видео:Клининговый бизнес. Работа с тендерами. Как рассчитать тендер в клининге за 10 минут Эксперт клинингСкачать
В каких помещениях предприятия уборка проводится в обязательном порядке
Содержание в чистоте помещений предприятия и рабочих мест его служащих – обязанность работодателя, вытекающая не просто из долга уважения и заботы о работников, но и из требований Трудового кодекса РФ. В частности, работодатель обязан обеспечить бытовые нужды своего трудового коллектива, нормальные и безопасные условия труда. Как очевидность, чтобы работники были здоровы и могли трудиться в нормальных условиях, следует обеспечивать регулярную уборку помещений.
С той или иной периодичностью уборке подлежат все помещения, в которых сотрудники осуществляют свою трудовую функцию, находятся временно, пользуются ими. В числе таких помещений:
- производственные;
- офисные (кабинеты);
- общего пользования (коридоры, лифты);
- санитарно-бытовые (помещения для приема пищи, санитарные комнаты);
- складские и подвальные помещения и т.д.
Перечень обязательных видов клининговых работ определяется ведомственными нормативными актами и локальными инструкциями самого предприятия.
Важно! При привлечении сторонней организации всю технологию уборки, а также перечень объектов, в которых должна быть наведена чистота, с указанием соответствующих площадей необходимо прописывать в тексте договора подряда (либо оказания услуг) или в качестве приложения к нему.
Видео:Тележки уборочные одноведерные. Уборка помещений площадью до 100 м"Скачать
Общие требования к уборке служебных помещений
Безусловно, любая трудовая функция выполняется работником с опорой на его должностную инструкцию. Это же касается и уборщиков помещений, особенно если речь идет о производственных и подобных предприятиях. При приеме на работу и подписании трудового договора сотрудник знакомится со своими должностными обязанностями под роспись, а копия должностной инструкции выдается ему на руки, чтобы он всегда мог обновить в памяти, что входит в его трудовую функцию.
Важно! В настоящее время нет ни одного нормативного документа, определяющего правила уборки помещений, какие-либо нормативы и требования. Все имеющиеся документы либо утратили свою силу, либо применяются исключительно как рекомендуемые, но не обязательные к исполнению. В связи с этим система нормирования труда технического работника, равно как и его должностные обязанности должны быть разработаны каждой организацией самостоятельно. При разработке подобного локального акта как раз можно опираться на имеющиеся рекомендации государственных органов в данной сфере.
Технология работы и организация труда
Итак, можно обозначить следующие правила, которые должны исполняться техничками, применимые для любых помещений:
- Обязанности соответствующего служащего делятся на основные (непосредственные действия по наведению чистоты) и дополнительные (подготовка моющих и чистящих средств, подготовка инвентаря, уборка служебного помещения самого технического работника).
- Перечень инвентаря работника складывается из видов работ, который ему необходимо выполнять.
- Средства уборки должны храниться в отдельном помещении либо специально оборудованном месте (например, шкафу).
- Отходы (если таковые имеются) должны собираться на первом этапе уборки.
- Влажная уборка начинается с пола, который делится на участки, площадью не более 12 м 2 .
- Далее следует влажная уборка подоконников, радиаторов отопления и иных имеющихся в помещении поверхностей.
- Стены должны промываться с использованием специальных моющих средств, а сама вода меняется по мере того, как становится грязной.
- Отходы переносятся уборщиком в место их складирования либо утилизируются по иным правилам (например, размещаются в мусорном контейнере).
Внутренние нормативы предприятия могут устанавливать иные правила либо конкретизировать приведенные выше с учетом специфики своей деятельности. Так или иначе, чем подробнее будет описана технология проведения уборки, тем меньше шансов возникновения конфликта в будущем.
С одной стороны, работодатель не имеет права требовать выполнения действий, не обусловленных трудовой функцией (не прописанных в договоре или инструкциях). А с другой, – работник не обязан выполнять вновь возникшие требования или убирать добавочные площади, если это не оговорено его договором, и он не был уведомлен о расширении обязанностей за 2 месяца.
Видео:Как посчитать площадь комнатыСкачать
Виды покрытий пола (группы)
Норматив работы техничек может зависеть от вида половых покрытий. Сегодня нам известно множество таковых, и работодатель рассматривает каждый случай индивидуально. Если же говорить об имеющихся законодательных нормах, то виды покрытий пола именно в производственных помещениях были закреплены в Постановлении Госкомтруда СССР еще 18.09.1985 . Ныне они не имеют юридической силы, но по-прежнему могут рассматриваться как рекомендательные, с опорой на которые можно разработать свои внутренние нормативы.
Повторяемость уборки за смену в зависимости от типа пола (таблица)
Для определения нормативов и коэффициентов, применяемых для их расчета, в первую очередь необходимо определить, какие типы половых покрытий к какой из групп относятся. Они представлены в форме таблицы:
Группа | Тип покрытия | |||||
Цементный пол | Керамическая плитка | Линолеум | Деревянное покрытие | Металлическая плитка | Бетон с мраморной крошкой | |
первая | + | + | — | — | — | — |
вторая | + | — | — | + | — | — |
третья | + | + | + | — | — | — |
четвертая | + | — | — | — | + | + |
пятая | — | — | — | — | + | — |
Количество раз, которое служащий должен навести чистоту в том или ином помещении, определяется работодателем, исходя из потребностей. Но указанным выше актом предусмотрены поправочные коэффициенты, необходимые при расчете норм труда технического работника. Указанные данные представлены в таблице ниже:
Повторяемость уборки за смену
Как меняется норма уборки в зависимости от вида служебного помещения
Советский законодатель дифференцировал виды помещений (классификация именно в рассматриваемых целях) в зависимости от видов отходов, которые в нем образуются и с которыми имеет дело уборщица. С тех пор новых норм по этому поводу не появилось, поэтому представим разработанные ранее виды.
Порядковый номер группы | Тип помещения | Пример |
1-я | Производственные, в которых отходы не образуются | Котельная, использующая в качестве топлива газ |
2-я | Помещения с древесным мусором | Лесопильный цех, пилорама, мебельный цех, деревообработка |
3-я | Производства с жидким и сыпучим мусором | Швейная фабрика, цеха пищевой промышленности |
4-я | Цеха, производящие отходы в виде металлической стружки или обрезков | Предприятия, изготавливающие железобетонные изделия |
5-я | С отходами литья, огнеупорный и иной мусор, не требующий тщательной уборки | Сталелитейные цеха, трубопрокат |
По общему правилу, чем выше порядковый номер группы, тем более высокий норматив установлен для выполнения однотипного вида работ. При этом в таблице представлены только виды производственных помещений.
Важно! Конкретные нормативы по приведенным видам помещений содержатся в специальных картах, номера которых соответствуют порядковому номеру каждой приведенной группы. Таблицы представлены в статье ниже по тексту.
Сколько нанимать уборщиц для уборки служебных помещений
Как мы уже указывали выше и еще поговорим ниже, требуемое число уборщиков зависит от нормативов, установленных в компании. На то, какое количество технических работников необходимо, оказывают влияние такие факторы, как:
- убираемые площади;
- тип половых покрытий;
- виды помещений по специфике производимого в них мусора;
- заставленность прибираемых площадей;
- целевое назначение самих помещений.
Так, например, на уборку туалетов и санитарных комнат всегда требуется больше времени, чем на уборку коридора, в котором нет мебели. Соответственно, на помещение в 2000 м 2 с минимальным количеством мебели и отходов может потребоваться то же число уборщиков, что и для наведения чистоты в цехе производства пищевых продуктов площадью 600 м 2 .
Виды уборки. Какой вид уборки применяется в зависимости от норматива
В расчет нормативов для уборщиков должны включаться все виды работ, которые им необходимо выполнить в процессе осуществления трудовой функции. Соответственно, при расчете времени, которое необходимо затратить на наведение чистоты в том или ином помещении, необходимо учитывать:
- Основные виды работ, непосредственно выполняемые в процессе уборки (например, в отношении пола – уборка отходов, сухое или влажное подметание, мытье).
- Дополнительные действия, без выполнения которых сотрудник клининга не сможет осуществить основную уборку (ему потребуется доставить инвентарь, при необходимости развести моющие растворы, вернуть инвентарь в место хранения по завершении и т.п.).
Если норматив не будет включать оба этих вида, то сотрудник может обжаловать действия работодателя в связи с тем, что ему приходится выполнять работы, не обусловленные трудовой функцией и должностными обязанностями.
Типовые нормы обслуживания помещений (формулы)
Чтобы рассчитать норматив работы сотрудника клининговой службы предприятия, можно воспользоваться специальными формулами. Они достаточно сложны, поэтому целесообразно прибегать к ним в том случае, когда организация содержит целый штат уборщиков, занимает большие площади разных типов.
В общем виде рассматриваемый норматив можно рассчитать по следующей формуле:
При этом определить коэффициент можно, зная в процентном отношении к основной рабочей функции уборщика время, которое необходимо на осуществление дополнительных функций, а также на отдых и иные личные нужды. В первом случае его предлагают устанавливать равным 6%, во втором – 5%.
Принимая во внимание следующую формулу:
получаем выражение 1+(5+6)/100=1+11/100=1,11
Норма времени обслуживания, если уборщик убирает различные помещения (формула)
При этом не всегда получается так, что технический работник осуществляет свою трудовую функцию в помещении одного типа. Чаще один уборщик наводит чистоту на территориях, требующих разного времени уборки при прочих равных. В этом случае расчет нормативов производится по другой формуле, которая предполагает суммирование нормативов по разным видам помещений. Расчет в этом случае производится следующим образом:
Расчет нормы, если уборщик выполняет несколько видов работ (формула)
Кроме того, одному служащему может поручаться проведения нескольких видов работ. И в этом случае также существует отдельная формула, которая позволяет рассчитать норматив. Выглядит она следующим образом:
Карта 1
Все приведенные расчеты достаточно сложны, поэтому должны выполняться бухгалтерскими отделами или инженером по охране труда, обладающими специальными знаниями в этой области. Для облегчения понимания расчетов можно воспользоваться примером, который приведен в упомянутом Постановлении от 18.09.1985 .
Нормативная часть
Поскольку различные виды выполняемых работ и типы помещений оказывают влияние на время, которое требуется для уборки 1 квадратного метра площади, советский законодатель разработал соответствующие таблицы. В них норматив рассмотрен с учетом всех описанных параметров.
Важно учитывать, что все нормы были рассчитаны на момент подготовки и издания акта в 1985 году. Соответственно, учитывались орудия труда и виды моющих средств, которые применялись в то время, когда практически не было моющих машин и иных специальных приспособлений. Сегодня при расчете этих показателей наниматель вполне может делать поправки, если уборка производится с применением современных технологий, облегчающих труд уборщиков. Конкретный состав упомянутых в картах работ технического служащего также прописан индивидуально, но в целом складывается из следующих действий:
- подготовительные к началу смены работы;
- сбор отходов;
- подметание и мытье полов и иных поверхностей;
- доставка мусора в места хранения или утилизации;
- возвращение инвентаря и средств в место хранения;
- завершение смены.
Не все они будут присутствовать в каждом случае. Так, например, в силу специфики помещений 1-ой группы они не образуют никаких промышленных отходов, а значит и стадия сбора мусора не будет присутствовать в алгоритме действий технички.
Карта 1. Уборка помещений на производствах, не имеющих отходов (1 группа)
Здесь и далее каждая карта по порядковому номеру соответствует типу помещений, которые рассматривались в нашей статье выше.
Карта 2. Уборка помещений на производствах, дающих древесные отходы (2 группа)
Карта 3. Уборка помещений на производствах, дающих легковесные, жидкие, сыпучие, мелкогабаритные производственные отходы (3 группа)
Карта 4. Уборка помещений на производствах, дающих металлические отходы в виде стружки, обрезков и т.п. (4 группа)
Карта 5. Уборка помещений на производствах, дающих отходы литья, огнеупорный мусор, угольную и торфяную пыль и не требующих тщательной их уборки (5 группа)
Карта 6. Уборка стен, панелей, колонн
Эта группа включает в себя непосредственно обметание или обтирание указанных участков, смену воды (в том числе, со специальным чистящим средством), а также доставку необходимого инвентаря и его уборку по окончании процесса.
Типичные ошибки
Ошибка: В организации не установлены нормативы для технических работников по уборке помещений, она руководствуется утвержденными на законодательном уровне нормами.
В действительности, на сегодняшний день нет ни одного действующего нормативного акта, устанавливающего подобные требования. Принятый еще в советское время акт изначально вводился в действие как временный, а впоследствии был продлен, но только до 1995 года. В связи с этим, работодателю стоит разработать собственные нормативы, а при наличии небольших площадей просто обозначить их в должностной инструкции соответствующего сотрудника.
Ошибка: Поскольку закон не обязывает работодателя нанимать уборщицу, он требует от работников самостоятельно производить уборку.
Данное требование является незаконным. Хотя наведение чистоты непосредственно на рабочем месте и может входить в должностные обязанности сотрудника, производить уборку иных помещений, зон и участков он вовсе не обязан. А вот работодатель обязан предоставить работнику нормальные условия труда, которые невозможно соблюсти в условиях скопившейся грязи, мусора и отходов. Соответственно, наниматель может лишь обратиться с просьбой к своим сотрудникам самостоятельно поддерживать чистоту, если занимаемая площадь небольшая, и нанимать отдельного служащего нецелесообразно.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: На предприятии разработаны нормативы уборки. При приеме технического служащего на работу одно помещение в нашей организации было законсервировано, поэтому его уборка не производилась. Теперь же оно используется, но уборщица отказывается его обслуживать, поскольку полагает это расширением обязанностей. Права ли она?
Ответ: Однозначно ответить на этот вопрос можно, лишь изучив все внутренние документы (трудовой договор, должностную инструкцию и внутренние нормативы). Если в каком-то из этих документов указана площадь, включающая ранее неиспользуемую часть здания, тогда это не является расширением ее обязанностей (при этом важно, чтобы она была ознакомлена со всеми этими документами под роспись). Если же вновь используемая площадь ранее не оговаривалась, то сотрудница вправе не проводить ее уборку.
Вопрос: Из чего исходить при разработке внутреннего норматива для уборщиц?
Ответ: Поскольку законодательных нормативов не утверждено, в первую очередь необходимо руководствоваться принципом разумности и реальными условиями. Невозможно возложить на работника чистоты столько обязанностей, с которыми он физически не сможет справиться за рабочий день. Также можно в качестве опоры принять указанные в статье типовые нормы, утвержденные Постановление Госкомтруда СССР № 321/19-28 .
Нормы для уборщиц помещений согласно Минтруда
В нежилых помещениях коммерческого и служебного назначения должна осуществляться уборка. Для этого нанимается специальный сотрудник, но минимальный инвентарь и площадь для очистных работ строго регламентируются законодательными документами.
Кто должен выполнять уборку служебных помещений
Уборка включает регулярное мытье полов, очищение мебели от пыли и грязи, выброс мусора и мытье окон. Ответственный за уборку также должен следить за тем, чтобы мебель, инвентарь и разные предметы находились на своих местах.
Обязанность по очистке служебных помещений руководители могут возлагать на собственных работников, либо на специально нанятых по уборке. Например, такое может быть в школах и офисах, когда привлекаться могут даже дети. В первом случае, очистные работы можно разделить между сотрудниками поровну, или выстроить график поочередной уборки. Во втором случае, нанимается уборщик, который будет приводить рабочее пространство в порядок за собственную заработную плату.
Обратите внимание! Если возложить уборку на сотрудников, эффекта будет мало, так как без дополнительной платы не все предпочитают добросовестно выполнять «лишние обязанности».
Норма уборки служебных помещений на одну уборщицу
Особые требования нормирования выдвигаются для объектов с большой проходимостью, тогда одному работнику очень тяжело справиться. Законодательно не закреплены никакие нормы уборки на одного сотрудника. Поэтому, нормы работ и убираемых площадей закрепляют за одним работником, создавая нормативы уборки помещений на одну уборщицу. То есть, юридическое лицо самостоятельно разрабатывает нормы для уборщиц помещений согласно Минтруда и указывает их в своих внутренних актах.
Пример расчета численности рабочих при выполнении стеклопротирочных работ
Расчет производится исходя из общей площади окон и стеклянных поверхностей, которые необходимо регулярно убирать. При этом, поверхности принято делить на легкодоступные и труднодоступные. Рассчитывается годовой фонд времени и коэффициент невыходов, когда сотрудник по болезни, из-за прогула или по любой другой причине не выходит на работу. Эти данные позволяют рассчитать количество работников, которые потребуются для уборки. Например, на небольшом предприятии с обычными легкодоступными окнами и общим временем на их полную очистку 700 минут и фондом рабочего времени 1500 минут расчет будет такой:
(700/1500) * 2 (коэффициент невыхода на смену) = 0,93 человека. То есть, для уборки окон достаточно одного человека.
Пример расчета численности рабочих при выполнении полотерных работ
Для пола берутся почти те же данные: площадь и время на работу, коэффициент невыхода, требуемая периодичность. Например, необходимое время на протирание полов – 800 минут, фонд времени – 1600 минут, коэффициент невыхода – 2. Тогда получаем: (800/1600) * 2 = 1 человек потребуется для одной организации.
При каких условиях нормативы можно разрабатывать самим
Если у организации слишком большая площадь, то специалисты отдела аналитики или нанятые сотрудники должны рассчитать минимальное количество уборщиков на всю территорию и закрепить за ними определенные обязанности. Должны быть точно подсчитаны площади полов и окон, а также других данных. Подсчитывается продолжительность рабочих смен и общий фонд времени.
Какие факторы могут изменить нормы уборки
Нормы уборки производственных помещений на одну уборщицу могут измениться в связи с изменением территории, а также с увеличением или уменьшением количества отходов. Можно менять норму уборки, если были изменены тип помещений или количество занятых на территории работников.
Справка! Изменения нормативов по разным причинам могут потребовать дополнительных уборщиков и инвентаря.
Насколько часто производится уборка помещений
Полный перечень уборки:
- Протирать полы необходимо ежедневно по нескольку раз, либо по необходимости.
- Полки, стены и мебель протираются раз в неделю в среднем.
- Убирать предметы, расставляя их по своим местам, необходимо также каждый день.
- Чистить мебель необходимо не чаще раза в неделю.
- Протирать подоконники нежно 1 раз в неделю.
- Очистка труб и инженерных систем проводится гораздо реже – 4 раза в год.
- Мытье окон и протирание потолка – не реже 2-х раз в год.
Сколько инвентаря и моющих средств должно быть затрачено
Для определения нормативов по использованию моющих средств создается специальная комиссия, которая рассчитывает расход средств. Чтобы рассчитать, берутся фактические затраты и инженерные расчеты. Чтобы разрабатывать нормы площадей для уборщиц служебных помещений было проще, можно воспользоваться Приказом 1122 Н. Также, производители бытовой химии пишут рекомендации по расходованию средств и количеству применяемого средства для каждой уборки.
Обратите внимание! Нормы будут отличаться для помещений разного назначения: служебного и производственного. Как правило, нормы труда для уборщиц служебных помещений 2019 подразумевают расход в 2 раза меньше из-за большего количества образований грязи.
Для некоторых помещений требуются специальные очистительные средства. И средства должны отличаться для разных поверхностей. Норма подразумевает количество дней, в течение которых будет расходоваться средство.
Некоторые правила по уборке помещений
Организация обязана разработать специальную карту уборки, в которой будет указано время на наведение порядка одного помещения, расписание и маршрут. А также, в помещении должен быть условный документ с подписью лица, отвечающим за чистоту.
Средства для очистки хранятся в специальном месте с ограниченным доступом. Мусор собирается в отдельные мешки или емкости. Необходимо предоставить специальные емкости или тележки для транспортировки уборочных средств, а также специальной формы для уборщика.
Какие работы по уборке необходимо производить
При уборке, необходимо очищать полы от мусора, грязи и разводов с помощью метлы, веника, швабры и моющих средств. Затем, нужно очищать мусорки от накопившегося мусора, протирать поверхность мебели и сантехники. А также, протираются зеркала и стеклянные поверхности.
Работы, проводимые не на ежедневной основе необходимо также осуществлять согласно предусмотренной карте. Для разных помещений будут существовать свои правила и время на очищение. Как правило, время указывается либо для каждого помещения, либо на каждые 10 квадратных метров.
Сколько следует платить уборщице
Государством не установлена определенная плата за услуги. Но оплата не должна быть меньше, чем МРОТ. Уборка – это достаточно тяжелый труд, который должен достойно оплачиваться. Поэтому, организация устанавливает зарплаты исходя из объема выполняемых работ, но не менее, чем минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством. И чем больше объем работы – тем выше должна быть оплата.
Справка! Чтобы решить, какая зарплата должна быть у уборщика, можно посмотреть среднюю зарплату у уборщиц в данном субъекте РФ.
Уборка – непростая задача и в крупных фирмах основная ответственность лежит на руководителях и специальной комиссии. Сотрудники, осуществляющие уборку, должны быть оснащены оборудованием и бытовой химией. Частота проводимых гигиенических мероприятий увеличивается для перечня организацией от министерства здравоохранения: больницы, санатории, лечебницы и другие мед учреждения, а также организации общепита и торговые залы.