Задача 4. Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
Практическая работа 1.
Тема Расчет необходимого количества мебели для торгового зала
Цель работы:приобретение навыков подбора типов и расчёт потребности в торговой мебели для данного магазина на основании норм технологической оснащенности предприятий.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ
1.Учебно – методическое пособие; Арустамов, Э.А. Техническое оснащение торговых организаций, Памбухчиянц В.K. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле)
Ход выполнения работы:
Задание1. Дайте характеристику торговой мебели согласно признакам классификации. Результаты задания запишите в таблицу по следующей форме:
Признак классификации
Вид торговой мебели
По месту использования
По назначению
По способу установки
По товарному профилю
По методу продажи
По конструкции
Задание 2. Пользуясь предложенными образцами торговой мебели составьте перечень торговой мебели для оснащения предложенного в вариантах 1-4 типа магазина самообслуживания. Обоснуйте свой выбор, указав назначение мебели. Результаты выполнения задания отразите в таблице:
Вид торговойц мебели
Назначение
Особенности конструкции
Мебель для торговых залов
Мебель для подсобных помещений
Вариант 1. Магазины типа «Хлебобулочный» и «Посуда».
Вариант 2. Магазины типа «Кондитерские товары» и «Одежда».
Вариант 3. Магазины «Бакалейные товары» и «Ткани».
Вариант 4. Магазины «Чай» и «Обувь».
Варианты :для выполнения задания 2.
Абдурашидов Д.
Агафонов А.
Басова Д.
Белоглазова А.
Галиулин М.
Гожев Д.
Кулева о.
Нуждина Л.
Орлова А.
Рудометова Н.
Самедов Я.
Сайфетдинова Д.
Суриков И.
Трошин Р.
Цепкин С.
Хилова Д.
Аниськин В.
Короленок Н.
Крашенинников Г.
Шкутько Д.
ЗАДАНИЕ 3.Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
( решение ситуационных задач)
ЗАДАНИЕ 4.Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙвсе задания выполняются строго по порядку
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ЗАДАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Определить эффективность использования торговой площади магазина. Она оценивается коэффициентом установочной площади и коэффициентом использования торговой площади под выкладку товаров.
Коэффициент использования торговой площади под установку оборудования определяется отношением установочной площади к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента установочной площади для магазинов самообслуживания по продаже продовольственных товаров составляет 0,30 – 0,32, для магазинов, реализующих непродовольственные товары, – 0,27 – 0,30.
Коэффициент использования торговой площади под выкладку товаров определяется отношением площади выкладки товаров к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента использования площади под выкладку товаров в магазинах самообслуживания, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, – 0,72 – 0,78, продовольственных товаров – 0,70 – 0,75.
ЗАДАНИЕ 3. Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
( пример решения)
ЗАДАЧА 3.Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
УСЛОВИЕ.Рассчитайте необходимое количество горок для выкладки непродовольственных товаров на основании следующих данных:
— площадь торгового зала — 300 м 2 ;
— под выкладку товаров предполагается использовать горки, размеры полок которых приведены ниже:
-1- я полка: 900*600 мм;
— 2 — я полка: 900*400 мм;
-3 — я полка: 900*400 мм;
-4 — я полка: 900*400 мм;
прочее оборудование (витрины, прилавки, кассовые кабины) занимает в торговом зале
Необходимое количество горок рассчитаем исходя из знания нормативного значения коэффициента установочной площади (равно 0,3):
1) рассчитаем, какая должна быть установочная площадь по нормативу:
300 2 * 0,3=90 м 2 (должно быть по нормативу)
2) мы знаем, что не всю установочную площадь можем занять под установку горок, так как часть площади уже отведена под другие виды оборудования.
Рассчитаем площадь, на которую будем устанавливать горки:
90 м 2 -70 м 2 = 20 м 2
3) определим установочную площадь одной горки (определяем по нижней, наибольшей полке на оборудовании):
0,9м *0,6м = 0,54м 2
4) таким образом, одна горка в торговом зале будет занимать площадь, равную 0,54 м 2 , в нашем случае для установки горок предназначено 20 м 2 , поэтому мы можем рассчитать потребное количество горок:
20 м 2 / 0,54 м 2 =31 единиц
Задача 4. Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
УСЛОВИЕ: Определите установочную и демонстрационную площадь горки 16.02
Для решения задачи потребуется каталог Т05М «Мебель для предприятий торговли», в данном каталоге указанный вид мебели: это горка универсальная, высотой 1600 мм, порядковый номер горки — 2.
Чтобы рассчитать установочную и демонстрационную площадь горки необходимо знать размеры полок.
Размеры полок определим по индексам деталей. Так индексу 086 — соответствует полка без ценникодержсателя с шириной 400 мм, а индексу 087 — полка без ценникодержателя шириной 500 мм.
Полок 087 — 2 штуки, это нижние полки оборудования (они самые большие), поэтому с их помощью рассчитаем установочную площадь оборудования. Для расчета установочной площади необходимо знать длину оборудования, так как мебель в данном каталоге типизированная и унифицированная длина будет стандартной, и будет равняться
— определим установочную площадь горки: 2 полки *0,9м (длина) * 0,5 м (ширина) = 0,9 м 2
1. зная ширину и длину всех полог горки можем определить ее демонстрационную площадь. Для горки это будет площадь всех полок (ведь на всех полках может демонстрироваться товар):
6 полок * 0,9 м (длина) * 0,4 м (ширина) + 0,9 м 2 (площадь двух нижних полок) = 3,06
Таким образом, установочная площадь островной горки — 0,9 м 2 , демонстрационная площадь — 3,06м 2 .
Видео:Как посчитать площадь комнаты в квадратных метрах – снято на видеоСкачать
Рассчитаем площадь выкладки (демонстрационную площадь) торгового оборудования
2. Рассчитаем площадь выкладки (демонстрационную площадь) торгового оборудования.
Площадь выкладки определяется как сумма площадей всех полок оборудования, на которых могут быть выложены товары.
Sвыкл. = 0,6 м × 0,97 м × 16 × 5 + 0,5 м × 0,97 м × 10 × 8 + 0,4 м × 0,97 м + 4,9 м 2 = 46,56 м 2 + 38,8 м 2 + 0,388 м 2 + 4,9 м 2 = 90,648 м 2
3. Определим эффективность использования торговой площади магазина. Она оценивается:
а) коэффициентом установочной площади, т.е. отношением установочной площади оборудования к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента установочной площади для продовольственных магазинов составляет 0,30 — 0,32; для непродовольственных магазинов — 0,27 — 0,30.
Куст. пл. = 25,65 м 2 / 100 м 2 = 0,257
б) коэффициентом использования торговой площади под выкладку товаров, т.е. отношением площади выкладки товаров к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента использования площади под выкладку в продовольственных магазинах составляет 0,70 — 0,75; для непродовольственных магазинов — 0,72 — 0,78.
Кисп. пл. = 90,648 м 2 / 100 м 2 = 0,906
Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что торговая площадь магазина используется неэффективно, поскольку коэффициент установочной площади и коэффициент использования торговой площади под выкладку товаров не соответствуют оптимальной величине (коэффициент установочной площади равен 0,257 при оптимальной величине 0,27 — 0,3, а коэффициент использования торговой площади под выкладку товаров равен 0,906 при оптимальной величине 0,72 — 0,78).
Выбор типов весов и определение потребности в них для магазинатипа «Универсам»
Используя данные таблицы 2 об обороте фасуемых и реализуемых за день продовольственных товаров в магазине «Универсам», а также данные таблицы 3, где приводятся технические характеристики различных марок весов, необходимо выбрать соответствующий тип весов, для расфасовки и отпуска товаров и определить потребность в весах для данного магазина.
Среднедневной оборот отпускаемых и фасуемых товаров в магазине «Универсам»
Наименование и количество фасуемых и реализуемых товаров
Номер задачи 58
1. Гастрономические товары, кг
3600
2. Кондитерские товары, кг
312
3. Бакалейный товары, кг
1430
1. Время, затрачиваемое на одну операцию по взвешиванию при отпуске:
а) кондитерских товаров — 1,5 мин;
б) гастрономических товаров — 0,3 мин;
в) на одну операцию по фасовке бакалейных товаров необходимо затратить 1 мин.
2. Масса одного отпуска для кондитерских и гастрономических товаров 0,5 кг. Масса одной расфасовки бакалейных товаров — 1 кг.
3. Фасовка и отпуск продовольственных товаров в магазине «Универсам» осуществляются в течение 10 часов ежедневно.
4. При взвешивании и отпуске продовольственных товаров можно использовать весы ВЭ-15Т (при отпуске гастрономических товаров), весы РН-10Ц13 (при отпуске кондитерских товаров и фасовке бакалейных товаров).
Основные технические характеристики весоизмерительного оборудования
№ п/п
Наименование оборудования
Назначение и область применения
Краткая техническая характеристика
1.
Весы настольные циферблатные РН10Ц13
Взвешивание различных товаров на предприятиях торговли и общественно питания
Пределы взвешивания, кг — 0,1 — 10.
Конечное значение шкалы, г — 1000.
Цена деления шкалы, г — 5.
Наибольшее значение шкалы циферблата кг — 1,0.
Допустимая плотность взвешивания, г, при интервалах взвешивания:
от 100 до 2500 — +,- 2,5;
от 2500 до 10000 — +,- 5;
Габаритные размеры, мм — 580 × 280 × 680
2.
Весы электронные настольные для определения массы и стоимости продуктов ВЭ-15Т
Взвешивание и фасование продовольственных товаров на предприятиях торговли
Наибольший предел взвешивания, кг — 15
Наименьший предел взвешивания, г — 40
Потребляемая мощность, Вт — 15
Допустимая погрешность взвешивания, г, в интервалах взвешивания:
от 1,0 до 4,0кг — ±4 от 4,0 до 6,0кг ±6
от 6,0 до 10,0кг ±10
от 10,0 до 15,0кг ±15
Время взвешивания и вычисления стоимости товаров, с — 2
Время непрерывной работы, ч — 16
Средний срок службы, лет 8
1. Выбрать соответствующие типы весов для магазина. При этом следует учесть, что на выбор типа весов влияют характер работы торгового предприятия, величина повторяющихся отвесов, минимальный размер отвесов, диапазон взвешивания весов и др. При подборе соответствующих типов весов необходимо выбрать такие, которые обеспечивали бы высокую производительность труда работников, соблюдение правил взвешивания, необходимую точность учета товаров по массе.
Тип весов для магазина — весы ВЭ-15Т при отпуске гастрономических товаров, весы РН-10Ц13 при отпуске кондитерских товаров и фасовке бакалейных товаров.
2. Определить потребное количество весов для фасовки и отпуска товаров по формуле:
где L — потребное количество весов, шт.;
О — количество товара, фасуемого или продаваемого за смену, кг;
Р — пропускная способность весов за смену, кг.
Пропускная способность весов за смену (Р) определяется по формуле:
где Q — наибольший предел взвешивания на данных весах, кг.;
Т — время полезной работы весов за рабочий день, мин;
t — время одной операции по взвешиванию, мин.;
К — коэффициент использования наибольшего предела взвешивания, который определяется отношением массы одного отпуска к наибольшему пределу взвешивания весов.
Расчеты проведем по каждому виду товаров:
Пропускную способность весов за смену:
P = 10 кг × (10 × 60 мин.) / 0,3 мин. × (0,5 кг / 10 кг) = 1000 кг
P = 15 кг × (10 × 60 мин.) / 1,5 мин. × (0,5 кг / 15 кг) = 200 кг
P = 15 кг × (10 × 60 мин.) / 1 мин. × (1 кг / 15 кг) = 600 кг
Потребное количество весов для фасовки и отпуска товаров:
L = 3600 кг / 1000 кг = 3,6 ≈ 4 шт.
L = 312 кг / 200 кг = 1,56 ≈ 2 шт.
L = 1430 кг / 600 кг = 2,38 ≈ 3 шт.
Расчет потребности в кассовых аппаратах
Рассчитать количество кассовых аппаратов и число рабочих мест контролеров-кассиров для магазина «Минимаркет», используя следующие данные:
Торговая площадь — 90 м 2
Максимальное число посетителей в час, сделавших покупку — 80 человек
Среднее количество товарных единиц, приходящихся на одного покупателя — 3 единицы
Время регистрации стоимости одного товара — 2,5 с.
Определим количество рабочих мест контролеров-кассиров двумя методами:
— исходя из интенсивности покупательского потока
— исходя из площади торгового зала
1. Основными показателями, по которым определяется количество рабочих мест контролеров-кассиров, являются количество посетителей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, и максимальная пропускная способность узла расчета в час.
Расчет производится по формуле:
где n — количество рабочих мест контролеров-кассиров;
Р — количество покупателей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, чел/ч;
С — максимальная пропускная способность узла расчета в час, чел/ч.
С = 3600К / (Т + tf),
где Т — среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя (считывание цен, получение денег, выдача сдачи и т.д.), с. В среднем считается Т = 25 с;
f — среднее количество товарных единиц, приходящихся на одного покупателя, шт.;
t — время регистрации стоимости одного товара и скорость печатания чека;
К — коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,85.
Этот метод расчета целесообразно применять в случае перевода магазинов на самообслуживание при известной их посещаемости.
С = 3600 × 0,85 / (25 с + 2,5 с × 3) = 94,15 чел/ч
n = 80 / 94,15 = 0,85 ≈ 1 место
При проектировании новых магазинов расчет числа рабочих мест контролеров-кассиров выполняется исходя из площади торгового зала по следующей формуле:
n = S T / 3600 q K,
где S — площадь торгового зала, м;
q — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5 м 2 согласно нормам и правилам);
Т — среднее время расчета с одним покупателем, определенное расчетным (эмпирическим) путем, 25 с;
К — коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,85.
n = 90 м 2 × 25 с / 3600 × 2,5 м 2 × 0,85 = 0,29 ≈ 1 место
При определении количества кассовых аппаратов необходимо предусмотреть один резервный (на случай выхода из строя действующего).
Вывод: 2 кассовых аппарата, 1 рабочее место контролера-кассира.
Список использованных источников
1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли. — М., 2000.
2. Архипов И.А., Клишин В.Ф. Торговое оборудование. — М., 1985.
От размеров торгового зала и удобства планировки во многом зависит пропускная способность магазина и объем его товарооборота. Не секрет, что иногда простые действия по перестановке стеллажей или развеске указателей приводят к увеличению объемов продаж. Все просто: покупатель начинает ВИДЕТЬ в магазине то, на что раньше не обращал внимание. Здесь проявляется правило мерчандайзинга: если покупатель увидел товар, еще не значит, что он его купил. Но если он товар не видит, то он его не покупает. Можно выразить это правило кратко:
НЕ УВИДЕЛ = НЕ КУПИЛ
Нужно помнить, что система мерчандайзинга основана на том, что бы без участия продавца и активных продаж воздействовать на покупателя, помогая ему совершать выбор нужного ему товара. Поэтому для магазинов или отделов, где роль продавца высока (например, консультативные продажи компьютерной техники или стройматериалов, индивидуальный подбор стиля интерьера или коллекций одежды) нужно в первую очередь контролировать качество работы самих продавцов. Но там, где покупатель больше предоставлен сам себе при выборе товара (продукты, книги, повседневная одежда и обувь, бытовая химия и товары для дома, посуда, мелкая бытовая техника), правильное расположение товаров в зале пойдет на пользу и магазину, и покупателю.
1. разделение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения,
2. выделение основных зон торгового зала,
4. распределение товарных категорий или брэндов в торговом зале.
Важно помнить: при проектировании и планировке торгового зала необходимо учитывать городские и федеральные строительные нормы (СНиП, МГСН). Для Москвы действующим стандартом планировки магазина являются Московские Государственные Строительные Нормы — МГСН 4.13 — 97, разработанные в соответствии с требованиями СНиП . В этих нормах определены санитарно-гигиенические и противопожарные требования к магазину, требования по инженерному и электротехническому оборудованию, мусороудалению, вентиляции помещений, нормативы по площадям для подсобных и хозяйственных помещений магазина.
Разделение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения
Первый вопрос, на который нужно ответить – насколько эффективно в магазине разделение общей площади на торговый зал и подсобные помещения.
В правилах магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина:
Коэффициент = торговая площадь
Оцените свой магазин. Допустим, общая площадь магазина 1000 м2 из них торговая площадь — 500 м2. Коэффициент эффективности 500:1000=0.5. Это означает, что торговая площадь занимает лишь половину (50%) площади магазина и используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята подсобными помещениями.
В зарубежных магазинах наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30. Рекомендуемых показателей нет, многое зависит от товарной специфики магазина и наличия склада.
Выделение основных зон в торговом зале
В торговом зале можно выделить следующие зоны:
2. кассовая зона,
3. площадь, занятая торговым оборудованием
4. магистраль для основного потока покупателей.
Рассмотрим эти зоны подробнее.
Для входной зоны существует одно важное правило – она должна быть свободной, т. е. в ней не нужно выставлять товар[1]. И чем больше площадь торгового зала, тем больше должна быть входная зона. В гипермаркетах площадью около 10 000 м2 эта зона составляет примерно 7-8 метров. В магазине площадью 100 м2 входная зона составит 1-1,5 метра.
Незанятая зона на входе нужна для того, чтобы покупатель мог притормозить шаг, осмотреться, привыкнуть к новому помещению и настроиться на совершение покупки. Помимо этого, если вход совпадает с выходом, то пересекаются входящий и выходящий потоки – обеспечьте людям возможность свободного движения, особенно если выходящий поток нагружен тележками или сумками с крупными покупками.
Это место, где покупатель должен суметь охватить взглядом все пространство зала – желательно, что бы все группы товаров попали в поле его зрения. Если магазин очень велик или имеет сложную архитектурную форму, то можно порекомендовать при входе разместить плакат или схему магазина с указанием групп и категорий товаров. А также обязательно повесить потолочные указатели отделов и секций – вся система навигации должна быть видна покупателю еще при входе.
Вход в магазин и зона сразу за входными дверями должны быть свободными. Подойдите к своему магазину, потом зайдите внутрь и проверьте, нет ли нигде типичных недочетов:
скользкие ступеньки или пол при входе; мокрый и грязный коврик; плохо открывающиеся двери; тепловая завеса, направленная прямо в лицо входящим посетителям; неприветливый сотрудник службы безопасности; вечно ломающиеся шкафчики камеры хранения; хаотичное расположение тележек и корзинок для отбора товара; сломанные входные турникеты (если есть); пересекающиеся покупательские потоки входа и выхода; беспорядок в торговом зале сразу за входной зоной (например, выкладка валом дешевых фруктов привела к толчее пенсионеров, сквозь которую невозможно было пробиться другим покупателям); и т. п.
2. Кассовая зона.
Прежде всего надо решить, сколько кассовых боксов располагать в магазине. Первоначально при ориентировочных подсчетах за норму принимается наличие одного кассового места на 100 кв. м торговой площади продовольственного и на 150 кв. м торговой площади непродовольственного магазина. Дополнительно следует учесть проходимость магазина и товарно-форматную специфику.
Для подсчета количества касс специалисты по магазиностроению рекомендуют использовать одну из приведенных ниже формул.
где М — пропускная способность магазина (человек в час),
F — среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем,
t — время обработки одной единицы товара в секундах (сканирования штрих-кода, ввода идентификационного кода товара с помощью клавиатуры),
Т — дополнительное время, расходуемое чаще всего собственно на расчет с одним покупателем,
К — средний коэффициент использования рабочего времени кассирами, который в обычном случае принимают равным 0,7,
3600 – секунд в одном часе.
При расчете по такой формуле, например, для магазина с пропускной способностью 350 человек в час, где кассир тратит 5 секунд на обработку одного вида продукции и 20 секунд на расчеты, потребуется установка семи кассовых мест.
Другая формула выглядит так:
Эта формула вместо пропускной способности учитывает площадь торгового зала (S), при этом минимальная площадь торгового зала (S), определяется строительными нормами и правилами (СниП) и составляет 2,5 м на человека. Если произвести расчет по этой формуле для магазина с теми же параметрами и площадью в 600 кв. м, оказывается, что в ней надо установить всего пять кассовых мест (одно место на 120 кв. м). Такое различие в расчетах позволяет говорить о том, что для оптимального проектирования кассовой зоны следует тщательно учитывать конкретные условия и вводить определенные поправки.
Владелец магазина может выбрать для себя две различные стратегии обслуживания покупателей на кассовом узле. Первая: можно рассчитать и поставить оптимальное количество кассовых узлов, которые буду равномерно загружены в течение всего года с учетом особенностей проходимости (например, учитывая, что вечером покупателей больше – ориентироваться будем на этот показатель, а не на средний по всему дню). Во время повышенной проходимости (например, дни национальных праздников), безусловно, очереди в кассу появятся. Тем не менее, эта стратегия сэкономит общее пространство зала в течение всего года и затраты на установку и обслуживание кассового узла. Такой вариант подходит для магазинов формата возле дома (где каждый торговый метр на счету), а также для магазинов без резких скачков проходимости.
Вторая стратегия – иметь резервную кассу (одну, две или больше, зависит от магазина), которая будет открываться в часы наибольшего наплыва посетителей. Этот вариант подходит для больших магазинов самообслуживания, а также магазинов с неравномерной проходимостью (например, расположенных в крупных торговых центрах, в которых посещаемость в выходные в разы выше, чем в будни).
Выделяют три основные схемы расстановки собственно торгового оборудования:
Решетка — параллельное расположение торгового оборудования, чаще используется для продовольственных магазинов и супермаркетов, магазинов хозяйственных и строительных товаров, книжных магазинов. Оптимально для торговых залов площадью от 200 м2. При такой планировке нужно учесть высоту стеллажей в первой части зала – важно, что бы они не перегораживали обзор покупателю при входе. Обязательно наличие подвесных указателей, показывающих основные зоны торгового зала.
Плюсы: дает возможность рационально использовать пространство.
Минусы: при неправильном расположении стеллажей и отсутствии указателей сложно найти нужный товар, торговый зал не просматривается.
Петля или бутиковая — движение покупателей организовано по кругу, в центре расположено островное торговое оборудование. Используется для магазинов одежды и обуви, ювелирных украшений, бижутерии, отдельных групп товаров промышленного назначения – для большинства магазинов площадью 50-150 м2. Может применяться для планировки отдельных секций внутри магазина с большой площадью.
Плюсы: торговый зал полностью просматривается.
Минусы: мало места для выкладки товара.
Лабиринт — все конструкции и проходы расположены ассиметрично, создавая задуманную атмосферу. Подходит для магазинов товаров для молодежи, используется для необычных дизайнерских или технологичных товаров (молодежная или дизайнерская одежда, магазины цифровой или компьютерной техники, салоны подарков, бутики дизайна интерьеров и т. п.). Нежелательно для магазинов с площадью выше 300 м2 (иначе покупателю будет трудно ориентироваться, возникнет ощущение хаоса).
Плюсы: индивидуальность магазина.
Минусы: можно запутаться.
Безусловно, не обязательно четко придерживаться образцов планировки, приведенных выше. Тем более, что особенности помещения, в котором располагается магазин, могут и не позволить спланировать то, что правильно. Поэтому, главный принцип – учитывая характеристики здания и товарную специфику магазина, сделать так, чтобы планировка была максимально удобна для покупателя.
Коэффициент установочной площади.
В торговом зале площадь, занятая торговым оборудованием (установочная площадь), определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). Планировка считается удачной, если достигнуто равновесие между комфортом для покупателей и эффективным использованием торгового пространства.
Показателем эффективности размещения оборудованияв торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку).
Коэффициент = установочная площадь (м2)
установочной общая площадь торгового зала (м2)
Оцените свой магазин. Допустим, торговая площадь магазина — 1000 м2, а оборудование занимает в нём в общей сложности 500 м2.
Ку=500/1000=0,5. Для большинства магазинов рекомендуемый коэффициент установочной площади 0,25-0,35 (макс. 0,4). Этот коэффициент могут использовать продуктовые магазины, супермаркеты/гипермаркеты, обычные магазины одежды и другие магазины, имеющие напольное торговое оборудование и торгующие товарами средних размеров.
В зарубежных универмагах средний коэффициент установочной площади 0,29; в магазинах обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение oт которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала.
Существуют также категории магазинов, для которых такой коэффициент не применим. Например, магазины одежды для подростков часто делают очень тесными, с узкими проходами. А ювелирный салон или бутик дорогой одежды могут иметь большие площади с минимумом торговой мебели. В магазинах бижутерии и аксессуаров для волос вообще может не быть торгового оборудования – весь товар развешивается на пристенных панелях.
4. Магистраль основного покупательского потока
Организуйте пространство таким образом, что бы покупатели шли по естественному ходу движения – против часовой стрелки. Правая от входа стена торгового зала считается самым выигрышным участком – мы в первую очередь обращаем внимание на то, что находится по правую руку от нас и движемся справа налево.
По возможности выделите магистраль визуально – разметкой или яркими POS-материалами. Магистраль не должна прерываться и должна начинаться и заканчиваться в одной точке, то есть быль «кольцевой». Это обеспечит возможность провести покупателя через весь магазин, показать ему наибольшее количество товара.
Существуют эргономические нормы, определяющие минимальные параметры магистралей:
— минимальное место для прохода одного человека с корзиной составляет 87 см;
— для того, чтобы два человека с корзинами разошлись в проходе, требуется 2 м;
— для того, чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
— в случае, если один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, а другой проходит мимо с корзиной, необходимо минимальное расстояние 1,25 м;
— при высоком оборудовании и узком проходе покупатель будет испытывать тесноту, чувство опасности и даже угрозу. Лучшее соотношение ширины прохода и высоты оборудования — 3:4.
Другие важные составляющие микромира магазина
Оформление интерьера должно соответствовать концепции магазина и оформлению фасада. Бывает, что цветовое решение логотипа и вывески не всегда совпадает с оформлением магазина: например, логотип компании выполнен оригинальным черным шрифтом в сочетании с графическим символом на ярко-зеленом фоне, а внутреннее оформление зала в теплых бежево-оранжевых тонах, кое-где подчеркнутое фирменным зеленым цветом. В любом случае не должно быть диссонанса в оформлении (например, когда логотип выполнен в пастельных тонах с использованием округлого шрифта, а в магазине нас встречает интерьер в стиле хай-тек).
Элементы фирменного стиля должны найти отражение в:
— цвете стен, пола и потолка торгового зала;
— цвете и дизайне торгового оборудования;
— цвете и стиле униформы продавцов и другого персонала;
— дизайне вывесок и указателей;
— музыкальных и ароматических композициях.
Важно и нужно все элементы внешнего оформления магазина и торгового зала представлять как единое целое: цветовое оформление зала должно соответствовать общей концепции магазина и перекликаться с оформлением фасада и вывески, музыка должна нравиться целевым покупателям и не вступать в диссонанс с ароматической композицией магазина, а освещение выгодно представлять тот или иной товар. Из таких «мелочей», как указатели, подсветка стеллажей, музыка и запах, цвет стен и униформы продавцов и складывается единый образ магазина.
Но нужно помнить и о стандартах оформления, которые регулируются государственными актами: СНиПами, ГОСТами, Законом «О рекламе», Законом «Об авторских и смежных правах» и другими разрешительным документами. Магазин должен быть не только красивым и эффектным, но и безопасным для покупателя и отвечающим стандартам планировки и оформления.
И еще один важный момент: красиво и удобно должно быть не только в торговом зале. Подсобные помещения и помещения для персонала тоже требуют внимательного отношения. Это – отражение общей культуры обслуживания, которое проявится во всем – и в новой вывеске, и в красивом оформлении зала, и в чистоте склада и комнате отдыха продавцов.
[1] Мы говорим именно о входной зоне, входе в магазин, а не о начале покупательского потока непосредственно в торговом зале.
🔥 Видео
Профиля для торгового оборудования, организация торгового помещения без потери площадиСкачать
+Назначение классификация, и виды торгового оборудования и инвентаряСкачать
Зачем я сам себе сдаю помещение в аренду? #zhumabekabenovСкачать