как рассчитать площадь посевного отделения

Видео:Как рассчитать площадь земельного участкаСкачать

Как рассчитать площадь земельного участка

Расчет площади посевного отделения питомника

Продуцирующая площадь – это площадь полей севооборота в питомнике, занятая лесными сеянцами и саженцами.

Площадь, необходимую для выращивания каждого вида посадочного материала одной породы, рассчитывают по формуле:

Р = как рассчитать площадь посевного отделения,

где N – количество ежегодно выпускаемого посадочного материала (тыс. шт.), a – возраст выпускаемого посадочного материала (лет), S- число полей севооборота, как рассчитать площадь посевного отделения– число полей севооборота, занятых сеянцами, n – плановый выход с 1 га (тыс. шт.).

Расчет площади посевного отделения ели европейской:

Мы имеем схему посевов (расстояние между лентами и строчками) 10-25-10-25-10-70, а также ширину ленты 1,5 м. Узнаем протяженность лент на га: 10000/1,5 = 6666.6 пог.м. Далее узнаем протяженность посевных строк на га, то есть умножим протяженность лент на га на количество строчек: 6666.6*6 = 39999.6 пог.м.

Плановый выход сеянцев с 1 га берется из Нормативов выхода стандартных сеянцев, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России, 1996 г. У ели европейской плановый выход составляет 70 шт.

Чтобы узнать выход сеянцев с 1 га посевной площади, мы умножаем протяженность посевных строк на га на плановый выход сеянцев с га, получаем:

39999.6*70 = 27999.72 шт.

Плановый ежегодный отпуск посадочного материала мы берем из формы 1 и он составляет 1000 тыс. шт.

Чтобы посчитать необходимую ежегодную площадь посева, нам надо этот плановый ежегодный отпуск разделить на выход сеянцев с 1 га посевной площади:

1000000/27999.72 = 0,35 га.

Поскольку у нас 4 поля севооборота, получаем общую потребную площадь:

Расчет площади посевного отделения сосны обыкновенной:

Схема посевов для сосны обыкновенной: 20-20-20-20-70. Ширина ленты и протяженность ленты на га остаются такими же, как и для ели. Узнаем протяженность посевных строк на га, то есть умножим протяженность лент на га на количество строчек: 6666.6*5 =33333 пог.м.

Плановый выход сеянцев с 1 га у сосны обыкновенной составляет 60 шт. Находим выход сеянцев с 1 га посевной площади:

333333*60 = 1999980 шт.

Плановый ежегодный отпуск посадочного материала мы берем из формы 1 и он составляет 800 тыс. шт.

Рассчитаем необходимую ежегодную площадь посева:

800000/1999980 = 0,4 га.

Поскольку у нас 3 поля севооборота, получаем общую потребную площадь: 0,4*3 = 1,2га.

Расчет площади посевного отделения лиственница европейская :

Схема посевов для лиственницы европейской 40-40-70 Ширина ленты и протяженность ленты на га остаются неизменными. Узнаем протяженность посевных строк на га, то есть умножим протяженность лент на га на количество строчек: 6666,6*3= 19999.8 пог.м.

Плановый выход сеянцев с 1 га у листвнницы европейской составляет 40 шт. Находим выход сеянцев с 1 га посевной площади:

19999.8*40 = 799992 шт.

Плановый ежегодный отпуск посадочного материала мы берем из формы 1 и он составляет 400 тыс. шт.

Рассчитаем необходимую ежегодную площадь посева:

400000/799992 = 0,5 га.

Поскольку у нас 3 поля севооборота, получаем общую потребную площадь: 0,5*3 = 1,5га.

Расчет полезной площади посевного отделения:

Расчет площади школьного отделения и маточной плантации.

Расчет площади школьного отделения ели европейской:

Р = как рассчитать площадь посевного отделения= 0.7 га.

Поскольку у нас 4 поля севооборота* ели европейской, необходимая ежегодная площадь посадки каждого из полей будет равна: 0.83/4 =2,8 га.

Расчет площади школьного отделения ивы корзиночного:

Р = как рассчитать площадь посевного отделения= 1,2 га.

Поскольку у нас 3 поля севооборота ивы корзиночного, необходимая ежегодная площадь посадки каждого из полей будет равна: 1,2/3 = 0.4 га.

Расчет площади маточной плантации:

Полезная площадь маточной плантации, 2 – размер в рядах, м, b – размещение между рядами, м, 2272 – количество штук /1 га, как рассчитать площадь посевного отделения– количество черенков с дерева, – плановый выход черенков с га.

Р= как рассчитать площадь посевного отделения=0,0011

Видео:Площади фигур. Сохраняй и запоминай!#shortsСкачать

Площади фигур. Сохраняй и запоминай!#shorts

Расчет площади питомника

Для того, чтобы определить площадь проектируемого питомника, необходимо знать ежегодную потребность выпуска посадочного материала по видом, породам и возрасту, принятый севооборот и размер вспомогательной площади.

Таблица 1

Ассортимент выращиваемых породПлан ежегодного выпуска, тыс. шт.Срок выращивания, лет
Посевное отделение
Ель европейская
Ясень обыкновенный
Кедр
Древесная школа
Ель
Плодовая школа
Яблоня
Маточная плантация
Тополь

Полезная площадь для выращивания каждой данной породы в посевном и школьном отделениях питомника рассчитываются по формуле:

где Ni – план ежегодного выпуска по любой данной породе и виду материала, тыс.шт.;

Ai – срок выращивания данной породы, лет;

ni – плановый выход стандартного материала данного вида и возраста по породам и лесорастительным зонам с 1 га, тыс.шт.;

K1 – число полей занятых посадочным материалом разного возраста;

К – общее число полей в севообороте.

В случае, когда севооборот строится по принципу К=А+1, то есть в нём есть одно паровое поле и по одному полю отведено для посадочного материала разного возраста, то:

Плановый выход посадочного материала в тыс.шт./га рассчитываем по формулам:

для саженцев: ni = (10 × r × φ)/(B ×I) (4),

где L – погонаж строк или рядов на 1 га, км;

n / i – плановый выход с 1 погонного метра посевной строки, шт.(данные берутся для лесостепной зоны);

r – число строк в ленте;

В – ширина ленты с межленточным пространством и междурядья, м;

I – шаг посадки, м;

φ – коэффициент, учитывающий отпад и нестандартность части саженцев к концу срока выращивания; φ = 0,8 – 0,9 , в зависимости от срока выращивания и требования к качеству саженцев.

Все породы хозяйственного отделения, при одном сроке выращивания размещаем в одном общем севообороте. Общая площадь отделения определяется как сумма площадей рассчитанных для отдельных пород.

Для расчёта площади маточной плантации в первую очередь определим количество маточных растений, необходимое для выполнения плана ежегодного выпуска черенков:

где, nk – количество маточных растений, тыс.шт.;

N – план ежегодного выпуска черенков, тыс.шт.;

nr – выход черенков с одного куста маточной плантации, шт (для тополей 12-14 шт).

Площадь маточной плантации рассчитывается исходя из количества маточных растений и их размещения при закладке плантации:

где В – расстояние между рядами, м;

I – шаг посадки, м.

Для возможности омоложения плантации без снижения ежегодного выпуска черенков к полученной площади прибавляют ещё 20%.

где Sм.п. – площадь маточной плантации, га.

Полезная (продуцирующая) площадь питомника определяется, как сумма площадей его хозяйственных отделений:

где Sпр – продуцирующая площадь питомника, га;

Sп.о. – площадь посевного отделения, га;

Sд.ш. – площадь древесной школы, га;

Sп.ш. – площадь плодовой школы, га;

Sм.п. – площадь маточной плантации, га.

При этом, на постоянном лесном питомнике предусматривается вспомогательная площадь (Sвсп), которая служит для обслуживания продуцирующей площади. Распределение площади в процентном соотношении составляет: полезная площадь – 80%; вспомогательная площадь – 20%. Общая площадь проектируемого питомника (Sобщ) определяется как сумма продуцирующей и вспомогательной площадей:

Площадь маточного плодового сада (Sм.с.), который должен обеспечивать потребность в окулировочном материале (глазках), определяется исходя из ежегодного планового выпуска плодовых саженцев:

где nгл – количество глазков, необходимое для окулировки;

N – план ежегодного выпуска плодовых саженцев, шт.;

φ – коэффициент, учитывающий гибель глазков при окулировке.

Необходимое количество маточных деревьев определяется исходя из примерных подсчётов: с одного плодоносящего дерева можно заготовить 15 – 25 черенков, а с каждого черенка – 4 – 5 глазков, то есть выход глазков с одного дерева – до 100 штук.

где Nдер – необходимое количество деревьев, шт.

Исходя из требуемого числа деревьев и выбранной схемы размещения, устанавливается площадь маточного сада:

Площадь дорог вычисляется по фактическим их размерам при организации территории, но не должна превышать 10 – 12%.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 2831 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:КАК ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ ПЛОЩАДЬ ДОМА ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ?Скачать

КАК ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ ПЛОЩАДЬ ДОМА ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ?

Как рассчитать площадь посевного отделения

Раздел «Лесные питомники»

1. Отделения питомника:

2. Севооборот в питомнике

3. Расчет площади питомника

4. Выбор места под питомник

5. Принципы организации территории

Питомник – земельный участок, на котором ведется специализированное хозяйство по выращиванию посадочного материала. Сезонный цикл работ в питомнике при условии его постоянного функционированиятребует занятости рабочих в зимнее время (народные промыслы, шишкосушилка).

По целевому назначению питомники делятся на:

Мелкие, с площадью до 5 га

Средние, от5до 25 га

Крупные, более 25 га.

По продолжительности деятельности:

Временны е , со сроком деятельности до 5 лет.

Предназначены для однократного выращиания посадочногоматериала, чаще закладывают на вырубках и гарях. Использованние временных питомнико вне обеспечивает применение механизмов и точное соблюдение правил выращиванияиз-за отсутствия дорог, техники и специалистов. Однако положительным при этом может быть выращивание посачного материала на лесных почвах, в первый год развития таких посевов нет соряков и есть микориза.

. Здесь чаще работают профессионалы, имеется специализированная техника и есть возможности механизации и автоматизации работ.

Питомник состоит из следующих отделений:

Посевное. Предназначено для выращивания сеянцев путем посева семян и выращивания из них без пересадки 1,2, 3-х летних растений. Сеянец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращиваемое из семени без пересадки и используемое в качестве посадочного материала

Школьное отделение- предназначено для выращивания саженцев. Саженец – растение, выращиваемое пересадкой сеянца или из разреженных посевов.

Отделение черенковых саженцев. Предназначено для выращивания саженцев из зимних черенков(заготовленных в период осенне-зимнего покоя растений из одревесневшего побега и реже из корневых черенков (отрезок корня, используемый для вегетативного размножения)

Отделение зеленого черенкования. Зеленый черенок – летний побег с листьями, заготовленный в период вегетации растений.

Маточная плантация, закладывается с целью получения материала для вегетативного размножения.

Дендроучасток – заложенный под открытым небом участок земли, где в правильном порядке высажены древесные растения, не произрастающие в данном регионе.Здесь проводятся фенологические исследования, работы по интродукции экзотов.

Теплица – Покрытый пленкой участок земли, предназначенный для ускоренного выращивания посадочного материала.

Хозяйственный участок, прикопочный участок, компостник. Набор хозяйственных частей определяется целевым назначением питомника, технологией выращивания посадочного материала.

2. Cевооборот в питомнике

Севооборот — научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени, с целью сохранить и повысить плодородие, восстановить структурное состояние, улучшить физические свойства почвы и накопить влагу.

Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле, называется ротацией севооборота. Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определенное число равновеликих полей.

В лесных питомниках часто бывают трехпольные и четырехпольные севообороты: 1-е поле пар, второе — поле 1 года и третье — поле 2-го года.( т.е. 2 года выращивания + паровое поле)

Четырехпольный севооборот: Ель три года выращивания + паровое поле). При условии 2-х летнего парования прибавляется 2 поля.

3. Расчет площади питомника

Площадь питомника рассчитывают на основании проектируемого выхода посадочного материала с 1 га продуцирующей площади питомника, то есть площади, занятой посевами или посадками вместе с междурядьями и межленточным пространством.

Полезная, или основная, площадь питомника включает: посевное отделение, школьное отделение, маточную плантацию ив и тополей.

Площадь посевного отделения определяется по сумме площадей:

P = S (P 1 + P 2 + . + P i ) (1)

где i — число видов древесных пород данного питомника,

P i — площадь выращивания одной породы.

P i =N r a r S / n r S 1 , (2)

где N — плановое задание, тыс. шт.;

а — возраст выращивания посадочного материала;

S — количество полей в севообороте;

n — плановый выход посадочного материала, тыс. шт.;

S 1 — количество полей, занятых сеянцами.

Площадь школьного отделения рассчитывается по формуле (2), только здесь n не определяется по справочнику (1), а рассчитывается по формуле(3):

где n 1 — количество высаженных на 1 га растений, определяемых по формуле (4):

О — отпад, который планируется около 4% от коли- чества высаженных растений;

где Б — количество строк в ленте;

В — ширина ленты и межленточного пространства.

Обоснование шага посадки в зависимости от биологии породы.

К быстро растущим породам относятся береза, тополи, клен ясенелистный, черемуха, ясень зеленый и ясень пушистый. Расстояние между растениями в одном ряду 0,9 — 1 м, между саженцами в ряду — 0,4 — 0,5 м. К быстро растущим кустарникам относят желтую акацию, жимолость татарскую, бузину и т. д. Расстояние в ряду для них — 0,3 м.

К умеренно растущим породам относятся клен остролистный, вяз обыкновенный, ясень обыкновенный, из кустарников — сирень, кизильник, боярышник. Для них можно рекомендовать двухстрочное ленточное размещение при расстоянии между лентами 0,7 — 0,8 метров, между строчками — 0,25 — 0,4 м и между растениями в ряду — 0,25 — 0,3м.

К медленно растущим растениям относят дуб, бук, граб, липу, ель, кедр, пихту, тую.

Количество растений в уплотненной школе, используемой для медленно растущих пород, может быть от 100 до 200 тыс. шт./ га.

Расчет площади плантации проводится по формуле: P=1,2N / n

(20 % площади планируется на отдых),

где: N — плановое задание, тыс. шт.

n — выход черенков с 1 га, тыс. шт.

При планировании схемы размещения растений необходимо знать — кустарниковую или древесную форму растения будут иметь в будущем. Так, например, при выращивании кустарниковой формы ив можно планировать схему смешения 1,5 ґ 0,5 м, при выращивании тополей 3 ґ 3 или 4 ґ 4 м.

Полезная площадь питомника предназначена для выращивания лесного посадочного материала и включает в себя площадь посевного и школьного отделений и маточную плантацию.

Вспомогательная площадь предназначена для обследования, обслуживания полезной части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. В нее включают: хозяйственные участки (прикопочный и компостник), дорожную сеть, водоемы, оросительную сеть, усадьбу с постройками, защитные полосы, защитную изгородь, дендрарий и резервный участок.

Вспомогательная площадь составляет 25% от полезной для крупных питомников, 30% — для средних и 40% — для мелких питомников.

Резервная площадь составляет обычно 5% от полезной, величина прикопочного участка и компостника принимается по 0,02 га, площадь живой изгороди и дорог рассчитывается по чертежу. Ширина магистральной и окружной дорог может быть принята 6-8 м, ширина вспомогательных дорог — 3 м. Форма и размеры водоемов, дендрария и усадьбы выбираются произвольно и зависят от имеющейся площади.

Выбор места под питомник

Оптимальные почвенно-гидрографические условия . В верхнем слое почвы гумус должен быть не менее 2%. Почвы хорошо дренированные, свежие, легкого механического состава, с кислотностью не менее 4,5 и не более 8.Севершенно непригодны почвы бедные песчаные, легко развевающиеся, каменистые, с близко расположенным щебнистым или меловым горизонтом. Чтобы избежать полегания всходов, питомник не закладывают на тяжелых глинистых почвах, сухих песчаных, на участках, вышедших из-под сельхозпользования (особенно после картофеля, бахчевых и кукурузы). Не должны под питомник отводиться земли, засоренные корнеотпрысковыми или корневищными сорняками.

Нельзя оставлять осину и сосну ближе 50 м.

Залегание грунтовых вод 1,5м на песчаных почвах, 2,5 – на супесчаных, и 3-4 м на суглинистых. При более близком залегании грунтовых вод растение не успевает одревеснеть.

Близость к водоему .

Ровный рельеф с уклоном не более 2-3о.Направление склона западное и юго-западное, в степных условиях западное и северо-западное. Нельзя закладывать питомник в низинах, котловинах, закрытых стенами леса, на склонах, где есть смыв и размыв почвы, с застоем дождевых и талых вод, на открытых водоразделах .

Питомник лучше располагать в центре обслуживаемой территории вблизи населенных пунктов , питомник должен иметь подъездные пути , свободную рабочую силу.

Принципы организации территории.

При составлении проекта необходимо иметь план вертикальной съемки с горизонталями через 0,25 –0,5 ми почвенную карту 1:1000 (или1:2000), а также карты расселения сорняков и вредных насекомых. После рубки территории и уборки порубочных остатков площадь планируют и делят на поля сетью основных и второстепенных дорог. Ширина основных дорог (магистральных, окружных) — 6-8 м, второстепенных дорог – 3-6 м.

Самые ровные, плодородные почвы отводятся под посевное отделение. Под школы – более глубокие почвы, под плантации ив и тополей лучше отводить почвы у водоемов, в пониженных местах.

Сразу после планирования почвы обычно делают закладку зеленых декоративных изгородей, защитных полос вдоль полей и дендрария.

Обработка почвы в питомниках

Системы обработки почвы.

Теоретические основы. Обработка почвы представляет собой механическое воздействие на нее рабочими органами орудий с целью создания благоприятных условий для роста и развития посадочного материала путем направленного изменения водного, воздушного, теплового и питательного режимов.

Задачи обработки почвы:

Оптимизация водного, воздушного, теплового и питательного режимов.

Усиление круговорота питательных веществ путем извлечения из из более глубоких горизонтови воздействия на микробиологические процессы.

Уничтожение сорных растений, возбудителей болезней и вредителей.

Защита почвы от ветровой и водной эрозии.

Создание благоприятных условий для заделки семян.

Заделка в почву растительных остатков и удобрений.

Водный режим почвы и его регулирование. Вода поступает в основном в виде осадков из атмосферы. Расходуется вода на испарение с почвы, на образование органической массы, на потребление сорняками, на инфильтрацию в грунтовые воды и сток воды и снос снега с поверхности почвы. Потребность в воде с весны до половины вегетационного периода увеличивается, а запасы ее в почве уменьшаются. Регулирование водного режима осуществляется следующими мероприятиями:

Путем искусственного орошения в зоне неустойчивого или недостаточного увлажнения.

Создание полезащитных, водорегулирующих лесных полос, искусственных водоемов , которые способствуют повышению уровня грунтовых вод и влажности воздуха.

Меры по задержанию снега: устройство снежных валов, искусственных преград перпендикулярно направлению господствующих ветров.

Улучшение водопроницаемости почв, влагоемкости почвы путем внесения органических удобрений, посев многолетних трав. Сохранение влаги в почве может быть при ее поверхностной обработке, мульчировании почвы и уничтожении сорняков. Лучшее использование почвенной влаги -за счет лучших сроков и способов посева, чередования пород в севообороте, внесения удобрений, своевременного рыхления почвы.

С водным режимом тесно связан воздушный. Задача регулирования воздушного режима – поддержание в почве газообмена между атмосферой и почвой. Кислород обеспечивает окисление органических веществ и перевод их в доступную для растений форму, способствует деятельности микроорганизмов. Азот в присутствии кислорода используется нирофицирующими бактериями, которые образуют нитраты, пополняя запасы азота в почве. Воздушный голод чаще бывает в регионах с избыточным увлажнением. Растения чаще страдают от недостатка кислорода, чем от переувлажнения. Регулирование воздушного режима – за счет глубокой вспашки, уничтожения корки на поверхности почвы и гидромелиоративными мероприятиями.

Тепловой режим . Для каждой породы необходимы тепловые условия, меняющиеся по фазам роста сеянцев и саженцев. Температура почвы при этом имеет немаловажное значение. Сроки посевов, послевсходовое формирование корневой системы и надземной части сеянцев тесно связаны с температурным режимом почв, причем минимальные и максимальные температуры для разных пород различны. Для развития микроорганизмов температура почвы также имеет немаловажное значеник. Поступление тепловой энергии солнца к поверхности почвы может быть увеличено ее обработкой и регулированием водно-воздушного режима. Вспаханная почва больше аккумулирует тепло, она менее теплопроводна и более теплоемка. Внесение органического вещества также улучшает тепловой режим. Чем глубже вспашка, тем больше сумма накопленных температур на поверхности почвы.

Питательный режим . Потребность в элементах питания зависит отпороды и срока выращивания. Удовлетворение же растений в питании достигается за счет обработки почвы. Регулирование режима питания идет следующими путями:

Превращение элементов питания из неусвояемой формы в доступную для растений.

Создание условий для лучшего использования растениями питательных веществ.

Борьба с потерями питательных веществ из почвы.

Таким образом, водный, воздушный тепловой и питательный режимы связаны между собой и оказывают решающее воздействие на выращивание посадочного материала.

Основныые приемы и системы обработки почвы

Обработка почвы бывает основная и предпосевная. Прием обработки почвы – это однократное воздействие на нее машинами и почвообрабатывающими орудиями. Приемы бывают основные и специальные. К основным относят: вспашка, лущение, боронование, культивация, прикатывание, грядование и т. д. Специальные:приемы – двух- трех-слойная вспашка, плантажная вспашка с предплужниками, фрезерование, кротование и т. д.

Один прием не может обеспечить обработку почвы, поэтому чаще применяют системы.

Система зяблевой вспашки — включает лущение почвы, глубокую осеннюю или весеннюю вспашку, весеннее боронование. Лущение – рыхление поверхностного горизонта на глубину 4-7 см. Чаще проводится дисковыми орудиями в перпендикулярных направлениях с целью прервать капилляры, запахать сорняки, подрезать их корни. При этом не допускается вынос подзола на поверхность. Крупные пласты после вспашки уходят под снег.Рано весной проводится боронование.

Система черного (осеннего) пара – Применяется в случае сильного засорения корневищными или корнеотпрысковыми сорняками. Включает систему зяблевой вспашки и боронования перед посевом, кроме того, в течение летнего времени неоднократное боронование и культивация. Осенняя перепашка без оборота пласта, для проникновения воздуха в нижние слои почвы.

Система раннего (весеннего) пара – Когда сеянцы выкапываются весной, глубокая зяблевая вспашка проводится тоже весной. Остальная обработка – как при системе черного пара.

Система занятого пара – Основная система зяблевой вспашки. По паровому полю проводится посев сельскохозяйственных культур или многолетних трав, способных связывать атмосферный азот, осенью — уборка культур, перепашка, боронование . Посев применяют для пополнения почвы азотом, для образования прочной комковатой структуры в верхнем слое почв.

Система сидерального пара – Основная система зяблевой вспашки. Применяют посевы сидератов: люпина, вико-овсяной смеси, донника, чины. Для повышения плодородия почвы в период образования завязи или цветения проводят перепашку на глубину до 12-15 см. Позднее осенью – перепашка без оборота пласта.

Эколого- биологические основы выращивания сеянцев

1 Теоретические основы роста сеянцев

2. Виды, способы и схемы посева

3. Срок посева семян

4. Глубина заделки семян

5. Норма высева семян .

6.Уходы за посевами до появления всходов

7. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих пород:

1 Теоретические основы роста сеянцев

Качество сеянцев и саженцев характеризуется их высотой, диаметром корневой шейки, степенью заложения почки, степенью развития массы растения и соотношения их частей. При выкопке посадочного материала часть корней повреждается, и если сеянец не развит гармонически, то часть пластических веществ идет не на их регенерацию, а на преодоление несоответствия развития.

Масса – показатель, который показывает соотношение различных частей и отражает наличие запасных питательных веществ в тканях. Если сильно развита надземная часть сеянца, то после пересадки его на лесокультурную площадь корневая система не будет обеспечивать растение питательными элементами и водой и, пластические вещества будут направляться на увеличение массы корневой части растения. При сильном же развитии корневой системы часть пластических веществ будет в любом случае направляться на регенерацию. Как видим, агротехника выращивания посадочного материала должна быть основана на хорошем знании биологии, закономерностей формирования прироста вегетативных органов растения в течение сезона, динамики накопления сухого вещества и ритма потребления элементов минерального питания, соответствия конкретной экологической обстановки оптимальным режимам роста молодых растений, потребности их в основных элементах минерального питания, а также сроков, необходимых доз и сроков внесения используемых удобрений.

Выращивание сеянцев включает в себя: основную и предпосевную подготовку почвы, посев семян, уход до появления сеянцев, уход за сеянцами, инвентаризацию, выкопку и хранение посадочного материала.

В отдельные отрезки времени вегетационного периода может происходить усиленный рост одного органа растения и замедление прироста другого. Преимущественный рост и новообразование различных органов идет как за счет усвоения и реализации элементов почвенного питания, так и за счет перераспределения пластических веществ в растении. Сезонная периодичность роста и развития определяется биологией вида, возрастом, условиями питания и другими факторами внешней среды. Ритмичность роста связана с прохождением ими определенных стадий, этапов, отличающихся определенными качественными признаками. На каждом этапе существует определенная потребность к почвенно-климатическим условиям. Знание ритмичности роста, кульминационых периодов накопления питательных элементов позволяет выделить критические периоды в жизни растения, периоды максимальной эффективности питания.

Фазы развития сеянцев хвойных пород

Морфологические признаки

Характеристика

Набухание семени

Закладка на снегование, замачивание или посев

Интенсивное поглощение влаги семенами

Активация

Семена достигли влажности 25-38%

Скорость поглощения влаги снижается

Стимуляция

Дифференциация тканей зародыша на органы. Семенные покровы растрескиваются

Рост зародышевого корешка

Наклевывание семян

Рост корешка

Формирование проростка

Длина корешка равна длине семени

Рост корня и гипокотиля, выжимание семядолей на поверхность

Рост проростка за счет запасных веществ семени!

Семя-дольная

1. Укоренение проростка

Развертывание семядолей

1 Критический период: развертывание семядолей. Начинается аккумуляция сухой массы. Незначительное потребление элементов минерального питания (фосфора). Формируется почка зачаточного побега

2. Формирова-ние всхода

Разверзание почки и распускание хвои

2 Критический период: Распускание хвои Усиление потребления питательных веществ. Появляются боковые корни

Хвоевая

1. Ускорение роста хвои

Длина хвои равна длине семядолей

3 Критический период максимальной эффективности питания. Рост осевого побега, рост хвои. Появление боковых корней. Накопление сухого вещества.

2. Замедление роста хвои

Закончен рост осевого побега. Появляются корни 3 порядка. Снижаются темпы накопления массы

Заключительная

Формирование верхушечной почки

До конца сезона

Осеннее накопление фитомассы. Интенсивное формирование корневой системы.

2. Виды, способы и схемы посева

Посевы делятся на грядковые и безгрядковые. Грядковые посевы делают по грядам шириной 0,9-1 м, высотой 0,1-0,15м и выше с междурядьями до 0,4-0,5м. В лесной зоне гряды делают на недостаточно дренированных, плохо прогреваемых почвах. В условиях южных засушливых регионов могут быть использованы микропонижения.

Посев можно проводить в строчки (ель, сосна) или вразброс (береза).

Посевные строчки можно располагать как вдоль, так и поперек гряд. Для механизации всего комплекса работ посевы создают, как правило, безгрядковым способом с продольными бороздами.

Для посева мелких семян посевные строчки создают вдавливанием, что улучшает капиллярный подъем воды к семенам. Более крупные семена высевают, как правило, в бороздки, создаваемые сошником (дуб, бук и т.д.). Наиболее мелкие семена высевают без заделки (береза, ива, тополь).

Посевы бывают узкострочные (для мелких семян) и широкострочные(чаще применяют для лиственных пород). В зависимости от расположения посевных строк посевы делят на ленточные(со сближенными строчками, для теневыносливых пород) и рядовые (для более светолюбивых).

Схема посева определяет протяженность строк на единице площади, или процент использования площади под посев.

Для механизации лучше всего проводить посевы с равномерным размещением строк в ленте.

3. Срок посева семян. При посеве весной семена не повреждаются грызунами и низкими температурами, меньше страдают от весенних заморозков, почва не сильно уплотнена от посева до появления всходов. Стратифицированные семена высевают в прогретую, но не пересохшую почву.

Запаздывание с весенними посевами приводит к снижению грунтовой всхожести семян, уменьшению размеров сеянцев и выхода посадочного материала.

Осенние посевы распространены в лесостепной и степной зоне. При этом семена не надо стратифицировать, всходы появляются раньше. Однако при этом посевы на тяжелых почвах заплывают. Они сильнее повреждаются грызунами и рано появляющиеся всходы страдают от весенних заморозков (ель, акация белая, гледичия). Такие породы, как персик, яблоня, дерен, абрикос, жимолость следует создавать рано весной, за 1,5-2 месяца до замерзания почвы.

Летние и поздневесенние посевы могут быть рекомендованы для пород, у которых рано созревают семена и можно получить всходы в год посева (ива, тополь, ильм, шелковица). Семена этих пород быстро теряют всхожесть. Кроме того, этот вид посева может быть рекомендован для семян косточковых пород, имеющих глубокий период покоя (липа, ясень).

Зимние посевы могут быть рекомендованы для березы, спиреи, чубушника, пузыреплодника.

4. Глубина заделки семян определяется величиной семени, почвенно-климатическими условиями, поливами и покрытиями.

Крупные семена имеют больший запас питательных веществ, их заделывают глубже. На легких почвах глубина заделки больше, чем на тяжелых. Глубина заделки может быть больше в засушливых регионах, при осенних посевах, А при применении покрышки эта величина снижается. Глубина заделки для всех пород является для данного региона величиной нормативной.

5. Норма высева семян. Слишком редкое количество сеянцев на единице площади приводит к неполному использованию ее, снижению выхода сеянцев с единицы площади. При загущенных посевах наблюдается усиленный рост в высоту, в ущерб диаметру. Слабое развитие корневых систем, кроме того, приводит к худшей приживаемости лесных культур. Действующие нормы высева разработаны для стандартных схем для семян 1 класса качества. При посевах хвойных пород 2 класса качества норму высева увеличивают на 30%, 3 — на 100%; при посевах лиственных – соответственно на 20% и 60%, а для березы – на 50% и 100%. Например, для зоны тайги предусмотрен высев семян в условиях открытого грунта для ели европейской –72 кг/га; лиственницы сибирской -120 кг/га, осины – 20 кг/га, сосны обыкновенной – 60 кг/га, дуба 3600 кг/га, ильма -90 кг/га.

6.Уходы за посевами до появления всходов

Прикатывание посевов на легких почвах. При этом уплотняется верхний слой, что уменьшает сдувание почвы и семян ветром, улучшается капиллярное питание водой семян. Механизм – водоналивные катки.

Мульчирование торфяной крошкой, компостом, соломой, перегноем, опилками, шунгизитовой пылью. Проводят, если толщина заделки не должна быть более 2 см. При мульчировании сохраняется влага, предотвращается образование корки, задерживается зарастание сорняками и оптимизируется температура прорастания. Мульчирователь- МНС-0,75.

Прополка сорняков и рыхление почвы (за год 4-8 раз). При прополке устраняется конкуренция всходов с сорняками, при выращивании сеянцев может применяться т.н. химические прополки, или применение гербицидов (химических веществ, вызывающих гибель сорной растительности и не влияющих на сеянцы хвойных пород). При рыхлении междурядий используются специализированные культиваторы, при этом осуществляется подрезка корней сорняков, улучшается аэрация почвы. Используются различные культиваторы, фрезы, при одновременном внесении удобрений используют культиватор-растениепитатель.

Отенение посевов и побелка. Применяют для уменьшения перегрева почвы и уменьшения испарения. Для отенения всходов используют переносные щиты с просветами, их устанавливают к поверхности почвы под углом 35-45 в направлении с запада на восток и на расстоянии 40-50 см от поверхности почвы. Мероприятие проводят сразу после массового появления всходов.

Прореживание посевов. Проводят после дождя. Удаляют слабые, отстающие в росте растения. На 1 пог.м должно оставаться не более 40-50 сеянцев лиственных пород и не более 100 шт. хвойных.

Подрезка корней. После появления 1 пары молодых настоящих листочков у сеянцев некоторых пород проводят подрезку стержневого корня для формирования разветвленной корневой системы. В противном случае происходит сильное углубление главного корня, что создаст проблемы при выкопке сеянцев и пересадке их на лесокультурную площадь. Механизм- выкопочная скоба НВС-1,2

Полив. Проводят в первое время после появления всходов и для сеянцев влаголюбивых пород в течение всего сезона по мере надобности. Используется полив по бороздам, дождевание. Имеются специализированные дождевальные установки типа КИ-50, дождевальные навесные орудия ДН-70.

7. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих пород:

Сосна обыкновенная. Нуждается в достаточно плодородных, легких по механическому составу почвах. Посев обычно проводят весной узкострочными посевами. Применяют мульчирование, прикатывание, полив. Уход заключается в уничтожении сорняков, подкормке сеянцев, рыхлении почвы, борьбе с вредителями и болезнями. Особое значение имеет борьба с фузариозом и шютте снежным и обыкновенным. Стандартных размеров сеянцы достигают обычно в 2 года, в степной и лесостепной зонах за 1 год.

Ель европейская. Требует плодородных свежих почв. Чувствительна к заморозкам. Посев проводят позже, чем сосны. Стандартных размеров достигает в 3 года в таежной зоне, в2 – в зоне хвойно-широколиственных лесов и лесостепной.

Лиственница сибирская. Требовательна к плодородию, лучше растет на легких суглинках, слабооподзоленных супесях. Для лиственницы характерна низкая всхожесть семян (1 Класс качества семян — всхожесть 70%). Требует мероприятий, сходных с выращиванием сосны.

Сосна сибирская кедровая. Семена требуют длительной стратификации до 200 дней, семена и всходы нуждаются в защите от вредителей, грызунов и птиц. Стандартных размеров достигает в 3 года для таежной зоны.

Дуб черешчатый. Требует глубоких плодородных почв. Требуется подрезание корней.

Береза повислая. Малая глубина заделки в субстрат, всходы очень требовательны к влажности почвы. Посев проводят вразброс, в любое время года. Стандартных размеров достигает к концу 2 года выращивания. Обязательны поливы.

Бук восточный. Посевы можно проводить семенами текущего года осенью, при весенних посевах требуется полив. Требуется подрезка корней, защита от грызунов. Стандартных размеров достигает за год.

Выращивание саженцев в школьном отделении питомника

Большинство лесокультурных площадей в таежной зоне сильно зарастают травянистой растительностью, малоценными лиственными породами. В таких условиях наиболее целесообразно высаживать укрупненные саженцы, имеющие лучшую сохранность и лучший рост при меньшем количестве уходов.

Для эффективного выращивания саженцев в школьном отделении должна быть принята оптимальная схема севооборотов, правильно подготовлена почва, осуществлена посадка с определенным размещением и определенный уход. Особенности проведения этих работ зависит от региона выращивания и от биологии выращивания породы.

Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной подрезки корней последующая регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую высаживают 1-2-летние сеянцы (реже черенки) при размещении 0,7-1,0* 0,2-0,5 м. Во вторую и третью школу — саженцы с размещением 1*1 или 1,5*1,5 м и 2*2 или 2,5*2,5 м.

Перед посадкой в школу их сортируют, подрезают корни, часто обрабатывают ростовыми веществами.

Почву в древесной школе обрабатывают на глубину 30-50 см, что зависит от величины корневой системы выращиваемого посадочного материла.

Школу закладывают весной или осенью. Более целесообразно выращивать саженцы в древесно-кустарниковых (комбинированных) школах. Наиболее удачной считается схема посадки, при которой между рядами древесных пород, расположенными на расстоянии 3,2 м, высаживают три ряда кустарников на расстоянии 0,8 м. Шаг посадки 0,8 м, для кустарников 0,25 м. Срок выращивания деревьев в школе – 6-8 лет., для кустарников 2-3 года. Таким образом, за одну ротацию деревьев проходит 2-3 ротации кустарников. При этом происходит подрезка боковых корней деревьв.

Перспективные схемы комбинированных школ:

Выращивание саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет производят в уплотненной школе. Уплотнение происходит за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Между рядами расстояние 0,2-0,4 м, в ряду 0,25-0,1 м. Перед посадкой сеянцев в школу подрезают корни. Существуют специализированные механизмы для посадки школьного отделения: СШН-5 и СШП-5/3.Они обеспечивают

посадку в количестве 300 тыс. шт./га. Ель растет медленно в первые годы и хорошо переносит пересадку. Кроме того, уплотненную школу можно создавать разреживанием посевов после подкопки поля выкопочной скобой и с выборкой части сеянцев и уплотнением земли вокруг остающихся в школе.

Сосна, в отличие от ели, имеет интенсивный прирост в высоту в первые годы. Уже к 3-4 годам ее надземная часть существенно превышает массу корней, что снижает приживаемость.

Плодовая школа. Особый вид школы, создаваемый посадкой сеянцев-дичков. На них проводят окулировки (прививки спящими глазками) Уход заключается в окучивании растений выше места прививки на 5-6 см. Для уменьшения транспирации применяют химические дефолианты и антитранспираны. Проводятся подкормки азотом, фосфором и калием дозой 40-50 кг/га.

Закладка маточных плантаций. Место вегетативного размножения деревьев и кустарников, заготавливаются черенки. Черенки делят на:

Зимние стеблевые. Из однолетних одревесневших зимних побегов режут черенки в период покоя длиной 20-30 см. Таким способом заготавливают черенки тополей, ив (кроме козьей), виноград, смородина.

Зеленые. Их зеленых побегов текущего года нарезают зеленые черенки длиной 7-10 см. Применяют для хвойных пород :ель колючая, канадская, туя западная, можжевельники, кипарисовик. Лиственные: тополь, роза, чубушник, сирень, жимолость, спирея, крыжовник, лимонник, калина. Укореняют в контролируемых условиях, при температуре почвы 22-250С, воздуха 25оС, воды 25оС. Устанавливается особый режим дождевания, когда вода находится в виде тумана. Применяют стерильный субстрат: песок, верховой торф. Густота посадки 400шт/м2. Для уменьшения транспирации иногда листовые пластинки отрезают наполовину. Влажность субстрата 60-80% от полной влагоемкости. Влажность воздуха 85-100%. Свет лучше рассеянный, для чего применяют забеливание рам в парниках или затенение. Только при использовании искусственного тумана возможен прямой рассеянный свет.

Черенки у хвойных заготавливают с боковых веток1 и 2 порядка рано весной, до начала сокодвижения. Черенки хвойных не срезают, а обрывают. У лиственных –лещины и сирени– в период цветения и интенсивного роста, у спиреи –в конце интенсивного роста, у розы и винограда в течение всего сезона.

Для хвойных черенок — прирост прошлого года, у лиственных длина одного черенка равна длине одного междоузлия, за исключением пород с густо сидящими листьями, для них при длине черенка в 3-4 см имеется 2-3 междоузлия.

Для улучшения корнеобразования:

— Перед посадкой срезы черенков обрабатывают стимуляторами роста :гибберелин, гетероауксин, индолилмасляная и индолилуксусная кислоты

— Для улучшения укоренения применяют намачивание черенков в воде 4-6 часов

— Кильчевание. Хлысты 2-3 недели держат в парнике, нижними срезами вверх, покрытые слоем песка. При нагревании песка происходит образование каллюса, образовательной ткани, которая обеспечивает корнеобразование)

— протравливание против загнивания в течение 24 часов в 0,3-0,5% растворе ТМТД, либо 0,5% цинеба, либо 0,5%фентиурама.

Корневые. Используют для корневищных растений.

Кроме обычных видов уходов , удаляют заболевшие и загнившие. Можно использовать переносные парники, невысокие теплицы. Зеленые черенки с молодых растений 4-10 лет укоренение на 70-80%, с 30-летних же только 40-50%.

Период укоренения некоторых пород 2-3 месяца, других 4-5 месяцев.

После укоренения черенки можно высаживать на поля плантации. Через один-два года растения пересаживают на лесокультурную площадь.

Одревесневшие побеги и черенки заготавливают в маточных плантациях тополя, ивы и тамарикса. Для плантации лучше всего подходят пойменные земли. В питомниках степной и лесостепной зон закладывают орошаемые плантации с применением полива дождеванием и по бороздам.

Основную вспашку почвы под плантации проводят на глубину 35- 50 см с помощью плантажных плугов. Из органических удобрений в качестве основной заправки используют навоз и торфяные компосты. Норма внесения удобрений определяется содержанием питательных веществ в почве и колеблется от 20 до 100 т/га. Минеральные удобрения вносят при проведении ухода за маточниками. Для закладки плантации обычно используются укорененные черенки. На кустовых плантациях тополя и древовидной ивы расстояния между кустами 1 ґ 1 м, 1 ґ 1,5м , 1.5 ґ 1.5м, а на штамбовых плантациях этих пород — 2 ґ 2 или 2 ґ 3 м. Кустарниковые ивы размещают в плантациях с расстояниями между рядами 1 — 1 .2 м и в ряду через 0,4 — 0,5 м. Сразу после посадки почву рыхлят культиваторами, а осенью после первого года вегетации у растений на кустовых плантациях срезают надземную часть, оставляя пенечки высотой до 3 см. В последующие годы срезают побеги на 3 — 5 см выше срезов предыдущего года. По мере эксплуатации черенковые маточные плантации периодически (через 4-5 лет) омолаживают, удаляя наросты.

Зеленые черенки заготавливают на маточных плантациях, где имеется большой ассортимент деревьев и кустарников. В качестве маточников могут быть использованы защитные полосы и живые изгороди, расположенные вдоль дорог и по периметру питомника. В таких посадках в качестве маточных растений в основном выращивают неприхотливые кустарники (боярышник, дерен, сирень, ива). Размещение саженцев при закладке плантации зависит от размеров крон и биологических особенностей высаживаемых растений. При определении схем посадки учитывают также возможность применения механизации при посадке и уходе за деревьями. Ель колючую и пихту гибридную высаживают по схеме 3 ґ 1,5 м, тую, можжевельник, ель канадскую и многие виды лиственных- 3 ґ 1,5 м, саженцы роз — 0,7 ґ 0,25 м. В целях улучшения роста побегов на маточных растениях регулярно, через каждые 2-3 года, в междурядья вносят органические и минеральные удобрения для подкормки растений. Для лучшей кустистости у некоторых видов растений ежегодно поздней осенью или рано весной оставшиеся несрезанными после заготовки побеги срезают “на пень”. Гибридные тополя, березы и другие древесные породы содержат в кустовой форме путем короткой обрезки или укорачивания осевого прироста, что способствует пробуждению и росту пазушных почек. Маточную плантацию для заготовки зимних и зеленых черенков периодически обновляют. Фактически она служит одновременно школой с длительным сроком выращивания крупномерного посадочного материала для озеленения. В связи с этим черенковые маточные плантации имеют севооборот, включающий резервные паровые поля, на которых выполняют очередные посадки маточников взамен реализованных.

Выращивание посадочного материала в закрытом грунте

В условиях Севера, когда основным лимитирующим фактором роста является температура, выращивание посадочного материала в условиях теплиц может быть одним из перспективных способом выращивания посадочного материала.

В ряде стран мира этот способ используется уже около 50 лет (скандинавские страны). Безусловно, толчком явилось изобретение в 30-е годы прозрачных пленок из полиэтилена. Площадь теплиц в Финляндии равна 50 га, в них выращивают 259 млн. шт. сеянцев сосны и 150 млн. шт. ели. По расчетам финских специалистов, выращивание сеянцев под пленкой в 2 раза дешевле, чем в открытом грунте. Снижение стоимости достигается за счет экономии дорогостоящих семян, особенно сортовых, увеличению выхода с единицы площади, уменьшению сроков выращивания на один год. Преимущества этого метода реализуются в полной мере только при условиях тщательного соблюдения агротехники и технологии работ.

Первоначально использовались малогабаритные, иногда переносные теплицы-укрытия. В настоящее время наиболее перспективными считаются теплицы ангарного и арочного типа. По сравнению с ранее применяемыми блочными и малогабаритными теплицами им не страшны раннеосенние и поздневесенние снегопады и штормовые ветры. С них снег соскальзывает, а не накапливается в стенках блоков и не рвет пленку, не ломается конструкция. Как правило, арочные теплицы покрываются пленкой, которая используется несколько лет. Так, в Петрозаводском питомнике под коньком крыши имеется специальное укрытие для пленки на зиму, она используется около 7 лет. Ангарные теплицы покрываются твердым покрытием, к которым можно отнести стекло и специальные пластмассы. Так, в Финляндии имеется теплица, где ячеистые акриловые плиты “Ситокс” используются уже в течение 30 лет, обладая большой степень прозрачности (87%). Такие теплицы, как правило, круглогодичного действия, обеспечивают не менее двух ротаций в год. Использование ангарных теплиц предусматривает наличие специальных устройств для поддержания микроклимата в зимний период. Это достаточно сложное устройство, довольно дорогостоящее, и в лесном хозяйстве они применяются редко. В России выпускается два типа пленок: полиэтиленовые и полиамидные. По светопроницаемости полиэтиленовая пленка ближе к стеклу, но лучше стекла пропускает ультрафиолетовые лучи. Под полиамидной пленкой лучше складывается световой и тепловой режимы. К сожалению, под воздействием низких и высоких температур у нее меняются линейные размеры, и пленка крошится. От влияния больших заморозков она не защищает, т.к. пропускает ультрафиолетовые лучи. Имеется в продаже и поливинилхлоридная пленка, часто в качестве армирующего материала применяется лавсан и капрон.

Микроклимат в теплице зависит от ее размеров (чем крупнее, тем выше температура воздуха), от географической широты местности и режима проветривания и полива в ней.

В теплице можно выращивать сеянцы с открытой и закрытой корневой системой. При выращивании сеянцев с открытой корневой системой в теплице обычно делают гряды или обходятся без них, вручную или специальными сеялками (Литва-25) делают посев. Дальнейшие уходы – как при выращивании сеянцев с открытой корневой системой. Нормы высева для сосны 7 г/м2, для лиственницы г/м2 . Выход посадочного материала рекомендуется для сосны не более 1100 шт/м2, для ели 900-1000шт/м2.

При выращивании сеянцев один из необходимых видов ухода — закаливание сеянцев. При этом несколько уменьшают полив для начала одревеснения, с августа начинают поднимать пленку, сначала с боков на 0,5 м, затем выше, и к началу сентября поднимают боковые стенки. Если запоздали с закаливанием в августе, то в сентябре не рекомендуют начинать закаливание, это делают позднее – в октябре.

Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой (ЗКС)

На территории Финляндии имеется 31 лесной питомник, Норвегии –29, Швеции – 46. Из них на 64 выращивают сеянцы ЗКС. В начале 80-х годов получил распространение метод “Paperpot”, изобретенный в Японии, и в середине 80-х годов он развился и получил распространение как метод “Ekopot”. К началу 90-х годов доля сеянцев ЗКС увеличилась и составила примерно ѕ части, а к 1998 году составила около 90% от общего объема производства. За эти годы было разработано около 100 различных видов ячеек и кассет от торфяных до пластмассовых. От использования торфяных горшочков в начале 70-х годов отказались и перешли к выращиванию в кассетах типа “Ekopot” и в пластмассовых кассетах (Enso, Vapo, BSS, Panth, Agro, Plantek и др. )

“Ekopot” — стандарт кассет связан с соотношением надземной и подземной частей растения. Выпускают ячейки разной высотой, до15см, и диаметра, что зависит от выращиваемой породы и продолжительности выращивания. Контейнеры разборные пластмассовые с ячеей из одноразовой бумаги. Используется во многих питомниках Финляндии.

“Enso” – Пластмассовые кассеты из тонкой пластмассы, легко гнутся и не выдерживают более двух ротаций. Большого распространения не получили, хотя имеют интересную форму ячеи в виде капли для развития не закручивающейся в спираль корневой системы.

. “Vapo” – Сборные пластмассовые кассеты. Используют на одном питомнике Финляндии. Торфяные пластины проходят через высевающее устройство с точечным посевом. После завершения периода выращивания их разрезают на специальном станке, и получают торфяные кубики с одним сеянцем. Корневая система их развивается, не ограничиваясь размерами ячеек.

BSS, Panth, Agro, Plantek – Жесткие пластмассовые кассеты, выдерживают не менее 10 ротаций, незначительно отличаются размерами ячеек, конструкцией их и плотностью пластмассы.

В Карелии выращивание сеянцев ЗКС началось со строительства в 1993 году тепличного комплекса в Калевальском лесхозе, где уже в 1994 году из одной теплицы площадью 0,054 га было получено 300 тыс. шт. сеянцев. В 1995 году вступили в строй еще 2 теплицы(0,144 га). В 1996 году был построен такой комплекс на Петрозаводском питомнике(0,21 га), а в 1997 — 0,2 га теплиц в Лахденпохском и 3 теплицы в Костомукшском лесхозе(0,144 га). Общая площадь таких комплексов составила 0,8 га и позволяет выращивать около 4 млн. сеянцев в год. Для выращивания используются кассеты типа “Ekopot” (Петрозаводский, Лахденпохский и Калевальский лесхозы) и жесткие кассеты (Калевальский и Костомукшский лесхозы).

Выбор места под теплицу

  • Место под строительство теплицы должно быть ровным, не должно быть в микропонижениях и ветроударным.
  • Рядом должно быть место забора воды (озеро, река или запруда).
  • Почвы должны быть хорошо дренироваными.
  • Обеспеченность электроэнергией(35kW).
  • Место под площадку закаливания(площадь должна быть равной площади теплиц).
  • Основание теплиц должно быть щебеночное или заасфальтировано.
  • Расположение теплиц с севера на юг (лучше с СЗ на ЮВ).
  • Размер теплиц – не более 100 м в длину, и в высоту рассчитана для прохода трактора.
  • Обеспеченность рабочими и охраной.

Для проветривания теплиц на крыше имеются люки. Проветривание регулируется автоматически, для чего в теплице имеется термостат, соединенный с электродвигателем.

Характеристика горшочков, влияющих на рост сеянца

Устройство контейнера контролирует форму развивающейся корневой системы. Горшочки обязательно должны иметь:

  1. Вертикальные внутренние ребра, доходящие до дренажного отверстия. Ребра или борозды направляют рост корней ко дну контейнера, где они подрезаются. Это не допускает спирального закручивания корней и удушения в будущем.
  2. Отверстие в дне для выхода корней, чтобы корни не собирались в клубок на дне контейнера и вытекала бы лишняя вода. Отверстие должно быть как можно больше, лишь бы не выпадал растительный субстрат.
  3. Дно внутри ячейки должно быть сделано в форме конуса, что позволяет направить корнеь к отверстию в центре ячейки и через него наружу, в результате чего происсходит “воздушная подрезка”корней и заставляет развиваться мочковатую корневую систему.

Размер горшочка, расстояние между ними определяют плотность выращивания, которая сказывается на высоте побега, величине корня, общего веса. Чем больше диаметр горшка, тем лучше рост. Высота горшочка влияет на влагосберегающие качества питательной смеси. Недостатки большого горшочка: они громоздки, меньше выход с единицы площади.

В Америке Канаде для лесовосстановления используют механические и пневматические ружья. Для их зарядки используют специальную капсулу “пуля Вальтера”, покрытую оболочкой из пленки. Она должна быстро разлагаться в почве. Рабочий стреляет из такого ружья, сеянец по уровень корневой шейки погружен в почву. Иногда кассеты из таких пуль заряжают по типу пулеметной ленты и стреляют с низколетящего самолета. Другой контейнер в виде тюба, с открытой нижней частью.

Преимущества сеянцев ЗКС:

— позволяют автоматизировать производство

— меньше расход семян

— легче контролировать рост

— сеянцы развиваются быстрее

— облегчена перевозка сеянцев, нет отпада при транспортировке

— облегчается посадка, лучше приживаемость на лесосеке

— продлевается период посадки

5. Применение удобрений и гербицидов.

Применение минеральных удобрений и гербицидов при выращивании посадочного материала обеспечивает ускоренный рост сеянцев и саженцев, повышает выход посадочного материала с единицы площади, снижает трудозатраты на выращивание растений.

Применение удобрений и пестицидов в лесных питомниках. Агрохимические основы системы удобрений в питомниках

Минеральные питательные вещества выполняют различные функции. Они входят в состав тканей, играют роль катализаторов, регулируют осмотические процессы. Ни один из элементов не может быть заменен другим. Условно делят на две группы:

макроэлементы: N, P, K, S, Ca, Mg, Fe

микроэлементы: Cu, Zn, Mo, B, Co

Необходимость применения удобрений вызвана не только недостаточным количеством их в почве, но и большим выносом их с посадочным материалом. При завышенном содержании элементов питания наблюдается обратный эффект: угнетение роста. Система применения удобрений на питомнике состоит из трех звеньев:

Основное внесение удобрений. Вносится перед основной вспашкой и достаточно глубоко. В качестве основного променяют органические удобрения, известь, фосфорные и калийные удобрения.

Припосевное. Вносится в борозды вместе с семенами, для улучшения прорастания семян. В качестве припосевного обычно вносится фосфорное удобрение.

Подкормки. Вносятся в течение вегетационного периода в связи с изменяющимися потребностями растений. Подкормки вносятся в виде внекорневых (при опрыскивании водными растворами) и корневых, которые делятся на жидкие и сухие. Они вносятся на глубину 6-12 см на расстоянии 6-7 см от рядка. В качестве подкормок могут применяться азотные, калийные и фосфорные удобрения.

Для того, чтобы установить нормы внесения удобрений, надо знать содержание питательных веществ на каждом паровом поле питомника. Механический и химический состав почв обследуется региональными почвенно-химическими лабораториями, данные представлены обычно в виде картограмм или сводных таблиц. Степень обеспеченности почв питательными веществами определяют путем сравнения данных анализа с данными оценки почв. Кроме физико-химических анализов почв, доза внесения может быть определена по внешнему виду растения, а также методом листовой диагностики.

Виды удобрений: органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, компост, торф, зеленые удобрения и др. Они являются полными, т. е. действуют на протяжении нескольких лет и в их состав входят все макро- и микроудобрения. Норма внесения органических удобрений определяется содержанием гумуса в почве и механическим составом почв

Навоз вносят дозой 30-40 т/га один раз в 3-4 года.

Компост готовят специально, в качестве компонентов может входить опавшая листва, трава, лесная подстилка, дерн, опилки, стружка.

Торфо-минеральные и торфо-навозные компосты могут быть приготовлены в питомнике на специально отведенных площадках. На слой торфа толщиной 15 см выкладывается слой минеральных удобрений или навоза, чередуются слоями навоз и торф. После приготовления бурта высотой 1,5-2 м его поливают и оставляют на перегнивание.

Должен быть проветрен в течение примерно года. Навоз и низинный торф, содержащие семена сорняков, вносят на паровые поля под зяблевую вспашку или весной под культивацию и посев сидератов. В летний период сорняки уничтожаются при уходе за паром.

Микоризная земля , содержащая мицеллий некоторых видов грибов, образующих микоризу на корнях древесных пород, всасывающий воду и питательные вещества из почвы и снабжающий ими растение. Для усиленного роста сосны и лиственницы лучше использовать микоризу мухомора красного, моховика желто-бурого, масленка позднего, для дуба – белого гриба.

Сапропель – отложившаяся в пресноводных водоемах смесь почвы с полуразложившимися растительными остатками. Он содержит органические вещества (15-30%), азот, фосфор, калий, известь, все виды микроэлементов, витамины, антибиотики, биостимуляторы. Доза 40-60 т/га.

Бактериальные удобрения – особый вид, представленный чистыми культурами микробов и микроорганизмов:

Азотобактерин — чистая культура почвенного микроба азотобактера, усваивающего свободный азот из воздуха, доза внесения 1-2 кг/га.

Нитрагин – препарат клубеньковых бактерий, живущих на корнях бобовых растений, доза 0,5 кг/га, лучше применять для намачивания семян.

Фосфобактерин – чистая культура фосфорных бактерий. 250г жидкого препарата – на 1 га.

АМБ – несколько видов бактерий. Препарат вносится после предварительного компостирования. 1т торфа + 100 кг извести + 1 кг АМБ. Компост перемешивают в течение 3-4 недель слоем 70-80 см при температуре 20-25оС. Вносят в почву по 250-500 кг/га перед культивацией или боронованием.

Нормы внесения органических разработаны с учетом классификации почв по содержанию доступных для растений доступных форм питательных веществ. Срок внесения весна-осень, механизмы для внесения органических веществ: РПТУ-4, РОУ-5, РОУ-6, РУШ-0,8,.

В качестве основного удобрения вносится известь, в зависимости от кислотности каждого поля. Доза внесения извести варьирует в пределах 0,5-2 т/га.

Минеральные удобрения (фосфорные и калийные) применяют в качестве основной заправки дозами согласно обеспеченности почв данными элементами. Механизм для внесения минеральных удобрений как основных: НРУ-0,5.

Фосфорные и калийные удобрение вносятся целиком или 50% дозы, оставшиеся 50% вносятся перед посевом в качестве припосевного удобрения.

В качестве подкормок вносятся азотные, калийные и фосфорные удобрения. Подкормки подразделяются на внекорневые и корневые, в сухом виде и в виде водного раствора, причем концентрации не более 0,3%.

Растения в разных фазах роста испытывают различную потребность в них. Азот необходим для образования новых вегетативных органов. При его недостатке замедляется рост, стебли ослабевают, листья становятся светло-желтыми и желтеют. Фосфор — нужен во все периоды развития. Ускоряет формирование корневой системы, способствует продолжительности и обильности цветения. При его недостатке растение угнетено, нижние листья желтеют и отмирают. Калий влияет на цветение, интенсивность окраски, цветов, устойчивость к болезням и подготовке к зиме. При его недостатке края листьев желтеют, затем буреют и отмирают. Кальций нужен для формирования мощной корневой системы, его нехватка приводит к поражению точек роста. При недостатке магния листья бледнеют и покрываются пятнами. Сера необходима растениям для развития корневых систем и является катализатором процессов в клетке. Железо участвует в образовании хлорофилла.. Его отсутствие замедляет рост растения, листья приобретают светлую окраску. Марганец необходим в процессе дыхания и фотосинтезе, а также в окислительно- восстановительных процессах в клетке. Бор улучшает снабжение корневых систем кислородом. При его недостатке происходит отмирание точек роста. Все виды минеральных удобрений получаются при разложении оргинических удобрений

Доза внесения удобрения рассчитывается по формуле:

где А — доза внесения препарата по д.в.;

В — содержание д.в. в данном удобрении.

Характеристика распространенных минеральных удобрений

📺 Видео

Как правильно рассчитать площадь дома, зданияСкачать

Как правильно рассчитать площадь дома, здания

Путин встал на колени перед Си ЦзиньпиномСкачать

Путин встал на колени перед Си Цзиньпином

Площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника?Скачать

Площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника?

Как рассчитать площадь будущего дома.Скачать

Как рассчитать площадь будущего дома.

Как посчитать площадь комнаты в квадратных метрах – снято на видеоСкачать

Как посчитать площадь комнаты в квадратных метрах – снято на видео

Площадь застройки, что в нее входитСкачать

Площадь застройки, что в нее входит

Задания 1-5 | ОГЭ 2024 Математика | Про баню и печкиСкачать

Задания 1-5 | ОГЭ 2024 Математика | Про баню и печки

Печи ОГЭ по математике 2023 задания 1-5Скачать

Печи ОГЭ по математике 2023 задания 1-5

Расчет объемов земляных работСкачать

Расчет объемов земляных работ

Равновесная цена | Крест МаршаллаСкачать

Равновесная цена | Крест Маршалла

Как сделать и читать расчетный листок - Елена ПономареваСкачать

Как сделать и читать расчетный листок - Елена Пономарева

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

ПОЖАРНЫЙ КОУЧИНГ ОТ НАЧАЛЬНИКА СПТ (КАМЧАТКА)! 20 ЛЕТ ОПЫТА-ЗА 2,5 ЧАСА, ПОЖАРНЫЕ СЛУШАЛИ ОТКРЫВ РОТСкачать

ПОЖАРНЫЙ КОУЧИНГ ОТ НАЧАЛЬНИКА СПТ (КАМЧАТКА)! 20 ЛЕТ ОПЫТА-ЗА 2,5 ЧАСА, ПОЖАРНЫЕ СЛУШАЛИ ОТКРЫВ РОТ

NPV, PI, DPP, IRR. Чистая приведенная стоимость и дисконтирование #npv #irr #excel #дисконтированиеСкачать

NPV, PI, DPP, IRR. Чистая приведенная стоимость и дисконтирование #npv #irr #excel #дисконтирование

Путин опять странно ходитСкачать

Путин опять странно ходит

SCAD Office в задачах №5: расчёт монолитной железобетонной конструкции зданияСкачать

SCAD Office в задачах №5: расчёт монолитной железобетонной конструкции здания

стропильная система крыши ShortsСкачать

стропильная система крыши Shorts
Поделиться или сохранить к себе: