- Площадь сечения судна
- Главные размерения судна
- Главные размерения судна
- Как находится площадь судна
- Остойчивость судна
- Определение местоположения центра тяжести, центра величины и метацентра судна
- Изменение остойчивости судна под действием вертикальных сил
- 1. Линия действия вертикальной силы проходит через центр тяжести судна
- 2. Линия действия вертикальной силы расположена в диаметральной плоскости судна
- 3. Линия действия вертикальной силы расположена в плоскости мидель-шпангоута
- 🎬 Видео
Видео:Площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника?Скачать
Площадь сечения судна
Судно — это плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей.
Сечение судна — это изображение фигуры, образованной рассечением судна плоскостью в поперечном или продольном направлении.
Формула для расчета площади поперечного сечения судна:
S = π * r 2 / 2, где
r — радиус окружности корпуса судна.
Смотрите также статью о всех геометрических фигурах (линейных 1D, плоских 2D и объемных 3D).
Быстро выполнить эту математическую операцию можно с помощью нашей онлайн программы. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести исходное значение и нажать кнопку.
На этой странице представлен самый простой онлайн калькулятор расчета площади поперечного сечения судна, если известен радиус корпуса судна. С помощью этого калькулятора вы в один клик сможете рассчитать площадь сечения судна.
Видео:Площадь фигурыСкачать
Главные размерения судна
Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (смотри рисунок).
Главные размерения судна
Диаметральная плоскость ( ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна.
Плоскость мидель-шпангоута — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой строится теоретический чертеж.
Под шпангоутом ( Шп) понимают на теоретическом чертеже теоретическую линию, а на конструктивных чертежах — практический шпангоут.
Конструктивная ватерлиния ( КВЛ) — ватерлиния, соответствующая расчетному полному водоизмещению судов.
Ватерлиния ( ВЛ) — линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
Кормовой перпендикуляр ( КП) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии; КПна теоретическом чертеже совпадает с 20-м теоретическим шпангоутом.
Носовой перпендикуляр ( НП) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.
Основная плоскость — горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей.
На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.
Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.
Длина наибольшая L нб — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса без выступающих частей.
Длина по конструктивной ватерлинии L квл — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.
Длина между перпендикулярами L ПП — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между носовым и кормовым перпендикулярами.
Длина по любой ватерлинии L вл измеряется, как L квл
Длина цилиндрической вставки L ц — длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.
Длина носового заострения L н — измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).
Длина кормового заострения L к — измеряется от конца цилиндрической вставки или шпангоута наибольшего сечения — конца кормовой части ватерлинии или другой обозначенной точки, например кормового перпендикуляра. Размеры по ширине судов измеряются параллельно основной и перпендикулярно диаметральной плоскостям.
Ширина наибольшая В нб — расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.
Ширина на мидель-шпангоуте В— расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.
Ширина по КВЛ В квл — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.
Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.
Высота борта Н — вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута, до бортовой линии верхней палубы.
Высота борта до главной палубы Н Г. П — высота борта до самой верхней сплошной палубы.
Высота борта до твиндека Н ТВ — высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.
Осадка ( Т) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.
Осадка носом и осадка кормой Т н и Т к — измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.
Средняя осадка Т ср — измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.
Носовая и кормовая седловатость h н и h к — плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.
Погибь бимса h б — разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.
Надводный борт F — расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.
В случае необходимости указываются и другие размеры, как, например, самая большая (габаритная) высота судна (высота фиксированной точки) от грузовой ватерлинии при порожнем рейсе для прохода под мостами. Обычно же ограничиваются указанием длины — наибольшей и между перпендикулярами, ширины на мидель-шпангоуте, высоты борта и осадки. В случаях применения международных Конвенций — об охране человеческой жизни на море, о грузовой марке, обмере, классификации и постройке судов — руководствуются определениями и размерами, установленными в этих Конвенциях или Правилах.
Видео:397)): Конструкция судна одна из составляющих конвенции СОЛАССкачать
Как находится площадь судна
Для изучения формы корпуса, оказывающей значительное влияние на навигационные качества судна, корпус принято рассекать тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, которые называются главными плоскостями судна (рис.1а.), (рис.1б.), (рис.1в.).
Вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части, называется диаметральной плоскостью.
Вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине расчетной длины корпуса судна и делящая его на носовую и кормовую части, называется плоскостью мидель-шпангоута.
Горизонтальная плоскость, совпадающая с поверхностью спокойной воды при плавании судна по расчетную осадку и делящая судно на подводную и надводную части, называется плоскостью конструктивной ватерлинии (КВЛ), или плоскостью грузовой ватерлинии (ГВЛ).
Корпус судна характеризуется следующими основными размерами: длиной L , шириной В , высотой борта Н и осадкой Т , которые называются главными размерениями судна . Различают главные размерения: теоретические (расчетные) и габаритные.
Порядок измерения теоретических и габаритных размеров судна показан на (рис.1а.), (рис.1б.), (рис.1в.).
Соотношения между главными размерениями судна определяют в значительной мере его навигационные качества.
На ходкость судна влияют отношения: и .
Остойчивость судна характеризуется отношениями: , , .
Управляемость: .
Прочность: и .
Значения соотношений между главными размерениями для судов различных типов приводятся в судостроительной литературе.
Важными характеристиками для оценки навигационных качеств корпуса судна являются коэффициенты полноты его обводов.
Отношение площади конструктивной ватерлинии S к площади описанного прямоугольника со сторонами L и B называется коэффициентом полноты конструктивной ватерлинии и определяется по формуле: .
Отношение площади подводной части мидель-шпангоута F к площади прямоугольника со сторонами B и T называется коэффициентом полноты мидель-шпангоута : .
Аналогичное соотношение для площади подводной части диаметральной плоскости называется коэффициентом полноты диаметрали : ,
где A — площадь подводной части диаметральной плоскости.
Отношение объема подводной части корпуса V к объему описанного параллелепипеда со сторонами L , B , T называется коэффициентом полноты водоизмещения , или общим коэффициентом полноты : .
Судно может находиться в равновесии на воде при соблюдении двух условий: во-первых, сила веса судна с находящимся на нем грузом должна равняться силе водоизмещения и, во-вторых, сила веса и сила водоизмещения должны действовать по одной вертикали. Из второго условия вытекает, что центр величины судна должен быть расположен на одной вертикали с его центром тяжести.
Согласно закону Архимеда, сила водоизмещения D равна весу воды, вытесненной судном, т. е. равна объему подводной части корпуса судна V , умноженному на объемный вес воды : .
Водоизмещение является мерой плавучести судна. Вес вытесняемой судном воды, численно равный весу судна, называется весовым водоизмещением . Объем вытесняемой судном воды, равный объему подводной части корпуса судна, называется объемным водоизмещением . Различают водоизмещение судна в порожнем состоянии и водоизмещение судна с максимально возможной нагрузкой. Весовое водоизмещение судна в порожнем состоянии численно равно сумме весов корпуса, надстроек, механизмов, устройств и оборудования судна. Весовое водоизмещение судна с максимально возможным грузом на борту численно равно сумме веса порожнего судна и веса всех грузов, принятых на судно до его погружения по расчетную осадку.
Для того чтобы вычислить водоизмещение судна по его теоретическому чертежу, нужно определить объем подводной части корпуса. Корпус судна в большинстве случаев имеет криволинейные обводы. Поэтому точный объем подводной части корпуса, как правило, вычислить не удается. В теории корабля для определения объемного водоизмещения судна, а также для вычисления площадей криволинейных фигур чаще всего пользуются приближенным приемом, называемым правилом трапеций (рис.2.).
Разделим рассматриваемую площадь по высоте на m одинаковых частей, равных числу ватерлиний на теоретическом чертеже судна.
Каждую часть площади, ограниченную двумя смежными ватерлиниями можно приближенно заменить трапецией с высотой: ,
где — расстояние между ватерлиниями на теоретическом чертеже судна; T — осадка судна.
Площадь половины шпангоута равна сумме площадей всех трапеций: .
Величина, равная полусумме крайних ординат, называется поправкой: .
Разность между полной суммой ординат и поправкой называется исправленной суммой: .
И тогда полная площадь шпангоута равна: .
Ординаты для каждого шпангоута могут измеряться как в реальном масштабе, так и в его проекциях для различных моделей.
Площади ватерлиний определяются: .
где n — число шпаций на теоретическом чертеже судна; L — длина судна.
В этом случае объем подводной части корпуса судна можно представить как сумму объемов отдельных отсеков, заключенных между каждыми двумя смежными теоретическими шпангоутами (рис.3.).
При этом длина каждого отсека определяется: ,
а его объем: .
Суммируя объемы , можно представить формулу для объемного водоизмещения судна следующим образом: .
Исправленная сумма площадей шпангоутов определяется по следующей зависимости: ,
где — сумма площадей всех шпангоутов; — площади крайнего носового и крайнего кормового шпангоутов.
Аналогичным образом можно получить зависимости для определения объемного водоизмещения судна, если суммировать по высоте объемы его отсеков, заключенных между смежными ватерлиниями: ,
где ; — сумма площадей всех ватерлиний; — площади днища судна и конструктивной ватерлинии.
При отсутствии теоретического чертежа объемное водоизмещение судна можно приближенно определять по его главным размерениям: ,
где L , B , T — соответственно длина, ширина и осадка судна; — коэффициент полноты водоизмещения или общий коэффициент полноты.
Значения коэффициента полноты для различных типов судов принимаются по справочным данным.
Для характеристики распределения сил водоизмещения по длине судна строят специальную эпюру, называемую строевой по шпангоутам (рис.4.).
Для построения этой эпюры горизонтальная линия, выраженная в принятом масштабе теоретическую длину судна, делится на n одинаковых частей, равных числу шпаций на теоретическом чертеже судна.
На перпендикулярах, восстановленных в точках деления, откладывают в определенном масштабе величины площадей погруженных частей соответствующих шпангоутов и концы этих отрезков соединяют плавной линией.
Площадь строевой по шпангоутам равна объему водоизмещения судна.
Так как центр величины судна находится в центре тяжести подводной части судна, а площадь строевой выражает собой объем подводной части, то абсцисса центра тяжести строевой по шпангоутам равна абсциссе центра величины судна.
Аналогичная эпюра, характеризующая распределение сил водоизмещения по высоте судна, называется строевой по ватерлинии (рис.5.).
Площадь строевой по ватерлиниям также равна объемному водоизмещению судна, а ордината ее центра тяжести определяет положение центра величины судна по его высоте.
Остойчивость судна
Остойчивость — способность судна возвращаться в равновесное положение после прекращения действия сил, вызвавших его наклонение.
Наклонение судна может произойти под действием различных сил: давления ветра, давления воды на руль, перемещения груза на судне, приема или снятия части груза, натяжения буксирного троса и др.
Расчет остойчивости имеет своей целью установление условий безопасного плавания судна при действии на него перечисленных сил.
Наклонение судна может произойти в поперечной и продольной плоскостях. Остойчивость судна в поперечном направлении называется поперечной остойчивостью и в продольном направлении — продольной остойчивостью . Наклонение судна в поперечном направлении называется креном и в продольном направлении — дифферентом .
Для примера рассмотрим условия плавания судна, получившего крен или дифферент под действием каких-то внешних сил, не изменивших общего веса судна, например, сил давления ветра (рис.6.), (рис.7.). Будем считать, что все грузы на судне закреплены и на нем не имеется жидких и сыпучих грузов.
Линия пересечения диаметральной плоскости с плоскостью мидель-шпангоута 0 — 0 называется осью плавания . До наклонения судно пересекалось с поверхностью воды по линии , называемой исходной ватерлинией , а после наклонения — по линии , называемой действующей ватерлинией .
Так как вес судна и положение грузов на нем при наклонении не изменились, то центр тяжести судна g останется в той же точке, в которой он был при плавании судна в нормальном положении.
Вследствие изменения формы объема подводной части судна центр величины переместится из точки C в точку C1 .
При малых углах крена (до ) центр величины судна перемещается по дуге окружности с центром в точке m .
Точка m , являющаяся точкой пересечения линии действия силы водоизмещения D на наклоненное судно с осью плавания, называется метацентром (поперечным при крене и продольным при дифференте).
Расстояние между поперечным метацентром и центром величины называется поперечным, или малым, метацентрическим радиусом и обозначается буквой r .
Расстояние между продольным метацентром и центром величины называется продольным, или большим, метацентрическим радиусом и обозначается буквой R .
Расстояния между метацентром и центром тяжести при крене и дифференте судна соответственно называются малой и большой метацентрической высотой и обозначаются буквами h и H : , ,
где a — расстояние между центром тяжести и центром величины судна.
Сила водоизмещения D и вес судна G (рис.6.), (рис.7.) создают момент с плечом gk , который стремится вернуть судно в нормальное положение, т. е. судно будет остойчивым.
Момент сил называется восстанавливающим , а плечо — плечом остойчивости .
На (рис.8.) и (рис.9.) показаны два случая иного взаимного расположения сил D и G , действующих на накрененное судно.
Hа (рис.8.) образуется момент, который стремится опрокинуть судно даже после прекращения действия кренящих сил, т. е. судно будет неостойчивым.
На (рис.9.) силы D и G действуют по одной вертикали, и судно не способно будет вернуться в исходное положение. Оно находится в состоянии безразличного равновесия и также считается неостойчивым.
Как видно из рисунков, остойчивость судна характеризуется местоположением его метацентра.
Если метацентр расположен выше центра тяжести, судно остойчиво, ниже — неостойчиво. Если метацентр и центр тяжести находятся в одной точке, судно находится в состоянии безразличного равновесия.
Восстанавливающий момент при остойчивом положении судна определяется: .
Так как (рис.6.) и (рис.7.), то эта формула называется метацентрической формулой остойчивости при крене.
Аналогичная формула для дифферента имеет вид .
При малых углах крена и дифферента можно принять: и .
Тогда и ,
где и — углы крена и дифферента судна, рад.
Если накрененное судно находится в равновесии, то восстанавливающий момент равен кренящему моменту: , откуда или в градусной мере .
Угол дифферента судна в радианах или в градусах ,
где — дифферентирующий момент.
Определение местоположения центра тяжести, центра величины и метацентра судна
Местоположение различных точек судна рассматривается в системе координатных осей, показанных на (рис.10а.) и (рис.10б.).
За начало координатных осей принимается точка пересечения диаметральной плоскости, плоскости мидель-шпангоута и основной плоскости, проходящей параллельно конструктивной ватерлинии на глубине, равной осадке судна.
Ось X имеет направление и положительное значение от плоскости мидель-шпангоута к носу судна; ось Y — от диаметральной плоскости к правому борту судна; ось Z — от основной плоскости к палубе судна.
Координаты центра тяжести судна на основании известной из теоретической механики теоремы моментов можно вычислить по формулам: , , ,
где Pi — веса отдельных элементов корпуса и оборудования судна; Xi , Yi , Zi — координаты центров тяжести соответствующих весовых элементов судна.
Расчеты по определению координат центра тяжести судна удобно вести в табличной форме по образцу (табл. 1), которая называется весовым журналом . В этот журнал заносятся веса всех элементов самого судна и всех грузов, находящихся на нем.
Наменование нагрузок | Вес | Координаты центра тяжести | Статистические моменты | ||||
Xi | Yi | Zi | PiXi | PiYi | PiZi |