- Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
- Аудиогид
- Фотографии
- Где находится?
- Адрес
- Ближайшая станция метро
- Как добраться
- Краткое описание
- Кто изображён?
- Откуда произошло название?
- Из чего он создан на самом деле?
- Что символизирует памятник?
- Интересные исторические факты и легенды
- Не опора, а балансир
- «Бедный Павел»
- Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе
- Пётр I только на коне и благодетель
- Скакун не был орловской породы
- Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка
- Первая отливка комом
- Скала и Лахта
- Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить
- Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
- Бога гневить не следует. Даже Петру Великому
- Змея расположилась не зря
- Памятник в Великую Отеччественную войну 1941-1945 гг.
- Памятник в цифрах сегодня
- История создания
- Екатерина II и памятник Петру I
- Скульптор и его ученица
- «Гром-камень»
- Транспортировка в Петербург
- Отливка скульптуры
- Открытие памятника
- Памятник «Медный всадник»
- Описание памятника «Медный всадник» и его символика
- Монумент в фактах и цифрах:
- История создания памятника
- Верное решение Екатерины
- Новый проект
- Поиски, доставка и установка «дикой скалы»
- Отливка скульптуры
- Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
- Мифы, легенды, интересные факты
- Происхождение названия
- Хранитель города
- Миф о Петре и Павле
- Показывают друг на друга
- Всадник Апокалипсиса
- Реставрации
- Как добраться?
- Медный всадник, кто ты?
- 🔥 Видео
Видео:Памятник Николаю Первому. Исаакиевская площадь.Скачать
Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Видео:Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площадиСкачать
Аудиогид
Видео:Открытие памятника Петру I (Медный Всадник) на Сенатской площади в ПетербургеСкачать
Фотографии
Памятник «Медный всадник» на Сенатской площади – один из самых узнаваемых символов, один из самых главных центров притяжения в туристической карте маршрутов по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.
История создания «Медного всадника» и его наименование – это множество интересных фактов и легенд. Туристы задают вопросы касательно персонажа, названия, автора и скульптора, когда и каким образом создавался, из чего монумент на самом деле и как до него добраться. Ответы найти можно здесь — «Петербург.Центр» рассказывает.
Видео:Медный всадникСкачать
Где находится?
Адрес
- Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Сенатская площадь
Ближайшая станция метро
- «Адмиралтейская»
Как добраться
- «Медный всадник» расположен в центре Санкт-Петербурга.
- Удобнее всего добираться до памятника от станции метро «Адмиралтейская».
- По выходу из вестибюля нужно повернуть налево,
пройти через Александровский сад, у Адмиралтейства,
выйти на набережной Невы.
Видео:Санкт-Петербург / экскурсия по Исаакиевской площадиСкачать
Краткое описание
Автор памятника – Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор XVIII века, итогом проведённых им 12 лет в России стала именно скульптура конного императора Петра I – «Медный всадник».
Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина II, но скульптор не был приглашён. По какой причине?
Кто изображён?
Памятник, поставленный основателю города, «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга – один из самых известных в России монументов Петру I Великому.
«Медный всадник» — первый конный памятник русскому царю и первому Императору Всероссийскому — Петру Алеексеевичу Романову (1672—1725).
Откуда произошло название?
Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.
Из чего он создан на самом деле?
Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент — из гранита.
Открытие памятника Петру I Великому в Санкт-Петербурге состоялось 18 августа 1782 года. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.
В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов в 1909 году написал:
В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума.
Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Что символизирует памятник?
Пётр I Великий изображён Этьеном Фальконе в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь.
Скульптор изобразил Петра Великого в подчеркнуто динамичном состоянии, обозревающего своё детище – город на Неве с высокого пьедестала.
Описывая своё будущее творение, Фальконе сказал:
Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.…
Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.
Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».
Фальконе заменил богатое седло на медвежью шкуру. Таким способом он показал близость государя к своему народу и то, как царь желает нации, им же цивилизованной, и несмотря на это, всегда беречь свою аутентичность и осознавать свои корни — происхождение.
Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.
Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.
Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого.
Скульптор написал:
Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей.
Видео:Памятник Петру 1 у Инженерного замка в Санкт-Петербурге//Конные монументы в ПетербургеСкачать
Интересные исторические факты и легенды
- Модель конной статуи Петра была изготовлена скульптором Этьеном Фальконе. Голову скульптуры изваяла ученица этого скульптора – Мари-Анна Колло. Змею вылепил Фёдор Гордеев в соответствии с планом Фальконе.
- Подходящую глыбу для постамента нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.
- Отливку скульптуры в бронзе производил литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов вместе с Фальконе.
- После уезда последнего, работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену, которому помогал Фёдор Гордеев.
- Отливка была завершена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Не опора, а балансир
Сегодня, глядя на памятник, сразу создаётся впечатление, что фигура Петра имеет 3 точки опоры. Исследования ХХ столетия показали, что хвост коня, соединённый с изогнутой змеёй, не является опорой, – это балансир. Жёсткий каркас расположен лишь в задних ногах коня.
«Бедный Павел»
В петербургском фольклоре широко распространена легенда о призраке Петра Великого, который привиделся якобы будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».
А случилось это так. Однажды вечером Павел и его приятель князь Куракин прогуливались по улицам Санкт-Петербурга. Внезапно впереди появился человек, закутанный в широкий плащ. Казалось, он их ждал, и когда они приблизились, он пошёл рядом с ними.
Павел вздрогнул и сказал Куракину, что кто-то идёт рядом с ними, на что последний ответил, что никого не видит. Павел пытался убедить в этом великого князя, как вдруг призрак произнёс:
Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущего памятника. Призрак сказал:
Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Когда призрак, покидая путников, приподнял шляпу, будущий император Павел I с ужасом разглядел лицо Петра. Вскоре Павел получил письмо, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как «Медный всадник».
Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе
В голове императрицы Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом её кипучего ума. Голубых кровей конь, а на нём величаво восседает сам Петр со скипетром в руках – чем недолжная память о славном предке?
Оставалось найти того, кто мог бы достойно воплотить сию память в жизнь. Ходатаями в вопросе выбора скульптора выступили перед Екатериной не кто-нибудь, а великие Вольтер и Дидро: через князя Александра Голицына они порекомендовали полностью доверявшей их мнению императрице обратить свой взор на Этьена Мориса Фальконе.
Почему именно он? Да потому что в этом фарфоровых дел мастере, по утверждению Дидро, недюжинный ум, интеллект и тончайший вкус мирно уживались с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью. В сентябре 1766 года Фальконе ставит свою подпись под контрактом, согласно которому его награда за работу составляла более чем скромные 200 тысяч ливров (иные мастера брали за подобные труды на порядок больше).
Пётр I только на коне и благодетель
А далее принялись за обсуждение Петрова облика. Что думала по сему поводу Екатерина, уже известно: конь, на нём Пётр, в его руке скипетр или жезл. Главный в то время по искусству в России Иван Бельской отметал присутствие коня – один лишь Великий Пётр и жезл.
В обсуждении принял участие и Дидро: фонтан, обрамлённый фигурами-аллегориями – таковым было его виденье памятника. Дальше всех в своих фантазиях продвинулся некий Штелин – статский советник: по его замыслу (тоже полному аллегорий), несколько статуй, символизирующих добродетели, должны были низвергать статуи «порочные».
Все эти предложения Фальконе категорически отверг, подтвердив мнение о себе, как о человеке простом и бескомпромиссном. Ни аллегорий, ни народной любви, ни собственно, самого народа – лишь Герой. Причём не Герой-полководец, не Герой-победитель, а исключительно Созидатель и Благодетель своей державы. Именно такого Петра стремился показать людям скульптор.
Скакун не был орловской породы
Некоторые источники утверждают, что для позирования использовали скакуна орловской породы. Это ошибочное суждение. Алексей Орлов, русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича, состоял на службе с 1762 по 1775 год.
Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе, начал разводить новую породу рысистых лошадей.
История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов завёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца. А первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Так, что скакун орловской породы никак не мог позировать для создания памятника Петру I.
Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка
На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Из императорской конюшни вывели на свет двух красавцев-орловцев: офицер поочередно взлетал то на одного, то на другого, ставя скакунов на дыбы, а в это время Фальконе делал зарисовки.
Интересен тот факт, что один из элементов памятника никак не давался талантливому скульптору: как ни переделывал тот голову Петра І, все не мог угодить Екатерине.
Зато с этой задачей удачно справилась ученица мастера — Мари-Анна Колло. Волевое и мужественное лицо Петра Великого, со сверкающими очами и осветлённое мыслью в исполнении девушки, принесло ей членское звание в Российской Академии художеств и пожизненную пенсию от милостивой императрицы.
Исполнение змеи, опоясавшей копыто коня, было поручено русскому скульптору Гордееву. А между Фальконе и Екатериной, впервые пробежала чёрная кошка…
Первая отливка комом
Своего Петра Фальконе задумал настолько массивным и огромным, что ни один из отливщиков не хотел браться за работу – кто требовал неимоверных размеров награду, кто сразу заявлял, мол, отлить скульптуру не удастся и точка.
Но нашёлся-таки охочий помочь парижанину: роль литейщика взял на себя Емельян Хайлов – пушечных дел мастер. И вот первая отливка: по трубе заливается бронза, и труба лопается… Фальконе в отчаянии выбегает из цеха, а Хайлов за доли секунды успевает скинуть с себя армячишко, намочить его водой, обмазать глиной и «залатать» ним трубу.
Таким образом, Емельян не дал воспылать пожару. А ещё сильно обжёг руки и чуть не потерял зрение. Следующих три года ушло на подготовку к новой отливке, которая на сей раз прошла удачно.
Скала и Лахта
Фальконе видел всадника, взмывающего ввысь с постамента-волны. Волной должен был послужить обработанный кусок скалы. Найти в Петербурге глыбу высотой более 11 метров оказалось делом непростым, пришлось даже объявление в газету давать.
Подходящий монолит обнаружил неподалеку деревушки Лахта крестьянин Семён Вишняков, о чём и известил искателей. Несколько тысяч людей вовлекли в транспортировку Гром-камня: до побережья Финского залива его доставили на специальной платформе, ну а далее кораблём (тоже построенным специально для этого случая) глыбу весом в 1 600 тонн по Неве отправили прямиком к Сенатской площади, где заветный «камешек» поджидали уже толпы зевак.
Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить
К 1778 году отношения между Фальконе и Екатериной окончательно испортились, и скульптор на пару со своей ученицей покинул Петербург. Установкой памятника занимались уже без него: руководил процессом Фёдор Гордеев.
В августе 1782-го памятник Петру Великому был торжественно открыт. По знаку императрицы со скульптуры слетело полотно, на набережной под дробь барабанов отчеканили шаги гвардейские полки. Этьена Мориса Фальконе на открытие главной работы всей его жизни даже не пригласили…
Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьёз подумывать о всеобщей эвакуации.
Обеспокоенный Александр I повелел вывезти из города особо ценные произведения искусства. Статс-секретарю Молчанову поручили памятник Петру I отправить в Вологодскую губернию и на это было отпущено несколько тысяч рублей.
В это же самое время майор Батурин встретился с личным другом императора – князем Голицыным, чтобы рассказать ему … о своих сновидениях. Как оказалось, Батурину снился один и тот же сон, в котором майор постоянно видел себя на Сенатской площади.
В сновидениях лик Петра I на памятнике поворачивался, скульптурный всадник съезжал со скалы, разъезжал по петербургским улицам и направлялся к Каменному острову, где тогда проживал Александр I. Потом он въезжал во двор Каменноостровского дворца, из которого выходил к нему навстречу государь. Пётр Великий ему молвил:
Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!
Потом всадник поворачивал назад. Князь Голицын, поражённый до корней волос рассказом майора Батурина, передал сон оного царю. В результате император Александр I отменил указ об эвакуации памятника. «Медный всадник» остался на прежнем месте на Сенатской площади.
Кто-то скажет: дело ясное – легенда. Может, и так, да только известно всем: враг ни разу так и не ступил на земли Северной столицы.
И кто знает, возможно причина этому – взмывающий ввысь Медный всадник, который стоит на берегах Невы и посвящён и Народу и Петру – Победителю, и Народу и Государю – Созидателю с Добродетелью!
Бога гневить не следует. Даже Петру Великому
Свое название – «Медный всадник» – выполненный из бронзы памятник, получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. Было бы удивительно, если взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами.
Одна из таких гласит: вознамерился как-то вседержитель перескочить на резвом скакуне Неву-матушку. Воскликнув «Всё Божье и моё!» и ударив шпорами, царь легко оказался на противоположном берегу. Тем же образом перескочил реку обратно. Хотел, было, перенестись через Неву в третий раз, да только попутал слова, крикнув: «Всё моё и Божье!» Небеса тут же наказали Петра, превратив его в камень.
Змея расположилась не зря
Рассказывают также, что змея расположилась у ног Петрова коня неспроста: однажды в горячечном бреду царю привиделось: наступают, якобы, на Петербург шведы. Вскочил он на коня и хотел, было, взлететь над Невой, чтоб дать бой супостату, да не дала погибнуть ему в речных водах змея, остановившая коня. Так и стоит ныне Медный всадник как дань памяти змее-спасительнице.
Памятник в Великую Отеччественную войну 1941-1945 гг.
В 1941 году «Медного всадника» укрыли бревнами и досками, а также мешками с песком. Постамент засыпали грунтом. Ленинград выстоял и победил!
В 1944 году после снятие защитных приспособлений с памятника появиля новый миф. и Якобы, кто-то нарисовал на груди императора Петра I звезду Героя Советского Союза. Разумеется, её быстро стёрли.
Как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Пётр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.
Памятник в цифрах сегодня
- Строительство: 1768—1770 годы
- Открытие: 18 августа (7 по ст. ст.) 1782 года
- Материал: гранит – постамент, бронза — скульптура.
- Высота памятника: 10,4 метра
- Высота скульптуры: 5 метров
- Масса скульптуры – 8 тонн
- Длина постамента: 10,6 метра
- Высота постамента: 5,2 метра
- Ширина постамента: 3,4 метра
Гром камень, из которого создавался постамент, изначально: длина 13,2 метра, ширина – 6,6 метра, высота 8,1 метра; масса 1600-2000 тонн, около 800 тонн было отколото в месте обнаружения и транспортировки.
Видео:Исаакиевская площадь. Памятник Николаю IСкачать
История создания
Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, Екатерины II, её великий предшественник, грандиозный деятель и победитель, на российском престоле был бесспорным авторитетом.
И с самого начала своего правления императрица решила подчеркнуть приверженность реформаторским идеям Петра I Великого, которые она всецело разделяла, установкой памятника императору в городе, им основанном.
Екатерина II и памятник Петру I
Сразу же после своего восшествия на престол в 1062 году императрица Екатерина II задумалась об установке памятника своему великому предшественнику. Цель своего правления она видела в продолжении преобразований в России, начатые Петром Великим. Это был единственный способ поддержать принцип наследования престола: если не по родству, то по духу.
Предложения касательно будущей статуи лились рекой. Одни предлагали традиционную скульптуру в полный рост с императорскими регалиями, другие – памятник-фонтан, как в Версале, третьи – изображение Петра в окружении аллегорических добродетелей и пороков.
Царица желала видеть великого человека, восседающего на коне с атрибутами власти в руках. Ей не понравился проект придворного архитектора Растрелли. По совету своих французских друзей философов-просветителей Дидро и Вольтера Екатерина Великая пригласила Этьена Фальконе. Он согласился на гонорар в 200 тысяч ливров.
Скульптор и его ученица
Российский посланник в Париже Дмитрий Голицын подписал контракт с рекомендованным французским скульптором Фальконе в августе 1766 года. Сразу же по приезду мастера в Санкт-Петербург 26 октября 1766 года начались работы по созданию памятника.
Фальконе прибыл в столицу России не один, а с юной помощницей по имени – Мари-Анна Колло, которая по слухам была ещё и его любовницей. Мастерская устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце было приспособлено для жилья Фальконе.
Свою работу скульптор начал с изучения деятельности Петра I – памятник кому он должен был создавать. Фальконе проникся необыкновенным духом и величием деяний русского царя. Поэтому мастер отбросил все аллегорические напыщенные формы и оставил главное – личность государя.
Затем начались зарисовки. Для создания трёхмерного изображения всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжении Фальконе был статный гвардеец, прекрасно управлявший лошадьми, среди которых были Алмаз и Каприз – 2 мощных жеребца из императорских конюшен.
Чтобы мастер мог уловить и зарисовать движение коня в момент его стремительного и грациозного взлёта, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вставшей на дыбы лошади.
О начале работ по созданию памятника Петру Великому в Сенате объявили в 1768 году. Стартовала работа над гипсовой моделью в натуральную величину, которая была завершена в 1769 году.
Итак, спустя год готовый макет из гипса был представлен императрице. Во-первых, Екатерине II не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, императрицу разочаровал тот факт, что зодчий не выполнил её условия относительно атрибутики.
Изваяние головы и лица Петра Великого создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анна Колло. Дело в том, что и все последующие варианты верхней части фигуры государя, сделанные Фальконе, не нравились Екатерине II. Императрица трижды отвергала готовые версии великого француза.
Его помощница тщательно изучила посмертную маску Петра I и сделала макет максимально похожим на подлинное лицо великого русского царя. Глаза в форме сердечек привели императрицу в восторг. И Екатерина распорядилась принять молодую художницу в члены Академии изящных искусств с пожизненной пенсией в размере 10 тысяч ливров.
Остальные объяснения автора по созданию образа Петра Великого были приняты. Потом возникли споры касательно места установки памятника.
«Гром-камень»
Почти сразу же по приезду в Санкт-Петербург у Фальконе появилась идея в качестве постамента использовать огромный природный камень. Екатерине она тоже понравилась. Чтобы ускорить процесс поиска, была объявлена награда для нашедшего.
Подходящую глыбу нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. Это была скала, в которую, по преданию, попала молния, образовав в ней трещину. Монолит поэтому и назвали «Гром-камнем». За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.
Когда камень осмотрели и очистили от земли, он оказался огромным. Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн. Каждый день для работы требовалось 400 человек. Фальконе повелел перевернуть камень на бок, чтобы основание сделать плоским. Благодаря обтёсыванию его вес уменьшился на 600 тонн.
Теперь его нужно было доставить в город. За лето и 2 осенних месяца прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 метров. Затем дождались промерзание земли и в конце ноября 1769 года началась транспортировка «Гром-камня» в Петербург.
Транспортировка в Петербург
Скалу с помощью рычагов загрузили на бревенчатую платформу, которую установили на желоба с металлическими шарами. Конструкцию приводили в движение с помощью 2-х лебедок, каждую из которых крутили 36 человек.
Путь камня до места погрузки на судно в Финском заливе равнялся 7855 метрам. С 26 ноября 1769 по 7 апреля 1770 года длился процесс. Глыбу тащили по ледяной зимней дороге на платформе. В течение дня можно было передвинуть камень на 20-30 саженей (1 сажень = 2,13 метра), иногда меньше, когда он падал с платформы.
Работы по уменьшению массы камня велись также во время транспортировки. Но приехавшая проконтролировать процесс Екатерина II запретила это делать. Императрица хотела поразить иностранцев объёмом камня на заключительном этапе его установки на площади.
Ей хотелось представить глыбу в своём «диком» виде – без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.
Когда камень был доставлен на побережье Финского залива, для его погрузки уже построили пристань. На дне у берега летом соорудили специальное основание из свай, соединённых кронштейнами. Такая же платформа была сделана на Неве в месте выгрузки.
Перевозка глыбы по воде осуществлялась на корабле, построенном также специально для этих целей по чертежу знаменитого корабельного мастера Григория Корчебникова. Водная транспортировка началась только осенью.
Для транспортировки по воде было построено плоскодонное судно, которое притопили рядом с камнем. С помощью лебёдок, установленных на 2-х краерах, со 2-й попытки удалось затащить скалу на корабль. Когда борт был восстановлен и вода откачана, судно плавно всплыло на поверхность. Краера прикрепили к нему по бокам и доставили в Санкт-Петербург.
Гигантский «Гром-камень» прибыл в столицу на Сенатскую площадь 7 октября (26 сентября по старому стилю) 1770 года. Выгрузка происходила в обратном порядке. На берегу Невы использовали ту же технику, что и при погрузке.
Судно было притоплено и село на сваи, предварительно вбитые в дно реки, что позволило переместить камень на берег. Это действо происходило при большом скоплении жителей. Императрица Екатерина II наблюдала за процессом из здания Сената. Празднование было не случайным: 3 октября – годовщина её коронации.
Позже камень был значительно уменьшен, приведён в привычный нам вид.
Отливка скульптуры
Гипсовая модель памятника, законченная в июле 1769 года, в следующем году в ожидании отливки показывалась публике в течение 2-х недель. Фальконе, которому никогда раньше не приходилось самому выполнять подобную работу, отказался делать отливку и ждал приезда французского мастера Эрсмана.
Литейщик в сопровождении 3-х подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе все необходимое для обеспечения успеха: «землю, песок, глину. ». Однако долгожданный мастер не смог выполнить требования скульптора и вскоре был уволен.
Ещё год ушёл на поиски местного мастера. В результате был найден Емельян Хайлов, литейщик пушек. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятнику и механизму заливки материала.
Работы начались в 1774 году. Большая часть из них прошла успешно. Первая отливка скульптуры состоялось 25 августа 1775 года. По легенде, во время работ лопнула труба, по которой лилась бронза, и только благодаря усилиям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника.
Заготовили 1350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, труба не выдержала и треснула, весь металл хлынул на пол, начался пожар. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской, рабочие побежали за ним, и только Хайлов остался на месте.
Рискуя жизнью, он обернул форму своей сермягой и обмазал её глиной, собрал растёкшуюся бронзу и вылил её обратно в форму. Памятник был сохранён, а ошибки, возникшие из-за аварии, позже были исправлены.
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами.
В 1777 году были изготовлены верхние части скульптуры, которые не получились при первой отливке. После аварии образовались многочисленные крупные дефекты в голове коня и фигуре всадника выше пояса. Авторами был разработан дерзкий план спасения статуи, решили дефектную часть срезать и снова долить её, нарастив тем самым форму непосредственно на сохранившейся части памятника.
С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи. Вторую заливку произвели в ноябре 1777 года, и она удалась полностью. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
О Хайлове не было сказано ни слова. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая, он забрал с собой все чертежи и технические расчёты.
Работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Ему помогал Фёдор Гордеев. На камне с двух сторон высекли надпись, с одной стороны на русском, с другой на латинском языке:
Памятник был торжественно открыт 18 августа 1782 года. Фальконе не пригласили на церемонию.
Открытие памятника
Открытие памятника Петру I Великому состоялось 18 августа 1782 года. Мероприятие было приурочено к 100-летию восшествия на престол Петра Алексеевича Романова.
К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие памятника состоялось без него, скульптору прислали лишь памятные монеты, отлитые в честь этого торжественного события.
Праздник приравняли к государственному. Императрица Екатерина II появилась в короне и с регалиями, а после открытия памятника гвардейцы прошли парадным строем.
На одной из складок одежды Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
Надпись на постаменте гласит с одной стороны:
ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.
Надпись на постаменте гласит с другой стороны:
PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.
Этими словами, оставленными в веках потомкам, Екатерина II хотела подчеркнуть свой замысел в установлении преемственности наследия между деяниями Петра Великого и собственным правлением.
Видео:Екатерина II открывает памятник Петру IСкачать
Памятник «Медный всадник»
Представить Санкт-Петербург без памятника «Медный всадник», посвященного Петру I, невозможно, также как без Зимнего дворца или Исаакиевского собора.
Вокруг его создания кипели нешуточные страсти, начиная от выбора проекта и до момента открытия. «Производственный» процесс заставлял находить необычные технические решения. Жители столицы и всей страны зачастую относились к монументу, как к одушевленному персонажу, а не застывшему изваянию.
Видео:Памятник Николаю IСкачать
Описание памятника «Медный всадник» и его символика
Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Сначала кажется, что у фигуры 3 точки опоры. Исследования ХХ века показали, что хвост коня, соединенный с изогнувшейся змеей – это не опора, а балансир. Жесткий каркас находится только в задних ногах коня.
Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя.
Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным.
Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги.
Фигура императора выражает уверенность за будущее государства. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса.
Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.
Монумент в фактах и цифрах:
- Размер постамента: 10,6 м длиной, 5,2 м высотой, 3,4 м шириной.
- Изначальный размер Гром камня: длина 13,2 м, ширина – 6,6 м, высота 8,1 м, масса 1600-2000 т, около 800 т обкололи в месте обнаружения и транспортировки.
- Высота скульптуры: 5 м, масса – 8 т.
- Срок строительства: 16 лет.
Видео:Петру 1 - Екатерина 2, или как строили Питер / Медный всадникСкачать
История создания памятника
Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.
Верное решение Екатерины
Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.
Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.
Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).
Новый проект
Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.
Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.
Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.
Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.
Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.
Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.
С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.
Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.
Поиски, доставка и установка «дикой скалы»
Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.
Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.
Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.
А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.
За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.
Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.
В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.
За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.
На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.
Выгрузка Гром-камня в Санкт-Петербурге (картина Луи Бларамберга).
Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.
Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.
Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.
Отливка скульптуры
Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).
Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.
Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.
Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.
К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.
Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.
У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.
Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…
Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.
Видео:Памятник Петру I на Сенатской площадиСкачать
Мифы, легенды, интересные факты
Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.
Происхождение названия
Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.
Хранитель города
Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.
В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.
По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.
Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.
Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году
Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно, быстро стерли.
Миф о Петре и Павле
Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.
Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.
Показывают друг на друга
Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.
На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»
Всадник Апокалипсиса
Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.
Видео:Медный всадник, памятник Петру IСкачать
Реставрации
Медного всадника реставрировали дважды – в 1909 и 1976 годах. В советское время статую даже исследовали рентгеновскими лучами.
Состояние памятника признали очень хорошим, небольшие трещины удачно ликвидировали, предварительно заложив капсулу с посланием потомкам и газетой периода проведения работ.
Видео:Галилео. Памятник Петру IСкачать
Как добраться?
Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Ближе всего к нему расположена Адмиралтейская станция метро. Следует идти к выходу на Малую Морскую улицу. По ней пройти до Исаакиевского собора, свернуть вправо, перейти Адмиралтейский проспект и через Александровский сад выйти прямо к памятнику (указатели по ходу движения имеются).
Видео:Памятник Петру I в МосквеСкачать
Медный всадник, кто ты?
Вот уже почти два с половиной века он стоит над Невой. Официальное открытие памятника Петру Великому работы Фальконе состоялось 7 августа 1782 года.
Когда-то в один из первых дней августа, обычно — первый выходной, рядом с ним обязательно собирались ценители старины, чтобы отметить очередную годовщину установки памятника Петру Великому на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Теперь о традиции вспоминают только в юбилейные годы, но очередного юбилея надо ждать ещё полтора десятка лет. Наверное, это примета времени, что сегодня его уже никто не боится, как боялся пушкинский Евгений.
Иллюстрация А. Бенуа к пушкинскому «Медному всаднику» считается хрестоматийной
Похоже, ленинградцы-питерцы всё своё уже отбоялись в страшные дни Блокады. Зато фальконетовым Петром, как и прежде, восхищаются, чаще — просто любят, ласково называя «Петрушей». После тех самых 900 дней к нему в городе и вовсе относятся как-то теплее, человечнее.
На его фоне теперь регулярно фотографируются невесты, а женихи, открывая шампанское, целятся непременно под хвост царскому коню. Лихие бомбилы на Невском, готовые с любого содрать три шкуры, даже с иностранцев за то, чтобы прокатиться «прямо к Петру», берут не больше пяти сотен.
[/center]
На его фоне фотографироваться было модно во все времена
На нехватку памятников Петру Великому Россия пожаловаться не может. Было время, когда ваяли только Ильичей, но и тогда копию отменного растреллиевского бюста поставили прямо на Московском вокзале.
Потом вернули на Адмиралтейскую набережную «Царя-плотника», тут же Зураб Церетели в первопрестольной подсуетился, а шемякинский, вообще-то симпатичный «полутруп» усадили посреди Петропавловки. Впрочем, к нему невесты тоже неравнодушны — коленки натёрли до зеркального блеска. Значит, прижился.
Но фальконетов Пётр — один. Он не просто другой — Пётр I и сам был другим, как-то не вписывается он в череду предшественников и преемников на русском троне. Спасибо Екатерине, что отвергла когда-то уже готовый конный монумент Карло Растрелли — не прижился бы он на берегу Невы и вряд ли смог бы так уютно соседствовать рядом с чудом Монферрана.
А может быть, и Монферран, не будь «Медного всадника», не подарил бы нам такого Исаакия? Он «Медный всадник» — лучше поэта не скажешь, хотя сегодня острословы, конечно, назвали бы памятник Петру как-то иначе.
Вот, как ни старались Церетели и Шемякин потягаться с гениальным творением Фальконе, их монументы тут же получили от народа целый набор эпитетов, порой презрительных, а порой и просто убойных. «Лысый пень» или «Стульчак». Просто «Монстр» или «Кто никогда не видел моря?» И в ответ — «Кто, кто… Петя в кожаном пальто». И ещё многое в том же духе.
Выбирайте, что нравится, но равного пушкинскому «прозвищу» у них нет и не будет никогда. Как не будет и другого монумента, по-настоящему достойного памяти великого преобразователя России.
«Созидатель, преобразователь, законодатель» — так просто и коротко сказано про Петра у Этьена Фальконе. И как много всего и сразу в этих трёх словах. Каждому следующему правителю осталось из чего выбирать. Но первой выбирала Екатерина.
Она только обосновалась на троне. Царствует всего три года. Ей нужны видимые подтверждения легитимности собственной власти. Но она терпелива — тяжко застывший, наподобие итальянских кондотьеров монумент Карло Растрелли Екатерина отвергла сразу. Пётр разбудил Россию, его преемница на троне не такова, чтобы дать ей снова уснуть.
И памятник Екатерине был нужен под стать великим деяниям великого царя, у которого… великие наследники. А у Растрелли государь словно бы всего уже достиг — и это властелин державы, которой больше уже почти ничего не нужно.
Екатерининской России нужно всего и много, даже очень много. Памятник Петру должен стать жирной точкой в целой череде имперских символов, созданных по воле неугомонной императрицы. Она терпеливо ищет ваятеля, достойного такой задачи. Обратиться за советом есть к кому — ведь с юных лет, ещё будучи великой княгиней, Екатерина вступила в переписку с лучшими умами Европы.
Энциклопедист Дидро и подсказал — Этьена-Мориса Фальконе. Дидро, можно сказать, угадал — из работ у пятидесятилетнего Фальконе действительно получились только «Милон Кротонский» да «Пигмалион». Зато как теоретик он разделал под орех всех «антиков», перед которыми культурная Европа привыкла преклоняться без сомнений.
Морис Этьен Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло, изваявшей голову Петра I
Впрочем, незадолго до петербургского заказа Фальконе выполнил две капеллы в парижской церкви Святого Роха. Они очаровали русского посла князя Голицына, тот и поддержал Дидро.
Фальконе старше русской царицы и тоже терпелив, не случайно ему позволили возиться с памятником полтора десятка лет. Впрочем, ждать и терпеть тогда умели. Только на то, чтобы транспортировать из Лахты постамент — «Гром-камень», ушёл целый сезон. Операция с технической точки зрения и сегодня была бы непростой, а в XVIII веке — просто уникальной (читайте).
Ни Сан-Суси, ни Версаль, ни Шёнбрунн ничего подобного себе позволить не могли. А сколько времени было потрачено на выбор постамента, да и убеждать сановных критиков пришлось чуть ли не целую зиму — только переписка Фальконе и президента российской Академии художеств Ивана Бецкого составляет два толстенных архивных тома.
Фальконе с его амбициями оказался и удивительно скромен — не постеснялся поручить изваять голову царя своей ученице Мари-Анн Колло. По тем временам дело неслыханное. Но тоже, как Дидро, угадал. Колло не стала копировать тоновую маску Петра работы учителя или прижизненный бюст Растрелли, решив задачу как истинный монументалист.
Главное — уловить характер и не войти в диссонанс с самим конным изваянием. Глаза навыкате, объёмный лоб в обрамлении густых, как волны, прядей, явное напряжение воли на лице, выдвинутый вперёд подбородок — казалось бы, банальный набор всем известных черт, но в целом — впечатление неповторимое.
Тут и гневная решимость, и умение миловать, тут и мудрость, и простота, суровость и спокойствие одновременно. Известно, что Фальконе много «правил» Колло, но в итоге единство несомненно, жаль, что о роли ученицы теперь помнят только знатоки.
Екатерина выбрала «своего» Петра, много говорила о нём, писала, но на самом монументе отметилась предельно лаконично: «PETRO primo CATHARINA secunda». И по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782».
С тех пор фальконетов Пётр многим не давал покоя. Вдохновил Пушкина. Нервного императора Павла так просто достал, не простояв на Сенатской площади и двух десятков лет. И Павел, только вступив на престол, в пику матери водрузил у Михайловского замка другую конную статую Петра. Работы Карло Растрелли — ту самую, что когда-то отвергла великая императрица. Амбициозное «Прадѣду Правнукъ. 1800» — тоже начертано в пику Екатерине.
Младший сын Павла Николай, такой же нервный, как отец, но с куда более холодным рассудком, без лишних колебаний приказал выпустить в медного Петра, а заодно и в декабристов порцию картечи.
Говорят, её следы до сих пор можно разглядеть на изломах Гром-камня. Ни в трёх Революциях, ни в Гражданскую ни у кого на Петра рука не поднялась. А позже в Петра целились уже фашистские асы Люфтваффе — не попали ни разу.
Пушкин подпустил мистики, но холодный Николай Павлович, «расстреляв» Петра, сразу выбрал под себя образ царя-стоика. Медного всадника тогда частенько сравнивали с древнеримским Марком Аврелием, хотя Фальконе именно эту статую считал примером того, как не надо делать конные монументы.
При царе-освободителе Александре II Петра Великого «подавали» публике уже как реформатора и чуть ли не либерала, а заодно украшали цветами а-ля русский триколор. Александр III и его неудачник-сын напирали на «народность» Петра Алексеевича, устраивая на Сенатской площади каток и гуляния. Славянофилам же очень нравилась формула: «Великий вождь великого народа».
После Октября 17-го её никто, разумеется, в отношении Петра не озвучивал. Но при Сталине, когда увидел свет «Пётр Первый» красного графа Толстого, именно эта трактовка подразумевалась как бы сама собой.
Если уж тирана Ивана Грозного гений Сергея Эйзенштейна и блистательная игра Николая Черкасова представили этаким борцом с боярской бюрократией, то Петра Великого сам Бог велел превратить в «народного царя». И никто после самого «вождя народов» эту формулу не забыл. До сих пор…
Произведения скульптуры в чём-то сродни боевым кораблям. Настоящий шедевр, как достойного противника, узнают по силуэту. Но капитаны годами изучают каталоги с контурами вражеских крейсеров и эсминцев, а «Медный всадник» остаётся в памяти сразу и навсегда. Однако в скульптуре так же, как силуэт, важен и жест.
«Россию поднял на дыбы» — о монументе в целом этим уже всё сказано. А вот рука, простёртая над волнами Невы? «Благодетельная десница», «Отеческая рука». Как долго и трудно Пушкин подбирает эпитеты — «Поднявши руку в вышине», «Гигант с простёртою рукою», «Грозя недвижною рукой»! В самом жесте — средоточие силы, ума, воли. Но не только — рука Петра — как новый вектор для новой России.
«Окно в Европу» — вроде бы сказано, и точка. На Запад — навстречу Европе. Чтобы быть не просто рядом, чтобы быть вместе. Быть достойной её составной частью. И никаких комплексов неполноценности здесь искать не надо.
Абсолютно прав был Лев Гумилёв — Евразия мы, не Азеопа. Азеопа — это «красиво» сказал другой историк, Павел Милюков. Сказал через двести лет после Петра, словно всё, что тот завещал, пустил под откос.
Не удивляет, что «временные» с таким министром иностранных дел комплексовали перед Европой, неудивительно, что их, «временных», с такой лёгкостью смели большевики. Урал — не шутка географии, а наш с Европой общий рубеж.
«Евразия — не Азеопа», — мог бы задолго до Гумилёва сказать сам Пётр. Он не сказал — он всё сделал, чтобы так и было!
🔥 Видео
Кому Медный всадник на самом деле ?Скачать
Исаакиевская площадь. Петербург. Памятник Николаю Первому!Скачать
Город не Петра.Чужие памятники ПетербургаСкачать
Памятник Петру I у Инженерного замкаСкачать
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт ПетербургеСкачать
Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга: кто авторСкачать