- Доходный дом С. О. Китнера
- Исаакиевская площадь
- История формирования площади
- 18 век
- 19 век
- 20 век
- Основные достопримечательности площади
- Исаакиевский собор
- Конногвардейский манеж
- Дом Лобанова-Ростовского
- Дом Нарышкина-Мятлева
- Мариинский дворец
- Другие строения площади
- Памятник Николаю Первому
- Синий мост
- Как добраться. Что посмотреть около Исаакиевской площади
- Добро пожаловать в Санкт-Петербург
- Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях
- Исаакиевская площадь в фотографиях
- 🌟 Видео
Видео:ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - 1Скачать
Доходный дом С. О. Китнера
Архитекторы: | Шауфельбергер Л. А. Боссе Г. А. Ефимов Н. Е. |
Год постройки: | 1832, 1847-1848 |
Стиль: | Неоренессанс |
Доходный дом С. О. Китнера неоренессанс
Почтамтская ул., 1, — Исаакиевская пл., 7
середина XVIII в. — автор не установлен
1832 — арх. Шауфельбергер Л. А. — надстройка
1847-1848 — арх. Боссе Г. А. (Боссе Г. Э.), арх. Ефимов Николай Ефимович — перестройка (Список. )
«Фасады дома могут служить характерными образчиками схематизированного варианта безордерной разновидности неоренессанса» (А. Л. Пунин [ 104 ], С. 56)
С. О. Китнер
Худ. Рандель
1848 г.
Из книги «Архитектура
Петербурга середины 19 века»
А. Л. Пунин, Лениздат 1990
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)
Купеческая книга
на 1898 г. С.232
Севастьян Осипович Китнер (1795-1870) был уроженцем Моравии, входившей тогда в Австрийскую империю Он приобрел специальность мастера-жестянщика, работая подмастерьем в Германии. В 1819 г. С. Китнер приехал в Петербург и, обосновавшись, сразу открыл ламповую мастерскую, которая вскоре стала одной из самых известных. В то время столица переходила от свечного освещения на масляное, что привело к большому спросу на новые типы ламп.
Заработанный и накопленный капитал позволил мастеру приобрести в 1826 г. трехэтажный дом на углу Исаакиевской площади и Почтамтской ул., напротив строящегося Исаакиевского собора. В 1832 г. владелец надстроил по проекту архитектора Л. Л. Шауффельбергера четвертый этаж. Под мастерскую и магазин отводился нижний этаж. Яркая вывеска привлекала внимание петербуржцев.
Число заказов росло, особенно на люстры и фонари для парадных дворцовых помещений в Павловске, в Михайловском, Елагином и Юсуповском дворцах в Петербурге. Они исполнялись преимущественно в классическом стиле, во многих случаях по рисункам К. Росси. Заказы для императорской фамилии упрочили известность мастерской Китнера. Многочисленные поставки настенных ламп, люстр, фонарей были исполнены для манежа Гвардейской берейторской школы (1828), Удельного училища (1829) и двух дворцов в Красном Селе (1833, не сохранились), Каменноостровского (1831) и Александринского театров (1832-1833), Большого театра в Петербурге (1836) и Москве (1837), Зимнего (1837-1838) и Мариинского дворцов (1842-1843), усадьбы герцога Лейхтенбергского в Сергиевке, Михайловского театра, дома И. В. Пашкова на Литейном пр., 39 (1842), Пулковской обсерватории (1843). Особо следует выделить работы Китнера по отделке интерьеров Нового Эрмитажа (1845-1850). Они состояли в изготовлении (по модели А. И. Теребенева) орнаментальных арабесок и прорезок гальванопластическим способом для установки на металлических потолках в пяти помещениях первого этажа: вестибюле, залах вдоль Миллионной ул. и Двадцатиколонном зале. Мастерская Китнера выполнила также фасадные работы: металлическое перекрытие над портиком по Миллионной ул. и семнадцать тройных окон Лоджий Рафаэля с сандриками белого (луженого) железа со стороны Зимней канавки. Высокое качество работы Китнера было отмечено золотой медалью на Аннинской ленте. В 1847 г. С. Китнер исполнил заказы для нового императорского дворца и дома для гостей в Красном Селе.
Возросшие доходы позволили ему перестроить и надстроить в этом же году собственный дом на Исаакиевской площади. Первоначальный проект составил архитектор Г. Э. Боссе. При представлении его на Высочайшее утверждение император пожелал, чтобы дом увеличили в одну высоту с соседним домом графа Е. П. Закревского . Составление нового проекта Китнер заказал архитектору Н. Е. Ефимову, который надстроил пятый этаж, изменив фасад со стороны площади с использованием полуциркульных окон в двух верхних этажах. С 1848 г. здесь арендовал помещения Департамент железных дорог.
Мастеру также принадлежало с 1840 г. здание по наб. Мойки, 11 , где на протяжении многих лет находилась богадельня купца Китнера, и за его счет содержались двенадцать престарелых женщин.
В 1852-1853 гг. С. Китнер мастерски исполнил осветительные приборы для Кухонного и Арсенального каре Гатчинского дщворца по заказу архитектора Р. И. Кузмина. В дальнейшем он стал поставщиком, снабжавшим железные дороги, в том числе, локомотивными и буферными фонарями для движения поездов в ночное время. В 1855-1856 гг. мастерская занималась поставкой фонарей для мостов Николаевской железной дороги, созданных по новым американским проектам.
С появлением газового и керосинового освещения время масляных ламп подошло к концу . Китнер не смог приспособиться к новым обстоятельствам и продал получившую признание и известность ламповую мастерскую своему приказчику К. Мишке. Прибылями с торговых оборотов Китнер, бывший купцом 1-й гильдии, нажил состояние, позволившее ему вкладывать капитал в доходные дома.
Китнер приобрел три участка: на Офицерской ул., 18 у купца К. И. Гейнриха и на Екатерининском канале, 79 и 81 , у наследников купца Г. А. Амосова. Все три дома были построены по проекту архитектора А. И. Ланге, его зятя, соответственно в 1851, 1855, 1853 гг. В 1869 г. дом на Офицерской ул. получил в подарок его сын, архитектор Иероним Севастьянович Китнер, который жил в нем до отъезда в Германию в 1918 г.
С. О. Китнер был известен в Петербурге не только как предприниматель. Имея личный опыт трудного переезда в Россию, он занимался благотворительностью, покровительствовал «убежищу» для приезжих иностранных ремесленников под названием «Пальма» в Максимилиановском пер., 18 (ныне пер. Пирогова).
С возрастом у главы семейства появился тяжелый недуг («каменная» болезнь), и последние годы после операции он провел в инвалидном состоянии в домашней обстановке. Скончался С. О. Китнер в 1870 г. в возрасте 75 лет и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Его жена Элеонора Ивановна Штраух (1805-1884), родом из Пруссии, приехавшая в Петербург с семьей, пережила мужа на 14 лет. Старшие сыновья Карл и Оттон уехали в Германию, пять дочерей остались в России.
(Николаева Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер/Т. И. Николаевап.- СПб.: Изд. дом «Коло», 2007 С.209-217; добавил: Наталия )
Видео:Санкт-Петербург / экскурсия по Исаакиевской площадиСкачать
Исаакиевская площадь
Исаакиевская площадь, как и две другие главные площади исторического центра Санкт-Петербурга – Дворцовая и Сенатская, включена во все туристические маршруты города. Ее основная достопримечательность – Исаакиевский собор – одна из главных визитных городских карточек. Однако сегодня Исаакиевская площадь не только историческая составляющая города, но и вполне современная административная его часть, ведь на ней находится Законодательное городское собрание.
Вид на Исаакиевскую площадь с Колоннады Исаакиевского собора
Видео:Сенатская и Исаакиевская площадиСкачать
История формирования площади
Архитектурный вид площади, который так привыкли видеть туристы в ярких буклетах и на открытках, формировался на протяжении не одной сотни лет. Данная территория не раз переименовывалась, меняла границы, расставалась со старыми и обзаводилась новыми строениями. Во многом развитие Исаакиевской площади схоже с формированием Дворцовой и Сенатской площадей, и также связано с созданием Адмиралтейства в виде центральной крепости-верфи данной части города.
18 век
До начала создания Санкт-Петербурга данное место было уже обжитым, ибо здесь находилось небольшое село Гавгуево. Создание крепости-верфи Адмиралтейства предусматривало окружение данного объекта открытым пространством – эспланадами и гласисами, за которыми в Морской слободе начали проживать адмиралтейские служащие. О бывшей Морской слободе нам на память остались названия Большой и Малой Морской улиц. Со временем защитная роль открытых пространств была утрачена, и на них Морская слобода стала хаотично разрастаться жилыми и торговыми строениями.
В начале 18 столетия две будущие соседние площади — Сенатская и Исаакиевская — не имели выраженного территориального деления. Но постепенно между рекой Мойкой и Большой Морской улицей возникла застройка из торговых рядов, которые к концу 30-х годов 18 века стали официально называться Торговой площадью. Интересно, что в этот же период Сенатская площадь, из-за находившегося на ней тогда второго Исаакиевского собора, стала называться Исаакиевской! Таким образом, общая территориальная целостность двух площадей была нарушена, и они начали развиваться далее как самостоятельные градостроительные единицы.
В начале 18 века второй Исаакий находился на месте Медного всадника
Вокруг площадей формировались хаотичные строения, большей частью деревянные. Это приводило к частым и довольно разорительным пожарам. В конце концов, планомерное и благопристойное развитие города, а так же обеспечение его противопожарной безопасности поручается в 40-е годы 18 века созданной Комиссии о городском строении. Начались работы по обустройству и облагораживанию реки Мойки, созданию на ней мостов и пристаней. Кстати, построенный тогда в районе Торговой площади разводной мост в деревянном виде, названный Синим, хоть и в перестроенном виде, но существует и поныне.
Упорядоченное градостроительство привело к появлению каменных домов в районе формирующего площадного пространства. На Торговой площади стали появляться каменные торговые лавки и жилые купеческие строения, фасады которых выходили лицевой частью на площадь. Так, в начале 40-х годов не площади появился торговый комплекс, созданный по проекту самого К.Трезини. А на месте дома №13 появился одноэтажный, 21-оконный особняк купца Козмы Семенова.
Одним из первых каменных домов площади стал Дом Л.Нарышкина
В 60-х годах на перекрестке с Почтамтской улицей (дом №9) вырос богатый особняк Л.А.Нарышкина, служившего при дворе Екатерины Второй. Это сооружение раннего классицизма, дошедшее до нашего времени практически без изменений, сегодня является самым старинным на площади под названием Дома Мятлевых.
Был в то время на площади и купеческий дом Ф.Попова. А там, где сегодня находится Мариинский дворец красовался графский дворец с парадным садом Ивана Чернышева, сооруженный знаменитым Ж.Валленом-Деламотом.
В 70-х годах 18 столетия при Екатерине Второй началось возведение третьего Исаакиевского собора (архитектор А.Ринальди), место для которого было выбрано подальше от коварной Невы, именно там, где он сегодня и находится. С возведением данного собора в конце 18 века было связано переименование пространства от Конногвардейского бульвара до Мойки в Исаакиевскую площадь. Тем более, что бывшая одноименная площадь в 60-е гг. 18 века стала называться Сенатской, что было связано с появлением на ней здания государственного Сената.
Появление третьего Исаакия привело к переименованию площади
В конце 18 столетия Исаакиевская площадь была уже довольно развитым городским микрорайоном. На ней с одной стороны находился Исаакиевский храм, с севера от которого выросли храмовые низенькие строения. С южной же окраины площади, около Синего моста, продолжал развиваться торговый сегмент, и там, кроме необходимых товаров, нанимались или покупались необходимые в хозяйстве работники, в связи с чем данную часть площади стали называть «рабьим рынком».
19 век
В начале 19 века северо-западная часть площади начала застраиваться строениями Конногвардейского полка, поэтому засыпается Мастерской канал, шедший к Мойке от адмиралтейской верфи (ныне улица Якубовича). В марте 1818 года вместо деревянного Синего моста начинается сооружение моста чугунного (арх. В.Гесте). Затронуло Исаакиевскую площадь мощное наводнение, случившееся в 1824 году, и события восстания декабристов в 1825 году.
Шли годы, и к середине 19 века архитектурный вид площади начал постепенно приобретать современные очертания. В середине 40-х гг. 19 столетия графский дворец Чернышова перестраивается в Мариинский дворец, являющийся свадебным подарком Николая Первого его любимой дочери Марии к ее бракосочетанию с герцогом Лейхтенбергским.
Мариинский дворец украсил площадь в 40-е годы 19 в. Акварель Саgовникова
Это лучшее творение известного архитектора Штакеншнейдера обозначило собой южную границу Исаакиевской площади, хотя тогда название находящегося перед дворцом пространства было иным. Дело в том, что после возведения Мариинского дворца с противоположной стороны Мойки, образовавшаяся непосредственно перед дворцом площадь стала называться Мариинской. Таким образом, Синим мост оказался на стыке двух площадей – Исаакиевской и Мариинской. И все три городские площади – Сенатская, Исаакиевская и Мариинская, вытянулись в одну линию. Дальнейшее развитие этих площадей в течение последующих десятилетий шло весьма самостоятельно.
В 40-е годы 19 столетия Синий мост расширили практически до 100 метров, в результате чего он территориально стал частью Мариинской площади. После сноса некоторых старых построек между Мариинским дворцом и Исаакиевским храмом открылось довольно большое свободное пространство.В это же время начиналось создание Конногвардейского бульвара на северной границе Исаакиевской площади.
Ко второй половине 19 века Синий мост стал частью Мариинской площади
В связи с очередной перестройкой Исаакиевского собора (20-50-е гг. 19 века) архитектором О.Монферраном, затянувшейся на четыре десятилетия, начались проектные работы по реконструкции площади и приданию ей торжественного и статусного вида. Чтобы переформировать северную часть площади из неправильной трапеции в правильный прямоугольник, часть земли была отдана под частное строение. Так площадь приобрела Дом А.Лобанова-Ростовского, сооруженный в форме треугольника самим О.Монферраном. Мимо этого известного «дома со львами» (Вознесенский проспект, 1) и сегодня проходят сотни туристов.
План Исаакиевской площади 1829 года без Дома Лобанова-Ростовского
Незадолго до своей смерти О.Монферран подготовил проектный эскиз Исаакиевской площади, где был запланирован сквер с южной стороны храма, в котором должен был быть установлен Памятник Николаю Первому. А там, где сегодня стоит памятник, должен был функционировать фонтан. Данный проект получил утверждение Александра Второго, однако через год император его изменит, поменяв места установки памятника и фонтана.
Памятник Николаю Первому начали устанавливать при жизни Монферрана, но открылся он уже после его смерти – в 1859 году. Сквер, им предложенный, также был разбит уже после смерти архитектора – в начале 60-х годов, а в середине 60-х гг., на основании проекта художника С.Яковлева, была сделана его перепланировка. Однако фонтан там установлен так и не был.
Почти 40 лет на площади шло строительство нового Исаакиевского собора
Интересно, что Мариинская площадь к началу 70-х годов 19 столетия расширила свои границы до Большой Морской улицы и стала называться Николаевской в связи с установлением на ней Памятника Николаю Первому, около которого, как и около Александровской колонны на Дворцовой площади, находился часовой пост.
В конце 70-х годов 19 века, в честь победного окончания Русско-турецкой войны, пространство площади было украшено тройной аркой, являющейся данью русским воинам от жителей Большой Морской улицы. Сооружение не сохранилось.
Памятник Николаю Первому на Николаевской площади во втор.пол. 19 в.
К концу 19 века Исаакиевская площадь стала одной из популярных центральных площадей города, где летом гуляли многочисленные горожане и гости столицы, а зимой на замерзшей Мойке организовался освещенный каток и ледяные горки, а по выходным играл духовой оркестр.
20 век
В начале 20 столетия изменения коснулись Исаакиевского сквера. В нем вырубили множество деревьев, закрывавших собой обзор храма, и убрали ограду, окружающую садик. Позже, в 1911-12 годах, садовником Р.Катцером была проведена перепланировка сквера. А в 1913 году к 300-летию Дома Романовых площадь украсилась временной ротондой.
Ограда Исаакиевского сквера просуществовала до начала 20 столетия
События начала Первой мировой войны коснулись Исаакиевской площади следующим образом. Дело в том, что здесь находилось немецкое посольство (дом № 11), а поскольку столица была охвачена враждебностью ко всему немецкому, то начались повсеместные погромы. Погром посольского дома сопровождался снятием герба, тут же выброшенного в Мойку и уничтожением скульптурных композиций. Кстати, именно из-за антинемецкого настроения, Санкт-Петербург в этот период переименовывается в Петроград.
Здание немецкого посольства на Исаакиевской площади в 1914 году
Спустя 3 года, революционные события 1917 года вновь превратят Исаакиевскую площадь в арену боев, на ней будут устанавливаться баррикады, юнкера будут сражаться с восставшими рабочими и матросами. После революции в 20-е годы Исаакиевская и Николаевская площади были объединены под общим названием – площадь Воровского. Однако после снятия блокады в годы Великой Отечественной войны площадь получила назад свое историческое название.
События начала 90-х гг. также не прошли мимо Исаакиевской площади. Здесь перед Мариинским дворцом собралась на митинг многотысячная толпа.
Исаакиевская площадь и сегодня находится в центре всех городских событий
В дальнейшем на Исаакиевской площади стали проводится часть праздничных мероприятий Дня города и народные гулянья. Весело проводит площадь и Новогодние праздники – здесь устанавливается декоративная карусель и другое праздничное оформление.
Видео:Исаакиевская площадьСкачать
Основные достопримечательности площади
Исаакиевская площадь, в отличие от Дворцовой и Сенатской, не имеет ярко-выраженного территориального объема. Сегодняшними границами Исаакиевской площади являются Адмиралтейский проспект с Александровским садом на севере и Набережная Мойки на юге. Две улицы, параллельные вышеназванным – Почтамтская и Большая Морская — пересекают площадь, нарушая ее целостность. Затрудняет целостное восприятие площадного пространства и наличие между Исаакиевским собором и Памятником Николаю Первому Исаакиевского сквера.
Территория Исаакиевской площади не имеет правильной формы
Тем не менее, к данной структуре площади все давно привыкли и по-иному ее уже невозможно представить. Застройка площади, формировавшаяся в основном с середины 19 столетия, состоит из многочисленных историко-архитектурных достопримечательностей, каждая из которых достойна отдельной статьи.
Исаакиевский собор
Бесспорно, что основной достопримечательностью площади является удивительное создание Огюста Монферрана — фундаментальный Исаакиевский собор. Это более чем 100-метровое сооружение с золотым куполом – одна из самых престижных доминант города.
Исаакиевский собор является главной достопримечательностью площади
История данного собора и его предшествующих строений, начавшаяся во времена Петра Первого, весьма интересна. А его архитектурное решение, содержащее украшения в виде многочисленных скульптур, является самым узнаваемым видом Санкт-Петербурга.
Посетить Исаакиевский собор, увидеть богатство его внутреннего интерьера нужно обязательно. И хотя бы один раз в жизни надо подняться на его Колоннаду, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Исаакиевскую площадь, Неву и прочие виды исторического центра Северной столицы.
Подробнее об истории и архитектуре этого памятника, а также о его создателе О.Монферране — Исаакиевский собор: история, что посмотреть.
Внутреннее оформление Исаакия грандиозно и уникально
Исаакиевский собор и расположенные рядом с ним по обе стороны Конногвардейский манеж и Дом Лобанова-Ростовского сформировали архитектурную составляющую северной части площади.
Конногвардейский манеж
Подходя или уходя с Исаакиевской площади невозможно равнодушно пройти мимо парадного фасада двухэтажного здания, оформленного нарядным портиком с 8-ю дорическими колонами и треугольным фронтоном и украшенного очень выразительными конными скульптурами. Это сооружение Конногвардейского манежа, созданное знаменитым архитектором Дж.Кваренги в типично классическом стиле, появилось на площади в начале 19 столетия.
Здание Конногвардейского Манежа притягивает взгляд туристов
Кстати, сама Конная гвардия, созданная для охраны императорской семьи, участия в военных смотрах и парадах и т.д., была создана еще во времена правления Анны Иоанновны. И с того времени данные войска считались самой привилегированной частью гвардейских войск.
Парад Конной Лейб-гвардии около Манежа. Акварель Садовникова
Здание Манежа предназначалось для военных учений Лейб-гвардии Конных полков, казармы которых находились в этом же районе. Поскольку Манеж создавался в условиях формирования Исаакиевской площади, то к его внешнему оформлению были предъявлены вполне определенные требования. Для декора парадного входа был даже сделан заказ в Италию скульптору П.Трискорни на изготовление копий римских диоскуров – мифологических персонажей, украшающих Квиринальский дворец в Риме.
После трехлетнего изготовления этих скульптур и их шестилетней транспортировки в Санкт-Петербург, диоскуры были установлены с двух сторон центрального портика, придав сооружению законченную целостность и гармонию. Однако, в середине 40-х годов 19 в., во время завершающих работ по созданию последней версии Исаакиевского собора, эти античные фигуры молодых людей, укрощающих коней, были перенесены к Конногвардейским казармам по настоятельной просьбе духовенства, не желающих видеть по соседству с храмом обнаженные языческие изображения.
Итальянские диоскуры не соответствовали статусу соседнего Исаакия
Кстати, сам треугольный фронтон в 19 веке был украшен барельефными работами датского скульптора, работавшего в Академии художеств, Д.Йенсена. Те исторические барельефы в советские времена были ликвидированы, как и императорский двуглавый орел.
Манеж в конце 19 века — с барельефом на фронтоне, но без диоскуров
В советский период, несколько видоизмененное здание Манежа было приспособлено под гараж для нужд машинного парка НКВД. В период Великой Отечественной войны строение было сильно повреждено. После его ремонта и реставрации в конце 70-х годов 20 столетия Манеж стал выполнять роль Выставочного центра.
В советский период Манеж был украшен Гербом Советского Союза
В Выставочном центре Манежа до сих пор периодически проводятся художественные выставки различных направлений и тематик, а также семинары, фестивали, кинопоказы и концерты, посвященные вопросам культуры и искусства.
Дом Лобанова-Ростовского
Исаакиевская пл., 2
Если Конногвардейский манеж находится в северо-западном углу Исаакиевской площади, то северо-восточный его угол был сформирован Домом Лобанова-Ростовского к началу 20-х годов 19 века. Этот памятник классического стиля был сооружен самим О.Монферраном и занял земельный треугольник, отрезанный от трапециевидной площади для придания ей прямоугольной формы.
Дом Лобанова-Ростовского занял северо-восточный угол площади (справа)
Парадный вход со стороны Адмиралтейского проспекта был украшен львиными скульптурами, изготовленными тем же П.Трискорни, что и диоскуры Манежа. Именно наличие этих скульптур дало дому второе популярное название – «дом со львами». Эти два сторожевых льва описаны в известной поэме А.Пушкина «Медный всадник». На мраморной спине одного из этих зверей спасался от наводнения герой поэмы – Евгений.
Мраморные львы П.Трискорни и сегодня охраняют Дом Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского был изначально сооружен как доходный и сама княжеская семья, им владевшая, там практически не жила. Первый этаж дома был занят различными магазинами, в частности, итальянским салоном братьев Леончини, первой в городе литографией Петерса, мучной и мелочной лавками и т.д.
Залы второго этажа сдавались в аренду для проведения музыкальных или бально-маскарадных мероприятий. Здесь можно было посетить салон художника Суры, чтобы увидеть стереоскопические объемные картинки Косморамы – новой оптической диковинки. Естественно, данное посещение было платным.
Дом Лобанова-Ростовского в 19 столетии
Другой предприниматель 19 столетия – А.Тозелли – демонстрировал в этом доме за деньги Сценографию с видами Иерусалима и его окрестностей. Данная демонстрация сопровождалась звуковыми спецэффектами. Кстати, сам Тозелли нарисовал в свое время акварельную панораму города с только что построенной башни Кунсткамеры. Данную работу можно увидеть сегодня в Эрмитаже.
Проводились в Доме Лобанова-Ростовского и литературные вечера, во время которых проходило чтение лучших европейских произведений различных направлений на французском языке. Данные мероприятия тоже были платными.
Нарядным фасадом Дома Лобанова-Ростовского любуется множество туристов
Таким образом, «Дом со львами», построенный в самом историческом центре города стал своеобразным центром общественной и предпринимательской жизни и одним из первых доходных домов Санкт-Петербурга. Ведь большая часть помещений, особенно со стороны Вознесенского проспекта, сдавалась здесь под жилье. Часть помещений была отдана в аренду Провиантскому департаменту Военного ведомства.
Однако, уже к началу 30-х годов, князь Лобанов-Ростовский продает казне свой особняк, и тот становится собственностью Военного министерства и переделывается под его нужды.
С 30-х годов 19 века в доме Лобанова обосновывается Военное Министерство
В советский период в этом историческом здании находилась городская школа, жилые квартиры, а во дворе даже конюшня. В годы войны подвалы стали бомбоубежищем, а после войны в 60-е годы 20 века Дом Лобанова-Ростовского занял Проектный институт.
Фасад Дома Лобанова-Ростовского выходит на Адмиралтейский проспект
В начале 21 столетия это историческое здание перешло в собственность Управления по делам президента, которое решило создать в его стенах фешенебельную гостиницу для высшего эшелона власти.
Дом Нарышкина-Мятлева
Об этом историческом памятнике нужно рассказать отдельно. Данный трехэтажный особняк ансамбля городской усадьбы классического стиля 60-х годов 18 столетия, как уже упоминалось, является старейшим аристократическим строением, начавшим формирование очертаний нынешней Исаакиевской площади. Относительно архитектора этого сооружения вопрос остается открытым, а ведь оно, может быть, является творением А.Ринальди или Ж.Валлена-Деламота. Правую сторону здания перестраивали в 70-х года 19 века, но фасадная его часть, смотрящая на площадь, относится именно к середине 18 столетия.
Фасад Дома Нарышкиных-Мятлевых является старейшим строением площади
Главный фасад здания украшают барельефы, скульптурные изображения мужских профилей и античных сюжетов. Часть этих декоративных элементов была разрушена во время обороны Ленинграда в 40-е годы 20 столетия, но впоследствии восстановлена. Парадный вход в особняк представляет собой портик с четырьмя колонами тосканского ордена, на которых располагается балкон второго этажа, украшенный кованой решеткой. Внутренний интерьер здания утрачен.
Особняк начал сооружаться для князя М.Голицына, но к началу 70-х годов 18 века его хозяином стал Лев Нарышкин – известный придворный весельчак и балагур. Считается, что именно в его доме останавливался Д.Дидро, приехавший в Петербург по приглашению императрицы.
В этом особняке с большим залом, с анфиладой роскошных комнат и галереями, с двумя внутренними дворами, часто проходили балы и гулянья, праздничные обеды и театральные мероприятия. Продолжались они и при сыне Нарышкина Александре. В начале 19 столетия дом был отдан для проживания шведскому дипломату Курту фон Стедингку.
Парадный фасад дома Мятлевых содержит много декоративных элементов
В 1817 году особняк Нарышкиных выкупает богатый аристократ, поэт, автор юмористических стихов и городских романсов – Иван Петрович Мятлев и с этого времени «Дом у Исаакия» (как его стали называть в широких кругах общественности) стал своеобразным литературно-музыкальным салоном, который посещали А.Пушкин и В.Жуковский, И.Крылов и П.Вяземский. При И.Мятлеве на втором этаже дома сооружается домашний храм Воскресения Христова, ныне утраченный.
Интересно, что в связи со строительством Исаакиевского собора, которое началось примерно в это же время, и с предполагаемым оформлением площади вокруг собора, О.Монферран даже предлагал снести дом Мятлева, ибо тот мешал формированию правильной прямоугольной формы площади.
Впоследствии в доме Мятлевых часть квартир сдавалась внаем. Из известных людей здесь снимал апартаменты генерал-лейтенант Е.Богданович, староста Исаакиевского собора и участник Крымской войны (1870-1914). В 70-х годах 19 века здесь жил поэт Н.Анненский с семьей. После революционных событий последние Мятлевы эмигрировали в Париж, а их национализированный особняк был некоторое время занят Музеем Старого Петербурга, а затем Отделом народного просвещения.
В 20-х годах 20 века часть Дома Мятлевых заняло городское историческое общество «Старый Петербург – Новый Ленинград». Также же здесь разместились экспозиции Музея художественной культуры, где выставлялись работы художников новых революционных направлений изобразительного искусства. Впоследствии этот Музей перерос в Институт художественной культуры, в котором работали Матюшин, Татлин, Малевич и т.д. Кстати, Казимир Малевич не только работал в этом институте, но и жил в этом доме, но со стороны Почтамтской улицы (кв.5). Здесь же известный автор «Черного квадрата» и скончался в 1935 году, о чем туристам напоминает мемориальная доска.
Мемориальная доска на Доме Мятлевых в память о Казимире Малевиче
Позднее в Доме Мятлевых работали госпиталь и школы, существовали склады и различные учреждения. Сегодня в этом здании находятся кабинеты городской Прокуратуры.
Мариинский дворец
Мариинский дворец, сооруженный в 40-х годах 19 столетия для дочери Николая Первого – Марии, является важной составной частью архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Он сооружен на месте существовавшего здесь ранее особняка графа Чернышева архитектором Штакеншнейдером, став поистине лучшим из его творений. Архитектурный стиль дворца одни определяют как эклектику, другие как неоренессанс.
Сооружение Мариинского дворца привело к созданию перед ним площади
Место для возведения дворца, предназначенного для вступившей в брак любимой дочери, Николай Первый выбирал лично. После существования здесь Чернышевского дворца, сооруженного, кстати сказать, Ж.-Б. Валленом-Деламотом во второй половине 18 века, этот особняк был занят Николаевским кавалерийским училищем.
Строительство Мариинского дворца, доверенное молодому архитектору Штакеншнейдеру, предполагало полную переделку существующего здания на основе современных технологий и материалов. Мрамор был заменен на более практичный, тепло- и звукоизоляционный песчаник. Межэтажные перекрытия были сделаны металлическими, а не деревянными. Парадный въезд в форме аркады поддерживал большой балкон, украшенный шестью вазами. Парадную лестницу украшали античные фигуры.
Парадный фасад Мариинского дворца довольно наряден и красив
Жилые комнаты выходили окнами в тихий внутренний дворик, а на площадь смотрели окна служебных помещений. Имелся во дворце и собственный домовой храм.
В 80-е годы 19 столетия, когда давно уже не было Марии Николаевны, Мариинский дворец был выкуплен государственной казной и переоборудован под Госканцелярию, Военное Министерство, Госсовет и Совет министров. Во время революционных преобразований здесь некоторое время заседало Временное правительство, а затем советские госструктуры.
Часть интерьера дворца сегодня восстановлена в первоначальном виде
Очень пострадало здание дворца во время Великой Отечественной войны. Снаряды и зажигательные бомбы разрушили фасадные части, а внутреннее убранство было сведено на нет размещающимся в нем госпиталем.
После войны в результате реставрации дворцу были возвращены его красота и великолепие, а внутренние его помещения продолжают находиться в государственном подчинении – здесь работает городское Законодательное собрание, и поэтому осмотр этого здания возможен только снаружи.
Сегодня в стенах Мариинского дворца работает Законодательное собрание
Другие строения площади
Все архитектурные строения на Исаакиевской площади являются памятниками исторического наследия, но про каждый из них в рамках одной статьи рассказать, конечно же, невозможно.
Западную сторону площади после Манежа составляют в основном доходные дома. Это бывшие особняки Миллера (№3), Зубова (№5) и Китнера (№7), относящиеся к 19 веку и сплотившиеся в единое целое между улицами Якубовича и Почтамтской.
Особняки с номерами 3,5,7 ограничивают Исаакиевскую площадь с запада
Между Почтамтской и Большой Морской улицами находятся бывший Дом Мятлевых, про который рассказано выше (№9) и бывшее здание немецкого посольства (№11). Оба эти сооружения выходят на сторону Исаакиевского сквера.
С другой (восточной) стороны сквера находятся две известнейшие петербургские гостиницы «Астория» и «Англитер», нумерация которых относится к Большой Морской улице.
Гостиницы «Астория» и «Англитер» ограничивают площадь с востока
Сооружение гостиницы «Англитер», как доходного дома некого С. Поггенполя, относится к началу 19 века, но впоследствии здание было перестроено и достроено вверх. В номерах «Англитера» в свое время останавливались А.Чехов, А.Дункан, Дж.Юз и т.д. Особо памятна эта гостиница как место гибели известного поэта С.Есенина. Однако, здание, которое существует сегодня, не является той гостиницей, где закончилась жизнь поэта-бунтаря.
Гостиница «Англия», будущая «Ангитер», в начале 20 века
Дело в том, что в конце 80-х годов историческое здание «Англетера» было снесено, против чего активно выступала петербургская общественность. Построенное заново в начале 90-х годов четырехэтажное здание повторило облик своего предшественника, но юридически новый четырехзвездочный «Англитер» стал частью комплекса «Астория».
Бывшая гостиница «Англитер» стала последним приютом народного поэта
Здание пятизвездочной гостиницы «Астория» появилось на Исаакиевской площади в начале 20 столетия на месте бывшего особняка князя А.Львова (арх.Ф.Лидваль). Его возводило английское акционерное общество «Палас-Отель», а первым директором был представитель французской нации – Луи Терье.
Неоклассическое шестиэтажное строение с элементами модного в начале 20 века стиля «модерн» состояло из трех визуальных ярусов: нижнего – гранитного, среднего – оштукатуренного и верхнего – декоративного, с карнизом и вазами. Декоративные элементы в виде масок и овальных медальонов можно увидеть и в оформлении первых этажей.
Массив гостиницы «Астория» появился на площади в начале 20 столетия
Открытие гостиницы произошло в 1912 году, а ее название увековечило имя братьев Асторов, владельцев престижных отелей Нью-Йорка. Дело в том, что в апреле того же года, один из братьев погиб при знаменитом кораблекрушении «Титаника», отказавшись от своего места в шлюпке ради спасения женщин.
В разное время в этом отеле останавливались многие знаменитости – Г.Уэллс и Р.Плант, А.Делон и М.Плисецкая, Дж.Буш и многие другие. В этой гостинице умер от сердечного приступа знаменитый А.Вертинский в 1957 году. После революции гостиница работала для иностранных гостей города в качестве «Интуриста». В годы блокады здесь размещался военный госпиталь для оставшейся в городе творческой интеллигенции. Сегодня этот гостиничный комплекс является собственностью компании «Rocco Forte Hotels».
Новая гостиница «Англитер» является составной частью «Астории»
Между гостиничным кварталом и Домом Лобанова-Ростовского можно увидеть угол доходного Дома Шиля (Вознесенский проспект,8). Этот дом, бывший когда-то известной гостиницей «Париж», сооружен в начале 19 столетия, но затем неоднократно перестраивался сменяющимися его владельцами.
Дом Шиля — одно из мест, связанных с именем Ф.М. Достоевского
Это здание относится к питерским местам Достоевского. Здесь известный писатель проживал в конце 40-х годов 19 века, и именно здесь он был взят под арест по известному делу петрашевцев.
Южной границей площади, как уже упоминалось, является Мариинский дворец. А два строения Министерства государственных имуществ (№№4 и 11) окружают Памятник Николаю Первому с обеих сторон.
Памятник Николаю Первому
Каждая из трех площадей исторического центра Питера украшена каким-то скульптурным монументом. На Дворцовой площади – это Александровская колонна, на Сенатской – Памятник Петру Первому. Исаакиевская площадь отмечена установкой на ней 16-метрового Памятника Николаю Первому.
Памятник Николаю Первому появился на площади в 1859 году
Данный памятник был установлен по инициативе Александра Второго и работа над ним началась практически сразу же после смерти Николая Первого. Проект памятника был разработан О.Монферраном, им же изготовлен пьедестал эллиптической формы в сочетании малинового карельского кварцита с белым итальянским мрамором и серым сердобольским гранитом.
Грани пьедестала украшены четырьмя женскими силуэтами. Это аллегории, изображающие Силу, Мудрость, Правосудие и Веру (автор Р.Залеман). Лица же этих аллегорий имеют портретное сходство с женой покойного императора – Александрой Федоровной и его дочерьми.
Постамент Памятника выполнен по проекту О.Монферрана
Также на постаменте есть барельефы с четырьмя наиболее выдающимися событиями периода управления империей Николаем Первым.
Один из барельефов посвящен подавлению Восстания декабристов 1925 года
Скульптурное 6-метровое изображение самого Николая на коне, находящееся на постаменте пьедестала, является еще одним удивительным произведением П.Клодта, автора знаменитых конных изображений Аничкого моста. Император предстает перед нами в парадном военном мундире Лейб-гвардии Конного полка.
Николай Первый предстает перед нами в парадном костюме Лейб-гвардии
Памятник находится около Мариинского дворца, но по одной прямой со знаменитым Медным всадником, находящимся позади Исаакия на Сенатской площади. Это создает некоторую иллюзию того, что Николай пытается догнать Петра Первого.
Установка данного скульптурного монолита, опирающегося всего на две точки опоры — задние лошадиные ноги, явилось технической уникальностью памятника и практически первым подобным экспериментом в Европе. Самое интересное, что именно эта уникальность инженерной мысли спасла Памятник от уничтожения в советский период, хотя вопрос о его сносе поднимался неоднократно.
Скульптурная композиция Памятника держится только на друх опорах
Относиться к личности Николая Первого можно по-разному, но данный Памятник действительно является произведением искусства, к созданию которого приложили руку многие известные скульпторы и художники. Он очень украшает пространство около Синего моста и прекрасно смотрится на небесном фоне в любое время года.
Синий мост
Синий мост через Мойку, являющийся самым широким мостом Санкт-Петербурга, появился в данном месте в конце 30-х годов 18 столетия. Тогда он был деревянным и имел подъемный механизм (арх.Г.Болес). Из-за перил, окрашенных в ярко-синий цвет, мост получил название Синего. В начале 19 века деревянная конструкция моста была заменена на чугунную (арх. В.Гесте).
Синий чугунный мост на рисунке 19 века
В период сооружения Мариинского дворца в 40-е годы 19 века, за счет установки новых чугунных арок, Синий мост расширяется более чем в два раза и достигает практически 98-метровой ширины.
В 30-е годы 20 столетия низовая часть моста была заменена на железобетонный свод, а чуть позже проезжая часть из булыжной превратилась в асфальтобетонную. Дальнейшая эксплуатация моста привела к износу многих элементов конструкции (свода, опор и т.д.), в связи с чем в 2013-14 годах была произведена капитальная реставрация моста с сохранением перильного ограждения и деталей художественного декора.
98-метровый Синий мост — сегодня самый широкий в Питере. Вид сверху
Сегодня по Синему мосту можно перейти на Вознесенский проспект или на переулок Антоненко, по которым можно прогуляться до канала Грибоедова и Садовой улицы, находящейся за ним. А на спуске к Мойке с нечетной стороны домов около Синего моста находится гранитный столб с трезубцем Нептуна (арх.В.Петров). Это указатель уровней самых страшных городских наводнений, случившихся как в дореволюционные годы, так и в советский период, и затронувших Исаакиевскую площадь.
Стоя на мосту можно с одной стороны (вниз по течению) увидеть Фонарный мост, а с другой стороны (вверх по течению) – мост Красный.
Видео:Экспозиция "История Санкт-Петербурга. Век XVIII". Комендантский дом. Зал 7Скачать
Как добраться. Что посмотреть около Исаакиевской площади
Сегодняшняя Исаакиевская площадь, находящаяся на пересечении нескольких улиц, является не только местом туристического паломничества, но и довольно развитой транспортной развязкой. Ближайшими станциями метро являются «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Садовая». Добраться до Исаакиевской площади можно и на общественном транспорте – автобусах (10, 70,71), троллейбусах (5, 22) и маршрутных такси. Ориентироваться нужно на остановки «Исаакиевский собор» или «Исаакиевская площадь».
Добраться до Исаакиевской площади не сложно из любого конца города
От Дворцовой или Сенатской площади, а также от Невского проспекта сюда несложно дойти пешком, тем более, что купол Исаакиевского собора является туристическим маяком и виден практически из всех точек города.
А вот от самой площади можно и нужно гулять во всех направлениях, особенно, если другие площади уже обследованы. Ведь любая прогулка по Питеру – это знакомство с новыми местами и открытие новых страниц в его истории.
По Адмиралтейскому проспекту от Исаакиевского собора можно дойти до Сенатской площади или прогуляться по Александровскому саду до Дворцовой площади. В западном направлении от Исаакиевской площади можно пройтись по улицам Якубовича, Почтамтской, Большой Морской. Архитектура этих улиц является довольно характерной для Петербурга и позволяет насладиться аурой этого замечательно города.
Прогулка по Почтамтской улице приятна и познавательна
К тому же, на Почтамтской есть вполне экономная и приличная Столовая (дом №6), где можно передохнуть и подкрепиться. Находятся на этой улице и некоторые музеи – Музей связи им.А.Попова (№7) и Музей истории религии (№14). А еще здесь можно увидеть мраморный столб Нулевой версты, от которой во времена Петра Первого отсчитывалось расстояние до других российских городов.
Улица Якубовича, названная в честь одного из участников Восстания декабристов, проходит мимо здания Манежа и старинных особняков, параллельно Конногвардейскому бульвару, где когда-то находились казармы и конюшни Конного полка. В старинных зданиях здесь сегодня расположены мини-отели и кафе.
Узенькая улица Якубовича сформировалась в 19 столетии
По улице Большой Морской можно гулять как налево, так и направо от площади. В ее названии сохранилась история существования здесь когда-то Морской слободы, в которой жили работники Адмиралтейства и моряки. Со временем улица заселялась купцами и застраивалась банками, гостиницами и доходными домами, превращаясь в одну из самых дорогих городских улиц. Одно время она даже носила неофициальное название Бриллиантовой. Эта улица первой в городе была освещена газовыми, а затем электрическими фонарями.
Бывший особняк Набоковых — ныне Музей В.Набокова можно посетить
На этой улице когда-то жили А.Герцен (дом 25) и В.Набоков (дом 47- ныне музей), О.Мандельштам (дом 49) и Ж.-Б. Валлен-Деламот (дом 36). Здесь находится Дом композитора, построенный О.Монферраном (дом 45), и Выставочный центр Союза художников, расположенный в бывшем доме Генерал-губернатора (дом 38).
Большая морская улица связывает Дворцовую площадь с Исаакиевской
Большая Морская улица, пересекая Гороховую улицу и Невский проспект, соединяет Исаакиевскую площадь с площадью Дворцовой через Триумфальную арку.
Видео:Исаакиевская площадь / «Малые родины большого Петербурга»Скачать
Добро пожаловать в Санкт-Петербург
Видео:Санкт Петербург - что с ним не так? Питер и 7 странностей о которых молчат историкиСкачать
Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях
Видео:Исаакиевский собор - вся правда о строительстве самого большого храма в ПитереСкачать
Исаакиевская площадь в фотографиях
Исаакиевская площадь является одним из самых красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Она входит в список всемирного наследия. Южную часть площади занимает Мариинский дворец.
Мариинский дворец, построен в 1839-1844 г.г. Архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Дворец был построен для дочери императора Николая I Марии Николаевны, отсюда и его название. Сейчас в этом здании располагается Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Пространство непосредственно перед дворцом – это Синий мост через Мойку, который воспринимается как часть площади. Его ширина – почти 100 м.
По обеим сторонам площади симметрично расположены два здания, построенные для Министерства госимуществ.
Здание департаментов Министерства госимуществ, построено в 1844-1850 г.г.
Архитектор Н.Е. Ефимов
Резиденция министра госимуществ, построена в 1847-1853.
Архитектор Н.Е. Ефимов. В этом же здании располагались канцелярия, архив и типография.
Оба здания одинаковы по высоте и близки по композиционному решению. Фасад дома министра обработан более пышно, в связи со своим назначением. В отделке дома министра принимали участие скульпторы А.И. Теребенев (им также изготовлены скульптуры атлантов для Эрмитажа), Д.И. Иенсен и др. В обоих зданиях прослеживается влияние архитектуры эпохи Ренессанса. Сейчас в этих зданиях размещается научно-исследовательский институт растениеводства им. академика Н.И. Вавилова.
В центральной части площади находится памятник Николаю I.
Дом 11 на Исаакиевской площади (на углу Большой Морской ул. и Исаакиевской площади) – это здание бывшего Германского посольства.
Здание Германского посольства, 1911-1912
Архитектор П. Беренс
Оно построено из финского неполированного гранита. На здании находилась бронзовая скульптурная группа. После объявления Германией войны России в Санкт-Петербурге начались антигерманские погромы, здание подверглось нападению толпы, в результате скульптуры были сброшены со здания.
К германскому посольству примыкает старейшее здание на Исаакиевской площади – дом Мятлева.
Дом Мятлева. 1760 г., арх. А. Ринальди (?)
В начале 1920-х годов в этом здании работало общество по сохранению памятников архитектуры и истории «Старый Петербург» (позднее оно было переименовано в «Старый Петербург – новый Ленинград»).В этом же здании в 1923 – 1926 г.г. работал Государственный институт художественной культуры, в нем сотрудничали К.С.Малевич, В.Е.Татлин, П.Н.Филонов и др. художники.
Дом 7 связан с декабристским движением . В начале XIX в. он принадлежал семье декабриста А.М.Булатова. В этом доме собирались К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, И.И.Пущин, П.Г.Каховский.
Дом 5 на Исаакиевской площади был построен в 1843 г. по проекту арх. Г.А.Боссе, перестраивался в 1870 г. (арх. К.К.Шульц). В первые послевоенные годы здесь размещался научно-исследовательский институт театра и музыки, в котором работали Ю.Н.Тынянов, Б.В.Асафьев, К.И.Чуковский, В.Б.Шкловский. В настоящее время (с 1992 г.) здесь располагается Российский институт истории искусств, здесь же находится постоянно действующая выставка музыкальных инструментов.
Напротив здания Германского посольства находится гостиница Астория.
Отель Астория, 1911-1912 г.г.
Архитектор Ф.И. Лидваль
Она считалась лучшей в Европе и до сих пор в этом пятизвездочном отеле останавливаются выдающиеся личности, предпочитая ее всем другим отелям.
Рядом с Асторией находится гостиница Англетер.
Гостиница Англетер, построена в начале XIX в., в 1845-1846 г.г., перестроено по проекту архитектора А. Робена.
Со стороны М. Морской ул. находится памятная доска, посвященная Сергею Есенину, чья жизнь трагически оборвалась здесь в 1925 г.. В 1987 г. гостиница была полностью разобрана и к 1991 г. была отстроена вновь с сохранением внешнего вида.
Главным украшением и доминантой Исаакиевской площади является Исаакиевский собор.
Отели рядом с Исаакиевской площадью ищите здесь.
Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%
🌟 Видео
«Музеемания». Исаакиевский СоборСкачать
Ложь о Строительстве Исаакиевского СобораСкачать
Санкт Петербург откопали а не строили? 9 странностей которые рушат официальную историюСкачать
ПОТОП ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ? 10 ЗАКОПАННЫХ ГОРОДОВ МИРА С ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ГОРОДА ЗАСЫПАНЫ ?Скачать
Исаакиевская площадь. Санкт-ПетербургСкачать
Экскурсия по Исаакиевской площади. Гид Павел ПерецСкачать
Что не так с эрмитажем ? 10 загадок которые не вписываются в официальную историюСкачать
Этот день в истории. 7 июля 2017г. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.Скачать
Ложь Историков. Загадки Санкт-Петербурга. 1 часть.Скачать
Путина напугал громкий звук. И он сразу поправил бронежилетСкачать
Ассоциативная прогулка с Пивоваровым по Петербургу / РедакцияСкачать
Исаакиевская площадь. Памятник Николаю IСкачать