Видео:Задание 4 ЕГЭ по русскому языку 2024 (ударения)Скачать
Хваленая площадь оказалась густо
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.
2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.
3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.
4) По мере того как вулканический остров разрушается, коралловый риф опускается под воду.
5) Риф, образующийся вокруг кратера подводного вулкана и поднимающийся по мере разрушения вулканического острова, состоит из скелетов кораллов и имеет форму кольца.
(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается выше. |
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
По мере того как
(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается выше. |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЛУБИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ГЛУБИНА́, -ы, мн. -ины, -ин, жен.
1. Протяжённость, расстояние от поверхности до дна или до какой-н. точки по направлению вниз. На глубине 200 метров. Г. колодца.
2. Место на дне водоёма, большого углубления. Морские глубины. Глубины мироздания (перен.).
3. чего. Пространство, расположенное вглубь от границы, от края чего-н. В глубине леса, сада. В глубине зала.
4. перен., чего. Сила, степень проявления чего-н.; основательность. Г. идеи, чувства, знаний.
(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается выше. |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Во время похода нам пришлось немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, но домой мы возвращались довольные и совершенно счастливые.
Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.
ГУМАННОСТЬ по отношению к животным нужно проявлять не на словах, а делом.
Слезливый ГУМАНИЗМ знаком каждому, а нам нужен реальный, помогающий и поддерживающий.
С трибуны звучали слова ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ в адрес учителей и родителей.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
A | Б | В | Г | Д |
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..двинутый, пр. отцы;
пр..дираться (к кому-либо), пр..лестный;
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ничего подобного мне (не)приходилось видеть ни до, ни после.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.
Ученье без уменья — (не)польза, а беда.
Никому (не)нужные хлопоты.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Могло бы показаться, что всё осталось в комнате (ПО)ПРЕЖНЕМУ, ЕСЛИ (Б) не странный беспорядок на письменном столе.
Весь народ, что вы видите, пришёл (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) посмотреть, как будут наказывать преступников.
Ромашову показалось, БУД(ТО) он вовсе не спал, даже не задремал ни на миг, а просто (В)ТЕЧЕНИЕ одной секунды лежал без мыслей, закрыв глаза.
Всё словно умерло; только ГДЕ(ТО) (В)ВЕРХУ, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю.
ЕСЛИ(БЫ) я знал, что экскурсия окажется такой утомительной, я бы придумал КАКУЮ(НИБУДЬ) отговорку, чтобы не ходить на неё.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.
3) На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А. С. Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Имя С. Я. Маршака до выхода книги Марка Гейзера не было знакомо современным читателям.
2) В годы репрессий был выписан ордер на арест С. Я. Маршака.
3) В произведениях А. А. Ахматовой С. Я. Маршак находил темы для своих новых стихотворений.
4) С. Я. Маршак работал главным редактором журнала «Юность».
5) В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность.
(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (3)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов.
(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда.
(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче.
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни. (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи. (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то, (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно.
—(31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.
—(33)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал.(35)3аписывайте. — (36)Это звучит уже как приказ».
(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых.
*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.
Видео:12 задание за 10 минут | ЕГЭ Русский язык | Александр Долгих | УмскулСкачать
§ 92. Обособленные согласованные и несогласованные определения
1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (Чехов); Бледный свет, похожий на чуть разбавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта (Паустовский).
Примечание. Не обособляются согласованные распространенные определения:
а) стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения, см. ниже, п. 6), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой);
б) стоящие после определяемого существительного, если последнее само по себе в данном предложении не выражает нужного смысла и нуждается в определении, например: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы неравно Грушницкий отгадал истину (Лермонтов) (сочетание мог услышать вещи не выражает нужного понятия); Чернышевский создал произведение в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное (Писарев); Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка (Чехов); Деление — действие обратное умножению; Мы часто не замечаем вещей более существенных;
в) связанные по смыслу и грамматически как с подлежащим, так и со сказуемым, например: Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов); Даже березы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (Мамин-Сибиряк); Листва из-под ног выходит плотно слежалая, серая (Пришвин); Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба (Паустовский). Обычно такие конструкции образуются с глаголами движения и состояния, выступающими в роли знаменательной связки, например: Вернулся домой усталый; Вечером Екатерина Дмитриевна прибежала из Юридического клуба взволнованная и радостная (А. Н. Толстой). Если же глагол этого типа сам по себе служит сказуемым, то определение обособляется, например: Трифон Иваныч выиграл у меня два рубля и ушел, весьма довольный своей победой (Тургенев);
г) выраженные сложной формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного, поскольку такие формы не образуют оборота и выступают в функции неделимого члена предложения, например: Гость наблюдал с настороженностью куда более убедительной, чем радушие, проявленное хозяином; Автор предложил вариант более короткий; Публикуются сообщения самые срочные. Ср. (при наличии оборота): В кружке самом близком к невесте были ее две сестры (Л. Толстой).
2. Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения, обычно не обособляются, так как образуют одно целое с предшествующим местоимением, например: Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду (Лермонтов). Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно, например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин… (В. Панова) (обособлены два одиночных определения, см. ниже, п. 4).
3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота, тесно примыкая к нему, например: Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены; В этом забытом людьми уголке я отдыхал все лето; Ваши написанные от руки строки с трудом можно было прочитать. Ср.: Всё смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора было ему мало доступно (Короленко); Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы (А. Н. Толстой).
Но если определительное местоимение субстантивируется или если причастный оборот имеет характер уточнения либо пояснения (см. § 96, п. 3), то определение обособляется, например: Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Паустовский); Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком… (Горький).
Примечание. Нередко предложения с согласованными определениями допускают варианты пунктуации. Ср.: Вон тот средний играет лучше других (тот — определение при субстантивированном слове средний). — Вон тот, средний, играет лучше других (субстантивированное слово тот — подлежащее, при нем обособленное определение средний).
Не отделяется запятой распространенное определение от предшествующего отрицательного местоимения, например: Никто допущенный к олимпиаде последнюю задачу не решил; С этими блюдами не сравнится ничто подаваемое под тем лее названием в хваленых харчевнях (хотя такие конструкции встречаются очень редко).
4. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например:…Любимые лица, мертвые и живые, приходят на память… (Тургенев);…Длинные облака, красные и лиловые, сторожили его [солнца] покой… (Чехов).
При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки, а также их местоположения (определения, стоящие между подлежащим и сказуемым, обособляются). Ср.:
1) …Особенно понравились мне глаза, большие и грустные (Тургенев); А запорожцы, и пешие и конные, выступали на три дороги к трем воротам (Гоголь); Мать, грустная и тревожная, сидела на толстом узле и молчала… (Гладков);
2) Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (Лермонтов); По дорожке чистой, гладкой я прошел, не наследил (Есенин); Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Маршак).
5. Обособляется согласованное одиночное (нераспространенное) определение:
1) если несет на себе значительную смысловую нагрузку и по значению может быть приравнено к придаточному предложению, например: На крик его явился смотритель, заспанный (Тургенев);
2) если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться, а я Рудину исповедовался во всем (Тургенев) (ср.: «если он влюблен»); Фата Любочки опять цепляется, и две барышни, взволнованные, подбегают к ней (Чехов);
3) если определение оторвано в тексте от определяемого существительного, например: Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались (Тургенев);
4) если определение имеет уточняющее значение, например: И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной (Чехов).
Примечание. Обособленное определение может относиться к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному, например: Смотри — вон, темный, бежит степью (Горький). Ср. § 93, п.7.
6. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом (Пушкин); Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (Куприн); Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать свое восхождение; Предоставленные самим себе, дети окажутся в трудном положении; Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт (Брюсов); Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (Тургенев); Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь, Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа. (Л. Крутикова); Утомленные маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить (В. Панова); Сконфуженный, Миронов поклонился в спину ему (Горький).
7. Обособляется согласованное распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова), например: И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота… (Шолохов); Распластанные на траве, сушились заслуженные рубахи и штаны… (В. Панова); За шумом они не сразу расслышали стук в окошко — настойчивый, солидный (Федин) (несколько обособленных определений, чаще в конце предложения, могут отделяться посредством тире).
8. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов); Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Паустовский); От него, ревнивого, заперевшись в комнате, вы меня, ленивого, добрым словом вспомните (Симонов).
Примечание. Не обособляются определения при личном местоимении:
б) если определение по смыслу и грамматически связано как с подлежащим, так и со сказуемым (ср. выше, п. 1, примеч. «в»), например: Мы расходились довольные своим вечером (Лермонтов); Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный… (Гончаров); До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустовский); Она пришла домой расстроенная, но не павшая духом (Г Николаева);
б) если определение стоит в форме винительного падежа (такая конструкция, с оттенком устарелости, может быть заменена современной конструкцией с творительным падежом), например: Я нашел его готового пуститься в дорогу (Пушкин) (ср. «нашел готовым…»); И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме бедного соседа (Лермонтов); также: А пьяную ее полицейские по щекам бьют (Горький);
в) в восклицательных предложениях типа: Ах ты миленький! О я бестолковый!
9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом), в художественной речи обычно обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение, например: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой); Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора… (Чехов); Пятеро, без сюртуков, в одних жилетах, играли… (Гончаров). Но ср.: Шафер в цилиндре и белых перчатках, запыхавшись, сбрасывает в передней пальто (Чехов); На другом снимке над тушей убитого дикого кабана красовался мужчина с усиками и прилизанными волосами (Богомолов).
В нейтральном стиле речи наблюдается устойчивая тенденция к отсутствию обособления таких определений, например: подростки в вязаных шапочках и пуховиках, постоянные обитатели подземных переходов.
Примечание. Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным, например: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один (Тургенев).
Обычно подобные несогласованные определения обособляются (на обособление несогласованных определений во всех нижеперечисленных случаях влияет их местоположение):
в) если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А. Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);
б) если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой);…Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горький);
в) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения, например: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее (Гончаров) (независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем); На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубоватые глаза (Горький);
г) если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями, например: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев); С костистыми лопатками, с шишкой под глазом, согнувшийся и явно трусивший воды, он представлял из себя смешную фигуру (Чехов) (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово).
Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и т. п., поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения, например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (Горький); Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руке, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Толстой).
Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему, например. Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Тургенев); Маляр, в нетрезвом виде, выпил вместо пива чайный стакан лаку (Горький). Ср. также:…Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звезды в небе и весь двор, с постройками, поднялся и пошел беззвучно к небу (Федин) (без обособления сочетание с постройками не играло бы роли определения).
10. Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение, например: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда (Тургенев); Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой… (Чехов).
При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется, например: Зато в другое время не было человека деятельнее его (Тургенев).
11. Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно», например:…Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием — сделать добро! (Чехов); Но прекрасен данный жребий — просиять и умереть (Брюсов).
Если такое определение стоит в середине предложения, То оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например:…Каждый из них решал этот вопрос — уехать или остаться — для себя, для своих близких (Кетлинская). Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается, например: Так как оставался один выбор — потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее (Л. Толстой).
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Видео:•|Клип •Зеркало,скажи мне кто прекраснее всех?•Gacha Club|•Скачать
Тест по русскому языку — ЕГЭ-2019 , Вариант 2
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
ВАРИАНТ 2 — ЕГЭ 2019
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль — были призваны оберегать от злых духов, болезней и прочих неприятностей, поэтому в Новый год полагалось срывать их со стен и сжигать накануне праздника, а на их место вешать новые. (2) Однако традиционно новогодними праздниками дело вовсе не ограничивалось: лубки печатались и по случаю Праздника начала лета, Праздника середины осени и Праздника фонарей, они пользовались большим спросом в течение всего года. (3) …, картинками и надписями украшали дом по поводу сватовства, свадьбы или рождения ребёнка, изображениями украшали веера и их наклеивали на фонари, на них помещали сцены из представлений традиционной китайской оперы, рисунки на историко-литературные темы, а также религиозные изображения. (4) Большая часть лубочных картинок — классические обереги, в которых переплелись воедино древние культы почитания предков и духов земли с даосскими и буддистскими традициями.
1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) На китайских лубочных картинках изображали сцены из китайской традиционной оперы, религиозные и историко-литературные сюжеты.
2) Лубочные картинки в Китае — это обереги, которые защищают от духов, болезней и неприятностей, поэтому ритуалы с ними совершали в праздники и важные моменты жизни.
3) На Новый год китайцы срывали со стен лубочные картинки и вывешивали новые, чтобы защититься от злых духов, болезней и неприятностей.
4) В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль, что определяется древними даосскими и буддийскими традициями.
5) Значительные события в жизни и праздники в Китае отмечали с использованием особых оберегов — лубочных картинок, защищавших от всевозможных неприятностей.
2. Какое вводное слово должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЦЕНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СЦЕНА, ы, ж.
1) Специальная площадка, на которой происходит представление. Вращающаяся сцена.
2) Театр, театральная деятельность. Жизнь, отданная сцене.
3) Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах.
4) Происшествие, эпизод. Наблюдать за уличной сценой.
5) Крупный разговор, объяснение. Семейная сцена.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя зАвидно зАговор облегчИть упрОчение
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Огоньки БЛУЖДАЮТ по парку.
Жизнь в лесу, в палатке приводит к полному ОТРЕШЕНИЮ от суеты и проблем мегаполиса.
На прилавке лежал бараний ОШЕЕК.
Работники ЗАГСа совершили выездной ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ обряд бракосочетания.
У некоторых птиц хорошо развита ПЕВЧАЯ мускулатура.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙТЕ в город УЙДЯ в сторону нет ПОЛОТЕНЕЦ ДИРЕКТОРА школ ЩИПЕТ глаза.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) В 2002 году в США вышла книга Алана Аксельрода «Всё, что мне известно о бизнесе, я узнал, играя в игру «Монополию».
2) Основная пища летучих лисиц — фрукты, поэтому другое название этих рукокрылых — фруктовые лисицы.
3) Статистика американского футбола свидетельствует, что команду из 25 игроков в каждом сезоне ожидает около 50 травм.
4) Перемещаясь с дерева на дерево, от цветка к цветку, насекомыми обеспечивается опыление и размно жение многих растений.
5) Начало зимы в Мичигане выдалось снежное и ветреное, с пригоршнями колючих льдинок в лицо и вьюгой, пробирающей до костей.
6) Секреты сохранения фруктов римляне передали Византии, и император Константин VII Багрянородный пишет о секретах заготовки на зиму не только айвы, но и лимонов и розовых лепестков. 7) Специальные ферменты разрушают и «выводят из игры» поврежденные и отработанные молекулы, а вместо отслуживших белков мышечное волокно синтезируют новые.
8) Французский язык всё, что сварено в сиропе или меду, называет конфитюром, в том числе и фрукты. 9) В доме с обычной крышей, построенном в XV веке и служащим резиденцией тирольским правителям, сейчас находятся административные учреждения.
9. Укажите варианты ответов, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) щ…пяной, побр…кушка, зв…здочёт
2) к…нфеты, н…ктюрн, мыш…ловка
3) отск…чить, бл…стательный, поб…рушка
4) п…лисадник, кр…ветка, к…мзол
5) покл…ниться, утв…рь, ур…вень
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пр…странно, пр. хорошенькая, беспр. станный
2) об…ехать, неб…ющийся, двух. ядерный
3) . дешний, . деланный, и…речение,
4) о…влечь, нео…ъмлемый, о…бить
5) по…сковый, фин. нспектор, вз..мающий
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов .
1) юрод…вый, угодл…вый
2) вылавл…вать, вол. вой
3) обессил…ть (из-за болезни), обезоруж…ть (врага)
4) застр…вать, выздоров…ть
5) град…нка, купал…нка
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) дремл…т, назнач…нный (на должность)
2) кол…щие (предметы), (травы) покро…тся (инеем)
3) шепч…тся (деревья) (люди) суд…т (по делам)
4) (легко) дыш…тся, послуж…шь
5) вер…вший, независ…мый (ни от кого)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Проявление ветрянки они заметили (НЕ)СРАЗУ.
Загон для пастьбы лошадей был сооружён (НЕ)СЕГОДНЯ.
Маленький брат (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЕТ макароны.
(НЕ)СМОТРЯ на контролёра, мы подошли к поезду.
(НЕ)ПРИСУТСТВОВАВШИЙ на собрании член кооператива голосовал заочно.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Это был (В)МЕРУ строгий, но в (ТО)ЖЕ время элегантный наряд.
Он (ОТ)РОДУ не поступал (НА)ОБУМ.
(В)силу служебных обязанностей отец часто бывает (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
КУДА(БЫ) нам (ПО)УТРУ отправиться?
Яйца (В)КРУТУЮ малыш любил ТАК(ЖЕ), как и сыр.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Хвалё(1)ая площать оказалась густо заполне(2)ой людьми: церемо(3)о прогуливались пары с детьми, медле(4)ым шагом передвигались пожилые матроны, сновали чва(5)ые чиновники.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Она ждала выходного дня с нетерпением и собиралась на своём прокатном автомобильчике укатить куда-нибудь на далёкий пляж и там лежать в одиночестве до темноты и думать о Толпечне. (В. А.)
2) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места. (А. П.)
3) Всем просящим он давал и не столько из доброты или доверия к людям сколько из напускного джентльменства… (А. Ч.)
4) Старец говорил с ними читал над ними краткую молитву благословлял и отпускал их. (Ф. Д.)
5) И канцлер и наш посланник в Вене знали его и очень дорожили им.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Высокий (1) очень прямой (2) человек с биноклем через плечо (3) в сером костюме и тропическом шлеме (4) и высокая (5) худая женщина (6) тоже в сером шлеме (7) в фильдекосовых перчатках (8) с длинной тонкой палочкой в одной руке и с книжкой в другой (9) направляются ко входу. (И. Б.)
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Если бы (1) конечно (2) сложить двух Кузьменышей в одного человека, то не было бы во всем Томилинском детдоме им равных по возрасту, да и (3) возможно (4) по силе. (А. Пр.) А Кузьменыши залезли в вагон, выгрузили на верхней полке своё богатство, но (5) почему-то (6) уже не радовались ему. (А. Пр.)
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лишь (1) взглянув на эту девушку в очках (2) мужчина должен был отступить (3) угадав в её натуре требования (4) соответствовать которым (5) в состоянии далеко не всякий.
20. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .
Я ехал лесною тропой (1) и (2) хотя неба мне не было видно (3) но по тому (4) как хмурился лес (5) я чувствовал (6) что над ним тихо подымается тяжёлая туча. (В. К.)
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, — символ удачи и надежды. 2) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Одним из самых популярных сюжетов русской иконы был всадник на белом коне. 4) Говорят, что белых лошадей в природе не существует. 5) А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
1) Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить к другому народу со своими мерками. (2) Подметить черты местного своеобразия, описать экзотические странности — это лишь шаг к внешнему знакомству. (3) Для подлинного познания страны требуется нечто большее. (4) Нужно приучить себя переходить от вопросов «как?» к вопросам «почему?», то есть, во-первых, разобраться в системе представлений, мерок и норм, присущих данному народу; во-вторых, проследить, как, под воздействием каких факторов эти представления, мерки и нормы сложились; и, в-третьих, определить, в какой мере они воздействуют ныне на человеческие взаимоотношения и, стало быть, на современные социальные и политические проблемы. (5) Всякий, кто впервые начинает изучать иностранный язык, знает, что куда легче запомнить слова, чем осознать, что они могут сочетаться и управляться по совершенно иным, чем у нас, правилам. (6) Грамматический строй родного языка довлеет над нами как единственный, универсальный образец, пока мы не научимся признавать право на существование и за другими. (7) Это в немалой степени относится и к национальному характеру, то есть грамматике жизни того или иного народа, которая труднее всего поддается изучению. (8) Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа? (9) Ведь у каждого человека свой нрав и ведёт он себя по-своему. (10) Это, разумеется, верно, но лишь отчасти. (11) Ибо разные личные качества людей проявляются — и оцениваются — на фоне общих представлений и критериев. (12) И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок предстаёт глазам данного народа. (13) В Москве, к примеру, положено уступать место женщине в метро или троллейбусе. (14) Это не означает, что так поступают все. (15) Но, если мужчина продолжает сидеть, он обычно делает вид, что дремлет или читает. (16) А вот в Нью-Йорке или Токио притворяться нет нужды: подобного рода учтивость в общественном транспорте попросту не принята. (17) Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, когда жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди? (18) Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории. (19) Но меняются они по-своему, по-английски. (20) Подобно тому, как постоянный приток новых слов в языке укладывается в устойчивые рамки грамматического строя, национальный характер меняется под напором новых явлений тоже весьма незначительно. (21) Освоив грамматику жизни того или иного народа, зная, в какие формулы надлежит подставлять пёстрые и противоречивые факты его современной действительности, легче разобраться в текущих социальных и политических проблемах данной страны. (22) Этой мыслью мне довелось в своё время завершить книгу о японцах, и с неё же хочется начать теперь книгу об англичанах. (23) Хотя, разумеется, судить о характере человека, и тем более целого народа, дело весьма субъективное. (24) Так что я смогу поделиться лишь своими личными впечатлениями об обитателях туманного Альбиона и опять-таки личными размышлениями о них. (В.В. Овчинников*)
* Всеволод Владимирович Овчинников (р. 1926) — советский и российский писатель, публицист, журналист- международник, востоковед, специалист по Японии и Китаю.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы познакомиться с народом, надо подметить черты местного своеобразия.
2) Чтобы понять чужой язык, надо усвоить, что его грамматические правила могут отличаться от правил родного языка.
3) Говорить о каких-то общих чертах характера целого народа правомерно.
4) Поведение каждого человека не зависит от норм, выработанных обществом, его народом.
5) Разобраться в текущих социальных и политических проблемах данной страны можно, если усвоить особенности национального характера и факты его истории.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 дан тезис, которой доказывается доводами, высказанными в предложениях 2–4.
2) В предложениях 5–7 представлено рассуждение.
3) Предложения 8–16 включают элементы описания.
4) Предложения 17–20 содержат повествование.
5) В предложении 24 дан вывод из рассуждения, представленного в предложениях 21–23 представлено рассуждение.
24. Из предложений 21–24 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 1–7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
26. «Яркими лексическими особенностями представленного текста является использование автором (А)____ (предложения 1, 12, 18), (Б) _______ (туманный Альбион, времена королевы Виктории), а одно из них напрямую связано с темой тек! ста (В) _______(грамматику жизни). Из синтаксических средств, усиливающих выразительность речи и служащих способом развития мысли, укажем (Г) _____ (предложения 8 и 17)».
💡 Видео
Решаем вместе 12 задание ЕГЭ (правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий)Скачать
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2023 (теория). Часть 1. Правописание безударных гласных в корне.Скачать
Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)Скачать
Путешествие древней медицины - Фильм 3.Традиционная медицина горных кочевников, Монголия - Док.фильмСкачать
Решаем вместе 15 задание ЕГЭ (Н и НН в словах разных частей речи)Скачать
Решаем вместе 11 задание ЕГЭ (правописание суффиксов)Скачать
Задание 15 в ЕГЭ по русскому языку #русскийязык #егэ #shortsСкачать
Страшно згадати. Якою була «безкоштовна» радянська медицина? | The ДокументалістСкачать
Все тропы для задания №26 на примерах из популярных песен | Русский язык с Тамарой ЛаринойСкачать
Решаем вместе 14 задание ЕГЭ (слитное и раздельное написание слов)Скачать
Решаем вместе 9 задание ЕГЭ (правописание безударных гласных корня)Скачать
РАЗБОР ЗАДАНИЯ 9 | ЕГЭ Русский | корни с чередованиемСкачать
Виктор Суворов - Самоубийство. Часть 2 (аудиокнига)Скачать
Задание 9. Все о правописании корней | Русский язык 10 класс | УмскулСкачать
И. ИЛЬФ и Е. ПЕТРОВ «ТОНЯ». Аудиокнига. Читает Сергей ТонгурСкачать
Вдоль по улице метелица метёт – Русский хор Йельского университета (65-летний юбилей хора)Скачать
Решаем вместе 9 задание ЕГЭ (правописание безударных гласных корня)Скачать