- Определение площади и объема в физике с примером
- Вычисление объема простых фигур
- Единицы измерения объема
- Измерение объема тел неправильной формы
- Методика навчання фізики в середній школі
- § 58. Измерение длины, площади и объёма
- Физика
- Измерить – значит, сравнить
- Эталон длины
- Числа «карлики» и числа «великаны»
- Как измерить длину. Погрешности измерений
- Площадь и ее измерение
- Измерение объема. Мензурка
- 💥 Видео
Видео:Измерение объема с помощью мензуркиСкачать

Определение площади и объема в физике с примером
Содержание:
Определение площади и объема:
В повседневной жизни нам довольно часто приходится иметь дело с определением таких величин, как площадь и объем. Представьте себе, что вам необходимо сделать ремонт в квартире (или доме): побелить стены и потолок, покрасить пол. Чтобы закупить необходимое количество материалов, нужно определить площадь поверхностей и объем краски.
Из уроков математики вам известно, как находить площадь некоторых фи-гур: квадрата, прямоугольника, параллелограмма.
Рис. 6.1.
Рис. 6.2.
Рис. 6.3
Площадь прямоугольника ABCD (рис. 6.1) вычисляется по формуле:
S = a · b, (6.1)
где a – ширина прямоугольника, b – высота.
Площадь параллелограмма ABCD (рис. 6.2) также находится по формуле 6.1. Площадь квадрата найти легко, поскольку его ширина и высота одинаковы:
S = a · a = a 2 , (6.2)
Из рис. 6.1 видно, что площадь прямоугольного треугольника АBC можно найти по формуле:

Проблема определения площади круга была решена еще в Древней Греции. Для этого нужно знать радиус круга и число «пи», приблизительное значение
которого π ≈ 3,14.
Площадь круга равняется
S = π · R 2 , (6.4) .
Значение числа 
Видео:Урок 6 (осн). Вычисление и измерение объемаСкачать

Вычисление объема простых фигур
Каждое тело занимает определенный объем. Чем большую часть пространства занимает тело, тем больше его объем. Объем обозначают буквой V (от volume – объем). Чтобы найти объем прямоугольного бруска или ящика (математики называют эту геометрическую фигуру параллелепипедом) со сторона-ми a, b и h, надо их перемножить (рис. 6.4):
Рис. 6.4.
Рис. 6.5.

V = a · b · h (6.4)
Поскольку S = a · b,
где S – это площадь основания ящика, то формулу (6.4) можно переписать и так:
V = S · h (6.5)
У куба все ребра равны, потому его объем равняется:
V = a · a · a = a 3 (6.6)
Объем цилиндра (рис. 6.5) с радиусом основания R и высотой h можно также определить по формуле (6.5), то есть:
V = S · h = πR 2 · h (6.7)
Объем шара (рис. 6.6)

Видео:Физические величины. Измерение физических величин | Физика 7 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Единицы измерения объема
Поскольку длину сторон измеряют в единицах длины (метр, дециметр, сантиметр и т. д.), то единицы измерения объема – это единицы длины, возведенные в третью степень.
Куб с ребром 1 м имеет объем 1 м 3 (один кубический метр). Один литр (1 л) по определению – это объем куба с ребром 1 дм (рис. 6.7), то есть 1 л = 1 дм 3 (дециметр кубический). Один литр равен 1000 кубических сантиметров: 1 л = 1000 см 3 . Объем в один сантиметр кубический еще называют миллилитром, то есть тысячной частью литра (1 мл = 0,001 л).
Рис. 6.7. Один литр – это 1дм 3
Напомним, что дециметр – это десятая часть метра, а сантиметр – сотая часть метра
Таблица 6.1
| 1 м 3 = 1 000 л | 1 м 3 = 1 000 000 см 3 |
| 1 л = 1 дм 3 | 1 л = 1000 см 3 |
| 1 дм 3 = 1 000 см 3 | 1 л = 1 000 мл |
| 1 см3 = 1 мл | 1 мл = 0,001 л |
- Заказать решение задач по физике
Видео:Урок 4 (осн). Измерение физических величин. Цена деления шкалы измерительного прибораСкачать

Измерение объема тел неправильной формы
Прибор для измерения объема называют мензуркой, или мерным цилиндром (рис. 6.8). Мензурка – это прозрачный сосуд с нанесенными делениями, которые обозначают объем в миллилитрах. Дома у вас наверняка есть мерный стакан, то есть та же мензурка. Литровой или поллитровой банкой, или стаканом (250 мл) также можно пользоваться, если не нужна большая точность. С помощью мензурки можно определить объем жидкости и тела неправильной формы. Для этого в мензурку нужно налить воду и определить объем этой воды. Потом полностью погрузить тело в воду и запомнить новое значение объема. Разница измеренных значений равна объему тела.

Рис. 6.8. Деления мензурки определяют объем в миллилитрах (то есть в см 3 )
История:
![]() | Существует легенда, согласно которой первым такой способ определения объема изобрел древнегреческий ученый Архимед. Произошло это во время размышлений над довольно сложной зада-чей, предложенной царем Гиероном. Идея решения возникла тогда, когда Архимед влез в ванну и заметил, что уровень воды поднялся. Ученый понял, что вытесненный объем воды как раз равен объему погруженного в нее тела. Восторженный Архимед выпрыгнул из ванны и выбежал на улицу с криком «Эврика! Эврика!», что в переводе с древнегреческого значит «На-шел! Нашел!». |
Итоги:
- Площадь тел правильной формы равна произведению основы на высоту и измеряется в квадратных единицах длины S = a · b.
- Объем тел правильной формы определяется как произведение площади основы на высоту и измеряется в кубических единицах V = S · h.
- Объем тел произвольной формы определяют с помощью мензурки
- Площадь круга определяют по формуле S = π · R 2 .
- Объем шара равен
.
| Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
| Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Связь физики с другими науками
- Макромир, мегамир и микромир в физике
- Пространство и время
- Что изучает механика в физике
- Единая физическая картина мира
- Физика и научно-технический прогресс
- Физические величины и их единицы измерения
- Точность измерений и погрешности
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Урок 5 (осн). Вычисление и измерение площади фигурСкачать

Методика навчання фізики в середній школі
§ 58. Измерение длины, площади и объёма
Видео:Физика 7 класс (Урок№2 - Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения.)Скачать

§ 58. Измерение длины, площади и объёма
Демонстрационные опыты и лабораторные работы — см. т. II, § 25 и 61—62. Упрощенные приборы — см. т. III, § 28. Рисунки и чертежи на уроках — см.т. IV, 2—31.
1. Содержание: а) Наблюдение и опыт как основные методы физики. Понятие об измерениях и их значении в науке. б) Сведения из истории развития мер измерений. Метрическая система. в) Меры длины. Измерительные инструменты. Правила пользования измерительными инструментами. г) Лабораторная работа:
Измерение длины. д) Меры площади и измерение её. Меры объёма и измерение объёма тел правильной и неправильной формы. е) Лабораторная работа: Измерение объёмов твёрдого тела, и вместимости сосуда.
2. Методические замечания. Без отчётливого представления об основных физических величинах — длина, объем, время, вес — и изучения простейших способов их измерения дальнейшее изучение физики является немыслимым. В результате прохождения этой и последующей темы должно быть достигнуто:
4) отчётливое знание метрической системы мер и умение производить всякого рода вычисления с мерами, как превращение, так и раздробление мер. 2) Практическое ознакомление с методами простейших физических измерений длины, поверхности, объёма и веса. 3) Изучение правил обращения с измерительными инструментами и применения их для измерения длин, площадей, объёмов и веса.
Логическим переходом от изучения содержания предмета физики к вопросу об измерениях является рассмотрение основных методов опытной наук — наблюдения и опыта. Отсюда также вытекает. Переход к выяснению значений измерений при научных исследованиях и затем к конкретному изучению простейших физических измерений.
3. Наблюдение и опыт. Вопрос о наблюдении и опыте, как основном методе физики, и их значении в научных исследованиях выясняют на примерах. Далее даётся представление о существовании различных физических величин и вводится понятие об измерении, как сравнении измеряемой величины с другой, условно принятой за единицу. При этом надо показать измерение какой-либо линейкой расстояния между метками на классной доске и взвешивание тела, подобрав заранее вес его так, чтобы он выражался целым числом одинаковых гирь или предметов (например, металлических шариков) (см. т. II, § 25). При таких измерениях длина линейки и вес одного предмета принимают за условные единицы длины и веса. Прежде чем переходить к изучению метрической системы мер, надо упомянуть об измерении времени. Указывается, что единицей для измерения времени в физике принята 1 секунда. Следует показать также записи наименований единиц: сек., мин, и час.
4. Метрическая система мер. Изучение метрических мер и действий с ними (раздробление и превращение) начинается с первых классов начальной школы, и поэтому эти вопросы должны быть хорошо известны учащимся 6 класса. Однако преподаватель физики должен проверить, насколько тверды эти знания, и в случае неблагоприятного результата, привлекая на помощь преподавателя математики, добиться совершенно отчётливых знаний в этой области. Подготовка должна быть признана удовлетворительной, если учащиеся знают меры — длины, поверхности, объёма и веса и, кроме того, хорошо владеют вычислительными навыками превращения и раздробления мер, также соотношениями между мерами длины и площади, длины и объёма.
Значение метрической системы может быть выяснено только после экскурса в историю развития мер. Учащимся надо прежде всего показать, что развитие торговых отношений сначала в пределах отдельных стран, а затем и международных выявило неудобство пользования различными многочисленными мерами и притом произвольными (аршин, фут, локоть, туаз, русский фунт, английский фунт и т. п.). Далее, приводя в пример английскую или старую русскую систему мер, следует выяснить крайнюю сложность превращения и раздробления мер при существовавших отношениях: 1 фут = 42 дюймов; 1 дюйм = 10 линий; 1 пуд = 40 фунтов; 1 фунт = 96 золотников и т. д.
Тогда можно смело говорить о значении метрической системы как международной и «для всех времён, для всех народов», особо подчёркивая её удобства благодаря тому, что отношения мер в этой системе равно или кратно 10.
Определения основных единиц метра и килограмма производятся через их эталоны. Эталоны определяются как образцовые меры, хранящиеся в Международном бюро мер и весов и имеющиеся у нас в СССР во Всесоюзном научно-исследовательском институте метрологии (ВНИИМ) в Ленинграде и в некоторых странах в копиях, Учащимся предлагается запомнить, что метр есть расстояние между штрихами, нанесёнными на линейке эталоне. Попутно следует указать, что метр примерно с большой точностью соответствует 0,000001 четверти земного меридиана [1] , хотя это соотношение имеет лишь историческое значение. Введение производных единиц от метра затруднений не представляет. Особое внимание обращается на правильность записи наименований мер согласно общесоюзному стандарту.
При рассказе о метрической системе преподаватель должен выяснить, что деятельность комиссии по установлению мер и грандиозные измерения, предпринятые во время Французской революции, представляют интереснейшую страницу из истории науки и являют примеры самоотверженной работы учёных (Араго, Деламбра), принимавших участие в этой работе.
В заключение следует отметить, что введение метрической системы в нашей стране являлось одним из первых мероприятий советской власти (14 сентября 1918 г.).
5. Измерение длин. Показываются учащимся простейшие инструменты для измерения длин: масштабная линейка, чертёжная трёхгранная линейка, металлическая слесарная линейка (см. т. II, рис. 462) и рулетки — матерчатая и стальная.
Важно обратить внимание учащихся на то, что при каждом измерении неизбежна некоторая ошибка; при этом надо научить их определять величину получаемой погрешности при отсчётах. Особому рассмотрению подлежат ошибки при измерениях, вызванные неуменьем правильно пользоваться инструментами. Проводя соответствующие демонстрации и применяя толстую линейку (демонстрационный или торговый метр), выясняют первым делом ошибку, зависящую от параллакса (см. т. II, § 25, 2 и рис. 154), а также другие виды ошибок. Попутно формулируют правила измерений линейками (см. т. II, рис. 463), изложенные в т. II, § 61, 4.
В заключение следует упомянуть о применении подсобных приспособлений при измерении длин (угольники при измерении диаметра шарика и длины карандаша) (см. т. II, рис. 464), а также об измерении малых толщин в случае многих единообразных предметов (диаметр проволоки), толщина бумаги (см. т. II, рис. 465) и т. п.
Проведение лабораторной работы на измерение длин является важнейшей частью рассматриваемого занятия. Цель работы в усвоении правильных приёмов измерения линейками при обязательном и точном соблюдении правил измерения (см. раздел 8 и т. II, § 61).
6. Измерение площадей. Вопрос об измерении площадей не может отнять много времени, так как дело идёт лишь о напоминании учащимся уже известного правила, что площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину, и о повторении квадратных мер, а также превращения и раздробления последних и соотношения их с мерами длины (см. т. IV, рис. 121 и 422). Кроме того, важно обратить внимание на правильность знания учащимися наименования квадратных мер, вводя обозначения в виде: м 2 , см 2 и т. п. (рис. 123).
В качество упражнения полезно поручить учащимся определить площади занимаемых ими комнат и в условиях сельской школы — каких-либо площадей на местности (гектара, сотки). О других конкретных заданиях по определению площадей — см. раздел 10.
7. Измерение объёмов. Единицы для измерения объёмов, вообще говоря, должны быть хорошо известны учащимся. Однако, как вопрос об единицах, так и действиях с ними следует повторить, а также показать способ записи наименований кубических мер в сокращённом виде: м 3 , см 3 и т. п. Практика показывает, что учащимся много легче запомнить соотношения между кубическими мерами не в виде чисел (1 м 3 = 1000000 см 3 , 1 л=1000 см 3 и т. п.), а в форме невыполненных действий (1 м 3 = 100 см х 100 см х 100 см, 1 л= 1 дм 3 =10 см х 10 см х 10 см). Поэтому от учащегося рекомендуется требовать определения кубического метра как куба, у которого каждая сторона равна 100 см, и поэтому объём кубического метра в сантиметрах равен произведению 100 см х 100 см х 100 см. Как показывает практика, значительную помощь при изучении измерения объёмов оказывает демонстрация рисунка, подобного показанному на рисунке 124. Отчётливое знание кубических мер (в том числе литра) и уменье производить действия с ними составляют необходимейшее условие для успешного изучения вопроса об удельном весе. Особо нужно отметить важность реального представления о величине кубических метра, дециметра и сантиметра (см. т. IV, рис. 125).
Определение объёма прямоугольного параллелепипеда и, в частности, куба известно учащимся; однако, об этом им надо напомнить. После этого переходят к ознакомлению со способами измерения объёмов тел неправильной формы. Изучение устройства мензурки и отливного стакана, сопровождаемое соответствующей демонстрацией, является введением к лабораторной работе (см. т. II, рис. 473). При этом при рассказе о мензурке учащимся следует сообщить правила отсчёта (см. т. II, рис. 471 и т. IV, рис. 126—129) и обращения с ней, изложенные в т. II, § 62. О тематике, методике и технике лабораторной работы — см. раздел 8 и т. II, § 62.
8. Лабораторные работы. Изучение вопроса об измерениях без сообщения учащимся соответствующих навыков, т. е. без проведения лабораторных работ, совершенно невозможно. Лабораторных работ по данной теме надо поставить две: одну — на измерение длин и другую — на измерение объёмов тел неправильной формы.
Наиболее рациональными являются измерения длины, ширины и толщины брусочка с вычислением объёма, а также нахождение отношения между длиной окружности и диаметром. Если позволяет время, то желательно дать измерение малых толщин. Измерение объёма производится для твёрдого тела как с одной мензуркой, так и с применением отливного стакана. Необходимо также, чтобы учащиеся научились измерять вместимость сосудов. При проведении работ следует неукоснительно требовать соблюдения правил измерения (см.4 т. II, рис. 463 и 471). Подробные указания о тематике, методике и технике работ — см. т. II, § 62.
9. Наглядные пособия. Кроме общеизвестной картины: «Метрическая система» (рис. 425), важно показать прежде всего кубический дециметр, разделённый на его поверхностях на квадратные сантиметры. 
10. Задание на дом. В данной теме особо важное значение приобретают задания учащимся на дом, имеющие практический характер. Домашние занятия учащихся следует целиком использовать для выработки у них представлений о действительных размерах метра, дециметра и сантиметра. Практика показывает, что наиболее рациональным является поручение учащимся изготовления дома мерной ленты (из бумаги) длиной в 1 м с делениями на дециметры. Первый дециметр должен быть разделён на сантиметры, а первый сантиметр — на миллиметры. Эти ленты показываются учащимися преподавателю и после совместной проверки по хорошей линейке возвращаются для использования.
Далее, учащимся должно быть предложено произвести измерения каких-либо предметов, имеющих сравнительно одинаковую «стандартную» величину (высоты столов и сидений стульев, диаметры стаканов, блюдец, граммофонных пластинок и т. п.). Наконец, дав учащимся понятие о значении приблизительных измерений, можно поручить им выяснить длину их роста [2] , нормального и максимального шагов, ступни и «четверти».
Для измерения площадей неправильной формы следует указать способ нанесения площади на клетчатую бумагу и подсчёта величины её путём счёта клеток (см. т. II, рис. 472). Так как в классе нет времени для постановки такой работы, то её нужно поручить учащимся выполнить дома, определяя поверхности каких-либо плоских предметов, например, дна стакана листа дерева, площадей материка или острова, сведённых с географической карты. Интересно также нахождение площади опоры человеческой ноги, что впоследствии пригодится для определения величины давления, оказываемого человеком на пол или почву. Во всех вышеприведённых вариантах заданий контуры площади вычерчиваются в тетради по физике, т. е. оформляются как ответ на обычную задачу (рис. 80).
Для конкретизации представления о величине кубических сантиметра и дециметра полезно поручить учащимся изготовить дома из бумаги или картона соответствующих размеров кубики. Кубический сантиметр можно вырезать из картофелины (см. т. II. рис. 5, III). Из других различного рода возможных и важных задач заслуживают внимания практические определения объёмов стакана, ведра, суповой тарелки, ложек — столовой и чайной. Эти задания особенно полезны, когда преподаватель не подсказывает заранее метода их решения.
- ↑Меньше на 0,08 мм.
- ↑Интересно поручить учащимся найти разницу в их росте утром и вечером.
Видео:Урок 8 (осн). Преобразование единиц измерения физических величинСкачать

Физика
План урока:
Видео:Перевод единиц измерения | Физика | TutorOnlineСкачать

Измерить – значит, сравнить
На помощь человеку приходят числа, используя которые можно было сравнить предметы по величине. Так в одном известном мультфильме длину удава измеряли в «попугаях», сравнивая величину удава с длиной попугая.
Из мультфильма «38 попугаев».
Длина удава 38 «попугаев». Понятно, что удав в 38 раз длиннее попугая. Но попугаи бывают разными. Если взять другого попугая, тот же удав будет, например, 45 «попугаев». Что делать?
Нужно найти тело, принимаемое за единицу измерения, с которой сравниваются другие тела.
В практической деятельности человеку приходится часто измерять длину, массу и время. В разных странах вводились разные единицы измерения этих величин. Существовали такие единицы, как «лошадиная сила», локоть, бочка. Но ведь и локоть, и бочка могут быть разными, поэтому о точности выполнения работы говорилось приблизительно.
Сравнивать нужно только однородные физические величины. Длину тела нужно сравнивать с длиной другого тела, а массу тела – только с массой другого тела, принятого за единицу измерения. Так массу удава из мультфильма можно было сравнить с массой обезьянки. Удав имеет массу 195 «обезьянок». Что бы это значило?
Выход был найден, когда ввели систему единиц СИ. Чтобы измерить любую величину, нужно сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Как же выбирают эти единицы?
Наиболее распространено измерение длины, размеров пройденного пути, расстояния. Все эти величины измеряются в метрах. Один метр получили следующим образом. Взяли одну сорока миллионную часть меридиана, который проходит через столицу Франции – Париж. Длину этой части и приняли за 1 метр. На стержне, изготовленном из иридия и платины, нанесли два деления, расстояние между которыми равно одному метру. Такой сплав меньше всего подвержен температурному влиянию, которое может изменить длину тела. Это стержень и есть эталон длины, с которым сравнивают единицу длины во многих странах мира. Метровые линейки – это многочисленные копии эталона, которыми как раз и можно пользоваться.
Эталон длины
Первый эталон метра был изготовлен из латуни в 1795 г. С 1960 г. используется изготовленный с помощью электронных технологий эталон из сплава иридия и платины.
Существует и эталон массы, равный одному килограмму. Он также изготовлен из сплава иридия и платины.
Эталоны длины и массы хранятся в г. Севр, вблизи Парижа, где располагается Международная палата мер и весов. В 1960 году метр начали сравнивать с величинами, относящимися к разделу «Световые явления». Подробности о свете изучаются в старших классах.
Со светом связана и единица времени – 1 секунда. А до 1960 года (год введения СИ) за основу подсчета времени брали время оборота Земли вокруг Солнца – 1 год, который по календарю состоит из 12 месяцев. Месяцы делятся на сутки – время полного оборота Земли вокруг своей оси, сутки — 24 часа, в каждом из которых 60 минут. А одна шестидесятая часть минуты и есть одна секунда.
Время «хранят» при помощи очень точных часов – устройств, предназначенных для измерения времени. Действие любых часов основано на повторяющихся процессах – колебаниях. Чем меньше период (время одного полного колебания), тем часы более точные.
При изучении быстро протекающих процессов требуется измерять миллиардные и еще более мелкие доли секунды. Для этого служат атомные часы.
Ученик седьмого класса, конечно же, умеет измерять длину и время, массу продуктов определяют продавцы с помощью весов.
По мере изучения физики будет идти знакомство с различными физическими величинами, способами и приборами их измерения. А сейчас надо знать:
- чтобы измерить физическую величину, ее надо сравнить с однородной величиной, принятой за единицу;
- за основу физических величин берутся эталонные значения, то есть образец сравнения.
- для всех величин существуют свои способы, устройства и единицы измерения.
Видео:Как простому школьнику запомнить обозначения физических величин, если Вы немного знаете Английский!?Скачать

Числа «карлики» и числа «великаны»
Солнечная система. Лапка мухи под микроскопом.
Чтобы достать до Альфа Центавры, звезды, ближайшей к Солнечной системе, надо со скоростью света (300 000 км/с) лететь четыре года. Расстояния до небесных тел огромны.
Если определить расстояние от Земли до Солнца, то оно выразится числом 150 000 000 000 м. А бывают числа с еще большим количеством нулей. Масса Земли в килограммах выражается числом с 24 нулями. Такие числа называют «гигантами». Их записывать и использовать очень неудобно.
Существует способ краткой записи больших чисел в виде степени. Например, 1 000 000 = 10 6 . 10 – основание, а 6 – показатель степени.
Используя этот способ, расстояние от нашей планеты до Солнца запишется так:
150 000 000 000 = 15 ∙ 10 10 м – это промежуток называется астрономической единицей (1 а.е.) и служит единицей сравнения в Солнечной системе.
До Альфа-Центавры расстояние в 270 000 а.е., или 4 световых года. Световой год – это тоже астрономическая единица измерения расстояния. Астрономия – наука о космосе и космических телах. (1 св. год = 9,46 ∙ 10 15 м = 68 000а.е.).
Фото двойной звезды Альфа созвездия Центавра. (Источник)
Большие числа записываются при помощи кратных приставок. Например, километр – это тысяча метров, килограмм – тысяча граммов. Приставка «кило» обозначает «тысяча». Есть и другие приставки, которые обозначают умножение величины на число, кратное десяти. Примеры и форма записи даны в таблице кратных приставок.
Используя эти приставки можно записывать очень большие числа.
1 а.е. = 150 000 000 000 м = 150 ∙ 10 9 м = 150Гм;
1 св. год = 9 460 000 000 000 м = 9,46 ∙ 10 12 м = 9,46 Тм;
А теперь о числах – «карликах». Если сделать попытку измерить толщину одного листа книги, то сразу это не получится. Надо действовать по простому плану:
- отобрать в книге некоторое число страниц N (N = 100, например);
- измерить толщину L этих страниц (пусть L = 11 мм);
- найти толщину одной страницы d по формуле d = L/N.
Получится d = 0,11 мм = 0, 00011 м. Это число очень маленькое.
Такой способ измерения малых величин называется методом рядов. Он достаточно прост.
Размеры пшена. Толщина проволоки.
Но существуют и гораздо меньшие величины. Маленькие числа, так называемые «карлики», также записывают при помощи степеней или дольных приставок. (С приставками деци, санти, милли знакомятся еще в начальной школе).
Число меньше единицы, поэтому показатель степени – отрицательное число. Оно показывает количество цифр после запятой. Например, 0, 00011 м = 11 ∙ 10 -5 м.
Число 0,00000625 можно записать по-разному, применяя степень:
625 ∙ 10 -8 , 62,5 ∙ 10 -7 , 6,25 ∙ 10 -6 и т. д.
Очень маленькие числа по-другому можно записывать, используя таблицу дольных приставок.
Например, при изготовлении сверхточных приборов (телескопов, микроскопов и др.), детали ошлифовываются до очень гладкой поверхности. Неровности должны быть меньше 2,5 ∙ 10 -6 м или 2,5 мкм.
Большие и маленькие числа помогают человеку в различных отраслях деятельности: в науке, промышленности, медицине и т.д.
Видео:Физические величины. Измерение физических величин. Система единицСкачать

Как измерить длину. Погрешности измерений
На практике измерить длину отрезка достаточно просто:
- Приложить линейку к отрезку.
- Совместить ноль с началом отрезка.
- Определить число, соответствующее концу отрезка.
- Записать результат измерения.
В приведенном примере длина отрезка 9,9 см. Как точен этот результат? Он точен до 1 мм, так как на линейке нет меньших делений. Не надо путать значения слов «штрих» и «деление».
Численное значение самого маленького деления шкалы прибора называется ценой деления.
Чтобы определить цену деления прибора (например, линейки), нужно взять любые два рядом стоящие числа и их разность поделить на число делений между ними (т.е. промежутков между штрихами).
Цена деления линейки = (7 см – 6 см)/10 = 0,1 см = 1 мм.
И чтобы начать измерение, прежде всего надо найти цену деления прибора, который используется в данном случае. Любое измерение дает некоторую погрешность, зависящую от качества прибора. Поэтому ее называют погрешностью прибора.
Шкалы различных приборов. (Источник)
Известно, что измерить какую-то величину – это значит сравнить ее с эталоном. На практике пользуются не эталонами, а специальными приборами (линейка, часы и др.), которые являются копиями с эталонов, изготовленными с определенной точностью. Абсолютно точных измерений не бывает. При использовании линейки допускается погрешность отсчета, которая равна половине цены деления прибора (0,5 мм). Сумма погрешностей прибора и отсчета называется абсолютной погрешностью. Она равна цене деления прибора.
Абсолютная погрешность обозначается значком Δ (дельта). Для школьной линейки Δ = 1 мм. Δ показывает, на сколько совершается ошибка при использовании того или иного прибора. Для более точных измерений используется штангенциркуль. В устройстве штангенциркуля заложено две шкалы, неподвижная (Δ = 1 мм) и подвижная (Δ = 0,1 мм).
А вот при помощи микрометра, где используется не перемещение шкалы, а ее вращение измерить длину можно с точностью до 0,01 мм. Но это еще не предел. В очень точных технологиях определяются размеры с точностью до 10 -7 м, в научных разработках точность возрастает во много раз. Но для этого нужны сверхточные приборы.
На практике, используя приборы, необходимо учитывать качество измерения. Величина, которая помогает это учесть, называется относительной погрешностью σ (сигма) и выражается в процентах.
σ = Δ / L ( L – измеренная величина)
Пример: Требуется замерить длину L отрезка различными приборами: 1) линейкой, 2) штангенциркулем и 3) микрометром. Длина отрезка получилась 55 мм. Какова относительная погрешность этих трех измерений?
1) Δ1 = 1 мм, L = 55 ± 1 мм, σ1 = 1 мм / 55 мм ≈ 0,018 (1,8%);
2) Δ2 = 0,1 мм, L = 55 ± 0,1 мм, σ2 = 0,1 мм / 55мм ≈ 0,0018 (0,18);
3) Δ3 = 0,01 мм, L = 55 ± 0,01 мм, σ3 = 0,01 мм / 55мм ≈ 0,00018 (0,018%).
Как видно, более точный прибор (микрометр) дает меньший процент ошибки.
Для каждого конкретного измерения в технике, практической деятельности человека и в науке существует своя точность измерения, в соответствии с которой применяются измерительные приборы.
Видео:Перевод единиц измерения площади и объема.Скачать

Площадь и ее измерение
С измерением длин очень тесно связано измерение площадей. Из математики известны формулы площадей квадрата и прямоугольника. У квадрата все стороны равны, поэтому достаточно измерить одну сторону, а у прямоугольника противоположные стороны равны, поэтому надо знать длину и ширину. Площадь обозначается буквой S, и формулы для расчета площадей следующие:
Sкв = a 2 , Sпр = а ∙ в. Единицей измерения площади является квадратный метр (м 2 ).
Для измерения малых площадей применяются см 2 и мм 2 , а большие площади – в км 2 . В сельском хозяйстве для измерения земельных участков используют внесистемные единицы: гектар (га) – для больших, ар (а) или «сотка» — для небольших (приусадебных или дачных) участков земли. 1га = 10 000 м 2 , 1 а = 100 м 2 .
Очень часто на практике имеют дело с различными кругами. Это может быть цирковая арена, крышка стола, разрез ствола дерева. Формула нахождения площади круга: S = πR 2 . (π (пи) – это бесконечная дробь ≈ 3,14 подробно изучается в курсе алгебры).
Арена цирка. Круглый стол. Спил дерева.
А как определить площадь, ограниченную произвольной кривой линией? Такая площадь может быть у озера, полянки в лесу, листочка с дерева.
Существует правило нахождения площади тел произвольной формы:
- Разбить всю поверхность на равные квадраты с известной площадью.
- Подсчитать количество целых квадратов.
- Подсчитать число нецелых квадратов и поделить это число на два. (Это будет примерное количество целых квадратов).
- Сложить результаты пунктов 2 и 3.
- Умножить площадь одного квадрата на общее число целых квадратов.
Площадь больших территорий изображают в условном масштабе или фотографируют, применяют прием разбиения на квадраты и находят площадь фотографии. Используя масштаб вычисляют реальную площадь поверхности.
Довольно часто площадь приходится находить в географии. Каждое государство, область, город имеют свои площади. В строительстве – любое здание имеет площадь, которую необходимо знать строителям. В сельском хозяйстве ведется постоянный учет площадей для посевных культур.
Видео:Урок 3 (осн). Физические величины и единицы их измеренияСкачать

Измерение объема. Мензурка
При измерении пространства нужно перейти к трем измерениям, так как представление о пространстве дает объем. Известны формулы объемов параллелепипеда, куба, шара, цилиндра.
Объем любого тела измеряется в кубических метрах (есть кратные и дольные единицы). Из математики известны формулы объемов:
Vпар = а ∙ в ∙ с (произведение длины, ширины и высоты),
Vк = а 3 (а — ребро куба),
Vцил = π ∙ r 2 ∙ h (r — радиус основания, h – высота цилиндра),
Vш = 4/3 π ∙ R 3 (R – радиус шара).
О вычислении объемов более сложной, но правильной, формы рассказывается в старших классах. А как определить объем, например, камня, форма которого может быть самой различной? Для измерения объемов таких тел используется специальный и очень простой прибор, который называется мензурка (или измерительный цилиндр). Это стеклянный сосуд с делениями. При помощи этого цилиндра легко найти объемы сыпучих тел и жидкостей. Для этого достаточно их засыпать вещество или налить в мензурку жидкость и, зная цену деления, определить объем.
На мензурке обычно ставится единица измерения в миллилитрах. Литр – это широко применяемая единица объема, равная одной тысячной кубического метра. 1 мл = 1 см 3 = 10 -6 м 3 .
Определить объем камня или любого другого тела неправильной формы с помощью мензурки можно при условии, что тело имеет размеры, позволяющие опустить его в мензурку.
Налить в мензурку воду и зафиксировать ее объем. Прикрепить тело неправильной формы к нити. Осторожно опустить полностью в воду. Уровень воды поднимется ровно на столько, чему равен объем тела.
Пользуясь измерительным цилиндром, нельзя забывать, что это прибор, имеющий шкалу, а значит, результат получится с погрешностью.
💥 Видео
Физика. 7 класс. Измерение объема тел правильной и неправильной формы /20.11.2020/Скачать

Физические величины и их измерения. 7 класс.Скачать

Объём телаСкачать

Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения. Определение объёма твёрдого телаСкачать

Урок 28 (осн). Вычисление массы и объема тела по плотностиСкачать

Измерение объема тел правильной и неправильной формы. Физика 7 классСкачать

Переводы в СИ за 10 минутСкачать

24. Перевод единиц измерения. Меры площади и меры объема.Скачать










