Видео:Оценка основных фондовСкачать
Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.
Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.
В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.
В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе — 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м — по непродовольственным товарам. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах — 220 кв. м.
Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).
Один из последних принятых в СССР документов — Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях — 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях — 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)
Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.
В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск. Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.
Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.
Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.
В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина — свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.
После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:
—
норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);
—
среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);
—
норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);
—
максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);
количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).
В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Roпрод и Roнепрод приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров
Наименование товарных групп
Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (ч)
Среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы)
Норматив потребности в торговой площади для i-товарной группы (кв. м на 1000 человек)
Видео:Как определить постоянные и переменные затраты предприятияСкачать
Фактическая обеспеченность торговыми площадями расчет
В соответствии с методикой расчета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» в республике утверждены следующие нормативы:
1. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов (кв.м на 1000 чел.);
2. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения;
3. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов (количество нестационарных объектов на 10000 чел.):
3.1. по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;
3.2. по продаже продукции общественного питания;
3.3. по продаже печатной продукции, на сегодня данные нормативы не исполняются в большинстве муниципалитетов республики;
4. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках (количество торговых мест на 1000 чел.).
Нормативы минимальной обеспеченности утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 года №444 «О государственной программе «Развитие торговли Республики Башкортостан» (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2016 года № 358).
Фактическое исполнение норматива обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов на 1 января 2022 года в Республике Башкортостан превышает 1000 кв. м на 1000 человек, или 181 % от норматива.
Видео:Что такое Торговая сессия?Скачать
Методы определения потребности в торгово-складской сети
Программы развития инфраструктуры товарных рынков на федеральном и региональном уровнях в качестве обязательного раздела включают прогноз развития материально-технической базы подотраслей торговли. В Стратегии развития торговли предусмотрен комплекс целевых индикаторов развития торговой отрасли. В отношении обеспеченности торговыми площадями установлен индикатор обеспеченности торговыми площадями современного формата (в 2015 г. – 1 201 150 м2 па 1000 жителей, в 2020 г. – 200–300 м2 на 1000 жителей).
Ситуация с обеспеченностью торговыми площадями в настоящее время характеризуется следующими показателями: на 1 января 2011 г. на 1000 жителей приходилось 76 м2 площадей современного формата, при этом в Москве и Санкт-Петербурге сконцентрировано 46% современных торговых площадей, в других города с населением более 1 млн чел. – еще 30% современных площадей, оставшиеся 24% современных торговых площадей приходятся на 75% населения, проживающего на других территориях. По оценкам экспертов, в 2010 г. примерно 5% населения не имело свободного доступа к торговым предприятиям на территории проживания.
И целях организации непрерывного товародвижения и повышения предпринимательской инвестиционной активности в торговле была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998–2005 годы [1] . В результате реализации данной программы на региональном уровне были проанализированы сложившиеся уровни обеспеченности населения торговой и складской площадью, оценены техническое состояние, уровень физического и морального износа материально-технической базы торговли и общественного питания, установлены нормативы обеспеченности населения городов (регионов) торгово-складскими площадями, рассчитаны прогнозы динамики показателей товарооборота и его структуры, определены возможные источники финансирования прироста, реконструкции и модернизации торгово-складской сети. На уровне регионов задачи, поставленные в Комплексной программе, были решены, но это были в основном меры экстренного решения накопившихся проблем. И только в настоящее время закладываются основы стратегии развития торговли как одной из значимых отраслей экономики.
В Стратегии развития торговли в числе задач указаны: развитие инфраструктуры торговли, стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах, стимулирование развития дистанционной торговли, совершенствование традиционных форматов торговли. Реализация первых двух направлений возможна только при условии увеличения количества торговых площадей. Третье направление должно повысить доступность для населения товаров и торговых услуг, четвертое направление позволит увеличить пропускную способность торговых предприятий, что также дает положительный эффект в виде экономии времени покупателей, повышения качества обслуживания. Для определения потребности в торговой площади на региональном уровне в настоящее время используются нормативы торговой площади на 1000 жителей.
Нормативный подход к размещению объектов торгового и культурно-бытового обслуживания населения с некоторыми изменениями получил широкое распространение в разных странах. Основой его является определение общей потребности в предприятиях данного вида в зависимости от установленных нормативов обеспеченности ими и численности населения в прогнозируемом периоде.
Нормативы могут существенно различаться не только по диапазону значений, но и содержательно. Градостроительные нормативы обеспеченности розничной сетью в Англии, например, определяются численностью населения, приходящегося на один магазин, протяженностью по фронту около 7 м. В США нормативы определяют число торговых предприятий на 100 жителей или необходимую протяженность фронта улиц, отводимых под магазины, исчисляемую в погонных метрах на условное население (например, 6–7 погонных метров длины улицы, отводимой под торговые предприятия, на 100 жителей) [2] .
До середины 1990-х гг. в России действовали разработанные в 1980-е гг. нормативы обеспеченности торгово-складской сетью (были предусмотрены строительными нормами и правилами). Принятая в 1998 г. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков предусматривала установление нормативов обеспеченности торговой площадью правительством региона с учетом его специфики. Это позволяло дифференцировать нормативы по регионам в зависимости от величины товарооборота розничной торговой сети по продовольственным и непродовольственным товарам в расчете на одного жителя на конец прогнозируемого периода.
В настоящее время в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нормативы обеспеченности торговой площадью являются основным критерием оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на них. Данные нормативы для субъектов РФ и муниципальных образований разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов [3] . Нормативы утверждаются в составе планов социально-экономического развития субъектов РФ и учитываются в документах территориального планирования, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Если нормативы были утверждены после того как объекты начали строиться (реконструироваться), то пересматривать схему размещения в отношении таких объектов нельзя. В табл. 8.1 приведены нормативы обеспеченности торговой и складской площадью, действовавшие в различные периоды. В настоящее время норматива минимальной обеспеченности складской площадью нет.
Нормативы минимальной обеспеченности населения городов торгово-складской сетью
по продовольственным товарам
по непродовольственным товарам
Торговая площадь, м2 на 1000 жителей
Площадь общетоварных складов, м2 на 1 день товарного запаса на 1000 жителей
В табл. 8.2 и 8.3 приведены данные о фактической обеспеченности торговой площадью по городам и странам.
Обеспеченность торговыми площадями для городов Европы и России, м2 на 1000 жителей [4]
Торговая площадь, м2 на 1000 жителей
Милан (764), Стокгольм (794)
Санкт-Петербург (595), Мадрид (520), Вильнюс (513)
Самара (334), Москва (329,9), Краснодар (318), Казань (320), Ростов-на-Дону (318)
Красноярск (278), Екатеринбург (232)
Н. Новгород (178), Волгоград (152), Новосибирск (125), Челябинск (124), Омск (123), Пермь (120), Уфа (119)
Обеспеченность торговыми площадями для стран Европы, м2 на 1000 жителей [5]
Торговая площадь, м2 на 1000 жителей
Швеция (389), Люксембург (317)
Франция (251,7), Испания (212)
Россия (59,19), Греция (50,5), Болгария (35), Сербия (34,7)
В табл. 8.4 приведены данные об обеспеченности площадью складов по Российской Федерации в целом и по федеральным округам.
Обеспеченность площадями складов по регионам Российской Федерации (2011 г.)
Торговая площадь, м2 на 1000 жителей в расчете на 1 день товарного запаса
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
Далее в рамках нормативного похода рассмотрим два способа определения потребности в торговой площади розничной торговли.
Первый способ позволяет учесть в расчетах разную оборачиваемость продовольственных и непродовольственных товаров [6] .
1. Потребность в торговой площади для розничной сети на конец прогнозируемого периода (Птк, м2) рассчитывается по формуле
где , – норматив, или расчетная обеспеченность торговой площадью, на прогнозируемый период соответственно по продовольственным (п) и непродовольственным (н) товарам (м2 на 1000 жителей); – численность населения на конец прогнозируемого периода, чел.
2. Необходимый прирост торговой площади (), обеспечивающей расширение сети предприятий розничной торговли в прогнозируемом периоде, рассчитывается по формуле
где – торговая площадь на конец прогнозируемого периода, м2; – торговая площадь на начало прогнозируемого периода, м2; – возможное выбытие торговой площади в прогнозируемом периоде, м2.
- 3. Расчет потребности города в площади общетоварных складов рекомендуется выполнять по следующим формулам:
- а) для продовольственных товаров
б) для непродовольственных товаров
где – потребность в площади общетоварных складов на конец прогнозируемого периода соответственно по продовольственным (п) и непродовольственным (и) товарам, м2; – расчетные нормативы запасов всех продовольственных (п) и непродовольственных (н) товаров по городу, дн. оборота; К – коэффициент повышения уровня запасов продовольственных товаров, учитывающий более медленную оборачиваемость продовольственных товаров на обще- товарных складах, не включающих быстрооборачивающиеся скоропортящиеся товары, картофель, овощи и фрукты;
– расчетные показатели товарных запасов в городских продовольственных магазинах (12 дн.) и непродовольственных магазинах (30 дн.), уровни которых могут быть уточнены с учетом местных условий; – численность населения на конец прогнозируемого периода, чел.
4. Расчет прироста площади общетоварных складов в прогнозируемом периоде () аналогичен расчету прироста торговой площади ().
Второй способ соответствует действующей методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Этот метод позволяет увязать обеспеченность площадью торговых предприятий не только с численностью населения региона, но и учесть соотношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту РФ со средним по России показателем, соотношение объемов розничного товарооборота в текущем и базовом периодах в конкретном субъекте РФ, соотношение доли организованной торговли в розничном товарообороте в конкретном субъекте РФ и в целом по стране. В дальнейшем предполагается коррекция минимальных показателей обеспеченности торговой площадью с учетом изменения реальных денежных доходов населения субъекта РФ.
1. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов определяются по следующим формулам:
где – суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по субъекту РФ (муниципальному образованию), м2 на 1000 чел.; – норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по субъекту РФ (муниципальному образованию), м2 на 1000 чел.; – норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров по субъекту РФ (муниципальному образованию), м2 на 1000 чел.; – базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по РФ, м2 на 1000 чел. (при первом расчете норматива данный показатель принимается равным 521 м2 на 1000 чел.); – базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по Российской Федерации, м2 на 1000 чел. (при первом расчете норматива данный показатель принимается равным 159 м2 на 1000 чел.); – базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров по Российской Федерации, м2 на 1000 чел. (при первом расчете норматива данный показатель принимается равным 362 м2 на 1000 чел.); – коэффициент региональной коррекции, определяемый по следующей формуле:
где – коэффициент региональной коррекции в t-м году, при первом расчете которого используются данные за 2009 г., при последующих расчетах – данные года, предшествующего году, в котором проводится перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; – оборот розничной торговли на душу населения по субъекту РФ (муниципальному образованию) в t-м году (руб/чел.), определяемый по формуле
где – оборот розничной торговли по субъекту РФ (муниципальному образованию) в t-м году (по данным органов статистики и муниципальных образований), руб.; – среднегодовая численность постоянного населения по субъекту РФ (муниципальному образованию) в ί-м году (по данным органов статистики), чел.; – оборот розничной торговли на душу населения по Российской Федерации в t-м году (по данным органов статистики), руб/чел.; – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации (по данным органов статистики за декабрь t-го года), руб.; – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту РФ (по данным органов статистики за декабрь ί-го года), руб.; – доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли РФ в t-м году (но данным органов статистики), %; – доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли конкретного субъекта РФ в t-м году (по данным органов статистики), %.
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по истечении срока их действия пересчитываются. Пересчет проводится по приведенным выше формулам, в которых коэффициент региональной коррекции krt с целью учета изменения реальных доходов населения рассчитывается по формуле
где – реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту РФ в расчетном i-м году (по данным органов статистики), % к предыдущему году. За расчетный i-й год принимается год, предшествующий году, в котором проводится перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; dо – реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту РФ в базовом году (по данным органов статистики), % к предыдущему году. При первом перерасчете нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов за базовый принимается 2009 г., при последующих перерасчетах – год, в котором проведен перерасчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; dо+1, di – реальные располагаемые денежные доходы населения по субъекту РФ в следующих за базовым годах (по данным органов статистики), % к соответствующему предыдущему году.
Для определения потребности в торгово-складской сети на основе изучения динамики показателей состояния торгово-складских площадей и обеспеченности ими применяются статистические методы. Главными условиями их использования являются: наличие динамического ряда показателей в 1,5–2 раза длиннее прогнозируемого периода, высокая вероятность сохранения основных факторов и стабильность тенденций развития показателей в прогнозируемом периоде. Эти методы обычно применяются для краткосрочного прогнозирования.
К экономико-математическим методам относятся: линейное программирование, сетевое планирование и методы теории массового обслуживания. Из методов линейного программирования в торговле чаще всего используется «транспортная задача», с помощью которой разрабатываются оптимальные планы размещения торговых предприятий. С помощью методов сетевого планирования и управления определяется рациональная последовательность и напряженность выполнения инвестиционных программ. Эти методы показывают высокую эффективность при разработке последовательности выполнения организационнотехнологических процессов и планов торгово-финансовой деятельности на предприятиях торговли. Методы теории массового обслуживания позволяют определять потребность в торгово-складской сети на основе оптимизации степени ее загрузки с учетом интенсивности покупательских потоков. Эти методы требуют предварительной разработки показателей динамики товарооборота и товарных запасов, производительности труда и затрат на транспортировку товаров, интенсивности товарных и покупательских потоков.
Сущность метода технико-экономических расчетов потребности в торгово-складской сети можно проиллюстрировать следующей формулой:
где – потребность в торговой площади на конец прогнозируемого периода, м2; – объем реализации продовольственных или непродовольственных товаров в последнем году прогнозируемого периода, руб.; – пропускная способность торговой площади (объем реализации товаров на 1 м2 торговой площади) в последнем году прогнозируемого периода, руб/м2.
Применение данного метода также требует большого объема разнообразной информации, особенно в части обоснования возможности повышения производительности труда работников действующих предприятий в прогнозируемом периоде.
Следовательно, необходимым условием успешного применения рассмотренных методов определения потребности в торгово-складской сети является предварительная оценка и прогнозирование динамики демографических и социально- экономических показателей развития региона. В этих целях могут быть использованы современные информационные технологии, например экспертные программы, позволяющие принимать решение о целесообразности открытия новых торговых предприятий на территориях с разными демографическими, социальными, инфраструктурными и другими характеристиками.
📽️ Видео
Сущность и состав оборотных средств. Кругооборот оборотных средствСкачать
Главный подкаст про коммерческую недвижимость | Как создать пассивный доход | ИнструкцияСкачать
Амортизация простыми словами за 3 минутыСкачать
Оптовая и розничная торговля. В чем специфика, какие между ними различия?Скачать
Что будет с торговыми центрами в России? - Павел Люлин - Союз Торговых ЦентровСкачать
Открытая лекция: Особенности типового проектирования предприятий торговлиСкачать
Эффективное управление торговым центром - как изучить “пути клиента” и привлечь посетителейСкачать
Понятие и сущность прибылиСкачать
Управление себестоимостьюСкачать
16 ключевых финансовых показателей бизнеса. За чем следить в первую очередь? @predprinimatel22Скачать
30 признаков дробления бизнеса в судебной практике. Рейтинг: места с 30 по 11Скачать
2.3 Сущность и состав оборотных средств предприятия.Скачать
Маркетинговые исследования. Расчет объема выборки.Скачать
Какая основная задача дистрибьютора?Скачать
Менеджер #6 - законы торгового центра, секреты управления, ТЦ Ультра, бутикиСкачать
Экономика 10 класс (Урок№12 - Экономика фирмы: затраты, их виды.)Скачать