- Екатерининский дворец
- Пушкин. Екатерининский дворец
- Аудиогид
- Фотографии
- Режим работы 2022
- Стоимость билетов 2022
- Базовый тариф
- Льготный тариф
- Посещение объектов по льготной цене
- Бесплатное посещение музея-заповедника
- Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»
- Во второе воскресенье каждого месяца
- По пятницам
- Адрес и как добраться из Петербурга
- До музея-заповедника можно доехать
- Официальный сайт и другая информация
- Соцсети
- Контакты
- Для посетителей с ограниченными возможностями
- Требования Роспотребнадзора
- История Екатерининского дворца
- Создание
- Перестройка в XIX веке
- ХХ столетие и война
- Восстановление и реставрация
- Дворец в Пушкине в наши дни
- Архитектура
- Архитектор
- Памятник-бюст Растрелли
- Авторы
- Надписи и подписи
- Интерьеры
- Дворец внутри: фото
- Парадная лестница
- Большой зал
- Антикамеры
- Арабесковый зал
- Кавалерская столовая
- Лионский зал
- Белая парадная столовая
- Малиновая и Зелёная столбовые
- Портретный зал
- Янтарная комната
- Картинный зал
- Малая Белая столовая
- Китайская гостиная Александра I
- Буфетная
- Комната перед чугунной лестницей
- Овальная передняя
- Сводчатая проходная
- Две Малые проходные комнаты
- Официантская
- Зелёная столовая
- Парадная голубая гостиная
- Китайская голубая гостиная
- Предхорная
- Воскресенская церковь
- Камер-юнгферская
- Опочивальня
- Живописный кабинет
- Скульптурный кабинет
- Церковная (Стасовская) лестница
- Зубовский флигель
- Онлайн экскурсии по дворцу
- Интересные факты
- Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)
- История Екатерининского дворца в Пушкине
- Строительство
- Перестройка
- История Екатерининского дворца при Екатерине Великой
- Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны
- Внешнее убранство и двор
- Внутреннее убранство и интерьер
- Янтарная комната
- Дворцовая церковь
- Лионский зал
- Светлая галерея
- Арабесковый зал
- Кавалерская столовая
- Картинный зал
- Парадная лестница
- 🎦 Видео
Видео:Екатерининский дворец / Царское СелоСкачать
Екатерининский дворец
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
Видео:Невероятная экскурсия в Екатерининский дворец. Санкт-Петербург.Скачать
Пушкин. Екатерининский дворец
Видео:ПАРАДНАЯ ЖИЗНЬ БОЛЬШОГО ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ДВОРЦАСкачать
Аудиогид
Видео:ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦСкачать
Фотографии
Видео:Служебный вход. Екатерининский дворец. Большой залСкачать
Режим работы 2022
- Екатерининский дворец: с 10:00 до 18:00, вход до 17:00 (касса до 16:45).
- Выходные дни: вторник, последний понедельник месяца.
- Екатерининский парк открыт ежедневно с 7:00 до 21:00. Для посетителей открыты 5 входов: рядом с Лицейской аркой, у павильона «Эрмитажная кухня», у Кадетских ворот, у Орловских ворот, с Треугольной площади.
Видео:Александровский дворец (Царское Село)Скачать
Стоимость билетов 2022
Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.
В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».
Базовый тариф
- Взрослые – 1000 руб.
- Студенты – 600 руб.
- Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).
Льготный тариф
- Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
- Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
- Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
- Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
- Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
- Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).
Посещение объектов по льготной цене
Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:
- Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
- Учащиеся
- Курсанты военных училищ
- Военнослужащие срочной службы
- Студенты
- Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
- Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
Бесплатное посещение музея-заповедника
Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
- участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
- инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
- сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
- дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
- лица, не достигшие 16 лет.
Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.
Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»
Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:
Во второе воскресенье каждого месяца
- учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
- студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
- аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
- многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
- лица, не достигшие 18 лет.
По пятницам
- воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ.
Видео:Интересные факты про Зимний дворец.Скачать
Адрес и как добраться из Петербурга
Екатерининский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село», который со своим выдающимся архитектурно-парковым ансамблем служит символом, формирующим современный образ города Пушкина.
- Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга.
- Адрес: 196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.
До музея-заповедника можно доехать
До ГМЗ «Царское Село» можно доехать на электричке и автобусным сообщением, не более, чем за полчаса. Всё зависит от выбора способа. Если на автобусе или маршрутном такси добираться, то время в пути будет зависеть от загруженности дороги. Пробки бывают в выходные дни.
- От Витебского вокзала в Санкт-Петербурге: на электропоезде до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее на автобусе № 371, или № 382; либо на маршрутном такси К-371, К-382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
- От станции метро «Московская»: На маршрутке К-286, К-287, К-342, К-347 или К-545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»; или на автобусе № 187 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее на автобусе № 371, 382 или маршрутном такси К-371, К-382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
- От станций метро «Звёздная» или «Купчино»: На автобусе № 186 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
- От станции метро «Купчино»: На маршрутном такси К-545а, К-286, К-287 или К-347а.
Видео:Царское село - наследие трех императриц (красивый документальный фильм о русской истории, искусстве)Скачать
Официальный сайт и другая информация
- Государственный музей-заповедник «ЦарскоеСело»:tzar.ru
- Екатерининский дворец: tzar.ru › objects/ekaterininsky
Соцсети
- «ВКонтакте» vk.com › tsarskoe_selo_museum
- Инстаграм instagram.com › tsarskoe_selo/
Контакты
- Информация о посещении ГМЗ «Царское Село»: +7 (812) 465-20-24 (автоответчик)
- Информационный центр: +7 (812) 415-76-67; +7 (812) 415-76-68 с 10:00 до 18:00. Выходные дни: понедельник, вторник (закрыт со 2 по 8 апреля).
Для посетителей с ограниченными возможностями
- Для посетителей с ограниченными возможностями передвижения в Екатерининском дворце оборудован лифт.
- Также предоставляются инвалидные кресла (требуется залог).
- При предъявлении документа, подтверждающего инвалидность, инвалидам I (с одним сопровождающим) и II групп, а также детям-инвалидам предоставляется право внеочередного прохода.
Требования Роспотребнадзора
- в помещениях на территории музея-заповедника использовать гигиеническую маску;
- соблюдать социальную дистанцию в полтора-два метра;
- избегать встречных потоков на парковых дорожках;
- использовать антисептик для обработки рук;
- по возможности использовать бесконтактный способ оплаты услуг.
Видео:Царская жизнь. Лионская гостиная в Екатерининском дворце Царского селаСкачать
История Екатерининского дворца
Строительство началось в 1717 году под предводительством архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна. По плану это должен был быть двухэтажный летний императорский дворец, выполненный в стиле позднего барокко. Строительство было закончено к 1724 году и здание назвали «каменные палаты Екатерины I».
После вступления на престол Елизаветы Петровны, дворец ждали большие перемены. Императрица пожелала расширить летнюю резиденцию. Для этих целей в Царское село был вызван архитектор Бартоломео Растрелли. Под его руководством деревянные конструкции были укреплены камнем, при этом общая длина дворца увеличена. Основным цветом для внешней отделки был выбран небесно-голубой, а окна и балконы украсили белой и золотой лепниной. К дворцу прилегали живописные парки, уставленные множеством скульптур. Самые знаменитые из них: Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя ванны.
Во времена правления Екатерины II лепнина с фасада исчезла, а позолота была спрятана под краской. В семидесятые годы XVIII века на должность главного архитектора был назначен Чарльз Камерон. Будучи уроженцем Лондона, он прибыл в Царское село по особому приглашению императрицы и подарил Екатерининскому дворцу атмосферу древнего Рима.
Под его руководством в восточной части был построен корпус с Холодными банями на первом этаже и Агатовыми комнатами на втором. Корпус был украшен висячим садом и галереей-колоннадой. Помещения были выполнены в стиле классицизма и отделаны драгоценными камнями и позолоченной бронзой.
В девяностые годы XVIII века Камерон принялся за отделку остальных корпусов. Некоторые его работы уцелели во время Великой Отечественной войны. К ним относятся Зелёная и Купольная столовые, а также Зубовский корпус, где находились Опочивальня, Диванная и Табакерка Екатерины II. Эти апартаменты были уничтожены позднее, уже после войны, когда началась переделка здания под санаторий.
Создание
В истории, внешнем облике и внутреннем убранстве дворца в Царском Селе нашли своё отражение архитектурные тренды практически всех эпох, во время которых формировался дворец, а также личные притязания каждого царствующего правителя Российской империи.
Дворец был заложен в 1717 году как летняя резиденция императрицы Екатерины I. Когда он был возведён, в честь этого события — в августе 1724 года во дворце устроили праздник во время которого «палили из 13 пушек трижды». Император Пётр I самолично принял участие в торжестве.
Сначала дворец представлял собой небольшое двухэтажное строение, выполненное в голландском стиле, — «на 16 светлиц», что было типично для русской архитектуры начала XVIII века.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, в 1743 году поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длинны.
Именно при Елизавете Петровне дворец приобрёл свой современный вид и стиль. В мае 1752 года государыня поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли снова перестроить дворец. Грандиозная перестройка длилась 4 года и появился нынешний дворец, выполненный в стиле Русское барокко.
На позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле пошло свыше 100 килограммов золота. Перед дворцом был разбит величественный парк. В 1756 году императрица с гордостью презентовала 325-метровый дворец потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Сегодня немало туристов ошибочно связывают Екатерининский дворец и с именем Екатерины Великой. Сама же Екатерина II считала старомодным и называла его «взбитым кремом». Желаю исполнить волю покойной императрицы Елизаветы, Екатерина II распорядилась позолотить статуи в парке.
Однако после обработки части из скульптур, когда царица узнала о стоимости этих работ, то сразу же приказала приостановить работы. В своих мемуарах Екатерина Великая пожурила предшественницу за расточительство.
Императрица Екатерина II увлекалась античным искусством, поэтому она пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Чарльзу Камерону.
Им были созданы — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня. Интерьеры этих залов отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. Эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла и его супруги Марии Федоровны, оформленные Чарльзом Камероном в эти же годы, ныне воссозданы – это такие, как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня, что позволяют посетителям познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
Перестройка в XIX веке
По заказу императора Александра I в 1817 году талантливый русский архитектор Василий Петрович Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат. Все они оформлены в едином стиле. Интерьеры и всё убранство в этих помещениях посвятили прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
В 1841 году в связи с предстоящей женитьбой наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, русский архитектор Ипполит Антонович Монигетти получил распоряжение перестроить помещения Зубовского флигеля Екатерининского дворца.
Апартаменты в первом этаже отводились для великого князя, а бывшие комнаты императрицы Екатерины II — для его супруги Марии Александровны. В состав личных покоев императора Александра II входили Передняя, Приемная, Штандартная (Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная (Уборная), Камердинерская, Гардеробная.
Три из них — Кабинет, Приемная и Туалетная — предназначались для государственных приёмов и деловых встреч. Этажи сообщались двумя лестницами: первая, Боскетная, вела из коридора в Купольный зал. Из того же коридора в первом этаже можно было пройти в маленькую Переднюю, с которой начинались покои Александра II.
Вторая, внутренняя, лестница соединяла личные комнаты императрицы с Камердинерской императора. Последним и завершающим этапом формирования дворца стало появление в его анфиладе Парадной лестницы. Её создал в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».
ХХ столетие и война
Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе был любимой резиденцией Елизаветы Петровны и Екатерины II – и в XIX, и в начале ХХ столетия оставался местом пребывания членов императорской фамилии.
После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей.
В период фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов дворцово-парковый ансамбль Царского Села сильно пострадал. Здание дворца было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80% утрачены. Многие залы были разрушены.
Их возрождением начали заниматься реставраторы ещё при СССР, и этот процесс продолжается по сей день. Уже в нашем веке был открыт восстановленный Лионский зал — один из самых парадных интерьеров дворца. Своё название он получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленном в Лионе.
Восстановление и реставрация
В период Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был сильно повреждён. Его восстановление ведётся долгие годы и ещё не закончено. Реставрация производится на строго научной основе. Благодаря колоссальной работе учёных Ленинградской школы реставраторов, из 58 разрушенных помещений дворца восстановлены 32.
В войну пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин.
Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.
Лионский зал в Екатерининском дворце последний раз был открыт 22 июня 1941 года. В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка Лионского зала. Сохранились лишь 25 предметов мебели, выполненных с использованием лазурита. К счастью, аутентичный паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию, был возвращён в 1947 году.
Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань была изготовлена на лионской мануфактуре, лазуритовые элементы отделки были воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской. Спустя почти 80 лет, 6 июня 2019 года Лионский зал снова открыли для посетителей.
Во время Великой Отечественной войны комнаты Зубовского флигеля, до того сохранявшие отделку середины XIX века, пострадали при сильном пожаре и в 1950-х годах были перестроены под службы Военно-морского училища, располагавшегося тогда в части Екатерининского дворца. В результате этих работ исторические объемы покоев были нарушены, а остатки сохранившихся фрагментов отделки сняты и переданы в фонды музея.
После реставрационных работ 2001–2004 годов планировка Зубовского флигеля обрела первоначальный вид, и ныне комнаты первого этажа используются для временных выставок.
Дворец в Пушкине в наши дни
Екатерининский дворец в городе Пушкине знаменит благодаря своей красоте и привлекает к себе туристов со всех уголков страны и мира. Его посещение входит в обязательную туристическую программу в рамках знакомства с Санкт-Петербургом и его окрестностями. Дворец в Пушкине считается одним из самых больших в пригородах Северной столицы. А расположен он всего в 26 километрах от центра Петербурга.
Город Пушкин раньше назывался Царским Селом, отсюда и второе название дворца — Царскосельский. Ещё он известен как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец и Старый дворец, в целом, это бывшая летняя императорская резиденция 3-х российских царствующих государынь — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Безусловно, Екатерининский дворец охраняется государством, является объектом культурного наследия народов РФ, выдающимся памятником и ярким образцом позднего барокко. А в составе «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкина» и «Исторического центра Санкт-Петербурга» входит в список Всемирного наследия Юнеско.
Восстановление дворца длится по сей день и проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Однако, сейчас большая часть интерьеров доступна для осмотра. Обязательно планируйте посещение Екатерининского дворца и восхитительного парка с шедеврами архитектуры: от готики до классицизма и великолепными античными скульптурами.
В нём можно получить огромное удовольствие от любования живописными прудами, каменными мостиками, аллеями под сенью старинных деревьев. Посетить главный символ города Пушкина — Екатерининский дворец с воссозданной Янтарной комнатой мечтают многие туристы со всего мира и ежегодно его посещают порядка миллиона и даже более гостей.
В 2019 году «Царское Село» попал в ТОП-15 самых посещаемых музеев мира. Его посетили свыше 4,5 млн человек.
Видео:ВИДЕОЭКСКУРСИЯ. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ. ВТОРАЯ ЧАСТЬСкачать
Архитектура
Величественный объём Екатерининского дворца виден издалека и очень впечатляет. Помимо всего прочего, симметричная осевая система накладных портиков фасада сооружения соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Архитектор
Архитектурный стиль Царскосельского дворца характеризуется как «елизаветинское барокко», ярчайшим представителем которого был гениальный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Его другим великим творением является Большой Петергофский дворец. В том же повествовании можно подробно узнать о жизни и творчестве гениального зодчего.
Памятник-бюст Растрелли
Бюст Франческо Бартоломео Растрелли был создан по инициативе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Памятник расположен рядом с Екатерининским дворцом, построенным зодчим.
Скульптор Мария Литовченко выполнила скульптуру в традициях парадных портретов XVIII века. Иконографическим материалом послужил живописный портрет Ф. Б. Растрелли из фондов музея. Его написал ранцузский художник П. Ротари в 1750-х годах.
- Высота бюста — 1,2 м, высота постамента — 2,5 м.
- Материалы: бронза — бюст, картуш; гранит красный, полированный — постамент.
Авторы
- Скульптор: Литовченко Мария Тимофеевна (1917–2003)
- Архитектор: Михайлов Сергей Леонидович (род. 1929)
Надписи и подписи
- Подписи: на бюсте с тыльной стороны факсимиле подписи: «Литовченко / 1991 г.»
- Надписи: на бюсте с тыльной стороны: «Царское Село»; на постаменте с лицевой стороны в картуше литыми знаками:
Франческо / Бартоломео / Растрелли
Бюст был отлит из бронзы на заводе «Монументскульптура» и открыт 22 ноября 1991 года.
Видео:Обзор Екатерининского дворцаСкачать
Интерьеры
Интерьеры Екатерининского дворца впечатляют не меньше чем его фасады и внешний облик. На первом этаже дворца находится вестибюль. Все залы располагаются на втором этаже, куда можно подняться по Парадной лсетнице.
Дворец внутри: фото
Войдя во дворец, попадаешь на Парадную лестницу, которая занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса.
Парадная лестница
На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зал.
Белые мраморные ступени Парадной лестницы поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.
Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Прежде здесь располагалась Буфетная, где хранилось дворцовое столовое серебро, белье и посуда, предназначенные для сервировки столов, в том числе и в расположенной рядом Кавалерской столовой.
В первом из них представлен один из уникальных элементов внутренней отделки середины XIX века, сохранившийся в годы Великой Отечественной войны, — фрагмент падуги Большого зала дворца.
Большой зал
Самое большое парадное помещение Екатерининского дворца, что можно судить и по названию, — это Большой зал, или Светлая галерея, как это помещение называли в XVIII веке. Большой зал был создан по проекту архитектора Франческо Растрелли в 1752–1756 годах.
Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приёмов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Антикамеры
Гости, которые приезжали в Царское Село в XVIII веке, сперва попадали в антикамеры, что с итальянского языка (anticamera) переводится как — передняя, или прихожая. Они расположены у Парадной лестницы в южном крыле здания. Своё название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приёмов и выхода императрицы.
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только 3. Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы войны.
От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты закопченной деревянной резьбы: среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещенные над окном Первой антикамеры.
Реставрационные работы в антикамерах начались в конце 1990-х годах. Были воссозданы живопись и паркет. Восстанавливалась, дополнялась и золотилась деревянная резьба. Сегодня в антикамеры вернулось их былое великолепие, и они заняли подобающее им место в ряду парадных залов Золотой анфилады.
Арабесковый зал
Одним из самых эффектных парадных залов, созданных Чарльзм Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II, служил Арабесковый зал. Во время войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям.
Во время реставрации в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.
В результате реконструкции, завершённой в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объёмы. Работы по воссозданию Арабескового зала начались в 2006 году. Арабесковый зал стал первым из воссозданных залов на половине Екатерины II.
Кавалерская столовая
Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф. Растрелли, расположена рядом с Большим залом. Её размеры невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее.
Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золочёный резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.
Лионский зал
Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 годах на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.
Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.
Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей. Несмотря на все усилия, отделка Лионского зала восстановлена не полностью. Впереди завершение работ по реставрации паркета, воссоздание двух угловых печей-каминов, простеночных зеркал в лазуритовых рамах с консольными столиками, лазуритовых порталов балконных дверей, а также трех полотнищ дверей, ведущих в зал, инкрустированных, как и паркет, перламутром.
Белая парадная столовая
Пройдя Парадную лестницу, попадаем в Белую Парадную столовую. Она предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближённых.
Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золочёные консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века. В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Малиновая и Зелёная столбовые
В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зелёной Столбовых Растрелли применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.
В Малиновой Столбовой привлекают внимание печь, изразцы которой украшены сценами с персонажами в костюмах XVIII века. Зелёная Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор, поэтому часть помещения была отгорожена ширмой, выполненной в 1770-х годах в «готическом» стиле.
При реставрации зала было принято решение не восстанавливать перегородку и вернуть Зелёной Столбовой тот облик, который был задуман архитектором Растрелли.
Портретный зал
В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.
Сегодня на стенах, затянутых белым узорчатым штофом в обрамлении золоченой резьбы, помещены большие парадные портреты Екатерины I работы И. Адольского и Елизаветы Петровны кисти Г. Бухгольца, вмонтировавшего в свое полотно портрет, выполненный Л. Караваком, а также исполненные неизвестными живописцами XVIII века портреты великой княгини Наталии Алексеевны — сестры Петра I, а также Екатерины II.
Янтарная комната
Жемчужиной Екатерининского дворца является Янтарная комната, вполне обоснованно называемая одним из чудес света. В неё можно пройти из Портретного. Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Авторство создания приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру, который, как считалось, спроектировал её для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты.
Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрст Фридрих II, в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.
Его супруга, королева София-Шарлотта, ещё до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом.
По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утверждён, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Янтарная комната представляет собой уникальное творение. Настенные панели были полностью выложены из янтаря, и оформлены украшениями и панно. Кабинет перешёл во владения Петра I от прусского короля Фридриха I. В России она была выставлена в Большом дворце и получила статус жемчужной императорской резиденции.
Размеры янтарного кабинета были несколько малы для помещения, где планировалось его установить. В связи с этим были добавлены золоченая деревянная резьба, зеркала и мозаики из драгоценных камней. Комната приобрела ещё более роскошный вид.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была похищена немецкими войсками. О её местонахождении ходит множество легенд.
Реконструкция Янтарной комнаты проводилась Журавлевым Александром Александровичем, членом Мирового совета янтаря Союза художников России. Для этих целей была основана «Царскосельская янтарная мастерская». К трёхсотлетию Санкт-Петербурга в 2003 году работы по восстановлению были окончены.
Картинный зал
Парадный зал дворца получил свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещённым в нём по принципу шпалерной развески. Его создали по проекту Ф. Растрелли в 1750-х годах.
Картинный зал простирается на всю ширину дворца. Его площадь составляет около 180 квадратных метров. В войну Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114.
Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету. Воссозданный Картинный зал был открыт для посетителей музея в 1967 году.
Малая Белая столовая
Малая Белая столовая примыкает к Картинному залу. Именно с этой столовой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах.
Китайская гостиная Александра I
Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Она была создана по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 годах. Её интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
При реставрации гостиной после войны утраченный китайский шёлк был заменен белым штофом. В наши дни расписные шёлковые обои зала были воссозданы по уцелевшему образцу шёлка. Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохранённые в эвакуации, заняли свои исторические места. На стены вернулись выполненные неизвестными художниками первой. Воссоздание росписи по шёлку в мае 2011 года.
Буфетная
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Комната перед чугунной лестницей
Эта комната служила уборной императрицы Елизаветы Петровны. В 1768 году она была разделена на два помещения с одним и двумя окнами, выходящими на дворцовый плац.
В настоящее время интерьер этого небольшого помещения воссоздан: стены обтянуты белым штофом в резных золоченых рамах, напротив окна размещено ложное окно с зеркальными стеклами, зрительно расширяющее пространство.
Овальная передняя
Проходная комната ведёт из личных покоев великой княгини Марии Федоровны на личную половину императора Александра I. Эта небольшая комната не имеет окон; её стены почти полностью заняты четырьмя дверными проёмами, в двух из которых установлены зеркальные двери.
Одна из них ведёт к чугунной винтовой лестнице, соединяющей комнаты императора с помещением третьего этажа, где при Александре I размещался его личный камердинер. Овальная передняя, созданная в 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова, в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение. Нынешний интерьер Овальной передней восстановлен в ходе реставрации, завершенной в 1974 году.
Сводчатая проходная
Сводчатая проходная была создана в 1817 году по проекту В. П. Стасова. По её коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой. Она ведёт посетителей в Парадный кабинет императора.
Две Малые проходные комнаты
Первая Малая проходная комната — это небольшое помещение с одним окном, выходящим в Екатерининский парк. Интерьеры Екатерининского дворца ныне соединяются с ещё не реставрированными покоями Малой проходной комнатой. Она является частью не дошедшей до наших дней Карельской приёмной Александра I, созданной В. П. Стасовым в 1817 году.
В другую Малую проходную ведёт дверь из Предхорной. Первоначально эта проходная входила в состав личных покоев великой княгини Натальи Алексеевны, а затем — второй супруги Павла Петровича — Марии Фёдоровны.
Эти небольшие по размеру комнаты с видом на Екатерининский парк, расположенные в стороне от Парадной анфилады: Малая Проходная — первая из них, создавались в 1773 году по проекту архитектора В. И. Неелова для первой жены будущего императора Павла I.
Уборная Натальи Алексеевны, освещавшаяся двумя окнами, занимала место нынешних Живописного и Скульптурного кабинетов. За ней шла Опочивальня (называемая так и сегодня), а на месте Камер-юнгферской (комнаты дежурной придворной дамы) во времена Натальи Алексеевны находился «Кабинетец уборный».
В годы оккупации эти покои пострадали не так значительно, как другие помещения дворца; их реставрация началась в 1957 году, и уже в 1959-м они были открыты для осмотра.
Парадный кабинет Александра I
В Парадный (Мраморный) кабинет императора можно пройти из Сводчатой проходной. Парадный кабинет был создан по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначался для важных официальных аудиенций. Эффектное архитектурное решение кабинета подчёркивается строгой простотой отделки.
Значительные разрушения, нанесённые кабинету во время войны, потребовали новых реставрационных работ. В 1974 году Парадный Кабинет предстал перед посетителями в прежнем виде.
Официантская
Интерьер одного из служебных помещений XVIII века — Официантской после войны восстанавливали по 2-м сохранившимся пилястрам остальные 18; сохранившийся паркет реставрировали. В 1959 году зал открыли для посетителей.
Зелёная столовая
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца. Их создавали в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф. Растрелли. Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.
В годы оккупации залы Камерона были частично разрушены и разграблены. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.
Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок же, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.
Парадная голубая гостиная
Парадная голубая гостиная была создана Камероном в 1779–1783 годах. Её парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор. Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала — уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук. Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной её первоначальный облик.
Китайская голубая гостиная
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную. Она была названа так из-за того, что её стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шёлком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Интерьер гостиной был создан в 1783 году Камероном, в основном сохранившим ее первоначальное решение, принадлежащее В. И. Неелову. В годы оккупации гостиная подверглась разрушениям: китайский шёлк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли.
Сейчас стены зала вновь затянуты изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной. Основой для его воссоздания послужил фрагмент подлинного шёлка, найденный за рамой каминного зеркала, а также довоенные фотографии, сохранившиеся в музейном архиве. Китайская Голубая гостиная была открыта для посетителей в 1959 году.
Предхорная
Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. После войны интерьер Предхорной был воссоздан по чертежам XIX века.
Воскресенская церковь
Для строительства церкви на территории дворца был приглашён архитектор Чевакинский Савва Иванович. Возведение началось в 1746 году с установки флигеля. В этом же году произошла закладка церкви архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием Яновским.
Спустя 10 лет церковь была освящена Санкт-Петербургским архиепископом Сильвестром. В честь этого события отгремел салют из 51 пушки. На фасаде церкви была установлена двухъярусная колоннада. Также здание было украшено фигурками ангелов и херувимов. Кровля была увенчана пятью золотыми куполами.
Внутренне убранство включало 114 икон в позолоченных рамах, надпрестольная сень, также покрытая золотом, и шестиярусный иконостас с 45 образами. В результате двух пожаров 1820 и 1863 годов церковь сильно пострадала. Её пришлось восстанавливать и повторно посвящать.
31 октября 1845 года к ней примкнула Знаменская церковь, этот союз стали называть Большой придворной Царскосельской церковью. В 1922 году был отдан приказ о её ликвидации, а во время Великой Отечественной войны помещение было разграблено и разрушено.
В 1941–1944 годах город Пушкин был оккупирован фашистами. Живописное убранство храма было почти полностью утрачено – из 114 образов сохранилось только три, от плафонов остались фрагменты, резьба сильно пострадала.
Церковь Воскресения Христова является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями.
В её стенах в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе. В 1768 году был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I.
Как и многие здания Большого дворца, храм к сегодняшнему дню до конца не восстановлен. Тем не менее, в нем с 1993 года вновь проходят службы. В 2015 году директором музея Екатерининского дворца был объявлен конкурс на лучший реставрационный план церкви.
Камер-юнгферская
В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».
На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.
Опочивальня
Поначалу эта комната служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны, первой жены Павла I. Она была оформлена в начале 1770-х годов В. И. Нееловым, это была комната с двумя окнами, двумя дверными проёмами и альковной нишей.
Позднее её перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Чарльз Камерон. Причём, созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесёнными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.
В мебельном убранстве Опочивальни выделяются стальной столик и каминная решётка, изготовленные тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Фёдоровны.
Здесь же экспонируется часть мебельного гарнитура, исполненного по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом, а также стеклянный столик из Синего кабинета императрицы (Табакерки) на её личной половине в южной части дворца.
Живописный кабинет
«Уборная Ее Высочества» великой княгини Натальи Алексеевны, созданная В. И. Нееловым, в 1781–1783 годах была разделена по проекту Камерона деревянной перегородкой. На её месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Фёдоровны.
Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным.
Скульптурный кабинет
Скульптурный кабинет был оформлен в 1781–1783 годах по проекту Камерона, одновременно с Живописным. Тогда же архитектор соединил Парадную Голубую гостиную и Скульптурный кабинет небольшим коридором.
Церковная (Стасовская) лестница
Церковная, или Стасовская, лестница была построена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым, откуда и появилось — её современное название. А название Церковная она получила благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь. К лестнице можно попасть из Официантской комнаты.
До войны осмотр Екатерининского дворца начинался от первого крытого подъезда главного фасада здания, расположенного сразу за церковным флигелем, и, войдя в церковный подъезд, посетители оказывались перед Церковной лестницей.
Во время оккупации Церковная лестница была разрушена, а картины — похищены. Работы П. Лемера в 1947 году обнаружили среди множества вывезенных из СССР в Германию произведений искусства в Кенигсберге и наряду с другими царскосельскими шедеврами вернули в музей.
Три из недостающих полотен Г. Роббера были получены (как и первоначально) из Эрмитажа и, наконец, четвёртую картину реставраторы воссоздали по довоенной иконографии.
Зубовский флигель
Флигель получил название по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II – конногвардейца Платона Зубова. Флигель пристроили к Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; строительными работами руководил И. В. Неелов.
Спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги помещения 2-го этажа составляли личную половину императрицы Екатерины Великой, в которые входили Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальня, Синий кабинет (Табакерка), Зеркальный кабинет, Рафаэлевская комната, Камерюнгферская и Уборная. Интерьеры Камерона, образующие единый комплекс, соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».
Созданные также Камероном и Кваренги помещения нижнего этажа предназначались для фаворитов, где поочередно размещались Г. А. Потёмкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближённые императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.
В связи с предстоящей женитьбой наследника престола Александра Николаевича — будущего императора Александра II — в 1841 году архитектор Ипполит Антонович Монигетти получил распоряжение перестроить помещения Зубовского флигеля. Апартаменты в первом этаже отводились для великого князя, а бывшие комнаты императрицы Екатерины II — для его супруги Марии Александровны.
В состав личных покоев императора Александра II вошли: Передняя, Приемная, Штандартная (Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная (Уборная), Камердинерская, Гардеробная. Три из них — Кабинет, Приемная и Туалетная — предназначались для государственных приемов и деловых встреч.
Этажи сообщались двумя лестницами: первая: Боскетная — вела из коридора в Купольный зал. Из того же коридора в первом этаже можно было пройти в маленькую Переднюю, с которой начинались покои Александра II. Вторая — внутренняя лестница соединяла личные комнаты императрицы с Камердинерской императора. После реставрации в нашем веке планировка Зубовского флигеля обрела первоначальный вид.
Видео:История поисков Янтарной комнаты / Царское СелоСкачать
Видео:ЦАРСКОЕ СЕЛО: Экскурсия в Пушкин из Петербурга | Янтарная комната, Екатерининский дворец, паркСкачать
Онлайн экскурсии по дворцу
Пройтись по Царскому Селу теперь можно и онлайн – музей-заповедник разместил обзорную экскурсию на своём YouTube-канале (youtube.com/channel/UCkDoV9Mch7nxoL19OkM5mlA) и многие другие познавательные видео-туры.
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны.
Пройти экскурсию по Екатерининскому дворцу, ослепляющему великолепием декоративного убранства, также возможно онлайн – Государственный музей-заповедник «Царское Село» разместил на своём YouTube-канале и её:
Всё великолепие Екатерининского дворца открывается в записи онлайн-трансляции экскурсии с Ольгой Щербановской, подготовленной музеем-заповедником. Кроме того, по Царскосельскому дворцу можно прогуляться и благодаря виртуальному туру (tzar.ru/virtual_tour), который также сопровождается аудио-комментариями.
Видео:Екатерининский дворец (1978)Скачать
Интересные факты
Местонахождение Янтарной комнаты неизвестно, но есть несколько версий на этот счёт. Первая из них гласит о том, что она сгорела во время налета английских летчиков на Кенигсберг, где была спрятана немецкими войсками.
По второй версии комната была вывезена в Кенигсберг и впоследствии разрушена неподлежащими условиями хранения. Также существуют источники, подтверждающие, что Янтарная комната перемещена из Кёнигсберга в Южную Америку, где попала в руки коллекционеров.
Но 29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика «Обоняние и осязание». Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.
Видео:ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВАСкачать
Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.
Видео:ВИДЕОЭКСКУРСИЯ. АГАТОВЫЕ КОМНАТЫ ЕКАТЕРИНЫ IIСкачать
История Екатерининского дворца в Пушкине
Строительство
Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.
Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева
Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.
Перестройка
Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.
Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.
История Екатерининского дворца при Екатерине Великой
Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.
Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.
Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.
Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.
В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.
Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.
Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.
Видео:Погнали в Пушкин l Все что нужно знать о Царском СелеСкачать
Внешнее убранство и двор
Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Поражает, сколько сил в работу вложили реставраторы, чтобы добиться таких результатов. Площадь Екатерининского дворца в Пушкине – почти 60 000 квадратных метров, и каждый из них кропотливо восстанавливается.
Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка. Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями. Внешний вид императорской резиденции соответствует архитектурной моде XVIII века, но в нем можно разглядеть и личный вклад каждой правительницы.
Перед императорской резиденцией обустроен Регулярный парк. Его жемчужины – 2 скульптуры: «Мир» и «Великолепие». Между пейзажным парком и Старым садом расположена Камеронова галерея, названная так в честь Чарльза Камерона. Она служила местом для развлечений при плохой погоде, а также для бесед тет-а-тет. Неподалеку разбит Фрейлинский сад, усаженный цветущими растениями. Вокруг дворца расположены пруды и оранжереи, зеленые стены из живых кустарников, березовая роща, множество деревьев – дубы, липы, клены и многие другие.
Неподалеку от дворца располагается Эрмитаж. Это небольшое, но красивое здание, где организовывались встречи лишь для самых приближенных к императрице. Он интересен не только своими великолепными интерьерами, но и инженерными решениями: здесь есть тайные проходы и подъемные устройства. От дворца к Эрмитажу ведет аллея, вдоль которой установлены статуи античных героев.
Видео:Экскурсия по уникальному Екатерининскому дворцу.Скачать
Внутреннее убранство и интерьер
До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала. Но помимо залов реставраторы работают над мостами, парками, скульптурами, отдельных зданий.
Янтарная комната
Комната, отделанная янтарем – жемчужина Екатерининского дворца. Немецкие мастера создали ее за 10 лет, специально для первого короля Пруссии – Фридриха I. Спустя некоторое время его сын, будучи новым королем, преподнес Янтарную комнату Петру Великому. Она была перевезена в Северную столицу в 1717 году. В 1743 году, по указу Елизаветы Петровны, комната была дополнена золоченой деревянной резьбой, мозаиками из агата и яшмы, зеркалами.
Однако сохранить комнату было трудно из-за сурового климата, печного отопления и сквозняков. 4 раза проводилась реконструкция, 5 из них планировалась в 1941 году. Когда фашисты оккупировали дворец, Янтарная комната была вывезена, так как эвакуировать ее в начале войны не удалось, по официальной версии, из-за ее хрупкости. Но современные документы указывают, что она попросту не значилась в эвакуационном списке, составленном в 1936 году, а более поздний документ попросту исчез. Работники не имели права вывозить Янтарную комнату без разрешения, да и физически не могли это сделать – ведь в июле 1941 года в музее работали всего 5 человек, и почти все они были женщинами.
Фашисты похитили комнату, чтобы передать ее в музей Гитлера. Известно, что в течение нескольких лет панели Янтарной комнаты находились в Кенигсберге, а Королевском замке, который сгорел из-за авианалета. До сих пор доподлинно неизвестна судьба остальных частей, их поиски продолжаются.
Один немецкий офицер оставил себе при похищении Янтарной комнаты флорентийскую мозаику, в качестве сувенира. На время войны он передал ее на хранение нотариусу, который попытался продать ее в 1997 году. Власти конфисковали шедевр, а его самого осудили. Право на владение мозаикой передали его дочери. Она передала ее городу Бремену, власти которого впоследствии передали часть оригинальной Янтарной комнаты музея-заповеднику в Царском Селе.
Янтарная комната, которую можно увидеть во дворце сейчас – воссозданная копия. Работы над ней велись в течение 24 лет, использовали Калининградский янтарь, а немецкая энергетическая компания софинансировала проект. Ее открытие приурочили к 300-летию Петербурга.
Дворцовая церковь
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена при личном присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Об этом напоминает надпись на медной доске, которую обнаружили в алтаре при восстановлении интерьера храма после пожара в начале XIX века. День рождения дворца отмечается в день освящения придворной церкви – 30 июля.
Во время Великой Отечественной войны все ценности храма были утрачены. Сохранились лишь 3 образа из 114. В настоящее время реставрация храма окончена, и гости могут его посетить.
Лионский зал
Лионский зал был создан Чарльзом Камероном по просьбе Екатерины II, которая в 1781 году увлеклась новым архитектурным стилем. В отделке помещения был использован лазурит. Отдельным предметом искусства являлся паркет Лионского зала, он был сделан из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев, а также инкрустирован перламутром.
Из 32 предметов лазуритовой меблировки зала в период ВОВ были утрачены 5 – зеркала и жардиньерка для растений. 27 предметов удалось сохранить – все они выставлены там, где и находились несколько веков назад. Реставрация зала продолжается до сих пор. Мастера ведут работы над паркетом, каминами, зеркалами и дверьми.
Светлая галерея
Большой зал в XVIII веке называли Светлой галереей. Это самая просторная комната во дворце – ее площадь превышает 800 квадратных метров. Здесь проводились приемы и торжества, балы, званые обеды. Для освещения использовались ровно 696 свечей, а узор на стенах выполняли 130 резчиков. Большая часть интерьера пострадала в войну, однако сейчас зал полностью восстановлен. Реставрация Большого зала Екатерининского дворца стала самой сложной и масштабной во всем мире.
Арабесковый зал
Арабесковый зал был также выполнен Чарльзом Камероном, он стал один из самых ярких и парадных помещений дворца, это было один из самых любимых залов Екатерины II. Он был украшен фресками с изображением античных сюжетов.
Великая Отечественная война полностью разрушила зал. В послевоенное время здесь размещались учебные классы. Интерьер был восстановлен в 2010 году, однако, некоторые работы все еще ведутся.
Кавалерская столовая
Столовая расположена по соседству с Большим залом. Она небольшого размера, но с роскошным позолоченным убранством в стиле барокко. Главная жемчужина столовой – многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью и колоннами. На столах выставлены сервизы, изготовленные в XVIII веке.
Картинный зал
Картинный зал получил свое название благодаря необычному оформлению – все его стены украшены живописными полотнами. Большая часть картин были приобретены Елизаветой Петровной, а некоторые были написаны по указу Петра Великого в память о победах Северной войны. Однако сам император их так и не увидел – полотна были доставлены в Россию уже после его смерти.
Зал сильно пострадал в пожаре во время ВОВ, однако почти все картины были эвакуированы, утрачены было 16 произведений из 130. Их заменяют другие произведения искусства, которые были перевезены из Эрмитажа и других музеев.
Парадная лестница
Первоначальная парадная лестница Екатерининского дворца была уничтожена по указу Екатерины II, на ее месте Чарльз Камерон спроектировал новую. Для ее постройки было использовано красное дерево, однако и эта лестница была перестроена в мраморе, но уже во второй половине XIX века. Она была украшена лепниной, вазой, скульптурами – большая часть декора было уничтожено в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас лестницу украшают переданные из Эрмитажа картины «Суд Париса» и «Юпитер и Каллисто», а также композиция «Эней и Венера», созданная в XVIII веке неизвестным итальянским художником, ее подарил музею житель Ленинграда А. Тихомиров.
🎦 Видео
Царское Село Екатерининский дворец в 4КСкачать
На Екатерининском дворце появилась подсветкаСкачать