- История
- Архитектура и интерьеры
- Домик Петра I. История и описание старейшего сооружения Петербурга
- Малые хоромы Великого Петра
- История Домика Петра I в Петербурге. Кто и когда построил Домик?
- Первоначальный облик Домика Петра I
- Как выглядели окрестности Домика Петра I в петровскую эпоху
- Домик Петра как первая достопримечательность Петербурга
- Защитный кокон для Домика
- Последующий «футляр» и ремонты Домика Петра I
- Нынешний футляр
- Часовня в Домике Петра I
- История Домика Петра I в советское время
- Реставрация 1970-х годов: Домику возвращают первоначальный облик
- Сквер перед Домиком и бронзовый бюст Петра I
- Посещение Домика Петра I в Петербурге: часы работы, цена билетов и прочие полезные детали для туристов
- Домик Петра I в Санкт-Петербурге
- История строительства
- Внешнее и внутреннее убранство
- Послепетровская судьба
- Музей
- Интересная информация
- Как добраться
- 💡 Видео
Видео:Домик Петра I. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5Скачать
История
Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне — уникальный памятник архитектуры и старейшее здание Санкт-Петербурга. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили 26 мая 1703 г. на месте указанном самим Петром I. На крыше здания была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», так числился Петр I в армейских списках.
Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра 1. В 1723 г. над Домиком по проекту архитектора Д. Трезини возвели защитную галерею на столбах, в 1822 г. проемы галереи остеклили. Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в 1844 г. В 1899 г. к каменному футляру над домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура по проекту инженера-архитектора Н.М.Салько. Северный тамбур предназначался для публики, южный — для хранения лодки-верейки Петра I
По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I — в 1742 г. в столовой домика была открыта часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В нее поместили родовую святыню Романовых — икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую царю Петру. Перед образом Спасителя Петр испрашивал благословение Божие на основание новой столицы, он сопровождала царя в походах, при его болезни и погребении. Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, она помещена в особый киот перед правым клиросом. Часовню в Домике Петра упразднили в 1929 г.
В гг. участок вокруг Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны реки Невы установили бронзовый бюст Петра I (Н.- Ф.Жилле — П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли). В особых случаях в саду у Домика члены императорской фамилии сажали деревья. Ныне эта традиция возрождена, в мае 2011 г. принц Майкл Кентский посадил рядом с домиком дуб.
В 1930 г. в Домик Петра I стал музеем. В 1934 г. музей «Домик Петра I» поступил в ведение комплекса Петровских дворцов Петергофского объединения, а в 1938 г. присоединен к музею «Летний дворец — музей Петра I». Во время Великой Отечественной войны Домик не понес серьезных повреждений. Экспонаты музея были эвакуированы в город Сарапул, за Урал. Домик Петра находился под охраной музейного персонала и уже в 1944 г. открылся для посетителей, первым в городе.
В начале 2004 г. Домик Петра вошел в состав Государственного Русского музея.
Видео:Домик Петра I / экскурсия в Санкт-ПетербургеСкачать
Архитектура и интерьеры
Домик Петра I — это простая в плане постройка — в центре сени, за ними — маленькая спальня царя, а по сторонам более просторные кабинет и столовая. Площадь Домика по внешнему периметру — 65 квадратных метров. Стены Домика, прорезанные необычными большими окнами с мелкой расстекловкой переплетов, сохранили следы раскраски под кирпич. Подобный прием декорировки деревянных сооружений был характерен для первых лет существования города. Роспись Домика является единственным сохранившимся образцом такого рода. Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом — плоскими деревянными дощечками, имитирующими черепицу. В ходе реставрационных работ проводившихся по проекту арх. А.Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы — розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики. Остатки живописи имеются на всех внутренних дверях Домика. Лучше других сохранилась живопись на дверном полотне из столовой в спальню, где изображён интерьер западноевропейского собора. Стены помещений внутренних помещений Домика, как и в петровское время, обиты морской парусиной. Окна застеклены «лунным» стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII в.
Современная музейная экспозиция представлена предметами, относящимися к петровскому времени, в том числе и мемориальными. Среди них: мундирное платье красного сукна; трость восточной работы, отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 г., лодка-верейка, кресло Петра I.
Видео:Домик Петра IСкачать
Домик Петра I. История и описание старейшего сооружения Петербурга
Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне (не путать с каменным Летним дворцом Петра I в Летнем саду и многочисленными домиками Петра в других городах) известен как старейшая постройка в Санкт-Петербурге, первая городская достопримечательность. Этот скромный, незаметный со стороны дом и шко — единственное деревянное жилое строение, дошедшее до нас с эпохи основания Северной столицы. По наружному виду и не догадаешься, что дом деревянный: всё дело в том, что сам драгоценный сруб скрыт внутри, а снаружи его окружает кирпичный «футляр», оберегающий уникальный памятник архитектуры начала XVIII века от злого питерского климата. Раньше домик стоял у самой воды и сам был раскрашен под кирпич:
Сейчас Домик Петра I — филиал Русского музея. Хотя когда-то его называли дворцом, ласковое словечко «Домик», пусть и с большой буквы, — самое меткое обозначение для этого скромного царского жилища с почти спартанской обстановкой. Раритетная постройка, конечно, не избежала искажений и утрат из-за частых ремонтов, но — хвала реставраторам — дожила-таки до нашего времени, донесла частичку петровской старины. В этой заметке мы расскажем об истории Домка Петра I в Санкт-Петербурге и его архитектурных особенностях. История этой «избушки» не так проста и однозначна, и некоторые факты и гипотезы наверняка вас удивят!
Посмотреть на внутреннюю обстановку Домика и изучить музейную экспозицию мы приглашаем в следующей заметке («Музей Домик Петра I в Петербурге: интерьер и самые интересные экспонаты»).
Практические детали о посещении домика Петра I (часы работы, стоимость билетов и проч.) приводятся ниже.
Малые хоромы Великого Петра
Среди архитектурных памятников Санкт-Петербурга эта маленькая «хижина», расположенная на берегу Невы, занимает особое место.
Уже в XVIII веке Домик Петра I считался своего рода реликвией. Первый историк Петербурга А. И. Богданов в 1751 году писал: «Петр Великий, толикий в свете Славный Монарх, великий делом и словом, а удобнаго и пространнаго дому себе не имел, но благоволяя водворяти себе в малейшем созданном себе домике, которой ничим лучший есть от убогих граждан подобитися может, или яко простый человек в малей хижине пребываяй . Сей малейший Первоначальный Императорский Домик за толикую превосходную свою честь, что толикаго Великаго Императора мог вместить в себе жительством, и притом еще достоин есть чести и славы за малейшее свое созидание» [16]. В стихотворении «К домику Петра Великого» культовую постройку воспел знаменитый поэт Сумароков («Каков сей домик мал, так Петр велик на свете») (1756). В. Г. Белинский был убежден, что деревянный Домик Петра I не менее значим, чем строения Московского Кремля [22].
Деревянный Домик с его скромным обликом явился предвестником грядущего великолепия нового каменного города. Петр I и сам любил свое первое жилище в «невском парадизе». Как вспоминал знаменитый механик Андрей Нартов, однажды, возвращаясь со строительства Петропавловской крепости, император будто бы произнес, взглянув на Домик: «От малой хижины возрастает город. Где прежде жили рыбаки, тут сооружается столица Петра. Всему время при помощи Божией» [18].
Понятно, что такой ценный исторический памятник заслуживает бережного отношения. Еще при жизни Петра I Домик был окружен каменной галереей, которая должна была защищать его от ударов стихии (питерские наводнения были извечной проблемой). Да и впоследствии многие монархи считали своим долгом внести собственную лепту в увековечение памяти великого предка. Так, императрица Елизавета повелела открыть в Домике часовню, а император Александр II распорядился разбить рядом сквер с бюстом Петра Великого.
История Домика Петра I в Петербурге. Кто и когда построил Домик?
Домик Петра I стоит на тихой Петровской набережной, где пролегла одна из первых улиц города [5]. Небольшой деревянный дом предназначался для кратковременного пребывания царя, отдыха и укрытия от непогоды в летнее время.
Невзирая на скромность размеров, а также материалов, из которых он построен, Домик являлся царской резиденцией. Поэтому во всех документах XVIII века он именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами», при этом всегда уточнялось его местоположение: «Старые красные хоромцы, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», «Красные хоромы, что на Санктпетербургском острову на берегу Невы между Святейшим Синодом и постоялых домов» [1]. Это позволяло избежать путаницы с другими домами Петра I, тем более что в молодом городе многие улицы еще не имели названий.
Постройке Домика Петра I предшествовало крупное событие: 1 мая 1703 гарнизон шведской крепости Ниеншанц (Канец), основанной в начале XVII века на островке при впадении реки Охта в Неву, сдался русским войскам. А за два дня до этого царь с ротами двух полков на 60 лодках провел обследование берегов Невы. После взятия крепости был «отправлен воинский совет, тот ли Шанец крепить или иное удобное место искать» и было «положено искать нового места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место, остров, который назывался Люст-Еланд, где в день 16 мая. крепость заложена и именована Санктпетербург» [1]. В этом отрывке из походного журнала Петра I речь идет, понятно, о закладке Петропавловской крепости на Заячьем острове, который в период шведского владычества назывался Люст-хольм (Весёлый остров). Крепость Ниеншанц была далеко от моря и плохо защищала подходы к реке, так что было выбрано другое место. Дата закладки крепости: 16 мая 1703 года (по новому стилю это 27 мая, когда мы и празднуем день города).
Что же касается первого жилища царя, то оно расположилось в тылу Петропавловской крепости, на соседнем Березовом острове (так тогда назывался Петроградский остров).
История Домика Петра I не так однозначна, как принято считать. В советское время из одного путеводителя в другой кочевала красивая «официальная версия». Она гласила: Домик был построен почти одновременно с началом возведения Петропавловской крепости, причем срубили его из обтёсанных сосновых бревен всего за три дня (с 24 по 26 мая 1703 года) солдаты-плотники — гренадеры Семеновского полка [10]. Иногда добавляется, что в строительстве участвовал сам царь ([13];[16]; [18]).
Но действительно ли Домик был построен в мае 1703 года и правда ли, что строили его русские солдаты?
Оказывается, повсеместно встречающаяся версия не так уж надежна, поскольку опирается на один-единственный документ — рукопись «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», написанную после смерти Петра I. Там есть строки, относящиеся к 24 маю 1703 года: «. На острову, который нынче именуется Санкт-Петербургским, царское величество повел рубить лес и изволил обложить дворец. Генерал светлейший князь Александр Данилович Меншиков предлагал его царскому величеству: в Канецких слободах от пожару многие домы в остатке, строены по архитектуре из лесу брусоваго, не соизволит ли перевесть и построить дворец. Царское величество изволил говорить: для того и велено на сем месте рубить лес, из того лесу строить дворец впредь для знания, в какой пустоте оный остров был» ([1];[10]). Там же сказано, что 25 мая «около дворца на берегу реки Невы вверх и по Малой Неве вниз повелел лес вырубить и место разровнять», а 26 мая «дворца строение работою окончилось». Наконец, 28 мая «царское величество со. знатными чинами на 63 судах изволили шествовать к новопостроенному дворцу…» [1].
Всё бы ничего, но недавно историками было установлено, что автором рукописи был Петр Никифорович Крекшин — человек пылкий и увлекающийся, исторические опусы которого полны фантазий и красивых легенд [16]. Таким образом, этому сомнительному документу вряд ли можно всерьез доверять. А других свидетельств, что дом построен в три майских дня 1703 года солдатами-плотниками, не существует в природе [16].
Получается, что реальные обстоятельства строительства Домика Петра I скрыты во тьме. К счастью, некоторые особенности самого здания тоже могут кое о чем рассказать.
Пояснительная табличка в музее «Домик Петра I» осторожно сообщает: Имен строителей Домика история не сохранила, однако характер рубки («в шестиугольник»), способ обработки бревна (по его длине), особенности планировки дома и тип окон говорят о том, что перед нами образец шведского народного зодчества.
Хранителям музея, как видите, и самим пришлось отойти от официальной легенды и сделать уступку современным научным исследованиям, благо в последнее время появился целый ряд довольно убедительных альтернативных версий появления Домика на невских берегах.
Эти версии основаны в первую очередь на научном анализе отличительных черт самой постройки. Казалось бы, перед нами традиционная для Руси изба. Однако для исконно русского деревянного зодчества вовсе не характерны такие широкие окна. К тому же — сохранившиеся в домике цветочные росписи близки шведской народной живописи. Исследовавшая Домик в 1990-х годах Н. В. Четверикова пришла к выводу, что он построен в традициях скандинавской деревянной архитектуры. Во-первых, Домик срублен «в шестиугольник»: выпуск торцов по углам сруба обработан в форме шестигранника, что часто встречалось в Швеции и Норвегии, но не типично для России. Во-вторых, планировка Домика — типично скандинавская (две равные по площади комнаты, разделенные сенями). В-третьих, широкие окна, как уже отмечалось, характерны для шведских и норвежских домов ([13]; [16]).
Процитируем статью Наталии Четвериковой «Домик Петра I в Петербурге» (1995). Домик «. в своей планировочной структуре полностью отвечает типу шведского срубного жилища, названного скольмостуга и представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. срублен в традициях шведской (в шестиугольник) рубки, не применявшейся на Руси. окна представляются традиционными для зодчества Швеции и Норвегии и не имеют аналогов в русской архитектуре» [20].
Сенсационная версия Четвериковой оказалась настолько основательной, что никто из ученых пока не смог ее опровергнуть. Более того, ведущие специалисты в области деревянного зодчества практически единогласно признали, что Домик строили не русские солдаты, а шведские плотники [16]. В порядке шутки: в пользу того, что Домик строили шведы, свидетельствует еще и то, что он до сих пор не развалился [11].
Теперь возникает второй вопрос: когда и где был построен Домик? Может быть, он старше Петербурга?
Многие исследователи предполагают, что царское жилище построили здесь, на берегу Невы, в 1703 году пленные шведы. Но есть и другие версии обстоятельств строительства Домика Петра I: некоторые считают, что Домик — это готовая шведская постройка более раннего времени, перенесенная из другого места. Есть и третий вариант: «чухонская хижина» стояла на этом месте еще до основания Петербурга, а Петр просто использовал ее в качестве своей первой резиденции [16], разве что частично перестроив [18].
Все эти версии имеют свои за и против.
Версия, согласно которой Домик строили шведские пленные, не слишком правдоподобна. Дело в том, что шведские пленные в большом количестве появились на невских берегах лишь после Полтавской битвы 1709 года. До того их пребывание в Петербурге документами не зафиксировано. Если же допустить, что строителями выступал гарнизон Ниеншанца и жители города Ниена, то они были еще 8 мая (до основания Петропавловской крепости) отправлены в Выборг [16]. Впрочем, по другим данным, некоторые шведы, обладающие полезными навыками, обосновались в Петербурге, смогли получить работу и внести лепту в строительство столицы [15].
Рассмотрим теперь второй вариант. Возможно ли, что перед нами готовая постройка — деревянная изба, перенесенная из окрестностей Петербурга, например из Ниеншанца («Канецких слобод»)? Знаток деревянной архитектуры реставратор В. С. Рахманов отмечает, что бревна сруба Домика были еще в петровские времена пронумерованы, что, скорее всего, говорит как раз о том, что постройку перевозили. Более того: анализ этих пометок позволил Рахманову предположить, что к 1703 году Домику уже стукнуло как минимум 20 лет [16]. Другой исследователь убежденно заявляет: «Домик Петра ранее использовался в Ниене под жилье, а после захвата Ниена был перевезен на Петроградскую сторону. Если сравнить профиль сруба Домика Петра и избушки из Даларны, то не останется никаких сомнений в том, что первым жилым домом в Санкт Петербурге, волею судеб, стала простая избушка, построенная мастерами из Даларны. Царь Петр был практичным и современным по тем меркам правителем, и шведское инженерное искусство представляли для него громадный интерес. Нет ничего удивительного в том, что он предпочел поселиться в домике шведской постройки, так как это жилище представлялось более удобным, комфортным и отвечало требованиям того времени» [15].
Можно было бы предположить, что дом был пересобран на новом месте из готовых материалов: например, построен из бруса, доставленного с развалин того же Ниеншанца и города Ниена. Например, археолог П. Сорокин считает, что Домик Петра — не что иное, как разобранный по бревнышку один из домов Ниена [23]. Правда, данные обследования сруба, обнаруженные Н. В. Четвериковой в архивах Русского музея, говорят о другом: широкие и глубокие разрывы в здоровых бревнах указывают на использование свежеповаленного и недостаточно просушенного леса [13]. Это наводит на мысль, что дом строили в спешке, с нарушением технологии [16]. Впрочем, не исключено, что обследование касалось бревен, дополнивших Домик во время ремонта после наводнения 1777 года. А там спешка наверняка имела место [16].
Наконец, версия, согласно которой Домик стоял на этом месте еще до основания Петербурга, выдвинута искусствоведом С. Б. Горбатенко [16]. Изучая шведские планы 1680 года, он заметил, что в то время тут стояло несколько жилых дворов, в том числе и двор шведского крестьянина или рыбака Марти Лейя. Анализ этих планов и их сопоставление со старинными картами Петербурга позволили «идентифицировать обе постройки как находящиеся на одном месте» [16]. Важно также, что семейство Лейя вело происхождение от «старого кормчего» Олафа Томессонна Лейя, переселившегося сюда из Бьёрке (Приморск) в 1609 году. Так что вполне возможно, что дом Лейя был построен в соответствии с шведскими традициями [16]. А в спешке и с нарушениями технологии могли рубить и дом Лейя. Старый шведский дом могли подвергнуть некоторой переделке, чтобы в него мог вселиться царь.
Последняя версия находит подтверждение и в старой литературе. Например, венесуэльский революционер Франсиско Миранда, посетивший Петербург в 1786-1787 годах, записал в дневнике: «Посетили домик Петра I, его первое жилище здесь. Дом деревянный, и, как мне сказали, до императора в нем обитали рыбаки» [16]. Примерно то же самое можно прочитать в книге Я. Штелина, будущего президента Академии наук: «До сего по всей округе не нашел он инаго строения, кроме деревянной рыбачьей на Петербургской стороне избы, в которой он сперва жил, и для сохранения о сем памяти видим мы ее ныне обведенною каменными сводами и столбами под кровлею» [10]. В другом фрагменте Штелин сообщает: «Напротив сего места… стояла бедная рыбачья хижина, из которой Петр Великий в 1703 году в несколько дней построил малый деревянный домик о двух покоях с сенями и кухнею» [16].
Похоже, что, будучи человеком практического склада, Петр использовал, переделав под свои нужды, старую шведскую постройку.
Но с полной определенностью можно сказать лишь одно: скорее всего, Домик Петра I старше Петербурга. А версия про три майских дня 1703 года — не более чем легенда.
Первоначальный облик Домика Петра I
Итак, Домик Петра I был построен — точнее, получил статус царского жилища (как мы убедились, «избушка» могла стоять на этом или другом месте и прежде) — после первых побед русских войск во время Северной войны. Домик находится на Петроградском острове, который в писцовых книгах Ижорской земли за 1500 год именовался Фоминым, а во время шведского владычества назывался Березовым — Бьюркенгольм (Biorckenholm) (финское название Koiwosari).
Место для резиденции было выбрано удачно: в тылу Петропавловской крепости, так что из больших окон своего нового жилища царь мог видеть невские просторы и поднимающиеся стены крепости [1]. В то время Домик стоял у самой воды: Нева подходила к Домику вплотную, поскольку тогдашняя набережная проходила значительно севернее нынешней [5]. Позже береговая линия значительно выдвинулась в Неву [10].
Первоначальный дворец Петра Великого — самый маленький из всех известных дворцов: его длина 12 м, ширина 5,5 м, высота до конька крыши 5,72 м, высота от пола до потолка 2,5 метра. Площадь Домика — около 60 кв. м ([2];[5]).
Современники Петра I не случайно называли Домик «дворцом» [5], а в документах 1720-х годов и позднее использовалось наименование «Первоначальный дворец» или «Красные хоромы» [2].
По внешнему виду Домик и вправду был живописен и привлекателен. Наружные бревенчатые стены художник А. Захаров расписал красной краской под крупный кирпич [2]. По желанию Петра все здания Петербурга должны были архитектурой походить на постройки Амстердама, для чего4 ноября 1714 года царь издал указ, в котором предписал деревянные строения возводить в брус, а если они строились из круглых бревен, то обивать их досками, красить «черленью или расписывать в кирпич на голландский манер» [1]. Имитация солидной кирпичной кладки позволяла создать иллюзию «каменного» строительства. Такая яркая роспись делала Домик заметным, несмотря на маленькие размеры, даже с противоположного берега Невы, из Летнего сада.
Домик Петра — единственный сохранившийся образец росписи подобного рода, получившей распространение в Петербурге после издания упомянутому указа. Роспись была закрашена во время многочисленных ремонтов и обнаружена в период реставрационных работ 1971-76 годов.
Домик Петра I в первоначальном виде, более поздняя иллюстрация (источник [3]):
Остатки росписи, имитирующей голландский способ кирпичной кладки, были раскрыты на срубе в ходе реставрации 1971-1975 годов. Не исключено, что именно эта раскраска дала Домику название «Красные хоромцы» [14].
Высокую четырехскатную крышу домика покрывал гонт — деревянные, клинообразного сечения дощечки, имитирующие черепицу. Сочетание серовато-зеленоватой кровли и оранжево-красных стен с белыми полосами, имитировавшими швы в кирпичной кладке, придавало Домику нарядный вид [22].
Конёк кровли был отмечен деревянной моделью мортиры, а по углам располагались ярко раскрашенные «огненные» деревянные ядра (горящие бомбы) [5]. Мортира (короткоствольная пушка) и ядра украшали царское жилье как указание на то, что хозяин его носил звание капитана бомбардиров [5]. Особую почетную бомбардирскую роту учредили в 1694 году при Преображенском полку, в котором служил сам царь. Бомбардирская рота стала школой, в которой готовили всесторонне образованных артиллеристов и военных специалистов. Петр I был учредителем и шефом этой роты, а с началом Северной войны принял на себя звание ее капитана.
Фрагмент офорта Питера Пикарта (первое изображение Домика Петра I) (источник [31]):
Домик имел широкие трехстворчатые окна со свинцовыми переплетами и мелкой расстекловкой из «лунного стекла», переливавшиеся радужным светом. Это было не листовое, а выдувное стекло, имевшее волнистую поверхность и радужный отлив. Стекло делали таким образом: выдували в виде шара, а затем он «путем вращания превращался в диск. Из такого диска с характерной радиально-концентрической волнистостью и вырезали прямоугольники для остекления» [19]. Из этого стекла можно было вырезать лишь небольшие квадраты, поэтому для XVIII века характерна мелкая расстекловка окон. На ночь окна закрывались темно-вишневыми ставнями, которые были подвешены на кованых, позднее золоченых петлях [5]. Днем две боковые створки ставней распахивались в стороны, а средняя поднималась наверх. Наличники оконных и дверных проемов, а также широкие одностворчатые двери были расписаны цветочными гирляндами. Входная дверь вела в сени, разделяющие внутреннее помещение на две светлицы (горницы): направо был кабинет, налево — столовая, а за ней спальня [5].
Первый историк Петербурга А. И. Богданов в своем труде «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год» писал: «Сей Дворец Его Величества состоит в небольших хоромцах брусчатых, по сторонам по одной светелке, а по середке сенцы; в длину не более десяти саженей; а в ширину три сажени; на верху кровли поставлена мортира, а по концам кровли лежат по одной бомбе с горящим пламенем; расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом».
Домик Петра I в первоначальном виде, до появления вокруг него защитного павильона (иллюстрация с музейного стенда; судя по источнику [6], это рисунок из книги Цылова Н. «Планы С. Петербурга», изданной в 1853 году):
Все окна в Домике разной величины. Три обращены к Неве, одно — к Петропавловской крепости. Двери тоже разного размера. Высота наружной двери составляет 1,82 м (вначале была 2 м) (теперь на стене отмечен рост Петра I — 2 метра 4 сантиметра).
Рядом с Домиком стоял высокий шест, на котором во время пребывания Петра I развевался царский штандарт: на желтом фоне черный двуглавый орел с тремя коронами и четырьмя картами русских морей в лапах и клювах.
Как уже говорилось, одноэтажный Домик использовался в качестве временного жилища царя. На это указывает, в частности, то, что на крыше нет трубы: строение не отапливалось. Кроме того, рамы одинарные, водосточные трубы отсутствуют, а вначале не было и фундамента. Все эти детали подчеркивают, что домик не был приспособлен для постоянного проживания. Петр I жил в Домике пять лет: с 1703 по 1708 год, во время коротких наездов в Петербург ([1]; [14]). Очевидно, ввиду отсутствия отопления, он останавливался в этой резиденции лишь в теплое время года, когда того требовали военные действия, активизирующиеся в весенне-осенний период.
Как выглядели окрестности Домика Петра I в петровскую эпоху
Рядом с первым царским дворцом по берегам Невы и Большой Невки вскоре выросли палаты приближенных Петра I. В непосредственной близости от Домика и Петропавловской крепости отводились места для наиболее важных персон: государственных служащих, духовенства и высших офицеров [1]. Дома на набережной, как и Домик Петра I, были деревянными. Для солидности их расписывали под кирпич. Затем стали строить глинобитные мазанковые дома с деревянными связями, а позднее и каменные [10].
Питер Пикарт. Фрагмент офорта 1704 года «Санкт-Петербург» с изображением Домика Петра I и дворца Меншикова (источник [31]):
Представленный в музее «Домик Петра I» макет Троицкой площади работы А. К. Дорогина позволяет в общих чертах представить, как выглядел Домик Петра и его окружение в начальные годы существования Петербурга (в 1706 году).
На макете мы видим Домик Петра I, особняк Меншикова, аустерию (трактир), Гостиный двор и хоромы одного из сподвижников царя (возможно, первоначальные палаты Шафирова или Гагарина). Похожее на кирху здание со шпилем — это, скорее всего, именно дом Меншикова, поскольку достоверной датой начала строительства Троицкой церкви (собора) считают 1709-1711 год ([28];[32]), а макет показывает состояние города в 1706 году.
Посольский дом А. Д. Меншикова с «аудиенц-камерой», где проходили приемы иностранных послов, был выстроен близ Домика Петра I в 1703-1704 году [28]. Исторические источники указывают, что особняк Меншикова и вправду походил на церковь: его крышу венчал высокий шпиль [28]. В северной части площади еще в 1703-1705 годах был построен первый (деревянный) Гостиный двор. На берегу у пристани находилась аустерия (австерия) — питейное заведение, место торжественных празднеств, приемов и пиров в честь военных побед Петра.
После Полтавской победы 27 июня 1709 года строительство на острове оживилось. За невиданно короткий срок на пустынных берегах Невы выросла новая столица. Была возведена деревянная церковь Святой Троицы (Троицкий собор), названная в память основания города в Троицын день (16 мая 1703 года), она-то и дала название Троицкой площади, старейшей площади Петербурга. Как видите, облик этой площади за прошедшие три века изменился до неузнаваемости.
Троицкий собор на рисунке начала XVIII века (источник [30]):
По другую сторону Домика Петра I (вверх по течению Невы) на набережной в 1710-х годах построили себе дома царские приближенные: сибирский губернатор М. П. Гагарин, вице-канцлер П. П. Шафиров, учитель Петра I Н. М. Зотов и другие вельможи [1]. Правда, Гагарин потом проворовался; его повесили за казнокрадство, а дом отдали Синоду ([19];[29]). Шафиров тоже проштрафился, был отправлен в ссылку, а его особняк отошел к Академии наук [27]. О внешнем облике первых построек Петербурга можно судить по гравюрам А. Ф. Зубова, который работал в типографии на Троицкой площади [10].
В петровскую эпоху Троицкая площадь была значительно больше, чем сейчас. Именно эта неказистая, но оживленная площадь стала сердцем рождающегося города, сосредоточием государственной и общественной жизни Петербурга. На площади стоял Троицкий собор, Гостиный двор, палаты Меньшикова, ближе к крепости находились аустерия и здание первой петербургской типографии [29]. Троицкая пристань стала торговым портом города. К ней в 1703 году пришвартовалось первое иностранное купеческое судно. Перед Троицким собором производились смотры и парады, устраивались фейерверки, народные гулянья и маскарады [1]. В храме совершались благодарственные молебны по случаю побед и других важных событий.
Троицкий собор неоднократно ремонтировали и отстраивали заново, а в 1933 году он был уничтожен.
Домик Петра как первая достопримечательность Петербурга
После возведения на Адмиралтейском острове первого Зимнего дворца (1711) и Летнего дворца (1712) Петр I перестал останавливаться в Домике. Хижина обветшала и утратила нарядный вид.
Теперь в Домике никто не жил, и он приобрел статус своеобразной реликвии, памятника эпохи основания Петербурга. К тому же и сам Петр с возрастом начал проявлять больше заботы о дорогих его сердцу вещах.
В 1723 году, когда праздновалось 20-летие со дня основания Петербурга, по особому указу Петра I Первоначальный дворец был капитально отремонтирован, заново выкрашен и взят под постоянный надзор [5]. Тогда же Петр повелел выстроить вокруг милого его сердцу здания каменную галерею-павильон, чтобы защитить Домик от ударов стихии и сохранить «на предбудущие годы» [1].
С тех пор жилое строение было официально возведено в ранг мемориала, который необходимо охранять и бережно передавать новым поколениям. Царская изба удостоилась поистине царских почестей.
Защитный кокон для Домика
Этот дом — не просто дом:
Дом другой запрятан в нем.
(В. Суслов)
Итак, первая каменная (кирпичная) галерея для защиты реликвии была сооружена еще при жизни Петра I, в 1723 году.
В центре выставочного стенда музея «Домик Петра I» гордо красуется копия протокола Канцелярии от строений, который в переводе на современный русский язык гласит: «В прошлом 1723 году июля 1 дня по Императорского Величества указу и по определению Канцелярии от строений велено по ведомостям архитекта Трезини к делу каменных столбов на голярее с арками кругом Красных хором Его Императорского Величества которые по берегу Невы, подле Святейшаго правительствующего Синадо подрядить вольных людей каменщиков и о том при Санктпитербурхе публиковать в народ, и публиковано».
Все работы по сооружению этого каменного «панциря» были выполнены по проекту архитектора Доменико Трезини. Как показывает следующий чертеж из коллекции Берхгольца, сооружение имело вид аркады (с пилястрами и высокой четырехскатной крышей) и было окружено балюстрадой с балясинами. Как нетрудно заметить, первоначально это был не сплошной «футляр», как теперь, а именно крытая галерея.
К строительству галереи приступили в сентябре 1723 года, но два сильных наводнения затянули работы до лета 1724 года. Под основание галереи был забутован плитным камнем фундамент, на который опирались оштукатуренные и побеленные кирпичные столбы. Столбы несли крышу, крытую «шестью тысячами пар гонтов», окрашенных в красный цвет. Окрашенные черленью (красной краской) фасады Домика прекрасно сочетались с белоснежной аркадой галереи. С северной стороны, напротив входной двери Домика, была небольшая лестница. Видное на чертеже ограждение из балясин, несмотря на частые повреждения, регулярно восстанавливалось и просуществовало до 1784 года. Отмостка (пол по периметру Домика, «от хором до пилястров») была уложена кирпичом «в ребро» и поддерживалась в таком виде до 1843 года. Каменные ступени лестницы были засыпаны во время неоднократного подсыпания грунта вокруг Домика [1].
А. Г. Рудаков. Два изображения Домика Петра I, с галереей и без (иллюстрация 1779 года, из книги А. Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 года по 1751 год») (источник [13]):
Домик Петра I нередко становился жертвой знаменитых петербургских наводнений. Одно из первых случилось 11 сентября 1706 года. Вот как описывает его сам царь в письме к А. Д. Меншикову: «. третьего дня ветром вест-сюд-вестом такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах была сверх полу 21 дюйм [немногим повыше полуметра], а по городу и по другой стороне по улице свободно ездили в лодках, однако ж недолго держалась: менее 3 часов. И зело утешно было смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели, не токмо мужики, но и бабы» [1].
О последнем большом наводнении, которое произошло уже в советское время, 29 сентября 1975 года, напоминает металлическая дощечка на восточном фасаде Домика с отметкой уровня воды — 278 сантиметров выше ординара. Отметка наводнения 1975 года:
Защитная галерея сдерживала натиск стихии, но ее возможности были ограниченны. Первый ремонт трезиниевской галереи потребовался уже через 12 лет, после наводнения 1736 года, когда в доме «от больших прибылых вод подняло по гнилости половые доски, с лица [со стороны Невы] фундамент плитный развалился» [1]. Домик и галерею отремонтировали в 1738 году. Были забиты сваи под фундамент галереи, поставлены балясы, перебран пол. В 1742 году снова возникла необходимость «исправить починкою в галдарее кирпичный пол и переправить четыре каменных столба, восемь перемычек, на которых имеется кровля, и, разобрав, переделать вновь; . фундамент подбутить плитным камнем, пол перестлать кирпичом» [1].
Но невские воды не унимались. В 1752 году фундамент галереи подмыло, «каменные столбы так просели, что едва не упали, а в кровле имеется течь» [1]. Но после этого донесения работы, видимо, выполнены не были, так как в новом рапорте смотрителя от мая 1754 года перечисляются те же самые повреждения, только принявшие более угрожающий характер. После осмотра Домика 6 июня 1754 года известным штукатурным мастером и лепщиком Игнатием Росси и Харманом ван Болесом был исправлен фундамент, в очередной раз забиты сваи и сделаны перемычки между столбами, вымощен пол и поставлены балясы. Но, несмотря на серьезный ремонт фундамента, 19 сентября 1757 года «прибылой водой» вновь подмыло сваи, выбило щебень и плиты фундамента, унесло балясы.
Последующий «футляр» и ремонты Домика Петра I
Конечно, ни одна деревянная постройка не способна просуществовать без потерь три с лишним столетия, тем более если она стоит на топком берегу Невы.
Катастрофическое наводнение 10 сентября 1777 года причинило городу огромный ущерб. Пострадал и Домик Петра. Известно, что «от великой бури и наводнения венцы домика, внутри полы и часть балок, также двери и окна с косяками и ставнями сильно повредило» [16]. Бригада из 14 плотников устраняла эти повреждения целую неделю, и вряд ли они особо церемонились со старинными бревнами: где считали необходимым — заменяли на новые [16].
Видимо, уже тогда возникла мысль о нецелесообразности очередного ремонта старой галереи: разумнее было построить новую. Наконец, 14 февраля 1784 года Екатерина II издала указ — «отпустить для поддержания целости Первоначального на Петербургском острову Дворца 1344 руб. 28 коп.» [1] Состоялись торги на выполнение работ. Торги выиграл крестьянин Даниловского уезда Колкоткин.
Летом 1784 года началось строительство новой защитной галереи. Под присмотром надворного советника Крока и архитектора Фока были разобраны до основания 15 ветхих столбов, а затем на старом фундаменте, под который снова забили сваи, возвели пролеты арок, укрепленные железными связями. Внутри галереи «выстланный на ребрик» пол заменили новым. Кровлю на галерее покрыли вместо гонта листовым железом. Все работы были завершены уже в сентябре.
На выставочном стенде музея «Домик Петра I» можно увидеть литографию Медландта по рисунку Кэра «Домик Петра I» (1805 год), изображающую новую галерею, построенную в 1784 году на фундаменте трезиниевской и повторяющую ее архитектурные формы:
К концу XVIII века, когда центр петербургской жизни переместился в другие районы, набережная около Домика превратилась в окраину, где выгружали бревна, камни и другие материалы, которые обыватели складывали в штабеля прямо на берегу. Городские власти пытались навести порядок. Прилегающую к Домику территорию наконец расчистили в 1795 году, «дабы такой достопамятный Дворец и монумент Санкт-Петербурга со всех сторон открыт был» [1]. У фундамента галереи укрепили откос из булыжного камня, а чтобы во время наводнения стоящие у причала суда не повредили Домик, были сооружены быки и с трех сторон памятника установлены надолбы. Следующая иллюстрация изображает Домик вскоре после проведения этих работ. Подъезды к нему расчищены, а территория обнесена оградой [1].
Вид от домика Петра I на Летний сад и Дворцовую набережную в 1820-е годы (источник [13]):
В 1789 году архитектор Старов отдал распоряжение «выкрасить Первоначальный дворец с лицевой стороны на вид кирпича и заменить разбившиеся стекла» [1]. Непрерывная осадка фундамента галереи вызывала искривление стен Домика, из-за чего в 1815 году пришлось «с восточной стороны в выпятившуюся стену поставить две стойки и укрепить железными болтами, дабы сколько можно удержать от повреждений» [1].
В наводнение 1821 года «прибыло воды в Неве так, что Первоначальный дворец затопило на один аршин, отчего и подняло все половые доски со своих мест» [1]. Во время ремонта заменили половые балки, укрепили стропила, косяки в дверях и окнах, а стены выправили и скрепили болтами и стойками, обшив их затем, как и выступающие торцы бревен, досками. Так на фасадах впервые появились пилястры, исказившие облик Домика [1]. Тогда же был установлен карниз сложного профиля. Остатки этого карниза сохранены сейчас на восточном фасаде.
На выставочном стенде музея можно увидеть большой чертеж футляра для Домика Петра I, выполненный архитектором А. П. Писцовым в первой четверти XIX века (ок. 1822 года). Этот рисунок галереи и Домика подтверждает, что галерея, построенная в 1784 году, являлась повторением ранее существовавшей.
Многократные ремонты, проводившиеся в XIX веке в Домике Петра I, также наложили на него свой отпечаток. Наиболее серьезные ремонтные работы выполнялись в 1816 и 1826 годах.
В 1822 году для лучшей сохранности Домика застеклили пролеты арок, в них сделали створчатые двери и вставили 480 стекол. После этих переделок галерея приобрела облик, близкий к современному, и стала называться «футляром» или «чехлом». Во время наводнения 7 ноября 1824 года (которое описал Пушкин в «Медном всаднике») Домик потерпел незначительный ущерб. Пострадал в основном футляр, его отремонтировал мастер Иван Козлов.
В 1825 году «лунные» стекла в окнах были заменены обыкновенными. При этом сохранили мелкую расстекловку в свинцовых переплетах. В 1833-1834 годах было произведено «обитие вновь в трех комнатах стен и потолков фландрским полотном вместо ветхого» [1].
Нынешний футляр
Существующий ныне кирпичный павильон-футляр Домика Петра I был сооружен в 1844 году. К тому времени состояние защитного павильона вновь потребовало ремонта, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, обследовавший памятник, подал рапорт с обоснованием необходимости строительства нового чехла.
Согласно проекту Р. И. Кузьмина, строители до основания разобрали кирпичные стены галереи и проложили под Домиком каменные сводчатые тоннели, служившие водосборниками. Для предохранения полов от сырости весь фундамент был сделан из цемента. Пол между домиком Петра I и футляром был выложен кирпичом в несколько рядов, залит цементом и покрыт асфальтом [13].
Кузьмин писал: «Каменную работу по устройству чехла предполагается произвести самым чистым и прочным образом и особенной кирпичной кладкой на манер голландской, чтобы швы были прямы и ровны как стен, так и карнизов и наличников арок. Выстилку пола производить плитою с подсыпкой песку и заливкой известью. Под стенами Дворца фундамент сделать весь на цементе и возвести вновь нижние звенья. Пространство между стен и простенков выстлать плашмя в несколько рядов кирпичом с заливкой цементом и сверх того покрыть уже асфальтом; тогда влияние воды на фундамент никакого вреда не произведет , причем присовокупляю, что самый Дворец остается в том самом виде, как ныне существует, за исключением перемены нижних венцов» [1].
В последней фразе архитектор несколько слукавил: на самом деле работы опять не обошлись без существенного вмешательства в облик исторического памятника. В помещении столовой прорубили вентиляционное отверстие и сделали вытяжную трубу, которая заканчивалась на чердаке, а потолочные балки обшили войлоком и обили железом «для предупреждения опасности от пожара, происходящего от горящих свечей» [1]. Тогда же были изготовлены свинцовые погоны к переплетам, а «из магазина Богородицкого стекольного завода отпущено стекол зеленых 120 листов» [1]. На крыше частично заменили гонт. Фасады окрасил с разделкой под кирпич художник Травкин. Внутри Домика обойный мастер Шувалов обил стены и потолок новым холстом. Тогда же были подведены новые нижние звенья сруба [1].
Чтобы укрепить просевший и покосившийся сруб, его стены во время ремонта стягивались досками, которые устанавливались по вертикали с внутренней и наружной сторон здания и соединялись между собой болтами, пропущенными сквозь толщу бревен. Внутри Домика эти накладки скрыли обивкой из ткани, а снаружи их закрыли дощатыми коробами, имитировавшими форму пилястр. Таких коробов-пилястр на продольных стенах и торцах здания насчитывалось двенадцать [22].
Новое здание было возведено точно в границах старой галереи. Строители лишь незначительно изменили пролеты арок на продольных фасадах, что было вызвано необходимостью увеличить дверные проемы в футляре. Для сохранения единства архитектурного ансамбля архитектор применил для футляра стиль, близкий к петровскому барокко. Здание представляет собой постройку с неоштукатуренной кирпичной кладкой, широкими окнами и мелкой расстекловкой. Венчает его крыша с переломом.
Во время строительства нового павильона-футляра в 1844 году пол этого футляра, вплотную примыкающий к стенам Домика, был так приподнят, что закрыл нижний венец сруба, исказив тем самым пропорции петровского здания [22]. Это было исправлено лишь во время реставрации 1970-х годов.
В 1869 году встал вопрос «об установлении в окнах железных решеток в виде переплета, но без стекол, с внутренними створчатыми дубовыми рамами, и входной железной двери в самом Дворце со шпингалетным замком и на старинных петлях» [1]. Эти меры были приняты для охраны имущества часовни, устроенной в столовой Домика во второй половине XVIII века. Решетки, повторяющие мелкую расстекловку окон, сохранились до наших дней.
В 1889 году было принято решение о расширении футляра путем пристройки двух тамбуров (приделов) с северной и южной стороны, что и было сделано по проекту архитектора Н. М. Салько. Южная пристройка предназначалась для хранения мемориальной лодки-верейки, помещавшейся до этого на галерее рядом с Домиком, что не давало возможности обойти его кругом. Пристройка с севера была добавлена для придания симметрии. Работы выполнили к концу ноября 1889 года. В результате чехол приобрел в плане форму креста. Одновременно был произведен ремонт пола вокруг Домика и каменного тротуара вокруг футляра. Ветхий пол из пудожской плиты заменили таким же новым, а в северном крыле у главного входа пол выложил из искусственного мрамора скульптор Грациозо Ботта [1].
Часовня в Домике Петра I
Домик стал предметом особых попечений российских монархов, начиная с дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. По ее распоряжению в 1741-1742 годах в Домике была открыта часовня образа Спаса Нерукотворного. Тогда же была учреждена особая комиссия, в обязанности которой входило наблюдение за состоянием самого Домика и находящейся в нем часовни.
Главной святыней часовни была икона Нерукотворного Образа, которая некогда принадлежала Петру I и сопровождала его во всех походах и сражениях [6]. По преданию, она была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым и перешла к его сыну по наследству ([14]; [18]). Этот образ относился к числу наиболее почитаемых в городе и принимал участие в праздничных молебнах.
Перед иконой Нерукотворного Образа лежала молитва Спасителю («Господи Щедрый и Милостивый. »), переписанная рукой императрицы Елизаветы, которая читалась каждый раз за богослужением. Вначале молебны служило духовенство Троицкого собора, затем часовня перешла в дворцовое ведомство. С 8 ноября 1851 года по повелению императора Николая I богослужение в Домике стало отправляться по придворному чину, усвоенному во всех прочих императорских дворцах.
Чудотворная икона Спаса Нерукотворного уже с XVIII века являлась самой почитаемой в Санкт Петербурге. Поклониться образу приходили все слои населения. Выражение «идти к Спасителю» было понятно каждому петербуржцу. Особенной популярностью часовня пользовалась у школьников и студентов: считалось, что молитва перед образом помогает успешно сдать экзамен. Накануне сессий многие родители лично отвозили своих чад в домик Петра I. Пристань у Летнего сада в народе так и называлась: «Пристань к Спасителю», а призывные крики вахтенного матроса: «к Спасителю за две копейки!» — были слышны задолго до подхода к набережной [18].
Вид часовни (бывшей столовой Петра I) на фотографии конца XIX – начала XX века (сейчас фото экспонируется на стенде в музее) (источник [17]):
Часовня размещалась в столовой Петра I, а в кабинете была ризница.
В ризнице было устроено нечто наподобие мемориальной комнаты, в которой «как достопамятные редкости» хранились личные вещи Петра I: токарный станок и инструменты, а также предметы собственноручной работы Петра (кресло с кожаной подушкой, набитой конским волосом; деревянная рюмка с резьбой; оконная рама со свинцовыми переплетами; деревянная скамеечка). Перечень и изображения этих предметов можно увидеть на выставочном стенде в музее «Домик Петра I». Кресло сохранилось и демонстрируется в кабинете Петра I.
Вид ризницы, устроенной в кабинете Петра. Гравюра Л. А. Серякова по рисунку с натуры А. Н. Пищенкова (источник [17]; копия гравюры демонстрируется на выставочном стенде в музее «Домик Петра I»):
Домик страдал от огромного количества посетителей. Через его маленькие помещения проходили тысячи людей. Для регулирования нескончаемого потока богомольцев окно в спальне в 1860 году было превращено в дверь [3], и паломники, таким образом, входили в часовню (бывшую столовую) из сеней и выходили через дверь в спальне. Сосновые полы в спальне были заменены каменными.
В рапорте от 26 марта 1910 года инспектор по строительной части архитектор фон Гоген сообщает: «Множество проходящих целый день людей, горящих свеч дают массу паров, конденсирующихся на холодных стенах и потолке столовой. Богомольцы стоят сплошною массою, оставляя свободным только место, необходимое для священника, и за подсвечником, полным горящих свеч. Из изложенного явствует, что первый дворец Петра находится в положении постепенного неминуемого разрушения как от наводнений, так и постоянного притока сырости от посетителей в холодное время, и под страхом ежечасной опасности от пожара» [1].
В 1929 году часовня была закрыта по распоряжению советских властей. Икону Спаса Нерукотворного вначале передали в Троицкую церковь на Стремянной улице, а после ее закрытия — в Спасо-Преображенский собор, где образ находится по сей день ([14]; [16]).
История Домика Петра I в советское время
В 1917 году Первоначальный дворец с находившейся в нем часовней перешел из придворного ведомства в Народный комиссариат имущества республики, в 1918 году — передан в ведение Музейного фонда Главнауки Петроградского отделения. В 1918 году Домик был поставлен под государственную охрану [2].
В период с 1918 по 1922 год службы в часовне были прекращены. В 1922 году Церковное управление получило право пользоваться часовней. 17 января 1923 года между Петроградским епархиальным управлением и администрацией Музейного фонда было заключено соглашение об аренде часовни Епархией. Это соглашение продлевалось до 1929 года. 17 декабря 1929 года Главнаука расторгла договор, часовня была ликвидирована, а «Первоначальный дворец Императора Петра Великого» превращен в музей «Домик Петра I».
В 1930 году музей «Домик Петра I» открылся для обозрения. В 1934 году он поступил в ведение управления дворцов-музеев при Ленинградском городском Совете и вошел в комплекс Петровских дворцов Петергофского объединения.
Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты Домика (одежда Петра I и произведения прикладного искусства) были отправлены за Урал, в город Сарапул, а часть мебели спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Летом 1944 года Домик, пострадавший от бомб и снарядов, был восстановлен и в сентябре открыт для посетителей. Домик стал первым музеем Ленинграда, открытым после снятия блокады.
В послевоенные годы в Домике проводились значительные реставрационные работы. В 1955-1956 годах отремонтировали футляр, тогда же был положен мраморный пол, древесина Домика была пропитана антисептиками, а полы в помещениях продезинфицированы [1]. После того как в 1958 году в Домике установили отопление, он стал открыт для осмотра круглый год.
Реставрация 1970-х годов: Домику возвращают первоначальный облик
В 1971-1976 годах в Домике прошла серьезная, многоплановая и богатая открытиями реставрация. Главная задача советских реставраторов состояла не просто в устранении повреждений, нанесенных Домику Петра I временем и войной, а в удалении всех наслоений и искажений, образовавшихся на протяжении длительной истории здания, чтобы максимально полно раскрыть его первоначальный облик [22].
Исследования, производившиеся во время реставрации Домика Петра I, позволили установить, что от первоначального сруба до наших дней сохранилось не более 40% древесины [22].
Реставрационные работы велись ленинградскими специалистами под научным руководством архитектора Александра Эрнестовича Гессена. Также привлекались специалисты Эрмитажа, Ленинградского инженерно-строительного института и других организаций. Сами реставрационные работы осуществлялись Специализированными мастерскими Главного управления культуры Ленгорисполкома, а с 1974 года — Специальным научно-производственным объединением «Реставратор» [22].
После удаления с фасада искажавших его облик коробов-пилястр и карниза, установленных в XIX веке, оказалось, что под ними находятся первоначальные формы сруба — шестигранные торцы венцов и роспись под кирпичную кладку. Раскрытая роспись была выполнена от руки, красной охрой («черленкой»). Нарисованные на стенах Домика кирпичи имеют размер, соответствующий размеру большемерного кирпича, применявшегося на Руси в жилых постройках XVII века, — 280 x 130 x 80 мм [1]. Киноварный оттенок «кирпичей» контрастирует с белыми швами толщиной 1,5 см, имитирующими известковый раствор.
Пробные расчистки обнаружили от 9 до 12 слоев краски, относящихся к разному времени. Это означало, что Домик неоднократно перекрашивался. Как и следовало ожидать, ближе других к расколеровке петровского времени оказалась разделка «под кирпич» на тех участках сруба, которые раньше закрывались дощатыми стяжками, что предохранило их от перекрасок [22].
В результате кропотливых исследований выяснили, что нижние красочные слои относятся к 1703, 1723 и 1789 годам. В них полностью повторяется рисунок кирпичной кладки. В этих слоях один ряд кирпичей уложен по длине, а следующим над ним — торцами, то есть так, как выкладывали стены в Голландии. Напротив, художники XIX века, возобновляя роспись, «укладывали кирпичи» только по длине [1].
Имитация кирпичной кладки на стенах Домика Петра (фото с сайта [17]):
В итоге реставраторам удалось раскрыть на фасадах оригинальную роспись петровского времени, удалив последующие наслоения. Раскрытие этой росписи преобразило фасады здания. Работу по расчистке выполняли в 1972-1976 годах студенты Училища им. В. Серова под руководством Н. Н. Благовещенского, а декоративную живопись интерьера возрождали реставраторы Н. В. Калинин, Е. С. Куликовская и Ю. М. Королев.
При расчистке внутренних оконных и дверных наличников и полотен дверей им удалось сделать интересное открытие: под многочисленными слоями однотонных окрасок на наличниках обнаружилась полихромная роспись в виде цветочных гирлянд, а на дверях кабинета и столовой — пейзажи и изображение архитектурных мотивов. «Травный» орнамент на наличниках окон и дверей исполнен масляными красками. На черном фоне переплетаются розы и шиповник, мята, васильки, гвоздики и другие цветы [3].
Это была совершенно неожиданная находка, ибо о существовании росписей в Домике Петра I не имелось никаких упоминаний ни в литературе, ни в архивных документах [22]. Лишь в документах начала XIX века появилось первое упоминание о живописных отделках в интерьерах: в 1833 году «поправляли ландшафты на дверях разными колерами на маковом масле» [1]. В описании Домика за 1860 год сказано: «Косяки раскрашены узорами и цветами, а на дверях нарисованы картины. Вся эта рисовка сильно полиняла, но еще видна» [1]. Общая площадь росписи в интерьерах Домика Петра I — 26,2 кв. м [1]. Она покрывает дверные и оконные наличники и полотна дверей, обращенные в комнаты. Время появления этой живописи и ее авторство не указывается ни в одном из известных источников. В качестве возможных авторов называются живописцы Г. Одольский, О. Калугин, М. Вировский [2].
Чтобы создать целостный облик здания начала XVIII века, потребовалось также заменить обычное стекло в окнах «лунным», с радужной волнистой поверхностью. Технология изготовления «лунного» стекла была утрачена, но еще в 1948 году ее возродил известный химик-технолог Н. Н. Качалов, который получил в своей лаборатории опытные образцы такого стекла [22]. Опираясь на эксперименты Н. Н. Качалова, его сотрудник, потомственный ленинградский стеклодув Б. А. Еремин, сумел изготовить небольшое количество «лунного» стекла для Домика Петра I [1]. Это стекло было вставлено в свинцовые переплеты, характерные для начала XVIII века [22]. Их установили взамен дубовых оконных переплетов, появившихся намного позже петровского времени.
А еще реставраторы вернули первоначальные пропорции Домика, искаженные в 1844 году, когда при возведении футляра были скрыты его нижние венцы. Для этого пришлось разобрать пол футляра и понизить его уровень [22]. В результате была открыта нижняя часть сруба, а Домик стал выше на 35 см. Вместо разобранного пола сделали отмостку уже не известняковой плитой или мрамором, а кирпичом, уложенным на ребро «елочку», в соответствии с документами петровского времени [1].
Только в одном месте, на юго-восточном углу, у основания Домика оставлена часть мраморного пола, пилястры и карниз (источник фото [17]):
На южном фасаде Домика был заделан проем, прорубленный в 1860 году при превращении окна в дверь часовни, а на северном удалена обитая железом дверь, установленная в XIX веке. Вместо нее навесили дверь нарочито грубой («топорной») работы, сделанную по образцу подлинной двери той эпохи, обнаруженной во дворце Меншикова на Васильевском острове [22].
В процессе реставрации крыши около 3000 деревянных гонтовых дощечек сняли, очистили от пяти слоев краски (в результате чего кровля стала легче почти на полтонны!), после чего вновь поставили на место [1]. Теперь крыша Домика вновь серовато-зелёная, под цвет черепицы, что хорошо гармонирует с росписью стен «под кирпич».
Кроме того, во время этой реставрации Домик решили укрепить: деревянные стойки-сжимы заменили металлическим каркасом, к которому теперь шурупами прикреплены бревна сруба. В советское время такие решения применялись довольно часто. Однако, по мнению реставратора В. С. Рахманова, в результате этих вмешательств «конструкция сруба перестала функционировать, структура части бревен была нарушена» [16]. В то же время внутренний металлический каркас гарантировал прочность сруба [22]. Конструкция была необходима для того, чтобы снять со стен Домика чужеродные короба-пилястры, прикрывавшие стяжки.
Что же касается стен внутренних помещений, то их, как и в петровское время, обтянули морской парусиной. Специально для реставрационного проекта парусину выткали в городе Вязники, где уже в петровское время были основаны мануфактуры по производству холста для парусного флота [1].
Итак, несмотря на многочисленные утраты, реставраторам в целом удалось устранить основные последствия перемен и приблизить облик домика к первоначальному, пусть и с помощью современных материалов.
Сквер перед Домиком и бронзовый бюст Петра I
Представленные в музее старые иллюстрации и фотографии позволяют представить, как формировалась набережная и окружающая территория у Домика Петра I. Сначала Домик стоял почти у самого берега. Береговая линия была укреплена рядом свай. В настоящее время Домик отстоит от берега более чем на 70 метров, хотя его никогда не переносили. Связано это с подсыпкой территории для защиты от наводнений. Начатые в 1703 году работы по укреплению берега в районе Домика продолжались и впоследствии.
В 1795 году прилегающую к Домику территорию расчистили и обнесли оградой. В 1841-1844 годах архитектор Реймерс и садовый мастер Кузнецов соорудили вокруг галереи высокий вал из булыжного камня, переложенного мхом и землей, «а на двух углах устроили вспомогательных откос из крупного камня» [1]. Распланировали сад, проложили и утрамбовали дорожки, завезли землю для клумб, выстлали дерном газоны, посадили цветы, сделали новый палисад.
Лагорио Л. Ф., Вид на Неву и Петровскую набережную с домиком Петра I, 1859 год (справа виден сад при домике Петра I, а за ним купола Троицкого собора; источник [13]):
Постепенно прилегающий к Домику участок всё более благоустраивался. В 1871 году на частные пожертвования была установлена чугунная, изящного рисунка решетка с позолотой, оградившая внутренний сквер. Решетка сохранилась до наших дней [4].
Эта художественная ограда украшена вензелями Петра I на звеньях и двуглавыми орлами на угловых столбиках ([18]; [33]).
Домик Петра I в 1872 году (фотография сделана в день празднования 200-летия Петра I) (источник [13]):
В 1875 году по решению Городской думы к Домику была прирезана небольшая территория, окружившая участок с трех сторон. Она была благоустроена и украшена на пожертвования двух статских советников, Губонина и Башмакова. На их средства были установлены беседка для причала императорских лодок (ныне утрачена) и внешняя чугунная ограда (утрачена в 30-е годы XX века; воссоздана в 1997 году). Ее рисунок аналогичен узору первой ограды — внутренней.
Так образовался второй, внешний, сквер, деревья в котором были посажены членами царствующего дома Романовых. Специальная серебряная лопата для этих нужд сохранялась в Домике до революции 1917 года. Некоторые из этих дубов живы и до сих пор [3].
На выставочном стенде в музее можно увидеть интересное фото последней четверти XIX века, показывающее вход в Домик с юга (хорошо виден ныне утраченный причальный павильон):
В центре миниатюрного сада (сквера) на средства тех же статских советников установили бронзовый бюст Петра I ([3]; [18]), окруженный решеткой с позолотой. Бюст на высоком гранитном пьедестале выполнен по мраморной модели скульптора Н. Ф. Жилле (1760), которая, в свою очередь, является репликой известного бюста Петра I работы Б. К. Растрелли (1723). В литературе часто встречается упоминание, что бюст был отлит бронзолитейщиком П. П. Забелло, иногда даже его называют автором памятника, но это не подтверждается архивными источниками [33].
Памятник-бюст соорудили в год 150-летия со дня смерти основателя города. Петр изображен в воинских доспехах, с орденской лентой через плечо. Любопытно, что одно плечо у бронзового царя имеет вид корабельного носа, а другое представляет собой плачущего льва [5].
Осенью 1889 года сад был перепланирован. Вдоль ограды наружного сада высадили 500 кустов [1]. Из кирпичной крошки сделали дорожки. На следующий год здесь появилась первая в городе водопроводная сеть, созданная специально для полива [2]. В 1889 году были переделаны центральные ворота с северной стороны: они стали трехчастными. По сторонам ворот установили два уличных фонаря на чугунных столбах, сохранившихся до настоящего времени [1].
Фотография павильона в начале XX века (источник [16]):
Современный облик Петровская набережная приобрела в 1901-1903 годах в результате реконструкции по проекту архитектора Л. И. Новикова и инженера Ф. Г. Зброжека [1]. В связи с устройством гранитной набережной береговую линию выровняли и отнесли на 30 метров вперед, в результате Домик отодвинулся от Невы, оставшись далеко в глубине территории [10]. Напротив Домика Петра I был сделан спуск к воде, выполненный из серого сердобольского гранита. По сторонам его в 1907 году установили скульптуры китайских мифологических существ Ши-Цза, доставленные из Маньчжурии генералом Н. И. Гродековым и подаренные им городу. Сейчас фоном для Домика Петра I служит современный жилой дом (Петровская наб., 4), в отделке нижнего этажа которого использованы керамические панно — дипломная работа выпускника Мухинского училища художника С. А. Коваленкова.
В советское время ограда внешнего сада была демонтирована, а с внутренней ограды были сбиты символы императорской власти. В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски [3].
Посещение Домика Петра I в Петербурге: часы работы, цена билетов и прочие полезные детали для туристов
Домик Петра I находится на Петроградской стороне, недалеко от Петропавловской крепости, рядом с Троицкой площадью. Адрес Домика Петра I в Санкт-Петербурге: Петровская набережная, 6. Ближайшая станция метро — «Горьковская».
Посмотреть расположение Домика Петра I на карте Санкт-Петербурга можно тут.
Домик Петра I — филиал Русского музея.
Режим работы музея в Домике Петра I следующий. Музей «Домик Петра I» в Петербурге открыт для посещения ежедневно (кроме вторника), с 10:00 до 18:00. Внимание: в четверг музей работает с 13:00 до 21:00 ! Вторник — выходной . Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.
Стоимость входных билетов в Домик Петра I: взрослый билет стоит 100 рублей, для студентов, школьников и пенсионеров — 30 рублей.
Фотографировать в Домике Петра I разрешается, но внутрь самого Домика туристов не пускают: зайти можно только в наружный «футляр» с музейной экспозицией, а внутреннюю обстановку Домика можно рассматривать (и фотографировать) только через окна .
За фотосъемку взимается дополнительная плата (приобретается отдельный билет за 100 рублей). Фотографировать можно только без использования штатива и вспышки.
1. Зязева, Л. К. Домик Петра I: путеводитель по музею / Л. К. Зязева. — Ленинград: Лениздат, 1983.
2. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район: научное издание / Под ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Коло, 2004.
5. В. В. Нестеров. Знаешь ли ты свой город? — Л.: Детская литература, 1974.
10. Привалов, В. Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. — Москва: Центрполиграф, 2013.
16. Шерих Д. История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей. — Москва: Центрполиграф, 2014.
18. Синдаловский, Н. А. Легенды петербургских садов и парков. — Москва : Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2012.
19. Анисимов, Е. В. Юный град: Петербург времен Петра Великого. — СПб : Дмитрий Буланин, 2003.
Видео:Троицкая площадь / «Малые родины большого Петербурга»Скачать
Домик Петра I в Санкт-Петербурге
16 мая 1703 года считается датой основания города Санкт-Петербург, когда император Петр I лично заложил первый кирпич в крепость на Заячьем острове. И чтобы беспрепятственно наблюдать за ходом строительства, он приказал построить себе неподалеку летний дом. Эта была самая первая жилая постройка новой столицы. Спустя некоторое время, было приказано защитить дом, укрыв его навесом, таким образом он дожил до наших дней и сейчас в нем располагается музей, посвященный жизни императора.
Видео:Домик Петра I. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Первая постройка в ПетербургеСкачать
История строительства
По легенде дом возведен всего за три дня бригадой безымянных плотников, хотя историки придерживаются мнения, что в то время за такой короткий срок построить дом было просто невозможно. Тем не менее нет никаких фактов опровергающих эту легенду. Более того на Руси издавна практиковался такой способ строительства, когда на место привозился в разобранном виде готовый сруб, и просто складывался. Именно таким методом домик Петра мог вполне быть возведен в столь сжатый срок. Жил император здесь с 1703 по 1708 год, до постройки Зимнего и Летнего дворцов.
Видео:ДОМИК ПЕТРА 1 | Санкт-Петербург | А не пойти бы нам в Музей?!Скачать
Внешнее и внутреннее убранство
Дом представляет из себя обыкновенную избу, построенную из тесаных сосновых бревен. Одноэтажное здание с невысокими дверными проемами, за которые Петр I при его росте, превышающем 2 метра, буквально мог цепляться макушкой. Поскольку император был неравнодушен ко всему голландскому: архитектуре, одежде, образу жизни — он велел обтесать брус, покрасить его в красный цвет и расписать под кирпич. Таким образом дому хотели придать «каменный» вид. Окна были непривычно большими, разделены на множество маленьких и застеклены. Домик в те времена называли «Красными хоромцами».
Общая площадь домика — 60 кв.м. В нем располагались сени и три комнаты: спальня, кабинет, да столовая. Печи и дымоходов не было, так как жить император собирался здесь только в теплое время года. Стены в доме обтянуты корабельной парусиной, а двери украшены металлическим орнаментом. Внутри, да и снаружи первое жилище Петра I в. Санкт-Петербурге выглядит более, чем просто скромно и совсем не по-императорски. Никаких предметов роскоши, все функционально.
Император был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, поэтому на крыше установили скульптуру артиллерийского оружия с двумя пылающими бомбами по краям.
Видео:первая постройка в Санкт-Петербурге. домик Петра IСкачать
Послепетровская судьба
Строение красного цвета за оградой на Петровской набережной — не домик Петра I, а его защитный «саркофаг». Сам домик располагается внутри этого строения, как в футляре.
Первое укрепление в виде каменной галереи было сооружено вокруг домика в 1731 году, но в деле оказалось малоэффективным, особенно во время наводнения. В 1784 году по приказу Екатерины II галерею дополнили крышей с прочным кровельным железом. Но в 1844 году вся «защитная оболочка» была полностью разобрана и заменена на проект архитектора Р. И. Кузьмина. В этом виде домик и сохранился до наших дней.
В 1852 году домик обнесли чугунной оградой и разбили на территории сад. В 1875 году перед зданием со стороны Невы был установлен бронзовый бюст Петра I на небольшом постаменте.
Сам же домик, внутри своего «футляра» сохранился почти в первоначальном виде. Были небольшие изменения во времена Октябрьской революции, когда его использовали как часовню, но все они были устранены при реставрационных работах.
Видео:Экскурсия в Домик Петра IСкачать
Музей
С 1930 года и по сегодняшний день домик Петра I является историко-мемориальным музеем. Он закрывался лишь в годы Великой Отечественной войны. Его окна заколачивали фанерами, и закрашивали серой краской для маскировки. За его сохранностью следили дежурные. Он открылся самым первым среди музеев в Санкт-Петербурге для посетителей — уже в сентябре 1944 года.
После войны были проведены реставрационные работы. В «футляре» провели капитальный ремонт, организовали отопление, что сделало возможным посещение музея круглый год. Расчистили кирпич, покрасили потолки и стены внутри, обтянули все новым парусным холстом, отремонтировали чугунную ограду.
Экспозиция музея состоит из двух частей: самого домика Петра I и выставки в «футляре». В домике сохранены подлинные личные вещи императора, предметы быта и интерьера той эпохи. А вокруг располагается историческая коллекция и информационные стенды, которые повествуют о начале строительства Санкт-Петербурга, о северной войне, и о строительстве защитных «футляров». Есть в музее макет Троицкой площади 1706 года и восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой Петр I совершал объезды по строящемуся Санкт-Петербургу.
Видео:Ансамбль Троицкой площадиСкачать
Интересная информация
По преданию лодку-«верейку» император построил собственноручно. Название происходит от английского слова «wherry» — так называли традиционно использовавшиеся в Англии небольшие и узкие лодки. На них перевозили пассажиров и главной их особенностью были легкость и скорость хода. Это сейчас между домиком и Невой порядка 100 метров суши, а во времена Петра I волны реки плескались почти у его порога, так что он прямиком с крыльца садился в лодку и совершал свои инспекционные объезды.
При посещении музея внутри «футляра» имейте в виду, что заходить в сам деревянный домик нельзя. Его можно обойти по периметру и заглядывать в окна, через которые виден воссозданный быт императора. Экскурсии по музею не проводят. Детям до 16 лет вход беплатный.
Спуск к Неве возле домика украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза. Они имеют довольно внушительные размеры, более 4 метров в высоту и весом почти 2.5 тонны. Эти существа являются помесью льва и жабы. В восточной мифологии жаба — символ богатства, а лев — защищает от врагов и нечистых сил. Одна скульптура изображена с львенком, вторая — со сферой. Считается, что если дотронуться до этой сферы, то вам будет сопутствовать удача.
Видео:Домик Петра 1Скачать
Как добраться
Ближайшая станция метро — «Горьковская». Выйдя на поверхность вам необходимо дойти до Петровской набережной и двигаться по ней в обратную сторону от Петропавловской крепости. Расстояние около 1 км.
Также можно добраться на наземном транспорте. До остановки «Троицкая площадь» ходят автобусы № 46 и 49, маршрутка № 76 и трамваи № 3, 6, 40.
Если вы предпочитаете передвигаться на личном транспорте, то в Санкт-Петербурге можно пользоваться каршерингом, самые популярные Яндекс. Драйв и Делимобиль. Также есть сервисы по аренде авто. Но имейте в виду, что специализированных парковок у музея нет. Еще один способ — добраться на такси. В Санкт-Петербурге поддерживаются популярные приложения: Яндекс, Uber, Gett Taxi, Такси Везет. Еще один очень хороший сервис Таксовичкоф, один из самых лучших в городе.
💡 Видео
Троицкая площадьСкачать
Купить квартиру с видом на Петропавловскую крепость, Троицкий мост, Александровский паркСкачать
Площади. Троицкая площадьСкачать
Домик Петра IСкачать
Троицкая площадь Санкт-Петербурга. Первая площадь города.Скачать
Команда № 10. Домик Петра IСкачать
Домик Петра IСкачать
Панорама Троицкой площадиСкачать
Санкт-Петербург. Домик Петра I. Saint Petersburg. Cabin of Peter the GreatСкачать
С чего все начиналось - Троицкая площадь. Петербург в стариннных фотографиях.Скачать