Видео:Какие места в торговом зале приоритетны - Екатерина БогачеваСкачать
Что такое экспозиционная площадь магазина
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят и введен в действие
постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст
Дата введения 1 января 2000 г.
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».
Термины-синонимы без пометы «Ндп» приведены в качестве справочных данных, не являются стандартизованными и выделены вертикальной чертой.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, а термины-синонимы — курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и(или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299-78, ГОСТ 16318-77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391-84, ГОСТ 23004-78.
2.Стандартизованные термины с определениями
2.1 Общие понятия
1 товарное обращение: Процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.
————————————-
Примечание. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.
2 торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
3 оптовая торговля: Торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
4 розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
5 развозная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
6 разносная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.
7 посылочная торговля: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.
8 комиссионная торговля: Розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.
9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.
10 товарный рынок: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
11 субъект торговли: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.
12 торговое предприятие: Имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.
————————————-
Примечание. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.
13 торговая сеть: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
14 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.
————————————-
Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
15 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.
————————————-
Примечание. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.
16 предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.
17 оптовая (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.
18 товарный склад: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.
————————————-
Примечание. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.
19 общетоварный склад: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.
20 специализированный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров.
21 универсальный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.
22 предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
————————————-
Примечание. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.
23 розничная (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
24 мелкорозничная (торговая) сеть: Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
————————————-
Примечание. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
25 вид предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.
————————————-
Примечание. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.
26 тип предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.
————————————-
Примечание. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.
27 универсальный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
28 специализированный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.
29 магазин с комбинированным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.
30 магазин со смешанным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
31 торговое объединение: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.
32 торговый комплекс: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
————————————-
Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.
33 торговый центр: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
34 торговый дом (Ндп: дом торговли): Многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
35 магазин: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
36 павильон: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
37 киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
38 палатка (НДП: ларек): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
39 рынок: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
40 ярмарка: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
41 материально-техническая база торговли: Совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.
42 торговое помещение магазина: Часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.
43 торговый зал магазина: Специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.
44 помещение (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже: Специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
45 подсобное помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.
————————————-
Примечание. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.
46 административно-бытовое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.
————————————-
Примечание. В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.
47 техническое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования.
————————————-
Примечание. В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.
48 общая площадь магазина: Площадь всех помещений магазина.
————————————-
Примечание. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.
49 торговая площадь магазина: Площадь торговых помещений магазина.
50 площадь торгового зала магазина: Часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
51 установочная площадь магазина: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
52 экспозиционная площадь магазина (Ндп: демонстрационная площадь магазина): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
53 контрольно-кассовый узел магазина: Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.
54 складское помещение: Специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.
55 складское помещение основного производственного назначения (Ндп: оперативное помещение, операционное помещение): Часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.
————————————-
Примечание. В состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.
56 складское помещение подсобного назначения: Часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.
————————————-
Примечание. В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.
57 вспомогательное складское помещение: Часть складского помещения, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.
————————————-
Примечание. В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.
58 общая площадь товарного склада: Площадь всех помещений склада.
————————————-
Примечание. В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.
59 складская площадь товарного склада: Площадь складских помещений основного производственного назначения.
60 подсобная площадь товарного склада: Площадь складских помещений подсобного назначения.
61 грузовая площадь товарного склада: Площадь складских помещений, занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров.
————————————-
Примечание. В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.
62 емкость товарного склада: Характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.
63 товарные ресурсы: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.
64 товар: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
65 товары народного потребления: Товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
66 товары производственного назначения: Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.
————————————-
Примечание. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.
67 класс товаров: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. ————————————- Примечание. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.
68 группа товаров: Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.
————————————-
Примечание. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.
69 вид товаров: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.
————————————-
Примечание. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.
70 разновидность товаров: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.
————————————-
Примечание. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.
71 ассортимент товаров (Ндп: товарный ассортимент: товарная номенклатура): Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
72 показатель ассортимента товаров: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.
73 ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.
74 промышленный ассортимент товаров (Ндп: производственный ассортимент): Ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
75 торговый ассортимент товаров: Ассортимент товаров, представленный в торговой сети.
76 простой ассортимент товаров: (Ндп: товары простого ассортимента): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
77 сложный ассортимент товаров (Ндп: товары сложного ассортимента): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
78 укрупненный ассортимент товаров (Ндп: групповой ассортимент): Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.
————————————-
Примечание. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.
79 развернутый ассортимент товаров (Ндп: внутригрупповой ассортимент): Ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров.
80 структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
————————————-
Примечание. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.
81 качество товара: Совокупность потребительских свойств товара.
82 потребительское свойство товара: Свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
83 потребительский показатель качества товара: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.
84 технология торговли: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.
85 товародвижение: Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.
86 звенность товародвижения: Количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.
87 форма товародвижения: Организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
88 транзитная форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
89 складская форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.
90 товароснабжение: Система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.
91 торгово-технологический процесс: Последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения.
92 операция торгово-технологического процесса: Отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.
93 хранение товаров: Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.
94 стеллажное хранение товаров: Хранение упакованных и/или неупакованных товаров на полках стеллажа.
95 штабельное хранение товаров: Хранение товаров в таре, на поддонах, малогабаритных контейнерах, уложенных по определенной схеме в несколько ярусов.
96 хранение товаров навалом: Хранение товаров насыпью с использованием простейших устройств или приспособлений.
97 хранение товаров в подвешенном виде: Хранение товаров в висячем положении на специальных приспособлениях.
————————————-
Примечание. Приспособлениями являются вешала, кронштейны, крючья.
98 услуга торговли: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
99 ассортимент услуг торговли: Набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.
100 безопасность товара: Состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.
101 безопасность услуги торговли: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.
102 торговое обслуживание: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.
103 система торгового обслуживания: Целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.
104 процесс торгового обслуживания: Последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.
105 условия торгового обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.
106 форма торгового обслуживания: Организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей.
————————————-
Примечание. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания.
107 продавец (Ндп: оператор): Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.
————————————-
Примечание. В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии торгового работника.
108 покупатель: Юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.
109 продажа товаров; реализация товаров: Передача покупателю товаров на определенных условиях.
110 форма продажи товаров: Организационный прием доведения товаров до покупателей.
————————————-
Примечание. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.
111 методы продажи товаров: Совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.
112 торговая информация: Сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.
113 торговая реклама: Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.
114 качество торгового обслуживания: (Ндп: уровень торгового обслуживания): Совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.
115 скорость торгового обслуживания: Среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.
116 культура торгового обслуживания: Совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.
————————————-
Примечание. Характеристики культуры торгового обслуживания — вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.
117 цена: Денежное выражение стоимости товара.
118 оптовая цена (Ндп: отпускная цена): Цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
119 закупочная цена: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
120 розничная цена: Цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.
121 торговая надбавка (Ндп: торговая наценка, торговая накидка): Элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
122 торговая скидка: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.
123 товарооборот (Ндп: объем продаж): Объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
124 розничный товарооборот (Ндп: розничные продажи): Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
————————————-
Примечания.
1.В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.
2.Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.
125 оптовый товарооборот (Ндп: оптовые продажи): Объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.
126 товарная структура товарооборота: (Ндп: ассортиментная структура товарооборота): Соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.
127 товарные запасы: Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
————————————-
Примечание. В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.
128 товарные запасы в днях оборота (Ндп: уровень товарных запасов): Относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.
129 товарооборачиваемость: Время обращения среднего товарного запаса за определенный период.
130 норматив товарных запасов (Ндп: норма товарных запасов): Оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.
131 товарные потери: Потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.
132 естественная убыль: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.
————————————-
Примечание. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.
133 нормы естественной убыли: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.
134 издержки обращения (Ндп: торговые издержки): Денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени.
————————————-
Примечание. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.
135 затраты торгового предприятия (Ндп: экономические издержки торгового предприятия): Денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия, как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.
136 валовый доход торговли: Показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.
137 прибыль от реализации товаров: Показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени.
————————————-
Примечание. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.
138 валовая прибыль торгового предприятия (Ндп: бухгалтерская прибыль): Показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
139 чистая прибыль торгового предприятия: Часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
140 обеспеченность населения торговой площадью: Показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади в расчете на 1000 жителей.
141 норматив обеспеченности населения торговой площадью: Показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.
142 уровень обеспеченности населения торговой площадью: Отношение фактической обеспеченности населения торговой площадью к нормативной, выраженное в процентах.
143 обеспеченность населения розничной сетью: Показатель, характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.
144 обеспеченность населения складской площадью: Показатель, характеризующий фактическое наличие складской площади в расчете на 1000 жителей.
145 коэффициент использования складской площади: Показатель, характеризующий отношение грузовой площади товарного склада к складской площади.
146 коэффициент использования складского объема: Показатель, характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.
147 пешеходная доступность магазина: Установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.
148 грузооборот склада: Объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.
Видео:Анализ технологического проекта магазина ПродуктыСкачать
Вопрос 2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
Вопрос 1. Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним.
Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:
— особенности объемно-планировочного решения;
— материал наружных стен.
По капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида — капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цокольными и подземными этажами или без них.
Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров).
По материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.
При строительстве магазинов в настоящее время наиболее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.
Все большее распространение получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции с двойным остеклением из прозрачного, тонированного или зеркального витринного стекла. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Павильоны могут быть одноэтажными или двухэтажными, а их конфигурация — прямоугольной, круговой, многогранной. Отделка их внешнего вида и интерьера также отличается разнообразием.
Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим требованиям.
Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.
Архитектурно-строительными требованиями предусматриваются прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.
В соответствии с экономическими требованиями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, применение унифицированных деталей.
Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований позволяет создать условия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслуживания покупателей.
Вопрос 2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:
2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:
— торговые залы магазинов;
— помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).
Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными нормами и правилами в зависимости от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа).
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:
— кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);
— для подготовки товаров к продаже;
— кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;
— вспомогательные помещения кафетерия.
Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:
— помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;
— помещения для приема стеклянной тары от населения;
— камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов;
— мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
— экспедиции по доставке товаров на дом и др.
В группу административно-бытовых помещений входят:
— помещения аппарата управления;
— предприятия питания для персонала (столовая, буфет);
— помещения для приема пищи;
Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:
— машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
— камеру кондиционирования воздуха;
— телефонные коммутаторы и др.
Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.
Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.
Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
— разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
— помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;
— помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
— помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;
— служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;
— взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
— помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).
Вопрос 3. Устройство и планировка торгового зала магазина
Торговый зал-— часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.
Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:
— обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
— создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;
— удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
— эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
— обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
— создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.
Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.
Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.
Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.
Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн бхб, 6×9, 6×12 м, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.
Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.
В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
— площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
— площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
— площадь контрольно-кассового узла.
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле
, где Ку — коэффициент установочной площади; Sу — установочная площадь магазина, м2;Sтз — площадь торгового зала, м2.
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади Его рассчитывают по следующей формуле:
, где К э— коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
S э— экспозиционная площадь магазина, м 2 ; Sтз — площадь торгового зала, м 2 .
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100 м 2 площади торгового зала, а в непродовольственных — до 160 м 2 .
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.
При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
Различают три варианта линейной планировки:
— продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;
— поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
— комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.
Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.
Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.
Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т. п.).
Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.
Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите основные признаки классификации торговых зданий и сооружений. Дайте характеристику отдельных видов зданий и сооружений для размещения розничных торговых предприятий.
2. Сформулируйте основные требования, которым должны отвечать торговые здания и сооружения.
3. На какие группы подразделяются помещения, входящие в состав магазина?
4. Что входит в состав торговых помещений магазина?
5. От чего зависят состав и размеры неторговых помещений магазина, в соответствии с каким документом они определяются? Охарактеризуйте основные группы неторговых помещений.
6. Перечислите основные требования, предъявляемые к планировке помещений магазина и обеспечивающие их рациональную взаимосвязь.
7. Каким основным требованиям должны отвечать устройство, конфигурация и планировка торгового зала магазина?
8. Что включает в себя установочная площадь торгового зала магазина? С помощью какого показателя и как рассчитывается эффективность использования торговой площади под установку оборудования?
9. Как исчисляется экспозиционная площадь магазина? Какой показатель характеризует степень использования площади торгового зала под выкладку товаров? Как он рассчитывается?
10. Что включает в себя площадь контрольно-кассового узла магазина? Из чего исходят при определении количества рабочих мест контролеров-кассиров?
11. Перечислите возможные варианты планировки торгового зала магазина. Дайте их характеристику, назовите условия применения.
Видео:Оценка местоположения магазинаСкачать
Общие моменты планировки торгового зала
Общие моменты планировки торгового зала
специалист по управлению ассортиментом
От размеров торгового зала и удобства планировки во многом зависит пропускная способность магазина и объем его товарооборота. Не секрет, что иногда простые действия по перестановке стеллажей или развеске указателей приводят к увеличению объемов продаж. Все просто: покупатель начинает ВИДЕТЬ в магазине то, на что раньше не обращал внимание. Здесь проявляется правило мерчандайзинга: если покупатель увидел товар, еще не значит, что он его купил. Но если он товар не видит, то он его не покупает. Можно выразить это правило кратко:
НЕ УВИДЕЛ = НЕ КУПИЛ
Нужно помнить, что система мерчандайзинга основана на том, что бы без участия продавца и активных продаж воздействовать на покупателя, помогая ему совершать выбор нужного ему товара. Поэтому для магазинов или отделов, где роль продавца высока (например, консультативные продажи компьютерной техники или стройматериалов, индивидуальный подбор стиля интерьера или коллекций одежды) нужно в первую очередь контролировать качество работы самих продавцов. Но там, где покупатель больше предоставлен сам себе при выборе товара (продукты, книги, повседневная одежда и обувь, бытовая химия и товары для дома, посуда, мелкая бытовая техника), правильное расположение товаров в зале пойдет на пользу и магазину, и покупателю.
Планировка торгового зала предполагает следующую последовательность шагов:
1. разделение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения,
2. выделение основных зон торгового зала,
4. распределение товарных категорий или брэндов в торговом зале.
Важно помнить: при проектировании и планировке торгового зала необходимо учитывать городские и федеральные строительные нормы (СНиП, МГСН). Для Москвы действующим стандартом планировки магазина являются Московские Государственные Строительные Нормы — МГСН 4.13 — 97, разработанные в соответствии с требованиями СНиП . В этих нормах определены санитарно-гигиенические и противопожарные требования к магазину, требования по инженерному и электротехническому оборудованию, мусороудалению, вентиляции помещений, нормативы по площадям для подсобных и хозяйственных помещений магазина.
Разделение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения
Первый вопрос, на который нужно ответить – насколько эффективно в магазине разделение общей площади на торговый зал и подсобные помещения.
В правилах магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина:
Коэффициент = торговая площадь
Оцените свой магазин. Допустим, общая площадь магазина 1000 м2 из них торговая площадь — 500 м2. Коэффициент эффективности 500:1000=0.5. Это означает, что торговая площадь занимает лишь половину (50%) площади магазина и используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята подсобными помещениями.
В зарубежных магазинах наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30. Рекомендуемых показателей нет, многое зависит от товарной специфики магазина и наличия склада.
Выделение основных зон в торговом зале
В торговом зале можно выделить следующие зоны:
2. кассовая зона,
3. площадь, занятая торговым оборудованием
4. магистраль для основного потока покупателей.
Рассмотрим эти зоны подробнее.
Для входной зоны существует одно важное правило – она должна быть свободной, т. е. в ней не нужно выставлять товар[1]. И чем больше площадь торгового зала, тем больше должна быть входная зона. В гипермаркетах площадью около 10 000 м2 эта зона составляет примерно 7-8 метров. В магазине площадью 100 м2 входная зона составит 1-1,5 метра.
Незанятая зона на входе нужна для того, чтобы покупатель мог притормозить шаг, осмотреться, привыкнуть к новому помещению и настроиться на совершение покупки. Помимо этого, если вход совпадает с выходом, то пересекаются входящий и выходящий потоки – обеспечьте людям возможность свободного движения, особенно если выходящий поток нагружен тележками или сумками с крупными покупками.
Это место, где покупатель должен суметь охватить взглядом все пространство зала – желательно, что бы все группы товаров попали в поле его зрения. Если магазин очень велик или имеет сложную архитектурную форму, то можно порекомендовать при входе разместить плакат или схему магазина с указанием групп и категорий товаров. А также обязательно повесить потолочные указатели отделов и секций – вся система навигации должна быть видна покупателю еще при входе.
Вход в магазин и зона сразу за входными дверями должны быть свободными. Подойдите к своему магазину, потом зайдите внутрь и проверьте, нет ли нигде типичных недочетов:
- скользкие ступеньки или пол при входе; мокрый и грязный коврик; плохо открывающиеся двери; тепловая завеса, направленная прямо в лицо входящим посетителям; неприветливый сотрудник службы безопасности; вечно ломающиеся шкафчики камеры хранения; хаотичное расположение тележек и корзинок для отбора товара; сломанные входные турникеты (если есть); пересекающиеся покупательские потоки входа и выхода; беспорядок в торговом зале сразу за входной зоной (например, выкладка валом дешевых фруктов привела к толчее пенсионеров, сквозь которую невозможно было пробиться другим покупателям); и т. п.
2. Кассовая зона.
Прежде всего надо решить, сколько кассовых боксов располагать в магазине. Первоначально при ориентировочных подсчетах за норму принимается наличие одного кассового места на 100 кв. м торговой площади продовольственного и на 150 кв. м торговой площади непродовольственного магазина. Дополнительно следует учесть проходимость магазина и товарно-форматную специфику.
Для подсчета количества касс специалисты по магазиностроению рекомендуют использовать одну из приведенных ниже формул.
где М — пропускная способность магазина (человек в час),
F — среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем,
t — время обработки одной единицы товара в секундах (сканирования штрих-кода, ввода идентификационного кода товара с помощью клавиатуры),
Т — дополнительное время, расходуемое чаще всего собственно на расчет с одним покупателем,
К — средний коэффициент использования рабочего времени кассирами, который в обычном случае принимают равным 0,7,
3600 – секунд в одном часе.
При расчете по такой формуле, например, для магазина с пропускной способностью 350 человек в час, где кассир тратит 5 секунд на обработку одного вида продукции и 20 секунд на расчеты, потребуется установка семи кассовых мест.
Другая формула выглядит так:
Эта формула вместо пропускной способности учитывает площадь торгового зала (S), при этом минимальная площадь торгового зала (S), определяется строительными нормами и правилами (СниП) и составляет 2,5 м на человека. Если произвести расчет по этой формуле для магазина с теми же параметрами и площадью в 600 кв. м, оказывается, что в ней надо установить всего пять кассовых мест (одно место на 120 кв. м). Такое различие в расчетах позволяет говорить о том, что для оптимального проектирования кассовой зоны следует тщательно учитывать конкретные условия и вводить определенные поправки.
Владелец магазина может выбрать для себя две различные стратегии обслуживания покупателей на кассовом узле. Первая: можно рассчитать и поставить оптимальное количество кассовых узлов, которые буду равномерно загружены в течение всего года с учетом особенностей проходимости (например, учитывая, что вечером покупателей больше – ориентироваться будем на этот показатель, а не на средний по всему дню). Во время повышенной проходимости (например, дни национальных праздников), безусловно, очереди в кассу появятся. Тем не менее, эта стратегия сэкономит общее пространство зала в течение всего года и затраты на установку и обслуживание кассового узла. Такой вариант подходит для магазинов формата возле дома (где каждый торговый метр на счету), а также для магазинов без резких скачков проходимости.
Вторая стратегия – иметь резервную кассу (одну, две или больше, зависит от магазина), которая будет открываться в часы наибольшего наплыва посетителей. Этот вариант подходит для больших магазинов самообслуживания, а также магазинов с неравномерной проходимостью (например, расположенных в крупных торговых центрах, в которых посещаемость в выходные в разы выше, чем в будни).
Выделяют три основные схемы расстановки собственно торгового оборудования:
Решетка — параллельное расположение торгового оборудования, чаще используется для продовольственных магазинов и супермаркетов, магазинов хозяйственных и строительных товаров, книжных магазинов. Оптимально для торговых залов площадью от 200 м2. При такой планировке нужно учесть высоту стеллажей в первой части зала – важно, что бы они не перегораживали обзор покупателю при входе. Обязательно наличие подвесных указателей, показывающих основные зоны торгового зала.
Плюсы: дает возможность рационально использовать пространство.
Минусы: при неправильном расположении стеллажей и отсутствии указателей сложно найти нужный товар, торговый зал не просматривается.
Петля или бутиковая — движение покупателей организовано по кругу, в центре расположено островное торговое оборудование. Используется для магазинов одежды и обуви, ювелирных украшений, бижутерии, отдельных групп товаров промышленного назначения – для большинства магазинов площадью 50-150 м2. Может применяться для планировки отдельных секций внутри магазина с большой площадью.
Плюсы: торговый зал полностью просматривается.
Минусы: мало места для выкладки товара.
Лабиринт — все конструкции и проходы расположены ассиметрично, создавая задуманную атмосферу. Подходит для магазинов товаров для молодежи, используется для необычных дизайнерских или технологичных товаров (молодежная или дизайнерская одежда, магазины цифровой или компьютерной техники, салоны подарков, бутики дизайна интерьеров и т. п.). Нежелательно для магазинов с площадью выше 300 м2 (иначе покупателю будет трудно ориентироваться, возникнет ощущение хаоса).
Плюсы: индивидуальность магазина.
Минусы: можно запутаться.
Безусловно, не обязательно четко придерживаться образцов планировки, приведенных выше. Тем более, что особенности помещения, в котором располагается магазин, могут и не позволить спланировать то, что правильно. Поэтому, главный принцип – учитывая характеристики здания и товарную специфику магазина, сделать так, чтобы планировка была максимально удобна для покупателя.
Коэффициент установочной площади.
В торговом зале площадь, занятая торговым оборудованием (установочная площадь), определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). Планировка считается удачной, если достигнуто равновесие между комфортом для покупателей и эффективным использованием торгового пространства.
Показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку).
Коэффициент = установочная площадь (м2)
установочной общая площадь торгового зала (м2)
Оцените свой магазин. Допустим, торговая площадь магазина — 1000 м2, а оборудование занимает в нём в общей сложности 500 м2.
Ку=500/1000=0,5. Для большинства магазинов рекомендуемый коэффициент установочной площади 0,25-0,35 (макс. 0,4). Этот коэффициент могут использовать продуктовые магазины, супермаркеты/гипермаркеты, обычные магазины одежды и другие магазины, имеющие напольное торговое оборудование и торгующие товарами средних размеров.
В зарубежных универмагах средний коэффициент установочной площади 0,29; в магазинах обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение oт которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала.
Существуют также категории магазинов, для которых такой коэффициент не применим. Например, магазины одежды для подростков часто делают очень тесными, с узкими проходами. А ювелирный салон или бутик дорогой одежды могут иметь большие площади с минимумом торговой мебели. В магазинах бижутерии и аксессуаров для волос вообще может не быть торгового оборудования – весь товар развешивается на пристенных панелях.
4. Магистраль основного покупательского потока
Организуйте пространство таким образом, что бы покупатели шли по естественному ходу движения – против часовой стрелки. Правая от входа стена торгового зала считается самым выигрышным участком – мы в первую очередь обращаем внимание на то, что находится по правую руку от нас и движемся справа налево.
По возможности выделите магистраль визуально – разметкой или яркими POS-материалами. Магистраль не должна прерываться и должна начинаться и заканчиваться в одной точке, то есть быль «кольцевой». Это обеспечит возможность провести покупателя через весь магазин, показать ему наибольшее количество товара.
Существуют эргономические нормы, определяющие минимальные параметры магистралей:
— минимальное место для прохода одного человека с корзиной составляет 87 см;
— для того, чтобы два человека с корзинами разошлись в проходе, требуется 2 м;
— для того, чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
— в случае, если один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, а другой проходит мимо с корзиной, необходимо минимальное расстояние 1,25 м;
— при высоком оборудовании и узком проходе покупатель будет испытывать тесноту, чувство опасности и даже угрозу. Лучшее соотношение ширины прохода и высоты оборудования — 3:4.
Другие важные составляющие микромира магазина
Оформление интерьера должно соответствовать концепции магазина и оформлению фасада. Бывает, что цветовое решение логотипа и вывески не всегда совпадает с оформлением магазина: например, логотип компании выполнен оригинальным черным шрифтом в сочетании с графическим символом на ярко-зеленом фоне, а внутреннее оформление зала в теплых бежево-оранжевых тонах, кое-где подчеркнутое фирменным зеленым цветом. В любом случае не должно быть диссонанса в оформлении (например, когда логотип выполнен в пастельных тонах с использованием округлого шрифта, а в магазине нас встречает интерьер в стиле хай-тек).
Элементы фирменного стиля должны найти отражение в:
— цвете стен, пола и потолка торгового зала;
— цвете и дизайне торгового оборудования;
— цвете и стиле униформы продавцов и другого персонала;
— дизайне вывесок и указателей;
— музыкальных и ароматических композициях.
Важно и нужно все элементы внешнего оформления магазина и торгового зала представлять как единое целое: цветовое оформление зала должно соответствовать общей концепции магазина и перекликаться с оформлением фасада и вывески, музыка должна нравиться целевым покупателям и не вступать в диссонанс с ароматической композицией магазина, а освещение выгодно представлять тот или иной товар. Из таких «мелочей», как указатели, подсветка стеллажей, музыка и запах, цвет стен и униформы продавцов и складывается единый образ магазина.
Но нужно помнить и о стандартах оформления, которые регулируются государственными актами: СНиПами, ГОСТами, Законом «О рекламе», Законом «Об авторских и смежных правах» и другими разрешительным документами. Магазин должен быть не только красивым и эффектным, но и безопасным для покупателя и отвечающим стандартам планировки и оформления.
И еще один важный момент: красиво и удобно должно быть не только в торговом зале. Подсобные помещения и помещения для персонала тоже требуют внимательного отношения. Это – отражение общей культуры обслуживания, которое проявится во всем – и в новой вывеске, и в красивом оформлении зала, и в чистоте склада и комнате отдыха продавцов.
[1] Мы говорим именно о входной зоне, входе в магазин, а не о начале покупательского потока непосредственно в торговом зале.
💡 Видео
Закимова А лекция №6 - Визульный мерчандайзинг в магазинеСкачать
Как открыть табачный магазин. Сколько зарабатывают табачные магазины.Скачать
Онлайн-урок «Экспозиционная терапия»Скачать
Как посчитать площадь комнаты в квадратных метрах – снято на видеоСкачать
ЭКСПОЗИЦИЯ в КПТ. Посмотри в глаза своему страхуСкачать
Как побороть страх? Экспозиционная терапия. Ася Казанцева / Мозги #8Скачать
PRO показатели эффективности в ритейлеСкачать
Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать
Царь-макет. Диорама достопримечательностей России. ОбзорСкачать
Экспозиционная деятельность в музееСкачать
Математика 2 класс. Что такое площадь фигуры и единицы измерения площади. ВидеоурокиСкачать
22 квадрата Шоу-рума продают на 6,5 миллионов // Шоу-рум - это точка Роста мебельного бизнесаСкачать
Обустройство выносным холодом нового супермаркета в республике Калмыкия, г. Элиста😍Скачать
КАК СДЕЛАТЬ МЕРЧАНДАЙЗИНГ В МАГАЗИНЕ ОДЕЖДЫ?Скачать
Москва Китайгородская. Пешком... @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Техника "Экспозиция" в КПТСкачать