что относиться к торговой площади

Содержание
  1. Торговая площадь: виды и особенности
  2. Гипермаркет
  3. Супермаркеты
  4. Универсамы
  5. Классические магазины
  6. Павильоны
  7. Киоски
  8. Использование торговых площадей на территории торговых центров
  9. Торговая площадь — это что такое?
  10. Как ведется расчет торговых площадей
  11. Как вычисляется площадь торгового зала
  12. Договор аренды: читаем внимательно
  13. Как сэкономить на выставочном зале
  14. Поговорим о площади торгового места
  15. В чем же разница
  16. Разберемся в понятиях
  17. Несколько практических советов
  18. Что еще можно предпринять
  19. Владельцам кафе и баров
  20. На заметку арендодателю
  21. Площадь торгового зала
  22. Законодательные нормы
  23. Документальное подтверждение
  24. Расчет площади торгового зала с учетом его фактического использования для обслуживания покупателей
  25. Особенности отнесения торговых залов, расположенных в здании, к одному или нескольким объектам организации торговли
  26. В торговом зале осуществляется торговля, облагаемая и не облагаемая ЕНВД

Видео:5 правил поиска помещения для вашего бизнеса. Как найти помещение под магазин, кофейню или ресторан.Скачать

5 правил поиска помещения для вашего бизнеса. Как найти помещение под магазин, кофейню или ресторан.

Торговая площадь: виды и особенности

Торговая площадь – это помещение коммерческого предприятия, в котором выставлены товары для ознакомления и продажи потребителям. Торговые площадки могут быть сгруппированы по различным критериям, но наибольшее значение имеет классификация в зависимости от принципа функционирования и размеров выставочного зала. В связи с этим виды торговой площади розничных магазинов бывают следующие: гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, обычные магазины, павильоны и ларьки (киоски).

Видео:Покупка коммерческой недвижимости | История из жизниСкачать

Покупка коммерческой недвижимости | История из жизни

Гипермаркет

Гипермаркет – это самая большая торговая точка по площади и ширине ассортиментного ряда. Более 80000 наименований продукции, разделённые по отделам, выставляются на площади более 1000 кв. м. Как правило, торговая площадь данного типа располагается либо на въезде в город рядом с трассами федерального значения, либо в крупных торговых центрах с наличием достаточного числа парковочных мест для клиентов.

Гипермаркеты могут иметь разную направленность, но самые многочисленные — продовольственного и строительного характера. Они привлекательны для потребителя не только большим выбором товаров, сезонными скидками и акциями, но и продукцией собственного производства, на которые обычно устанавливаются цены ниже рыночных. Товары имеют на упаковке логотип торговой марки гипермаркета, причём модельный ряд такой продукции включает не только хлебобулочные и кулинарные изделия, но и бакалею, мясные и рыбные продукты, хозтовары и др.

что относиться к торговой площади

Видео:Виды и классификация розничных торговых предприятийСкачать

Виды и классификация розничных торговых предприятий

Супермаркеты

Торговая площадь супермаркетов чуть меньше (от 600 до 1000 кв. м), чем гипермаркетов, соответственно, меньше и ассортимент, однако сохраняются все категории товаров продовольственного и хозяйственного назначения. В супермаркетах, как и в гипермаркетах, продажа продукции осуществляется по принципу самообслуживания, покупатель берёт специальную тележку или корзину, самостоятельно выбирает товар и оплачивает его кассе. В некоторых супермаркетах имеется даже хлебопекарный и кулинарный отделы. Как и во всех магазинах самообслуживания, у супермаркетов потоки входящих и выходящих клиентов разграничиваются по отдельным зонам.

что относиться к торговой площади

Видео:Концепция - ключ к успеху торгового центраСкачать

Концепция - ключ к успеху торгового центра

Универсамы

Согласно ГОСТу Р51772-2009, размер торговой площади универсама должна составлять от 200 до 600 кв. м. Эти магазины также работают по принципу самообслуживания, а товары выложены на открытых полках стеллажей, выстроенных в ряды по отделам (мясной, молочный, бакалея, выпивка, кондитерские и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты, консервы, непродовольственные товары). Наибольший удельный вес из всего ассортимента составляют продукты ежедневного спроса.

что относиться к торговой площади

Главное отличие, кроме площади торгового зала, универсальных магазинов от предыдущих двух видов – это ограниченный ассортимент хозяйственной продукции, которая сводится к самым ходовым товарам первой необходимости. Кроме того, в таких магазинах редко предусматривается наличие парковки для автотранспорта клиентов. Универсамы, как правило, располагаются в спальных районах жилых домов и ориентируются на поток потребителей, состоящий из жителей данной локализации.

Видео:+Назначение классификация, и виды торгового оборудования и инвентаряСкачать

+Назначение  классификация, и виды торгового оборудования и инвентаря

Классические магазины

Магазин в традиционном понимании – это небольшая торговая площадь (до 300 кв. м), на которой розничная продажа и обслуживание клиентов ведётся по принципу «через прилавок». Все товары располагаются на витрине (полка закрытого типа) либо на открытых стеллажах за прилавком на расстоянии отчётливой видимости. При этом клиент может рассмотреть продукцию, но не может её забрать без помощи продавца.

что относиться к торговой площади

Такая система оправдана при низком трафике клиентов. В некоторых магазинах действует система самообслуживания с участием продавца-консультанта, чаще всего она встречается в узкоспециализированных магазинах, по площади не дотягивающих до супермаркета. Магазины могут быть не только продовольственными, но и реализующими отдельную группу товаров: медикаменты (аптеки), цветы, строительные материалы, мелкую бытовую технику, домашний текстиль, одежду, обувь, подарки и сувениры и т. .

Видео:Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать

Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1

Павильоны

Площадь торгового павильона достаточно маленькая, не более 20 кв. м. В нем могут продаваться как продовольственные, так и непродовольственные товары с довольно узким ассортиментом. Яркий пример – павильоны на территории рынка (мясные, рыбные, овощные и др.). Реализация на таких площадях ведётся либо через прилавок, либо через окно.

что относиться к торговой площади

Видео:Инвестиции в недвижимость: купить квартиру под сдачу или коммерческое помещение? Считаем выгоду!Скачать

Инвестиции в недвижимость: купить квартиру под сдачу или коммерческое помещение? Считаем выгоду!

Киоски

Киоск – это отдельное торговое предприятие без торговой площади, а значит, покупатель не может зайти внутрь, визуализация товара происходит через стекло небольшой витрины. Киоск всегда имеет узкую специализацию и ограниченный товарный ряд. Примеры: газетные киоски, киоски по продаже сигарет, фаст-фуда, алкогольных и прохладительных напитков. Торговые точки данного типа можно встретить в местах большого скопления людей, таких как вокзалы, остановки общественного транспорта, общественные парки и другие места отдыха. Киоски ведут продажу товаров через окно и ориентированы на мгновенное удовлетворение единичной потребности у граждан.

Видео:Эффективное управление торговым центром - как изучить “пути клиента” и привлечь посетителейСкачать

Эффективное управление торговым центром - как изучить “пути клиента” и привлечь посетителей

Использование торговых площадей на территории торговых центров

Торгово-развлекательные центры содержат торговые площади разных видов и размеров, среди которых можно выделить:

что относиться к торговой площади

  • Магазины-павильоны с выкладкой товара по периметру торгового зала, занимают самый широкий сегмент торгового центра, снаружи оборудованы стеклянными витринами, максимально увеличивающими визуализацию товаров.
  • Супермаркеты и гипермаркеты с наибольшими размерами площади, самые крупные обычно располагаются на самом нижнем этаже.
  • Зоны отдыха, включающие предприятия общественного питания и отдыха (кафе, рестораны, фаст-фуд, кинотеатры, игровые площадки, боулинг и др.).
  • Островные киоски располагаются в середине проходной зоны, это могут быть небольшие витрины с бижутерией, аксессуарами, галантереей и т. д.
  • Дополнительные площади, предназначенные для предоставления некоторых услуг (ателье, страховые и кредитные компании, гравёрные и т. д.).

Видео:Мерчендайзинг в торговых сетяхСкачать

Мерчендайзинг в торговых сетях

Торговая площадь — это что такое?

Торговая площадь — это понятие, с которым имеет дело любой, кто ведет бизнес в сфере розничных продаж. Согласно определению площадью торгового зала считается та часть территории магазина (павильона либо открытой торговой площадки), что занята под выкладку товара, проведение обслуживания покупателей и денежных расчетов с ними, под кассовые кабины и контрольно-кассовые узлы, а также места для работы обслуживающего персонала и пространство для прохода покупателей.

Вопросы, связанные с площадью торгового объекта, касаются расчёта ЕНВД и актуальны для тех «вмененщиков», кто занят в розничной торговле либо общепите. Площадь зала для торговли — тот самый физический показатель, на основании которого рассчитывается единый налог. Одновременно с данным термином используются понятия торгового места или же площади торгового места. Порой бывает сложно определиться со статусом торгового объекта и точно знать, что именно из упомянутых физических показателей должно быть применено. Нужные указания можно встретить в пункте 3-м статьи № 346.29 НК РФ. Мы же сегодня постараемся внести ясность в этот вопрос самостоятельно.

что относиться к торговой площади

Видео:Что такое Торговая сессия?Скачать

Что такое Торговая сессия?

Как ведется расчет торговых площадей

Физический показатель, именуемый площадью торгового зала, применяется в случае ведения продаж путем эксплуатации объекта торговой стационарной сети, у которого имеется торговый зал размерами менее 150 кв. м. Если же торговый зал отсутствует, используется один из двух показателей — торговое место (в случае если площадь его — не выше 5 кв. м) или площадь торгового места, если таковая — более 5 квадратных метров.

Для правильного применения ЕНВД следует уточнить вопрос, где допускается розничная продажа товаров. Перевод розничной торговли на «вмененку» производится в случае ведения её в объектах, относящихся к стационарной торговой сети. В данном случае торговая площадь — это любое здание (строение либо помещение), которое предназначено либо используется для торговой деятельности. Регламентирует данный момент статья № 346.27 НК РФ. О назначении помещения можно узнать, заглянув в правоустанавливающий либо инвентаризационный документ. Речь идет о договоре купли-продажи либо аренды, техническом паспорте, а также планах, экспликациях и схемах.

На первый взгляд, можно решить, что вменённый налог можно начислять не только на площадь торговых комплексов, но и применять к любому помещению, где происходит торговля. Например, к складу или к другому непредназначенному для торговли помещению. Но согласно разъяснению Минфина продажа товаров на таких изначально непредназначенных для торговли площадях на ЕНВД не переводится.

Видео:Об уменьшении площади торговых объектовСкачать

Об уменьшении площади торговых объектов

Как вычисляется площадь торгового зала

Налоговый кодекс гласит, что определять ее следует согласно правоустанавливающим и инвентаризационным документам. Точно так же обстоят дела и относительно площади торгового места. Нередко налоговики и предприниматели спорят между собой из-за несоответствия фактически используемой под торговлю площади той, что указана в документации.

что относиться к торговой площади

Суды придерживаются в этом вопросе того мнения, что вмененный налог нужно рассчитывать на основании фактически используемых квадратных метров этой самой торговой площади. Но если подобное несоответствие не будет подтверждено свидетельскими показаниями, фотоснимками либо имеющимися перегородками (как и другими доказательствами), суд примет решение в пользу налоговиков.

Видео:Лучшие индикаторы для торговли фьючерсами Объём, Открытый интерес, Дельта объёмовСкачать

Лучшие индикаторы для торговли фьючерсами Объём, Открытый интерес, Дельта объёмов

Договор аренды: читаем внимательно

Таким образом, при аренде помещения с использованием для торговли лишь части его следите за тем, чтобы договор аренды содержал четкие пояснения относительно фактически эксплуатируемой площади. В расчет вмененного налога не входит та часть зала для торговли, которая сдается в аренду либо субаренду. Не учитываются при расчете площади торгового зала и так называемые вспомогательные помещения — административно-бытового назначения и те, что служат для хранения и приема товаров.

Если подобные помещения отгородить от торгового зала физически, количество претензий в случае проверки сразу снизится на порядок. В случае изменения размера площади либо смены ее назначения руководителю следует зафиксировать это документально во избежание разногласий с органами проверки.

Видео:BMW K100: эталон каферейсера или прогулка по хоженым тропам? #МОТОЗОНА №202Скачать

BMW K100: эталон каферейсера или прогулка по хоженым тропам?  #МОТОЗОНА №202

Как сэкономить на выставочном зале

Выставочный зал тоже можно назвать торговым — в случае реализации товаров непосредственно в нём же. Иногда демонстрация товаров, оплата и фактический отпуск производятся в различных помещениях. В этом случае правильным будет рассчитывать налог, принимая во внимание общую сумму площадей торгового помещения.

Иногда конкретным предпринимателем (организацией) ведется продажа товаров одновременно в нескольких помещениях, расположенных в одном и том же здании. Например, на обширной площади торгового центра — на разных его этажах или просто обособленно друг от друга. Тогда ЕНВД начисляется отдельно на каждое из них.

что относиться к торговой площади

Видео:Торговое дело. Урок 9. Организация розничной торговой сети. Часть 2Скачать

Торговое дело. Урок 9. Организация розничной торговой сети. Часть 2

Поговорим о площади торгового места

Торговая площадь — это необязательно огромный магазин. Продажи возможно вести и на небольшом пятачке, именуемом торговым местом. Что же входит в понятие площади торгового места и как ее определить? Налоговый кодекс на этот счёт четких указаний не даёт. Минфин считает, что в расчет ее входит наряду с территорией, где происходит непосредственная реализация товара, сумма всех площадей вспомогательных помещений. Например, в случае аренды контейнера, частично используемого под реализацию товаров, а частично — в качестве склада, расчёт налога ведется со всей его площади.

Таким образом, в отдельных ситуациях предпринимателям выгоднее, если их помещение для продаж имеет статус торгового зала. Тогда размер налога может быть уменьшен. Судебная практика содержит множество примеров разногласий о том, что считать торговым залом, а что — торговым местом. На практике ориентируются на наличие определенного пространства, на котором покупатели имеют возможность передвигаться между полками с товарами и делать свой выбор.

Видео:Разбор отрасли торговли и ритейлаСкачать

Разбор отрасли торговли и ритейла

В чем же разница

Такая особенность по определению не может быть присуща торговому месту, которое чаще всего выглядит в виде прилавка либо витрины с выложенным товаром, непосредственно с которой и производится продажа. ФНС считает, что в случае когда инвентаризационные либо правоустанавливающие документы помещения не содержат указания на статус магазина либо павильона или нет четкого определения части помещения как торгового зала, то упомянутый объект можно по умолчанию считать относящимся к стационарной торговой сети и не имеющим торгового зала.

Порой на всем рынке торговых площадей к объектам, обладающим торговым залом, относят исключительно магазины либо павильоны. То есть в случае осуществления продаж на бывшем складе требуется доказать статус помещения как торгового зала. В то же время в павильоне контейнерного типа торговый зал подразумевается по определению, исходя из одного лишь слова «павильон».

что относиться к торговой площади

Видео:Как выбрать ВЫГОДНУЮ коммерческую недвижимость в новостройках для инвестиций?Скачать

Как выбрать ВЫГОДНУЮ коммерческую недвижимость в новостройках для инвестиций?

Разберемся в понятиях

Магазином считается здание либо его часть, оборудованная специально, назначение которого — продажа товаров и оказание покупателям услуг. Магазин обязан быть обеспечен помещениями не только торговыми, но и подсобными, административно-бытового назначения, а также предназначенными для приемки, хранения товаров и их предпродажной подготовки.

К павильонам можно отнести строение, обладающее торговым залом и предполагающее одно или же несколько рабочих мест.

В ситуации обладания общей торговой площадью, не превышающей 5 кв. м, споры по поводу применения того или иного физического показателя бессмысленны. Базовая доходность в случае продаж в торговом зале или на торговом месте для налоговиков будет совершенно одинаковой. Для уменьшения налога площадь должна быть менее 5 кв. м, что, согласитесь, трудно считать торговым залом. Когда же пространство превышает 5 кв. м, расчёт ведут исходя из площади или торгового зала, или торгового места, нормативная цифра доходности которых одинакова — 1800 руб. с каждого квадратного метра.

Отсюда делаем вывод: в случае большого торгового места предпринимателю выгодней оборудовать его так, чтобы часть площади выделить под торговый зал. Ведь, как уже было сказано, оставшееся под вспомогательные помещения пространство в расчет для налога не входит.

Видео:5 Секретов, о Которых Вам Никогда Не Расскажут Работники Duty FreeСкачать

5 Секретов, о Которых Вам Никогда Не Расскажут Работники Duty Free

Несколько практических советов

Любой организующий розничную торговлю предприниматель задумывается о минимизации расходов, в том числе и о снижении платежей по налогам. В связи с чем проблема документального уменьшения торговой площади довольно актуальна. Сделать это нужно грамотно, чтобы исключить возможные претензии налоговой инспекции. Порой лучше прибегнуть к консультации бухгалтера и юриста, а также дизайнера помещений.

что относиться к торговой площади

Обычная практика — манипуляция с показателями, имеющимися в арендном договоре. Как уже упоминалось, пространство, занятое под выставочный зал с демонстрационными витринами, а также помещения для хранения и складирования товара к разряду торговой площади не относятся и для исчисления ЕНВД не учитываются. Поэтому крайне важно при подписании договора аренды следить, чтобы данные площади были выделены в отдельную категорию.

Видео:Классификация торговых предприятиСкачать

Классификация торговых  предприяти

Что еще можно предпринять

Затем следует непосредственно торговую точку оптимизировать под те показатели, что указаны в договоре. В противном случае произведенные замеры помещений при проверке могут привести к наложению штрафа.

Для этого существуют определенные дизайнерские приемы. Например, можно установить двойную витрину, задняя часть которой может использоваться под склад товара. Так как первичная оценка, как правило, бывает визуальной, то до замеров может и не дойти. У проверяющих должно сложиться определенное восприятие рассматриваемой площади.

Следует проанализировать все возможности, ведущие к повышению эффективности использования собственной торговой площади. Это и сдача части зала в аренду, и переделка территории в подсобное помещение без ущерба для основной деятельности. То есть метраж должен быть в разумных пределах уменьшен.

что относиться к торговой площади

Видео:Что такое Всемирная торговая организация?Скачать

Что такое Всемирная торговая организация?

Владельцам кафе и баров

Если речь идет о точке общепита, к торговой площади относится та территория, на которой клиенты употребляют пищу и проводят досуг. Место, где выдаются блюда и производится оплата за них, считается вспомогательным помещением.

В случае розничной торговли разумным будет заключить два различных договора на аренду того помещения, которое вы предполагаете использовать. Первый из них заключается на площадь, относящуюся к торговому залу, второй — на места демонстрации и складирования товара. Каждый из договоров должен сопровождаться планом БТИ, на котором необходимо произвести раздел пространства. Само помещение разграничивается благодаря перегородкам, при этом зал для демонстрации товаров можно обозначить соответствующей табличкой.

В случае с предприятием общепита на плане БТИ следует выделить зоны подачи пищи и ожидания покупателей в очереди. Такой план послужит инвентаризационным и правоустанавливающим документом — главным аргументом при проверке налоговых органов. В самом же помещении зоны, не предназначенные под проведение досуга и прием пищи, разумнее всего выделить красивыми декоративными перегородками либо специальными ширмами.

что относиться к торговой площади

Видео:Магазин продукты овощи фруктыСкачать

Магазин продукты овощи фрукты

На заметку арендодателю

Тот, кто сдаёт собственную площадь в аренду под торговлю либо предприятие общественного питания, заинтересован прежде всего в собственной материальной выгоде. Неразумно было бы установить одну и ту же цену на всю сдаваемую площадь. Это даст лишнюю пищу для размышлений проверяющим органам.

Рациональнее всего прикинуть желаемую сумму прибыли и разделить ее на две отдельные статьи — относительно низкую цену на аренду складских помещений и заведомо высокую стоимость аренды торгового зала.

Другие полезные в этом случае действия: заключение отдельных договоров (как уже упоминалось) на разные категории площади и разбивка всего помещения на несколько отдельных арендных единиц, договор на каждый из которых заключается с разным лицом. Минус данного способа — необходимость установки нескольких кассовых аппаратов.

Площадь торгового зала

«Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 4

Площадь торгового зала — это показатель, при применении которого у плательщиков ЕНВД возникает много вопросов. Статья посвящена определению площади торгового зала в случаях ее использования в деятельности, облагаемой и не облагаемой ЕНВД, а также при перераспределении площадей. Кроме того, рассмотрены вопросы, касающиеся отнесения к объекту организации торговли одного или нескольких торговых залов, расположенных в одном и том же здании.

Законодательные нормы

Розничная торговля, осуществляемая в магазине, павильоне, подпадает под уплату ЕНВД, если площадь торгового зала в таком объекте организации торговли не превышает 150 кв. м, а решением муниципального образования в отношении этой деятельности введен указанный налог (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). С одной стороны, площадь торгового зала учитывается при использовании ограничения на применение ЕНВД, с другой — участвует при расчете единого налога.

При определении данной площади нужно знать, какие именно помещения учитываются, какие нет, что подтверждается инвентаризационными и правоустанавливающими документами. Площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, в нее входит площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (ст. 346.27 НК РФ). Площадь торгового зала может находиться как в собственности, так и в аренде. При расчете этого показателя не учитывается площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей.

Отметим, что понятие подсобного помещения в Письме Минфина России от 06.11.2008 N 03-11-04/3/496 предлагается взять из ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» .

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

В этом ГОСТ дано определение помещения (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, а также административно-бытового помещения.

Итак, подсобное помещение магазина — это часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли. В соответствии с этим в Письме сделан вывод, что площади коридора и тамбура не включаются в площадь торгового зала, если не используются для осуществления розничной торговли.

Отметим, что признание помещения подсобным само по себе не является основанием для того, чтобы не учитывать его площадь при исчислении ЕНВД, так как необходимо соблюдение дополнительного критерия: в этом помещении не должно осуществляться обслуживание покупателей (ст. 346.27 НК РФ). Причины применения данного условия следующие:

  • наименование помещения в правоустанавливающих и иных документах может не соответствовать характеру его фактического использования;
  • такое помещение может частично или полностью, временно или постоянно использоваться для обслуживания покупателей.

В подобных случаях возможно, что указанные площади нужно будет учитывать при расчете ЕНВД.

Финансисты в Письмах от 17.04.2009 N 03-11-09/142, от 26.03.2009 N 03-11-09/115 обращают внимание на необходимость конструктивного обособления подсобных и иных аналогичных помещений от помещений, в которых обслуживают покупателей. Отметим, что следование данной рекомендации снижает риск возникновения претензий со стороны налоговиков.

Документальное подтверждение

В ст. 346.27 НК РФ разъяснено, что площадь торгового зала определяется на основании любых документов, содержащих необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта организации торговли, а также подтверждающих права на помещения на основании:

  • инвентаризационных документов, например технических паспортов на нежилое помещение, планов, схем, экспликаций, приказов о перераспределении площадей, фотографий помещений;
  • правоустанавливающих документов, например договоров купли-продажи, аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешений на право обслуживания посетителей на открытой площадке.

Правоустанавливающие и инвентаризационные документы в совокупности дают общую картинку о наличии и характере использования площадей. В некоторых случаях, например при перепланировке помещения, существенную роль могут играть не технический паспорт, план, схема или договор аренды, а иные документы, такие как приказ по организации, фотографии помещения. Примером важности анализа совокупности документов служит Постановление ФАС ВСО от 11.03.2009 N А33-4391/08-Ф02-819/09, в котором сделан вывод: указание в техническом паспорте на то, что площадь конторского помещения относится к торговой, не является безусловным основанием для ее отнесения к площади торгового зала. Суд установил, что понятие «торговая площадь» не тождественно понятию торгового зала и само по себе не доказывает факт наличия в здании и спорном помещении торгового зала. А из иных документов не следовало, что организация осуществляет торговую деятельность в данных помещениях.

Расчет площади торгового зала с учетом его фактического использования для обслуживания покупателей

Налогоплательщик, приобретая в собственность либо арендуя торговые помещения, нередко осуществляет в них перепланировку для того, чтобы использовать площади более рационально, в соответствии со своими предпочтениями. В этом случае площадь торгового зала может остаться неизменной, уменьшиться, увеличиться. Рассмотрим такие случаи.

Примечание. При изменении площади торгового зала нужно проверить соблюдение предельного размера площади, при котором возможна уплата ЕНВД.

Налогоплательщик может решить увеличить площадь, предназначенную для демонстрации товаров, за счет площади проходов для покупателей. В подобной ситуации площадь торгового зала не изменится и налоговые риски не возникнут. Он также может площадь, предназначенную для выкладки товара, увеличить за счет подсобного помещения, в результате чего увеличится площадь торгового зала. В этом случае необходимо своевременно применить п. 9 ст. 346.29 НК РФ, согласно которому если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, то при исчислении суммы единого налога данное изменение учитывается с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. В ситуации, когда часть подсобного помещения уже используется для выкладки товара, а в технический паспорт и иные инвентаризационные документы изменения не внесены, нужно применять ст. 346.27 НК РФ, предусматривающую, что при определении площади торгового зала не учитывается площадь подсобных помещений, в которых не производится обслуживание покупателей. Следовательно, если в подсобном помещении фактически осуществляется обслуживание покупателей, то независимо от отражения в техпаспорте изменений налогоплательщику нужно увеличить площадь торгового зала при исчислении ЕНВД.

Возможна обратная ситуация, когда площадь подсобного помещения увеличивается за счет площади торгового зала, в результате чего последняя уменьшается. Позиция финансистов по этому вопросу высказана в Письме от 19.10.2007 N 03-11-04/3/411: при исчислении ЕНВД учитывается уменьшенная площадь торгового зала, если это подтверждается данными инвентаризации, например техническим паспортом, экспликацией. То есть финансисты предусматривают, что пока соответствующие изменения торговых площадей не отражены в названных инвентаризационных документах, у налогоплательщика нет никаких оснований для уменьшения площади торгового зала при определении вмененного дохода. Подобной позицией руководствуются и налоговые инспекции.

Но суды их не поддерживают. Они исходят из того, что обязательным признаком отнесения площадей к категории «площадь торгового зала» и учета при исчислении ЕНВД является фактическое использование площадей при осуществлении торговли. И суды в случае перепланировки обращают внимание не только на технические паспорта БТИ, план, экспликацию, договор аренды, но и на другие документы (приказы по организации о разграничении помещений, фотоснимки помещений), подтверждающие размер фактически используемой площади для обслуживания покупателей, конструктивную обособленность помещений.

Ярким примером служит Постановление ФАС ЦО от 22.05.2008 по делу N А48-3680/07-2 . В нем рассмотрена ситуация, когда перераспределение площадей явилось следствием совершенного ранее хищения товара. Налогоплательщик решил, что отсутствует необходимость в использовании всех площадей магазина, поскольку реализовывался только оставшийся после хищения товар. Приказом он перераспределил торговую площадь магазина и распорядился вести торговлю в торговом зале N 1, а помещение N 2, включающее два торговых зала, использовать в качестве склада для хранения товара. Использование помещения N 2 в качестве склада подтверждается соответствующим приказом. О перераспределении площади налогоплательщик сообщил инспекции заявлением с указанием площади, на которой будет осуществляться розничная торговля. Помимо этого, налогоплательщик направил в ОГУП «Орловский центр «Недвижимость» заявление с просьбой о внесении изменений в технический паспорт нежилого помещения, но получил отказ в проведении обследования и во внесении изменений в технический паспорт в связи с тем, что в отношении названного помещения определением районного суда были введены обеспечительные меры. Суд признал обоснованным исчисление ЕНВД исходя из уменьшенной площади торгового зала. Невнесение изменений в технический паспорт было обоснованно и не играло решающей роли в рассматриваемом вопросе.

Определением ВАС РФ от 17.10.2008 N 11370/08 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичный вывод сделал ФАС ПО в Постановлении от 25.08.2009 по делу N А12-468/2009 , рассмотрев ситуацию, когда организация, издав приказы, распределила помещения в арендованных магазинах на площадь торгового зала и площадь, предназначенную для хранения товарного запаса. Судебная инстанция обратила внимание на то, что факт отделения от торгового зала площадей для хранения товаров подтверждается фотоснимками торговых залов и подсобных помещений, кроме того, помещения для хранения товара в торговом зале отгорожены витринами.

Определением ВАС РФ от 16.12.2009 N ВАС-16769/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Подобную позицию высказал ФАС ВСО в Постановлении от 14.01.2009 N А33-4993/08-Ф02-6838/08.

Подтверждает данную точку зрения и Постановление ФАС СЗО от 09.04.2010 по делу N А66-5675/2009. По мнению арбитров, налоговики неправомерно доначислили предпринимателю ЕНВД, сославшись на то, что общая площадь торгового зала магазина составляет менее 150 кв. м, поскольку нежилое помещение, обозначенное в техническом паспорте объекта как «кабинет», правомерно было учтено предпринимателем как торговая площадь в связи с тем, что спорное помещение не являлось подсобным, а фактически использовалось для выкладки, демонстрации товаров (ковров) покупателям.

Таким образом, если организация решила часть площади торгового зала использовать в качестве подсобного помещения, места для хранения товара и т.п., то ей необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • издать приказ о перепланировке помещения, в котором следует указать причины данного мероприятия;
  • разграничить площади, например с помощью конструкции, витрины;
  • фактически использовать соответствующую часть торгового зала для целей, не связанных с обслуживанием покупателей;
  • подать документы в БТИ для внесения изменений в технический паспорт;
  • имеет смысл уведомить налоговую инспекцию о факте перепланировки и изменении в меньшую сторону площади торгового зала.

Если налогоплательщик фактически использует часть торгового зала не для обслуживания покупателей, то при отсутствии в техническом паспорте помещения, экспликации и других документах данных о перепланировке помещения он вправе уменьшить площадь торгового зала при исчислении налога. Но в этом случае ему нужно быть готовым к спорам с налоговой инспекцией, а свою правоту, в том числе в суде, он сможет доказать на основании приказа о перепланировке, фотографий помещений и иных документов.

Особенности отнесения торговых залов, расположенных в здании, к одному или нескольким объектам организации торговли

Напомним, что пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусматривает критерий, при соблюдении которого розничная торговля может подпадать под обложение ЕНВД: площадь торгового зала не превышает 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (магазину, павильону). Рассмотрим ситуацию, когда в здании находится несколько торговых залов, через которые налогоплательщик осуществляет розничную торговлю. При принятии решения, суммируются ли площади этих залов, нужно определить, сколько в здании у налогоплательщика объектов организации торговли и к какому из них относится тот или иной торговый зал. Законодатель не прописал, какими критериями в этом случае нужно руководствоваться. Официальная позиция неоднозначна, что запутывает налогоплательщика, налоговые органы и повышает риски налоговых споров.

Например, в Письмах Минфина России от 29.04.2010 N 03-11-11/127, от 19.05.2010 N 03-11-11/143 сказано, что если находящиеся в здании помещения, имеющие торговые залы, согласно инвентаризационным и (или) правоустанавливающим документам, относятся к одному торговому объекту (магазину или павильону), то для целей гл. 26.3 НК РФ учитывается общая площадь торговых залов всех помещений. То есть если в договоре говорится, что в аренду передается магазин, и приведен перечень помещений, относящихся к этому магазину, то при определении площади торгового зала данного магазина нужно суммировать площади всех торговых залов. Предложенный вариант достаточно упрощен и не учитывает особенности ситуации, в том числе возможность объединения собственником (арендатором) двух объектов организации торговли в один либо разделения одного объекта организации торговли на два объекта и более.

Более рациональные критерии, по мнению автора, приведены в Письме Минфина России от 17.04.2009 N 03-11-09/142:

  • помещения, используемые под магазины, конструктивно обособлены;
  • в каждом магазине ведется раздельный учет полученных доходов с применением контрольно-кассовой техники.

В Письме сделан вывод, что при соблюдении указанных условий площадь торговых залов магазинов, расположенных в многофункциональном комплексе, рассчитывается отдельно.

Отметим, что конструктивная обособленность помещений — основное условие, на которое обычно обращают внимание финансисты и налоговые инспекции в данном вопросе. В Письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-11-06/3/32 рассмотрена ситуация, когда организация осуществляет розничную торговлю в магазине, площадь которого более 150 кв. м. На эту площадь, находящуюся в ее собственности, имеется технический паспорт и свидетельство о государственной регистрации. У магазина есть пристройка, которая находится в собственности другой организации, имеющая общую стену и один и тот же адрес, но отдельный вход. Торговая площадь пристройки 41 кв. м, что подтверждает отдельный технический паспорт на нее. В случае заключения организацией договора аренды этой пристройки для ведения розничной торговли площади торговых залов, как конструктивно обособленные, нужно рассчитывать отдельно.

Суды при определении, нужно ли суммировать площади торговых залов, находящихся в здании, учитывают совокупность критериев, которые позволяют дать более точный ответ. Приведем два примера таких решений.

ВАС РФ в Определении от 02.11.2009 N ВАС-7430/09 проанализировал ситуацию, когда налогоплательщик, применяя общий режим налогообложения, исходил из условий договора, согласно которым ему в торговом центре было передано в аренду одно торговое место общей площадью 203,9 кв. м. Но судьи пришли к иному выводу (платить ЕНВД нужно), основываясь на следующем:

  • налогоплательщик осуществлял розничную торговлю через три торговых зала, площади которых в отдельности не превышают 150 кв. м.;
  • залы обособлены друг от друга, имеют отдельный вход, в каждом из них установлена ККТ.

ФАС ЗСО в Постановлении от 15.01.2009 N Ф04-8161/2008(18804-А81-27) посчитал, что каждый отдел в торговом зале является самостоятельным объектом организации торговли. Была рассмотрена ситуация, когда на территории второго этажа торгового центра налогоплательщиком осуществлялась торговля в трех отделах «Одежда и обувь», «Бытовая химия», «Бытовая техника». Судьи исходили из того, что в каждом отделе имелись ККТ, продавцы и обслуживающий персонал, велся раздельный бухгалтерский учет, реализовывался товар разного ассортимента, видов и групп. Суд отметил, что Налоговый кодекс не содержит правовой нормы, позволяющей объединять площади торговых залов объектов организации торговли по основанию нахождения их в одном торговом зале и принадлежности одному субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность.

Определением ВАС РФ от 26.06.2009 N ВАС-5682/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Из арбитражной практики установлено, что налогоплательщику нужно обращать внимание на следующие признаки того, что торговые залы, находящиеся в одном здании, относятся к разным объектам организации торговли:

  • наличие самостоятельных входов в торговые помещения;
  • наличие перегородок либо иных границ между торговыми залами;
  • наличие в каждом торговом зале ККТ;
  • наличие в каждом торговом зале продавцов и обслуживающего персонала;
  • отличный ассортимент групп товаров, продаваемых в разных торговых залах;
  • ведение раздельного учета по разным торговым залам;
  • наличие вспомогательных помещений, не предназначенных для обслуживания покупателей.

В торговом зале осуществляется торговля, облагаемая и не облагаемая ЕНВД

Нередко на территории торгового зала осуществляется торговля, облагаемая ЕНВД и по иному режиму налогообложения. При отсутствии разграничения территории торгового зала возникает вопрос: как определять его площадь для целей применения гл. 26.3 НК РФ? Налоговый кодекс данную ситуацию не рассматривает, а между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями в течение продолжительного времени шли споры относительно возможности уменьшения площади торгового зала при определении вмененного дохода в соответствии с каким-либо критерием, например исходя из выручки от торговли, облагаемой и не облагаемой данным налогом. Теперь по этому вопросу у контролирующих органов и высшей судебной инстанции сформировалось единое мнение, хотя и не в пользу налогоплательщика.

Финансисты в Письме от 22.04.2009 N 03-11-06/3/101 отметили, что порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении в нем одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала (в квадратных метрах), Налоговым кодексом не определен. При этом для целей исчисления ЕНВД и иного налога используются разные показатели, формирующие налоговую базу. Значит, при осуществлении в одном торговом зале розничной торговли продукцией собственного изготовления, облагаемой в рамках УСНО, и розничной торговли сопутствующими товарами, облагаемой ЕНВД, при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать общую площадь торгового зала.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.10.2009 N 9757/09 сделал аналогичный вывод. Он указал: то обстоятельство, что на площади одного торгового зала налогоплательщик осуществляет два вида деятельности, облагаемых по разным режимам налогообложения, не является основанием для изменения значений физического показателя либо базовой доходности по ЕНВД. Так как реализация товаров в розницу осуществляется на территории всего торгового зала, а граница, разделяющая торговый зал для нужд розничной и оптовой торговли, отсутствует, то при исчислении суммы ЕНВД необходимо учитывать всю площадь торгового зала, на которой осуществляется розничная торговля. При этом высшая судебная инстанция отменила решение кассационной инстанции, исходившей из того, что для исчисления ЕНВД площадь торгового зала подлежит определению пропорционально выручке, полученной от розничной торговли.

Позицией Президиума ВАС РФ руководствуются суды, например ФАС СКО, который в Постановлении от 26.04.2010 по делу N А53-14857/2009 в аналогичной ситуации пришел к такому же выводу.

Поделиться или сохранить к себе: