- № 465 — История Красной Площади.Когда уложили брусчатку на красной площади Москвы
- В каком году положили брусчатку на Красной площади?
- Архнадзор
- Чем покрыта современная Красная Площадь
- Итак, брусчатка, которая сохранилась до наших дней, была уложена не так давно, а именно – в 1930 году. Она выложена Габбро-диабазом, камнем редкой магматической породы, обтесанным вручную. Эта порода была выбрана не случайно, ведь главное ее достоинство заключается в потрясающей прочности, которой уступает даже гранит. Поэтому после военных парадов, когда по брусчатке проезжают танки и прочая тяжелая техника, она остается целой и невредимой.
- Что же это за камень такой? Он относится к глубинным вулканическим породам. По минеральному составу ближе всего к базальту, обладает плотной однородной структурой. Сформировался примерно в тот же период, что и гранит.
- Надо сказать, что Габбро-диабаз – это дорогой камень, так как в мире существует всего три основные зоны его добычи:
- В Австралии;
- В Крыму;
- В Карелии.
- В Крыму камень низкого качества ввиду большого количества примесей. Из Австралии же доставлять материал в Россию дорого. Поэтому в нашей стране встречается преимущественно местный Габбро-диабаз, то есть карельского происхождения. Тем не менее, позволить себе подобное покрытие может далеко не каждый город.
- Для укладки брусчатки на Красной Площади понадобилось более пяти миллионов плиток, которые были доставлены с Онежского острова. Вес каждой плитки составляет примерно 8-10 кг.
- Так как породу раскалывали вручную, покрытие обладает рельефной поверхностью. Это придает площади еще более привлекательный вид. К слову, «Красной» она называется совсем не из-за цвета камня, а от слова «Красивая». Камень же имеет отполированную поверхность черного цвета.
- Из чего выполнена брусчатка для главной площади Москвы
- moscowwalks.ru
- История московских мостовых: от дерева до плитки
- Первые эксперименты с камнем
- Когда в Москве впервые появился асфальт?
- Когда в Москве появилась брусчатка?
- Когда появилась брусчатка на Красной площади?
- Клинкерные мостовые
- Также может быть интересно
- 🔍 Видео
Видео:Почему Красная площадь — красная? #shorts #кремль #краснаяплощадьСкачать
№ 465 — История Красной Площади.Когда уложили брусчатку на красной площади Москвы
История Красной Площади
С какого времени гранитная брусчатка уложена на Красной площади
Когда появились первые асфальтные дорогие в Москве на городских улицах
Красная площадь, когда сделали укладку брусчатки, и когда была реставрация мощения
История укладки брусчатки на красной площади
Когда появилась брусчатка на красной площади
Менялась ли брусчатка на карасной площади
Когда появилась первая брусчатка на улицах Москвы
История появления дорожных покрытий на улицах Москвы
Брусчатка на красной площади
Когда появилась брусчатка на красной площади в Москве
Когда положили брусчатку на красной площади в Москве
Сколько лет брусчатке на красной площади
Кто занимается реставрацией переукладкой брусчатки на красной площади города Москвы
История Красной площади
Красная площадь – славится как самая известная, аристократичная достопримечательность в городе Москвы. История Красной площади появилась в конце XV- го начале XVI века (приблизительно 1493 год), когда перед массивной стеной Кремля была расчищена смотровая полоса для просмотра и проходимости, которая достигала в ширину около 240 метров. Причинами расширения и благоустройство красной площади историки обозначили необходимостью расширить торговые, музейные пространства г. Москвы, а также обеспечить безопасность площади Кремля.
Поначалу красная площадь города Москвы больше приходилась на базар, торговой площадью , и называлась Торг, Пожар, а уже во второй половине XVII века площадь стали величать Красной, что означало благородная красивая площадь.
Более достоверная версия гласит, что в 1493 году Иван III издал указ, согласно которому все деревянные строения рядом со стенами Кремля должны быть демонитрованы, снесены, т.к. они создавали неудобство и потенциальную опасность появлению очагов пожара. После чего в результате исполнения приказа появилась площадь – предшественница Красной площади. На площади развернулась торговля, а потом уже со временем стали вновь возводиться деревянные конструкции и дома, которые периодически демонтировали, так как Деревянные постройки продолжали создавать пожыры, поэтому и площадь стали называть Пожар.
Самым древним сооружением Красной площади, которое существует по сегодняшний день, было Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Созданное, предположительно, в XVI веке, до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов. Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот», которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.
Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым. Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира. За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных. А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи. Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками. Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки. После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор Василия Блаженного и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака!, и палач отрубил ему голову.
Лобное место 1884г. красная площадь
1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками.Правда, простоял монумент лишь несколько дней. Но потом был поставлен новый на набережной Ростова-на-Дону который был открыт 5 июня 1972 года.
памятник Степану Разину
В начале XVI века вокруг стен Кремля был вырыт широкий канал, ширина его составляла 36 м, а глубина – 10-12 м), который заполняли водами реки Неглинной. Этот ров назвали именем архитектора Алеви́за Фря́зина (Алеви́з Ста́рый, Алеви́з Мила́нец, итал. Aloisio da Milano, также иногда просто Алевиз; XV век — XVI век) — итальянский архитектор Алои́зио да Кареза́но (Карка́но), работавший в России в конце XV — начале XVI века. С 1494 по 1499 годы достраивал укрепления Московского кремля, в 1499—1508 годах строил Большой Кремлёвский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508—1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны реки Неглинной, в том числе над Троицкой башней.
Это первый архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии (прибывшего через десять лет называют Алевизом Новым). Летописи под 1494 годом сообщают про Алевиза Старого: «Того же лѣта пріидоша послы великого князя на Москву Мануйло Аггеловъ Грекъ да Данило Мамыревъ, что посылалъ ихъ князь великій мастеровъ для въ Венецію и въ Медіоламъ; они же приведоша на Москву Алевиза мастера стѣннаго и полатнаго и Петра пушечника и иныхъ мастеровъ». Как установили современные итальянские исследователи, речь идёт об Алоизио да Карезано (Каркано).
Вероятно, Алевиз сменил умершего в 1493 году Пьетро Антонио Солари и с 1494 по 1499 годы был руководителем кремлёвского фортификационного строительства.
Следующее летописное упоминание об Алевизе Старом связано с тем, что в 1499 году «Тоя же весны, мѣсяца Маіа; князь великій велѣлъ заложити дворъ свой каменъ, полаты каменыа и кирпичныа, а подъ ними погребы и ледники, на старомъ дворѣ у Благовѣщеніа, да и стѣну камену отъ двора своего до Боровитцкіа стрѣлници; а мастеръ Алевизъ Ѳрязинъ отъ града Медіолама.» Это строительство было завершено к 1508 году, когда Василий III переехал в построенный дворец. То, что речь здесь идёт именно об Алевизе Старом, подтверждается упоминанием города Медиолама (Милана).
В 1504 году в Москву прибыл Алевиз Новый.
Постройки
До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — все остальные упоминаемые в летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и храмы, заложенные в 1514 году. Алевиз Новый считался одним из величайших архитекторов эпохи, а Алевиз Старый был низведён до роли второстепенного (по сравнению с Солари) фортификатора.
В последней четверти XX века эта точка зрения была поставлена под сомнение С. С. Подъяпольским, В. П. Выголовым и О.Г. Ульяновым. Данные исследователи отнесли кремлёвский великокняжеский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году. Позднее С. В. Заграевский также высказался, что аргументы в пользу отнесения кремлёвского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.
Таким образом, с 1494 по 1499 годы Алевиз Старый достраивал кремлёвские укрепления, которые не успел завершить Солари. В 1499—1508 годах он строил Большой Кремлёвский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни. В 1508—1519 годах он работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна.
Через этот защитный ров от пропускных башен были переброшены мосты. В то время, к площади выходили самые главные улицы Москвы, кроме того, недалеко располагались речные пристани – это позволило площади занять место торгового центра Москвы. Когда в 1535-1538 годах была построена Китайгородская стена, то Красная площадь оказалась заключенной в границы Китай-города. После очередного пожара, случившегося в 1547 году, по велению Ивана Грозного вдоль восточной стороны площади были построены деревянные торговые ряды. А позже, в период правления Бориса Годунова, они были заменены на массивные булыжные каменные. В это время на Красной площади располагались площадки для установки орудий – раскаты, на раскате возле Лобного места стояла знаменитая Царь-пушка.
В числе первых значительных архитектурных сооружений, построенных вне территории Кремля, на посаде, стал Покровский собор, возведенный в 1555-1561 годах по повелению Ивана Грозного в ознаменование победы над Крымским ханством. Существует мнение, что строительство этого храма за стенами Кремля вызвано нелюбовью царя к боярской верхушке. Покровский собор представляет собой комплекс из 9 отдельных церквей, поставленных на одном общем основании вблизи друг от друга.
Переломный период в судьбе Красной площади случился в XVII веке, который был ознаменован значительными архитектурными преобразованиями. В 1624-1625 годах была сооружена Фроловская (сейчас Спасская) башня, ворота которой стали служить для торжественного выхода царствующих особ и высшего духовенства. Именно отсюда начиналось торжественное ществие из Успенского собора к собору Покрова на Рву в Вербное воскресенье.
Фроловская Спасская башня
В начале Никольской улицы, примыкавшей к площади, в знак памяти об освобождении Москвы от поляков в 1637 году был построен Казанский собор. В северной части Китай-города находились Воскресенские ворота, через которые в Москву прибывали послы иноземных держав, которые останавливались на подворьях Китай-города. Красную площадь вымостили бревнами, помимо оживленной передвижной торговли, здесь появились винные погреба, кабаки, множество лавок.
Казанский собор Москва
В северном конце площади появились административные постройки: Сытный отдаточный двор (здесь выплачивали жалование служилым людям), с южной стороны находилась Тиунская изба (центр управления московскими церквями, занимавшийся сбором налогов и пошлин). Дана реконструкция архитектурного окружения построек Московского Кремля: изображена Тиунская изба XVII века близ собора Василия Блаженного. Изба — центр управления московскими церквами, куда поступали налоги и пошлины. Изба представляет собою двухэтажное здание с пристройкой, крытое высокой четырехскатной кровлей; фасады обработаны плоскими пилястрами.
Тиунская изба у Московского Кремля
Формирование нового этапа инфраструктуры
Очередная волна изменений началась в 1679-1680 годах. Площадь снова расчистили от деревянных построек, деревянные церкви демонтировали, а их престолы перенесли в собор Покрова на Рву, была надстроена часть кремлевских башен, возведены уже из камня строения Земского приказа и Монетного двора. В 1702-1703 годах было построено деревянное здание общественного театра – Комедийная хоромина, которое существовало до начала 30-х годов 18 века. Комедийная хоромина — первое театральное здание в России, построенное в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой. Оно было предназначено для спектаклей первого русского придворного театра.
Комедийная хоромина представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, а пол — зелёным сукном. Сама сцена была частью палаты, отгороженной «завесой». В противоположной стороне, у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны. Первый спектакль в Комедийной хоромине был проведен (27) октября 1672 года. Им стало «Артаксерксово действо» (инсценировка библейской легенды). Спектакль было поручено представить пастору московской лютеранской церкви магистру Иоганну Готфриду Грегори. Он собрал и обучил для этого около 60 молодых людей, бывших в основном «московскими природными иноземцами», которые родились и выросли в Москве. В спектакле только несколько главных ролей исполняли приглашённые иностранные профессиональные актёры. Женские роли также исполнялись мужчинами. Он был проведён на немецком языке, диалоги актёров переводил толмач].
В июне 1673 года в театральную школу при Комедийной хоромине были набраны русские актёры из молодых подьячих и других служащих, всего около 70 человек. С их помощью Грегори подготовил «Олофернову комедию», или «Иудифь». Позднее Комедийная хоромина также демонстрировала такие спектакли как: «О Товии», «О Егории Храбром», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе и Венусе». После смерти Грегори в 1675 году театральное дело продолжали его помощники Ю. Гивнер и С. Чижинский. Летом того же года к «Комедийной хоромине» пристроили «горницу трёх сажен», а к ней ещё такие же «сени». За театр отвечал боярин Артамон Матвеев. В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, спектакли прекратились, труппа была распущена. В 1707—1711 годах в Преображенском устраивала спектакли царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I
Когда в 1701 году над Москвой нависла угроза вторжения шведов, вдоль стен Кремля был насыпан земляной вал с бастионами, а по окончании Северной войны (1700-1721 г.г.) на Красной площади были возведены Триумфальные ворота.
Вал стен кремля
Несмотря на то, что в 18 веке Москва потеряла статус столицы, Красная площадь продолжала оставаться местом проведения судьбоносных событий в истории государства. Для прохождения коронации все царствующие особы по-прежнему приезжали в Москву, торжественно въезжали через Воскресенские ворота и Никольскую башню.
Воскресенские ворота у кремля
Продолжилось формирование Красной площади в 1780 году, когда были вновь снесены оставшие деревянные постройки, успевшие вырасти здесь последние годы, перестроены фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва протянулись двухэтажные торговые лавки, Лобное место расчищено от других построек и перенесено туда, где оно находится сейчас. Красная площадь оказалась окруженной двухэтажными строениями торговых рядов, и получила выраженное продольное направление. В 1804 году Красная площадь была вымощена булыжником о котором с отдельной историей мощения кремля вы ознакомитесь ниже
Красная площадь после Великой отечественной войны 1812 года Наполеоновские войска нанесли колоссальный ущерб архитектурному облику Москвы, поэтому после окончания Отечественной войны 1812 года в городе начались восстановительные реставрационные работы, которые в первую очередь коснулись Кремля и Красной площади. В период с 1814 по 1815 годы по проекту архитектора О.И. Бове были восстановлены торговые ряды, торговые лавки вдоль рва снесли, а сам ров засыпали землей. Вдоль стены Кремля высадили в два ряда деревья.
О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bové; 24 октября [4 ноября] 1784, Петербург — 16 июня 1834, Москва) — российский архитектор. Знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Творил преимущественно в стиле классицизма.
Иосиф Ива́нович Бове́
Содержание
Бове родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать — Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.
Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения у Ф. Кампорези. На службу он поступил в 1801 году, состоял архитектором при кремлевской экспедиции и затем в комиссии строений; работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери.
Во время Отечественной войны Бове служил корнетом Иркутского гусарского полка. В 1813 году вернулся на городскую службу. Для восстановления сожжённой Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасаднической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.
В 1816 году Бове получил звание архитектора от совета Императорской Академии художеств, перешёл в православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семёновне Трубецкой, урождённой Гурьевой (1786—1871). В том же году Бове подал в Императорскую Академию художеств прошение о присвоении ему звания академика архитектуры. Академия дала архитектору задание спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Однако порученного задания Бове не выполнил, и искомое звание не было ему присуждено.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; переработанный проект А. А. Михайлова[5]). За пределами центра Бове строит Градскую больницу
Первая Градская больница. Общий вид главного корпуса
Триумфальные ворота, возведённые по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе. Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.
В 1818 году перед центральным портиком торговых рядов был установлен памятник Минину и Пожарскому.
Памятник Минину и Пожарскому
После этих преобразований Красная площадь перестала исполнять роль рынка, здесь стали проводить различные торжественные мероприятия и народные гуляния. В 1877-1883 годах здание Земского приказа было снесено, а на его месте построили исторический музей, с 1888 по 1891 годы длилось строительство новых торговых рядов (Верхних и Нижних). В 1892 году на Красной площади были установлены электрические фонари. С 1909 по 1930 годы по Красной площади вдоль Кремлевской стены проходили трамвайные рельсы.
Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн в 1901 – 1902 году построил средние торговые ряды на Красной площади. Московский путеводитель в то время сообщал что; главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий над фасадом на 4 окружающих его улиц, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, площадки с палатками. Во внутренних корпусах два этажа с палатками. Два внутренних корпуса были разделены коридорами, перекрытыми стеклянными перегородками. Наружные въезды двора находились с трех сторон». Площадь, занимаемая рядами, простиралась до 4000 саженей. Здание вмещало более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивалось в 5 миллионов рублей.
Современная история
После Октябрьской революции (7 ноября по старому стилю) 1917 года Красная площадь стала носить мемориальный характер. 10 ноября 1917 года здесь захоронили красноармейцев, павших в революционных сражениях в Москве. Год спустя, 7 ноября 1918 года В.И. Лениным была открыта мемориальная доска в память о павших, которая была снята в 1950 году во время реставрации Сенатской башни.
В.И. Ленин на Красной площади у кремлевской стены перед мемориальной доской, установленной в память павших борцов Октябрьской революции.
Москва. 7 ноября 1918 г.
Красная площадь в Москве стала местом проведения торжественных военных парадов и демонстраций. После смерти Ленина в 1924 году на Красной площади был возведен деревянный мавзолей, куда поместили тело советского вождя, а в 1930 году по проекту архитектора А.В. Щусева был построен каменный Мавзолей В.И. Ленина.
Деревянный каменный мавзолей В.И. Ленина
В этом же году Красную площадь замостили брусчаткой, установили трибуны, снесли Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-1996 годах), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Перед фасадом ГУМа было открыто движение транспорта. В 1938 году в состав Красной площади вошел Васильевский спуск.
Прямо с парада на Красной площади, состоявшегося 7 ноября 1941 года, солдаты уходили на фронт, и именно на Красной площади состоялся Парад Победы 9 мая 1945 года. В послевоенные годы гостевые трибуны заменили бетонными, у стен Кремля был образован Некрополь. В начале 70-х годов трибуны заменили на гранитные, Некрополь был также реконструирован. Брусчатку, которой была выложена Красная площадь, сняли, залили бетонное основание и на него заново уложили брусчатку.
В начале 90-х годов на Красной площади начали проводить различные концерты, устраиваться народные гуляния. В декабре 2000 года на Красной площади впервые был залит каток размером 30 на 15 метров, вход на который был бесплатным.
Изменение архитектурного облика Красной площади в 21 веке
Кремль вид сверху
В наши дни Красная площадь находится в Китай-городе, и прилегает к северо-восточной стене Кремля. В южном конце Красной площади расположен Покровский собор (Храм Василия Блаженного), с севера Собор Казанской иконы Божией Матери и исторический музей, в восточной части – ГУМ, а с западной – Кремль. Длина Красной площади составляет 330 метров, а ширина – 70 метров.
Начиная с 1993 года на Красной площади запрещено вести профессиональную видео и фотосъемку. В запрещенную группу фототехники входят все фотоаппараты, высота корпуса которых выше 140 мм, а диаметр съемного объектива более 700 мм. Разрешение на профессиональную съемку получается в Комендатуре Кремля по предварительной заявке, доставленной лично. С 2001 года по Красной площади запрещено ездить на велосипедах .
История брусчатки на Красной площади
Как основной материал для мощения первых улиц Москва применялось обычное дерево. Дороги, площади были сооружены в ХII веке, когда уже закончилось строительство первых защитных сооружений города. Конечно, благоустройство дорог и площадей было организовано только внутри центра самих крепостей, так как никакой инфраструктуры в это время еще не было создано, следовательно, не были применены какие-либо материалы и технологии.
Брёвна монтировались и укладывались поперёк всех улиц, ну а сверху обшивались бревна досками, настилаемыми по направлению движения городского транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались деньги в бюджет «мостовые деньги» – как налог на усовершенствование улиц в чертах города Москвы.
Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.
В сорок третьем году XVII века в Москве были вымощены первые дороги из гранитного булыжника на Патриаршем дворе Михаилом Ермолиным, который получил за свою работу четыре рубля, что в те времена являлось очень крупной зарплатой.
Мощение из песчаника в Кремле на Соборной площади.
Основные улицы города Москвы стали мощеными только в начале XVIII, когда к власти пришел царь Петр Первый, издавший указ, согласно которому каждый дворянин, крестьянин обязывался добывать и привозить в столицу разного формата булыжники, гранитные камни, которые должны быть крупными, не менее, чем гусиное яйцо. Кроме того, обществу было велено укладывать камень на улицы напротив своих дворов самостоятельно своими руками. Все работы по мощению стали повинностью населения столицы. Каждый житель должен был внести свои труды и сделать укладку булыжника согласно правилам того времени. Несмотря на указ изданный Петром I, многие улицы по-прежнему оставались не отреставрированными и были покрыты деревянным мощением.
Ход дальнейшего строительства Москвы был предопределен пожаром, произошедшим во время войны с Наполеоном в 1812.
Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника.
Гагаринский переулок от Пречистенского бульвара 1913 год
Неглинный проезд Дореволюционная Москва
Таганское отделение на Воронцовской улице
В то время существовала некая обязанность следить за состоянием площадок и дорожек в черте города, заниматься их реставрацией самостоятельно, и лежала она на домовладельцах. У многих не было на это достаточно денег, поэтому для помощи таким домовладельцам был учрежден городской капитал. Из него регулярно выделялись средства для помощи горожанам на реставрацию мощения для создания более благородного состояния городских улиц. У многих домовладельцев не получался ремонт с использованием брусчатки и булыжника, многие выполняли работы стандартно, без каких либо убеждений. Результат ремонта дорог и площадок в городской среде был обычным, что приводило к скорой деформации, быстро проявлялись ямы, бугры, провалы. Отсутствие профессионализма и поверхностное отношение к работе было закономерной проблемой, так как не было развитой инфраструктуры. Даже если площади и дороги укладывалась на совесть и с соблюдением первоначальных правил, дороги все равно быстро деформировались и разваливались и приходили в негодность в процессе недолгой эксплуатации.
В период, когда Москву только начинали мостить булыжником, еще не были продуманы центральные системы отведения воды, как в современный период. Вода во время проливных дождей быстро скапливалась по неправильным уклонам и уходила самотеком в каналы города Москвы. Когда были сильные проливные дожди, город моментально затапливало. Из-за этого дороги полностью выходили из строя, и часто требовалась полная реставрация многих улиц и площадей.
В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.
Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.
Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.
Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.
Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.
Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.
К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником. К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.
В одном из писем А. П. Чехова есть такая фраза: «По-видимому, это произойдёт через тысячу лет, когда в Москве будут хорошие мостовые. «
В тысяча восемьсот семьдесят четвертом году дороги стали общей проблемой города и полностью перешли на содержание властей. Однако, городские власти обслуживали не все улицы города Москвы, а только те, на которых присутствовали дороги для проезжей части. Таким образом, инфраструктура Москвы постепенно становилась лучше.
Когда в Москве появилась первая тротуарная брусчатка
Когдауложили первую тротуарную брусчатку в Москве
В 1890 году появилась первая брусчатка, но была она больше из рудных песчаных пород, которая быстро изнашивалась и приходила в негодность.
Данный тип дорожного мощения покрыл поверхности Москвы, использующиеся для передвижения в семидесятых годах девятнадцатого века, не сразу, сначала это были пробные варианты мощения. В начале двадцатого века брусчаткой было заполнено огромное количество улиц и площадей.
Затем на смену стандартным покрытиям пришла гранитная брусчатка. В столице несколько видов тротуарной брусчатки с применением укладки ее на песчаное основание. Один тип покрытия был высотой пятнадцать – шестнадцать сантиметров и устраивался на песчаном основании. Ко второму типу относилась брусчатка с наименьшим форматом, которую мостили на бетонное основание. К третьему типу относилось гранитное мощение с применением термина Клейнпфлястер, которое достигало размеров 100х100 в формате куба, которое мостилось в разброс, в шахматном порядке или в разнобой узорами. Так же, на то время применялся термин в городских ландшафтах Брюккенштейн Brückenstein – мостовой (вставить ссылку)
Историческое мощение можно встретить на ветхой Крутицкой улице, где вымощен самый старый гранитный булыжник.
Улица Крутицкая, вымощенная гранитными булыжниками.
Сейчас в Москве всего несколько мест, брусчатка которых очень выделяется на фоне современного города, одно из них, например, Красная площадь. Когда появилась брусчатка на Красной площади?
Первые реставрационные работы в кремле по мощению брусчаткой и основания Красной площади были выполнены к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году. Были использованы габбро диабазы, которые привозились из Карелии. Габбро диабаз имеет магматическое происхождение и имеет редкую породу. Это очень прочная порода, она может поспорить даже с гранитом. Пять миллионов камней понадобилось для укладки брусчатки на Красной площади вывезенные из Ропручейска Республики Карелия . Данная брусчатка визуально отличается от современной своей формой: она более квадратная, чем кирпич. Ручная обработка придает камням интересный и естественный рельеф.
В период первых реставрационных работ гранитный булыжник лежал на основании песка и земли, и он был заменен колотой брусчаткой из габбро. Камень добывали на берегах Онежского озера и кололи, резали на бруски весом по 8-10 кг. Форматом 260х140х140 – 200х200х160, делая таким способом устаревший вид мощения – укладку брусчатки Клейнпфлястер – это устаревший термин в мощении, который применялся в те времена, и редко трактуется сейчас как мозаичное мощение колотой брусчаткой, укладка колотой брусчатки в разбежку без каких-либо на сегодняшний день разработок СНИП.
В 1974 году брусчатку на Красной площади полностью реставрировали с заменой на новое покрытие, формат которого стал сильно отличаться от предыдущего и перестал искажаться. Теперь было применено бетонное основание, а брусчатка на исторической площади состоит из сверхпрочной магматической горной породы Габбро диабаз и готова эксплуатироваться не одно поколение.
Реставрация красной площади, рекоснтрукция мощения
Брусчатка на красной площади в наше время при Путине и Лужкове
На сегодняшний день у Красной площади происходят часто реставрационные работы по мощению из за недостаточно качественной и профессионально выложенной поверхности мощения, которая только образно называется и смотрится как историческая, но не имеет полноценной эстетики,технологии укладки и поверхности для правильной эксплуатации которая быстро деформируется и портит эстетический вид. Эту поверхность реставрируют из года в год, не имея представления о существовании полноценных технологий которые мы давно выробатали на практической деятельности компаниии, технологии укладки которые могут сделать Красную площадь выдающейся достопримечательностью нашей планеты и порадовать каждого туриста на красной площади новшеством и соременной эстетикой без потери исторического вида.
Частичный ремонт покрытия Красной площади проводится столичными службами ежегодно. В 2007 году компания ГУП «Доринвест» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА «ДОРИНВЕСТ переложило около 2 тыс. кв. м брусчатки, а годом раньше 4,6 тыс. кв. м. Вполне вероятно, что именно эта организация станет подрядчиком ремонтных работ по реставрации мощения что в целом,не к чему хорошему не приведет. Во всяком случае, господин Хреков заявил, что это будет компания, «имеющая опыт подобных работ» (цитируем, которые постоянно повторяются и не чего не изменяют в строительстве ландшафтов много лет). Пресс-секретарь «Доринвеста» Сергей Чекина заявил, что предложений от управделами им пока не поступало, «но если будет принято решение — будем делать». Стоимость работ он оценить затруднился, сославшись на то, что «это ручная работа».
Как делают переукладку, реставрацию брусчатки на песчаное основание ( по желтому )
Мы уже давно разработали план, проект мощения для Красной площади. Данный проект предлагает экстра неординарную технологию укладки гранитной брусчатки, которую мы готовы подвергнуть испытаниям тяжелой техникой, тяжелыми механизмами. Такие испытание должны быть проведены совместно с властями, от которых мы и ждем непосредственного предложения на реставрацию мощения. Это предложение должно сопровождаться полноценным желанием властей сделать реставрацию мощения с изготовлением нового, иновационного, статического основания без подвижек и деформации на многие десятки лет, что даст свободно,без препядствий передвигаться во время парада тяжёлой технике, полкам и военным отрядам, а так же простым пешеходам,туристам и сделает историческую площадь легкой в эксплуатации , эстетичной и благородной.
Видео:ПОЧЕМУ КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ НАЗЫВАЕТСЯ КРАСНОЙ ?Скачать
В каком году положили брусчатку на Красной площади?
Видео:Все о Красной площади и даже больше: дворы, тайны, достопримечательностиСкачать
Архнадзор
Наталья Самовер
На улице Баррикадной меняют дорожное покрытие – эта рутинная, казалось бы, процедура оказалась в центре внимания прессы, потому что речь идет об известной всей Москве брусчатке. Зернистый темносерый панцирь придавал этой улице незабываемый облик, делал ее особенной; неслучайно родилась легенда, что эта брусчатка – та самая, которая помнит бои Первой русской революции 1905 года.
Глядя на нее, легко было представить, как мускулистые рабочие выворачивают из мостовой тяжелые каменные шашки и строят из них баррикады. Как тут не вспомнить и классическую скульптуру Ивана Шадра «Булыжник – оружие пролетариата»?
Здесь надо, однако, оговориться. В руках у шадровского пролетария, заметим, находится все-таки не камень правильной формы, который ассоциируется со словом «брусчатка», а округлый булыжник. Именно такими были покрыты мостовые Красной Пресни, такое дорожное покрытие скрывается под слоями асфальта на многих улицах столицы. Для Москвы начала ХХ века были характерны булыжные мостовые; брусчатка пришла на смену булыжнику позднее.
На Красной площади брусчатка впервые появилась в 1930-м году. С тех пор она не раз перекладывалась и ремонтировалась, что позволяет поддерживать историческое покрытие в работоспособном состоянии, не изменяя его облика.
Баррикадная оделась в брусчатку в те же годы. На фотографии 1939 года примерно то же место, что и на предыдущей – вход в Зоопарк. Хорошо видны ровные ряды брусчатки, покрывающей не только трамвайные пути, но всю проезжую часть.
Со временем протяженность мостовой, покрытой брусчаткой, уменьшалась пока наконец не остался последний 400-метровый фрагмент.
Поддержание такого красивого, дорогостоящего и трудоемкого в изготовлении мощения явно было мотивировано соображениями политического порядка. Здесь, на въезде на Пресню, брусчатка должна была одновременно напоминать о событиях 1905 года, юбилей которых отмечался в 1955-м, и визуально связывать центр Первой русской революции с сердцем сегодняшней страны Советов – Красной площадью. Начала и концы революционной борьбы, первые схватки и окончательная победа партии большевиков символически объединялись через использование одинакового дорожного покрытия.
Время показало, что брусчатка на Пресне прижилась. Недаром ее разрушение и замена на нечто безлико «современное» вызывает такое возмущение местных жителей и множества москвичей, которым, казалось бы, давно уже нет дела до славной истории РСДРП — ВКП(б) – КПСС. Для них это красивое покрытие – не только пространственный ориентир, который так удобно указывать приезжим, но и гордость района, уникальная особенность, отличающая Баррикадную от десятков других, гораздо более известных улиц и свидетельствующая о некой избранности. В городе, облик которого меняется слишком стремительно, 400 метров каменной мостовой служат якорем памяти, который помогает людям удерживать свою территориальную, культурную, историческую идентичность.
По информации, исходящей из префектуры ЦАО, замена покрытия на Баррикадной планировалась еще при прежнем городском руководстве — в 2008 году, однако реализовать эти планы помешал кризис.
В 2011 году появились сообщения о том, что брусчатка на Баррикадной сменится обычным асфальтом. Тогда же это вызвало волну комментариев и заявлений о ценности исторического покрытия. Как видим, городское руководство к аргументации критиков не прислушалось.
По официальным данным, реконструкция 13,5 тысяч кв. метров дорожного покрытия обойдется городу в 150 миллионов рублей. Сведения о дальнейшей судьбе вывезенной с Баррикадной брусчатки разнятся. Первоначальная информация о том, что ее планируется сохранить, чтобы впоследствии использовать для ремонта Красной площади, сменилась сообщениями о том, что камни отправятся на утилизацию и будут раздроблены на специальном заводе в Подмосковье. По словам очевидцев, в течение нескольких дней выломанную из мостовой брусчатку действительно без всякой сортировки вперемешку с песком загружали в самосвалы и увозили. Куда? На камнедробилку или, может быть, туда, где кто-нибудь сообразительный все-таки нашел ей другое применение?
Брусчатка, от которой задумала избавиться префектура ЦАО, точно такая же, как та, что покрывает Красную площадь и Троицкий мост, соединяющий одноименные ворота Кремля с Кутафьей башней; аналогичное покрытие можно видеть на улице Кузнецкий Мост и на трамвайных путях в разных частях города. Она изготовлена из габбро-диабаза Ропручейского месторождения в Карелии. Размеры ее несколько отличаются от принятой в наше время номенклатуры подобных изделий, она несколько шире и по пропорциям меньше похожа на кирпич. По способу изготовления эта брусчатка колотая, что придает ее поверхности живописную неровность, свойственную естественному камню.
Чем же планируется ее заменить? От логичного решения просто покрыть этот участок асфальтом городское руководство отказалось, мотивируя это желанием «сохранить исторический облик улицы». Страшно себе представить, что подобное сохранение исторического облика постигнет, к примеру, Красную площадь…
Увы, материал, который укладывается на место исторической брусчатки, уступает ей во всех отношениях. Аккуратные пилёные кирпичики из светлого гранита, образующие мертвенно-гладкую поверхность, более уместны на тротуаре, нежели на проезжей части. Недавно такая же несуразная дорога, похожая на болезненно раздутую пешеходную тропинку, разрезала исторический ландшафт в 50 метрах от всемирно известного памятника – церкви Покрова на Нерли. Однако там, как нас уверяют, не планируется интенсивного автомобильного движения, чего никак нельзя сказать об улице Баррикадной в центре Москвы. Помимо шокирующего визуального отличия новой поверхности от исторической, необходимо обратить внимание на то, что гранит существенно уступает габбро-диабазу по прочности и стойкости к истиранию, то есть новое покрытие будет не только некрасивым, но и недолговечным. Зато у него есть одно достоинство – подобная гранитная брусчатка ощутимо дешевле благородного габбро-диабаза. Впрочем, с некоторой точки зрения, недолговечность превращается в достоинство, так как позволяет в перспективе постоянно осваивать средства на ремонт дорожного покрытия на Баррикадной.
На сегодня состояние брусчатки на Баррикадной в целом хорошее, явно не требующее тотальной замены. В отдельных местах необходима вычинка камня, особенно там, где в прежние годы на мостовой появились уродливые асфальтовые заплатки; неровности и проседания брусчатки легко устраняются путем разборки внешнего покрытия и выравнивания подстилающих слоев дорожной одежды.
Добыча габбро-диабаза на Ропручейском месторождении ведется и в наши дни, поэтому изготовление небольшого количества брусчатки, необходимой для ремонта мостовой, также не составит проблемы.
И пусть эти камни сами по себе не имеют статуса объектов культурного наследия, однако улица Баррикадная находится в зоне строгого регулирования застройки. Это одна из исторических территорий города, насыщенных памятниками и воспоминаниями о прошлом Москвы. Не только градостроительная деятельность, но и любые действия, ведущие к изменению облика сложившейся городской среды, здесь требуют особой вдумчивости и взвешенного подхода.
Но начать следует с того, что решительно отказаться от мысли превратить высококачественную историческую мостовую в стандартную дешевку и от закапывания в землю в процессе этого превращения немереных городских денег.
Сегодня работы на Баррикадной приостановлены вследствие активных протестов депутатов муниципального собрания района Пресня. На понедельник, 10 августа, в префектуре ЦАО назначено совещание, в ходе которого будет решаться, продолжать ли реализацию этого проекта. Брусчатка лежит на Баррикадной более полувека. Уничтожаемая историческая память должна заменяться чем-то другим. О чем будет напоминать новое гранитное покрытие, Пресня-light в стиле 2010-х? Разве что об откате и распиле…
Facebook Распечатать статью
Опубликовано 9 сентября 2012 в 13:32. Рубрики: Адресная книга, Городская трибуна, Их нравы, Тревога. RSS лента комментариев к этой записи. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.
Видео:Почему Красная площадь так называется?Скачать
Чем покрыта современная Красная Площадь
Итак, брусчатка, которая сохранилась до наших дней, была уложена не так давно, а именно – в 1930 году. Она выложена Габбро-диабазом, камнем редкой магматической породы, обтесанным вручную. Эта порода была выбрана не случайно, ведь главное ее достоинство заключается в потрясающей прочности, которой уступает даже гранит. Поэтому после военных парадов, когда по брусчатке проезжают танки и прочая тяжелая техника, она остается целой и невредимой.
Что же это за камень такой? Он относится к глубинным вулканическим породам. По минеральному составу ближе всего к базальту, обладает плотной однородной структурой. Сформировался примерно в тот же период, что и гранит.
Надо сказать, что Габбро-диабаз – это дорогой камень, так как в мире существует всего три основные зоны его добычи:
В Австралии;
В Крыму;
В Карелии.
В Крыму камень низкого качества ввиду большого количества примесей. Из Австралии же доставлять материал в Россию дорого. Поэтому в нашей стране встречается преимущественно местный Габбро-диабаз, то есть карельского происхождения. Тем не менее, позволить себе подобное покрытие может далеко не каждый город.
Для укладки брусчатки на Красной Площади понадобилось более пяти миллионов плиток, которые были доставлены с Онежского острова. Вес каждой плитки составляет примерно 8-10 кг.
Так как породу раскалывали вручную, покрытие обладает рельефной поверхностью. Это придает площади еще более привлекательный вид. К слову, «Красной» она называется совсем не из-за цвета камня, а от слова «Красивая». Камень же имеет отполированную поверхность черного цвета.
Видео:История брусчатки на Красной Площади 🤔 #москва #история #архитектура #рекомендации #краснаяплощадьСкачать
Из чего выполнена брусчатка для главной площади Москвы
На Красной площади покрытие состоит из габбро-диабазов. Габариты булыжников намного больше, чем стандартные размеры камней. Метод создания таких кирпичей — колка. Благодаря такой кладке сохранилась историческая фактура и природное естество.
В 1974 году провели реконструкцию, заложив основание из бетона под брусчатку. До этого момента ремонтные работы носили частичный характер, путем замены разбитых кирпичиков и выравнивания осевших участков.
Спустя почти сто лет брусчатка из массивных валунов придает значительный вид площади перед Кремлевской стеной.
Видео:Познавательная беседа на тему: "Красная площадь"Скачать
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Видео:200 лет назад. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать
История московских мостовых: от дерева до плитки
Всё лето Москву копали, к осени вместо асфальта на многих центральных улицах появилась плитка, и это очередное крупное событие в истории московских мостовых. Когда-то также появилась булыжная мостовая вместо дерева, потом брусчатка вместо булыжной, а потом и асфальт. Когда, где и как? Мы решили подробно разобраться и проследить историю появления разных типов мощения с момента основания Москвы.
Все виды мощения в Москве с самых ранних и до наших дней —>
Первые мостовые были деревянными и появились в 12 веке, вскоре после строительства первой крепости в Москве. Устроены они были, конечно же, внутри крепости, поскольку за её пределами ещё и города-то не было.
За пределами Кремля первые улицы покрыли деревянной мостовой в 14 веке. Причём, наличие мостовой отражалось и в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.
Деревянная мостовая 16-17 веков, раскрытая в ходе реконструкции Тверской улицы в 2016 году. Фото отсюда
Брёвна укладывались поперёк улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались «мостовые деньги» – налог на усовершенствование улиц.
Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.
Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.
План «Кремленград» 1602 года. Сложно себе представить, но ещё в 16-17 веках Красная площадь ещё было без покрытия. Деревянные настилы вели только с улиц – Никольской, Ильинки к Никольским и Спасским воротам Кремля, соответственно.
Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.
Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.
Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.
Фрагмент гравюры голландского мастера Питера Пикарта, 1707. На том берегу видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на «живой» наплавной мост через реку Москву.
Видео:Как , когда и кем был построен Московский кремль ..Скачать
Первые эксперименты с камнем
Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.
Улицы мостить камнем начали только при Петре I. Начали с 1690-х годов, в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца.
В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
В центральных районах предписывалось сплошное мощение улиц и переулков камнем: «в Кремле и Китае всякому перед своим домом мостить каменные мосты».
Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.
Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.
Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам.
Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.
Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.
Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.
О качестве дорог в Москве середины 19 столетия пишет Г. Василич:
«Чистоты на улицах не было вовсе, мостовые были отвратительны… Зимой снег и накапливавшийся навоз не свозились, и к весне Москва была вся в ухабах, которые когда начиналось таянье, превращалось в заторы, и наступал момент, когда благоразумный обыватель сидел дома, ибо проезда не было ни на колесах, ни на санях. … Отмечают также носившееся над Москвой зловоние, становившееся особенно нестерпимым в нижней части Тверской, около Охотного ряда, где долгое время резалась птица и скотина…».
Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.
Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.
Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.
1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.
Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.
В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.
1900-е. Петровка зимой.
До середины 20 века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. В журнале «За рулём» в 1928 году была опубликована подробная статья о состоянии мостовые в то время:
«Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна 11½ миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых — 10.998.383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замостить полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой.»
«Автобусное движение способствует появлению пучин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Коллежский вал).» (Журнал «За рулём», 1928 год).
1971 год. Булыжная мостовая в Большом Ватином переулке. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.
К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.
Крутицкая улица
Видео:Наследие ЮНЕСКО: Московский Кремль и Красная площадь.Скачать
Когда в Москве впервые появился асфальт?
В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.
Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.
Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.
Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.
Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.
Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона.
Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.
Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.
К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.
1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.
В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.
К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.
Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.
Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.
Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.
1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.
Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:
«В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные торцы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред’являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок службы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два.» (Журнал «За рулём»)
Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:
«Предлагали всю Москву залить асфальтом; конечно, это было бы опрятно и изящно. Но попробуйте по этому асфальту взобраться в гололедицу на один из семи пресловутых московских холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да и строить асфальтовую одежду на крутом подъеме трудновато.»
Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.
Видео:Прогулка по Красной площадиСкачать
Когда в Москве появилась брусчатка?
Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.
1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.
1925 год, Тверская улица на участке от Бульварного кольца до Садового. Экспериментальная мелкая брусчатка — «кляйн-фластырь», квадратная шашка на основе бетонном основании.
Из журнала «За рулём», 1928 год:
«Для значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15—16 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12—14 см.; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) клейнпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8—10 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетонном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой.»
1971 год, брусчатка на улице Воронцово поле. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.
К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.
Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.
Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.
Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.
Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой
Видео:5 интересных фактов о КРАСНОЙ ПЛОЩАДИСкачать
Когда появилась брусчатка на Красной площади?
Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.
1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.
До 1920-х годов Красная площадь оставалась замощена булыжником, и только к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году булыжную мостовую заменили брусчаткой из диабаза. Камень добывали на берегах Онежского озера и резали на бруски весом по 8-10 кг.
1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.
Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.
В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.
1974 год, реконструкция Красной площади.
Видео:Лобное место на Красной площадиСкачать
Клинкерные мостовые
В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.
В 1910-е годы клинкером выложили часть Театральной площади, но серьёзно вопрос был поставлен в 1928 году. Из журнала «За рулём»:
«В частности, комиссия полагала, что клинкер может явиться подходящим материалом для мощения окраин и вообще улиц с незначительным проездом. Необходимо сейчас же приступить к изучению пригодности для клинкера подмосковных глин, и в случае положительного решения поставить вопрос о постройке под Москвой клинкерных заводов».
В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.
Этой мостовой грозило полное уничтожение.
Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.
Так что в нынешней Москве помимо плитки-«собянинки» и вездесущего асфальта можно пройтись по булыжной мостовой, брусчатке и клинкеру. Только вот деревянные мостовые нынче найти уже гораздо сложнее.
Публикация подготовлена Александром Ивановым
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Среда, ноября 30, 2016 в 16:22 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
🔍 Видео
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать
🪨Тайна брусчатки на Красной площади.Скачать
Брусчатка на Красной площади не красная. #shortsСкачать
Как ремонтируют красную площадьСкачать
Красная площадь. Онлайн-лекция филолога и экскурсовода Марии ГалкинойСкачать
красная площадь в москвеСкачать
Мэр Москвы показал что под КРЕМЛЕМ. Вместо урока истории.Скачать
Красная площадьСкачать