человеческие пороки болотная площадь

Видео:Болотная. Как зарождалось крупнейшее протестное движение в нашей стране / @Max_KatzСкачать

Болотная. Как зарождалось крупнейшее протестное движение в нашей стране / @Max_Katz

«Дети – жертвы пороков взрослых»

человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь

«Дети — жертвы пороков взрослых» — московский памятник, поднимающий непростую тему. Идея заключается в аллегорическом олицетворении человеческих пороков, пагубно влияющих на детей. Монумент был открыт в 2001 году, в День города. Он появился по инициативе мэра Москвы Ю. Лужкова.

Как говорит сам художник, скульптура призвана обратить внимание людей на проблему спасения нынешнего и всех будущих поколений. Она производит неоднозначное впечатление и вызывает немало споров. Некоторые считают, что в композиции главными героями стали сами пороки, а не дети. На как видно на фото «Дети — жертвы пороков взрослых», с любого ракурса мальчик с девочкой, выполненные в золотистом цвете, выделяются на фоне мрачных вытянутых фигур. Она излучают какое-то тепло и добро, притягивая к себе, а аллегории пороков, наоборот, отталкивают. Большинство сходится во мнении, что это памятник, заставляющий задуматься о серьезной и важной проблеме. К тому же, здесь несколько изменен традиционный список пороков с учетом современных реалий.

человеческие пороки болотная площадь

Видео:Дети-жертвы пороков взрослых! Памятник будоражит душу! / Monument Children-victims of adult vices!Скачать

Дети-жертвы пороков взрослых! Памятник будоражит душу! / Monument Children-victims of adult vices!

Описание

«Дети — жертвы пороков взрослых» — это, по сути, целая история, выраженная в скульптуре. Всего в композиции участвует 15 фигур. Это 2 детей: мальчик и девочка, стоящие в центре круга, у них завязаны глаза, а под ногами лежат книги русских сказок и мячик. Из-за повязки на глазах дети не могут увидеть, что полукругом возле них стоят 13 скульптур, изображающих пороки. Они выполнены в антропоморфном стиле, и некоторых из них не все распознают. Вот краткое описание скульптур «Дети — жертвы пороков взрослых»:

  • Человек в длинном фраке и с крыльями, держащий в руке шприц, означает зависимость от наркотиков. На его одежде можно разглядеть маленькие изображения черепа с костями.
  • Женщина с головой жабы олицетворяет занятия проституцией. В ее одеянии многократно воспроизводится образ змей.
  • Крадущаяся фигура с кабаньей головой прячет за спиной мешок с деньгами — это воровство.
  • Толстый человек, похожий на античного бога виноделия Диониса, сидит на винной бочке и держит в руках емкости с алкоголем. В этом образе хорошо угадывается порок — алкоголизм.
  • Беспечный человек с ослиной головой словно пританцовывает и размахивает шутовской игрушкой — так в памятнике «Дети — жертвы пороков взрослых» Шемякин изобразил невежество.
  • Фигура, напоминающая Фемиду, стоит с закрытыми глазами, а в руках у нее — свиток и двуглавая собака-марионетка, возле ног — странный прибор, отсылающий к алхимикам. Здесь говорится о лженаучности.

человеческие пороки болотная площадь

  • В центре находится скульптура с 4 руками, 2 из которых закрывают уши, а другие 2 лежат на груди. Она означает равнодушие, причисленное к порокам из-за того, что бездействие и безропотное согласие большинства могут быть причиной страшных событий.
  • Фигура в цилиндре с длинным носом опирается на щит с изображением разного оружия, за которым прячется нога с копытом. В другой руке скульптуры — фонарь, освещающий книги, наверху лежит гитлеровское сочинение «Майн кампф». Этот порок — пропаганда насилия.
  • Человек с головой носорога олицетворяет садизм. Он одет в балахон, по мнению некоторых, это одеяние мясника.
  • Для беспамятных — название единственного из пороков, который выражен не в одушевленных фигурах, а в предмете. Он представляет собой позорный столб с отверстиями для головы и рук — средневековое пыточное средство. На нем можно разглядеть змей и череп.
  • Человек с птичьей головой, у ног которого стоит фабрика небольших размеров. Скульптура говорит об эксплуатации детского труда.
  • Худая старая женщина с посохом, протягивающая руку для милостыни, — нищета.
  • Фигура в рыцарских доспехах с противогазом склоняется к детям и протягивает им игрушку, которая на самом деле является бомбой. Это символ войны.

Под каждой скульптурой на русском и английском языках подписан порок, который она олицетворяет. Композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» выполнена из бронзы.

человеческие пороки болотная площадь

Особую драматичность скульптуре придает тот факт, что изображенные дети не видят поджидающих и окружающих их пороков, отчего у тех, кто смотрит на композицию, возникает чувство тревоги, обеспокоенности и желание оградить ребят от этих жутких существ. Мальчик с девочкой протягивают руки, словно ощупывают пространство перед ними или пытаются что-то найти. Вероятно, это означает поиск себя в жизни и своей дороги, а пороки — возможные пути, которые пытаются переманить детей к себе.

Каждый монстр в скульптурной композиции «Дети — жертвы пороков взрослых» отражает разные недобрые намерения и вызывает отвращение. Неслучайно в образах использованы головы животных, словно напоминая, что все эти пороки противоположны человечности и гуманному поведению.

Панорамный вид на памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади:

Видео:«Дети — жертвы пороков взрослых». Неоднозначная скульптурная композиция в центре МосквыСкачать

«Дети — жертвы пороков взрослых». Неоднозначная скульптурная композиция в центре Москвы

Как добраться до памятника «Дети — жертвы пороков взрослых»

Монумент расположен в сквере 800-летия Москвы, на Болотной площади, в 2 км от московского Кремля. Из-за неоднократных случаев вандализма памятник оградили забором, двери которого закрываются на ночь. До сквера следует общественный транспорт:

  • остановка «Кинотеатр Ударник»: автобусы № м1, м6, н11, т7, 144; троллейбусы № м4, 4, 8;
  • остановка «Балчуг»: автобус № 158;
  • остановка «Большой москворецкий мост»: автобусы № м5, 158.

Сюда можно также доехать на метро:

  • станция «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий в 1 км от скульптурной композиции;
  • станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии на расстоянии 1,1 км;
  • станция «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии в 1,5 км.

Чтобы заказать такси, можно воспользоваться услугами служб Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Видео о памятнике детям, жертвам пороков взрослых, в Москве:

Видео:Дети - жертвы пороков взрослых. Памятник. МоскваСкачать

Дети - жертвы пороков взрослых. Памятник. Москва

Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади Москвы: описание

«Дети — жертвы пороков взрослых» — московский памятник, поднимающий непростую тему. Идея заключается в аллегорическом олицетворении человеческих пороков, пагубно влияющих на детей. Монумент был открыт в 2001 году, в День города. Он появился по инициативе мэра Москвы Ю. Лужкова.

Скульптор памятника «Дети — жертвы пороков взрослых» — Шемякин Михаил Михайлович.

Как говорит сам художник, скульптура призвана обратить внимание людей на проблему спасения нынешнего и всех будущих поколений. Она производит неоднозначное впечатление и вызывает немало споров. Некоторые считают, что в композиции главными героями стали сами пороки, а не дети. На как видно на фото «Дети — жертвы пороков взрослых», с любого ракурса мальчик с девочкой, выполненные в золотистом цвете, выделяются на фоне мрачных вытянутых фигур. Она излучают какое-то тепло и добро, притягивая к себе, а аллегории пороков, наоборот, отталкивают. Большинство сходится во мнении, что это памятник, заставляющий задуматься о серьезной и важной проблеме. К тому же, здесь несколько изменен традиционный список пороков с учетом современных реалий.

человеческие пороки болотная площадь

Видео:Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых"Скачать

Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых"

Описание

В центре скульптурной композиции «Дети – жертвы пороков взрослых» изображены мальчик и девочка, которые пытаются двигаться вперед с завязанными глазами. Под ногами малышей лежат раскрытые книги со сказками, которые были прочитаны. Вокруг же их обступают фигуры – те самые пороки. Здесь изображены Наркомания, Воровство, Невежество, Алкоголизм, Лженаука, Проституция и Равнодушие. Последний порок возвышается над остальными и является самым главным. Также здесь есть Садизм, Эксплуатация детского труда, Война, Позорный столб для тех, кто потерял память, Нищета и Пропаганда насилия.

человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь

Видео:Дети – жертвы пороков взрослых/жанровая скульптура/Москва/Болотная площадь/видеообзор/2023Скачать

Дети – жертвы пороков взрослых/жанровая скульптура/Москва/Болотная площадь/видеообзор/2023

Дети — жертвы пороков взрослых

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» — довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети — маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет — вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

человеческие пороки болотная площадь

В фигуры пороков вложено много символизма, они — живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания; 2. Проституция; 3. Воровство; 4. Алкоголизм; 5. Невежество; 6. Лжеучёность; 7. Равнодушие; 8. Пропаганда насилия; 9. Садизм; 10. «Для тех, кто без памяти» (позорный столб); 11. Эксплуатация детского труда; 12. Нищета; 13. Война. Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти — первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон «гуру», проповедующего ложные знания, Алкоголизм — омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета — иссушенную старуху, скульптура «Для тех, кто без памяти» выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

Автор скульптуры: скульптор Михаил Шемякин. Как сказано на установленной при памятнике табличке, он задумал композицию как аллегорию борьбы с преступлениями взрослых против детей:

«Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: «Дети — наше будущее!» Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России.»
Михаил Михайлович Шемякин; с таблички при памятнике

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних «Дети — жертвы пороков взрослых» вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой — так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых» находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро «Кропоткинская» Сокольнической линии, «Третьяковская» Калужско-Рижской и «Новокузнецкая» Замоскворецкой.

человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь человеческие пороки болотная площадь

Видео:Дети - жертвы пороков взрослыхСкачать

Дети - жертвы пороков взрослых

Интересные факты

Михаил Шемякин работал над этой композицией по личному заказу Ю. Лужкова. Мэр Москвы тоже принимал активное участие в процессе создания памятника. В прессе писали о том, что во время одной из встреч архитектора и мэра последний живо вскочил со стула, чтобы лично продемонстрировать, как должна выглядеть фигура Садизма. В итоге эта поза Лужкова была отражена в металле.

После того, как на скульптурное творение напали вандалы, власти города решили открывать композицию только в определенные часы, обнести её забором и поставить охрану. Решетка поднимается в 9 утра и опускается в 9 вечера.

Видео:Михаил Шемякин. Дети - жертвы пороков взрослых.Скачать

Михаил Шемякин. Дети - жертвы пороков взрослых.

Наркомания и Проституция

Описание «Дети – жертвы пороков взрослых» начнем с фигуры Наркомании. Автор композиции показал этот образ в виде графа Дракулы, облеченного во фрак, – такой себе ангел смерти. В руках у него находится небольшой пакетик с героином и шприц. Дракула предлагает за доступную цену как бы «улететь» от проблем этого мира.

Проституцию Шемякин изображает в образе жабы, и в этом смысле есть некоторые совпадения с образом царевны-лягушки. У создания пышные формы и соблазнительное тело, но всё оно укрыто противными бородавками, а на поясе виднеются змеи. В более широком смысле, чем просто проституция, под этой скульптурой понимается лицемерие и полная безнравственность человека, не испытывающего искренних чувств. Один известный блогеров писал, что под лицемерием надо понимать даже малейшие его проявления: критику за спиной, ложь, неискреннюю улыбку.

Как воплотить отвлечённые понятия пороков в пластических образах изобразительного искусства? Не изображать же, например, проституцию в виде гулящей девки с задранным подолом. Никакой натурализм при серьёзном художественном замысле здесь неуместен.

И Шемякин нашел соответствующий творческий ход для воплощения замысла. Изобразительное искусство издавна, со времён средневековья, знало художественные приёмы для изображения отвлечённых понятий человеческих пороков. Это аллегорические фигуры и формы, нередко гротескового характера. К этому методу, опирающемуся на древние традиции изобразительного искусства, и прибег здесь Шемякин, при этом воплотив свой замысел современно и даже злободневно.

Круг пороков, известных иконографии старого искусства, здесь, конечно, несколько изменился и расширился. Есть тут, разумеется, неоднократно бичевавшиеся художниками вечные пороки: воровство, проституция, алкоголизм. Но такие пороки, как, например, лень или скупость, изображавшиеся в старых аллегориях, здесь отсутствуют. Зато добавились новые, современные пороки, например, наркомания, равнодушие. А кроме того, художник включил в свою группу явления, которые точнее назвать не пороками, а злом современного общества, например, пропаганда насилия, война, эксплуатация детского труда. Но дело не в терминах, а в совокупности всех тех проявлений зла, от которых нужно оградить детей, чтобы будущий мир стал лучше. Рассмотрим каждую фигуру, воплощающую тот или иной порок, словесно обозначенный у её подножия, в отдельности.

Наркомания. Перед нами мужчина с отвратительным, болезненно худым лицом и шприцем в руке. На его фраке многократно повторяется небольшая фигурка черепа со скрещенными костями, символизирующая смерть, которую несет наркомания.

Проституция. Женщина с жабьей головой, одетая в длинный балахон, подпоясанный змеями. Изображения жабы и змеи здесь доминируют и многократно повторяются, создавая в целом образ отвратительного земноводного. Здесь и ожерелье из змеиных тел, и маленькие жабы, сидящие на платье. И готовые совокупиться жабы на спине, под которыми расползается одежда, обнажая пупырчатую шкуру. Трудно создать более отвратительное, но художественно сильное представление о проституции.

Воровство. Мужчина со свиным рылом. В руках у него-мешочек со знаком доллара, а через плечо перекинут большой мешок с печатью банка. Человек и деньги в образе человека-свиньи.

Алкоголизм. Полуобнажённый толстяк с огромным пузом сидит на бочке. В руках у него бокал и сосуд с вином. На голове венок. Образ, явно идущий от иконографии Бахуса или Вакха. Невежество. Щеголь во фраке с ослиной головой и шутовским бубенцом в руке. На фраке у него мелкие фигурки раков, а в другой руке часы.

Лжеучёность. Монах с капюшоном, надвинутым на глаза и ничего не видящий. У ног его реторта с огнем под ней (намёк на традиционную иконографию алхимии). А рядом некий мутантик с двумя собачьими головами, направленными в разные стороны.

Равнодушие. Фигура, отвернувшаяся от всех, но нацепившая на затылок маску с закрытыми глазами. Две руки её равнодушно скрещены на груди, а две другие затыкают уши. А прямолинейно геометрическая фигура выполнена в форме, напоминающей гроб.

Пропаганда насилия. Господин с длинноносой мордой, в цилиндре на голове. Сзади у него хвост. В одной руке щит, на котором изображено разного рода оружие и за которым прячется нога с копытом. В другой руке фонарик, в окошках которого надписи насилие, нацизм и который освещает стопку книг античеловеческого сочинения Гитлера Майн кампф. На стопке изображение свастики.

Садизм. Некто в балахоне с мордой носорога. Жуткий, отвратительный образ.

Для беспамятных. На изъеденной временем мраморной колонне вознесено деревянное пыточное орудие, колодка для пыток. На постаменте змеи, а сзади в нише череп. Помните, люди, об иезуитских изуверствах.

Эксплуатация детского труда. Господин с мордой хищной птицы. На фраке у него мелкие изображения хищных птиц, а рядом — небольшой макет фабрики и символы фабричного производства.

Нищета. Истощенная босая старуха в рубище с посохом в руке и подпоясанная вервием.

Война. Фигура в рыцарских доспехах и в противогазе с бомбой в руке. Одна нога у этой фигуры — лапа хищной птицы. А взрыватель на конце бомбы изображён в виде головки детской игрушки — счастливо улыбающегося Микки-Мауса. Вот что преподносит война детям под видом игрушек

Во всех фигурах этой группы обобщённость художественной формы соединяется с ювелирной проработкой деталей. И все пороки с мордами, рылами, головами жаб, носорогов и хищных птиц у многих из них выступают как собрание античеловеческое, звериное, противоречащее всяким понятиям о человечности. Это какие-то полуфантастические нелюди.

Ни одна из этих тринадцати гротесковых фигур не повторяет другую по своей позе. Но у всех у них позы, хотя и разные, обычно причудливые, порою изломанные и экстравагантные. Они словно предлагают себя зрителям, или угрожают, или заманивают их. Кажется, что они живут, кривляются, издеваются над нами. Уродливый и страшный гротесковый хоровод.

Ванслов В., Уберечь детей от пороков взрослых (Монументальная композиция Михаила Шемякина), в Сб.: Искусство в современном мире, Выпуск 1, М., Памятники исторической мысли, 2004 г., с. 227-229.

Видео:Дети - жертвы пороков взрослых (Болотная площадь)Скачать

Дети - жертвы пороков взрослых (Болотная площадь)

Воровство

В скульптуре «Дети – жертвы пороков взрослых» в Москве Воровство показывается автором в виде уродливой и хитрой свиньи, которая размахивает своими мерзкими пальцами, держа в руке украденные деньги. За спиной у этого создания находятся банковские реквизиты и мешок, подписанный словом «оффшор». В современной жизни этот порок проявляется не только в том, что люди дают и берут взятки, но и в том, что для многих целью жизни становится накопление материальных благ, а роскошные вещи начинают значить больше, чем человеческие чувства. Маленький ребенок по-своему всё это интерпретирует, видит картину в ином свете и поэтому принимает ложную картину мира за действительную.

Видео:Памятник Извращенцам. Дети — жертвы пороков взрослых, неоднозначная скульптурная композиция МосквыСкачать

Памятник Извращенцам. Дети — жертвы пороков взрослых, неоднозначная скульптурная композиция Москвы

Алкоголизм, Невежество, Лженаука

В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» алкоголизм изображается в виде веселого мифического бога, который с самодовольным выражением лица восседает на бочке. Это некрасивый старик с большим животом и вторым подбородком.

Невежество показано в образе беззаботного глуповатого осла, который держит в одной руке часы, а в другой – погремушку. Это является аллегорическим образом того, что потехе отдается всё время, а не час.

Образ Лженауки обличен в монашескую рясу. Он держит в руках свиток с якобы полезными знаниями, но глаза существа закрыты, и оно само не ведает, что творит. Речь идет о том, что некоторые знания вредят человечеству в целом. Это и производство опасного оружия, и генная инженерия, и попытка клонировать людей и т. д. Чтобы подчеркнуть это, возле фигуры изображена мутировавшая собака с двумя головами, которой Лженаука руководит, как марионеткой. Чтобы показать весь ужас лженауки Михаил Шемякин предлагает вспомнить историю, которая произошла в Америке. Популярные успокоительные лекарства, реклама которых была на каждом шагу, послужили тому, что у женщин рождались детки без рук и ног.

Видео:Трусость - главный человеческий порокСкачать

Трусость - главный человеческий порок

Война и Нищета

Этот образ очень похож на дроида из «Звездных войн». Представляет собой ангела смерти. Образ войны выступает в виде ястреба, на котором надет противогаз. Сам он в доспехах, а в руках его бомба, зашитая в Микки Маусе. Её он без зазрения совести предлагает детям.

В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» образ Нищеты представлен в виде старушки, которая стоит, опираясь на посох. Она босая и очень тощая. Несмотря на почти полное бессилие, она тянет руку, прося милостыню. Тут между людьми возникли споры на счет того, можно ли считать нищету пороком. Кто-то вспоминал пьесу Островского, а кто-то слова Достоевского. Речь идет о том, что жить в бедности можно. Можно и сохранить свое достоинство, не имя лишнего куска хлеба. Но в нищете все равны, и здесь нельзя остаться особой. Но тот, по чьей вине нищими становятся другие, однозначно заслуживает осуждения.

Видео:СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - ДЕТИ-ЖЕРТВЫ ПОРОКОВ ВЗРОСЛЫХ-БОЛОТНАЯ ПЛОЩАДЬ #юнармия #досааф #москваСкачать

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - ДЕТИ-ЖЕРТВЫ ПОРОКОВ ВЗРОСЛЫХ-БОЛОТНАЯ ПЛОЩАДЬ #юнармия #досааф #москва

История

Заказчиком и соавтором идеи памятника выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и во время одной из встреч со скульптором подсказал ему своё видение позы одной из фигур — «Садизм». Сам художник вспоминал об этом так:

Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования — осёл, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, — это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков[3].

2 сентября 2001 года, в День города Москвы, скульптура, подаренная Михаилом Шемякиным столице, была установлена на Болотной площади архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым[7]. Спонсором памятника выступила . Первое время скульптура была общедоступной для горожан, но после нескольких актов вандализма, когда злоумышленники отпиливали металлические элементы со скульптур, его огородили забором. Несмотря на популярность памятника среди жителей Москвы и туристов, случаи вандализма по отношению к скульптурам прекратились[8].

Памятник работы Михаила Шемякина вызвал полярную реакцию общественности. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования Вера Абраменкова сравнила скульптурные изображения пороков с символикой «в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект» и назвала памятник вредным для детской психики[9]. Она раскритиковала памятник с религиозных позиций за акцентированное изображение пороков:

По замыслу автора, это «памятник детям, жертвам пороков взрослых». В народе, правда, его немедленно прозвали просто «памятником порокам». И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чёртова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Впечатление жуткое: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции[9]

Доктор исторических наук, искусствовед Нина Молева увидела в композиции «хоровод пороков на Царицыном лугу. Именно на нём, в виду Кремля и едва ли не единственной по красоте его панорамы, олицетворение всех видов мерзостей, которыми способны отравить детскую жизнь взрослые — родители, учителя, предки, солдаты, отдававшие и продолжающие отдавать им все свои силы и само существование»[10].

Против установки скульптур выступали и представители городских властей. В частности, депутат Московской городской думы Александр Крутов отозвался о них так:

Кто-то считает, что если М. Шемякин – известный художник и скульптор, то и новая работа талантлива; другое мнение – М. Шемякин совершенно не московский художник, и его скульптура будет выглядеть в нашем городском ландшафте инородным телом; кто-то уверен, что сама мысль «Дети – жертвы пороков взрослых» странная. Возникает также вопрос: есть ли у города возможность финансирования подобных проектов?[10]

Критически отозвался о памятнике и корреспондент Радио «Свобода» в Вашингтоне Владимир Абаринов. По словам журналиста, мысль о сооружении подобного монумента в центре Москвы показалась ему «дикой и невозможной» из-за общего диссонанса с архитектурным обликом города[11].

В то же время, протоиерей и литературовед Андрей Дударев высоко оценил работу Шемякина, назвав его искусство «сложным, многоплановым и безукоризненно точным». По мнению священника, композиция представляет собой образец христианского искусства: он увидел в ней гротеск в духе Даниила Хармса, параллели с творчеством Иеронима Босха и альбомом Islands группы King Crimson[12].

Видео:«Дети – жертвы пороков взрослых»Скачать

«Дети – жертвы пороков взрослых»

Эксплуатация детского труда, Беспамятство и Садизм

Эксплуатацию детского труда архитектор представил в виде птицы с огромным клювом. Она приглашает смотрящих проследовать за ней в завод, где на каждой стене оттиски детских ладошек. В более простом смысле понимается скудное детство, рутинность в самое прекрасное время в жизни, манипулирование чувством долга.

Беспамятство изображено в виде позорного столба, по которому ползут змеи. Это означает полную нечувствительность к тому, что происходило в прошлом, к памяти, уважению. Бесчувственный столб окутали змеи, сознание затуманено.

Садизм показывается в образе ужасного носорога, который смотрит на человека с распростёртыми объятиями. Не чувствительный к боли и чувствам других людей, он верёвкой поддерживает свое огромное обвисшее пузо. В аллегорическом смысле здесь передается желание взрослых проявлять свою власть над детьми, учить их по собственным убеждениям, даже ложным. Многие стремятся к доминированию и подавлению детей, таким образом выплескивая наружу свои комплексы.

Пропаганда насилия изображается в виде Буратино, который предлагает массу средств для причинения вреда. Кстати, на сегодняшний день пропаганда насилия более всего проявляется в играх, мультфильмах и детском кино.

Над всеми этими чудовищами возвышается главное из них – Равнодушие. Это худший из пороков, ведь из него проистекают все остальные. Это создание с бесчувственным телом, закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Именно бесчувственность и нежелание понимать другого являются корнем многих бед. Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» несет посыл, что, если бы, совершая зло, человек одумался хотя бы на 10 минут, многих печальных событий можно было бы избежать. Ведь все мы знаем, как «выключить» свой внутренний голос и молча делать то, что тебе надо, даже если это может навредить кому-то другому.

Видео:Памятник пороков взрослыхСкачать

Памятник пороков взрослых

Новое в блогах

Только тогда порочность не заслуживает снисхождения, когда ей противодействует рассудок, ибо он – сила.

В самом центре Москвы на Болотной площади можно найти необычную композицию — это памятник людским порокам. Всего 13 пороков: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, равнодушие, лженаучность, пропаганда насилия, садизм, для беспамятных, война, нищета, эксплуатация детского труда.

Памятник человеческим порокам

Памятнику М. Шемякин по праву можно отдать первое место. “Дети — жертвы всех пороков взрослых” — уникальный памятник.

На пьедестале в центре композиции возвышается необыкновенная скульптура, которая олицетворяет худший из пороков — это двуликое равнодушие, равнодушие с заткнутыми ушами, закрытыми глазами, с гробовидным телом и сложенными на груди руками. В одном из своих интервью М. Шемякин назвал равнодушие одним из самых главных людских пороков, он сравнил равнодушие с бесчувственностью, назвал «корнем всяческого зла».

В этой композиции также отражены невежество, воровство, нищета, война, глупость, наркомания, проституция.

Наркомания на статуе выражена в виде ангела смерти, на которой надет фрак графа Дракулы, с мешочком героина и шприцом в руках. Кажется, статуя предлагает «улететь» от всех жизненных проблем.

Проституция выражена в мерзком образе жабы, у которой пухлые губы и пышные формы. Плюс ко всему жаба усыпана бородавками по всему телу, а на поясе множество змей. В широком смысле, эта статуя олицетворяет безнравственность, лицемерие, отсутствие настоящих эмоций и чувств.

О глупости осла говорить не нужно — это не редкое качество людей, которое нам всем знакомо.

человеческие пороки болотная площадь

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города — 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров — жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: «наркомания» (drug addiction), «проституция» (prostitution), «воровство» (theft), «алкоголизм» (alcoholism), «невежество» (ignorance), «лжеучёность»(irresponsible science), «равнодушие» (indifference), «пропаганда насилия» (propaganda of violence), «садизм» (sadism), «для беспамятных…» (for those without memory…), «эксплуатация детского труда» (child labor), «нищета» (poverty), «война» (war).

Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: «Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети — наше будущее!». Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России».

На переднем плане скульптурного ансамбля изображения детей, играющих в жмурки, — с завязанными глазами, за ними – двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом.

Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.

Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную

. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.

Видео:Там, где "Дети - жертвы пороков взрослых"Скачать

Там, где "Дети - жертвы пороков взрослых"

Дети — жертвы пороков взрослых

человеческие пороки болотная площадь

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» — довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети — маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет — вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

человеческие пороки болотная площадь

В фигуры пороков вложено много символизма, они — живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания;
2. Проституция;
3. Воровство;
4. Алкоголизм;
5. Невежество;
6. Лжеучёность;
7. Равнодушие;
8. Пропаганда насилия;
9. Садизм;
10. «Для тех, кто без памяти» (позорный столб);
11. Эксплуатация детского труда;
12. Нищета;
13. Война.

Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти — первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон «гуру», проповедующего ложные знания, Алкоголизм — омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета — иссушенную старуху, скульптура «Для тех, кто без памяти» выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

Автор скульптуры: скульптор Михаил Шемякин. Как сказано на установленной при памятнике табличке, он задумал композицию как аллегорию борьбы с преступлениями взрослых против детей:

«Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений.

Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: «Дети — наше будущее!» Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России.»

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних «Дети — жертвы пороков взрослых» вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой — так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых» находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро «Кропоткинская» Сокольнической линии, «Третьяковская» Калужско-Рижской и «Новокузнецкая» Замоскворецкой.

💥 Видео

Памятник порокам в Москве. Хочу знать. 4 серия. 5 эпизод.Скачать

Памятник порокам в Москве. Хочу знать. 4 серия. 5 эпизод.

Памятник 13 порокам. Москва 2011.Скачать

Памятник 13 порокам. Москва 2011.

Дети-жертвы пороков взрослыхСкачать

Дети-жертвы пороков взрослых

Дети- пороки взрослыхСкачать

Дети- пороки взрослых

Mihail Chemiakin, Children - Victims of the Sins of Adults - Михаил Шемякин, Дети-жертвы пороковСкачать

Mihail Chemiakin, Children - Victims of the Sins of Adults - Михаил Шемякин, Дети-жертвы пороков
Поделиться или сохранить к себе: